Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Образ «маленького человека» в русской литературе ХIХ века

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 19.05.13. Год: 2012. Страниц: 36. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по литературе

Образ «маленького человека» в русской литературе ХIХ века

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: учащаяся 1 курса лицея

                                                     Санджиева Г. Б.

 

                                                                                     Проверил: учитель русского языка

                                                                              и литературы Бембетова С. С.

 

 

 

 

 

 

Элиста 2012

 

Содержание

 

 

1. Введение……………………………………………………………………… 3

2. Образ «маленького человека» в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»…………………………………………………………………………….. 3

3. Образ Самсона Вырина в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»………………………………........................................................... 7

4. Образ «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Шинель».Акакий Акакиевич Башмачкин…………………………………….................................. 9

5. Тема «маленьких людей» в романе Ф. М. Достоевского «Бедные люди»……………………………………………………………………………. 15

6. Заключение…………………………………………………………………… 20

7. Список использованной литературы……………………………………….. 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Термин «маленький человек» - подлинный долгожитель в школьном и

вузовском литературоведении. Сложился смысловой и эмоциональный

стереотип, сопровождающий это выражение.

 

              Забытые, всеми униженные люди, их жизнь, маленькие радости и

 

большие беды долгое время казались ничтожными, недостойными внимания.

 

Таких людей и такое к ним отношение породила эпоха. Жестокое время и

 

царская несправедливость заставляли «маленьких людей» замыкаться  в себе,

 

уходить полностью в свою душу, настрадавшуюся, с наболевшими

 

проблемами того периода, они жили незаметной жизнью и также незаметно

 

умирали. Но именно такие люди иногда по воле обстоятельств, повинуясь

 

крику души, начинали бороться против «сильных мира сего» , взывать к

 

справедливости. Мелкие чиновники, станционные смотрители, «маленькие

 

люди», сошедшие с ума, не по своей воле выходили из тени. Первым

 

писателем, который открыл нам мир «маленьких людей», был Н.М.

 

Карамзин.

 

 

Образ «маленького человека»  в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».

 

 

    Карамзин положил начало огромному циклу произведений русской

 

литературы о «маленьких людях», сделал первый шаг в эту неизвестную

 

доселе тему. «Карамзиным началась новая эпоха русской литературы» –

 

утверждал Белинский. Эта эпоха прежде всего характеризовалась тем, что

 

литература приобрела влияние на общество, она стала для читателей

 

«учебником жизни», то есть тем, на чем основывалась слава русской

 

литературы 19 века.

 

 

Проблематика повести предстает как сложное переплетение смысловых

 

линий. На первом плане среди них оказывается причудливое восприятие

 

философского учения Ж.Ж.Руссо, согласно которому «естественный

 

человек», не затронутый влиянием цивилизации, воплощает идею чистоты и

 

благородства. Цивилизация вовсе не исправляет нравы, а лишь развращает,

 

уродует первоначальную природу человека. Связанное с идеалами Руссо

 

восхищение простыми «естественными» людьми определило и выбор

 

персонажей в повести Карамзина. Сама Лиза, ее покойный отец, ее мать –

 

добродетельные крестьяне. Они любят труд; они честны, никогда не возьмут

 

лишней копейки, как бы ни велика была их нужда; они привязаны к своей

 

семье; наконец, они способны глубоко и верно любить. Но любовь стала

 

началом гибели для героини.

 

 

    Формирует проблематику повести и своеобразный диалог, который ведет в

 

ней Карамзин-повествователь с литературной традицией. Писатели-

 

сентименталисты нередко прибегали к подобным «отсылкам» в другие

 

произведения – это обогащало проблематику и образную систему рассказа, а

 

также оживляло воображение читателя, делало восприятие более

 

динамичным и эмоциональным, включало аудиторию в своеобразную игру –

 

узнавание рассыпанных в тексте намеков. В «Бедной Лизе» автор творчески

 

обыгрывает пасторальную традицию – одну из самых древних в мировой

 

литературе и необычайно популярную в 18 столетии.

 

 

Герои в произведениях сентименталистов четко делятся на положительных и

 

отрицательных. Первые наделены природной чувствительностью, они

 

отзывчивы, сострадательны, готовы к самопожертвованию, к высокой и

 

бескорыстной любви. Вторые – расчетливы, эгоистичны, высокомерны,

 

педантичны, жестоки. Носителями чувствительности, как правило,

 

оказываются люди из народа: крестьяне, ремесленники, разночинцы,

 

сельское духовенство. Жестокосердием наделяются представители власти,

 

дворяне, высшие духовные чины. В этом распределении проявил себя

 

демократический пафос сентименталистов. Те, кто огражден богатством и

 

знатностью от труда и обязанностей, быстро утрачивают природную

 

чувствительность, становятся грубыми, жестокими. Люди же, привыкшие

 

заботиться и думать не только о себе, но и о других, сохраняют и развивают

 

ее. Повесть «Бедная Лиза» была с восторгом принята современниками. В

 

основу ее положен сюжет, широко распространенный в литературе

 

сентиментализма: молодой богатый дворянин добился любви бедной

 

девушки-крестьянки, оставил ее и тайно женился на богатой дворянке. Итак,

 

Карамзин, взяв традиционную ситуацию, разрешил ее по-новому; взяв

 

традиционные образы, придал им новую окраску. Поэтический образ Лизы

 

нарисован как воплощение трудолюбия, скромности, бескорыстной,

 

бесхитростной доверчивости и самоотверженности. Она преданная дочь,

 

бесконечно оплакивающая своего отца и нежно заботящаяся о матери.

 

Писатель стремится тонкими штрихами передать постепенное развитие в ее

 

душе чувств любви к Эрасту. Лиза – первая в русской литературе героиня,

 

которая, забыв о долге и рассудке, пошла навстречу своей страсти. Нужен

 

был смелый талант Карамзина, чтобы отдать свои симпатии героине, не

 

удержавшейся на добродетели. «Бедная Лиза» - повесть о несбывшихся

 

мечтах ее героев.

 

 

   Но прекрасная и взаимная любовь не выдерживает испытания на

 

прочность. И виноват в этом жестокий мир, в котором живут молодые люди.

 

В этом мире условности стоят выше человеческого счастья. Возникает

 

сложный социальный конфликт: пропасть между богатым дворянином и

 

бедной девушкой чрезвычайно велика. У Эраста не хватает сил, чтобы

 

защитить свою любовь, он вынужден от нее отказаться. Какую трогательную

 

картину рисует автор в сцене расставания, где бедная девушка, прощаясь с

 

любимым, словно прощается со своей душой. Даже природа в этот момент

 

пребывает в молчании. Но в героине ее живет светлый лучик надежды, вера в

 

то, что она будет счастливой. Лизиным мечтам не суждено сбыться.

 

Раскрывая обман своего возлюбленного, она понимает, что не сможет

 

больше жить на этом свете. Бедная девушка бросается в воды глубокого

 

пруда. И в этом отчаянном поступке проявляется вся сила ее нежной и

 

хрупкой души.

 

 

   Авторская позиция в повести – это позиция гуманиста. Перед нами

 

Карамзин-художник и Карамзин-философ. Он воспел красоту любви, описал

 

любовь как чувство, способное преобразить человека. Писатель учит, что миг

 

любви прекрасен, но долгую жизнь и прочность дает только разум.

 

 

Образ Самсона Вырина в повести А. С. Пушкина «Станционный  смотритель».

 

 

А.С. Пушкин был следующим писателем, в сферу творческого внимания

 

которого стала входить вся огромная Россия, ее просторы, жизнь

 

деревень. Впервые русская литература так пронзительно и наглядно показала

 

искажение личности враждебной ей средой. Впервые оказалось возможным

 

не только драматически изобразить противоречивое поведение человека, но и

 

осудить злые и бесчеловечные силы общества.

 

 

Самсон Вырин привык жить в несправедливом мире, приспособил свой

 

нехитрый быт и доволен тем счастьем, которое послано ему в виде дочери.

 

Она его радость, защитница, помощница в делах. Несмотря на довольно

 

юный возраст, Дуня уже вошла в роль хозяйки станции. Она без страха и

 

смущения смиряет гневливых посетителей. Умеет без лишних слов

 

утихомирить самых “петушистых”. Природная красота этой девушки

 

завораживает проезжающих. Увидев Дуню, они забывают, что куда-то

 

спешили, хотели покинуть убогое жилище. И, кажется, что так будет всегда:

 

красавица хозяйка, неспешный разговор, бодрый и счастливый смотритель...

 

Эти люди наивны и радушны, как дети. Они верят в доброту, благородство,

 

силу красоты...

 

 

Поручик Минский, увидев Дуню, захотел приключений, романтики. Он не

 

представлял, что бедный отец, чиновник четырнадцатого класса, посмеет

 

противостоять ему — гусару, аристократу, богатому человеку. Отправляясь

 

на поиски Дуни, Вырин не представляет себе, что будет делать, как сможет

 

помочь дочери. Он, безмерно любя Дуню, надеется на чудо, и оно

 

происходит. Найти в огромном Санкт-Петербурге Минского — это почти

 

невозможно. Но провидение ведет несчастного отца. Он находит дочь,

 

понимает ее положение — богатой содержанки — и хочет забрать ее, просит

 

вернуть Дуню в семью. У Минского мольбы смотрителя вызывают лишь

 

раздражение. Он дает Вырину пачку денег и гонит его прочь. Автор с

 

состраданием описывает горе бедного отца: «Слезы опять навернулись на

 

глаза его, слезы негодования! Он сжал бумажки в комок, бросил их наземь,

 

притоптал каблуком и пошел...»

 

 

    Автор сострадает своему герою, но и видит правоту Дуни. В повести никто

 

не подвергается осуждению, в ней нет злодеев или жертв.

 

 

    Драма Вырина — это драма многих отцов, не сумевших понять мечты и

 

помыслы своих детей, почувствовать перемены в окружающей жизни. Таким

 

образом, Пушкин раскрыл классическую драму отцов и детей на примере

 

«маленького человека», которому точно так же свойственно страдать, любить

 

и бороться за свое право на счастье, как и представителям

 

привилегированных сословий.

 

 

Что остается бедному отцу, потерявшему в лице дочери опору, смысл

 

жизни? Возвратившись, он пьет, заливая вином свое горе, одиночество,

 

обиду на весь мир. Перед нами теперь уже опустившийся человек, ничем не

 

интересующийся, тяготящийся жизнью — этим бесценным даром.

 

Но Пушкин не был бы великим, если бы не показал жизнь во всем ее

 

многообразии и развитии. Жизнь намного богаче и изобретательнее

 

литературы, и писатель нам это показал. Опасения Самсона Вырина не

 

оправдались. Дочь его не сделалась несчастною. Вероятно, она стала женой

 

Минского. Посетив могилу отца, Дуня горько плачет. Она понимает, что

 

ускорила кончину отца. Но она не просто сбежала из дома, а была увезена

 

любимым человеком. Вначале плакала, а потом смирилась со своей участью.

 

Да и не самая плохая ее ждала судьба. Мы не осуждаем ее, не Дуня все

 

решала. Писатель также не ищет виноватых. Он просто показывает эпизод из

 

жизни бесправного и бедного станционного смотрителя.

 

Жизненная правда, сочувствие к «маленькому человеку», оскорбляемому на

 

каждом шагу начальниками, стоящими выше по чину и положению, — вот

 

что мы чувствуем, читая повесть. Пушкину дорог этот «маленький человек»,

 

живущий в горе и нужде. Демократизмом и гуманностью проникнута

 

повесть, так реалистично изображающая «маленького человека».

 

 

Образ «маленького человека» в повести  Н. В. Гоголя «Шинель».Акакий Акакиевич Башмачкин.

 

 

Наибольшего апогея эта тема достигла в произведениях Н.В. Гоголя .

«Петербургские повести», особенно «Шинель», имели огромное значение для всей последующей литературы, утверждения в ней социально-гуманистического направления и натуральной школы. Герцен считал «Шинель» колоссальным произведением Н.В. Гоголя, а Ф.М. Достоевский говорил: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели». Творчество Н.В. Гоголя чрезвычайно обогатило русскую литературу.

 

Это не правило, но в жизни нередко случается, что жестокие и бессердечные люди, оскорбляющие и унижающие достоинство других, выглядят в конечном счете более слабыми и ничтожными, чем их жертвы. Еще Демокрит в свое время говорил, что “совершающий несправедливость, несчастнее несправедливо страдающего”.

 

Такое же впечатление духовной мизерности и утлости от обидчиков мелкого чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина остается у нас после прочтения повести Гоголя “Шинель”, из которой, по образному выражению Достоевского, вышла вся русская литература.

В повести «Шинель» Гоголь обращается к ненавистному ему миру

 

чиновников, и сатира его становится суровой и беспощадной: «…он владеет

 

даром сарказма, который порой заставляет смеяться до судорог, а порой

 

будит презрение, граничащее с ненавистью». Эта небольшая повесть

 

произвела огромное впечатление на читателей. Гоголь вслед за другими

 

писателями выступил на защиту «маленького человека» - запуганного,

 

бесправного, жалкого чиновника. Самое искреннее, самое тёплое и

 

задушевное сочувствие к обездоленному человеку он высказал в прекрасных

 

строках заключительного рассуждения о судьбе и гибели одной из многих

 

жертв бездушия и произвола.

 

 

Гоголь характеризует главного героя своей повести как человека бедного,

 

заурядного, незначительного и незаметного. В жизни ему отведена

 

ничтожная роль переписчика департаментских документов. Воспитанный в

 

атмосфере беспрекословного подчинения и исполнения распоряжений

 

начальства, Акакий Акакиевич Башмачкин не привык размышлять над

 

содержанием и смыслом своей работы. Вот почему, когда ему предлагают

 

задания, требующие проявления элементарной сообразительности, он

 

начинает волноваться, переживать и, в конце концов, приходит к выводу:

 

“Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь”.

 

 

Акакий Акакиевич Башмачкин, «вечный титулярный советник».

 

Бессмысленная канцелярская служба убила в нем всякую живую мысль.

 

Единственное наслаждение находит он в переписке бумаг. Он любовно

 

выводил буквы чистым, ровным почерком и полностью погружался в работу,

 

забывая и обиды, причиняемые ему сослуживцами, и нужду, и заботы о

 

пище и уюте. Даже дома он думал лишь о том, что «что-то бог пошлет

 

переписывать завтра». Башмачкин, не разгибая спины трудился целый день

 

на службе и брал бумаги на дом, а некоторые, наиболее

 

интересные, переписывал для себя – на память. Жизнь его была по-своему

 

насыщенной и интересной. Но одно огорчало Акакия Акакиевича: старая

 

шинель, прослужившая ему верой и правдой не один десяток лет, к конце

 

концов,пришла в такой «упадок», что ее уже не мог починить самый

 

искусный портной. Существование Башмачкина приобрело новое

 

содержание: он стал копить деньги на пошив новой шинели, и мечты о ней

 

согревали ему душу долгими зимними вечерами. Он думает об этом, как

 

иной человек о любви, о семье. Вот он заказывает себе новую шинель,

 

«...существование его сделалось как-то полнее...» Описание жизни Акакия

 

Акакиевича пронизано иронией, но в ней есть и жалость и грусть. Вводя нас

 

в духовный мир героя, описывая его чувства, мысли, мечты, радости и

 

огорчения, автор дает понять, каким счастьем было для Башмачкина

 

приобретение шинели. И, когда она, наконец, была готова,

 

Башмачкин, помолодевший, одухотворенный, появился в ней на службе. Это

 

был день его торжества, его триумфа, но он неожиданно и трагически

 

закончился: ночью грабители отняли у него новую шинель. Для бедного

 

чиновника это была катастрофа, крушение всей его жизни. Он обратился к

 

некоему «значительному лицу» за помощью, умоляя найти и покарать

 

грабителей, но его просьба показалась важному генералу слишком

 

ничтожной, чтобы обратить на нее внимание. И потеря стала для

 

Башмачкина роковой: вскоре он заболел и умер. «Исчезло и скрылось

 

существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не

 

интересное…». Но история о бедном чиновнике на этом не кончается. Мы

 

узнаем, что умирающий в горячке Акакий Акакиевич в бреду так бранил «его

 

превосходительство», что старушке хозяйке, которая сидела у постели

 

больного, становилось страшно. Таким образом, перед самой смертью

 

проснулся в душе забитого Башмачкина гнев против людей, погубивших его.

 

Почти никто и не заметил  смерти Акакия.

 

 

Несмотря на “уникальность” созданного Гоголем образа Башмачкина, он не

 

выглядит в сознании читателя одиноким, и мы представляем, что

 

существовало великое множество таких же маленьких, униженных людей,

 

разделяющих удел Акакия Акакиевича. В этом обобщении образа

 

“маленького человека” сказалась гениальность писателя, сатирически

 

представившего и само общество, порождающее произвол и насилие. В этой

 

среде все более и более увеличивается жестокость и равнодушие людей друг

 

к другу. Гоголь был одним из первых, кто открыто и громко заговорил о

 

трагедии “маленького человека”, уважение к которому зависело не от его

 

душевных качеств, не от образованности и ума, а от его положения в

 

обществе. Писатель с состраданием показал несправедливость и

 

деспотичность общества к “маленькому человеку” и впервые призвал его

 

обратить внимание на этих незаметных, жалких и смешных, как

 

представлялось на первых взгляд, людей.

 

 

“Между нами не может быть никаких тесных отношений. Судя по пуговицам

 

вашего вицмундира, вы должны служить по другому ведомству”. Вот так по

 

пуговицам мундира, по другим внешним признакам определяется сразу и

 

навсегда отношение к человеку. Так “затаптывается” человеческая личность.

 

Она теряет достоинство, ведь человек не только других оценивает по

 

богатству и знатности, но и себя.

 

 

Гоголь призвал общество взглянуть на “маленького человека” с пониманием

 

и жалостью. “Матушка, спаси твоего бедного сына!” — напишет автор. И

 

действительно, некоторые обидчики Акакия Акакиевича вдруг понимали это

 

и начинали испытывать муки совести. Взывая к справедливости, автор ставит

 

вопрос о необходимости покарать бесчеловечие общества. В качестве

 

реванша и возмещения за понесенные при жизни унижения и оскорбления

 

Акакий Акакиевич, вставший в эпилоге из могилы, является прохожим и

 

отбирает у них шинели и шубы. Он успокаивается только тогда, когда

 

отнимает шинель у “значительного лица”, сыгравшего трагическую роль в

 

жизни маленького чиновника. Вероятно, Гоголь оживил героя, чтобы еще

 

сильнее показать ничтожность души “маленького человека”, ведь даже ожив,

 

он изменился только снаружи, а в душе по-прежнему остался лишь

 

“маленьким человеком”.

 

В своей повести Гоголь сконцентрировал свое основное внимание на судьбе

 

личности “маленького человека”, однако сделано это было с таким

 

мастерством и проникновенностью, что, сопереживая Башмачкину, читатель

 

невольно задумывается и о своем отношении ко всему окружающему миру, и

 

в первую очередь о чувстве достоинства и уважения, которые должен

 

вызывать к себе каждый человек, независимо от его социального и

 

материального положения, а лишь с учетом его личных качеств и достоинств.

 

 

Гоголь говорит нам концом своей повести, что в том мире, в котором жил

Акакий Акакиевич, герой как человек, как личность, бросающая вызов всему обществу, может жить только после смерти. В «Шинели» повествуется о самом заурядном и ничтожном человеке, о самых обыденных событиях в его жизни. Повесть оказала большое влияние на направление русской литературы, тема «маленького человека» стала на многие годы одной из самых важных.

 

«Шинель» Гоголя – гротеск и мрачный кошмар, пробивающий чёрные дыры в смутной картине жизни… (В.В. Набоков).

 

Не из-за шинели умирает «маленький человек». Он становится жертвой

 

бюрократического «бесчеловечья» и «свирепой грубости», которая, как

 

утверждал Гоголь, таится под маской «утонченной, образованной

 

светскости». В этом глубочайший смысл повести.

 

 

Тема «маленьких людей» в романе Ф. М. Достоевского «Бедные люди».

 

 

Тему «маленького человека» продолжил Ф. М. Достоевский. Действительно,

 

главными героями почти всех его произведений были «маленькие люди»,

 

«униженные и оскорбленными». Но, в отличие от героя Гоголя, герои

 

Достоевского способны открыто протестовать. Они не смиряются с ужасной

 

действительностью; они способны сказать горькую правду о себе и об

 

окружающем их обществе.

 

 

Их духовный мир не так ограничен и убог, как у Башмачкина. Они острее,

 

чем он, чувствуют несправедливость и жестокость мира наживы и денег.

 

Достоевский как бы говорит своим творчеством, что всякий человек, кто бы

 

он ни был, как бы он низко ни стоял, имеет право на сочувствие и

 

сострадание. Как многие выдающиеся русские писатели, Достоевский уже в

 

первом романе "Бедные люди" обращается к теме "маленького человека".

 

Главный герой романа - Макар Девушкин - бедный чиновник, придавленный

 

горем, нуждой и социальным бесправием. Как и Гоголь в повести "Шинель",

 

Достоевский обратился к теме бесправного, безмерно униженного и забитого

 

"маленького человека", живущего своей внутренней жизнью в условиях,

 

грубо попирающих достоинство человека.

 

 

Гуманистическая направленность "Бедных людей" была замечена критикой.

 

Белинский восторженно приветствовал Достоевского: "Это талант

 

необыкновенный и самобытный, который сразу, еще первым произведением

 

своим, резко отделился от всей толпы наших писателей...".

 

 

Роман Достоевского «Бедные люди» - это рассказ о судьбе того же

 

«маленького человека», раздавленного горем, отчаянием и социальным

 

бесправием. Макар тоже подвергался издевательствам на работе, но по своей

 

натуре это уже совсем другой человек, отличный от Акакия Акакиевича.

 

Макара волнуют проблемы человеческого достоинства, он размышляет о

 

литературе и своем положении в обществе. Прочтя “Шинель”, Макар был

 

возмущен тем, что Гоголь описал с очень большой точностью быт

 

чиновника, Макар узнал себя в Акакии Акакиевиче, но был возмущен тем,

 

что Гоголь изобразил чиновника как ничтожного человека. Ведь сам он

 

способен глубоко чувствовать, любить, а значит, был уже вовсе не

 

ничтожеством, а личностью, хотя и поставленной обществом на низкую

 

ступень. Переписка бедного чиновника Макара Девушкина с Варенькой,

 

потерявшей родителей и преследуемой сводней, раскрывает глубокий

 

драматизм жизни этих людей. Макар и Варенька готовы ради друг друга на

 

любые лишения. Макар, живя в крайней нужде, помогает Варе. И Варя, узнав

 

о положении Макара, приходит ему на помощь. Но герои романа

 

беззащитны. Их бунт — «бунт на коленях». Никто не может помочь им.

 

Варю увозят на верную гибель, а Макар остается один со своим горем.

 

Разбита, искалечена жизнь двух прекрасных людей, разбита жестокой

 

действительностью.

 

 

Любопытно отметить, что Макар Девушкин читает «Станционного

 

смотрителя» Пушкина и «Шинель» Гоголя. Он с сочувствием относится к

 

Самсону Вырину и неприязненно к Башмачкину. Наверное, потому, что

 

видит в нем свое будущее. Итак, Достоевский, сложнейший и

 

противоречивейший художник-реалист, с одной стороны, показывает

 

«униженного и оскорбленного» человека, и сердце писателя переполняется

 

любовью, состраданием и жалостью к этому человеку и ненавистью к сытым

 

пошлякам и развратникам, а с другой — высказывается за смирение,

 

покорность, призывая: «Смирись, гордый человек!»

 

 

Отношение Девушкина к Вареньке сродни отцовскому чувству Вырина к

 

Дуне, он близок пушкинскому герою в своей способности защитить

 

ближнего, в чувстве собственного достоинства. В нем живет достоинство не

 

только человека, но и труженика. Отсюда идут нити, связывающие Макара

 

Девушкина с другими людьми, жажда помочь беззащитной Вареньке,

 

избавив ее от нищеты, уберечь от скверных посягательств на ее честь. Ему,

 

живущему в доме, где “люди так и мрут”, дана сердечная способность

 

помочь ближнему. Гораздо больше, чем от сознания собственной бедноты,

 

он страдает от невозможности помочь любимому человеку просто еще

 

одному бедняку соседу-чиновнику Горшкову, нищему ребенку на улице...

 

Такой источник страдания возвышает Девушкина, делает его, несмотря на

 

его слабости, подлинно положительным человеком, великим “маленьким

 

человеком”. Гоголь в “Шинели”. Показал страшную драму “маленького

 

человека”, Достоевский возвышает его до трагедии.

 

Федор Михайлович Достоевский создал обширное полотно безмерных

 

человеческих мук, страдания и горя, пристально и проницательно

 

вглядывался в душу так называемого "маленького человека" и открыл в нем

 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.