Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Силовая подготовка спортсменов копьеметателей высшей квалификации

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 19.05.13. Год: 2012. Страниц: 58. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

Министерство  образования и науки 

Российской  Федерации 

Ярославский государственный педагогический университет 

Имени К. Д. Ушинского

Факультет Физической Культуры 
 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА 
 
 
 
 
 

Силовая подготовка спортсменов  копьеметателей

высшей  квалификации 
 
 
 
 
 
 
 

                                              Исполнитель:

                                              Друтман Антон Александрович 

                                              Научный руководитель:

                                              Доцент И. В. Быков 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ярославль 2008 
 

Оглавление: 

Введение ……………………………………………………………………....  стр. 3

ГЛАВА 1. Литературный обзор ………………………………………… стр. 5 – 14

1.1. Аэродинамические свойства копья

1.2. Влияние исходного состояния мышц на величину развиваемой ими силы

1.3. Этапы сообщения скорости снаряду

1.4. Использование  силы веса спортсмена

1.5. Непрерывность  воздействия силы на снаряд

1.6. Время  нарастания силы

ГЛАВА 2. Теоретические основы вариативной подготовки метателей

стр. 15 – 21

2.1. Значение  следовых явлений предыдущей деятельности для последующей 

2.2. Интервал  отдыха между смежными движениями  как фактор, меняющий характер последующей деятельности

2.3. Соотношение  стабильности и вариативности  при обучении двигательным навыкам.

ГЛАВА 3. Сведения о начале специальной тренировки ..…………… стр. 22 – 28

3.1. О  методах выявления новичков-копьеметателей.

3.2. Этапы и  периоды тренировки

ГЛАВА 4. Первый этап тренировки …………………………………... стр. 29 – 53

4.1. Подготовительный  период первого года тренировки

4.2. Обучение  технике метания копья

4.3. Планирование  занятий в подготовительном периоде

4.4. Основной  период тренировки начинающих  копьеметателей

ГЛАВА 5. Второй этап тренировки …………………………………... стр. 54 – 69

5.1. Подготовительный  период тренировки квалифицированных  копьеметателей.

5.2. Планирование  занятий в подготовительном периоде.

5.3. Основной  период тренировки квалифицированных  метателей

5.4. Планирование занятий в основном периоде

ГЛАВА 6. Эксперимент ……………………………………………… стр. 70 – 75

6.1. Ход работы

6.2. Обсуждение  результатов  

6.3. Выводы

Список  литературы ………………………………………………………… стр. 76 
 
 
 
 

3 

ВЕДЕНИЕ

      В течение многих лет техника метаний  совершенствовалась на основе большого опыта тренеров и спортсменов. С ростом спортивных достижений все труднее оказывалось эмпирически обосновывать наиболее целесообразные варианты движения, и на помощь практике пришла наука. Особенно возросла необходимость в научных исследованиях теперь, после значительного роста спортивных достижений в последние годы, объясняющегося, прежде всего хорошей силовой подготовкой метателя. Однако силу беспредельно увеличивать нельзя, и дальнейший рост результатов возможен не столько за счет ее увеличения, сколько за счет лучшего ее использования, что осуществимо при совершенствовании техники метаний.

      Резервы повышения дальности метания  заключаются в более эффективном  использовании силы спортсмена, что возможно, во-первых, при рациональной работе мышц, во-вторых, при движении снаряда по оптимальной траектории, на которой действие на снаряд происходит с наибольшей силой, и, в-третьих, при выбросе снаряда под правильным углом.

      Цель  работы заключается в раскрытии  основных закономерностей построения движения спортсмена в процессе метания, которые помогли бы ему лучше использовать свою силу и увеличить дальность метания.

      Метание копья – вид состязаний, история  которого насчитывает несколько  тысячелетий, но не теряющий своей привлекательности и в наши дни. И хоть за прошедшие века мир изменился неузнаваемо, идеи, выраженные в скульптуре античного копьеметателя – стремление к гармоничному развитию человека, стремление к мирному дружескому состязанию на спортивных аренах.

     В настоящее время метание копья является обязательным в олимпийской программе. Настоящий рекорд мира принадлежит чешскому копьеметателю Яну Железны. Он послал копье на 96м. 40см.  
 

4 

ГЛАВА 1.

Литературный  обзор. 

1.1. Аэродинамические свойства копья.

      Рассмотрим  копья в воздухе. Его форма такова, что при воздействии на него воздушной среды возникают аэродинамические силы: лобовое сопротивление Q и подъемная сила Y. Так же копье в полете вращается вокруг продольной оси аа (рис. 1). При полете копья стабилизация его положения в воздухе отсутствует и вследствие того, аэродинамические силы приложены не в центре тяжести (ЦТ), а в центре давления (ЦД, рис. 1), то возникающий опрокидывающий момент Мz стремится повернуть копье. И так как форма копья такова, что центр давления в копье находится сзади центра тяжести, то момент Мz направлен так, что он стремится повернуть копье наконечником вниз. Из-за отсутствия стабилизации вращением этот поворот действительно происходит, и копье как бы следит за траекторией, огибая ее (рис. 2).

      Момент  Мz называется статическим моментом. Он возникает вследствие того, что общая сила воздействия воздуха на копье R приложена не в ЦТ копья, а в ЦД. Если мы перенесем силу R из ЦД в ЦТ (рис. 3), то на копье будет действовать сила R, приложенная в ЦТ, и отрицательный момент Мz (сила R, действующая на плече, равном ?l). Отрицательный момент поворачивает наконечник копья вниз и поэтому называется стабилизирующим. Действие его будет тем сильнее, чем больше величина ?l между ЦД и ЦТ. Копье конструируется так, чтобы статический момент Мz был всегда отрицательным, т.е. стабилизирующим. Величина ?l должна меняться в зависимости от скорости полета копья. Чем больше скорость, тем больше и тем сильнее будет происходить поворот наконечника копья вниз («пикирование»). Чтобы это пикирование не было преждевременным  и не нарушался планирующий полет,

копья выпускаются с различными величинами ?l. Для броска мужского копья на 70 – 90м. ?l = 1 – 2см, увеличиваясь с уменьшением дальности метания.  

5 

Поэтому если спортсмен второго разряда начинает метать копьем, предназначенным для мастеров, то из-за малой величины скорости, сообщаемой копью, и малого ?l возникающий момент Мz окажется настолько незначительным, что копье может упасть на землю, либо хвостом, либо плашмя, и бросок будет не засчитан. С другой стороны, метание мастером копья, предназначенного для спортсменов низших разрядов, может привести к снижению результата, так как копье приземлится преждевременно из-за сильного «пикирования» от чрезмерно большого момента.

      Если  копье сконструировано так, что ЦД совпадает с ЦТ, то ?l = 0 и статический момент отсутствует: копье будет и не поражать наконечником землю. При неверном изготовлении копья, когда ЦД оказывается впереди ЦТ, возникает так называемое кабрирование. При этом статический момент делается положительным процентом, направленным против часовой стрелки (т.е. дестабилизирующим, поднимая наконечник копья вверх, отчего оно падает на хвост (рис. 4).

      Повороту  копья наконечником вниз будет препятствовать воздушная среда, осуществляя так называемое демпфирование. (Примерно такое же демпфирование осуществляет вода, когда мы начинаем поднимать плавающую

доску за один конец вверх, чувствуя сопротивление  воды на другом конце). Это сопротивление  воздушной среды изменению положение  копья характеризуется демпфирующим или тушащим моментом.

      Таким образом, если стабилизирующий момент заворачивает копье по траектории, то демпфирующий момент смягчает и сглаживает этот поворот, делая его более плавным. Одновременно демпфирующий момент смягчает и порывы ветра в вертикальной плоскости метания: уменьшает раскачивание и увеличивает устойчивость копья, тем самым, способствуя увеличению дальности его полета.

     При вылете копья из руки оно получает вращение вокруг оси аа (рис. 1) по часовой стрелке, если смотреть на него сзади. Из теории гороскопов  

6 

известно, что если тело вращается с достаточно большим числом оборотов, то оно может быть уподоблено волчку. В этом случае копье должно лететь с постоянным углом атаки ?.

      В действительности скоростная видеосъемка показала, что копье совершает примерно 25 об/сек., что недостаточно, чтобы его можно было уподобить волчку. В то же время большая скорость вращения стабилизирует полет копья, делая его более устойчивым. Одновременно вращение копья по часовой стрелке (правое вращение) будет создавать дополнительное давление воздуха на копье с левой стороны, следствием чего является его отклонение вправо при полете. 

      Так, если бы копье бросалось в безвоздушном пространстве, то его стабилизация вокруг продольной оси аа (рис. 1) привела бы к тому, что оно летело бы с постоянным углом Q и приземлилось на хвост. При полете стабилизированного копья в воздухе произошел бы поворот, трудно сказать в какой степени, так как копье, имея большую поверхность, при вращении испытывает значительное трение в воздухе, что замедляет его вращение. Такое

же трение в воздухе испытывают и обычные, нестабилизированные, но достаточно быстро вращающиеся копья. Вероятно, этим и объясняется тот факт, что копье первое время летит с мало меняющимся углом Q, т.е. как бы параллельно самому себе, и только затем начинает огибать траекторию. При очень больших скоростях вращения копье летит слишком долго, с невыгодными углами атаки и поздно наклоняется, из-за чего в некоторых случаях не успевает воткнуться в землю. В этом отношении пустотелые металлические копья лучше, чем сплошные, деревянные, которые должны вращаться быстрее, так как полому копью, обладающему большим моментом инерции, труднее сообщить большую скорость вращения (об этом напоминает известный в механике факт, что полый металлический цилиндр имеет значительно больший момент инерции, чем сплошной деревянный цилиндр одинаковой массы и длины и одинакового диаметра). 

7 

     Таким образом, излишняя скорость вращения копья не может способствовать увеличению дальности его полета.  

1.2. Влияние исходного состояния мышц на величину развиваемой ими силы.

      Эффективность работы мышц зависит от того, в каком  состоянии они находились перед  началом работы, т.е. сокращения.

      Перед сокращением мышцы могут быть расслаблены, напряжены или предварительно растянуты. Если мышцы сокращаются без предварительного растягивания, то целесообразно, чтобы перед сокращением они были расслаблены. Дело в том, что напряженная перед началом работы мышца находится в состоянии некоторого предварительного сокращения, т.е. она уже совершила какую-то работу, которая оказалась бесполезной, так как не была использована для сообщения ускорения снаряду или частям тела. Если мышца предварительно в оптимальных пределах растянуты, то они сокращаются с большей силой и скоростью (И. М. Сеченов, А. В. Хилл).

      Предварительное растягивание мышц создается внешними силами, а именно: силой уже работающей группы мышц и весом тела и снаряда. Это значит, что работающая группа мышц должна растягивать те группы мышц, которые будут включаться в работу после нее.

      Из  физиологии известно, что наибольшую силу проявят мышцы, растянутые в  напряженном, а не в расслабленном  состоянии (Сеченов И. М.).

Поэтому в метаниях для получения большой  силы при сокращении мышцы перед растягиванием должны быть напряжены.  

1.3. Этапы сообщения скорости снаряду.

      Начинать  сообщение скорости снаряду необходимо с включения в работу наиболее мощных групп мышц. Однако эти мышцы  сообщают ускорение в  
 

8 

первую  очередь самому телу или, вернее, всей системе метатель – снаряд (условно система М-С).

      При сообщении скорости телу и снаряду  система М-С накапливает определенную энергию, т.е. количество движения, если это метание поступательное, момент количества движения, если метание вращательное. Эта энергия в некоторых случаях может быть довольно значительной и сосредоточенной, в основном, в теле самого спортсмена, масса которого значительно больше массы снаряда. И так как эта накопленная энергия пропасть никуда не может, то естественным является ее разумное использование, заключающееся в передаче ее от тела к снаряду для увеличения его скорости.

      Механических  аналогий такой передачи энергии  много: например, вы держите линейку  за один конец, и, размахнувшись, ударяете концом этой линейки, находящимся возле руки, о край стола: скорость нижней части линейки делается равной нулю, накопленное количество движения нижней части линейки передается верхней, скорость движения которой резко возрастает.

      Примерно  то же самое произойдет и с копьеметателем, который после разбега резко остановится (займет исходное перед финальным усилием положение): остановка ног увеличивает скорость продвижения верхних частей тела.

     Приведенные здесь примеры показывают, что  между этапом сообщения скорости телу и снаряду как единой системе и этапом ускорения одного снаряда существует еще промежуточный этап передачи энергии от нижних частей к верхним, что приводит к увеличению скорости верхних частей тела и снаряда.

     Таким образом, на первом этапе сообщается скорость всей системе М-С, отчего эта система приобретает определенное количество движения или количество движения и момент количества движений. На этом этапе система  

9 

ускоряется, главным образом за счет силы и  быстроты ног. Причем метатель не стремится  ускорять движение верхних частей тела и снаряда. Более того, скорость верхних частей не должна превышать скорость ног, а некоторых случаях она может быть и несколько меньше, для того чтобы создать натяжение мышц и отставание снаряда.

      На  втором этапе сообщается скорость верхней части системы М-С, т.е. туловищу и снаряду. Это осуществляется в первую очередь за счет работы мышц, а также путем передачи набранной энергии верхним частям тела и снаряду от нижних частей, скорость движения которых должна для этого быть резко заторможенной.

      На  третьем этапе  нужно направить  усилия только на сообщение  ускорения снаряду. При этом, естественно, приходится затрачивать энергию и на движение тех частей туловища, которые связаны с продвижением снаряда

(плечевой  пояс, рука), хотя желательно все усилия направлять на ускорение только снаряда. Некоторые компенсаторные движения могут способствовать увеличению скорости снаряда: например, убирание таза назад в метании копья убыстряет движение туловища вперед и усиливает эффект передачи энергии от ног к туловищу. 

1.4. Использование силы веса спортсмена.

      Спортсмен должен уметь правильно использовать не только силу своих мышц, но и силу веса своего тела, которая при технически правильном выполнении движения может  в ряде случаев способствовать увеличению скорости метания. Остановимся на некоторых случаях использования силы веса.

Увеличение  силы мышц ног. Используя вес тела, спортсмен увеличивает реакцию опоры, а значит, и скорость своего движения. 
 
 

10 

Улучшение компенсации реакции  снаряда. В метании копья если в конце финального разгона спортсмен теряет контакт с опорой, то ему приходиться заканчивать воздействие своей силой на снаряд уже находясь в воздухе.

      Увеличение  времени приложения силы к снаряду  так же повышает скорость, как и  увеличение самой силы. Время приложения силы будет наиболее эффективно использовано в тех случаях, если спортсмен в процессе метания:

  1. Раньше включить силу своих мышц в действие, т.е. начнет воздействовать на снаряд с максимальной для себя силой и с минимальным запаздыванием во времени. Дело в том, что пространство, в котором сила воздействует на снаряд, ограничено (речь идет о финальном усилии, где метатель воздействует на снаряд с наибольшей силой) и запаздывание с началом этого действия приведет к тому, что сила некоторых групп мышц, и особенно наиболее мощных, не сможет быть полностью использована, так как для этого, образно говоря, не хватит ни времени, ни пространства.
  2. Позже выключить силу, приложенную к снаряду, обеспечив тем самым действие силы на снаряд в течение большего промежутка времени.
  3. Непрерывно будет воздействовать на снаряд в течение всего процесса метания, так как прерывистое действие приведет к тому, что в некоторые

    периоды времени сила к снаряду не будет  приложена. Это уменьшит общее время  приложения силы к снаряду, а значит, и ее скорость.

Все это  должно увеличить время приложения силы к снаряду.

Но что  значит воздействовать силой длительный промежуток времени? Это значит воздействовать на движущийся снаряд на длинном пути. Здесь характерным будет следующий пример: в артиллерии, для того чтобы увеличить дальность полета снаряда при том же весе самого снаряда и взрывчатого вещества, применяют орудия с длинным стволом. Сила взрыва воздействует в таких орудиях на снаряд на более длинном пути, а значит, и в  

11 

течение более длительного промежутка времени, обеспечивая тем самым большую  дальность полета снаряда.

      Таким образом, в общем случае удлинение пути силы воздействия метателя на снаряд эквивалентно увеличению времени воздействия этой силы и приводит к возрастанию скорости движения снаряда. Поэтому метатель должен выполнять свои движения с максимальным размахом и всегда стремиться к максимально возможному удлинению пути движения снаряда. 

1.5. Непрерывность воздействия  силы на снаряд.

      Мы  уже говорили, что метатель должен стремиться все время увеличивать ускорение снаряда. Падение ускорения до нуля будет означать, что одна или несколько групп мышц закончили свое сокращение до того, как последующие группы его начали. Следовательно, как только возникает перерыв в действии силы, ускорение становится равным нулю.

      Таким образом, понятие непрерывности  действия силы достаточно хорошо объясняется  наличием или отсутствием ускорения. В то же время среди тренеров и  спортсменов широко применяется  термин «натяжение», который может характеризовать непрерывность приложения силы к снаряду.

«Натяжение» — это такое действие силы спортсмена на снаряд, при котором движение снаряда происходит ускоренно.

      Метать  с натяжением – это значит, все время прикладывать силу к снаряду. Причем речь идет именно о той силе, которая увеличивает скорость снаряда, а не о силе, предназначенной для компенсации веса снаряда, или центростремительной силе, необходимой при движении снаряда по кривой. Сила же, создающая ускорение, прилагается к снаряду далеко не в течение всего процесса метания. Это объясняется, во-первых, те, что в процессе метания имеются фазы, например безопорные, когда теоретически невозможно ускорять снаряд, и, во-вторых, техническим несовершенством движения спортсмена. 

12 

      В понятие натяжения, которое является комплексным критерием, входит также  путь воздействия на снаряд. При  чрезмерно большом пути воздействия, несоизмеримом с физическими возможностями спортсмена, сила приложения к снаряду может уменьшиться, а при излишне коротком пути уменьшится время действия силы.

      Поэтому под оптимальным натяжением нужно понимать такое воздействие метателя на снаряд, при котором происходит, во-первых, непрерывное и плавное возрастание силы воздействия на снаряд; во-вторых, действие этой силы на оптимальном пути. 

1.6. Время нарастания  силы.

      Если  бы сила, развиваемая мышцами спортсмена, достигла своего максимума мгновенно, тогда минимальное преимущество одного спортсмена в силе, при прочих равных условиях, было бы достаточным для победы над другим, более слабым.

      Таким образом, важно не только иметь большую  силу, но нужно уметь мобилизовать ее в короткий промежуток времени.

Быстрота  – это отношение максимальной силы, прикладываемой к снаряду, ко времени ее нарастания. Быстрота не только увеличивает время действия силы, но и способствует увеличению силы мышц за счет улучшения их предварительного натяжения.

      Следствием  плавного нарастания силы может явится недостаточное предварительное натяжение отдельных групп мышц, а значит, и недоиспользование их силы. Поэтому эффективное использование силы мышц будет зависеть также и от быстроты их сокращения. Так как быстрота – это степень нарастания силы, то чем с большей быстротой будет сокращаться предыдущая группа мышц, тем лучше она натянет последующую группу.

     Однако  даже у быстрого спортсмена нарастание силы происходит не в столь короткий промежуток времени, при котором  возникает необходимое  

13 

натяжение последующих групп мышц. Чтобы  увеличить это натяжение, нужно  воспользоваться искусственными приемами, сущность которых сводится к сообщению разной скорости различными частями тела. 
 
 
 
 
 

            

        

       

               

 

14 

ГЛАВА 2.

  Теоретические основы  вариативной подготовки  метателей. 

     Можно утверждать, что вариативный принцип  тренировки также стар, как сам  спорт. Еще древние греки, разрабатывая «Искусство подготовки к соревнованиям», знали, что простое повторение не дает максимальных результатов, для этого требуется определенная вариация нагрузок.

      В настоящее время установлено, что  вариативная система подготовки спортсменов позволяет формировать  известный диапазон подвижности  двигательного навыка и тем самым  создает дополнительные резервы для дальнейшего роста технического мастерства спортсменов.

      Подготовка  квалифицированных спортсменов, имеющих  большой спортивный стаж, характеризуется: использованием относительно небольшого круга специализированных средств  подготовки, а также большим объемом и интенсивностью тренировочных нагрузок. Указанные факторы снижают эффективность тренировочных воздействий по мере роста спортивного мастерства вследствие привыкания организма к сильным, но однообразным раздражителям. Спортсмен, имеющий стаж 12 – 14 лет, не способен к заметному росту результатов. Следовательно, своевременное изменение количественных показателей работы или ее качественного содержания на основе четких критериев вариативности может влиять на интенсификацию или, по крайней мере, на сохранение темпов развития мастерства спортсменов.

      Любой человек с нормальной, или сильной, нервной системой редко действует  на пределе своих возможностей благодаря  саморегуляционным приспособительным  механизмам быстро устанавливать оптимальный для данных условий уровень деятельности.

     Для того чтобы спортсмен мог проявить максимум своих возможностей, в тренировочном  процессе нужны специальные принудительные меры в виде смены условий выполнения движений, т.е. нужна вариация внешних условий.   

15 

      Решение задач повышения спортивного  мастерства в скоростно-силовых  видах спорта пока сводится в основном к овладению элементами техники, в меньшей степени к выработке  ритма движений. Совсем при этом не уделяется внимание развитию необходимой  вариативности навыка, без которой невозможно добиться и стабильности его проявления в разных условиях соревновательной деятельности.

      Вариативность и стабильность при обучении двигательным навыкам – это две стороны  одного процесса: становления высокого уровня спортивно-технического мастерства спортсменов. Сбалансированность этих  условий позволяет сохранять способность к целенаправленному изменению своего состояния или поведения.

      Следовательно, одна из задач системы спортивной подготовки состоит в воспитании у спортсменов способности постоянно приспосабливаться к целенаправленно меняющимся условиям тренировки. От этого, в конечном счете, будет зависеть длительность процесса спортивного совершенствования и «потолок» спортивных достижений каждого атлета. Поэтому основополагающим принципом спортивного совершенствования должно быть не достижение определенной адаптации спортсмена к нагрузкам, а постоянное расширение ее границ с помощью варьирования средств и методов подготовки. 

2.1. Значение следовых  явлений предыдущей  деятельности для последующей.

      В основе обучения вообще лежит следовой эффект: память – это результат  следового последствия. Изложение  теоретических и экспериментальных данных, касающихся краткосрочной и стабильной памяти, поможет более эффективно реализовать основные принципы вариативности в тренировочном процессе.

      В соответствии с современными представлениями  память делится на стабильную и краткосрочную. 

16 

        Необходимость разделения видов возникла в связи с разной чувствительностью свежих и старых следов к влиянию разных факторов на центральную нервную систему (ЦНС). В то время как свежие следы в ЦНС уничтожались или сохранение их уменьшалось под действием неблагоприятных факторов, более ранние события в тех же условиях оставались без изменений. Разделение памяти на две категории весьма условно, ибо трудно установить точную временную границу между ними.

      В настоящее время можно предполагать о наличии разных механизмов, лежащих  в основе стабильной и краткосрочной памяти, или, вернее, двух стадий закрепления следов раздражений в ЦНС. Первая форма памяти основывается на стойких микроморфологических изменениях в межцентральных связях, вторая – приписывается вращению возбуждения в замкнутых нейронных кругах, которое может удерживаться некоторое время после прекращения воздействия внешних раздражителей.

        В основе механизма краткосрочной памяти лежит не столько образование новых нервных связей, отражающих моделирующее раздражение, сколько снижение вероятности функционирования (угнетения) не нужных для данной реализации связей между нейронами мозга. Эти данные согласуются с современными представлениями о координации движений, как о преодолении избыточных степеней свободы.

      Академик  И. С. Беритов (1969) выделил три вида памяти: образную, условнорефлекторную, эмоциональную. Им же установлено, что краткосрочная память в зависимости от вращения возбуждения в нервных центрах длится только секунды. Длительность ее может быть увеличена до минуты только за счет повышения возбудимости в нервных кругах.

     Следовые  явления от предыдущей деятельности обладают такой стойкостью, что на определенной стадии не могут быть устранены даже при действии другого раздражителя на те же нервные центры. 
 

17 

2.2. Интервал отдыха  между смежными  движениями как  фактор, меняющий  характер последующей деятельности.

      С помощью разных интервалов отдыха между  одинаковыми упражнениями можно  существенно и целенаправленно  менять характер тренировочных воздействий, дифференцированно воспитывать  недостающие спортсмену физические качества и создавать оптимальные условия для улучшения специфической координации движений.

      Длительность  восстановления отдельных функций  и систем организма неодинакова. Но в динамике восстановления любой из них имеется четыре фазы: быстрое восстановление, замедленное восстановление, достижение сверхисходной величины, установление дорабочего состояния. От того, на какую фазу восстановления приходится очередная работа, зависит характер развиваемых качеств.

      М. В. Лейник (1951), один из ведущих физиологов нашей страны, исследуя сократительную способность мышц и их сопротивляемость утомлению в разные фазы восстановления, показал, что неодинаковые интервалы отдыха позволяют отдельно решать следующие комплексные задачи:

    — одновременно повышать силу и сопротивляемость мышц   утомлению;

    — повышать сопротивляемость утомлению и снижать силу и возбудимость мышц;

    — увеличивать  силу и возбудимость мышц при одновременном  снижении сопротивляемости их утомлению.

     В системе подготовки метателей высокого класса мало пока учитывается значение интервала отдыха между упражнениями, хотя этот вид вариативности имеет определенное значение. Для развития скоростно-силовых качеств и особенно взрывной силы метатели вынуждены часть тренировочного времени работать в максимальных или близких к максимальным режимах двигательной  

18 

деятельности. Колебание интенсивности, например, силовой нагрузки, в годичном цикле  относительно невелико, не превышает 11 – 14%. С помощью моделирования  разных интервалов отдыха при использовании  однородных средств подготовки можно  существенно менять характер воздействий.

     Однако  следует иметь в виду, что после  работы максимальной интенсивности  гетерохронность (неодинаковость) восстановления различных систем проявляется особенно отчетливо. Можно наблюдать следовые явления, выражающиеся в повышении возбудимости ЦНС, что является положительным фактором при повторении работы, физико-химические сдвиги в организме при достижении критического уровня снижают работоспособность. К 5 – 6-й мин. после прекращения работы физико-химические сдвиги возвращаются к исходному состоянию, а повышенная возбудимость ЦНС еще удерживается. Это время является наиболее оптимальным для повторной работы. После 10-й мин. отдыха значительно снижается возбудимость ЦНС.

     Вариативность, построенная на изменениях интервала отдыха при относительном постоянстве работы, несомненно, должна чередоваться с вариативностью самой нагрузки. Нетрудно себе представить, что длительное применение одинаковых программ приведет к монотонности тренировочного процесса и как следствие к снижению эффекта самой работы. 

2.3. Соотношение стабильности  и вариативности  при обучении двигательным  навыкам.

     Существуют  две альтернативные точки зрения относительно условий обучения и  совершенствования спортивных навыков. Некоторые авторы утверждают, что  при обучении важно соблюдать стабильность внешних условий, другие выступают за изменчивость, их вариативность.

      Приверженцы стабильности выдвигают следующие  аргументы. Управление произвольной двигательной деятельностью происходит не по  
 

19 

стандартным, а по меняющимся программам, когда от повторения к повторению вносятся существенные изменения.

      Сторонники  стабильных условий обучения считают, что для создания моторной схемы  движения необходимы: однородность раздражителей, определенное количество повторений; определенная степень организации движения.

      Дидактический принцип повторности при обучении распространяется как на внешние  условия, так и на внутренние – на взаимосвязь динамических и кинематических составляющих конкретных навыков. Предполагается, что повторение определенной схемы раздражителей помогает быстрее выбраться из «хаоса» ошибок и создать моторный образ движения.

      Обучение  в этом случае сводится к поэтапности  решения технических задач: вначале  следует овладеть определенной структурой движения, затем довести выполнение движения до автоматизма и только потом учиться выполнять его на максимальной скорости, чаще две последние задачи решаются одновременно.

      Обучение  и совершенствование техники  метания в настоящее время  в общих чертах подчинены указанной схеме. Квалифицированные метатели выполняют большой объем однотипных движений с основным снарядом, о чем говорят следующие цифры годовой нагрузки: в копье количество бросков составляет 9 – 11 тысяч. Это утомительная, но пока обязательная часть тренировочной программы метателей высокого класса.

     Требуется большая психологическая работа тренера и неутомимый фанатизм самого спортсмена, чтобы, несмотря на растущее нервное напряжение от монотонности нагрузки, продолжать тренировки. К  сожалению,

многие  талантливые спортсмены по этой причине не выдерживают намеченных планов и как следствие не достигают вершин мастерства.

      Можно ли сократить объем однообразной работы? 
 

20 

      Известно, что все ошибки в движениях  исправляются с помощью коррекций. Можно выделить шесть их типов, имеющих разное назначение и возникающих при разных обстоятельствах:

  1. Приспособительная (предварительного типа); ее основная функция – предупредить заранее возможные отклонения;
  2. Компенсаторная, возникающая одновременно с изменениями, нарушающими стабильность структуры движений; она имеет корреляционный (взаимосвязанный) характер;
  3. Случайная (существенная и несущественная), вызываемая случайными непредвиденными воздействиями;
  4. Сенсорная, помогающая исправлять отклонения от программы на основе сравнения характера выполнения движения с ее программой;
  5. Поисковая, исправляющая случайные отклонения локального и нелокального типа;
  6. Тактическая, проявляющаяся в период поиска нового тактического решения в соответствии со складывающейся соревновательной ситуацией.

   Все указанные коррекции движений легче  воспитывать с помощью внешних  целенаправленных изменяемых ситуации при обучении. Только на начальных  ступенях становления навыка вариативные  условия оказывают сбивающее  воздействие и сдерживают темпы  обучения, а, в конечном счете, оказываются более эффективными. 
 
 
 
 
 
 
 

21 

ГЛАВА 3.

Сведения  о начале специальной  тренировки 

     Как правило, каждый конкретный метод имеет  своего автора. Это обусловлено тем, что метатели и их тренеры в  поисках путей дальнейшего совершенствования специальной бросковой силы, скорости и техники учитывали свои индивидуальные особенности восприятия, моторной памяти, скоростно-силовой и технической подготовленности.

     Я. Лусис, например, перед ХХ Олимпийскими играми в течение двух месяцев  метал женское копье и довел движения до полного автоматизма. В данном случае нетрадиционным является не метод, период и длительность применения облегченного снаряда. Как правило, большинство метателей накануне крупных соревнований метают «свой» снаряд. Но чтобы повысить стабильность показа результатов на ответственных соревнованиях, Я. Лусис овладел более сложной техникой, так как «попасть» в ось женского копья труднее, чем мужского. Вариант Я. Лусиса приемлем только для технически подготовленных метателей.

      Спортивная деятельность легкоатлета, в частности копьеметателя, может продолжаться долго. Наблюдения и опрос лучших метателей мира и их тренеров позволяют утверждать, что лишь после 5 – 6 летней тренировки метатели достигают высоких результатов, а затем около 10 лет удерживают их или даже улучшают.

      Таким образом. Почти 15 лет может длиться  спортивный путь копьеметателя, представляющий собой циклический процесс, так  как задачи каждого года тренировки, распадающегося на три периода, в принципе одинаковы.

     Правда, каждый последующий год тренировки, строящийся на базе предыдущего, носит свой специфический характер и является как бы очередной спиралью, повторяющей пройденный этап, но на более высоком уровне. 

22 

      Если  считать, что расцвета физических сил  человек достигает примерно в 30-летнем возрасте, то специальную тренировку в метании копья следует начинать, очевидно, с 14 – 15 лет.

      Следует оговориться, что с этого возраста надо начинать тренировку в избранном  виде легкой атлетики. Но, конечно, это должны быть не первые шаги в области физической культуры.

      Очень хорошо, если до этого подростки  в школе плодотворно занимались спортивными играми, гимнастикой, зимними видами спорта и, безусловно, легкой атлетикой в самом широком плане.

      Те  из спортсменов, кому в школьные годы повезло заниматься под руководством опытного учителя, в дальнейшем легко продвигаются вперед в физической подготовке и избегают многих ошибок.

      Именно  в ранние школьные оды на фоне хорошей  разносторонней подготовки следует  привить ребятам правильные навыки метания. Для этого в распоряжении преподавателя должен быть широкий ассортимент упражнений, являющихся подготовительными для будущего легкоатлета. Особо ценны в этом отношении различные игры с мячом и метания малого мяча на дальность. Можно отметить следующее: если на фоне общих требований физическая подготовка школьников отвечает указанным пожеланиям, то отбор будущих копьеметателей намного облегчается и может превратиться в определенную систему.

      Наблюдения  показывают, что до 13 – 14 летнего  возраста узкая специализация в легкой атлетике нежелательна по многим причинам. Так, с наступлением юношеского возраста может оказаться, что ранний выбор был ошибочным.

     Очень ранняя специализация вредно отражается на физическом и психологическом  складе подростка, не способствует гармоничному развитию, создает у него представление какой-то «избранности». 
 

23 

      Безусловно, огромный вред приносит раннее и постоянное участие подростка в серии  соревнований по «избранному» виду.

      Упражнения, применение которых  помогает формированию правильных навыков метания у детей:

  1. Подбрасывание и ловля набивных мячей (1, 2, 3 кг.) из различных исходных положений с пружинистыми движениями ног.
  2. Толкание набивных мячей (2 – 3 кг.) обеими руками от груди с пружинистыми движениями туловища и ног.
  3. Метание набивных мячей (1, 2, 3 кг.) обеими руками из-за головы – сначала только с помощью кистей, затем и предплечий, затем всей руки и, наконец, с пружинистыми движениями туловища и ног.
  4. Метание малых мячей или камешков (около 100 гр.) одной рукой из-за головы в той же последовательности, как и в упражнении 3.
  5. Метание дротиков (200 -300 гр.) длиной около 2м. По цели, как в упражнении 4.
  6. Удары гибким тонким прутом (длиной около 1м.) по неподвижным целям.
 

3.1. О методах выявления  новичков-копьеметателей.

      Опыт  тренерской работы и наблюдения подтверждают, что почти каждый юноша и девушка, имеющие указанную выше общую  подготовку, за два-три года специальной тренировки могут овладеть техникой метания копья и показывать результаты второго разряда и даже выше.

      Однако  физические данные подростков и их склонность неодинаковы, и не всем следует  идти по одному пути. Чтобы достижение высокого результата было реальным, надо правильно определить склонность ребят и подсказать им, в каком из видов надо специализироваться.

      Перед российскими тренерами стоит  задача – в кратчайшие сроки (за 4 – 5 лет) добиться, чтобы их ученики  в метании копья достигли результатов  

24 

высокого  класса: 73 м. и выше, а женщины – 51 м. и выше (это соответствует  норме мастера спорта). Чтобы решить эту задачу, нужны, прежде всего, правильная методика тренировки и хорошие спортивные базы.

      Но  не менее важно из огромной массы  начинающих найти таких юношей и  девушек, которые благодаря своим  данным сравнительно быстро могут достичь  высоких результатов.

      Первым  и, конечно, основным методом выявления  возможностей новичков является метание  малого мяча или камня весом около 100 гр. на дальность, иногда метание  гранаты.

      Следует разрешить ребятам метать снаряд так, как им удобно: с места, с шагов, со скачком или с разбегу.

      Бросок  камня 14 – 15 летними мальчиками за 60 – 70 м. и девочками такого же возраста за 40 – 50 м. следует считать хорошим результатом.

      Отбирая подростков, следует осторожно пользоваться гранатой. При малой силе мышц сравнительно большой вес снаряда притупляет рывок, в связи, с чем качества подростка проявляются хуже.

      Выявляя метателей из среды юношей и девушек, можно использовать метание гранаты. Для юноши хорошим результатом  метания (вес гранаты 700 гр.) надо считать бросок на 60 м., для девушек – на 35 – 40 м.

      Однако  и в этом случае выгодно дополнительно провести метание камешков, ибо при этом особенно хорошо выполняется хлыстообразный рывок, очень важный для овладения техникой метания копья.

      Так, например, для определения гибкости, прежде всего, следует проверить подвижность плечевого сустава. Для этого, став сзади испытуемого, надо левой рукой фиксировать верхнюю часть туловища, как бы отталкивая от себя, а правой рукой оттягивать правое плечо ребенка вверх-назад за голову. Если угол плеча по отношению к туловищу составит около 30 – 40о, то это будет характеризовать хорошую подвижность плечевого сустава. 
 

25 

      Гибкость  плечевых суставов можно проверить  и путем выкручивания (проноса) палки, захваченной кистями рук сверху, из положения перед собой в положение за собой. Хорошо, если ширина захвата между кистями будет немного шире плеч.

      Мост, сделанный путем наклона назад  из обычной стойки, показывает достаточную  гибкость, причем наиболее важна степень  гибкости в грудной, а не в поясничной части позвоночника.

      Очень хорошо, если испытуемый, выполняя мост, опору кистями сможет поставить  на одной вертикали с плечевыми  суставами.

      Степень подвижности в тазобедренных  суставах проверяется простыми наклонами вперед не сгибая ног и касаясь ладонями земли, а также шпагатами.

      Следует отметить, что у подростков, особенно у девочек, подвижность в суставах хорошая. Определение этого качества более необходимо при выявлении  будущих копьеметателей в юношеском  возрасте.

      Не  всегда легко бывает определить силовые возможности подростков, так как в этом возрасте мышечная система развита еще слабо. Однако приведенные ниже упражнения помогут в любом случае прийти к определенным заключениям.

  1. Отжимания на руках из положения упора лежа спереди. Девочки более 5 раз, мальчики более 10 раз – хорошо.
  2. Держание угла в висе или упоре (без учета времени) или подъем прямых ног в висе носками выше уровня таза. Девочки 2 – 3 раза, мальчики более 5 раз – хорошо.
  3. Подтягивание на руках в висе. Девочки более 3 раз, мальчики более 6 раз – хорошо.
  4. многократное (более 3 раз) отжимания в положение моста из исходного положения лежа на спине, является хорошим показателем силы мышц рук, ног и туловища.
 
 

26 

  1. Бросание 4-килограммового ядра обеими руками снижу  вперед. Девочки далее 5 – 66 м., мальчики далее 8 – 9 м. – хорошо.
  2. Бросание 4-килограммового ядра обеими руками назад через голову. Девочки далее 7 м., мальчики далее 10 м. – хорошо.
  3. Бросание 3-килограммового ядра обеими руками вперед из-за головы. Девочки далее 5 м., мальчики далее 8 м. – хорошо.

   Очень важная для будущего копьеметателя  сила ног определяется по результату прыжка в длину с места.

   Результаты  девочек около 2 м. и мальчиков  около 2,5 м. являются хорошими.

   Опыт  работы показывает, что не всегда результат прыжка, который в значительной мере зависит от умения выгодно приземляться, является основным показателем. Поэтому надо обращать внимание не только на результат, но и на сочетание движений рук, ног, туловища. Показательна также легкость взлета и приземления прыгуна, указывающая, что он обладает природной «пружинистостью» движений.

   Наконец качество быстроты определяют пробеганием 30-метровых  отрезков со старта. Хорошим результатом можно считать для девочек около 5 сек., для мальчиков 4,5 сек.

   Ясно, что для определения возможностей того или иного подростка совершенно не обязательно применять весь комплекс упражнений. Часто бывает достаточно двух-трех, и вопрос становится ясным.

   Качества, вызывающие сомнения, должны быть выявлены лучше. Очень хорошо если тренер будет располагать большим разнообразием приемов для этого.

   Можно также посоветовать тренерам, воспитывающим  копьеметателей, выявлять способную  молодежь, но определить нужные копьеметателю  качества в совокупности: резкий хлесткий удар по мячу и упругий толчок при прыжке. 
 

27 

   Наблюдения  показывают, что начинающие тренеры, отобрав ребят, часто стараются  сразу же «вооружить» их современной  техникой и выставляют таких быстро испеченных копьеметателей для участия  в соревнованиях. Это неправильный и опасный путь!

   Быстрые первые успехи обычно сменяются тем, что результаты начинают ухудшаться, так как ускорение технической  подготовки почти всегда ведет к  появлению и закреплению ошибок. Поспешность нетерпима и потому, что в результате ее способные  новички часто разочаровываются в спорте или становятся «юными чемпионами» в плохом смысле этого слова. Поэтому лучше, если отбор будущих копьеметателей будет совершаться осенью, когда летний сезон закончен и соревноваться не надо. 

3.2. Этапы и периоды  тренировки.

Тренировка копьеметателя представляет собой сложный многолетний процесс, в котором можно различать два этапа.

Первый  этап (длится от одного года до трех лет).

Задачи:

  1. Оздоровление организма, на базе чего решаются и следующие две задачи;
  2. Развитие физических, моральных и волевых качеств новичка;
  3. Обучение основам техники метания копья, достижение результатов третьего, а затем и второго разряда.

Второй  этап (при систематической и плановой работе продолжается до 10 и более лет).

Задачи:

  1. Оздоровление организма, которое и в этом этапе является основой для нормального течения тренировочного процесса;
  2. Продолжение развития качеств спортсмена;
  3. Непрерывное совершенствование техники метания в соответствии с ростом физической подготовленности и возможностям спортсмена. Повышение достижений до уровня первого разряда и мастера спорта.

28 

Являясь, в основном, сезонным видом спорта, легкая атлетика требует известной  периодизации каждого из годов тренировки.

      Сейчас  установлены следующие периоды  круглогодичной тренировки:

  1. Подготовительный период, продолжающийся с декабря по апрель.
  2. Основной, или соревновательный период – май – октябрь.
  3. Заключительный период – ноябрь. Сроки периодов зависят от географических условий.

Каждый  из периодов имеет свои частные задачи, которые зависят от задач, поставленных на данный год. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

29 

ГЛАВА 4.

Первый  этап тренировки 

Подготовительный  период тренировки начинающих копьеметателей.

Подготовительный  период тренировки в зависимости  от уровня подготовленности занимающихся продолжается 3 – 5 месяцев. У новичков этот период несколько удлиняется, главным образом вследствие необходимости усилить общую подготовку, являющуюся базой специальной подготовки.

      Велика  роль зимней тренировки в процессе воспитания копьеметателя, если учесть, что для достижения высоких результатов в метании копья спортсмену надо обладать разносторонней подготовленностью.

     Чтобы достигнуть высоких спортивных результатов, копьеметатель должен обладать значительной силой мышц рук, ног, туловища и быстротой  движений. Быстрота необходима потому, что метание копья производится с разбегу при большой скорости последних шагов (до 6 – 7 м/сек).

     Безусловно, замечательно, если у метателя «быстрая рука». Ведь метателю необходимо делать быстрый рывок рукой для развития высокой начальной скорости полета копья. Чтобы достичь результата 70 м., скорость движения кисти перед броском должна равняться почти 30 м/сек.

     Но  развивать быстроту движений только одних рук недостаточно. Да и невозможно. Рука лишь заканчивает начатое движение рывка, поэтому быстрота движений необходима всем частям тела метателя.

     На  скорость движения оказывает влияние  также величина рабочего пути (амплитуда  движения), которая зависит от гибкости тех или иных суставов. В связи  с этим метатель должен много упражняться  в развитии гибкости, главным образом, плечевого сустава, грудной части позвоночника, тазобедренных суставов, которые обеспечивают нужную «длину» движения при прочих равных условиях.

     Многим  непонятно, для чего нужна метателю выносливость. Однако это качество ему также необходимо.

30 

     В процессе тренировки метатели осуществляют очень большое количество бросков  – до 100 – 150 в одном занятии, из них 50 – 70 бросков с разбегу длиной 25 – 30 м. таким образом, копьеметатель  пробегает в течение одного занятия  до 2 км. в спринтерском темпе.

     «Взрывной»  характер метания копья чрезвычайно  нагружает нервную систему спортсмена. Нередки случаи, когда после 3 – 6 попыток на соревновании метатель кажется  уставшим больше, чем спортсмен, пробежавший  дистанцию 1500 м.

     При проведении крупных всероссийских и международных соревнований метание копья продолжается по нескольку часов и дважды  день. Так, на XV и XVI Олимпийских играх метатели копья соревновались в общей сложности не менее 3,5 – 4 часов. Все это требует от метателя хорошей общей и специальной выносливости.

       Ни одно из перечисленных качеств спортсмена не развивается изолированно друг от друга. Однако среди применяемых средств имеются такие, которые воздействуют преимущественно на одно из качеств, развивая или совершенствуя другие в меньшей мере.

     Подготовительный  период тренировки копьеметателя в  свою очередь делится на два раздела:

  1. Общей подготовки (декабрь – январь);
  2. Специальной подготовки (февраль – апрель).

Сроки разделов могут изменяться в зависимости  от уровня подготовленности спортсменов и климатических условий.

4.1. Подготовительный период первого года тренировки

     Основными задачами в этом периоде тренировки начинающего копьеметателя являются развитие качеств и обучение основам  техники на базе оздоровления организма.

     Ниже  для разрешения каждой задачи приводится ряд средств, которые могут выбираться исходя из условий.  

31 

Задачи: Оздоровление организма и общая физическая подготовка.

Средства:

1) ежедневная  утренняя гимнастика; 2) плавание; 3) гребля; 4) прогулка;

5) ходьба  на лыжах; 6) бег на коньках; 7) спортивные  игры на местности.

Методические  указания: Желательно проводить в дни, свободные от тренировки, или как добавочные занятия в дни тренировок. Регулировать нагрузку в зависимости от напряженности основной тренировки.

Задачи: Развитие различных качеств.

Средств: Упражнения преимущественно для развития гибкости, силы.

Упражнения  на гимнастической стенке (преимущественно для развития гибкости),

Воздействие на те или иные группы мышц достигается  выбором исходного положения.

Упражнения  для растягивания мышц задних поверхностей бедер, мышц спины, мышц плечевого пояса

И.П. –  стоя спиной или лицом к гимнастической стенке. Наклоны с перехватами  руками ступенек.

Методические  указания: стараться не сгибать ног.

И.П. –  стоя лицом к гимнастической стенке. Махи прямой ногой вперед до касания стопой ступени с последующим наклоном туловища вперед.

Методические  указания: уровень подъема ноги повышать постепенно.

Упражнения  для растягивания мышц передней поверхности  туловища, мышц ног, мышц плечевого пояса

И.П. –  стоя спиной к гимнастической стенке (стоя в полуприседе, сидя на полу) с захватом прямыми руками над головой. Напряженные выгибания, разгибания суставы ног, туловища, рук последовательно – «волной».

Методические  указания: наибольшая степень прогибания должна быть в грудной части позвоночника. Упражнения должны выполняться сначала в медленном темпе, затем быстрее по сигналам преподавателя. 

32 

Упражнения  для развития силы мышц ног

И.П. –  стоя боком к гимнастической стенке, держась одной рукой за ступеньку. Приседания.

И.П. –  стоя на одной ноге (носком на 3 – 4-й  ступеньке) и держась руками за ступеньки. Сгибание и разгибание ноги в голеностопном  суставе.

И.П. –  стоя одной ногой на 6 – 8-й ступеньке, держась руками на уровне пояса. Сгибание опорной ноги, доставая носком свободной ноги пола, и переход в исходное положение.

Методические  указания: активно помогать руками.

И.П. –  стоя лицом к гимнастической стенке с партнером, сидящем на плечах. Полуприседе  и полные приседы, и выпрямление с подъемом на носки (с помощью рук).

Методические  указания: стараться выполнять движения пружинисто. Степень помощи рук постепенно уменьшается.

Упражнения  для развития силы мышц туловища и рук

И.П. –  вис спиной к гимнастической стенке. Поочередное поднимание прямых ног.

И.П. –  то же. Поднимание обеих ног одновременно (согнутых, прямых) на 900 и выше.

И.П. –  сидя на полу лицом к гимнастической стенке, носками зацепиться за нижнюю ступеньку. Ложиться переходить в сед (руки вдоль туловища, за головой, выпрямлены над головой).

И.П. - сидя на гимнастической скамейке или на плечах партнера (только для юношей). Отклоняться и переходить в сед.

И.П. –  вис лицом к гимнастической стенке. Сгибание ног в коленных и тазобедренных  суставах назад.

И.П. - вис спиной к гимнастической стенке, захват руками пошире. Махи ногами в стороны, повороты туловища с согнутыми в коленях ногами. 
 

33 

И.П. - стоя лицом к гимнастической стенке. Падение вперед, касаясь кистями ступеней. Сгибание и разгибание рук с последующим отталкиванием от стенки.

Методические  указания: постепенно отдаляться от стенки. Переносить тяжесть тела то на одну, то на другую руку.

И.П. - вис или сидя в полуприседе или сидя на полу с выпрямленными вперед ногами (со скрещенными ногами). Напряженной выгибание силой.

То же с одновременным поворотом туловища, не отпуская рук от стенки.

И.П. - стоя боком к стенке, подняв руки в стороны. Падение на одну руку с амортизацией ей и туловищем и последующим отталкиванием от стенки.

И.П. - стоя лицом к стенке. Стойки на руках с опорой стопами о ступеньки. Сгибание и разгибание рук. Напряженные выгибания.

Методические  указания: все упражнения на гимнастической стенке должны выполняться в медленном  темпе с убыстрением его под  счет преподавателя.

Некоторые из упражнений можно затем выполнять  быстро по внезапному сигналу.

Упражнения  со штангой, гирями

  1. Классические движения (жим, толчок, рывок). Вес штанги: для мужчин 30 – 80 кг., для женщин 15 – 40 кг.
  2. Вспомогательные движения: жим штанги в положении лежа. Вес штанги тот же и несколько больше.
  3. Наклоны, вращения туловища, приседания со штангой на плечах. Вес штанги: для мужчин 40 – 60 кг., для женщин 15 – 30 кг.

Метание набивных мячей (вес  от 2 – 7 кг.)

(преимущественно  для развития силы, умения координировать  движения)

  1. И.П. – стойка ноги врозь. Подбрасывание мяча снизу вверх и ловля прямыми руками. То же с партнером, броски вперед-вверх, постепенно увеличивая расстояние.

Методические  указания: требовать пружинистого сгибания и разгибания ног при броске и  ловле мяча. 

34 

  1. И.П. –  то же. Броски мяча назад-вверх через голову.
  2. И.П. – то же. Броски мяча прямыми руками сбоку и с поворотом туловища.
  3. И.П. – то же. Толкание мяча двумя руками от груди без движений ног и туловища.

Методические  указания: толчок мяча заканчивать  резким движением кистями.

То же с предварительным прогибом и легким пружинистым движением.

То же с более энергичным движением  ног и туловища.

То же с ловлей мяча, амортизируя движение сгибание рук, ног, прогибом туловища и  пружинистым переходом в обратный толчок.

Методические  указания: при окончании толчка не оставлять тело согнутым в тазобедренном суставе.

5. И.П. – стоя ноги врозь, мяч в вытянутых руках над головой. Метание мяча влево-вверх и вправо-вверх с предварительным наклоном в сторону, не сгибая ног, а затем, сгибая ногу, в сторону которой делается наклон.

Методические  указания: требовать пружинистого движения ног и энергичного захлеста предплечьями и кистями.

6. И.П. – сидя на полу ноги врозь. Толкание мяча от груди одной и двумя руками.

Методические  указания: локти держать в стороны, при окончании толчка сгибаться вперед.

7. И.П. – то же. Броски мяча из-за головы.

Методические  указания: заканчивать движение захлестом  предплечьями и кистями.

Упражнения  в парах для  развития гибкости

  и силы мышц  туловища, рук и  ног

И.П. –  стоя спиной друг к другу, ноги шире плеч, руки в стороны, захватить кисти партнера. Наклоны туловища в стороны.

Методические  указания: плечевой пояс не закреплять, ноги не сгибать. 
 

35 

И.П. –  то же, но руки захватывают руки партнера в согнутом положении. Наклоны вперед, поднимая партнера себе на спину.

И.П. –  стоя спиной друг к другу, руки вверх, захват кистями. Наклон вперед. Сгибая руки партнера назад, приподнять его  с опорой на лопатки.

Методические  указания: в начале упражнения активно  работающий партнер слегка подседает. Руки разводить не шире плеч.

И.П. –  стоя лицом друг к другу, положив  руки на плечи. Наклоны вперед.

Методические  указания: ноги не сгибать. Увеличивать  нагрузку давлением руками на плечи  партнера.

Задачи: преимущественное развитие быстроты движений.

Средства:

1) беговые  упражнения и  бег отрезками  по 10 – 50 м. (в зависимости от  помещения). Бег со старта по  сигналу; 

2) выполнения  большинства из приведенных ранее  упражнений на быстроту. Вначале  произвольно, затем по счету  и, наконец, по внезапным сигналам. Бег с форой (с высокого и низкого старта).  

Методические  указания: подбирать вначале посильные упражнения, а затем более сложные.

Задачи: преимущественное развитие быстроты и выносливости.

Средства:

1) спортивные  игры и их элементы, по упрощенным  правилам в зале, на местности: волейбол, баскетбол, хоккей, ручной мяч;

2) бег  на коньках, ходьба на лыжах;

3) различные  эстафеты.

Задачи: комплексное развитие всех упомянутых выше качеств, а также выработка умения координировать движения.

Средства:

1) прыжки  в высоту и длину, тройной прыжок (с места и с разбегу), толкаясь поочередно одной, а затем другой ногой. 

36 

2) метание  и толкание различных легкоатлетических  снарядов с места. С шагов,  с разбегу, поворота или скачка (одной, а затем другой рукой).

Методические указания: легкоатлетические снаряды можно заменять камнями различной формы, поленьями (рис. 5). 

4.2. Обучение технике метания копья

     Опыт  работы с метателями показывает, что  задачи и средства методики обучения распределяются на несколько лет. Первый год отводится на изучение основ техники метания копья с учетом особенностей, необходимых для овладения в дальнейшем техникой современных копий.

     Предполагается, что новички начинают специальную  тренировку в подростковом возрасте, поэтому овладение основами техники может продолжаться и на втором году тренировки.

      В последующие годы ставится задача совершенствования  современной техники метания  и приводится широкий круг средств  для их разрешения,  учитываются  индивидуальные особенности спортсменов, различные условия тренировочного процесса.

      Если  приходится начинать работу со спортсменами более старшего возраста, уже имеющими опыт метания копья, следует использовать материал не первого года, а одного из последующих годов тренировки, в котором освещаются вопросы  совершенствования техники.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.