Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ организационной структуры предприятия ООО "Остин"

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.05.13. Год: 2012. Страниц: не полная - без рисунков. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?

                            Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1.Сущность интегрированного маркетинга

1.2.Особенности применения комплекса маркетинга на рынке потребительских товаров

2. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «СМ-УРАЛ» МАГАЗИН ОДЕЖДЫ «OSTIN»

2.1.Анализ маркетинговой среды предприятия

2.2.Анализ рынка потребительских товаров на локальном уровне

2.3.Анализ хозяйственно-экономической деятельности предприятия

2.4.Анализ маркетинговой деятельности на предприятии

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОМПЛЕКСА МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «СМ-УРАЛ» МАГАЗИН ОДЕЖДЫ «OSTIN»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Приложение 1

Приложение 2


ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время предприятия не могут нормально функционировать без маркетинговой службы, без разработки комплекса маркетинга в организации. Каждому предприятию необходимо знать какую продукцию, в каком объеме, где, когда и по каким ценам нужно производить. Каждое предприятие должно ориентироваться на потребителей. Чем лучше разработан на предприятии комплекс маркетинга, тем эффективнее будет и его деятельность. Для эффективной разработки комплекса маркетинга нужно изучать спрос на продукцию, рынки ее сбыта, их емкость, реальных и потенциальных конкурентов. С помощью маркетинговой деятельности ведется постоянный поиск новых рынков, потребителей, новых видов продукции и услуг, способствующих обеспечить предприятию наибольший уровень прибыли. Комплекс маркетинга выступает в роли инструмента регулирования производства и сбыта.

Цель исследования: проанализировать состояние комплекса маркетинга на предприятии ООО «СМ-УРАЛ», разработать конкретные предложения и рекомендации по его совершенствованию.

Объект исследования ООО «СМ-Урал» магазин одежды «OSTIN».

Предмет исследования комплекс маркетинга на предприятии ООО «СМ-УРАЛ».

Задачи исследования:

1. Изучить теоретико-методологические основы комплекса маркетинга на предприятии.

2. Провести анализ хозяйственно-экономической деятельности предприятия.

3. Разработать предложения по совершенствованию комплекса маркетинга на предприятии ООО «СМ-Урал».

При написании дипломного проекта использовались следующие методы: монографический, аналитический, экономико-статистический, а так же был сделан SWOT-анализ предприятия.

 


1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Сущность интегрированного маркетинга

Маркетинг (от английского market ? рынок) – комплексная система организации производства и сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе исследования и прогнозирования рынка, изучения внутренней и внешней среды предприятия-экспортера, разработки стратегии и тактики поведения на рынке с помощью маркетинговых программ. В этих программах заложены мероприятия по улучшению товара и его ассортимента, изучению покупателей, конкурентов и конкуренции, по обеспечению ценовой политики, формированию спроса, стимулированию сбыта и рекламе, оптимизации товародвижения и организации сбыта, организации технического сервиса и расширения ассортимента представляемых сервисных услуг [6, с. 5].

Маркетинг как порождение рыночной экономики является в определенном смысле философией производства, полностью (от научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ до сбыта и сервиса) подчиненной по условиям и требованиям рынка, находящимся в постоянном динамическом развитии под воздействием широкого спектра экономических, политических, научно-технических и социальных факторов. Предприятия-производители и экспортеры рассматривают маркетинг как средство для достижения целей, фиксированных на данный период по каждому конкретному рынку и его сегментам, с наивысшей экономической эффективностью. Однако это становится реальным тогда, когда производитель располагает возможностью систематически корректировать свои научно-технические, производственные и сбытовые планы в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры, маневрировать собственными материальными и интеллектуальными ресурсами, чтобы обеспечить необходимую гибкость в решении стратегических и тактических задач, исходя из результатов маркетинговых исследований. При этих условиях маркетинг становится фундаментом для долгосрочного и оперативного планирования производственно-коммерческой деятельности предприятия, составления экспортных программ производства, организации научно технической, технологической, инвестиционной и производственно сбытовой работы коллектива предприятия, а управления предприятием.

Маркетинговая деятельность должна обеспечить:

- Надежную, достоверную и своевременную информацию о рынке, структуре и динамике конкретного спроса, вкусах и предпочтениях покупателей, то есть информацию о внешних условиях функционирования фирмы.

- Создание такого товара, набора товаров (ассортимента), который более полно удовлетворяет требованиям рынка, чем товары конкурентов.

- Необходимое воздействие на потребителя, на спрос, на рынок, обеспечивающее максимально возможный контроль сферы реализации.

В чем состоят основные принципы маркетинга?

В основе деятельности производителей, работающих на основе принципов маркетинга, лежит девиз: производить только то, что требует рынок, покупатель.

Исходным моментом, лежащим в основе маркетинга, выступает идея человеческих нужд, потребностей, запросов. Отсюда сущность маркетинга предельно коротко состоит в следующем: следует производить только то, что безусловно найдет сбыт, а не пытаться навязать покупателю «несогласованную» предварительно с рынком продукцию.

Из сущности маркетинга вытекают основные принципы, которые включают:

1. Нацеленность на достижение конечного практического результата производственно-сбытовой деятельности. Эффективная реализация товара на рынке в намеченных количествах означает, по сути, овладение его определенной долей в соответствии с долговременной целью, намеченной предприятием.

2. Концентрацию исследовательских, производственных и сбытовых усилий на решающих направлениях маркетинговой деятельности.

3. Направленность предприятия не на сиюминутный, а на долговременный результат маркетинговой работы. Это требует особого внимания к прогнозным исследованиям, разработки на основе их результатов товаров рыночной новизны, обеспечивающих высоко прибыльную хозяйственную деятельность.

4. Применение в единстве и взаимосвязи стратегии и тактики активного приспособления к требованиям потенциальных покупателей с одновременным воздействием на них.

Рассмотрим рисунок 1 схема маркетинговой деятельности предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Схема маркетинговой деятельности предприятия [6, с. 7].

Методы маркетинговой деятельности заключаются в том, что проводятся:

1. Анализ внешней (по отношению к предприятию) среды, в которую входит не только рынок, но и политические, социальные, культурные и иные условия. Анализ позволяет выявить факторы, содействующие коммерческому успеху или препятствующие ему. В итоге анализа формируется банк данных для оценки окружающей среды и ее возможностей.

2. Анализ потребителей, как реальных, так и потенциальных. Данный анализ заключается в исследовании демографических, экономических, социальных, географических и иных характеристик людей, принимающих решение о покупке, а также их потребностей в широком смысле этого понятия и процессов приобретения ими как нашего, так и конкурирующих товаров.

3. Изучение существующих и планирование будущих товаров, то есть разработка концепций создания новых товаров и/или модернизации старых, включая их ассортимент и параметрические ряды, упаковку и т.д. Устаревшие, не дающие расчетной прибыли товары снимаются с производства и рынка.

4. Планирование товародвижения и сбыта, включая создание, при необходимости, соответствующих собственных сбытовых сетей со складами и магазинами и/или агентских сетей.

5. Обеспечение формирования спроса и стимулирование сбыта путем комбинации рекламы, личной продажи, некоммерческих престижных мероприятий паблик рилейшнз и разного рода материальных стимулов, направленных на покупателей, агентов и конкретных продавцов.

6. Обеспечение ценовой политики, заключающейся в планировании систем и уровней цен на поставляемые товары, определении «технологии» использования цен, кредитов, скидок и т.п.

7. Удовлетворение технических и социальных норм региона, в котором сбывается продукция, что означает обязанность обеспечить должную безопасность использования товара и защиты окружающей среды, соответствие морально-этическим правилам, должный уровень потребительской ценности товара.

8. Управление маркетинговой деятельностью (маркетингом) как системой, то есть планирование, выполнение и контроль маркетинговой программы и индивидуальных обязанностей каждого участника работы предприятия, оценка рисков и прибылей, эффективности маркетинговых решений.

 

 

1.2. Особенности применения комплекса маркетинга на рынке потребительских товаров

Сфера торгового маркетинга охватывает деятельность на рынке торгово-посреднических услуг, связанную с оптовыми перепродажами и розничной реализацией товаров конечному потребителю. Особенности такой деятельности предопределяются самим характером торговой услуги – ее своевременностью, надежностью, доступностью. Торговый маркетинг – это маркетинг торговых услуг, включающих закупку товаров и формирование торгового ассортимента в соответствии со спросом покупателей, организацию торговых процессов и обслуживание населения, предоставление информации потребителям и внутримагазинную рекламу, оказание дополнительных торговых услуг и другое [35, с. 67].

Рассмотрим особенности элементов комплекса маркетинга розничной торговли.

Традиционная концепция маркетинга, называемого marketing-mix, рассматривается в форме принципа «четыре пи», представляющего собой сочетание следующих четырех составляющих:

Product – товар, то есть набор «изделий и услуг» соответствующего уровня качества, который фирма предлагает целевому рынку. Реальное качество товара можно менять. Его имидж можно также поменять путем вариаций в области рекламы и организации сбыта. Представление о товаре и то, как он воспринимается, можно менять посредством использования различной упаковки.

Price – цена, денежная сумма, которую потребители должны уплатить для получения товара. Цену можно менять в направлении как стимулирования, так и снижения спроса, что отчетливо проявляется в действии механизма цены.

Place – здесь: каналы (методы) распространения, то есть организация структуры товародвижения, благодаря которой товар становится более доступным для потенциальных покупателей. Доступность товара (а, следовательно, и те усилия, которые приходится приложить покупателю, чтобы приобрести товар) можно менять путем более или менее широкого размещения товара или путем изменения используемых каналов распределения.

Promotion – продвижение (стимулирование) возможная деятельность фирмы по внедрению своего товара на целевой рынок, распространению сведений о его достоинствах и убеждению целевых потребителей его покупать. Число и местонахождение торговых представителей можно менять. Затраты на рекламу можно уменьшать, содержание рекламы также можно менять. Аудитория, на которую воздействует реклама, также может быть изменена.

Комплекс маркетинга разрабатывается на основании результатов маркетинговых исследований, которые обеспечивают получение необходимой информации о макро- и микросреде, рынке и собственных возможностях.

Составляющими комплекса маркетинга являются: товарная политика, коммуникационная политика (продвижении товара на рынок), сбытовая (дистрибьюционная) политика, ценовая политика.

Полезным свойством комплекса маркетинга является управляемость элементов. Маркетолог может управлять каждым элементом с целью требуемого воздействия на спрос, выбирать наиболее перспективные комбинации элементов. Успех комплекса маркетинга объясняется в частности и тем, что он объединяет четыре вида маркетинговых стратегий.

Главная цель разработки комплекса маркетинга – обеспечение устойчивых конкурентных преимуществ компании, завоевание прочных рыночных позиций. Комплекс маркетинга – это оперативная деятельность, каждая составляющая которой – результат глубокого экономического анализа и коммерческих расчетов нередко на основе экономико-математических методов. К этому добавим немаловажную роль опыта и маркетинговой интуиции, что в некоторых ситуациях является определяющим. Трудно ранжировать составляющие комплекса маркетинга по их значимости для успешной коммерческой деятельности фирмы, поскольку достижение поставленных целей возможно при условии эффективности каждого из четырех «p». Однако товар и товарная политика практически всегда оказывает влияние на характер и особенности остальных составляющих комплекса маркетинга.

При разработке товарной политики главными проблемами являются:

- инновации (создание новых товаров или обновление существующих);

- обеспечение качества и конкурентоспособности товаров;

- создание и оптимизация товарного ассортимента;

- решение вопросов о товарных марках;

- создание эффективной упаковки (для соответствующих видов продукции).

Коммуникационная политика – это совокупность способов продвижения товара на рынок: Паблик рилейшиз (PR) – связи с общественностью, реклама, стимулирование сбыта, персональные продажи, специализированные выставки. PR – это коммерческая форма коммуникации, усилия, планируемые на продолжительный период времени, преследующие цель создания и поддержания доброжелательных отношений и взаимопониманий между фирмой и ее общественностью. Реклама в отличие от PR – коммерческая деятельность, любая платная форма неличного представления и продвижения идей, товаров и услуг конкретного заказчика.

Сбытовая политика – главная задача в разработке сбытовой политики – выбор канала распределения товара (сбытового канала) и принятие решения о стратегии сбыта. Выбор сбытового канала сопряжен с вопросом о способе сбыта – через посредников (косвенный сбыт), без посредников (прямой сбыт). Канал распределения – это, в сущности, путь движения товара от производителя к потребителю. На протяжении этого пути торговые организации или отдельные лица берут на себя (или передают) право собственности на товар до его продажи потребителю.

Существуют три разновидности стратегий:

Интенсивный сбыт – это стратегия сбыта потребительских товаров повседневного спроса, предназначенных для широкого круга покупателей.

Исключительный сбыт – организуется как распределение новых товаров, которые позиционируются как эксклюзивные дорогостоящие модели.

Селективный сбыт – сопряжен с оптимизацией количества торговых посредников таким образом, чтобы обеспечить требуемый охват рынка и в то же время осуществлять контроль за работой оптовика или розничного торговца.

Ценовая политика как составляющая комплекса маркетинга разрабатывается с учетом целей компании, внешних и внутренних факторов, влияющих на ценообразование, характера спроса, издержек производства, распределения и реализации товара, ощущаемой и реальной стоимости товара, политики конкурентов и т.д. Разработка ценовой политики включает установление исходной цены на товар и своевременное изменение цен с помощью приведения их в соответствии с изменяющимися рыночным условиями, возможностям компании, ее стратегическим целям и задачам.

Среди факторов внешней среды, влияющих на ценовую политику компании, основными являются: действия правительства, участников сбытовых каналов, реакция потребителей, политика конкурентов.

При высокой степени конкуренции цены регулирует рынок, ценовые войны вытесняют слабые фирмы с рынка. Если конкуренция ограничена, то степень контроля фирмы над ценами возрастает, и влияние рынка снижается. Потребители оказывают влияние как в плане эластичности спроса по ценам, так и поведенческими особенностями, что очень важно для целевого маркетинга.

Среди внутренних факторов превалируют издержки, причем не все их составляющие поддаются контролю со стороны компании. При повышении издержек политике в области цен могут помочь другие составляющие комплекса маркетинга: сужение ассортимента за счет неприбыльных товаров или их отдельных модификаций, модернизация товаров, перепозиционирование их, сокращение степени дифференциации.

Снижение издержек не всегда благоприятно сказывается на ценовой политике.

Если рассматривать комплекс маркетинга в сфере услуг, то он включает набор переменных, поддающихся контролю со стороны предприятия и образующих взаимосвязанную совокупность (систему), которая способна обеспечить желаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка. Способность комплекса маркетинга вызывать адекватную реакцию потребителя обусловлена теми свойствами, которые присуще маркетингу как системному образованию. Основным таким свойством является способность системы (комплекса маркетинга) обеспечивать синергетический эффект. Синергетический эффект достигается совместным действием элементов системы. В количественном и качественном отношении он превышает простое суммирование эффектов от раздельного действия отдельных элементов системы. В комплекс маркетинга в сфере услуг входят все действия и мероприятия, которые могут быть предприняты для оказания воздействия, которые могут быть предприняты для оказания воздействия на спрос потребителей услуг.

Многочисленнее возможности в этом направлении можно объединить в четыре основные группы элементов комплекса маркетинга.

К ним относятся:

- услуги как товары особого ряда;

- цена на услуги;

- методы распределения услуг;

- методы стимулирования сбыта услуг.

Агрегируя эти элементы, комплекс маркетинга оказывает воздействие на целевой рынок предприятия услуг. Тогда комплекс маркетинга услуг можно характеризовать как деятельность, имеющую цель овладение целевым рынком с помощью действий, распространенных по четырем направлениям.

В процессе применения концепции маркетинг-микс некоторые исследователи предпринимали попытки ее дополнения или изменения. Был сформулирован целый ряд дополнительных или альтернативных классификаций, которые часто отражали особенности конкретной сферы применения комплекса маркетинга.

Прежде всего, необходимо упомянуть дополнительные элементы, предложенные одним из теоретиков маркетинга Котлером, – это политическое влияние (political power) и формирование общественного мнения (public opinion formation). Эти дополнительные элементы комплекса маркетинга были предложены в связи с введением понятия мегамаркетинга, под которым он понимал искусство предоставления благ сторонам, не относящимся к целевым группам покупателей и посредников, таким, как агенты, дилеры, брокеры, а также сторонам, как правительства, профсоюзы и другие группы влияния, которые могут создать непреодолимые барьеры для входа на потенциально привлекательные рынки. При формировании общественного мнения фирма пытается повлиять на него главным образом посредством массовых коммуникаций.

Как было отмечено выше, применительно к комплексу торгового маркетинга целесообразно дополнительно выделить еще три важных фактора, таких как месторасположение, персонал и оформление. Поэтому следующим фактором является месторасположение. Удачное месторасположение торгового предприятия обеспечивает устойчивое конкурентное преимущество, поскольку, к примеру, сервис, ассортимент – все это непостоянно и может меняться. Уровни расположения подразделяются по таким направлениям: регион (часть территории страны или город), область торговли (сектор, содержащий потенциальных покупателей, а также часть города или город в целом в зависимости от типа магазина) и конкретное место. Основные факторы, которые определяют привлекательность выбираемого места, включают показатели общего размера целевого рынка, темпов роста населения, распределения и стабильности доходов, размера и состава семьи, уровня и стабильности занятости, уровня конкуренции и, кроме этого, расположение автомагистралей и оживленных улиц, плотность пешеходного и автомобильного движения. Также при выборе места исследуются схема дорог, видимость, размещение рядом магазинов, работающих на один целевой сегмент (например, одежда и обувь). Интенсивность автомобильного и пешеходного движения (рост вероятности того, что кто-то зайдет в торговое предприятие) устанавливается обычно путем маркетингового наблюдения. Помимо этого изучаются возможность свободного доступа в магазин (отсутствие естественных и искусственных препятствий) и его видимость для пешехода и автомобилиста издалека.

Еще один фактор, оказывающий влияние на комплекс торгового маркетинга – персонал, иными словами, работники торгового предприятия, обслуживающие покупателей. Согласно данным мониторинга покупателей, компетентность, вежливость сотрудников торгового предприятия составляют одну из основных причин, по которой покупатели скорее предпочтут одного розничного торговца другому.

Очень важно, чтобы персонал торгового предприятия получал удовольствие от своей работы. «Счастливый сотрудник – счастливый клиент». Не менее важно, «создание командного духа среди сотрудников». Для стимулирования творческой активности сотрудников можно предложить возможность реального карьерного роста. Наиболее заинтересованные сотрудники активно принимают участие в специальных семинарах и рабочих группах, занимающихся выработкой моделей гибкого обслуживания покупателей и повышения уровня сервиса.

Следующий фактор, оказывающий влияние на комплекс торгового маркетинга – оформление. Данный фактор включает в себя типы планировок магазина, распределение торговых площадей между различными отделами, непосредственное размещение и способ представления товара в магазине, обеспечение соответствующего интерьера магазина, дизайна фасада, витрин, магазинную атмосферу.

Выделяют три типа планировок – это решетка, трек и произвольная. Решетка характерна для продовольственных магазинов. Ее основу составляют длинные стеллажи с товарами, разделенными проходами. Данная планировка позволяет использовать торговое помещение наиболее оптимальным образом. Трек представляет собой один центральный проход, от которого идут входы в отдельные магазинчики, секции. Каждая секция имеет свою собственную планировку. Произвольная планировка – все ходы и конструкции располагаются асимметрично (небольшие магазины, бутики в рамках крупных торговых центров).

Как правило, 90% площади магазина должно отводиться для продажи. Лучшие места используются для товаров, которые хорошо продаются. Распределение торговых площадей для различных групп товаров начинается с определения процентов, которые дадут продажи в данном отделе в сумме общих продаж торгового предприятия (10% от объема продаж – 10% площади магазина). Далее учитываются несколько факторов корректировки полученных данных: прибыльность товара, его сезонность, представление товара, на какие изделия будет сделан акцент, взаимовлияние расположения некоторых предметов на движение покупателей и число покупок.

На выбор способа оформления товара внутри предприятия розничной торговли влияют следующие факторы:

- имидж магазина – например, все размеры одного товара представлены сразу – это создает чувство упорядоченности;

- упаковка – поштучно, на вес и т.д.;

- природа товара – бутылки (на полке), косметика (пробники).

Существуют следующие методы представления товара в магазине:

- идейное представление товара – в основе лежит имидж торговой точки (мебель расставляется так, чтобы показать, как она будет смотреться в домашней обстановке), изделия группируются для показа вариантов их использования;

- группировка по видам и стилям (болеутоляющие средства, средства от кашля и т.д. – в аптеках выставляются соответствующие таблички около групп лекарственных препаратов для облегчения поиска и подбора);

- организация по цветовой гамме;

- выравнивание цен (несколько товаров одной категории, продающиеся по разным ценам, выставляются рядом);

- вертикальное представление, учитывающее движение человеческого глаза;

- объемное представление – выставляется большое количество товара (например, горы фруктов в овощном отделе);

- фронтальное представление – демонстрируется наиболее привлекательная сторона товара (например, книги показываются лицевой стороной).

Под атмосферой магазина понимаются визуальные компоненты – цвет, запах, освещение, музыка, которые стимулируют эмоциональное состояние (например, ресторан с уютной обстановкой, приглушенный свет). Освещение позволяет выделить товар (направление пучков света, выделяющих изделие, должно быть в 3 раза ярче основного освещения). Для создания определенного настроения могут использоваться различные оттенки света. Различная цветовая гамма также способна вызвать определенную реакцию. Существуют теплые (красный, желтый) и холодные (синий, зеленый) оттенки цвета. Они и создают прямо противоположную психологическую реакцию. Теплые цвета более подходят для точек общественного питания, возбуждая аппетит. Холодные тона полезны при продаже дорогих вещей. Что касается запахов, то женщины более восприимчивы к ним, чем мужчины. Для привлечения покупателей некоторые магазины используют ароматизаторы с таймером, распыляющие запах через определенные промежутки времени.

Анализ и оценка западного опыта демонстрируют, что торговые фирмы в практической работе все более активно используют маркетинговые методы и приемы. Эффективное использование маркетинговой концепции в торговле связано с пониманием трансформации базового комплекса и выделением дополнительных элементов, которые позволят более продуктивно функционировать на рынке торговых услуг.

Можно сделать вывод, что традиционная концепция маркетинга, называемого marketing-mix, рассматривается в форме принципа «четыре пи», представляющего собой сочетание следующих четырех составляющих:

Product – товар, то есть набор «изделий и услуг» соответствующего уровня качества, который фирма предлагает целевому рынку.

Price – цена, денежная сумма, которую потребители должны уплатить для получения товара.

Рlace – каналы (методы) распространения, то есть организация структуры товародвижения, благодаря которой товар становится более доступным для потенциальных покупателей.

Promotion – продвижение (стимулирование) возможная деятельность фирмы по внедрению своего товара на целевой рынок, распространению сведений о его достоинствах и убеждению целевых потребителей его покупать.

Составляющими комплекса маркетинга являются: товарная политика, коммуникационная политика (продвижении товара на рынок), сбытовая (дистрибьюционная) политика, ценовая политика.

Полезным свойством комплекса маркетинга является управляемость элементов. Маркетолог может управлять каждым элементом с целью требуемого воздействия на спрос, выбирать наиболее перспективные комбинации элементов. Успех комплекса маркетинга объясняется в частности и тем, что он объединяет четыре вида маркетинговых стратегий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                                НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «СМ-УРАЛ» МАГАЗИН ОДЕЖДЫ «OSTIN»

2.1. Анализ маркетинговой среды предприятия

Объектом исследования в данной работе является торговое предприятие магазин одежды «OSTIN». Данное предприятие является структурным подразделением ООО «СМ-Урал».

Место нахождения предприятия: г.Екатеринбург, ул.Халтурина, д.55.

Юридический адрес: г.Екатеринбург, ул.Сулимова, д.50.

Центральная управляющая компания, расположена  в г.Москва, и несет ответственность за организацию процесса стратегического планирования и осуществляет координацию работы  торговых структур и логистических центров.

Предметом деятельности торгового предприятия «OSTIN» является розничная реализация мужской и женской одежды и продвижение торговой марки «OSTIN». ООО «СМ-Урал» является официальным дилером многих ведущих фабрик мира.

Одежда фирмы «OSTIN» это одежда свободного стиля «Casual».

В магазине представлен широкий ассортимент товаров для мужчин и женщин: одежда верхняя, нижняя, отдельные предметы белья, шарфы, сумки, перчатки, ремни и прочее.

Магазин «OSTIN» является одним из четырех магазинов на территории города Екатеринбурга, предприятием, официально уполномоченным на коммерческое распространение продукции торговой марки «OSTIN».

Главной целью предприятия является продвижение  торговой марки «OSTIN» на розничном рынке и повышение прибыльности предприятия.

Миссия компании: дать людям возможность выразить собственный стиль через удобную, современную, функциональную и качественную одежду.

Задачи в большей степени возлагаются не на работника, а на должность, на которой данный работник работает. В данном случае – это продавец, задачей которого является продажа продукции данного магазина. Конечная выручка будет зависеть от количества проданного товара.

Общая площадь магазина составляет 256м?, торговая площадь – 226м?, складское помещение – 30м?.

Численность работников магазина – 11 чел, в т.ч. 8 чел. – торгово- оперативные. Организационная структура магазина представлена на   рисунке 2.

 

 

             

                                                       

 

 

Рис. 2. Организационная структура магазина «OSTIN».

Чтобы оценить структуру персонала магазина рассмотрим рисунок 3.

 

Рис. 3. Структура персонала торгового предприятия.

В структуре персонала магазина наибольшую долю (63,6%) составляют торгово-оперативные работники, наименьшую (9,1%) – вспомогательный персонал, управленческие работники – (27,3%). Таким образом, структура персонала магазина является рациональной – предприятие обеспечено всеми необходимыми категориями работников. При этом наибольшую долю в структуре персонала занимают основные работники.

Обязанности, права и ответственность работников магазина устанавливаются должностными инструкциями.

Проведем анализ внешней среды.

Рассмотрим рисунок 4 факторы внешней среды, влияющие на деятельность организации.

Рис. 4. Факторы внешней среды, влияющие на деятельность организации [3, с. 45].

В ТРЦ «Карнавал» находится множество однопрофильных магазинов и бутиков, которые составляют конкуренцию магазину «OSTIN» таких как OGGI, SEPPALA, ZOLLA, MEXX. Основным конкурентом является торговая марка RESERVED. К преимуществам RESERVED можно отнести занимаемую торговую площадь, которая составляет 500м2, что почти в два раза больше чем у магазина «OSTIN». Это позволяет представить товарный ассортимент более широко и качественно.

Ценовая политика торговой марки RESERVED ориентирована на средний класс покупателей, но во время сезонной распродажи процент

скидки существенно больше, чем в магазинах  «OSTIN», что приводит к оттоку покупателей к конкурентам с наиболее низкими ценами.

Но в ряду с преимуществами  можно выделить и недостатки торговой марки RESERVED, которые существенно влияют на их товарооборот. К таким недостаткам можно отнести качество реализуемого товара. Процент возврата бракованной продукции, возвращаемой покупателями, превышает почти в полтора раза, чем в торговой марке «OSTIN».

Основной слабой стороной конкурентов является отсутствие фирменного обслуживания. Большая часть времени уделена правильной выкладке товара, которая должна стимулировать человека совершить покупку.  Этот недостаток конкурентов является преимуществом магазинов «OSTIN», так как большое внимание уделяется визуальному мерчендайзингу, то есть планировка магазина продумана так, чтобы стимулировать продвижение покупателей по торговому залу, чтобы они покупали больше товаров, чем предварительно запланировали. Стимулирующими мероприятиями продвижения является внешнее разнообразие – размещение торгового оборудования, его виды, витрины, освещение, запахи, звуковой фон и др. Атмосфера магазина соответствует его имиджу и общей стратегии, а дизайн способствует принятию решения о покупке. И фирменное обслуживание покупателей в магазинах «OSTIN», где продавец прорабатывает пять этапов продаж, несомненно, влияет на товарооборот в сторону увеличения.

Подробный анализ среды рассматриваемого предприятия позволяет

сделать выводы относительно потенциальных угроз и возможностей, которые компания должна учитывать в своей деятельности.

SWOT-анализ позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны компании, а так же потенциальные возможности и угрозы. Достигается это за счет сравнения внутренних сил и слабостей своей компании с возможностями, которые дает им рынок. Исходя из качества соответствия, делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес, и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам.

Цель SWOT-анализа сформулировать основные направления развития предприятия через систематизацию имеющейся информации  о сильных и слабых сторонах предприятия, а так же о потенциальных возможностях и угрозах.

Задачи SWOT-анализа:

- выявить сильные и слабые стороны по сравнению с конкурентами;

- выявить возможности и угрозы внешней среды;

- связать сильные и слабые стороны с возможностями и угрозами;

- Сформулировать основные направления развития предприятия.

Попробуем определить «сильные» и «слабые» стороны предприятия.

Сильные стороны:

1. Высокий уровень обслуживания;

2. Высокое качество товаров;

3. Выгодное месторасположение;

4. Финансовая устойчивость и независимость магазина;

5. Высокая квалификация персонала;

6. Хорошая мотивация персонала;

7. Достаточная известность марки.

Слабые стороны:

1. Недостаточная маркетинговая активность по организации сбыта;

2. Недостатки в рекламной политике;

3. Средний уровень цен;

4. Узкий ассортимент;

5. Маленькие торговые площади;

6. Устаревшее программное обеспечение.

Возможности:

1. Улучшение уровня жизни населения;

2. Снижение безработицы;

3. Изменение рекламных технологий;

4. Расширение ассортимента;

5. Увеличение торговых площадей;

6. Развитие информационной отрасли.

Угрозы:

1. Изменение покупательских предпочтений;

2. Сбои в поставках товара;

3. Снижение уровня жизни населения;

4. Появление новых конкурентов;

5. Рост безработицы;

6. Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов.

Установим связь между ними с помощью матрицы  SWOT в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Матрица SWOT внутренней и внешней среды предприятия

 

Возможности

Угрозы

1.

2.

3.

 

-Улучшение уровня жизни населения.

-Снижение безработицы.

-Изменение рекламных технологий.

-Изменение покупательских предпочтений.

-Сбои в поставках товара.

-Снижение уровня

 

 

Продолжение табл. 2.1

1.

2.

3.

 

-Расширение

Возможности

ассортимента

-Увеличение торговых площадей.

-Развитие информационной отрасли

жизни населения.

Угрозы

-Появление новых конкурентов.

-Рост безработицы

-Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов

Сильные стороны

Поле СИВ

Поле СИУ

-Высокий уровень обслуживания.

-Высокое качество товаров.

-Выгодное месторасположение.

-Финансовая устойчивость и независимость магазина.

-Высокая квалификация персонала.

-Хорошая мотивация персонала.

-Достаточная известность марки.

 

-Достаточная известность будет способствовать выходу на новые рынки.

-Увеличение ассортимента.

-Добавление сопутствующих товаров и услуг позволит увеличить наличие финансовых средств.

-Выгодное местоположение позволит привлечь дополнительных клиентов.

-Квалификация персонала, хорошая мотивация, высокое качество товаров и развитие рекламных технологий дадут возможность успеть за ростом рынка.

-Усиление конкуренции,  изменение покупательских предпочтений, рост инфляции и налогов повлияют на проведение стратегии.

-Появление конкурентов вызовет дополнительные расходы финансовых ресурсов.

-достоверный мониторинг уловит изменения вкусов потребителей.

Слабые стороны

Поле СЛВ

Поле СЛУ

-Недостаточная маркетинговая активность по организации сбыта.

 

-Плохая рекламная политика создаст затруднения при выходе на новые рынке.

- Появление новых конкурентов, средний уровень цен и узкий

 

 

Продолжение табл. 2.1

1.

2.

3.

-Недостатки в рекламной политике.

-Средний уровень цен.

-Узкий ассортимент.

-Маленькие торговые площади.

-Устаревшее программное обеспечение.

 

-Увеличение ассортимента,

добавление сопутствующих

товаров.

- Снижение уровня цен и увеличение торговых площадей позволит получать сверхдоходы.

-Обновление программного обеспечения повысит эффективность технологических процессов.

ассортимент ухудшит конкурентную позицию.

- Не продуманная рекламная политика не

удержит покупателей при изменении их вкусов.

 

Можно сделать вывод, что для предприятия ООО «СМ-Урал» после проведенного анализа наиболее значимыми и вероятными оказались возможности расширения доли  рынка, увеличение ассортимента и развитие рекламных и информационных технологий. После позиционирования угроз было выявлено, что к критическому состоянию предприятие могут привести либо выход в отрасль большого числа конкурентов и коренное изменение вкусов потребителей.

 

 

2.2. Анализ рынка потребительских товаров на локальном уровне

Согласно результатам маркетинговых исследований, российский рынок одежды демонстрирует высокие темпы роста: порядка 27% в год.

Наиболее представленным на российском рынке является средний ценовой сегмент, которому принадлежит более 50% рынка. (Рис.5)

Рис. 5. Доля ценовых сегментов в обороте розничной торговле одеждой [40].

В настоящее время, по оценкам участников рынка, российские производители одежды преуспевают в основном в средней и низкой ценовой категориях и занимают около 20% рынка. Для конкуренции с международными брэндами им необходимы раскрученные марки, очень широкий ассортимент, оперативное реагирование на изменения моды, частота смены коллекций.

Многие российские швейные фабрики начали создавать собственные розничные сети.

Корпорация SELA – производитель одежды для всей семьи – имеет сеть из 400 магазинов в крупных городах России и СНГ (как собственных, так и открытых по франшизе). В некоторых регионах доля SELA по продажам одежды доходит до 70%. Основные сегменты потребителей: детский, молодежный и взрослый (до 36 лет).

В корпорацию «Глория Джинс» входят 10 фабрик, а также розничная сеть (около 60 магазинов). Темпы роста – в среднем 40% в год. Производит джинсовую одежду для взрослых, молодежи и детей под марками GEE JAY и GLORIA JEANS, которую носит более 40% российских детей. Помимо джинсовой одежды, производит и продает также модный casual и  трикотаж.

Группа «Русский трикотаж» владеет торговой маркой «Твое» и сетью из 30 магазинов.

BENETTON GROUP работает в 120 странах. Профильным бизнесом компании является дизайн и производство одежды. Розничная сеть группы на сегодня составляет 5 тыс. магазинов по всему миру.

Большинство из них уже пошли по европейскому пути: оставляют себе интеллектуальную составляющую (дизайн, маркетинг и т.д.), а производство размещают в Китае, Индии или Турции.

С приходом игроков, таких как компании Reserved, NEW YORKER, JENNYFER, ZARA, OSTIN и др., правила игры на рынке стали меняться. Теперь многочисленные монобрендовые магазины, занявшие хорошие  позиции, «оттягивают» поточного покупателя у отечественных фирм, и безбрендовых магазинов. Пока им удается удерживать невысокие цены вначале сезона. Но в сезон скидок, когда крупные компании могут позволить себе снижение цен до 70%, подобные магазины, несомненно, проигрывают.

Также приходится пересматривать подходы к территориальной экспансии. Раньше ставка делалась на магазины, расположенные в центре, в основном, вне крупных торговых центрах. Теперь считается стратегически более правильным размещать магазины в крупных торговых комплексах.

Несмотря на появление множества новых конкурентных магазинов, обороты предприятий торговли одеждой растут. Во-первых, благодаря значительному проценту постоянных покупателей. Во-вторых, продуманное расположение наших магазинов обеспечивает большой приток случайных покупателей.

Рынок одежды обладает еще одной важной особенностью. Наиболее эффективным вариантом ведения бизнеса является сочетание «собственное производство + ритейл». Именно к этому стремятся отечественные сети.

Марки создают собственные ритейлерские сети, цепочка без посредника становится короче, а, следовательно, эффективнее в современных условиях.

Схема существования компаний одна и та же: сеть магазинов, торгующих товаром только одного брэнда, отлаженная логистика, дешевое производство и быстрое обновление коллекций. Коллекции в магазинах обновляются каждые две недели, не радикально, не полностью, но у покупателя всегда складывается ощущение новизны моделей в магазине, то есть покупательский спрос постоянно подогревается. Одним из решающих моментов этой концепции является именно скорость [41].

Сегодня все ритейлеры одежды считают, что в продажах выигрывает концепция «магазин как бренд». При этом совершенно необязательно, чтобы бренд имел громкое дизайнерское имя, скорее, даже наоборот – имя привязывает к человеку, безымянная марка рождается на века. Богатые фирмы тратят миллионы долларов на рекламу, чтобы их бренд был на слуху. Однако сегодня и в ближайшем будущем для того чтобы активно продаваться, мало быть просто брендом, нужно создать собственную разветвленную сеть магазинов, где будет продаваться только одежда определенной марки. И наоборот: можно создать одежду любой красоты и качества, считают профессионалы, но, если у марки нет имиджа, а у компании нет собственных магазинов, чтобы эту одежду продавать, фирма прогорит. И здесь не важен ни ценовой диапазон, ни таланты дизайнера. Нужны имидж и магазин.

С развитием прет-а-порте и доступного производства в Азии конкуренция среди марок среднего ценового диапазона так выросла, что жизненно необходимой стала новая стратегия продвижения на рынке. Сегодня решающими факторами успешной конкуренции на рынке одежды среднего уровня являются скорость изготовления коллекций, возможность оперативного ценового регулирования и организация дистрибуторской сети. Единственный выход в данной ситуации – это продажи напрямую, минуя ритейлеров. Марки создают собственные ритейлерские сети, цепочка без посредника становится короче, а следовательно, эффективнее в современных условиях.

Схема существования компаний одна и та же: сеть магазинов одного бренда, отлаженная логистика, дешевое производство и обновление коллекций каждые две недели, чтобы у покупателя всегда складывается ощущение новизны моделей в магазине, то есть покупательский спрос постоянно подогревается. Такие сети гораздо оперативнее люксовых: вещь от эскиза до вешалки идет всего 2 месяца, тогда как в люксовых брендах этот путь может длиться до года. Собственное производство на аутсорсинге и собственные магазины позволяют этим сетям вводить гибкую систему скидок, иметь собственные склады. Благодаря этой новой стратегии выживания на рынке, компании имеют возможность контролировать товаропоток, а не ждать неделями поставок. Одним из решающих моментов этой концепции является именно скорость.

Умение быстро создать и быстро доставить продукт позволяет и быстро его продать. При этом люксовые марки от этой скорости «быстрой моды» страдают. Все компании, работающие по системе «магазин как бренд», не имеют ярко выраженного дизайна: команда модельеров создает максимальное количество вещей, что называется, в тенденции. А тенденции берутся, естественно, с подиумов. Так что зачастую юбку, которая в бутике стоит несколько тысяч долларов, за углом в магазине fast fashion можно купить за десятку.

Дизайнеры придумывают различные схемы, благодаря которым можно было бы избежать подобного копирования. Пытаются проводить закрытые демонстрации, чтобы исключить возможность шпионажа. Однако на сегодняшний день действенных способов не найдено. Единственный вариант, создавать дизайн, который не будет пользоваться массовым спросом или воспроизведение которого сильно удорожает производство. На российской почве концепцию «магазин как бренд» успешно применяет сеть обувных магазинов «Ж», которая сейчас перешла на торговлю еще и одеждой российских дизайнеров. Эта ритейлерская сеть была отлажена еще во времена обувной торговли, производство сначала располагалось в Китае, а сегодня частично и в Тверской области.

Однако для успеха требуется не только выстроить ритейлерскую сеть и отладить доставку. Главное – поддерживать популярность и продвигать бренд. Компании производят новые линии: для тех, кому от 15 – 25, 25 – 35, 35 – 40 лет, не говоря уже о детской одежде. Помимо возрастных разграничений есть еще ценовая диверсификация: молодежная линия дешевле, для более старшего возраста – дороже и сделана из более дорогих материалов. Новые проекты сети рассчитаны на женщин зрелого возраста, которые гораздо более требовательны к одежде, чем молодые девушки.

Маркетинговые исследования, на которые тратятся довольно внушительные суммы, показывают, что покупателям помимо дешевизны хочется от одежды и некой эксклюзивности. Даже покупая одежду за несколько десятков долларов, покупатель хочет получить пропуск в тот самый закрытый привилегированный клуб эксклюзивного дизайна, за который в бутиках требуют серьезные деньги. Именно поэтому в рекламе снимается Мадонна, а в России сеть «Ж» сделала ставку именно на дизайнерские имена Султанны Французовой и Евгении Островской.

В последнее время ведутся дискуссии о том, что значит быть модным. И все больше специалисты склоняются к мнению, что важнее не слепое следование тем или иным тенденциями моды, бездумное копирование самых актуальных новинок, а безупречное чувство стиля, которое способно при минимальных средствах продемонстрировать максимальную эффективность. Хороший вкус женщины сегодня проявляется как раз в том, как она умеет носить самые простые и обычные вещи.

Современная мода давно ничего не диктует и не навязывает. Можно даже сказать, что последним ее правилом стало следование своему собственному, неповторимому стилю. Total look по-прежнему остается излюбленным приемом неискушенных модников и искушенных продавцов бутиков. Однако те, кто привык относить себя к числу истинных знатоков современных fashion-тенденций, относятся к total look довольно настороженно. На этой волне в системе ценностей массового потребителя все большую популярность и признание получили мультибрендовые бутики, в которых марки подобраны так, чтобы каждый мог создать свой индивидуальный стиль. В последнее время появился новый формат стильных салонов – casekit (каскет) – гибрид элитных бутиков и магазинов с более доступным и широким ассортиментом модных товаров. Каскет, с одной стороны, представил несколько торговых марок, но при этом выделил в своем ассортименте линии limited edition, подкупая тем самым «избранную» часть аудитории. Большинство российских мультибрендовых бутиков и каскетов по-прежнему выстраивают свою политику, ориентируясь на высокую популярность звездных имен и марок. Поскольку преклонение российской публики перед громкими марками совершенно искреннее, для нашей аудитории эта стратегия еще долго будет себя оправдывать [42].

Приведем результаты всероссийского опроса, посвященного изменениям покупательского поведения россиян, в том числе, реакции наших соотечественников на скидки и «специальные предложения» магазинов. В этом опросе, в июне 2009 года приняли участие 1,5 тысячи респондентов из всех Федеральных округов, в возрасте от 18 лет и старше. Выборка репрезентирует взрослое население России.

В качестве антикризисных решений российские ритейлеры активно используют всевозможные маркетинговые ходы. Беспроигрышными вариантами во все времена считались скидки, бонусы, программы лояльности, специальные акции, направленные на удержание существующих покупателей и привлечение новых. А что же покупатели? Чем они отвечают на «щедрость» магазинов и торговых сетей?

В ходе исследования специалисты  задали респондентам вопрос: «Как изменилось отношение к скидкам и «специальным предложениям» розничных магазинов в Вашей семье за последние три месяца?»

Более четверти россиян (27%) отметили, что за последние три месяца стали внимательнее относиться к скидкам и специальным предложениям розничных магазинов и торговых сетей. Женщины (29%), как этого и следовало ожидать, относятся к льготным предложениям магазинов чуть более внимательно, чем мужчины (24%). Гораздо чаще, чем в среднем по выборке на скидки обращают внимание жители Дальнего Востока (38%), респонденты, проживающие в крупных городах численностью 500 тыс. – 1 млн. человек.

В свою очередь, значимо реже на снижение цен реагируют представители высокодоходной категории граждан (18%) и жители сельской местности (21%). А 6% россиян и вовсе утверждают, что стали обращать меньше внимания на «спецпредложения» магазинов. В Южном округе доля таких ответов доходит до 14%, а в Северо-Западном ФО то же самое утверждает каждый десятый (10%).

Из выше изложенного можно сделать вывод, что рынок одежды в нашей стране считается перспективным и привлекательным.

Несмотря на его постепенное насыщение и замедление темпов прироста, он растет достаточно быстро.

При этом российские производители одежды обеспечили только 3,4% совокупного спроса на нее. Столь значительный объем импорта достигается за счет того, что многие отечественные бренды размещают заказы на пошив одежды за границей ввиду сложностей с организацией и ведением производства у себя на родине. Выпуск же одежды на отечественных предприятиях довольно затратен и связан со значительными трудностями.

Особенно перспективными в структуре рынка одежды по функциональному назначению является одежда Casual, а также спортивная и верхняя одежда.

Основным ценовым сегментом в структуре рынка одежды в 2008 году стал среднеценовой сегмент  54% всех продаж одежды в стоимостном выражении.

Сегмент женской одежды традиционно занимает большую часть структуры рынка по потребительскому назначению. Но наиболее активно в этой структуре развиваются сегменты мужской и детской одежды.

Лидерами по продажам одежды традиционно являются два региона – Москва и Санкт-Петербург. На их совокупную долю по итогам 2008 года пришлось почти 40% всего объема продаж одежды в стоимостном выражении.

Менее привлекательным сегментом рынка одежды является рынок нижнего белья. По мнению экспертов, он сильно перенасыщен – средний и верхний ценовые сегменты представлены огромным количеством мировых брендов, нижний сегмент полностью оккупировали азиатские производители, а также немногочисленные отечественные марки.

 

 

2.3. Анализ хозяйственно-экономической деятельности предприятия

Основные показатели хозяйственной деятельности магазина «OSTIN» представлены в таблице 2.2. Данные за 2008 г. – фактические, за 2009 г. –ожидаемые.

По данным за два последние года, видно, что розничный товарооборот магазина «OSTIN» в действующей оценке имеет положительную динамику, валовой доход, прибыль и рентабельность продаж увеличиваются.

В 2009 г. розничный товарооборот торгового предприятия в действующей оценке составил 125% от значения прошлого года.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.2

Основные технико-экономические показатели магазина

Показатель

2008 г.

2009 г.

Темп роста, %

Розничный товарооборот, (тыс. руб.)

Валовой доход, тыс. руб.

% к товарообороту

Издержки обращения, (тыс. руб.)

условно-постоянные

условно-переменные

Издержки обращения  к обороту, (%)

Прибыль от продаж, (тыс. руб.)

(%) к товарообороту

34880

13568,3

38,9

7970,1

2789,5

5180,6

22,85

5598,2

16,1

43600

17134,8

39,3

9940,8

3479,3

6461,5

22,8

7194,0

16,5

125,0

126,3

101,0

124,7

124,7

124,7

99,8

128,5

102,8

 

Уровень валового дохода и рентабельность продаж повысились. Следовательно, в этом году продавались товары с более высокими торговыми наценками.

Издержки обращения увеличиваются в сумме, что связано, в первую очередь, с увеличением товарооборота. При этом уровень издержек обращения в рассмотренном периоде имеет тенденцию к снижению – это положительная тенденция для торгового предприятия.

Динамику основных экономических показателей деятельности магазина рассмотрим по данным рисунка 6.

Рис. 6. Динамика основных экономических показателей  деятельности магазина, тыс. руб.

Данные рисунка 6 наглядно показывают, что прослеживается положительная динамика основных экономических показателей.

Важно сравнить темпы роста основных экономических показателей.

Таблица 2.3.  

Таблица 2.3

Сравнение темпов роста основных экономических показателей деятельности торгового предприятия

Показатель

Темп роста, %

Темп прироста, %

Отклонение темпов прироста товарооборота, %

Розничный товарооборот

Валовой доход

Издержки обращения

Прибыль от продаж

125,0

126,3

124,7

128,5

25,0

26,3

24,7

28,5

-

+1,3

-0,3

+3,5

Исходя из таблицы 2.3, можно сделать вывод, что наиболее высокие темпы роста у показателя прибыли, наименьшие – у показателя издержек обращения. Темпы роста валового дохода и прибыли выше, чем у товарооборота, у издержек – соответственно ниже. Такое соотношение можно оценить положительно: прибыль предприятия увеличивается быстрее чем выручка от реализации и расходы магазина.

Следовательно, в целом деятельность торгового предприятия развивается, повышается ее эффективность. Товарооборот магазина, валовой доход и прибыль торгового предприятия растут быстрее, чем издержки обращения.

Проведем анализ эффективности работы магазина.

Одним из основных показателей внутреннего потенциала, хозяйственной деятельности торгового предприятия является товарооборот. Развитие товарооборота определяет широту и глубину проникновения предприятия на потребительский рынок, его конкретную позицию на этом рынке, общие возможности и темпы экономического развития торгового предприятия в стратегической перспективе.

К концу 2009 г. розничный товарооборот торгового предприятия «OSTIN» в действующих ценах превысил значение, достигнутое в 2008 г. на 25%. Увеличение товарооборота свидетельствует о развитии деятельности магазина. В отчетном периоде повышения цен не происходило, следовательно, товарооборот увеличился в результате повышения спроса на товары.

Анализ динамики товарооборота за короткие промежутки времени поможет установить ритмичность развития реализации, равномерность удовлетворения спроса покупателей на товары, ведь это зависит, в первую очередь, от правильно подобранного ассортимента магазина. Рассмотрим таблицу 2.4.

 

 

 

 

Таблица 2.4

Развитие товарооборота по кварталам и месяцам, тыс. руб.

 

Период

2008 г.

2009 г.

Изменения

2009 г. к 2008 г.

тыс. руб.

уд. вес, %

тыс. руб.

уд.

вес, %

тыс. руб.

по уд. весу

темп роста, %

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Январь

3400,8

39

3387,7

37

-13,1

-2

99,6

Февраль

2354,4

27

2563,7

28

209,3

1

108,9

Март

2964,8

34

3204,6

35

239,8

1

108,1

Итого за I кв.

8720,0

25

9156,0

21

436,0

-4

105,0

Апрель

2539,3

28

3531,6

30

992,3

2

139,1

Май

3174,1

35

4002,5

34

828,4

-1

126,1

Июнь

3355,5

37

4237,9

36

882,5

-1

126,3

Итого за II кв.

9068,8

26

11772,0

27

2703,2

1

129,8

Итого за 1 п/г

17788,8

51

20928,0

48

3139,2

-3

117,6

Июль

Август

Сентябрь

3125,2

3222,9

3418,2

32

33

35

4028,6

5035,8

5323,6

28

35

37

903,4

1812,9

1905,3

-4

2

2

128,9

156,3

155,7

Итого за III кв.

9766,4

28

14388,0

33

4621,6

5

147,3

Итого за 9 мес.

27555,2

79

35316,0

81

7760,8

2

128,2

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

2417,2

3076,4

1831,2

33

42

25

2982,2

3065,1

2236,7

36

37

27

565,1

-11,3

405,5

3

-5

2

123,4

99,6

122,1

Итого за IV кв.

7324,8

21

8284,0

19

959,2

-2

113,1

Итого за 2 п/г

17091,2

49

22672,0

52

5580,8

3

132,7

Итого за год

34880

100

43600

100

8720,0

0

125,0

 

Динамика квартальных и месячных товарооборотов торгового предприятия «OSTIN» существенно отличается от годовых. Это проявляется, прежде всего, в том, что развитие годовых объемов товарооборота носит более или менее монотонный характер, в то время как изменения квартальных и месячных объемов оборота тех же товаров в рамках года характеризуется, как правило, большей неравномерностью, резко выраженными колебаниями, которые необходимо изучить.

Данные таблицы 2.4 свидетельствуют о положительной динамике розничного товарооборота в целом и в отдельных кварталах и месяцах года. Но при общей положительной динамике развития розничного товарооборота, имеются резко выраженные колебания, что связанно, в основном, с сезонными колебаниями, а также с изменениями в структуре товарооборота анализируемого торгового предприятия и воздействием рекламы.

Развитие товарооборота рассмотрим на рисунке 7.

Рис. 7. Развитие товарооборота по месяцам.

Представленные данные важны для оценки равномерности развития товарооборота магазина.

Анализируя данные таблицы 2.4 и рисунка 7 можно сделать вывод, что товарооборот по кварталам и месяцам распределялся неравномерно. Но можно заметить, что наиболее напряженным каждый год являются второй и третий квартал. Это объясняется тем, что в анализируемом магазине потребителям представлен широкий ассортимент осенних и летних товаров, которые пользуются постоянным спросом у покупателей.

Начиная с февраля, товарооборот достаточно равномерно развивается, «пик» продаж приходится на сентябрь и затем начинает снижаться. Повышение товарооборота в январе объясняется новогодними праздниками. В это время у основных потребителей (молодежи) каникулы, и в это время наблюдается приток покупателей.

По составу розничный товарооборот магазина «OSTIN» представляет собой розничную продажу товаров населению. Продажа товаров населению в данном случае – это реализация за наличный расчет.

Формы продажи товаров в магазине – методом самообслуживания и через прилавок. Через прилавок продаются нижнее белье и мелкая галантерея.

В магазине «OSTIN» имеются две секции. Особое внимание уделим изучению деятельности отдельных структурных единиц, достигли ли они значительного роста товарооборота или же допустили снижение его темпов развития таблица 2.5.

Таблица 2.5

Динамика товарооборота по секциям магазина, тыс. руб.

Наименование

секции

2008 г.

2009 г.

Отклонение

сумма

уд. вес, %

сумма

уд. вес, %

сумма

по уд. весу, %

Темп роста, %

Женские товары

21974,4

63

25288

58

3313,6

-5

115,1

Мужские

товары

12905,6

37

18312

42

5406,4

5

141,9

Всего товарооборот

34880

100

43600

100

8720

0

125,0

 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.