Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.05.13. Год: 2012. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?

Министерство образования и науки

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Тульский Государственный университет

                                Кафедра гражданского права и процесса

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНО - КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

 

 

Земельное право

 

на тему:

 

«Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)»

 

 

        

 

Выполнила_____________                студентка группы 761072в Резникова Е.В.

Проверил______________                к.ю.н., доц. Харьков В.Н.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

Тула  2012

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Введение…………………………………………………………………….3

2. Характеристика понятия сервитут..……………………………………......5

3. Частный сервитут…………….………………………………………………8

4. Публичный сервитут……………………………………………………..…15

5.Заключение…………………………………………………………………..19

6. Список источников и литературы…………………………………………21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Сервитуты представляют собой весьма уникальное правовое явление и своим появлением обязаны древнеримским юристам. В римском праве слово «servitus» означало «рабство вещи», «служение ее».

В дореволюционной России сервитуты весьма успешно применялись на практике для разрешения разнообразных земельных споров между соседями. В советский период эти права на чужие вещи стали совершенно излишними и временно были забыты. Гражданский кодекс РФ не только включил сервитуты в перечень вещных прав (ст. 216), но и урегулировал некоторые принципиальные вопросы, связанные с возникновением и прекращением сервитутов.

Актуальностью данной темы является то, что для современного российского права сервитут является новым институтом. В силу данного обстоятельства недостаточно изучена правовая природа современных сервитутов в российском праве. Немногочисленные теоретические исследования в области сервитутов были опубликованы еще в начале XX в. В конце 90 -х г. XX в. они появляются в виде статей, в большинстве случаев носящих общий, описательный характер. Более обширные исследования, в виде монографий, посвященных сервитутам в России, теоретическим и практическим проблемам данного института в настоящее время не опубликовано. Исключение составляют лишь исследования, посвященные иным институтам гражданского права - собственности, владению и т.п., или общим проблемам гражданского права,  истории государства и права, в рамках которых рассматривается и право ограниченного пользования чужим земельным участком.

С закреплением в Гражданском кодексе Российской Федерации норм о сервитутах, распространением данного института в отраслевом законодательстве появилась необходимость дальнейших теоретических исследований. Сервитуты рассматриваются в рамках общей проблемы права собственности на землю, в опубликованных статьях и монографиях И.Б. Новицкого,  О.И. Крассова, Е.А. Суханова, В.И. Синайского, М.Н. Малеиной и других исследователей в области гражданского и земельного права.

  Объектом данной работы являются общественные отношения, складывающиеся между субъектами сервитутных отношений при установлении, осуществлении и прекращении права на сервитут.

Предметом данной работы являются законодательные акты, материалы судебной практики, теоретические исследования, посвященные формированию института сервитутов в отечественном законодательстве, а так же понятийный аппарат, используемый при изучении сервитутов.

Основной целью данной работы является рассмотрение особенностей вещных прав ограниченного пользования чужим недвижимым имуществом по Российскому законодательству.

В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

1) Определить понятие сервитута в Российском праве;

2) Рассмотреть основания и особенности установления и прекращения сервитутов;

3) Определить классификацию сервитутов;

4) Рассмотреть нормативно – правовые акты, регулирующие вопросы в отношении сервитута.

Методы, использованные в работе:

- описание;

- анализ;

- сравнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «СЕРВИТУТ»

В римском праве слово «servitus» означало «рабство вещи», «служение ее». Право, возникающее на служащую вещь, называлось сервитутом. Классическая сущность сервитута. Сформировавшаяся еще во времена Древнего Рима, состоит в том, что он представляет собой право ограниченного пользования чужим земельным участком. В римском праве сервитутом считалось право на чужую вещь, состоявшее в пользовании ею и принадлежащее или определенному субъекту, или вещи. Если устанавливался сервитут, то земельный участок не только служил своему собственнику, но и использовался для выгод собственника соседнего участка[1].

Сервитут как разновидность вещных прав, сформулированных еще во время Римской империи, в отечественном законодательстве длительное время не находил своего отражения. Дореволюционное гражданское законодательство хотя и устанавливало некоторые виды ограничений на право собственности в отношении земельных участков, объектов недвижимости, водных и лесных ресурсов, понятия "сервитут" не содержало. Термин "сервитут" использовался лишь в законодательных актах отдельных губерний. В период действия советской власти в связи с отменой права частной собственности на землю и объекты недвижимости необходимость в сервитуте отпала. Впервые этот термин был применен в 1993 - 1994 гг. в ряде нормативных правовых актов, регламентировавших право пользования земельными участками (например,  «Временное руководство по инвентаризации земель населенных пунктов» (утв. председателем Роскомзема 17 мая 1993 г.),  Указ Президента РФ от 22 июля 1994 г. №1535 "Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года"),  а позже нашел отражение в Гражданском, Земельном, Водном, Лесном, Градостроительном кодексах РФ, а также в многочисленных нормах федерального законодательства. Следствием исторической традиции стало то, что сервитут как разновидность ограниченных вещных прав появился в отечественном законодательстве относительно недавно, а его законодательное закрепление носит спорный характер. Достаточно сказать, что в кодифицированных актах определение сервитута отсутствует, а в федеральном законодательстве и подзаконных нормативно-правовых актах оно раскрывается весьма противоречиво [2].

Сервитут – это право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, например, для прохода, прокладки и эксплуатации необходимых коммуникаций и иных нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Сервитут как вещное право на здание, сооружение, помещение может существовать вне связи с пользованием земельным участком. Для собственника недвижимого имущества, в отношении прав которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременения[3].

В соответствии с п. 1 стр. 274 ГК РФ собственник земельного участка (или иной недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Обременение земельного участка сервитутом ни в коем случае не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения участком. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для участка, в отношении которого он установлен. Более того, собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в отношении которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком. В случае, если права на земельный участок, обремененный сервитутом, перейдут к другому лицу, то сервитут сохраниться. При этом сам по себе сервитут не может быть предметом сделок (купли-продажи, залога и др.) и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимости, для обеспечения использования которой сервитут был установлен[4].

В земельно-правовой литературе большое внимание уделяется вопросам права собственности на земельные ресурсы и значительно меньшее — проблемам регулирования ограниченных вещных прав, в частности земельным сервитутам. Сервитутные отношения, традиционно являясь предметом исследова­ний в цивилистике, объективно требуют также специальных исследований приме­нительно к особенностям их правового регулирования в поресурсных отраслях законодательства, являющихся предметом совместного ведения Российской Феде­рации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ). Однако, как правило, данное об­стоятельство не находит адекватного отражения в гражданско-правовой литера­туре[5].

Различные исследователи в областях гражданского и земельного права предлагают авторские определения понятия сервитута. Например,    О.И.Крассов определяет сервитут как вещное право, которое существует до тех пор, пока существует сама вещь[6]. По мнению И.Б. Новицкого, под сервитутом следует понимать вещное право пользования чужой вещью в том или ином отношении[7]. Интересным представляется определение, которое предлагает М.В. Арсланалиев. Под сервитутом он предлагает понимать вещное право ограниченного пользования чужим недвижимым имуществом, устанавливаемое исключительно с целью обеспечения права эксплуатации смежного с ним недвижимого имущества и только в том случае, если оно не может быть реализовано без установления сервитута[8].

 

 

ЧАСТНЫЙ СЕРВИТУТ

Сервитутам посвящена ст. 23 ЗК. Существуют два вида  сервитутов: частный и публичный. Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством (ст. 274 – 277 ГК). Частный сервитут - сервитут, устанавливаемый в отношении земельного участка или иного объекта недвижимости соглашением между лицом, требующим установления сервитута и в его интересах (собственником земельного участка, обладателем права постоянного (бессрочного) пользования, обладателем права пожизненного наследуемого владения на земельный участок, собственником иного объекта недвижимости), и собственником другого земельного участка или собственником иного объекта недвижимости. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута[9].

Сервитут может устанавливаться на определенный срок (срочный сервитут) или без указания срока (постоянный сервитут).

Сервитут может быть установлен для обеспечения прохода или проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута[10]. Однако обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника прав владения, пользования и распоряжения участком.

Право собственности на земельный участок не единственный титул, обладание которым предоставляет возможность установить сервитут. Сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного пользования. Однако к числу лиц, устанавливающих в своем имуществе сервитут, законодатель отнес лишь собственников земельного участка[11].

Соглашение о сервитуте - договор, заключенный между лицом, требующим установления сервитута (собственником земельного участка, обладателем права постоянного (бессрочного) пользования, обладателем права пожизненного наследуемого владения на земельный участок, собственником иного объекта недвижимости), и собственником соседнего земельного участка или иного объекта недвижимости, а в необходимых случаях - собственником другого земельного участка (соседнего участка). Соглашением о сервитуте может быть предусмотрена обязанность лица, в интересах которого сервитут установлен, по выплате лицу, земельный участок которого обременен сервитутом, соразмерной платы за сервитут, а также может быть установлен размер данной платы.

Соразмерная плата за сервитут - это плата за пользование чужим земельным участком или иным объектом недвижимости на праве ограниченного пользования чужим земельным участком или иным объектом недвижимости (сервитуте), выплачиваемая собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, лицом, в интересах которого сервитут установлен (при установлении частного сервитута), либо выплачиваемая собственнику земельного участка органом государственной власти, органом местного самоуправления, нормативным правовым актом которого сервитут установлен (при установлении публичного сервитута), величина которой равна размеру убытков, причиненных собственнику обремененного сервитутом земельного участка или иного объекта недвижимости, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута[12].

Важно правило о том, что сервитут следует юридической судьбе обремененного им земельного участка. Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, обремененный этим сервитутом, к другому лицу. Сервитуты подлежат государственной регистрации прав на недвижимое имущество[13]. Правила регистрации сервитутов устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года « О государственной регистрации на недвижимое имущество и сделок с ним».

Участником соглашения о сервитуте, с одной стороны, является лицо, право которого обременяется сервитутом. В качестве такого лица согласно п.3 ст. 274 Гражданского кодекса Российской Федерации может выступать только собственник земельного участка или иной недвижимости. Другой стороной договора выступает лицо, в пользу которого устанавливается сервитут (обладатель сервитута, сервитуарий). Таким субъектом может быть не только собственник, но и лицо, которому господствующий земельный участок принадлежит на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования[14].

Частный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего земельного участка.

По мнению некоторых юристов, не требуется, чтобы сервитуарий непременно был соседом собственника[15]. Между тем законодатель использует слова "соседний участок". Следовательно, необходимость в установлении сервитута может возникнуть и в том случае, если удовлетворить свои потребности сервитуарий (участок которого в виде анклава) может, только минуя один или несколько других участков. Следовательно, сервитуарием может быть собственник и другого, не соседнего участка. В таком случае расстояние от границы обслуживающего участка (удаленность) не имеет значения. В связи с этим требуется уточнение п. 1 ст. 274 ГК РФ путем указания о том, что "собственник недвижимого имущества вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка предоставления права ограниченного пользования чужим участком (сервитута)"[16].

Лицо, являющееся арендатором, хранителем, подрядчиком, не имеет права от своего имени и в своих интересах требовать установления сервитута[17].

Условием установления частного вещного сервитута является невозможность сервитуария обеспечить свои нужды без установления сервитута. При этом частный сервитут обеспечивает интересы определенного сервитуария.

Нужды сервитуария определяются им как самостоятельно, так и исходя из требований, предъявляемых в нормативных и ненормативных актах к деятельности отдельных субъектов. Лицо, требующее установления сервитута, должно доказать необходимость его установления по той причине, что удовлетворение своих нужд невозможно без установления сервитута. Например, заявитель потребовал установления частного сервитута в виде прохода и обеспечения эксплуатации технических коммуникаций ответчика, обслуживающих здание в целом. Суд удовлетворил иск, поскольку было доказано, что прекращение тепло- и водоснабжения, отсутствие канализации в принадлежащих истцу помещениях делает невозможным их эксплуатацию и ущемляет права истца как собственника[18].

При недостижении соглашения об установлении сервитута или о его условиях сервитут устанавливается решением суда. Иск предъявляется лицом, требующим установления сервитута. Истец должен доказать, что нормальная эксплуатация его недвижимости невозможна без обременения сервитутом соседнего земельного участка (здания, сооружения) или соответственно что без включения определенного условия в договор сервитут невозможно реализовать[19].

На практике возникает вопрос о досудебном порядке урегулирования спора об установлении сервитута. М.Н. Малеина утверждает, что  законом не установлен досудебный порядок урегулирования спора по данной категории дел[20]. А в свою очередь, анализируя нормы российского законодательства, регулирующие сервитутные отношения, Е.В.Шаклеина полагает, что при заявлении иска об установлении сервитута истец должен представить доказательства, подтверждающие соблюдение им досудебного порядка урегулирования спора (например, проект соглашения, направленный второй стороне), при отсутствии последних суд должен вынести определение об оставлении заявления без движения и указать на необходимость предъявления соответствующих документов. Если в установленный срок обстоятельства, послужившие основаниями для оставления заявления без движения, не будут устранены, то суд должен вынести определение о возвращении заявления в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 129 АПК РФ[21].

Договор о частном сервитуте заключается в простой письменной форме между будущим владельцем сервитута и собственником соседнего земельного участка (иной недвижимости). Наряду с договором дополнительно составляется план земельного участка или здания (сооружения) с указанием границ сервитута, являющийся неотъемлемой частью договора.

Государственная регистрация сервитута проводится на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте[22].

В подразделе III-3 Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество в записях об ограничении права собственности указываются содержание ограничения, срок его действия, лицо, в пользу которого ограничивается право, наименование правоустанавливающего документа.

Регистрация удостоверяется выдачей владельцу сервитута свидетельства о государственной регистрации права на ограниченное пользование чужим имуществом, в котором указывается правоприобретатель, вид сервитута, дата и номер регистрации[23].

За государственную регистрацию сервитутов в интересах физических лиц уплачивается государственная пошлина в размере 500 рублей, а в интересах организаций - в размере 2000 рублей[24].

В договоре предусматриваются предмет, объект обременения, цель установления, вид и характер пользования чужим недвижимым имуществом, общий срок действия (если сервитут срочный), плата и другие условия.

Сервитуарий имеет следующие права: право пользоваться чужим имуществом в соответствии с видом сервитута и условиями использования и право на сохранение сервитута в случае перехода права собственности на обремененную недвижимость к другому лицу.

Право пользования сервитуария конкретизируется по сфере действия и не предполагает изменения существа и назначения вещи.

При установлении сервитута в виде права прохода следует указывать определенную часть земельного участка (на плане) или здания (лестница, коридор, тамбур, лифт и пр.), используемую для перемещения.

Сервитуарий имеет право на сохранение сервитута в случае перехода права собственности на обремененное здание к другому лицу. Следует заметить, что сервитуарий сохраняет право пользования и тогда, когда здание переходит во владение и пользование других лиц (арендаторов, безвозмездных пользователей).

Сервитуарий любого частного сервитута обязан соблюдать условия сервитута, то есть пользоваться имуществом добросовестно в соответствии с видом сервитута. Действия владельца сервитута должны отвечать правовому режиму использования земельного участка (категория земли в соответствии с целевым назначением) или здания (отнесение к жилому или нежилому фонду, памятнику истории и культуры).

Собственник обремененного имущества, в свою очередь, имеет обязанности и права в связи с установлением сервитута.

Собственник обязан оказывать необходимое содействие для установления сервитута на принадлежащем ему земельном участке или в отношении здания, производить все требуемые действия для осуществления регистрации сервитута в установленном законодательством порядке, в том числе представлять необходимые правоустанавливающие и иные документы. Расходы, связанные с государственной регистрацией договора о сервитуте, несет пользователь или собственник.

Основная обязанность собственника - обеспечить исполнение сервитута в активной и (или) пассивной форме[25].

Частный сервитут может быть прекращен по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, а именно:

по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен;

в случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута[26].

ПУБЛИЧНЫЙ СЕРВИТУТ

В отличие от частного сервитута публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Требования к содержанию акта об установлении публичного сервитута, перечню обязательных к отражению в нем сведений законодательством не определены. Такой акт может быть как преимущественно в текстовой или текстово-графической форме (отдельный нормативно-правовой акт), так и графической (проект межевания)[27]. Публичный сервитут устанавливается с учетом результатов общественных слушаний. Вместе с тем порядок их проведения федеральным законодательством не урегулирован.

Публичный сервитут является одним из правовых средств обеспечения общественных интересов в процессе регулирования земельных отношений, которое закреплено в земельном законодательстве наряду с такими публично-правовыми мерами, как изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд, резервирование и другие правовые меры. Своеобразие правовой модели публичного сервитута заключается в том, что защита публичного интереса в рамках данного правового института обеспечивается частноправовым способом[28].

Публичный сервитут имеет сходство с установлением ограничений прав на землю, поскольку ограничения прав также определяются на основании требований, предусмотренных законодательством. Однако имеются существенные отличия. Когда установлен публичный сервитут, то по требованию лица, в отношении земельного участка которого установлен сервитут, допускаются изъятия участка, возмещение ему причиненных убытков и иные правовые последствия. При определенных обстоятельствах, к которым относятся существенные затруднения в использовании земельного участка, обремененного публичным сервитутом, возможна выплата лицу, чей участок обременен, соразмерной платы. Установление ограничений не предполагает взимания в этом случае платы[29].

Впервые термин "публичный сервитут" появился в земельном законодательстве в Основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г. применительно к продаваемым застроенным земельным участкам, в отношении которых при продаже могли устанавливаться следующие публичные сервитуты:

1) безвозмездного и беспрепятственного использования объектов инфраструктуры общего пользования, которые существовали на участке на момент передачи его в собственность;

2) возможность размещения на участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

3) возможность доступа на участок соответствующих муниципальных служб для ремонта объектов инфраструктуры[30].

Однако, исследуя прежнее законодательство и нормы Земельного кодекса РФ, невозможно утверждать, что понимание оснований установления публичного сервитута осталось прежним. Более того, под воздействием постоянно развивающегося гражданского оборота они претерпели весьма существенные изменения. На сегодняшний день вопросы установления публичного сервитута регулируются ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации.

Существует исчерпывающий перечень оснований установления публичного сервитута, а именно для: прохода или проезда через земельный участок; использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры; размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; проведения дренажных работ на земельном участке; забора воды и водопоя; прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок; сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям; использования земельного участка в целях охоты и рыболовства; временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ; свободного доступа к прибрежной полосе[31].

Публичный сервитут носит императивный характер и практически не зависит от воли собственника, в отношении участка которого устанавливается, в отличие от частного сервитута, установление которого в одностороннем порядке невозможно. Пленум ВАС РФ Постановлением от 24 марта 2005 г. №11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", установив, что взаимосвязанные положения, содержащиеся в ст. 52 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п. 2 ст. 23 Земельного кодекса РФ, рассмотрение заявлений о признании недействующими нормативных правовых актов об установлении публичного сервитута, принятых органами местного самоуправления, относится к компетенции арбитражных судов; а споры между органом, установившим публичный сервитут, и собственником земельного участка, землевладельцем, землепользователем, связанные с необоснованным отказом в изъятии, в том числе путем выкупа земельного участка, несогласием с выкупной ценой или размером убытков, причиненных установлением такого сервитута, подлежат рассмотрению в арбитражных судах независимо от того, каким органом они были установлены[32].

Часть 2 ст. 191 Арбитражного процессуального кодекса РФ устанавливает, что производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц, обратившихся с требованием о признании такого акта недействующим.

То есть акты органов местного самоуправления, устанавливающие публичный сервитут, обжалуются в арбитражные суды, в отношении участка которого устанавливается, в отличие от частного сервитута, установление которого в одностороннем порядке невозможно. Основанием для регистрации публичного сервитута, его изменения и прекращения будет являться соответствующий акт уполномоченного органа либо решение суда[33].

Отсутствие правовой определенности содержания сервитута вызывает спорные вопросы, связанные с его прекращением. В соответствии с п. 2 ст. 48 ЗК РФ публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута. Однако в судебной практике общественный интерес зачастую смешивается с имущественными интересами конкретных заинтересованных лиц. В связи с этим заслуживает поддержки мнение авторов, которые полагают необходимым произвести ревизию норм, регулирующих вопросы установления публичного сервитута, а именно заменить носящие обобщающий характер фразы о нуждах государства, муниципалитета и общества более конкретными нормами[34].

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании исследования можно сделать выводы:

Сервитут – это право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, например, для прохода, прокладки и эксплуатации необходимых коммуникаций и иных нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Сервитут как вещное право на здание, сооружение, помещение может существовать вне связи с пользованием земельным участком. Для собственника недвижимого имущества, в отношении прав которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременения.

Основная масса норм о сервитутах содержится в Гражданском кодексе РФ (статьи 216, 274-277, 553, 613 и 694) и Земельном кодексе (статья 23 и др.). Отдельные нормы содержатся в природоресурсном законодательстве (Водный кодекс, Лесной кодекс и др.), а также в Федеральном законе «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Существуют два вида сервитутов: частный и публичный.

Частный сервитут - сервитут, устанавливаемый в отношении земельного участка или иного объекта недвижимости соглашением между лицом, требующим установления сервитута и в его интересах (собственником земельного участка, обладателем права постоянного (бессрочного) пользования, обладателем права пожизненного наследуемого владения на земельный участок, собственником иного объекта недвижимости), и собственником другого земельного участка или собственником иного объекта недвижимости.

В отличие от частного сервитута публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.