Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Досуг как социальнокультурный феномен

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 19.05.13. Год: 2012. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

МИНИСТЕРСТВО  КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ 

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

РЕФЕРАТ

ПО  МЕТОДИКЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
 

НА  ТЕМУ: «ДОСУГ КАК СОЦИАЛЬНОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН» 
 

              Исполнитель: Талышева А.П..,

              соискатель  для  подготовки и сдачи        кандидатского экзамена  

              Зачтено ____________________Е.В. Домаренко, доцент кафедры социально-культурная деятельность

Орел  2012

 

 

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

          Процессы коренных социально-экономических преобразований, демократизации всех сфер жизни общества, координальной перестройки общественного сознания, изменений системы нравственных ценностей сделали необходимым новое видение формирующейся парадигмы, предполагающей приоритет духовного над материальным, возвращение к вечным ценностям, самореализации творческих потенций личности. Самой большой ценностью является обретение человеком пространства для самореализации, социальным полем которой выступает свободное время, время досуга.

          Актуальность исследования. Решая задачи развития, общество  ориентирует  индивидов    на осуществление деятельности, эффективность  которой представляет собой  конкретное выражение   культуры  общества.

      Переходная  ситуация в обществе характеризуется раскрытием феномена досуга, основой которого является установка на активность, на интеллектуально-культурное развитие. Забота об эффективности, плодотворности собственной деятельности, а также о собственном интеллектуально-культурном развитии становится для личности важнейшим моральным мотивом индивидуальной самореализации. Отечественный философ и педагог И.В.Бестужев – Лада заметил, что XXI век должен стать  периодом перехода к «homo animatis», – человеку одухотворенному, то есть созидающему мир внутри самого себя.

      Аналогичную точку зрения высказал известный российский педагог Е.А. Ямбург, который считает, что современная информационная эпоха обостряет задачу воспитания человека «умелого и мобильного», способного успевать за стремительным развитием цивилизации. Однако как полагает ученый, помимо неоспоримой цели воспитания человека умелого и мобильного, существует и другая, не менее важная задача – воспитание «человека духовного» [11].

          Процесс этой самореализации  осуществляется в пространстве  и времени, где именно время   оказывается решающим фактором этого действия. Казалось бы, на современном этапе истории появилось гораздо больше, чем прежде, возможностей для такого развития у множества людей, благодаря тому, что технический процесс позволил сократить в их образе жизни долю профессиональной занятости и увеличить долю свободного времени и досуга.

      Однако  в действительности оказывается, что потенциальные возможности досуга часто остаются неиспользованными из-за того, что многие вместо активного приобщения  к культурным ценностям предпочитают досуг, заполненный примитивными развлечениями, которые направлены  на то, чтобы «убить время» в результате которого складывается образ жизни,  не отвечающий критериям ни физического, ни духовного здоровья,  и не соответствующий гармоническому развитию личности. Такой образ жизни складывается  под влиянием экономических и социокультурных основ жизни человека, а также утраты эффективной государственной культурной политики,  состояние которой во многом определяется  коммерциализацией учреждений культуры.

      Актуальность исследования связана с поиском путей оформления свободного времени  в социально осмысленную деятельность, заполненную личностно значимыми формами досуга.

      Степень разработанности темы. Анализ литературы позволяет констатировать, что существует значительное количество публикаций, посвященных проблемам досуга.

          Феномен  досуга вызывает острый интерес у специалистов практически всех отраслей гуманитарного знания. Начало его осмысления восходит к сочинениям мыслителей Античного мира и Средневековья, таких, как Геосид, Гомер, Платон, Аристотель, Сенека, Цицерон и др. Теоретическая разработка проблем свободного времени итальянских и немецких гуманистов, в утопических сочинениях Томмазо Кампанеллы, Томаса Мора. Различные аспекты этой проблематики нашли отражение в Новое время и в последующие века у многих философов. В эпоху Просвещения им уделяли внимание Вольтер, Тюрго, Кондорсе, Руссо, позднее – Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Маркс, Шиллер и др. В России к этим проблемам обращались Н.Л.Данилевский, П.А.Флоренский, Н.А.Бердяев, А.Ф.Лосев и другие.

          Проблемы досуга и его использования стали предметом исследования не только философов, но и представителей других наук. Феномен досуга и его роль в самореализации личности рассматривается в трудах таких современных ученых как – А.И. Арнольдова, Л.Н. Буевой, В.Е. Давидовича, А.Д. Жаркова, Т.Г. Киселевой, В.М. Межуева, А.С. Орлова А.С. Стрельцова, Ю.А. Стрельцова, Н.Н. Ярошенко и других.

         И философы Древней Греции, и современные культурологи   ищут в досуге то, что не может дать личности ни образование, ни самая лучшая работа, - возможность подлинного развития и самореализации, это безусловно является его феноменом. Неслучайно психологи видят в досуге одно из фундаментальных оснований счастья как такового. «Именно досуг может подсказать нам, чего хотят люди и что делает их счастливыми».[3] Некоторые исследователи, например утверждают, что значение любой целенаправленной инструментальной деятельности «…определяется ее отношением к тем ценностно-смысловым ориентирам, которые сформировались у индивида в контексте свободной досуговой деятельности. Иначе говоря, значение работы вырастает из жизненного опыта досуговой деятельности, а не наоборот».

      Объект  исследования – образ жизни как  совокупность  социальных и культурных форм  жизнедеятельности.

           Предмет  исследования – досуг как сфера социокультурного развития  личности в структуре ее образа жизни.

Цель  и задачи исследования.  Целью исследования является определение путей преобразования  традиционных форм досуга в фактор формирования самореализации личности.

В соответствии с этой целью  поставлены следующие  задачи:

- проанализировать  историю осмысления  времени,  рассмотреть структуру социального  времени, определив функции рабочего  и свободного времени, а также досуга;

- раскрыть  содержание феномена досуга как форму реализации культуры;

- выявить и определить составляющие процесса  социокультурного развития личности.

1.Общественный и культурный потенциал досуга

 

          Длительный период времени человечество шло к осознанию общественной значимости свободного времени и культуры досуга.    В прошлом общественный потенциал досуга нередко осмыслялся через религию. Религиозная идеология и картина мира задавали нормы поведения и представлений о человеке, которые приобретали социально-интегративное значение в досуговых занятиях. В культурах Древнего мира, в средневековой Европе даже искусство ценилось не само по себе, но как отражение религиозного взгляда на мир, а следовательно как регулятор общественных отношений, включая и отношения в процессе  досуга. Вопрос о феноменальности досуга трактовался следующим образом:  если цель досуга – конструктивные задачи и общественно значимые ценности, он приобретает позитивный характер для личности.

          В эпоху Просвещения в западноевропейской цивилизации начинают вырабатываться критерии совершенствования не только общества, но и человека. Вопрос о досуге ставится иначе: только тот досуг, который наполнен позитивным содержанием по отношению к личности и окружающим людям, может быть признан положительным для всего общества, т.е. по индивидуальному и семейному досугу можно судить об уровне развитости всей культуры того или иного народа. Представители эпохи Просвещения связывали индивидуальный досуг с представлением об интеллектуальном, эстетическом, творческом развитии личности, о степени освоения человеком достижений предшествующей культуры, нравственных норм.

         Ныне очевидно, что западноевропейская  культура не смогла сохранить  конструктивный  характер этих критериев. Эпохи модерна и постмодерна показали, что развитое западноевропейское общество обратилось к иным ценностям – к повседневным заботам, потребительским запросам, удовольствию и развлечениям.

          Современный человек чаще рассматривает досуг как личное достояние, в рамках которого он реализует свободу действий. Конечно, досуговая деятельность актуальна для индивида, поскольку позволяет ему восстанавливать работоспособность (спорт, игры на свежем воздухе, оздоровительные занятия), расширять самопознание (обращение к искусству, философии), самореализовываться и снимать стрессы (любительские занятия, развлечения). Досуг представляет возможность осмыслить индивидуальные особенности: врожденные качества характера творческий потенциал, уровень интеллектуального развития. В занятиях любимым делом, в уединении человек способен сосредоточится на своих продуктивно-волевых возможностях.

      В плане исторического развития досуг  имеет своеобразную динамику. Категория «досуг» в своем первоначальном значении восходит к древнегреческой культуре. Досуг был важной составляющей жизни индивидов, занимал одно из центральных мест в жизни социальных институтов, восхвалялся Сократом и   являлся, по его мнению «драгоценным состоянием», неотъемлемым свойством жизни древнегреческого общества.

На протяжении долгого исторического времени  древними философами решался вопрос о том, каким должно быть идеальное  государства, обеспечивающее полноценную  жизнь человека и осуществляющее в нем скрытую божественную природу.  По мысли Платона, составляющими идеального государства являются досуг и искусство. Древнегреческие  юноши, по его описаниям, «большую часть  своего досуга проводили в занятиях наукой, математикой и философией». Благодаря развитию в себе высших человеческих качеств  - разумности и мудрости – они находили в досуге счастье. Досуг, таким образом, в античном мире характеризовал счастье, крепкую государственность, порядок и гармонию во взаимодействии индивида с внешним миром.

            Слово «досуг»  со значением свободного времени употреблялось на Руси еще в середине IV века, трактовалось широко и означало время, достаточное для достижения какой-либо цели, праздное, свободное от нужных дел, свободное от работы или занятий, досужее время по умению или при случае.

      В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля – «Досуг это свободное, незанятое время, гулянки, гулячая пора, простор от дела». Близкое толкование слова «досуг» находим и в современном словаре русского языка С.И.Ожегова: «Досуг - свободное от работы время. В часы досуга; досужий – свободный от дела, праздный. Досужее время».[10] Вместе с тем, характеристики человека в сфере досуга имеют два значения: «досужный»  – свободный отдел и занятий и «досужий» - умеющий, способный к делу, ловкий.  Таким образом, лексическое значение слова «досуг» следует понимать,  с одной стороны,  как бездеятельное время препровождение, с другой,  как возможность свободно действовать, экспериментировать,  созидать, искать. Досуг трактуется как свободная, самоценная, основанная на личном интересе деятельность человека в сфере его свободного времени.

      Следовательно, уже в XIX веке слово «досуг» имело современное толкование. Об этом говорят и употреблявшиеся в то время пословицы, приводимые В.И.Далем: «Работе время, а досугу час» и др.

        У древних славян слово «досуг»  происходило от глагола досягать  - достигать чего-либо, на что требуются  усилия, то есть «досужий, умеющий, способный к делу, ловкий, искусный, хороший мастер своего дела или мастер на все руки». Здесь досуг предполагает не безделье, а самодеятельную активность в свободное время.

      Многие  исследователи, высказывая, различные взгляды на историю досуга утверждают, что еще в первобытных сообществах, игра и работа являлись частью ритуала, через который люди искали возможность общения с духами предков. Эти два вида деятельности имели одинаковое значение в жизни сообщества. Религиозные празднества охватывали как работу, так и игру, часто сочетались, поскольку игра входила в работу и становилось ее частью.

      На  протяжении всей истории изучения  досуга создано множество концепций и подходов. Их осмыслению и классификации посвящен ряд работ М.Вебера, М.Каплан, С. Паркера  и др. М.Каплан  предлагает следующую классификацию концепций досуга.

      1. Гуманистическая модель – досуг  как цель. Из современный ученых этой точки зрения придерживаются С. Де-Гразиа и Дж. Пипер, рассматривая досуг как созерцание, удовольствие. Досуг – состояние свободы, условие существования человека. По Б.Расселу, досуг – это путь к счастью и радости. Все эти точки зрения  близки к греческому идеалу досуга как способности души быть свободной.

      2. Терапевтическая модель – досуг  как средство, как инструмент. К  этой модели относится теория  Т.Веблена о связи богатства  и досуга. Д.Рисмен подчеркивает  социальный статус досуга. Досуг как средство лечения широко используется в медицине, где профессиональная рекреация стала действенным средством реабилитации. Ученые психиатры рассматривают досуг не только как социальное явление, но и как средство влияния на психическую структуру человека.

      3. Количественная модель рассматривает  досуг как время, оставшееся  у человека после того, как  он выполнит работу, необходимую  ему для поддержания своего  существования. Это наиболее распространенная  концепция, однако, не всегда  свободное время  сводится собственно к досугу.

      4. Институциональная концепция занимается  установлением различий между  досугом и деятельностью на основе различия ценностных установок в сфере религии, образования, политики  и других социальных институтов.

      5. Эпистемологическая концепция связывает досуговую деятельность и ее содержание с аксиологическими и эстетическими взглядами на мир.

      6. Социологическая концепция, следуя идее Макса Вебера, рассматривает досуг как совокупность определенных элементов, противоположных работе и определяющих досуговую деятельность как свободную и добровольную, предоставляющую возможность творчества. Уже давно фиксируется поразительная по силе воздействия и многогранности проявления способность творчества быть фактором социализации личности: творчество оправдывает жизнь человека, реализует его призвание, способствует долголетию, является мерилом возможностей человека и человечества, помогает реабилитации человека, объединяет людей (не зависимо от их возраста, национальности, вероисповедания и т.д.), учит и воспитывает, осуществляет прогностическую функцию и т.д.

      Не  ни одной сферы жизнедеятельности  общества, в которой творчество не проявляло бы себя,  так или  иначе, в том или ином объеме, той  или иной гранью. 

      При всем разнообразии концепций личности в них утверждается, что именно досуг является тем местом, где происходит подлинное развитие личности и ее самореализация. Именно свободное время как возможность выхода личности за рамки нормативно заданных деятельностей в любые пласты культуры и творчества  определяет духовный и интеллектуальный потенциал всего общества.

      В последние годы актуализировались  исследования свободного времени. Это  связано с необходимостью переосмысления досуга с точки зрения экономики. Именно в свободное время люди удовлетворяют  свои самые разнообразные интересы  и запросы, лежащие за рамками естественно необходимых, и, следовательно, тратят наличные деньги  в процессе разнообразных деятельностей. 

      Эти процессы отражают общую закономерность, которая проявилась во всем мире. В развитых странах в XX столетии наступил «рекреационный бум», выразившийся в стремительном развитии индустрии отдыха. Сфера рекреации становится сосредоточением все большего числа социальных критериев и приоритетов качества жизни. В России сфера досуга также получила развитие, это шоу - и видеобизнес, туристическая индустрия, медиарынок, киноиндустрия, издательский бизнес и другие отрасли индустрии досуга. Бурное развитие предпринимательства в сфере досуга вполне понятно: люди хотят не только зарабатывать день, но и тратить. Несмотря на то, что большое количество людей оказалось за чертой бедности, производство услуг, ориентированных на свободное время должно пойти на спад. Однако этого не происходит. Индустрия развлечений не только не прекратила своего существования, а,  наоборот, развивается. Рассматривая эту ситуацию, А.С.Орлов подчеркивает, что в обществе все больше осознается ценность свободы отдыха, но при этом начинают действовать «…свойственные рыночному механизму факторы дифференциации по степени дохода…Происходит сильная дифференциация по доступности разных видов рекреационных услуг».[7] В связи с эти автор ставит задачу своевременного социологического изучения вызываемых этим процессом сдвигов в структуре общественного менталитета.

            Само понятие «досуг»  понимается как отдых, развлечение, удовольствие,  игра, свободное время, нерабочая деятельность, свобода, рекреация  и т.д.  В основе идеи заложена мысль о том, что каждый человек в сфере досуга обретает совершенно новый уровень потребностей.

      В современной социально-культурной ситуации досуг предстает как  общественно осознанная необходимость. Общество заинтересовано в эффективном  использовании свободного времени  людей – в целях социально-экономического развития и духовного обновления всей нашей жизни.

      В настоящее время происходит переоценка значения досуга как социально-культурной категории в жизни общества. Выполнявший в течение многих лет придатка производственной сферы досуг становится все более широкой сферой социально-культурной деятельности, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала общества.

2. Свободное время как социально-культурный феномен

 
 

      Феномен свободного времени является чрезвычайно сложным явлением. Классическое понимание сводится к тому, что свободное время определяется  как остаток от астрономического объективного времени за вычетом  необходимых временных затрат на производительный труд (воспроизводство средств существования), биологическую рекреацию и обеспечение  необходимых условий существования человека.

      Так, авторы С.Г.Панова и  В.М.Розин, обсуждая проблему досуга, указывают: «Однако  что считать досугом? Одни исследователи  считают досугом просто время, не занятое работой, то есть свободное время, включающее развлечения, личные занятия, хобби и т.д. Другие – это то, что общество представляет как досуг; иначе говоря,  досуг – это социальная организация свободного времени именно в форме досуга, досуговых услуг.  Психологи обращают внимание на необходимость специальных досуговых потребностей,  установок и ценностей, тогда досуг – это то, что люди сами считают досугом. Социологи связывают с досугом ощущение свободы, необязательности, возможности индивидуального выбора, непреложной деятельности. В каждой  из названных точек зрения есть истина. Поэтому, сведя воедино разные определения, можно сказать, что досуг – это занятие человека в свободное время  как особая потребность и ценность, реализуемая в сфере обслуживания. Досуговые занятия осуществляются в особой культурной форме (традиционной или новой), а также в пространстве и времени».[8]

      В современной теории и практике термин «досуг» наиболее часто употребляется  в трех значениях: как синоним  свободного времени, как синоним нерабочей (свободной) деятельности  с различными модификациями, как синоним состояния или психологического переживания человека на  данный момент.

      Время человека складывается из двух частей: рабочего (или учебного) и внерабочего  времени. Внерабочее время состоит из:

      - физического времени, связанного  с производственной или учебной  деятельностью (затраты времени  на дорогу, на подготовку домашних  заданий и т.д.);

      - бытового времени, которое отводится  на покупки, приготовление пищи, уход за детьми и т.д.;

      - биологическое время, затраченное  на удовлетворение физиологических   потребностей: сон, гимнастика, прогулки  и т.д.;

      - социальное время, является высшей формой времени. Это собственно свободное время, предполагающее свободный выбор человеком          варианта своего досугового поведения  или досуговой деятельности с учетом своих склонностей, материальных возможностей, физического состояния, духовных потребностей.

      Являясь основной сферой социокультурной деятельности людей, досуг предстает как та часть общего бюджета времени человека, которая остается после вычета необходимых временных затрат на работу (учебу), удовлетворение физиологических потребностей и реализацию неотложных домашних, семейных обязанностей. Но при этом исходным моментом  различных подходов является понимание сущности свободного времени , как времени, использующегося личностью для всестороннего духовного и физического развития, которое включает в себя общественную деятельность, повышение образовательного уровня, культурное общение, разумный отдых, художественное творчество, воспитание детей. Таким образом, представляется пространством самоценного поведения личности.

      В целом можно выделить четыре основных критерия свободного времени:

      1. Свободное время - это время, незанятое  в производственно-бытовой деятельности (которая обеспечивает получение основных средств существования) и физической рекреации.

      2. Свободное время - это время,  которое личность структурирует  и деятельностно оформляет в соответствии с собственными мировоззренческими идеалами, ценностными ориентациями и интересами.

      3. Свободное время - это время, внутри которого деятельность и поведение личности потенциально не ограничены и носят индивидуально-вариативный характер. В силу этого деятельность людей в свободное время по форме и содержанию образует спектр от однообразных и бессодержательных форм до потенциально бесконечных по мощности культурологических процессов, приобретающих как индивидуально-личностный, так и общественно-социальный смысл.

      4. Свободное время – это время потенциальной возможности реализации интересов личности и удовлетворения ее потребностей.

3. Анализ досуга в рамках социокультурной деятельности.

 

            Досуг подразумевает  свободный выбор личностью досуговых  занятий. Но досуговая деятельность подчиняется  закону физической и социальной необходимости. Досуг – необходимый и неотъемлемый элемент образа жизни каждого человека. Поэтому досуг предстает перед нами в контексте реализации интересов личности, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, удовольствием, оздоровлением и т.д. Это не означает, что досуг – это синоним понятия «свобода»,  и обязанности не играют никакой роли в досуге. Хотя досуг включает свободу от определенного круга обязанностей, тем не менее, он подвержен воздействию социальных сил.

      Поскольку досуг идентифицируется  с действием, активностью, он зависит от социальных отношений, а отсюда – и от межличностных  обязательств, таких, как контакты, договоренности.

      Досуг также предъявляет человеку определенные требования, которые вменяются в обязанности любой социально-культурной общности с целью реализации досуговых потребностей.

      Досуг сопровождает развитие современной  семьи, реализация этой концепции в  сфере досуга имеет огромное социальное значение. Если досуг не способствует воспитанию детей, продолжению традиций, семья не сможет нормально функционировать  в обществе, окажется на пути к моральной, духовной и физической деградации.

      Свободное время правомерно называют социально-культурным феноменом. Чтобы подтвердить справедливость этого положения, необходимо остановиться на характеристике и градации досуга и досуговой деятельности. Досуг предполагает определенную реализацию в поведенческой сфере потенциала свободного времени, «материализацию» этого потенциала в общественной практике

      Досуг выступает как вид деятельности, подразумевающий не столько поведение  личности, сколько поступки, раскрывающие активность, «кинетическую» сущность субъекта. Универсальность досуговой  деятельности обусловлена богатством предметного и видового разнообразия. Огромные возможности этой деятельности заключаются в обеспечении рекреации путем смены одного вида занятости, утомившего человека, на другой, отличный от прежнего. Именно в этом состоит компенсаторная  функция досуга, его роль в расширении диапазона жизнедеятельности людей, а следовательно, и их всестороннем развитии. Особое значение это свойство приобретает в условиях узкоспециализированных производственных процессов, характерных для современности.

      Досуг является сферой многогранного восприятия действительности, удовлетворения гедонистических потребностей, пользования широким спектром природных благ, ценностей цивилизации, культуры, общения. Активность досуга способна эффективно стимулировать включение личности в культурно-творческий процесс, обеспечить переход от потребительства к производительной конструктивной деятельности в ситуации сводного выбора ее конкретных видов, отвечающих способностям, задаткам и увлечениям человека.

      Если  обратиться к типологизации досуга, то определяющими ее индикаторами являются видовое разнообразие, активность досуговой деятельности, степень включенности в культурно-творческие процессы.

      Первый  тип, характеризующий  отношение  личности к своему досугу, классифицируется как инертный, второй - потребительский, третий - творческий. Среди объективных и субъективных факторов, формирующих эти типы, можно назвать социально-экономические, духовные, личностно-психологические и др.

      Социально-культурные трансформации, происходящие в современном  мире, повлекли за собой изменения ив досуговой сфере жизнедеятельности человека, которые усложнили структуру досуга и создали множество форм и видов досуговой активности и деятельности.

      Первое  изменение можно условно назвать ценностным и оно связано с формированием ценности свободы личности. Распространение в обществе идеи свободы привело к появлению новых стилей и образов жизни в разных социальных группах. Так возникли различные молодежные субкультуры, такие как, панки, рокеры и т.д., а изменение структуры коллективного и индивидуального труда сформировало новый набор видов экономической деят6ельности. Формирование политической и экономической свободы общества и научно-технический прогресс  привели к появлению нового сектора  экономики – индустрии досуга, четко ориентирующейся на целевые группы общества. Для культурного пространства стали характерными многоаспектность и полистиличность.

      В обществе произошли ценностные переориентации, которые  изменили представления  о досуге. Социально-культурная дифференциация  детерминировала многовариантность форм и видов досуга – способов проявления индивидом своей внутренней активности в свободное время. Это определило формирование в нем различных досуговых подпространств и слоев, основу которых стали составлять различные производства культурных продуктов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.