Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Войта-терапия

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 19.05.13. Год: 2012. Страниц: 28. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Вступление

 

ДЦП, парез Д. Эрба (родовая  травма), мышечный тонус (сниженный  или повышенный), дисплазия тазобедренного сустава, иными словами, нарушение  опорно-двигательного аппарата (врожденное или приобретенное), требует тщательного  детального и очень продолжительного лечения. И чем раньше оно начнется, тем больше шансов восстановить природный  порядок моторных реакций малыша!

В период с 1950 по 1970 годы чешский  невролог Вацлав Войта, занимающийся реабилитацией  детей, страдающих ДЦП обратил внимание на то, что при определенных положениях тела путем давления на установленные точки (раздражители),  у маленьких пациентов уверенно вызываются бессознательно повторяющиеся моторные реакции на туловище и конечностях (рефлексолокомоции).

Наблюдая за тем, как двигаются  во время занятий дети с частичным  поражением опорно-двигательного аппарата, доктор Войта заметил, что эти  движения подобны тем, которые выполняют  здоровые дети! Он дал название этому  фактору «врожденные образцы  движения». А потом многократно  подтвердил  этот факт, регулярно  вызывая эти образцы у здоровых новорожденных, тем самым доказав  их существование.  

Из этого он сделал вывод, что основной проблемой у детей, имеющих то или иное нарушение  двигательного развития, является функциональная блокада.

Принимая во внимание сделанные  выводы, В.Войта продолжил разрабатывать  и внедрять свой метод, получивший название: «Войта-терапия».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытие принципа Войты

Принцип рефлекторной локомоции, а также Войта-диагностика и  Войта-терапия были открыты и разработаны профессором Вацлавом Войтой.


Профессор, доктор медицинских наук Вацлав Войта

 Профессор Войта, родившийся 12 июля 1917 года в селе Мокросуки,  Богемия / Чешская Республика, и  умерший 12 сентября 2000 года в Мюнхене,  был неврологом и детским неврологом. В августе 1968 года он эмигрировал  из Праги в Германию, работал  в Ортопедической клинике Кёльнского  университета и в Мюнхенском  детском центре; с 1990 года до  своей смерти он снова преподавал  в Карловом университете в  Праге.

 

 

Профессор Войта разработал основы своей диагностики и терапии  – принцип Войты – в период между 1950 и 1970 годами. Принцип Войты  базируется на так называемой рефлекторной локомоции. При поиске лечения для  детей с церебральным парезом  профессор Войта обнаружил, что  на определённые раздражения в определённых положениях тела дети отвечают повторяющимися двигательными реакциями туловища и конечностей. Подобная активация  имела поразительное действие: дети, страдающие церебральным парезом, после  этого могли отчётливей говорить и по прошествии небольшого периода времени – уверенней вставать и ходить.

 

Применение принципа Войты в терапии

Так как эти активируемые двигательные модели отсутствовали  в спонтанной моторике таких детей  со спастическим церебральным парезом, но появлялись при активации, сначала  в неполном виде, становясь при  её многократном повторении всё более  обширными и полными, профессор  Войта сделал вывод, что спастика у детей может быть связана  с функциональной блокадой в процессе двигательного развития.

Исходя из этого открытия, профессор Войта разработал целостное  лечение при данных симптомах  у младенцев, детей и взрослых:

 

 

 

 

 

Профессор Вацлав Войта при  лечении недоношенного ребёнка.

 

 

 

 

  • Координированные, врождённые двигательные модели

Кроме того, профессор Войта  выдвинул предположение о том, что  эти активируемые двигательные модели с рождения заложены в каждом человеке, которое ему удалось подтвердить, регулярно провоцируя и наблюдая эти модели у здоровых новорожденных; при этом были отмечены движения, например отведение кисти в лучевую  сторону и раскрытие ладони, которые  при нормальном развитии ребёнка  появляются лишь в возрасте приблизительно 6 месяцев при спонтанном хватании и опоре на кисти.

  • Ранняя диагностика у грудных детей

Выполненные профессором  Войтой наблюдения и оценка двигательных моделей при спонтанном движении и при реакциях положения грудных  детей, а также оценка динамики развития первичных рефлексов образуют единственную в своём роде форму ранней диагностики  постуральных и двигательных нарушений  в грудном возрасте.

В настоящее время ранняя диагностика по методу Войты применяется  для выявления патологий двигательного  развития на ранней стадии, чтобы как  можно раньше (в течение первых 6 месяцев жизни) начать соответствующую  терапию, так как своевременное  лечение препятствует проявлению «неправильных  двигательных процессов» и обеспечивает наилучшие шансы выздоровления.

 

Рефлекторная  локомоция – основа Войта-терапии

За счёт терапевтического применения рефлекторной локомоции  у пациентов с повреждениями  центральной нервной системы  и двигательного аппарата можно  восстановить – по крайне мере в  отдельных областях – элементарные двигательные модели, то есть они становятся снова доступными. Рефлекторная локомоция  активируется «рефлексогенным» путём. Понятие «рефлекс» в контексте  рефлекторной локомоции означает не вид нейронального управления, а  относится к применяемым с  лечебной целью внешним раздражениям и определённым, всегда «автоматически»  возникающим двигательным реакциям на них.

В процессе Войта-терапии  терапевт оказывает целенаправленное давление на определённые зоны тела пациента, который находится в положение  на животе, на спине или на боку. Подобные раздражения у людей любого возраста автоматически и без их собственной  инициативы, то есть без активного  намеренного содействия пациента, приводят к двум двигательным комплексам:

рефлекторному ползанию в положении на животе и рефлекторному переворачиванию из положения на спине и боку. Рефлекторное ползание ведёт к своего рода ползущему движению, в то время как рефлекторное переворачивание начинается в положении на спине и, миную положение на боку, переходит в положение на четвереньках.

При рефлекторной локомоции  происходит координированная, ритмичная  активация всей скелетной мускулатуры  и реагирование различных уровней  интеграции центральной нервной  системы. Регулярно и циклично протекающие  двигательные реакции, вызванные в  определенном исходном положении с  помощью раздражения надавливанием, могут полностью вызываться и  репродуцироваться любое количество раз уже у новорожденных.

Таким образом, видимо задействуются  все движения, появляющиеся у человека при развитии хватания, переворачивания, ползанья, вставания и хождения. Согласно профессору Войте они имеются  в наличии у детей уже в  тех стадиях развития, в которых  они спонтанно ещё не обладают этими способностями.

За счёт терапевтического применения рефлекторной локомоции  у пациентов активируются необходимые  для повседневных спонтанных движений – бессознательно используемые –  функции мышц, в первую очередь  на позвоночнике, но также на руках  и ногах, кистях и ступнях и  на лице.

Профессор Войта предполагал, что благодаря многократному  вызыванию у пациента этих «рефлексообразных» движений происходит «разблокирование»  или «повторная прокладка» функционально  блокированных нервных сетей  между мозгом и костным мозгом.

 

Цель терапевтического применения рефлекторной локомоции

За счёт использования  рефлекторной локомоции должны стать  снова доступными и применимыми  элементарные составляющие выпрямления  и передвижения человека, то есть:

1. Равновесие тела при  движениях («постуральное управление»)

2. Выпрямление тела против  силы тяжести 

3. Целенаправленные хватательные  и шаговые движения конечностей  («фазная подвижность»).

 

Отличие от других физиотерапевтических приёмов и  методов

Войта-терапия не состоит в тренировке двигательных функций, таких как хватание, переворачивание со спины на живот и хождение. Активация рефлекторной локомоции скорее способствует доступу через центральную нервную систему к отдельным частичным двигательным моделям, необходимым для определённого движения или действия.

После лечения по методу Войты эти частичные модели становятся спонтанно доступными для пациента. Регулярное повторение сохраненного в  мозгу «нормального движения» предотвращает  заучивание замещающих движений. Они  в любом случае служили бы лишь заменой собственно желаемого «нормального движения».

 

Активация вегетативных и других автоматических реакций

С помощью рефлекторной локомоции, наряду с «большими» двигательными  процессами, также можно активировать определённые реакции, например:

  • отведение взора (глазная моторика)
  • движения языка, челюсти (ротолицевая моторика),

а также вегетативные функции, например:

  • регуляция работы кишечника и мочевого пузыря
  • дыхание
  • сосание и глотание,

и воздействовать на них.

 

Рефлекторная  локомоция и её отношение к  нормальному двигательному развитию

Частичные двигательные модели рефлекторной локомоции в совокупности охватывают все элементы двигательного  развития человека вплоть до свободного хождения. За счёт регулярной Войта-терапии  происходит «прокладка» частичных  моделей в центральной нервной  системе, так что активированное состояние сохраняется после  окончания процедуры и оказывается  положительное воздействие на спонтанные движения ребёнка или взрослого.

Согласно клиническому опыту  после активации с помощью  рефлекторной локомоции пациент (ребёнок / взрослый) располагает более обширным – или даже нормальным – выбором  положений тела. Это также ведёт  к росту эмоциональной уверенности  пациента, позволяющей взаимодействовать  с окружающим миром и получать опыт.

 

Войта-терапия в детском возрасте

Войта-терапия может одинаково применяться как для грудных детей, так и детей постарше. Назначение происходит на основании диагноза врача и соответствующе сформулированной цели лечения.

Наилучшие результаты достигаются, если у пациента ещё не развились  и не закрепились так называемые замещающие двигательные модели. У  пациентов с закрепляющейся «замещающей  моторикой» целью лечения является активация  и поддержание физиологичных  двигательных моделей, кроме того, возврат  незакреплённых анормальных двигательных моделей к нормальному состоянию  и их интеграция в нормальные двигательные процессы вплоть до полного владения произвольной моторикой.

Крик грудного ребёнка в Войта-терапии

Активированное состояние, на достижение которого направлена терапия, у грудных детей во время процедуры  часто выражается в виде крика. Естественно, это смущает родителей и наводит  их на предположение, что они «делают  ребёнку больно». Однако крик является важным  и адекватным средством  выражения у пациентов в этом возрасте, которые таким образом  реагируют на непривычную активацию. Как правило, после короткого  периода привыкания крик перестаёт  быть таким интенсивным, и в перерывах  между упражнениями и после процедуры  дети сразу же успокаиваются. В старшем  возрасте, когда дети могут выразиться с помощью языка, они тоже уже  не кричат.

О Войта-терапии во взрослом возрасте

У взрослых с приобретёнными нарушениями, затрагивающими управление движением посредством периферийной и центральной нервной системы, Войта-терапия может применяться как в острой фазе заболевания, то есть очень рано, так и при последующей реабилитации.


 

 

Применение рефлекторного  ползания у взрослого пациента

 

С помощью Войта-терапии  стремятся восстановить доступность  ранее здоровых двигательных моделей  с целью предотвращения последствий, таких как боли, ограничение функциональности и силы. В качестве желаемых сопутствующих  эффектов при каждой процедуре возникают  импульсы, которые оказывают активирующее действие на высшие кортикальные функции (мотивация, концентрация, выносливость, становление речи, разнообразие деятельности, сенсорика и психика).

Важнейшей целью Войта-терапии  является восстановление у пациента компетенции в повседневной жизни, то есть лечение должно вернуть пациенту способность как можно лучше  участвовать во всех видах деятельности, которые от него требуют семья, школа, профессия, досуг и т. п.

 

Спектр действия Войта-терапии

Благодаря широкому спектру  действия Войта-терапия приносит пользу пациентам любого возраста и с самыми разнообразными заболеваниями, такими как:

    • церебральные парезы
    • сколиозы позвоночника
    • вывихи и дисплазии тазобедренного сустава

 

Даже при ярко выраженных церебральных двигательных нарушениях механизмы выпрямления или опорные  функции и коммуникационные способности  испытывают заметное положительное  воздействие и изменяются. Войта-терапия может использоваться в качестве основного лечения в рамках физиотерапии практически при любом двигательном нарушении и при многочисленных заболеваниях, например:

 

    • Центральные нарушения координации в грудном возрасте
    • Двигательные нарушения вследствие повреждений центральной нервной системы (церебральные парезы, апоплексия, рассеянный склероз и др.)
    • Периферийные параличи рук и ног (напр., плексус-парезы, расщепление дужек позвонков, поперечный паралич и др.)
    • Различные заболевания мышц
    • Заболевания и ограничения функции позвоночника, например искривление позвоночника (сколиоз)
    • Повреждения плеч и рук, бёдер и ног, носящие ортопедический или травматологический характер
    • Сопутствующее лечение патологического развития бёдер (вывих / дисплазия тазобедренного сустава)
    • Проблемы с дыхательной, глотательной и жевательной функциями

 

Воздействие Войта-терапии  на развитие и общение пациента

Благодаря Войта-терапии возникают положительные изменения координации движений при хватании, выпрямлении, хождении и речи. Как следствие этого изменения ребёнок или взрослый становится в состоянии легче и разнообразней выражать свои желания и потребности и спонтанно удовлетворять их. Пациенты становятся менее фрустрированными, выглядят более уравновешенными и довольными. Дети старшего возраста и взрослые говорят после Войта-терапии, что при движении они себя чувствуют «легче». Столь позитивные общие эмоции ведут к заметному улучшению коммуникативных способностей. В целом, Войта-терапия предоставляет пациенту заметно улучшенные возможности для двигательного обучения во взаимодействии с окружающим миром.

Вне Войта-терапии не требуется  постоянного наблюдения или корректирующего  вмешательства со стороны родителей, так что ребёнок грудного или  более старшего возраста может свободно и спонтанно двигаться. Согласно принципу Войты не существует «неправильных  поз», которые бы могли воспрепятствовать  успеху лечения.

Войта-терапия стимулирует «прокладку» в центральной нервной системе ребёнка постуральных и двигательных функций, за счёт чего его улучшенное двигательное состояние при ежедневном проведении нескольких непродолжительных процедур, как правило, может сохраняться в течение всего дня.

В результате это также  способствует развитию самостоятельности  маленького пациента и его независимости  от родителей, что является одной  из целей лечения. Одновременно Войта-терапия способствует росту родительской компетентности: при ежедневных процедурах Войта-терапии ребёнок чувствует внимание к себе через телесный контакт и внушающее уверенность руководство со стороны родителей. Таким образом, Войта-терапия укрепляет взаимоотношения между родителями и ребёнком и даёт ему новый, дополнительный опыт.

 

Дозировка и интенсивность  занятий Войта-терапией

Рефлекторная локомоция  является крайне действенной, но для  грудных и маленьких детей  также непривычной и очень  утомительной терапией. Как и многие другие виды физиотерапии, Войта-терапия выдвигает значительные требования к родителям и близким людям.

Для успешности Войта-терапии  у детей грудного и младшего возраста, как правило, требуется ежедневное проведение нескольких занятий. Одно занятие  длится от пяти до двадцати минут.

 

Инструктаж и  проведение Войта-терапии

Помимо основного заболевания, эффективность и тем самым  успех Войта-терапии определяются интенсивностью и точностью выполнения упражнений. После получения направления  от лечащего врача Войта-терапевт составляет индивидуальную программу и определяет вместе с пациентом / родителями цели лечения. Затем программа лечения через регулярные промежутки корректируется в соответствии с развитием пациента.

 

Точный инструктаж со стороны  Войта-терапевта даёт матери уверенность  для лечения ребёнка дома

Инструктаж по проведению Войта-терапии родителями или близкими людьми, как правило, начинается безотлагательно, чтобы позволить начать лечение  дома у пациента и обеспечить там  необходимую интенсивность занятий.

Потом независимо от возраста пациент должен регулярно показываться в амбулатории Войта-терапевта.

 

Войта-терапия

Рефлекторное передвижение или рефлекторная локомоция по методу Войты активируется из трёх основных положений: на животе, на спине и  на боку. Для вызывания двигательных моделей существует десять – описанных  Войтой – зон на теле, руках и  ногах. За счёт комбинирования различных  зон и чередования надавливания и потягивания активируются двигательные модели «рефлекторное переворачивание» и «рефлекторное ползание». Кроме  того, важную роль играет расположение конечностей под оптимальным  углом и так называемое сопротивление. При этом терапевт оказывает сопротивление  выполнению частичных движений соответствующей  двигательной модели. Например, при  рефлекторном ползании удерживают голову и тормозят попытки её повернуть. За счёт этого увеличивается напряжение мышц рядом с «заторможенной»  частью тела без их дальнейшего сокращения (изометрия). Деятельность мышц дальше расположенных частей тела (живот, спина, руки, ноги) благодаря этому также  усиливается.

 

 

Два координационных  комплекса рефлекторной локомоции

При практическом применении рефлекторной локомоции используются два так называемых координационных  комплекса:

    • Рефлекторное ползание
    • Рефлекторное переворачивание

 

Оба комплекса первоначально  были открыты, применены и изучены  с точки зрения реакций на детях  и подростках с уже закреплёнными  двигательными нарушениями. Лишь позже, наблюдая их при активации здоровых грудных детей, пришли к мнению, что  речь идёт о самостоятельных врождённых двигательных комплексах, которые также  могут использоваться для лечения  в раннем грудном возрасте.

Двигательные процессы рефлекторной локомоции могут быть вызваны  в любое время. Основные положения: на животе, на спине и на боку –  имеют более 30 вариантов. Комбинирование и варьирование зон активации  и сопротивлений, а также мельчайшие изменения направления давления и угла сгибания сустава в исходном положении позволяют подстраивать терапию под картину болезни  и цель лечения конкретного пациента.

Рефлекторное  ползание

Рефлекторное ползание представляет собой двигательный процесс, содержащий существенные компоненты передвижения:

 

1. определённое управление  положением, 2. выпрямление против  силы тяжести и 3. целенаправленные  шаговые движения рук и ног.

Таким образом, в рефлекторном ползании заложена базовая модель передвижения человека в пространстве. Исходной позицией является положение на животе, голова повёрнута в сторону и  лежит на основании.

На вышерасположенной  иллюстрации показано исходное положение  при рефлекторном ползании и соответствующие  зоны активации. Эти «точки раздражения» в сочетании с угловым положением конечностей и головы запускают  двигательный процесс ползания с  относящейся к нему мышечной деятельностью.

У новорожденных рефлекторное ползание можно полностью активировать из одной зоны, для детей старшего возраста и взрослых требуется комбинация нескольких точек надавливания.

Движение главным образом  осуществляется перекрёстно, то есть одновременно движется правая нога и левая рука и наоборот. Одна нога и противолежащая рука поддерживают тело и сдвигают туловище вперёд.

 

Происходящий при этом процесс изображён ниже.

Процесс рефлекторного ползания

 

В ходе терапии при попытке  пациента повернуть голову терапевт оказывает адекватное сопротивление. За счёт этого усиливается активация  всей мускулатуры тела, создавая предпосылки  для выпрямления.

Рефлекторное ползание –  активация в положении на животе

  • Рефлекторное ползание преследует, в частности, следующие цели:
  • Активация мышечных механизмов опоры и выпрямления, необходимых для опирания и хватания, вставания и хождения, а также шаговых движений рук и ног
  • Активация дыхательной мускулатуры, мускулатуры живота и дна таза, а также запирательной мускулатуры мочевого пузыря и кишечника
  • Глотательные движения (важны для жевательного процесса)
  • Движения глаз
  1. Рефлекторное переворачивание

Рефлекторное переворачивание  включает в себя переход из положения на спине в положение на боку и оканчивается в положении на четвереньках. У здоровых грудных детей часть этого двигательного процесса выполняется спонтанно примерно на 6-ом месяце жизни, другая часть наблюдается на 8-ом / 9-ом месяце. С помощью Войта-терапии его можно вызвать уже у новорожденных. С терапевтической целью рефлекторное переворачивание используется в различных фазах в положении на спине и на боку:

 

1-ая фаза

1-ая фаза начинается  в положении на спине, руки  и ноги вытянуты. Посредством  раздражения зоны груди в межрёберном  промежутке (7-ое / 8-ое ребро) под  соском на сосковой линии достигается  поворачивание на бок. Лицо, проводящее  занятие / терапевт тормозит поворачивание  головы, оказывая сопротивление.

1-ая фаза рефлекторного  переворачивания: активация в  положении на спине у грудного  ребёнка и взрослого

Важные реакции:

  • Выпрямление позвоночника
  • Сгибание ног в тазобедренных, коленных суставах и суставе стопы
  • Удерживание ног в этом положении против силы тяжести вне опорного основания, которым является спина
  • Подготовка рук к последующей опорной функции
  • Движения глаз в сторону
  • Появление глотательных движений
  • Углубление дыхания
  • Координированная, дифференцированная активация мускулатуры живота

Рефлекторное переворачивание: активация из положения на спине

2-ая фаза

2-ая фаза рефлекторного  переворачивания начинается в  положение на боку. Она включает  в себя двигательные процессы, используемые также при спонтанном  переворачивании, ползанье на  четвереньках и хождении боком.  Тело опирается на нижнее плечо  и нижнюю ногу, которые сдвигают  его против силы тяжести вверх  и вперёд. При этом мышечная  активация в нижней руке продвигается  от плеча к локтю и далее  к кисти, и пациент опирается  на кисть. Движение завершается,  когда процесс переворачивания  заканчивается положением на  четвереньках.

2-ая фаза рефлекторного  переворачивания: активация в  положении на боку у грудного  ребёнка и взрослого

Важные реакции:

 

 

 

Сгибательные и разгибательные движения верхних и нижних рук  и ног в противоположном направлении  с усилением опорной функции  на нижнем плече и далее последовательно  к кисти, а также на нижней стороне  таза и далее последовательно  к ноге

  • Выпрямление позвоночника во время всего процесса переворачивания
  • Удерживание головы в положении на боку против силы тяжести

Рефлекторное переворачивание: активация в положении на боку

Программа двигательной модели ещё остаётся активной в мозгу  пациента на различные периоды времени  и после процедуры. Таким образом при нескольких ежедневных процедурах спонтанная доступность активированных моделей для пациента часто сохраняется на протяжении всего дня, за счёт чего достигается длительное улучшение позы, движения и восприятия.

 

Действие: обширное

Описанные двигательные процессы рефлекторной локомоции по методу Войты  содержат основные двигательные модели, задействованные при нормальном индивидуальном развитии моторики человека для поддержания позы и движения. Каждый пациент требует индивидуального  подхода в соответствии с его  основным заболеванием и вытекающими  отсюда возможностями и ограничениями. Благодаря описанному широкому спектру  действия Войта-терапия приносит пользу пациентам с различными заболеваниями, например церебральным парезом, сколиозами позвоночника или дисплазиями и вывихами тазобедренного сустава. Даже при ярко выраженных церебральных двигательных нарушениях поднимающие движения и коммуникативные способности испытывают заметное положительное влияние и изменяются. Воздействие Войта-терапии на пациента, в частности, может проявляться в следующих областях:

 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.