Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Анализ и оценка стратегического развития компании ОАО МТС

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 19.05.13. Год: 2012. Страниц: 59. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление 
 
 

Введение

 

    Современная динамично развивающаяся рыночная экономика не может существовать без надёжной системы связи и  телекоммуникаций, которая является важным фактором инвестиционного климата  и непременным условием развития бизнеса. В связи с этим на современном этапе перед отечественной экономикой встают задачи скорейшего перехода к информационному обществу путем внедрения и развития современных услуг связи.

    Статистические  данные последних лет показывают, что по темпам роста объема рыночных продаж, инвестиционной привлекательности, социальному и народно-хозяйственному значению сотовая связь значительно опережает такие отрасли связи как фиксированная телефонная связь, почтовая, международная и междугородная фиксированная связь.

    Услуги  подвижной сотовой связи занимают лидирующее место в телекоммуникационном секторе РФ, это обусловлено географическими  размерами нашей страны и крайне низкой плотностью сети фиксированных  телефонов в удаленных от центра регионах.

    Проникновение сотовой связи в ближайшее время достигнет своего пикового значения, и в дальнейшее развитие на этом конкурентном рынке будет возможно только за счет улучшения качества предоставляемых услуг.

    Необходимость развития услуг сотовой связи  определяется не столько объемами уже существующего рынка, сколько его перспективностью при относительной нестабильности в других отраслях российской экономики. Анализ развития мобильной связи в России и мире показывает ее опосредованность от сырьевых рынков, которые, в свою очередь, подвержены кризисным явлениям.

    Прослеживающиеся  в последние годы тенденции развития рынка мобильной связи показывает его относительную независимость  от конъюнктуры на сырьевых рынках, что позволяет считать его  вполне развитым потребительским рынком услуг связи. Подобные особенности рынка вкупе с его, быстро растущей емкостью, создают предпосылки для острой конкурентной борьбы, в которой в России уже сформировались основные конкурентные силы – так называемые операторы «большой тройки». Очевидно, что в условиях сохраняющейся привлекательности, специфики отраслевых барьеров, затрат входа и выхода, вопросы эффективной стратегической конкурентной борьбы операторов как на региональном, так и на федеральном рынках представляются крайне актуальными.

    Целью дипломной работы является проведение стратегического анализа компании на примере сотовой компании ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) и определение приоритетных областей стратегического развития Компании.

    Для достижения поставленной цели в работе были поставлены следующие задачи:

    • изучить теоретические исследования зарубежных и российских ученых по вопросам эталонных стратегий услуг сотовой связи;
    • раскрыть понятие «стратегия»;
    • рассмотреть основные эталонные стратегии, этапы, процедуры и факторы, определяющие стратегию;
    • охарактеризовать организационно экономическое состояние компании МТС, её деятельность, кадровую и социальную политику
    • исследовать положение Компании на рынке сотовых услуг
    • провести аналитические и теоретические исследования, которые станут основой для стратегического анализа Компании.

    Объектом  исследования в соответствии с поставленной целью и сформулированными задачами является предприятие, предоставляющее  сотовые услуги, ОАО «Мобильные ТелеСистемы», лидер «большой тройки».

    Предметом исследования являются организационно-экономические отношения в сфере стратегического управления компанией.

    При написании работы использовались общенаучные  методы, метод экономического анализа, системный подход к объекту исследования, статистические методы, наблюдение, библиографический метод, а также табличный.

    Информационной  базой исследования являются материалы  федерального и территориальных  органов государственной статистики Российской Федерации, данные первичного учета и годовых отчетов предприятий  Мегафон, Билайн и МТС, наблюдения, информационные ресурсы Интернет-порталов, официальные веб-сайты компаний сотовых лидеров. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Теоретические аспекты  разработки и реализации  стратегии организации

1.1 Сущность и содержание  понятия «стратегия»

 

    Стратегия организации - взаимосвязанный комплекс долгосрочных мер или подходов во имя укрепления жизнеспособности и мощи организации по отношению к её конкурентам. Стратегия организации, по существу, набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. Обычно фирма имеет не одну, а несколько стратегий на все случаи жизни, которые образуют гармоничную систему и трудно поддаются воспроизведению конкурентами.1 Применение той или иной стратегии зависит от ситуации и целей процесса изменений, его желательной скорости и сложности. Для достижения успеха часто одновременно используются несколько стратегий, но, поскольку их реализация связана с риском, считается необходимым ограничивать их число.

    Задачи  стратегии заключаются в следующем:

    • создание конкурентного преимущества фирмы;
    • устранение негативного эффекта нестабильности окружающей среды;
    • обеспечение доходности и уравновешенности внешних требований и внутренних возможностей.

    Способность организации проводить самостоятельную  стратегию во всех областях делает ее более гибкой, устойчивой, позволяет адаптироваться к требованиям среды и обстоятельствам. Стратегия формируется подвоздействием внутренней и внешней среды, постоянно развивается, так как всегда возникает что-то новое, на что нужно реагировать.2

    К любой стратегии предъявляются  следующие требования:

    • реальность, предполагается ее соответствие ситуации, целям бизнеса, техническому и экономическому потенциалу фирмы, опыту и навыкам работников и менеджеров, менталитету, культуре, существенной системе управления;
    • логичность, внутренняя целостность, гибкость, непротиворечивость отдельных элементов и поддержка ими друг друга;
    • этичность, нравственность (реализация стратегии не должна предполагать противоречащие нормам морали и права действия);
    • совместность со средой, обеспечивающая возможность взаимодействия с ней (стратегия находиться под влиянием изменений в окружении фирмы и может сама формировать эти изменения);
    • оправданная рискованность;
    • направленность на формирование конкурентных преимуществ, достижение успеха;
    • учет интересов общества, местных властей, акционеров, деловых партнеров, персонала, особенности отрасли и позиции фирмы в ней;
    • альтернативность (стратегия разрабатывается в нескольких вариантах).

    Стратегия дает ответы на следующие вопросы:

  1. Какой может стать организация в будущем?
  2. В чем ее предназначение (миссия)?
  3. Что конкретно может достичь (цели)?
  4. Что и как для этого необходимо сделать (задачи, правила, процедуры)?

    Стратегия позволяет:

    • сосредоточиться на главных проблемах и отбросить второстепенные;
    • определить будущие пути развития и мобилизации всех ресурсов для того, чтобы обеспечить себе первенство в сферах, где имеются наибольшие шансы на успехи;
    • наметить и скоординировать действия по реализации миссии и основных целей организации, пути ее потребления в новое состояние, способы использования необходимых для этого ресурсов;
    • отыскать пути нейтрализации соперников;
    • сформировать стратегический потенциал в виде совокупности материальных и иных условий.3

    Формируя  стратегию, нельзя учесть всех возможностей, поскольку ее разработка часто основывается на недостоверной или неполной информации. При осуществлении миссии организации, достижении ее целей или коренном изменении ситуации стратегия полностью обновляется, так как перестают существовать те объективные внешние и внутренние условия, реакцией на которые она была. Таким образом, стратегия представляет собой фундамент практической деятельности организации, координации ее отдельных направлений, процесса адаптации к среде. Стратегия - это не только рассчитанная на перспективу концепция действий, но и способ мышления управленцев. 
 
 

1.2 Сравнительный анализ  подходов к определению  понятия «стратегия»

 

    В научной и методической литературе представлено достаточное количество вариантов определений стратегического менеджмента, которые акцентируют внимание на тех или иных аспектах этого сложного управленческого процесса. Однако все они сводятся к одному из трех подходов (или их комбинации):

  1. анализ окружения, акцентирующий внимание на параметрах организационного окружения;
  2. цели и средства, основывающиеся на определении долгосрочных целей организации и путей их достижения;
  3. деятельностный подход, ставящий во главу угла деятельность по реализации стратегии.

    Рассмотрим  более подробно их содержание.

    1. Анализ окружения.Примером такого подхода может служить определение, предложенное А. Роувом с соавторами, согласно которому стратегический менеджмент является «процессом принятия решений, который объединяет внутренние организационные возможности с угрозами и благоприятными возможностями, предоставляемыми внешней средой».4Подобным образом определяют стратегический менеджмент также и Д.Шендел, и К.Хаттен, рассматривая его как «процесс определения и установления связи организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с этим окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям».5

    Этот  подход тесно связан с методами стратегического планирования, привлекателен своей простотой в понимании последовательности действий менеджеров - разработчиков стратегии, а также ясными и относительно несложными методологическими установками. Однако при его использовании зачастую внутренние возможности организации остаются незадействованными, хотя во многих случаях они могли бы успешно нейтрализовать угрозы, исходящие из внешней среды.

    2.Цели и средства. Такое понимание природы стратегического менеджмента представлено, например, в определении У. Глука и Л. Джауха, согласно которому стратегический менеджмент — это «направление в теории принятия решений, которое нацелено на развитие эффективной стратегии (или стратегий) для оказания содействия в достижении корпоративных целей».6 В данном случае использование слова «направление» в связи с теорией принятия решений показывает, что стратегический менеджмент ставит своей целью разработку серии решений разного уровня, между которыми существует взаимосвязь и которые организованы в соответствии с определенным образом полагаемой иерархией их важности для достижения организационных целей. К этому подходу можно отнести и определение А. Томпсона и А. Стрикленда, определяющих стратегический менеджмент как «план управления фирмой, направленный на укрепление ее позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей»7, а также Дж. Пирса и Р. Робертсона, представляющих стратегический менеджмент как «набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь целей организации». Такое понимание схватывает очень важные черты стратегического менеджмента, которые мы рассмотрим на протяжении ряда глав данной книги.

    3.Деятельностный подход. Он акцентирует внимание на последовательности действий для осуществления стратегического управления и поэтому объединяет два предшествующих. Так, например, Г. Джонсон и К. Скулз выделяют следующую последовательность действий стратегического менеджмента:

    • анализ текущего положения организации в конкурентной среде;
    • выбор, который предполагает разработку и оценку альтернатив стратегического направления деятельности организации;
    • имплементация — процесс реализации, осуществления выбранной стратегии.

    Анализ  в этой модели соответствует подходу  с позиций оценки организационного окружения, так как на этом этапе деятельность руководителей направлена на выяснение переменных среды, которые важны для разработки стратегии. Этап стратегического выбора соответствует логическому анализу ситуации при принятии решений. Здесь действия означают разработку средств для осуществления стратегии. Действия на этом этапе предполагают осуществление контроля, на основании которого определяются необходимые корректировки.

    Предложенные  к пониманию стратегического  менеджмента подходы допускают  различные комбинации и добавления новых акцентов, позволяющие расширить всесторонность охвата в понятии этой сложной дисциплины. Так, например, О.С. Виханский в своем определении объединяет второй и третий подходы, подчеркивая значение человеческих ресурсов в стратегическом управлении: «Стратегическое управление - это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в результате позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе».8 Наконец отметим, что, при всей важности формальных родовидовых определений, раскрыть суть стратегического менеджмента лучше всего удается через содержательное операционное определение, которое описывает стратегический менеджмент как структурированный определенным образом процесс действий для достижения некоторых, заранее определенных целей и опирающийся на известные методологические принципы.

    Наконец, более глубокое понимание природы  и целей стратегического менеджмента  можно получить при сравнении  его с оперативным менеджментом. Такое сравнение может осуществляться по следующим параметрам:

    • организационный уровень разработки и принятия решений;
    • непрерывность процесса планирования и осуществления;
    • преобладание «жестких» или «мягких» проблем и решений;
    • количество рассматриваемых альтернатив решения;
    • объем и тип необходимой управленческой информации;
    • временные интервалы планирования, осуществления и контроля управленческих действий;
    • приоритетность решений;
    • детализированность разработок;
    • используемые человеческие ресурсы управления;
    • точность контроля и оценки;
    • превалирующие интересы участников процесса принятия решений;
    • отношение к риску, степень риска и последствия реализации рисковых решений.

    Важность  стратегии предприятии наталкивает  нас на изучение основных базисных стратегий организации.

1.3 Классификация стратегий компании

 

    Когда мы говорим о стратегии фирмы, необходимо иметь в виду, что, с  одной стороны, стратегия является детерминированной, т.е. четко спланированной, а с другой стороны, - стохастической, т.е. формирующейся под влиянием случайных факторов. Преобладание той или иной составляющей в итоговой стратегии фирмы зависит от уровня нестабильности среды функционирования компании. Чем выше нестабильность внешней среды, тем больше в стратегии компании случайного творческого подхода менеджеров к оценке ситуации.

    Следовательно, стратегия – это комбинация из запланированных действий и быстрых  решений по адаптации фирмы к  новой ситуации, к новым возможностям получения конкурентных преимуществ  и новым угрозам ослабления ее конкурентных позиций.9 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рис.1. Основные компоненты стратегии компании. 

    Стратегия как таковая необходима как всей компании в целом, так и отдельным  ее связующим звеньям – научные  исследования, продажи, маркетинг, финансы, трудовые ресурсы и т.д. Общая  стратегия компании исходит изначально из модели поведения фирмы и предложенных менеджерами новых идей. При формировании стратегии из многих выполнимых вариантов менеджер, выступает в качестве индикатора, определенным образом реагирующего на изменения на рынке, изыскивает новые возможности и является своего рода синтезатором разных течений и подходов, взятых в разное время и в разных подразделениях компании.10

    При определении стратегии фирмы  руководство сталкивается с тремя  основными вопросами, связанными с  положением фирмы на рынке:

    • какой бизнес прекратить;
    • какой бизнес продолжить;
    • в какой бизнес перейти.

    При этом внимание концентрируется на том:

    • что организация делает и чего не делает;
    • что более важно и что менее важно в осуществляемой организацией деятельности

    Стратегия организации постоянно развивается. Не всегда удается продумать заранее все до мелочей и затем долгое время жить без изменений. Естественно, что процесс разработки стратегии всегда чувствителен и часто непредсказуемый характер конкуренции, многообещающие взлеты и падения цен, перестановки среди основных промышленных конкурентов, новое регулирование, снижение или расширение торговых барьеров и бесконечное число других событий могут способствовать устареванию стратегии.

    Всегда  находится что-то новое, на что надо реагировать, и в результате этого открываются новые стратегические ниши. Поэтому задача усовершенствования стратегии бесконечна. Стратегия компании всегда должна сочетать в себе запланированную и продуманную линию поведения. А так же возможность реагирования на все запланированное новое.11

    Стратегия – это модель, интегрирующая основные цели организации, ее политику и действие в некое единое целое. Стратегия  – не просто представление о том, как вести себя по отношению к  конкуренту или противнику. Она затрагивает более фундаментальные аспекты природы организации как инструменты коллективного восприятия и действия. Потенциально стратегия имеет дело со всем чем угодно: с товарами и процессами, клиентами и поставщиками, с собственными интересами компании и ее социальными обязательствами, элементами управления и т.д. Правильно сформулированная стратегия позволяет упорядочить и распределить ограниченные ресурсы организации наиболее эффективным образом с учетом изменения внешней и внутренней среды.12

    Таким образом, стратегия организации – это средство достижения желаемых результатов (целей). Она в определенной степени воплощает в себе модель управления организацией, а следовательно, формирует наш образ мышления.13

    Классификация стратегии по уровням  иерархии управления

    Выделим признаки, по которым стратегии можно классифицировать с целью более четкого понимания сущности этого сложного и многогранного понятия.14

    С точки зрения иерархии управления стратегии  можно подразделить на:

    • Корпоративную стратегию (стратегия для компании и сфер её деятельности в целом).
    • Деловую стратегию (для каждого отдельного вида деятельности компании).
    • Функциональную стратегию (для каждого функционального направления определенной сферы деятельности). Каждая сфера деятельности имеет производственную стратегию, стратегии маркетинга, финансов и т. д.
    • Операционную или линейную стратегию (более узкая стратегия для основных структурных единиц: заводов, торговых региональных представителей и отделов)15

    На  одноотраслевом предприятии существуют только три уровня (отсутствует корпоративный курс). Это продолжается до тех пор, пока во внимание не принимаются попытки диверсифицировать свою деятельность в другие сферы. В таблице 1 содержатся виды стратегических действий, которые соответствуют каждому из четырех уровней разработки стратегии. 

    Табл. 1. Как разделить задачу разработки стратегии по уровням иерархии

Уровень стратегии Ответственные лица Мероприятия, характерные  для каждого уровня.
Корпоративная стратегия Управляющие высшего  ранга, другие ключевые менеджеры (решения обычно принимаются советом директоров) Создание и  управление высокопродуктивным хозяйственным  портфелем структурных подразделений  корпорации (приобретение компаний, укрепление существующих деловых позиций, прекращение  деятельности не соответствующей управленческим планам).

Достижение синергизма среди родственных структурных  подразделений и превращение  его в конкурентное преимущество.

Установление  инвестиционных приоритетов и направление  корпоративных ресурсов в наиболее привлекательные сферы деятельности.

Деловая стратегия Генеральные директора, руководители подразделений (решения  обычно принимаются корпоративным  руководством или советом директоров) Разработка  мер, направленных на усиление конкурентоспособности  и сохранение конкурентных преимуществ.

Формирование  механизма реагирования на внешние  изменения.

Объединение стратегических действий основных функциональных подразделений.

Усилия по решению  специфических вопросов и проблем  компании.

Функциональная  стратегия Руководители  среднего звена (решения принимаются главой подразделений) Действия по поддержке деловой стратегии  и достижению целей подразделения.

Обзор, пересмотр  и объединение предложений менеджеров на местах.

Операционная  стратегия Руководители  на местах (решения принимаются руководителями функциональных служб) Действия по решению узкоспециальных вопросов и проблем, связанных с достижением  целей подразделения.

1.4 Основные этапы, процедуры и факторы, определяющие стратегию организации

 

    Компании  и управляющие по-разному выполняют задание по разработке стратегии. В маленьких компаниях, управляемых владельцем, выработка стратегии проходит неформально. Часто стратегия существует не в письменном виде, а только в уме предпринимателя и устных договоренностях с главными подчиненными. Крупнейшие фирмы, однако, склонны вырабатывать свои планы посредством ежегодного планирования стратегии.

    В общем виде процесс разработки стратегий  состоит из ряда последовательных этапов. Основной базовой моделью разработки стратегического плана принято  считать модель Гарвардской школы бизнеса, лидером которой по праву считается К. Эндрюс. Эта модель разрабатывалась американскими исследователями в течение достаточно продолжительного периода времени. Г. Минцберг называет эту модель «моделью школы проектирования», поскольку в ее основе лежит уверенность в том, что формулирование стратегии как процесс опирается на несколько базовых постулатов, которые в своей совокупности обеспечивают проектирование стратегии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рис. 2. Схема процесса разработки стратегии. 

    Согласно  этой модели процесс, стратегического  планирования представляет собой некую  точку пересечения выявленных возможностей и угроз внешней деловой среды, которые выражаются в форме ключевых факторов успеха, и сильных и слабых сторон ресурсного потенциала фирмы, выраженных в отличительных способностях к развитию.

    Вполне  понятно, что возможности окружающей среды могут быть востребованы за счет реализации сильных сторон ресурсного потенциала предприятия. В свою очередь, необходимо выявить угрозы внешней деловой среды, а слабые стороны ресурсного потенциала свести к минимуму.

    В основу построения данной модели стратегического  планирования положены следующие основные методологические принципы:16

    Процесс формирования стратегии развития фирмы  должен быть контролируемым, осознанным процессом мышления. Это означает, что разрабатываемая стратегия должна возникать не интуитивно и не в результате внезапного появления из «потока проблем», а быть продуктом тщательно контролируемого и осознанного процесса обдумывания и принятия решений. К. Эндрюс специально подчеркивает, что стратегическое мышление должно основываться не на интуитивном, а на осознанном опыте, называя внезапно появляющиеся стратегии «концептуальным врагом стратегии».

    Руководство процессом формирования стратегии развития фирмы должен осуществлять топ-менеджер. Исполнительный директор должен быть своеобразным «архитектором» стратегии, а также определять, кто конкретно еще будет привлекаться к процессу стратегического планирования.

    Модель  формирования стратегического плана должна быть достаточно простой и информативной.

    Любая стратегия развития фирмы уникальна  и рассматривается в качестве результата созидательного проектирования. Последнее означает, что стратегия  должна содержать в себе концептуальные, отличительные цели данной фирмы, особенности ее развития, а не формироваться по некоему шаблону.

    Процесс формулирования стратегии должен завершаться  лишь тогда, когда альтернативные стратегии  имеют полное описание и осуществлен  окончательный выбор лучшей из них. В этой связи оценку стратегий в одном из блоков модели Гарвардской группы необходимо понимать как процесс принятия решения по выбору лучшей из них.

    Любая стратегия развития фирмы должна сочетать простоту восприятия и полноту  выражения, а также описываться ясным и доступным языком.

    Стратегия развития любой фирмы должна предусматривать  разработку определенного механизма  ее реализации. В соответствии с  этим все элементы структуры предприятия  в лице его руководства должны обладать определенными знаниями и ресурсами, а главное, желанием реализовать выбранную стратегию.

    К. Эндрюс как лидер Гарвардской  группы сконцентрировал свое внимание на исследовании роли внешнего руководства  предприятия в процессе разработки и реализации стратегии его развития.

    Кроме того, был предложен весьма интересный подход к формированию системы оценки стратегий:17

    Последовательность: стратегия развития предприятия  не должна содержать противоречивых целей и программ.

    Согласованность: стратегия должна предусматривать  адаптивную реакцию на внешнюю среду и происходящие в ней изменения.

    Преимущество: стратегия должна обеспечивать возможности  для творчества и поддержки конкурентного  преимущества в избранной сфере  деятельности.

    Осуществляемость: стратегия не должна предусматривать  чрезмерных расходов имеющихся ресурсов и не должна вести к возникновению неразрешимых проблем. 

    Факторы, определяющие стратегию  компании.

    Этих  факторов очень много. Простая модель первичных факторов, которые должны учитываться и по существу определять стратегию изображена на рисунке 3. Взаимодействие этих факторов обычно комплексное и имеет специфические отличия для отрасли и компании.

    Как правило, стратегия не обеспечивает успеха, если не проведена граница  между внутренней и внешней ситуацией, не обеспечено приобретение существенных конкурентных преимуществ и не улучшена деятельность компании. 

    

    Рис. 3 Факторы, определяющие стратегический выбор компании18

1.5 Базовые стратегии развития бизнеса

 

    Наиболее  распространенные, выверенные практикой  и широко освещенные в литературе стратегии развития бизнеса обычно называются базисными, или эталонными. Они отражают четыре различных подхода к росту фирмы и связаны с изменением состояния одного или нескольких следующих элементов: продукт, рынок, отрасль, положение фирмы внутри отрасли, технология. Каждый из данных пяти элементов может находиться в одном из двух состояний: существующее состояние или новое состояние.19

    Первую  группу эталонных стратегий составляют так называемые стратегии концентрированного роста. Сюда попадают те стратегии, которые связаны с изменением продукта и рынка и не затрагивают три других элемента. В случае следования этим стратегиям фирма пытается улучшить свой продукт или начать производить новый, не меняя при этом отрасли, что касается рынка, то фирма ведет поиск возможностей улучшения своего положения на существующем рынке либо же перехода на новый рынок.

    Конкретными типами стратегии первой группы являются следующие:

    • стратегия усиления позиции на рынке, при которой фирма делает все, чтобы с данным продуктом на данном рынке завоевать лучшие позиции. Для реализации этой стратегии требуются большие маркетинговые усилия. Реализация этой стратегии допускает также осуществление так называемой "горизонтальной интеграции", при которой фирма пытается установить контроль над своими конкурентами;
    • стратегия развития рынка, заключающаяся в поиске новых рынков для уже производимого продукта;
    • стратегия развития продукта, предполагающая решение задачи роста за счет производства нового продукта и его реализации на уже освоенном фирмой рынке.

    Вторую  группу эталонных стратегий составляют такие стратегии бизнеса, которые  предполагают расширение фирмы путем  добавления новых структур. Эти стратегии  называются стратегиями интегрированного роста. Обычно фирма может прибегать к осуществлению таких стратегий, если она находится в сильном бизнесе, не может осуществлять стратегии концентрированного роста и в то же время интегрированный рост не противоречит ее долгосрочным целям. Фирма может осуществлять интегрированный рост, как путем приобретения собственности, так и путем расширения изнутри. При этом в обоих случаях происходит изменение положения фирмы внутри отрасли.20

    Выделяются  два основных типа стратегии интегрированного роста:

    Стратегия обратной вертикальной интеграции, направленная на рост фирмы за счет приобретения либо же усиления контроля над поставщиками, а так же за счет создания дочерних структур, осуществляющих снабжение. Реализация этой стратегии может дать фирме благоприятные результаты, связанные с уменьшением зависимости от колебания цен на комплектующие и запросов поставщиков. При этом поставки как центр расходов для фирмы могут превратиться в случае обратной вертикальной интеграции в центр доходов;

    Стратегия вперед идущей вертикальной интеграции, выражающаяся в росте фирмы за счет приобретения либо же усиления контроля над структурами, находящимися между фирмой и конечным потребителем, т. е. над системами распределения и продажи. Данный тип интеграции выгоден в тех случаях, когда посреднические услуги очень расширяются или когда фирма не может найти посредников с качественным уровнем работы.

    Третьей группой эталонных стратегий  развития бизнеса являются стратегии диверсифицированного роста. Эти стратегии реализуются в том случае, если фирмы дальше не могут развиваться на данном рынке с данным продуктом в рамках данной отрасли. Стратегиями данного типа являются следующие:

    • стратегия центрированной диверсификации, базирующаяся на поиске и использовании заключенных в существующем бизнесе дополнительных возможностей для производства для новых продуктов. При этом существующее производство остается в центре бизнеса, а новая возникает, исходя из тех возможностей, которые заключены в освоенном рынке, используемой технологии либо же в других сильных сторонах функционирования фирмы;
    • стратегия горизонтальной диверсификации, предполагающая поиск возможностей роста на существующем рынке за счет новой продукции, требующей новой технологии, отличной от используемой. При данной стратегии фирма должна ориентироваться на производство таких технологически не связанных продуктов, которые бы использовали уже имеющиеся возможности фирмы, например в области поставок. Так как новый продукт должен быть ориентирован на потребителя основного продукта, то по своим качествам он должен быть сопутствующим уже производимому продукту. Важным условиям реализации данной стратегии является предварительная оценка фирмой собственной компетентности в производстве нового продукта;
    • стратегия конгломеративной диверсификации, состоящая в том, что фирма расширяется за счет производства технологически не связанных уже производимыми продуктами, которые реализуются на новых рынках. Это одна из самых сложных для реализации стратегии развития, так как ее успешное осуществление зависит от многих факторов, в частности от компетентности имеющегося персонала, и в особенности менеджеров, сезонности в жизни рынка, в наличия необходимых сумм денег.

    Четвертым типом эталонных стратегий развития бизнеса являются стратегии сокращения. Данные стратегии реализуются тогда, когда фирма нуждается в перегруппировке сил после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности, когда наблюдаются спады и кардинальные изменения в экономике, такие как, например, структурная перестройка и т. п. В этих случаях фирмы прибегают к использованию стратегий целенаправленного и спланированного сокращения. Реализация данных стратегий зачастую проходит не безболезненно для фирмы. Однако необходимо четко осознать, что это такие же стратегии развития фирмы, как и рассмотренные стратегии роста, и при определенных обстоятельствах их невозможно избежать. Более того, в определенных обстоятельствах это единственно возможные стратегии обновления бизнеса, так как в подавляющем большинстве случаев обновление, и всеобщее ускорение - взаимоисключающие процессы развития бизнеса.21

    Выделяются  четыре типа стратегий целенаправленного  сокращения бизнеса:

  1. стратегия ликвидации, представляющая собой предельный случай стратегии сокращения и осуществляется тогда, когда фирма не может вести дальнейший бизнес;
  2. стратегия "сбора урожая", предполагающая отказ от долгосрочного взгляда на бизнес в пользу максимального получения доходов в краткосрочной перспективе. Эта стратегия применяется по отношению к бесперспективному бизнесу, который не может быть прибыльно продан, но может принести доходы во время "сбора урожая". Данная стратегия предполагает сокращение затрат на закупки, на рабочую силу и максимальное получение дохода от распродажи имеющегося продукта и продолжающего сокращаться производства. Стратегия "сбора урожая" рассчитана на то, чтобы при постепенном сокращении данного бизнеса до нуля добиться за период сокращения получения максимального дохода;
  3. стратегия сокращения, заключается в том, что фирма закрывает или продает одно из своих подразделений или бизнесов для того, чтобы осуществить долгосрочное изменение границ ведения бизнеса. Часто эта стратегия реализуется диверсифицированными фирмами тогда, когда одно из производств плохо сочетается с другими. Реализуется данная стратегия и тогда, когда нужно получить средства для развития более перспективных либо же начала новых, более соответствующих долгосрочным целям фирмы бизнесов;
  4. стратегия сокращения расходов, основной идеей которой является поиск возможностей уменьшения издержек и проведение соответствующих мероприятий по сокращению затрат. Данная стратегия обладает определенными отличительными особенностями, которые состоят в том, что она более ориентирована на устранение достаточно небольших источников затрат, а также в том, что ее реализация носит характер временных или краткосрочных мер. Реализация данной стратегии связана со снижением производственных затрат, повышением производительности, сокращением найма и даже увольнением персонала, прекращением производства прибыльных товаров и закрытием прибыльных мощностей.

    В практике фирма может одновременно реализовать несколько стратегий. Особенно это распространено у многоотраслевых  компаний. Может производиться фирмой и определенная последовательность в реализации стратегий или комбинированная стратегия.

2. "Анализ  состояния и 
динамики развития предприятия ОАО "МТС"

2.1 Организационно-экономическая  характеристика организации  ОАО «Мобильные ТелеСистемы»

 

    Компания  «Мобильные ТелеСистемы» была образована Московской Городской Телефонной Сетью (МГТС), Deutсhe Telecom (DeTeMobil), Siemens и еще несколькими акционерами в виде закрытого акционерного общества в октябре 1993 года. Четыре российских компании владели 53% акций, две немецкие компании - 47%. В начале 1995 года АФК «Система» приобрела пакет у российских держателей акций, а DeTeMobil выкупил акции компании Siemens. В 1998 году МТС купила «Русскую телефонную компанию» и вместе с ней приобрела лицензии на строительство сети в Смоленской, Псковской, Калужской, Тульской, Владимирской и Рязанской областях. Заключенное соглашение с компанией «Росико» позволило МТС развить стандарт GSM-1800 еще в 17 регионах Центральной России и 11 регионах на Урале. В апреле 2002 года МТС приобрела крупнейшего оператора Юга России — компанию «Кубань GSM», что позволило включить в сеть «МобильныхТелеСистем» главные курорты страны. В октябре МТС объявила о покупке еще одного оператора в Южном федеральном округе — «Донтелеком», усилив, таким образом, свое присутствие в этом стратегически важном регионе. В июне 2002 года МТС запустила сеть в Республике Беларусь. В августе 2003 года МТС завершила приобретение 100% акций UMC, лидера рынка мобильной связи на Украине .В соответствии со стратегией консолидации, компания увеличила свое участие до 100% в компании «Кубань GSM», до 88,5% в компании «Сибирские Сотовые Системы-900» (Новосибирская область, Республика Алтай), до 99,85% в «Уралтел» (Свердловская область). Наряду с приобретением региональных операторов сотовой связи, МТС продолжила строительство собственных сетей и в 2003 году осуществила коммерческий запуск в Оренбургской и Саратовской областях, Алтайском крае. На сегодняшний день ОАО «Мобильные ТелеСистемы» является крупнейшим оператором сотовой связи в Восточной и Центральной Европе.22

    На  сегодняшний день ОАО «Мобильные ТелеСистемы» является крупнейшим российским оператором цифровой сотовой связи  стандарта GSM 900/1800. Компания имеет лицензии на предоставление услуг мобильной связи стандарта GSM 900/1800 в 34 регионах России, в которых проживают 45% населения страны, и активно работает в 21-м регионе, где проживают более 41 миллиона человек. Квартальный прирост абонентской базы компании МТС составил 2,86 млн. пользователей; 1,84 млн. новых абонентов присоединились к сети в апреле-мае, и таким образом консолидированная абонентская база на октябрь 2010 года составила:

    1. МТС - 68 911 104.

    И других лидеров:

    2. Билайн - 50 969 225.23

    3. Мегафон - 48 833 318.24

    МТС занимает лидирующие позиции в Российской Федерации, Узбекистане, Туркменистане и в Республике Беларусь. Со дня основания МТС является не только пионером сотовой связи в России, но и флагманом развития телекоммуникационной отрасли, воплощающей в жизнь все самые смелые и интересные технологические решения. За 13 лет успешной работы на российском рынке компания приобрела огромный опыт в области обеспечения населения сотовой связью, построения сети, разработки удобных и функциональных тарифных планов, дополнительных услуг.

    Видение компании: «быть лидером везде, где  мы работаем, всегда предоставляя нашим  клиентам телекоммуникационные услуги мирового уровня - наиболее удобные  и эффективные решения для  сложных телекоммуникационных задач». Миссия: «дать нашим клиентам возможность получать от жизни больше».25

    В настоящий момент МТС – один из лидеров сотового рынка СНГ, представленный в 87 регионах России, на Украине, в Беларуси, Туркменистане и Узбекистане. Компания обслуживает 67,59 миллионов абонентов, и по этому показателю входит в десятку крупнейших мировых телекоммуникационных компаний.

    Основная  услуга компании – предоставление доступа в сеть и обеспечение высококачественной связи. Но поскольку на рынке сотовой связи огромное значение имеет весь спектр услуг, который может получить абонент, МТС стремится их предоставить своим клиентам в максимальном объеме, используя новейшие технологии. Сегодня абоненты МТС могут воспользоваться разнообразными сетевыми, сервисными и дополнительными услугами. Однако спектр услуг не ограничен только этим. Стандарт GSM необычайно перспективен с точки зрения развития обслуживания абонента, в особенности с использованием интеллектуальных сетей. В планах компании - добиваться максимального комфорта для клиента, сделать так, чтобы мобильный телефон стал для него практичным, полезным и привычным спутником жизни.

    К основным характеристикам новой  системы тарифных планов МТС можно  отнести:

    • общенациональный характер;
    • четкое сегментирование абонентской базы;
    • снижение стоимости минуты по мере роста трафика;
    • возможность значительного сокращения расходов за счет использования дополнительных опций;
    • звонки в область по стоимости местного вызова.

    В целом с вводом единой системы  тарифных планов МТС ежемесячные  затраты абонентов на сотовую  связь существенно сократились. Это означает, что высококачественной мобильной связью смогут воспользоваться и те, кто раньше считал ее недоступной.

    В соответствии с этим компания «Мобильные ТелеСистемы» позиционирует себя на рынке как предоставляющая услуги качественной сотовой связи по достаточно приемлемым ценам.

    Компания  ориентируется на предоставление услуг  сотовой связи как индивидуальным, так и корпоративным клиентам. Что касается индивидуальных пользователей, то компания ставит свои задачи в соответствии с различными целевыми группами индивидуальных потребителей (таблица 2). 

    Таблица. 2. - Задачи, реализуемые компанией в соответствии с различными целевыми группами индивидуальных потребителей

Целевые рынки     Задачи
Молодежь     расширение  спектра дополнительных услуг (SMS, голосовая почта, переадресация вызова);

    развитие  собственных WAP-ресурсов, используя  которые, абонент получает не только наиболее полную информацию о деятельности и услугах МТС, но и доступ к  ресурсам ведущих информационных агентств;

    ввод  новых более дифференцированных тарифных планов;

    эффективная рекламная кампания.

Взрослые     улучшение качества связи;

    расширение  спектра дополнительных услуг (конференц-связь, запись сообщения в почтовый ящик);

    ввод  тарифов для корпоративных клиентов (предусмотреть льготы и скидки);

    эффективная рекламная кампания.

Пожилые     ввод  тарифа без абонентской платы  с посекундной тарификацией.

 

     Рассмотрим структуру управления ОАО МТС действующую на 2010 год. Подробная схема отображена на Рис. 4.

Рис. 4. Структура управления ОАО «МТС»

    Высшим  органом управления является Общее  собрание акционеров.

    Общее руководство деятельностью и  определение стратегии развития общества осуществляет Совет директоров.

    Исполнительные  органы — Правление (коллегиальный  исполнительный орган Общества) и Президент (единоличный исполнительный орган Общества) — осуществляют оперативное управление текущей деятельностью Компании. 

    В соответствии с требованиями российского  законодательства независимый аудитор  и Ревизионная комиссия осуществляют контроль финансово-хозяйственной деятельности Компании.

    Акционеры Компании участвуют в управлении Обществом путем принятия решений  на общем собрании акционеров. Посредством  голосования акционеры могут  значительным образом воздействовать на бизнес. В частности, к полномочиям собрания акционеров относится избрание ключевых органов управления и контроля Компании, одобрение крупных сделок и сделок с заинтересованностью, выплата (объявление) дивидендов, ряд других важных вопросов.

    Совет директоров ОАО «МТС» является ключевым элементом системы корпоративного управления Компании. Совет директоров представляет интересы акционеров, будучи ответственным за рост стоимости бизнеса посредством организации эффективного управления. Совет директоров Общества осуществляет общее руководство деятельностью Общества, за исключением решения вопросов, отнесенных к компетенции Общего собрания акционеров.

    Основными целями Совета директоров являются:

    • разработка и анализ общекорпоративной стратегии, контроль над ее реализацией;
    • обеспечение контроля и оценка деятельности исполнительных органов и высших должностных лиц Общества;
    • повышение капитализации Общества, расширение его рыночных позиций, достижение и сохранение конкурентоспособности Общества;
    • сохранение устойчивого финансового положения, увеличение доходов, прибыльности;
    • защита прав и законных интересов акционеров Общества.

2.2  Деятельность компании  МТС

 

    Компания  «Мобильные ТелеСистемы» оказывает  услуги сотовой связи, фиксированной связи, доступа в интернет, а также услуги по продаже контента. Помимо этого, компании принадлежит собственная розничная торговая сеть по продаже контрактов связи, телефонов и прочей мобильной техники.

    МТС развивает собственную транспортную сеть по передаче данных, включающую, в  частности, магистральную оптоволокононную сеть ранее приобретённой компании «Евротел», построенную на базе DWDM-оборудования и способную пропускать до 400 Гбит/с.26 На 2010 год общая протяженность магистральной сети компании составляла 35 тыс. км.27 Сеть МТС присоединена к центру межсетевого взаимодействия AncotelGmbH во Франкфурте-на-Майне, который обеспечивает обмен данными ссетями более 350 операторов связи мир.28 Компании принадлежит пять центров обработки данных (ЦОД), расположенных в Москве, Нижнем Новгороде, Самаре, Новосибирске и Владивостоке, планируется открытие ещё двух ЦОД в Москве, а также по одному — в Санкт-Петербурге и Краснодаре.29 На конец 2009 года у МТС имелось девять контактных центров по работе с клиентами (колл-центров), крупнейшим из которых являлся ульяновский контакт-центр, рассчитанный на ежедневную обработку 130 тыс. сообщений.

    Компания  с целью привлечения денежных средств выпускала как еврооблигации, так и облигации на российском рынке. Еврооблигации компании по состоянию на весну 2011 года обращались на фондовой бирже Люксембурга (на сумму $400 млн, срок погашения — 2012 год) и на Ирландской фондовой бирже (на сумму $750 млн, срок погашения — 2020 год). Облигациям присвоены рейтинги ведущих рейтинговых агентств мира (на весну 2011 года:Moody’s — Ba2, прогноз стабильный, Standard&Poor's — BB, прогноз позитивный, Fitch — BB+, прогноз позитивный).30 
 

    Услуги  сотовой связи

                 
     

    Сеть  МТС использует стандарты GSM и UMTS (3G). Компания оказывает услуги сотовой связи в России, Армении, Узбекистане, на Украине и в Беларуси. Роуминг на май 2011 года доступен абонентам МТС в 226 странах, GPRS-роуминг — 169 странах.31 По состоянию на 2 ноября 2010 года, компания МТС предоставляла услуги 3G во всех странах присутствия, включая 120 крупных городов на территории РФ.32 На ноябрь 2010 года сеть 3G была доступна абонентам МТС более чем в 360 городах во всех регионах России.33 На рубеже 2010/2011 годов у компании было 6955 3G — базовых станций, а за I квартал 2011 года их число выросло ещё на треть. В ноябре 2010 года компания приступила к модернизации сети в московском регионе, которая позволит предоставлять услуги HSDPA категории 10 (до 14 Мбит/c) и HSPA+ категории 14 (до 21,6 Мбит/c), а в будущем ввести услуги LTE.34

    Компания  предлагает широкий набор тарифных планов телефонной связи, варьирующий в зависимости от страны и региона осуществления деятельности, при этом, как правило, физическим лицам и организациям предоставляются различные тарифные планы.

    МТС участвует в ряде проектов виртуальных операторов сотовой связи (MVNO), обеспечивая для них необходимую инфраструктуру. Первым таким опытом для МТС стал совместный проект с телеканалом A-one («Тариф „Альтернатива“»).35 В дальнейшем компания осуществила более масштабные проекты MVNO с ретейлерамиAuchan («А-Мобайл», с 2008 года, 127 тыс. абонентов на начало 2011 года) и X5 RetailGroup («Аллё», с 2010 года, число абонентов не раскрывается).36 

      Услуги фиксированной  связи

    «МобильнымТелеСистемам» принадлежит (с октября 2009 года) контрольный  пакет (50,91 %) акций оператора фиксированной связи «Комстар — Объединённые ТелеСистемы» (а ему, в свою очередь, принадлежит контрольный пакет ОАО «МГТС»). Также у компании имеются лицензии на оказание услуг фиксированной связи в 48 субъектах федерации.37

    Под торговой маркой «МТС» частным лицам оказываются услуги проводного доступа в интернет по технологии ADSL и ADSL2+[80], а также цифрового и кабельного телевидения. Корпоративным клиентам компания предлагает услуги проводной телефонной связи38, услуги по обработке телефонных вызовов (под торговой маркой «ЛоджикЛайн»)39, услуги доступа в интернет, построения корпоративных сетей40 и системной интеграции.41 

    Розничная сеть

    МТС через дочернее предприятие «Русская телефонная компания» развивает  в России сеть собственных монобрендовых  салонов связи, в которую на 2011 год входило свыше 3000 торговых точек42 (из них часть — так называемые «флагманские», их насчитывалось 30). В своих магазинах, помимо телефонных аппаратов других марок, компания также продаёт мобильные телефоны под собственной торговой маркой «МТС» (производство аппаратов осуществляется сторонними производителями, в числе которых компании TCT MobileLimited, ZTE, Huawei), среди которых — аппараты МТС 140 Basic, МТС 252, МТС 540 Touch, МТС 535, МТС 547 TrendyTouch, МТС 840 Business, МТС 916, МТС Glonass 945, МТС 635Qwerty и МТС 733. Ранее продавались модели МТС 236, МТС 736 и МТС 835, которые ныне сняты с производства. Также в магазинах предоставляются услуги по подключению к сети МТС, пополнению счета, оплате штрафов ГИБДД, денежным переводам и др.

    По  собственным оценкам компании, в IV квартале 2010 года через розничную  сеть МТС было продано 1,54 млн мобильных телефонов (что составляло 20,9 % российского рынка), а также 1,39 млн модемов «MTС Коннект» и тарифов для передачи данных.43

    Продажи контента

    Основная  площадка, через которую компания осуществляется продажу электронного контента — сервис «Омлет.ру». Через портал осуществляется продажа лицензионной мультимедийной продукции — музыки, видеоклипов, фильмов, игр[88]. По итогам 2009 года «Омлет.ру» получил «Премию Рунета-2009» в номинации «Культура и массовые коммуникации»[89]. Также через сети МТС осуществляют продажи контента сторонние компании; по итогам III квартала 2009 года крупнейшими по объёму доходов контент-провайдерами в сетях «Мобильных ТелеСистем» являлись ЗАО «Контент-провайдер Первый альтернативный», ООО «ИнкорМедиа», ООО «Информ-мобил».44

2.3 Кадровая и социальная  политика

 

    Cписочная  численность работников ОАО «МТС»  по состоянию на декабрь 2010 года составила 20 519 человека.45

    На  сегодняшний день в Компании действует конкурентоспособная система оплаты труда, состоящая из фиксированной и переменной частей. Сотрудникам Компании предоставляется пакет компенсаций и льгот, отвечающий практике рынка.

    Размер  фиксированной части заработной платы (должностного оклада) определяется с учетом диапазонов заработной платы, установленных для каждого должностного разряда (грейда) на основании анализа рынка труда в регионе присутствия и политики позиционирования Компании относительно рынка оплаты труда.

    В течение 2010 года была проведена аналитическая работа по оценке действующей в компании системы грейдов. С учетом темпов и специфики развития Компании, а также общемировых тенденций, было принято решение оптимизировать систему и привести ее к мировым стандартам.

    Также были усовершенствованы параметры  системы премирования в части  структуры дохода. По итогам анализа  рыночной ситуации было принято решение  об изменении структуры дохода для  повышения конкурентоспособности  вознаграждения.

    Переменная  часть в Компании представлена системой мотивации, предусматривающей четкие и прозрачные принципы установления целевых размеров премии и расчета ее фактических значений на основе ключевых показателей эффективности и индивидуальных задач, закрепленных в бонусных планах каждого работника. В 2010 году в систему мотивации были внесены изменения, направленные на улучшение системы и усиление взаимосвязи между оплатой труда и индивидуальной эффективностью каждого работника.

    Помимо  описанной выше системы мотивации, в Компании действует система премирования для работников, занятых продажами и абонентским обслуживанием. Базовые принципы — мотивация на достижения конкретного результата и максимальная корреляция размера премии и фактического результата для Компании. Отличительной особенностью системы является структура дохода с большей переменной частью и иная частота выплат.

    Особое  внимание в Компании уделяется вопросу  формирования конкурентоспособного социального  пакета. В 2010 году в Компании был  проведен анализ действующего пакета компенсаций и льгот и его сравнение с рынком. По результатам анализа было решено внедрить в МТС ряд новых льгот, в том числе дополнительные виды личного страхования, и целевые отпуска в связи с определенными жизненными ситуациями.

    Благодаря проведенным в 2010 году мероприятиям удалось:

    • увеличить эффективность расходов на персонал;
    • расширить пакет компенсаций и льгот работников, усилив его социальную составляющую;
    • сохранить имидж привлекательного работодателя, нанимать и удерживать лучших работников.

Совершенствование организационной структуры ОАО «МТС» в 2010 году

    Мероприятия     Результаты  изменений
12.01.2010 г. 
Реорганизация подразделений по управлению персоналом бизнес-единицы «МТС Россия» и Корпоративного центра.
    Оптимизация численности персонала в результате ликвидации подразделения по работе с персоналом бизнес-единицы «МТС Россия».

    Централизация функции по управлению персоналом на уровне Корпоративного центра Группы МТС.

    28.01.2010 г. 
Передача собственных салонов-магазинов ОАО «МТС» в ЗАО «РТК».
    Осуществление передачи управления собственными салонами-магазинами ОАО «МТС» с целью построения эффективной сети продаж на базе ЗАО «РТК».

    Расширение  сети продаж до 3000 точек.

    01.02.2010 г. 
Централизация закупочной деятельности в Блоке по управлению закупками Корпоративного центра.
    Процесс по централизованному управлению закупками  построен на базе управления соответствующими категориями закупок, что позволяет  реализовать значительную экономию, обеспечить повышение эффективности  процессов закупок, повысить прозрачность расходов.
    22.06.2010 г. 
Реорганизация подразделений Коммерческого блока Корпоративного центра.
    Создание  и развитие услуг мобильной коммерции: совершение всех типов платежей с  лицевого счета абонента и с его  банковской карты.

    Получение дополнительного дохода за счет продаж приложений, разработанных специально для МТС.

    20.09.2010 г. 
Объединение управления магистральной и транспортной сетью.
    Перевод функций, направленных на планирование, развитие и эксплуатацию магистральных  сетей МТС и «Евротел», в единое подразделение.
 
 
 
    01.10.2010 г. 
Централизация функций по управлению проектами M&A в Блоке по стратегии и корпоративному развитию Корпоративного центра.
 
 
 
    Оптимизация процессов  управления проектами M&A.
 
    04.10.2010 г. 
Создание Департамента «Единый HelpDesk» в макрорегионе Поволжье.
 
    Обеспечена  возможность обработки заявок от бизнес-подразделений в режиме 24х7.

 

    Основные  изменения организационной структуры  ОАО «МТС» в 2010 году были направлены на централизацию функций в подразделениях на всех уровнях от регионов до Корпоративного центра. Целью изменения организационной структуры было повышение эффективности работы функциональных подразделений за счет объединения уровней управления и исключения дублирования функций подразделений.

    В ОАО «МТС» действует выстроенная системная модель обучения, в основу которой положены стратегические цели компании и цели в области управления персоналом. Система обучения также базируется на модели компетенций Группы МТС и требованиях к профессиональным знаниям и навыкам сотрудников. (см. Приложение 1) 

    Социальная  политика Компании

    ОАО «МТС», являясь крупнейшим оператором сотовой связи в России и странах  СНГ, рассматривает социальную ответственность  как ответственность за воздействие  решений и действий МТС на общество и окружающую среду через прозрачное и этическое поведение, которое:

    • содействует устойчивому развитию, укреплению здоровья и повышению благосостояния общества;
    • учитывает ожидания заинтересованных сторон;
    • соответствует применяемому законодательству и согласуется с международными нормами поведения;
    • интегрировано в деятельность всей организации и реализуется ею на практике взаимоотношений;
    • способствует повышению информационной прозрачности компании и совершенствованию ее корпоративного управления.

    Одна  из целей ОАО «МТС» — интеграция данной ответственности во все уровни Компании, включая продукты, услуги и процессы.

    Компания  строит свою стратегию развития в  соответствии с запросами общества и потребителей, главной целью  стратегии является повышение качества жизни человека.

    Под качеством жизни ОАО «МТС»  понимает совокупность социально-экономических  или иных критериев, отражающих уровень  и степень достигнутого благосостояния человека в различных сферах его  жизнедеятельности, как основного  условия устойчивого социального развития гражданского общества и личности.

    Принципы  и стратегия корпоративной  социальной ответственности  в ОАО «МТС»

    Ключевые  принципы ведения социально ответственного бизнеса ОАО «МТС» направлены на обеспечение устойчивого развития Компании, роста ее благосостояния и формирования конкурентоспособной экономики. Политика корпоративной социальной ответственности (КСО) и благотворительности МТС, где были сформулированы принципы социальной и благотворительной деятельности с учетом ожиданий заинтересованных сторон, размещена на официальном сайте компании www.mts.ru в разделе «Корпоративная социальная ответственность». Там же представлены социальные отчеты Компании и основные проекты в рамках благотворительности и КСО МТС, информация для осуществления обратной связи. Таким образом, МТС поддерживает постоянный диалог с целевыми аудиториями и дает возможность получить всю информацию о социальной деятельности Группы.

2. 5 Положение Компании  на рынке сотовой  связи

 

    По  состоянию на 31 декабря 2010 года ОАО  «МТС» обладала лицензиями на работу в 82 регионах Российской Федерации. Дочерние компании ОАО «МТС» в СНГ осуществляют свою деятельность на территории Украины (ПрАО «МТС УКРАИНА»), Республики Узбекистан (ИП «УЗДУНРОБИТА ООО»), Туркменистана (Корпорация «BarashCommunicationTechnologies, Inc.»), Республики Армения (ЗАО «К-Телеком»), а также Республики Беларусь (СООО «Мобильные ТелеСистемы»). Общая численность населения лицензионной территории ОАО «МТС» составляет более 230 млн человек.46

    В России услуги сотовой связи оказывают  три федеральных оператора: ОАО  «МТС», ОАО «МегаФон» и ОАО  «ВымпелКом», — а также несколько  десятков менее крупных региональных телекоммуникационных компаний, работающих в различных стандартах сотовой связи: GSM, NMT 450 и CDMA —1х, UMTS (3G). По состоянию на 31 декабря 2010 года, по данным AC&M (AdvancedCommunications&Media), проникновение услуг сотовой связи в России составило 151,0%, а общее число абонентов достигло 219,3 млн. При этом ОАО «МТС» занимает лидирующее положение в России по количеству абонентов и занимает долю рынка 32,6%, доли рынка ОАО «МегаФон» и ОАО «ВымпелКом» составляют 25,8% и 23,7% соответственно.47 Численность абонентов ОАО «МТС», а также его дочерних и зависимых обществ на территории России по состоянию на 31 декабря 2010 года составила 71,4 млн.48

    К концу IV квартала 2010 года лицензионный охват ОАО «МТС» достиг 82 регионов Российской Федерации из 83. Таким образом, ОАО «МТС» напрямую или через свои дочерние предприятия обладает лицензиями практически на всю территорию Российской Федерации, за исключением Пензенской области. ОАО «МегаФон» обладает лицензиями на все 83 субъекта Российской Федерации49, ОАО «ВымпелКом» — на 7650. Лицензией 3G на всю территорию России обладают все три федеральных оператора.

    Наиболее  крупными рынками услуг сотовой  связи на территории Российской Федерации (по количеству абонентов) являются Москва и Московская область, а также Санкт-Петербург и Ленинградская область. В Москве и Московской области, по данным AC&M, проникновение услуг сотовой связи по состоянию на 31 декабря 2010 года составило 201,1%. Общее число абонентов всех операторов в Москве и Московской области оценивается в 34,2 млн, при этом доля ОАО «МТС» достигает 38,6%.

    Проникновение услуг сотовой связи в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, по данным AC&M, на 31 декабря 2010 года составило 203,3%, при этом общее количество абонентов  составило 12,9 млн. Доля рынка ОАО «МТС» фиксируется на уровне 31,0%.

    Наиболее  значимым из региональных рынков (за исключением  Москвы и Санкт-Петербурга) является Краснодарский край (с учетом Республики Адыгея), в котором количество абонентов  сотовой связи по состоянию на 31 декабря 2010 года, по оценкам AC&M, превысило 9,3 млн, а уровень проникновения составил 181,4%. Кроме того, в пяти регионах Российской Федерации численность абонентов операторов сотовой связи превысила рубеж 5 млн: Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Самарская область, Ростовская область, Челябинская область, а в Свердловской области достигла уровня 6,7 млн абонентов.

    По  итогам IV квартала 2010 года количество абонентов дочерних и зависимых  компаний ОАО «МТС» в странах  СНГ составило: Украина (ПрАО «МТС УКРАИНА») — 18,2 млн, Республика Узбекистан (ИП «УЗДУНРОБИТА ООО») — 8,8 млн, Туркменистан (Корпорация «BarashCommunicationTechnologies, Inc.»)* — 2,4 млн, Республика Армения (ЗАО «К-Телеком») — 2,5 млн, Республика Беларусь (СООО «МТС», не консолидируется в финансовую отчетность группы МТС) — 4,7 млн абонентов.* (* Данные по количеству абонентов в Туркменистане по состоянию на 21 декабря 2010 года.)

    Положение компании на рынке сотовых услуг  стабильное. Ещё раз отметим некоторые  аспекты:

    • ОАО «МТС» занимает лидирующее положение в России по количеству абонентов и занимает долю рынка 32,6%.
    • Численность абонентов ОАО «МТС», а  также его дочерних и зависимых обществ на территории России по состоянию на 31 декабря 2010 года составила 71,4 млн.
    • К концу 2010 года лицензионный охват ОАО «МТС» достиг 82 регионов Российской Федерации из 83. 

2.6 Результаты деятельности  компании за 2010 год

 

    Продолжительное время рынок услуг сотовой  связи в России развивался очень  высокими темпами, что было обусловлено  постоянным расширением целевых сегментов и охватом все более широких слоев населения, а также снижением уровня цен как на услуги, так и на абонентское оборудование. В 2005 году впервые проявилась и в последующие годы продолжилась тенденция снижения темпов роста абонентской базы операторов сотовой связи. Это можно связать с постепенным насыщением рынка и концентрацией операторов на качестве абонентской базы. В соответствии с этим маркетинговые усилия операторов смещаются от привлечения новых абонентов в сторону обеспечения лояльности и повышения доходности существующих абонентов, а также привлечения в свою сеть абонентов компаний-конкурентов.

    По  итогам 2010 года уровень проникновения  услуг сотовой связи достиг 151,0%, что ставит Россию в ряд наиболее развитых телекоммуникационных рынков мира. Являясь одним из ведущих игроков на телекоммуникационном рынке России и СНГ, МТС стремится использовать существующий потенциал роста во всех наиболее динамичных сегментах отрасли.

    В традиционном для Компании сегменте мобильной телефонии важнейшими факторами роста являются повышение общего уровня пользования услугами связи и более активное потребление абонентами дополнительных услуг, имеющих большую доходность. В качестве основных инструментов стимуляции потребления МТС использует сегментно-ориентированные тарифные предложения, широкий спектр дополнительных услуг. На ряде рынков присутствия Компании сохраняется потенциал органического роста за счет увеличения численности абонентской базы и в этом отношении МТС фокусируется на обеспечении собственного лидерства в привлечении новых абонентов. Компания ОАО «МТС» нацелена на дальнейшее укрепление своих позиций, используя и развивая факторы, определяющие конкурентоспособность оператора на рынке. Среди основных факторов конкурентоспособности следует выделить: широту охвата сети и внутрисетевого роуминга, традиционно высокое качество услуг связи, выгодные, учитывающие потребности абонентов тарифные предложения и дополнительные услуги.

    В 2009 году ОАО «МТС» осуществила  приобретение контрольного пакета акций одного из ведущих операторов фиксированной связи ОАО «КОМСТАР-ОТС» и магистрального провайдера ОАО «Евротел», получив, таким образом, возможность предоставлять услуги передачи данных с использованием проводных и беспроводных технологий.51

    Основой для качественного роста уровня потребления услуг мобильной передачи данных является развитие сети 3G МТС, которая работает во всех федеральных округах России, Узбекистане, Армении, Беларуси, Туркменистане.

    Кроме того, ОАО «МТС» активно развивает  собственную сеть центров продаж и обслуживания, которые позволяют реализовывать собственные уникальные продукты и услуги, оказывать качественный сервис клиентам и положительно влияют на степень узнаваемости бренда МТС.

    Эти факторы позволяют Компании постепенно увеличивать уровень доходов как за счет роста абонентской базы, так и за счет увеличения интенсивности потребления услуг.

    Помимо  перечисленного, Компания отслеживает  возможности неорганического роста  как на рынках присутствия, так и  за его пределами. ОАО «МТС» обладаем достаточным опытом интеграции приобретенных компаний, что позволяет эффективно включать их в структуру бизнеса и максимально быстро получать положительный экономический эффект. 
 

    
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.