Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Неравенство доходов в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.05.13. Год: 2012. Страниц: 32. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?

Федеральное агентство по образованию

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

Экономический факультет

Кафедра политэкономии

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Проблемы и риски неравенства доходов в России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              Научный руководитель:

Старший преподаватель                                                                                     

                                                                                         _________Т.Ю. Барановская

                                                                                       Автор работы:

                                                                                      студент 1-го курса, 900(Э) гр.

                                                                                    ________ Ц.Б. Жигжитова

 

 

Томск  2011

 

Оглавление

 

 

Введение                                                                                                                                        3

 

1. Объективные основы неравенства доходов в рыночной экономике

1.1  Причины неравенства распределения доходов                                                            4

1.2   Способы измерения неравенства                                                                                    7

1.3   Необходимость и основные теории политики при распределении доходов             10

1.4   Политика борьбы с бедностью в развитых странах                                                     13

                                                   

2. Особенности распределения доходов в России                                                                                    

2.1 Распределение доходов в советский и  переходный  периоды                                   16

2.2 РРРРРРРРаспределение доходов в современной экономике                                                      23   

2.3 Основные направления социальной политики России                                                26                                      

 

Заключение                                                                                                                                   36

Список использованной литературы                                                                                         38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Доходы и покупательная способность населения имеют не только социальное значение - как слагаемые уровня жизни, но и как факторы, определяющие продолжительность самой жизни. Они весьма значимы, как элемент экономического подъема, который определяет емкость внутреннего рынка. Емкий внутренний рынок, обеспеченный платежеспособным спросом является мощнейшим стимулом поддержки отечественного производителя. Низкий уровень доходов, и, как следствие, низкая покупательная способность основной массы населения, денежный потенциал которого частично отвлекается на покупку импортных товаров, есть одна из основных причин стагнации экономики России. Очевидно, что для оживления экономики необходимо формирование платежеспособного спроса через увеличение части доходов населения в общей сумме доходов общества - ВВП. В основном, для реанимации внутреннего рынка и поддержки отечественного производителя стратегически важно повышать доходы наиболее бедной и средней части населения. Увеличение и, конечно, своевременная выплата зарплаты, пенсий, стипендий и других социальных выплат, является необходимым для подъема экономики.

Целью данной работы является изучение проблемы неравенства доходов населения в России.

Задачами данной работы являются:

1.          Определить сущность и виды доходов.

2.          Проанализировать доходы населения в России и их дифференциацию.

3.    Охарактеризовать современные направления политики государства в области доходов.

В пределах курсовой работы невозможно рассмотреть все аспекты, касающиеся данной темы, но обозначение основных проблем поможет понять всю сложность ситуации сложившейся с доходами населения в России.

Курсовая работа состоит из 2 глав, каждая из которых в свою очередь делится  на несколько параграфов.1 глава является ознакомительной с содержанием основных определений неравенства доходов в рыночной экономике, способов измерения неравенства. Также в данной главе  мною выделены основные причины неравенства доходов, перечислены несколько методов политики  распределения  доходов.2 глава: Особенности распределения доходов в России это попытка решить поставленные цели и задачи, а именно исследовать распределение доходов в России в динамическом аспекте, показать основные направления социальной политики  России.

В своей работе я использовала труды таких известных ученых, экономистов какГрегори Мэнкью, который очень доступно в своей книге «Принципы микроэкономики» дает основные теории политики при распределении доходов. Также следует отметить Савченко П.В., Егорова Е.В., Илларионова А.Н., которые очень много написали про доходы и их неравенство в рыночной экономике. При описании социальной политики современной России  мною были использованы работы известных современных экономистов Евгения Ясина, Сергея Алексашенко.

Глава 1. Объективные основы неравенства доходов в рыночной экономике

1.1 Причины неравенства распределения доходов

       В экономической науке понятие «доход» включает все денежные поступления конкретного человека или домохозяйства за определенный промежуток времени (месяц, год). Доход отдельного домохозяйства, как правило, подразделяют на три группы:

1)      доход, получаемый владельцем фактора производства – труда;

2)      доход, получаемый за счет использования иных факторов производства (капитала, земли, предпринимательских способностей);

3)      трансфертные платежи. [1]

      Следует отличать доход от богатства. Оно представляет собой стоимость всех средств, принадлежащих домохозяйству в конкретный момент времени. Богатство состоит из материальных объектов: дома, земли и т.д., а также финансовых средств: наличные деньги, сберегательные счета в банках, облигации, акции. Под залог богатства можно получить кредиты в банке. Богатство служит источником дохода.

       Теперь давайте рассмотрим  основные виды доходов. Домохозяйства, предоставляя в распоряжение фирм экономические ресурсы, получают вознаграждение в виде зарплаты, прибыли, процента и ренты. Эти четыре составляющие образуют в сумме доход домохозяйств.

        Под экономической «рентой» понимается сумма, получаемая владельцем экономического ресурса сверх трансфертного вознаграждения. Экономическую ренту могут получать владельцы и земли, и труда, и капитала.[2]

        Следующий вид дохода – процент или ссудный процент. Ставка ссудного процента есть цена, уплачиваемая за использование денег. Более точно, ставка ссудного процента – это количество денег, которое требуется уплатить за использование одного рубля в единицу времени (месяц, год). Ссудный процент обычно рассматривают как процент от количества занятых денег, а не как абсолютную величину. Более удобно говорить, что кто-то платит 12% ссудного процента, чем заявлять, что ссудный процент составляет 120 рублей в год на 1000 рублей.[3]

         Прибыль в рыночном хозяйстве является вознаграждением такого специфического фактора, как предпринимательство. При этом нам предлагаются на рассмотрение определенные функции предпринимателей, при выполнении которых они могут претендовать на определенный доход-прибыль. Предприниматели, прежде всего, должны осуществлять следующее:

а) принимать решение об использовании в производстве товаров и услуг других ресурсов;

б) применять более прогрессивные способы управления фирмой;

в) использовать инновации, как в производственных процессах, так и в выборе форм реализуемого товара;

г) идти на риск принятия всех подобных решений.[4]

        Заработная плата - это цена, выплачиваемая за использование труда. Экономисты часто применяют термин «труд» в широком смысле, включая оплату труда:

рабочих в обычном понимании этого слова, то есть «голубых и белых воротничков» самых разных профессий; специалистов – юристов, врачей, преподавателей и т.д.; владельцев мелких предприятий – парикмахеров, мастеров по ремонту бытовой техники и множество различных торговцев – за трудовые услуги, предоставляемые при реализации их деловой активности.[5]

           Важно также провести различие между денежной или номинальной и реальной заработной платой. Номинальная заработная плата – это сумма денег, полученная за час, день, неделю и т.д. Реальная заработная плата – это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальную заработную плату. Реальная заработная плата – это «покупательная способность» номинальной заработной платы. Вполне очевидно, что реальная заработная плата зависит от номинальной заработной платы и цен на приобретаемые товары и услуги. Изменение реальной заработной платы в процентном отношении можно определить путем вычитания процентного изменения в уровне цен из процентного изменения в номинальной заработной плате. Так, повышение номинальной заработной платы на 8% при росте уровня цен на 5% дает прирост реальной заработной платы на 3%. Номинальная и реальная заработная плата не обязательно изменяются в одном и том же направлении. Например, номинальная заработная плата может повыситься, а реальная заработная плата в то же самое время – понизиться, если цены на товары возрастают быстрее, чем номинальная заработная плата.

         Также следует отметить, что немаловажную роль в экономике играет перераспределение доходов. Оно определяет возможность достижения социально-экономических целей развития общества, позволяет влиять на уровень удовлетворения потребностей и, следовательно,  на уровень жизни населения.  В связи с этим проблемы распределения и формирования доходов всегда были в центре внимания, как экономической науки, так и правительств  стран. Характер распределительных отношений в обществе - важнейший стратификационный признак. Стоит напомнить о том, что именно неудовлетворенность состоянием распределительных отношений, стремление их изменить являются основной пружиной социальных  и экономических конфликтов, организации политических и общественных движений. Для нормального развития общества важно не только произвести с наименьшими затратами необходимое количество продукции, но и в соответствии с определенными социальными принципами его распределить. Любые осложнения в распределительных отношениях оказывают сильное тормозящее воздействие не только на процесс производства, но и на всю экономическую и политическую жизнь. Доля доходов работника, социальной группы является объективным и самым точным показателем их экономического, социального и политического положения в обществе. Стоит подчеркнуть, что это один из самых сложных вопросов общественного устройства и развития.

Механизм распределения доходов состоит из трех блоков.

Первый блок составляет функциональное распределение доходов. Такое распределение возможно только при условии формирования факторных рынков, устанавливающих цены факторов производства. Важнейшую роль в структуре факторных рынков играет рынок труда.

Второй блок - это персональное распределение – это распределение национального дохода  между гражданами страны, независимо от того, владельцами каких факторов производства они являются. В этом случае мы анализируем, какую долю национального дохода (в денежном выражении) получают, например, 10% наиболее бедных и 10% наиболее богатых семей.[6]

Третий блок - рыночное распределение. Оно предполагает, что каждый из владельцев того или иного фактора производства (рабочей силы, предпринимательских способностей, земли, капитала) получает разный доход - в соответствии с хозяйственной полезностью продуктивностью своего фактора. Так, по отношению к обладателям рабочей силы (то есть наёмным работникам) действует известный принцип распределения по труду. Он означает, что размер доходов каждого трудящегося зависит от конкретной рыночной оценки значимости данного вида труда, а также от его конечных результатов (сколько, чего, как и какого качества произведено). Справедливо ли рыночное формирование доходов? Что предпочесть — рыночное распределение доходов, корректируе­мое государственным регулированием, или государственное распределение, корректируемое рынком?

       Стремление к равенству доходов, воплощающему, по мне­нию многих, социальную справедливость, всегда сопровожда­ется падением экономической эффективности, ибо незачем эффективно работать ни «бедному» (все равно общество под­держит), ни «богатому» (все равно общество отнимет).

      Неравенство же в доходах обеспечивает экономическую эффективность, но сопровождается социальной несправедли­востью в виде значительной имущественной дифференциации общества.

      Таким образом, выбор между равенством и неравенством доходов превращается в выбор между «социальной справедли­востью» и «экономической эффективностью».

      Конечно, «рыночное» распределение доходов несправедли­во, но оно хотя бы в состоянии компенсировать эту несправед­ливость экономической эффективностью производства, обес­печивающей совокупный продукт в размерах, достаточных для поддержки малоимущих в виде трансфертных платежей и круп­ных социальных программ (это и есть «социально ориентиро­ванное рыночное хозяйство»).

     «Справедливое» же распределение доходов означает (и это уже доказано практикой) подрыв стимулов к эффективной ра­боте и завершается обычно тем, что справедливо распределять становится просто нечего.

        С этих позиций приходится признать, что «несправедливая экономическая эффективность» сегодня имеет объективное пре­имущество перед «неэффективной социальной справедли­востью». И хотя их сближение составляет содержание социаль­но-экономического прогресса, в обозримый исторический пе­риод названная альтернатива сохраняет свою жесткую одно­значность.

 

1.2 Способы измерения неравенства

 

     Неравенство доходов и богатства может достигать огромных масштабов и создавать угрозу для политической и экономической стабильности в стране. Поэтому практически все развитые страны мира постоянно осуществляют меры по сокращению такого неравенства. Но разработка этих мер возможна лишь при умении точно измерять степень дифференциации доходов и богатства, а также результаты воздействия на нее с помощью государственной политики.

       Для решения этой задачи познакомимся с методами, используемыми для оценки масштабов первого из факторов возникновения неравенства – различия доходов. Первый метод назван в честь его создателя – «методом построения кривой Лоренца» (рис.1).

              .


Рис. 1 Кривая Лоренца
OABCD – линия гипотетического абсолютного равенства в распределении дохода;
OA1B1C1D – кривая Лоренца.

На осях графика по процентным группам откладываются доход  и численность населения. Если замкнуть систему – 100 % дохода и 100 % населения, то получится квадрат, в котором луч OABCD описывает ситуацию абсолютного равенства, т. е. 25, 50, 75 и 100 % населения получают соответственно 25, 50, 75 и 100 % доходов. Кривая Лоренца строится как линия фактического отклонения от идеального распределения. Чем больше она расходится с лучом идеального распределения, тем в сильном  неравенстве проявляется  доход людей. Речь идет при этом о персональном, а не функциональном распределении доходов. В зависимости от конкретных социальных программ и систем налогообложения в той или иной стране будет зависеть отличие кривой Лоренца, построенной для личных и располагаемых доходов. Так, в США уменьшение неравенства в распределении доходов обусловлено не столько вычетом налогов (американская налоговая система слабопрогрессивна), сколько выплатой трансфертов. Государственные трансфертные платежи в США составляют около 75% дохода группы людей с самыми низкими доходами.  [7]

       Есть и другие способы измерения неравенства в распределении доходов. Наиболее известный из них – децильный коэффициент: все население разбивается на 10 групп по 10%, и сравниваются доходы 10% высшей группы с доходом 10% населения низшей группы. Так, например, в Швеции  если брать доходы низших 10% и высших 10% групп населения до вычета налогов и получения трансфертов, то соотношение будет 1:100 ,а если взять соотношение располагаемых доходов, то 1:4. Для сравнения, самый низкий децильный коэффициент - в скандинавских странах Дании, Финляндии и Швеции -3-4. В Германии, Австрии и Франции этот коэффициент варьируется от 5 до 7, в США он равен 15, в Бразилии — 39 .

Децильный коэффициент в советский период в России был  равен 4 (для сравнения: в Швеции-6,в Японии-11,в США-19). В РФ по официальным данным, в 1996г. он достиг 13,а в 2001г.-13,8. В Москве, где расслоение общества имеет больший размер, некоторые экономисты называют его равным 28. [8]Децильный коэффициент традиционно используется в экономической статистике для наглядной демонстрации дифференциации уровня доходов различных слоев населения и хорошо иллюстрирует степень социального расслоения. 

Считается, что когда децильный коэффициент превышает 10, то это создает основу для социальных беспорядков. Однако есть множество исключений из этого правила. Например, в США децильный коэффициент держится в течение десятилетий на уровне 10-12, но это не оказывает существенного дестабилизирующего воздействия на американское общество, что отчасти объясняется господствующими там социальными традициями.[9]

       Еще одним показателем, используемым в экономической науке для определения степени дифференциации доходов, является коэффициент Джини (G).Этот коэффициент тесно связан с кривой Лоренца. Мы можем его рассчитать  как отношение площади фигуры, находящейся между линией абсолютного равенства и кривой Лоренца (обозначают ее буквой Т), к площади треугольника OFE, образуемого между линиями абсолютного равенства и абсолютного неравенства: G=T/ OFE,где  величина G изменяется в пределах от 0 до 1, то есть 0<G<1. В 80-х годах нашего столетия  коэффициент Джини составлял в Японии -0,270;  Швеции-0,291;США-0,329; Бразилии-0,250. По данным Отчета Всемирного банка « От плана к рынку», на 1989 год страны со средним уровнем ВНП на душу населения имели коэффициент Джини 0,45 , а страны ОЕСД (Организации экономического сотрудничества и развития)-0,35.

       Примечательна динамика коэффициента Джини в России. Так, в России в 1991 г. Он сотавлял 0,260,а в 1993г., после одного года радикальных экономических проблем переходного периода , он снизился , составив величину 0,370.[10]

Данные о распределении доходов индекс Джини в отдельных странах мира:

Австралия-31,1, Великобритания-34,5, Германия-26,4, Греция-33,0, Дания-23,6, Португалия-37,0, Финляндия-24,7, Франция-28,8, Швеция-25,2, США-36,8[11]

 

1.3 Необходимость и основные теории политики при распределении доходов

 

       Проблема неравенства граждан по уровню доходов исторически являлась одним из важнейших объектов экономической теории. Её анализом занимались многие известные экономисты в силу высокой практической значимости данного вопроса. Различные воззрения на степень справедливости в распределении доходов неоднократно порождали дискуссии во многих государствах. Критерий справедливости в зависимости от места и времени определяется множественными факторами: социальным статусом личности, его положением, имуществом и трудом. И всё же единым мнением стало обоснование необходимости политики перераспределения доходов, активная роль в которой отводилась государству.

         В частности, Грегори Мэнкью выделяет три существенно значимых принципа в перераспределении доходов: утилитаризм, либерализм, либертарианизм.

         Выдающееся место в политической философии принадлежит утилитаризму и его основателям-английским ученым Иеремии Бентаму (1748-1832) и Джону Стюарту Миллю(1806-1873).В значительной степени цель утилитаризма состоит в применении логики индивидуального принятия решений к вопросам морали и общественной политики. Утилитарный принцип перераспределения доходов основан на предположении об убывающей маржинальной полезности. Кажется разумным , что дополнительный доллар  дохода обеспечивает бедняку большую дополнительную полезность,чем дополнительный доллар-богачу. Другими словами, по мере увеличения доходов индивида прирост благосостояния,который приносит ему дополнительный доллар убывает. Данное предположение вместе с утилитарной целью максимизации полезности подразумевает то, что правительство должно стремиться к повышению степени равномерности распределения доходов.

         Другое направление филосовской мысли, избравшей предметом исследования вопросы равенства членов общества, называется либерализмом. Наиболее полно его положения представлены в книге философа Джона Роулса «Теория         справедливости»(1971).

Автор начинает с того,что институты общества, законы и политика должны быть справедливы . Затем он задает естественный вопрос :как мы,члены общества, можем прийти к согласию относительно понятия справедливости? Чтобы ответить на этот вопрос,Дж. Роулс предлагает следующий мысленный эксперимент. Представьте себе ,что еще до нашего рождения мы собрались для разработки правил, которые будут управлять обществом. В этот момент мы ничего не знаем об образе жизни, который каждый из нас будет вести. По словам Дж. Роулса, мы находимся в «исходном пункте» позади «завесы незнания».Именно здесь мы получаем возможность выработать справедливые правила и проанализировать их влияние на каждого человека.Затем он рассматривает общественную политику, которая могла быть выработана за «завесой незнания». При этом он анализирует оценку справедливости системы распределения человеком  , не имеющим представления о том, попадет ли  он в реальной жизни на вершину «пирамиды» доходов, в середину или в ее основание. Дж. Роулс утверждает, что такого человека прежде интересовала бы возможность оказаться внизу пирамиды распределения дохода.        Следовательно, при разработке социальной политики мы должны преследовать интересы повышения благосостояния беднейшего члена общества. То есть стремиться не к максимизации совокупной полезности( утилитаристы) ,а к увеличению минимальной полезности. Правило Дж. Роулса называется критерием максимина.Данный критерий обращает внимание на состояние беднейшего из бедных, он оправдывает общественную политику , направленную на повышение степени равенства распределения дохода.Тем не менее следование критерию максимина не означает уравнивнительного распределения доходов. Если правительство будет стремиться к полному равенству доходов,исчезнут стимулы к труду и совокупный доход общества существенно сократится, а положение наибеднейшего индивида ухудшится еще больше. Таким образом, критерий максимина полагает неравенство в доходах, так как эти различия стимулируют индивидов к труду и, следовательно, возможности общества  помочь бедным повышаются.

      Третья точка зрения на справедливость получила название либертарианизма. Утилитаризм и либерализм рассматривают совокупный доход общества как делимый ресурс, свободно перераспределяемый «великодушным плановиком» для достижения некоей социальной цели. Напротив, либертарианцы утверждают, что доходы получает не общество, а исключительно его члены. В соответствии с теорией свободы, государство не имеет права отнимать нечто у свободных индивидов в пользу других людей даже ради достижения определенного уровня справедливости распределения доходов. В то время как утилитаристы и либералы пытаются оценить желательный ряд для общества, уровень справедливости, либертарианцы отрицают возможность самой постановки такого вопроса.

     Либертарианская  альтернатива оценки экономических результатов - оценка процесса  их достижения. Если доход получен несправедливым образом – например, путем кражи законной собственности, - правительство имеет право и обязанность наказать преступника. Но до тех пор, пока процесс, отвечающий за распределение дохода, справедлив, справедлив и его результат вне зависимости от пропорций распределения.[12]

      При всем том  следует отметить, что ни одной экономической системе не удалось ликвидировать неравенства доходов и богатства семей. Даже в утилитаристской системе перераспределения доходов (СССР) государство вынуждено было отказаться от принципов полной уравнительности (их пытались реализовать только в период «военного коммунизма») и перейти к формированию доходов по принципу: «От каждого - по способностям, каждому - по потребностям».

      Итак, в чем же заключаются опасность и риски неравенства? Какой принцип перераспределения доходов наиболее справедлив?

      Неравенство доходов и богатства может достигать огромных масштабов и тогда оно создает угрозу для политической и экономической стабильности в стране. Поэтому практически все развитые страны мира постоянно реализуют меры по сокращению неравенства. Но сначала попробуем разобраться в том, почему нежелательно и абсолютное равенство в доходах.

      Дело в том, что такая организация экономической жизни убивает у людей стимулы к производительному труду. Ведь все мы рождаемся разными и наделены разными способностями, некоторые из которых встречаются реже других. Поэтому на общенациональном рынке труда спрос на такие способности намного превышает предложение. А это ведет к росту цены трудовых способностей таких людей, то есть их доходов. Впрочем, люди с одинаковым типом способностей выполняют одни и те же обязанности тоже по-разному, с разной производительностью труда и качеством продукции. Как оплачивать эти различные результаты труда? Что важнее - факт труда или его результат?

Если оплачивать одинаково – «по факту труда», то обидятся люди, работающие с большей производительностью и наделенные полезными обществу талантами. Многие из них перестанут работать в полную силу (зачем напрягаться, если всем платят одинаково?). А значит, результативность их труда опустится до уровня наименее одаренных и трудолюбивых членов общества. Итогом этого станет уменьшение возможностей экономического прогресса страны и замедление темпов роста благосостояния всех ее граждан. Именно такие последствия «уравниловки» в оплате труда оказали крайне губительное влияние на экономику СССР и стали одной из главных причин постепенного прекращения ее роста.

     Поэтому оплачивать деятельность людей приходится по-разному. И поскольку врожденные способности к труду у людей различны, а на это еще наслаиваются различия в приобретенной квалификации и опыте (человеческом капитале), то результатом становятся существенные различия в уровне доходов.

В силу этого определенное неравенство доходов следует признать нормальным. Более того - это крайне важный инструмент поощрения трудовой активности людей.

Многих людей меньше беспокоит общий вопрос распределения дохода, чем более конкретная проблема неравенства дохода. Поэтому нужно перейти к проблеме бедности.

1.4 Политика борьбы с бедностью в развитых странах

        Бедность – это состояние индивида или семьи, когда экономических ресурсов не хватает для обеспечения некоторого стандарта (нормального уровня) жизнедеятельности.

        Если неравенство характеризует общество в целом, то бедность касается только части населения. В зависимости от того, насколько высок уровень экономического развития страны, бедность охватывает значительную или незначительную часть населения. Масштабом бедности социологи называют долю населения страны (обычно выраженную в процентах), проживающего у официальной черты, или порога, бедности. Для обозначения масштаба бедности применяются также термины «уровень бедности», «границы бедности» и «коэффициент бедности».

Слой населения

Доля населения, %

Уровень

доходов на душу в месяц, дол.

Богатые

3-5

Свыше 4000

Состоятельные

15

4000-2000

Середина (типа среднего класса)

20

2000-200

Малообеспеченные

20

200-50

Бедные

40

Ниже 50

 

Таблица 1. Социальное расслоение в России[13]

        Большинство членов общества  полагают, что государство должно хотя бы попытаться поддержать наиболее нуждающихся граждан. Как гласит популярное выражение , правительство должно обеспечить «безопасный чистый доход» и не позволить некоторым гражданам  «упасть» слишком низко. Бедность одна из самых сложных политических проблем. Малоимущим семьям не понаслышке известно, что такое отсутствие собственного дома, болезни, насилие, беременность в подростковом возрасте, неграмотность, безработица, недостаток образования. Бедняки гораздо чаще, чем их более обеспеченные сограждане, совершают преступления и становятся их жертвами. Разделить причины и следствия бедности непросто, но очевидно, что она связана с различными экономическими и социальными болезнями. Вот некоторые программы по борьбе с бедностью в некоторых развитых странах.

       Законодательство, устанавливающее минимальную заработную плату, стало источником непрекращающихся дискуссий. Его сторонники рассматривают расчет нижнего предела денежного вознаграждения за труд как способ помощи работающим бедным, не требующий непосредственного вмешательства правительства. Критики считают, что законодательство о минимальной заработной плате наносит ущерб, прежде всего беднякам, права которых оно вроде бы призвано гарантировать. Введение законодательства о минимальной заработной плате означает увеличение заработной платы работников с низким уровнем классификации и опыта выше равновесного уровня спроса и предложения. Следовательно, издержки фирм повышаются, а количество труда, которое требуется компаниям, уменьшается, вследствие чего возрастает уровень безработицы среди групп людей, которых непосредственно затрагивает рассматриваемое нами законодательство. Те, кто имеет работу, выигрывают, получая более высокую заработную, индивиды, которые могли бы получить работу при более низкой заработной плате, но оказались за «воротами» фирм, проигрывают. Сторонники высокого уровня минимальной заработной платы утверждают, что спрос на неквалифицированный труд относительно неэластичен , поэтому высокий размер минимальной оплаты труда незначительно влияет на занятость в сторону ее уменьшения. Критики установления нижнего предела заработной платы отмечают, что многие работники, получающие минимальную заработную плату,- подростки, выходцы  из среднего класса, поэтому политика установления нижнего предела заработной платы как политика, направленная на оказание помощи беднейшим слоям населения, неэффективна.

      Следующий метод борьбы с бедностью - введение отрицательного социального налога. Эта программа предполагает то, что богатые семьи платят налоги на основе дохода, а малоимущие семьи получают правительственную субсидию, т.е. «платят» отрицательный налог.

Предположим, что для расчета налоговых обязательств семьи правительство использовало следующую формулу:

Подлежащий уплате налог=1/3 дохода-10 тыс. долларов.

В этом случае семья, доходы которой составили 60 тыс. долларов, заплатила в качестве налогов 10, хозяйство с доходами в 90-20. Семья с доходами в 30 освобождается от уплаты налогов, а хозяйство, члены которого получили за год лишь 15 тыс., «платит» отрицательный налог, равный 5 тыс. (т.е. правительство перечисляет ему дополнительные 5 тыс. долларов). Система отрицательного подоходного налога позволяет семьям бедняков получать финансовую помощь без предоставления каких-либо справок о бедственном положении. Единственным основанием для получения индивидом помощи со стороны общества является низкий доход. Отрицательный подоходный налог напоминает налоговый кредит на заработанный доход, позволяющий работающим членам бедных семей получать возмещение , превышающее уплаченные в течение года налоги. Однако налоговый кредит неприменим в случаях безработицы, болезни , нетрудоспособности представителей беднейших слоев населения .

       Американская система по борьбе с бедностью состоит из программ двух видов:1) программ социального страхования и 2) программ государственной помощи, или программ социального обеспечения. Обе программы известны как именные программы, поскольку все, имеющие право получать пособия по этим программам, внесены в обязательные списки получателей пособий.

        Программы социального страхования частично возмещают потери заработков, связанные с уходом на пенсию, нетрудоспособностью и временной безработицей, а также обеспечивают пожилых людей страхованием на случаи болезни. Основные программы социального страхования ( а именно «страхование по старости, нетрудоспособности и по случаю потери кормильца»,OASDHI),пособия по безработице и медицинской помощи MEDICARE.Программы OASDHI  и MEDICARE.Страхование по старости, нетрудоспособности и по случаю потери кормильца(OASDHI)- это огромная программа социального страхования, финансируемая за счет обязательных налогов, взимаемых с заработков как нанимателей , так и лиц наемного труда. Она общеизвестна как программа социального обеспечения и направлена на то, чтобы возместить работнику потери заработка в связи с уходом на пенсию или потерей трудоспособности, а также семье в связи со смертью кормильца. В 1965 году к OASDHI   добавили программу медицинского страхования(MEDICARE). По этой  программе страхования содержание в больницах престарелых и нетрудоспособных  финансируется  за счет налогов с заработка. MEDICARE предоставляет возможность добровольного страхования со скидкой, предназначенного для оплаты медицинской помощи.

      Программы государственной помощи обеспечивают пособиями  тех, кто сам не может заработать  из-за постоянных неудач, или тех, кто имеет маленьких детей. Эти программы финансируются из общих налоговых поступлений и считаются государственной системой социального обеспечения. Для получения  помощи по этим программам требуется «проверка нуждаемости», то есть отдельные лица или семьи должны продемонстрировать  свои низкие доходы. Около 2/3 расходов на программы государственной помощи финансируются за счет федерального правительства.

       Программа помощи семьям с детьми – иждивенцами (AFDC) финансируется штатами, но частично субсидируется федеральным правительством. Цель этой программы - помочь семьям, в которых дети не имеют финансовой поддержки одного из родителей, обычно отца, вследствие его смерти, нетрудоспособности, развода или ухода из семьи.[14]

       Все развитые страны мира постоянно продолжают совершенствовать свои системы социальной поддержки малоимущих. Они пытаются найти ту грань, за которую эта поддержка не должна выходить, чтобы не подрывать основу основ экономики – стремление людей работать, поскольку только так можно обеспечить себе и своим близким достойное и, более того, комфортное существование.

 

Глава 2.Особенности распределения доходов в России

2.1 Распределение доходов в советский и  переходный  периоды

      Распределение доходов в России на протяжении многих лет занимало, занимает и будет занимать  особое место в политике государства в целом, ибо именно проблема грамотного распределения доходов среди населения  остро определяет экономическое положение государства на мировой арене. Так, политика перераспределения в экономической  истории  имеет свои  сущностные черты  на разных этапах развития Российского государства, которые следует рассмотреть по отдельности.

       В советское время первое обследование бюджета и быта семей рабочих было проведено по инициативе С.Г.Струмилина уже в мае-июне 1918 г. в Петрограде. Затем оно охватило 40 городов. Были получены важные результаты, а в 1920-1922 гг. работа по уточненной методике была проведена в самых разных регионах страны. В 1918 г. были сделаны первые попытки рассчитать прожиточный минимум для установления обязательного минимального уровня заработной платы. Велись исследования фактического потребления и физиологических норм.

       В начале 30-х годов публикация официальных данных о материальном положении разных социальных групп прекратилась. В период тоталитаризма как провозглашенной утопии полного единства на сведения о разделении народа был наложен запрет. Регулярный учет распределения рабочих и служащих по уровню доходов начал вестись с 1956 г. Тогда же началось планомерное улучшение материального положения низкооплачиваемых категорий граждан. [15]

      В советский период в условиях административной системы управления экономикой основным направлением социальной политики государства являлось поддержание относительно низкого, но достаточно стабильного уровня жизни для подавляющей массы населения. Это достигалось, с одной стороны, жестким нормированием заработной платы и других видов доходов населения, а, с другой стороны, - путем «замораживания» цен на основные виды товаров народного потребления и платных услуг. Большую роль в реализации этой политики, как известно, играли общественные фонды потребления (ОФП), которые занимали более 30% в совокупных доходах населения и росли более быстрыми темпами по сравнению с заработной платой. При этом около 75% общей величины ОФП формировались и расходовались централизованно, а остальные 25% - за счет средств предприятий на основе жестких директивно задаваемых нормативов. Сложившаяся на такой основе система распределительных отношений строилась по существу на отрицании товарной формы оценки рабочей силы и была направлена на снижение дифференциации доходов трудящихся. Советское госу­дарство централизованно устанавливало минимальные ставки и оклады, повышало заработную плату низкооплачиваемых кате­горий работников. Необходимо заметить, что склонность к эгалитаризму порождала иждивенческие настроения и недостаток финансовых средств. Так, доходы населения складываются из зарплаты рабочих и служащих, оплаты труда колхозников, поступлений от личных подсобных хозяйств, выплат из общественных фондов потребления (пенсий, стипендий, пособий) и т.д. 

      В СССР для подавляющей массы населения различия в уровнях доходов  были небольшими, но, тем не менее, они существовали: кто-то покупал «Жигули» в экспортном исполнении или «Волги», в то же время во всех школах родительские комитеты вынуждены были заниматься сбором денег для покупки школьной формы детям из нищих семей. Кроме того, чтобы заручиться поддержкой государственного и партийного аппарата, руководство страны поощряло их сотрудников «неденежными доходами» - то есть правом на покупку дефицитных товаров по пониженным ценам в так называемых «закрытых распределителях». Итогом этого было резкое - но как бы замаскированное - различие в реальных доходах и богатстве семей.

     Что касается бедности, то озвучивание данной проблемы  произошло в Советском союзе в 70-е годы, когда были введены пособия на малообеспеченных детей. Проблема бедности решалась путем  периодического повышения минимальных размеров зарплаты и пенсий, установлении социальных  льгот и выплат для населения. В советские времена к бедным относился достаточно узкий круг людей, в основном по демографическим признакам: возраст, здоровье, утрата кормильца, повышенная иждивенческая нагрузка на работающего. [16] Уравнительный подход к распределению и обеспечению социальных гарантий, не создававший должных стимулов к высокопроизводительному труду и эффективному накоплению, исчерпал себя к 1980-м годам. Необходимость ликвидировать «уравниловку» была одной из важнейших причин начала перестройки в СССР.

        Переход к рыночной экономике в России ознаменовался серьезными изменениями в экономике, большими проблемами, нарастающим кризисом, и на фоне всех проблем существовало неравенство доходов населения.[17]При переходе к рыночной экономике в России произошли значительные изменения в структуре денежных доходов населения, выразившиеся в снижении доли оплаты труда и повышении доли доходов от предпринимательской деятельности и собственности (таблица 2).

Таблица 2

Структура денежных доходов населения Российской Федерации

Источник

1990

1995

2000

2004

Денежные доходы - всего

Оплата труда

От предпринимательской деятельности

Социальные выплаты

От собственности

Другие доходы

100,0

76,4

3,7

14,7

2,5

2,7

100,0

62,8

16,4

13,1

6,5

1,2

100,0

62,8

15,4

13,8

6,8

1,2

100,0

63,2

11,7

13,8

9,1

2,2

 

Из таблицы 2 видно, что произошло сокращение удельного веса оплаты труда за работу по найму. Удельный вес от предпринимательской деятельности быстро рос в  первые годы реформ. Снижение этого источника к 2004 году обусловлено стагнацией развития малого бизнеса в стране с середины 90-х годов.

Для определения уровня бедности используется множество показателей, которые, в основном, сравнивают доходы малообеспеченных слоев населения с рассчитываемым в той или иной стране по той или иной методике порогом. В России в качестве уровня бедности используется прожиточный минимум.

Таблица 3

Динамика прожиточного минимума как уровня бедности в России в 1992-1997 гг. (на душу населения, тыс. руб)

 

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

Все население

1,9

20,6

86,6

264

369

412

493

908

В том числе: Трудоспособное население

2,1

23,1

97,4

297

415

463

555

 

Пенсионеры

1,3

14,4

61,0

186

260

291

348

-

Дети

1,9

20,7

87,4

269

373

416

498

-

Соотношение среднедушевого дохода и прожиточного минимума,%

210

213

234

202

211

214

196,4

172

Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, млн. чел.

50,2

46,9

36,2

36,6

31,9

31,3

55,5

49,9

Доля бедного населения,%

33,5

31,5

24,4

25,0

21,6

21,2

38

34,2

 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.