Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Основные функции территориального общественного самоуправления

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.05.13. Год: 2012. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Тихоокеанский государственный экономический университет

Кафедра «Государство и право»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине Территориальное общественное самоуправление

 

ТЕМА: Основные функции территориального общественного самоуправления

 

 

 

 

 

 

                                                                                 Студентка гр.

                                                                                                                                   Ф.И.О.

                                                                                       Руководитель к. полит. н., доц.

                                                                                      Ф.И.О.

                                                                                Курсовая работа допущена к защите:

                                                                                        ___________________________________       

                                                                           подпись руководителя

                                                                                                     «___»______________________2011 г.

                                                                Курсовая работа защищена

                                                                                 с оценкой:_______________________

                                                                                                     «___»______________________2011 г.

 

 

 

 

 

 

 

Владивосток – 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

3

1.

РОЛЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕ

 

1.1

Понятие территориального общественного самоуправления и его формы

5

1.2

Правовая основа территориального общественного самоуправления

10

2.

ФУНКЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО  САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

2.1

Понятия функций территориального общественного самоуправления

14

2.2

Политическая функция

18

2.3

Социальная функция

19

2.4

Финансово – экономическая функция

21

2.5

Регулятивная (управленческая) функция

21

2.6

Контрольная функция

22

2.7

Функции ТСЖ как основного проявления ТОС

23

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

26

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время Российская Федерация идет по пути становления новой государственности, функционирующей на принципах демократии. Страна развивается в историческом, социальном, политическом планах. 

В связи с этим граждане нашей страны начинают все активней принимать участие в жизни всего общества посредством местного самоуправления.

Территориальное общественное самоуправление рассматривается как самоорганизация граждан по месту жительства и как форма участия населения в местном самоуправлении.

Самоуправление в России практикуется давно (например, вече у древних новгородцев). Но конкретная законодательная база была подведена под самоуправление сравнительно недавно – принятием Конституции РФ 12 декабря 1993 года.

12 статьёй Конституции РФ признается и гарантируется местное самоуправление. Это позволяет всем заинтересованным гражданам принять участие в решении отдельных вопросов местного значения. Местное самоуправление является воздействием народа на власть, ее поддержкой и передачей своих интересов данной власти, а так же привлечением всех граждан для создания для населения тех условий жизни, при которых оно может повлиять на принятие решений в управлении государством.

Однако, не все хорошо понимают, что такое территориальное общественное самоуправление, и в чем заключаются его функции. Несмотря на точное определение понятия "территориальное общественное самоуправление" в Федеральном законе №131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", до настоящего времени многие относят его то к институтам власти (в частности, к одной из форм организации местного самоуправления), то к общественным объединениям. Вследствие этого, объектом исследования будет являться территориальное общественное самоуправление, а предметом – функции ТОС. Поэтому целью данной работы является раскрытие и упорядочивание основных функций территориального общественного самоуправления. Задачей является проведение анализа данных функций. Актуальность работы обусловлена масштабными социальными и административными реформами, проводимыми в настоящее время в нашей стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      РОЛЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕ

 

 

1.1    Понятие территориального общественного самоуправления и его формы

 

 

Одной из форм народовластия (непосредственной демократии) является территориальное общественное самоуправление (далее - ТОС), под которым понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и др.) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно самими же гражданами или через созданные ими органы территориального общественного самоуправления.

Статус территориального общественного самоуправления на каждой территории прописывается в уставе конкретного муниципального образования исходя из регионального закона о территориальном общественном самоуправлении, или, при его отсутствии, исходя из Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Использование норм ранее действовавшего законодательства без учета их соответствия существующему привело к тому, что, несмотря на точное определение территориального общественного самоуправления действующим федеральным законодательством, в законах ряда субъектов Российской Федерации, а также в нормативных правовых актах органов местного самоуправления перепутаны понятия местного самоуправления и территориального общественного самоуправления.

Для того, что представляет собой ТОС необходимо обозначить различия между ТОС и местным самоуправлением (рис. 1).

Рис. 1 Формы местного самоуправления

1. Общественные собрания граждан. Это одна из самых массовых форм непосредственной демократии, наиболее доступной гражданам   и    являющаяся     средством      их    самоорганизации.

2. Домовые (уличные) комитеты. Они, как правило, работают без образования юридического лица и во многом повторяют сеть домкомов доперестроечных времен. Домовые и уличные комитеты образовываются чаще всего именно на базе муниципального жилищного фонда, т.к. кооперативные жилые дома, как правило, имеют собственное правление, выполняющее функции домкомов.

Домовые и уличные комитеты создаются, как правило, стихийно, собраниями инициативных групп из числа жителей. Их основные функции -вопросы благоустройства и взаимодействия со структурами ЖКХ. Домовые и уличные комитеты часто выступают как заказчики ряда общественно-полезных работ и мероприятий (от мелкого ремонта и содержания инфраструктуры домов до охраны общественного порядка).

3. Комитеты территориального общественного самоуправления и товарищества собственников жилья. Это самая высокоразвитая форма ТОС на настоящее время. КТОСы и ТСЖ действуют практически всегда как юридические лица,   имеют   выборных   оплачиваемых   руководителей   и   жесткую организационную структуру. Как правило, действуют они в городах, охватывая значительную территорию (один или несколько микрорайонов). Если ТСЖ нацелены больше на вопросы содержания жилищного фонда и лоббирование коллективных интересов членов товариществ в органах власти, то деятельность КТОСов многоаспектна.

ТОС основывается на принципах:

?                  законности;

?                  свободного волеизъявления граждан на собраниях (сходах), конференциях;

?                  выборности и подконтрольности органов и уполномоченных выборных лиц территориального общественного самоуправления собраниям (сходам), конференциям членов территориального сообщества;

?                  добровольного участия членов территориального сообщества в разработке и принятии решений по осуществлению собственных инициатив в решении вопросов обеспечения жизнедеятельности населения, в их реализации;

?                  сочетания интересов членов территориального сообщества и интересов населения, не участвующего в территориальном общественном самоуправлении, уважения их прав и интересов;

?                  самостоятельности и ответственности в принятии и реализации решений;

?                  гласности и учета общественного мнения

Кроме того, практически во всех регионах организации территориального общественного самоуправления действуют в рамках Федерального закона «Об общественных объединениях» или закона «О некоммерческих организациях». Тем самым признается, что организации территориального общественного самоуправления являются не частью государства, дотянувшейся до каждой квартиры, а действительно формой самоорганизации населения для решения своих проблем, как и другие общественные объединения, и некоммерческие организации.

Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в нескольких основных формах.

1. Формы непрямого участия. В этом случае граждане по различным схемам (на общем собрании, конференции и т.д.) выбирают представительный орган, который затем действует как «мини-исполком». Такая форма организации наиболее традиционна для нашей страны и является наиболее распространенной. В разных регионах эти органы называются по разному: КОС (комитет общественного самоуправления), организация ТОС (организация территориального общественного самоуправления), ОТОС (орган территориального общественного самоуправления), территориальная община, уличком и др. Традиции подобных комитетов сохранились у нас со времен Советской власти (домкомы, уличкомы). Такая форма имеет очевидные преимущества. Во-первых, очевидный выигрыш в оперативности. Когда принятие решения зависит от нескольких человек, можно надеяться на быструю реакцию. Во-вторых, полномочия таких органов обычно хорошо прописаны законодательно. Существуют стандартные образцы уставов.

Однако несколько человек довольно часто не могут представлять интересы всех групп жителей, проживающих на территории. Возникает разрыв между населением и представительным органом. На этой почве появляются разного рода конфликты. Обычно учитываются интересы групп, представители которых есть в комитете или, в крайнем случае, интересы наиболее организованных групп: пенсионеров, ветеранов, многодетных матерей и других социально незащищенных групп населения. При этом очень часто выпадают интересы наиболее активной группы населения: людей работоспособного возраста, проводящих большую часть своего времени вне дома. Постепенно такой орган приобретает черты «мини-собеса».

2. Формы прямого участия. Обычно эта форма применяется на небольших территориях с небольшим количеством жителей. В этом случае для решения вопросов собирается общее собрание жителей территории или организуется письменный опрос. Это форма наиболее полного представительства жителей в управлении своей территорией. При ее правильном использовании она позволяет учитывать интересы всех жителей. Однако ее значительным минусом является слабая организованность жителей. При ее применении значительно снижается оперативность. Часто собирать собрание всех жителей обычно просто невозможно, а принять какое-либо решение на общем собрании совсем непросто. Примерами такой формы самоуправления является сход и референдум.

3. Коалиции нескольких организаций. Возникают, когда на одной территории действует несколько устоявшихся организаций, представляющих интересы определенных категорий жителей (например, совет ветеранов, детская организация, экологическая организация и т.п.). Как показывает практика, это наиболее продуктивная форма работы. При ее применении наиболее четко отражаются интересы различных групп жителей, проживающих на территории. При такой организации органы территориального общественного самоуправления способны на решение серьезных вопросов жизни своих жителей. Коалиция способна на мобилизацию серьезных ресурсов. По сравнению с формами прямого участия резко возрастает оперативность работы. С другой стороны, это наиболее сложная форма работы. Как правило, для ее организации требуются значительные внешние усилия. Обычно, хотя и не всегда, она возникает при активном участии органов местного самоуправления.

При определении того, какая форма организаций территориального общественного самоуправления (ОТОС) необходима на территории того или иного муниципального образования, стоит учитывать множество факторов:

?     Масштаб территории. Как показывает практика, различные формы прямого участия эффективны только на весьма ограниченных территориях. Следующими по величине охвата идут различные формы ОТОС непрямого участия. На наибольший охват способны ОТОС, построенные по принципу коалиций.

?     Уровень оперативности принятия решения. Быстрее всего работают ОТОС непрямого участия, следом идут коалиции, оперативность различных форм ОТОС прямого участия, к сожалению, оставляет желать лучшего.

?     Уровень решаемых задач и их разнообразие. Как показывает практика, круг задач, решать которые способна ОТОС прямого участия, крайне ограничен, но при этом уровень может быть очень высоким. Прямо противоположная картина у различных форм ОТОС непрямого участия. Их спектр может быть очень разнообразен, но уровень этих задач и их масштаб не может быть слишком высоким. Коалиции объединяют в себе лучшие черты обеих предыдущих групп.

?     Простота создания. Проще всего создаются ОТОС непрямого участия. Гораздо сложнее организуются формы прямого участия населения. Сложнее всего создаются коалиции. Часто для их создания необходим довольно длительный предварительный этап создания организаций, будущих членов коалиции.

 

 

1.2    Правовая основа территориального общественного самоуправления

 

 

Правовую основу территориального общественного самоуправления составляют Конституция Российской Федерации, законодательство РФ, правовые акты субъектов РФ, правовые акты органов местного самоуправления.

Согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения (ст. 27 ФЗ)[1].

Несмотря на точное определение понятия «территориальное общественное самоуправление» в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», до настоящего времени многие активисты территориального общественного самоуправления, муниципальные деятели, ученые спорят о сущности территориального общественного самоуправления, относя его то к институтам власти, в частности, к одной из форм организации местного самоуправления, то к общественным объединениям. На самом деле, ответ на этот вопрос однозначен и может быть дан только на основе анализа норм действующего законодательства.

Территориальное общественное самоуправление не может быть отнесено к общественным объединениям граждан, так как в этом случае на него распространялись бы нормы законодательства об общественных объединениях, и его организация и деятельность не могли бы регулироваться указанным выше.

Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации и местными нормативными актами. Не может быть признан этот институт и властным, в том числе и как одна из форм организации местного самоуправления, так как Конституцией Российской Федерации он в этом качестве не назван. Наличие территориального общественного самоуправления не является обязательным, как наличие органов власти. Органы территориального общественного самоуправления не обладают властными функциями по отношению к населению[2].

Правовой статус территориального общественного самоуправления в настоящее время отличается от установленного ранее Законом Российской Федерации «О местном самоуправлении в Российской Федерации».

До принятия Конституции Российской Федерации органы территориального общественного самоуправления входили в систему местного самоуправления; местное самоуправление осуществлялось через представительные органы местного самоуправления, местные органы управления, формы прямой демократии, а также через органы территориального общественного самоуправления. В соответствии с действующим федеральным законодательством органы территориального общественного самоуправления обособлены от органов местного самоуправления и не включены в их систему.

Причем Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста. Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации. Ст.27 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержит также юридическое закрепление возможности наделения органов ТОС правами юридического лица в соответствии с уставом муниципального образования.

Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления в мэрии.

Обязательными условиями для образования ТОС являются:

?                  в пределах одних и тех же границ не может быть более одного ТОС;

?                  границы территорий ТОС не могут пересекаться;

?                  граница территории ТОС не может выходить за границу территории города;

?                  территория, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление (если в его состав входит более одного жилого дома), неразрывна.

В уставе территориального общественного самоуправления устанавливаются:

- территория, на которой оно осуществляется;

-цели, задачи, формы, основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;

- порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;

- порядок принятия решений;

-порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;

- порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.

Дополнительные требования к уставу территориального общественного самоуправления устанавливаться не могут.

2.      ФУНКЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

 

2.1             Понятия функций территориального общественного самоуправления

 

 

В правовых документах, как муниципального образования, так и органов территориального общественного самоуправления, органы территориального общественного самоуправления наделяются властными полномочиями, правом принятия общеобязательных на своей территории актов, хотя ни сущность территориального общественного самоуправления, ни способ формирования этих органов не допускают передачи органам территориального общественного самоуправления властных прав в отношении граждан и юридических лиц.

Формирование такого властного института противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

Функции ТОС - это основные направления деятельности ТОС[3].

Как правило, основной функцией органов территориального общественного самоуправления является исполнение решений органов местного самоуправления.

В Федеральном Законе № 131 к функциям территориального общественного самоуправления относятся:

  1. представление интересов населения, проживающего на соответствующей территории;
  2. обеспечение исполнения решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;
  3. осуществление хозяйственной деятельности по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иной хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение социально – бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;
  4. право вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

К более детализированным  функциям    территориального   общественного    самоуправления относятся основные направления их деятельности, а именно:

1. обеспечение участия жителей территории в решении вопросов местного значения;

2. использование муниципальной собственности (в том числе, аренда нежилых муниципальных помещений) при передаче ее в пользование на правах хозяйственного ведения муниципальному унитарному предприятию или на правах оперативного управления учреждению в случаях, когда это затрагивает интересы граждан территории действия органов территориального общественного самоуправления (далее – ОТОСа);

3. прием выполненных работ по благоустройству и озеленению территорий, ремонту и реконструкции жилого фонда, объектов социальной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, дорог и тротуаров, расположенных на территории действия ОТОСа;

4.   формирование   промышленных,   рекреационных  и  других функциональных зон и объектов, использование природных ресурсов, охрана историко-культурного наследия и окружающей среды;

5. приватизация объектов бытового обслуживания населения и торговых предприятий территории действия ОТОСа;

6. застройка муниципальных земельных участков в пределах территории действия ОТОСа, возведение на них зданий и сооружений, осуществление перестройки или сноса строений, кроме случаев застройки земельного участка в соответствии с генеральным планом и проектами планировки и застройки, предоставления (передачи) земельных участков гражданам;

7. представление земельных участков и находящегося на них недвижимого имущества другим юридическим лицам в постоянное и срочное пользование, в том числе и аренду;

8. порядок использования гражданами и юридическими лицами земельных участков общего пользования: территории, на которых расположены внутриквартальные и дворовые спортивные сооружения, зоны отдыха и зеленые насаждения, автостоянки, мусоросборники, хозяйственные пристройки, гаражи, места выгула домашних животных и птиц;

9. участие в поддержании правопорядка на соответствующей территории;

10. другие решения, затрагивающие интересы граждан соответствующей территории и уставные полномочия ОТОСа.

Так как территориальное общественное самоуправление происходит посредством собраний и конференций граждан, осуществляющих данное самоуправление, то необходимо перечислить функции, относящиеся к собраниям и конференциям в данной области[4]:

1.      установление структуры органов территориального общественного самоуправления;

2.      принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;

3.      избрание органов территориального общественного самоуправления;

4.      определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;

5.      утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления;

6.      рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.

Помимо этого, ТОСы выполняют следующие  основные, общие для всего самоуправления,  функции:

?   политическая;

Эта функция дает право гражданам принимать активное участие в местном самоуправлении, а также обеспечивает исполнение решений, принятых органами местного самоуправления.

?   социальная.

Социальная функция позволяет представлять интересы граждан в местном самоуправлении, а также позволяет обеспечить высокое качество проживания граждан на подконтрольной ТОСу территории.

?     финансово – экономическая;

Данная функция позволяет нацелить общественные формирования на решение социальных задач населения с помощью экономических средств и обеспечить им материальную основу жизнедеятельности.

?     регулятивная (управленческая);

Данная функция позволяет осуществлять управление делами органам ТОС на занимаемой ими территории.  

?     контрольная;

Данная функция позволяет осуществлять контроль как за действиями властей              на данной территории, так и за действиями самих граждан, проживающих в зоне работы ТОС.

 

 

 

 

 

 

2.2   Политическая функция

 

 

Данная функция позволяет ТОСам принимать деятельное участие в жизни общества. Через нее реализуются права граждан на принятие участия в местном самоуправлении.

Граждане вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, которые отражают реальные потребности и  требования людей, проживающих на данной территории.

Взаимодействие ТОСов с действующей властью показывает уровень доверия граждан своим депутатам.

Чем больше правящая партия или какая-либо иная властная структура оказывает содействия ТОСу, тем больше политической поддержки в виде голосов электората она получает.

Политическая функция реализуется через полномочия ТОС в этой области. Они включают в себя: внесение предложений по вопросам жизнедеятельности, разработку и представление проектов планов и программ развития территории; осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства; выступление с правотворческой и гражданской инициативой в городской Думе;

Развитие системы ТОСов показывает, что они востребованы населением. В связи с этим, политическая функция также является :


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.