Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Факторы формирования первого впечатления о человеке

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.05.13. Год: 2012. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


              Министерство образования и науки Российской федерации,

              ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет»,

                                Институт педагогики и психологии,

                                           кафедра психологии 
 
 

                                     

                                     Курсовая работа

 «Факторы формирования первого впечатления о человеке»  
 
 

       
 
 
 

                                                                      Выполнила:

                                                                                Студентка группы 4ЗПС-21

                                                                               

                                                                               Проверил:

                                                                               Зав. Каф. Хромов В.В.   

 

                                    Содержание работы:

Введение………………………………………………………..………3

Глава I ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ О ДРУГОМ ЧЕЛОВЕКЕ.

Определение формирования первого впечатления………………………4

Факторы формирования первого впечатления…………………………...10

Первое впечатление  о человеке как феномен межличностного восприятия………………………………………………………….

Вывод………………………………………………………………….17

Глава II

РАЗРАБОТКА, ХОД И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕРВОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

  1. Программа эмпирического исследования………………………...19
  2. Цель эмпирического исследования................................................22

    Вывод................................................................................................23

Глава III РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

Вывод......................................................................................................28

Заключение………………………………………………………..……31

Литература...............................................................................................33 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ:

Эта работа посвящена проблеме первого впечатления  о другом человеке у детей старшего дошкольного возраста.

В повседневной жизни, в рабочей и нерабочей  обстановке каждому человеку приходится встречать новых для себя людей. Во многих случаях обстоятельства складываются таким образом, что на основе одного только кратковременного восприятия мы бываем вынуждены оценивать этих людей и выбирать кажущийся нам наиболее разумным способ поведения и действия по отношению к каждому из них. Во всех подобных случаях мы имеем дело с так называемым первым впечатлением и с актами поведения на его основе.

Проблема  формирования первого впечатления  интенсивно разрабатывалась в отечественной  психологии в рамках социально-перцептивного  подхода, начиная с 60-70 годов XX века в работах A.А.Бодалева и В.Н.Панферова, а затем их последователей (А.Г.Гусевой, B.Н.Куницыной, К.Д.Шафранской, П.М.Якобсон и многими другими).

В настоящее  время данная проблематика интенсивно разрабатывается в рамках психосемиотического подхода к общению, развиваемого в работах Е.А. Петровой и ее учеников (Р.Э.Варданян, М.Н.Котлярова, А.А.Родионова, А.А.Романова, И.П.Чертыкова и др.). В работах данного направления показано, что главными источниками визуальной информации, индикаторами личности являются знаковые системы внешнего облика. Значения отдельных визуальных знаков интерпретируются при формировании первого впечатления взаимосвязано: дополняя друг друга, либо порождая новую информацию, либо оказываясь малозначимым нюансом общения.

Чтобы изучить феномен первого впечатления, требуется раскрытие специфики  восприятия незнакомого человека на различных этапах развития человека.

ГЛАВА I. ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ О ДРУГОМ ЧЕЛОВЕКЕ.

  1. Формирование первого впечатления

Первое  впечатление – это сложный  психологический феномен, включающий в себя чувственный, логический и  эмоциональный компоненты. В него всегда входят те или иные особенности  облика и поведения человека, оказавшегося объектом познания. Первое впечатление  содержит также более или менее  осознаваемые и обобщенные оценочные суждения. И в конце можно сказать, что в нем присутствует эмоциональное отношение к тому человеку, который оказался предметом восприятия и оценки.

Физиологический механизм формирования первого впечатления  в основном тот же, что и механизм формирования образа, а затем и  понятия о том или ином объекте. Образ человека, формирующийся у  познающего его субъекта, выступает  как совокупность последовательно  совершающихся и друг с другом связывающихся, смыкающихся в единое целое рефлекторных актов, в результате которых перед нами симультанно  выступает познаваемый человек  в многообразии ему присущих признаков. [3 стр.178]

Рефлекторные  акты, результатом которых является образование первого впечатления, особенно если его формирование подчинено  определенной цели, как правило, протекают  при ином уровне активности коры больших  полушарий, чем акты, результатом  которых является восприятие человеком  знакомых ему людей, ведущих себя, по его мнению, обычно. Это происходит потому, что в механизм образования  первого впечатления включается ориентировочный рефлекс. При появлении  в классе незнакомой учительницы, при  приходе в бригаду нового рабочего и в массе других подобных случаев  эта реакция имеет место [11]

Как теперь установлено, ориентировочная реакция  — это реакция на новизну, неожиданность, значимость, т. е. реакция на количество и важность информации, которую несет  тот или иной сигнал данному индивиду. Чем, например, больше несоответствие между внешним обликом и поведением нового учителя, впервые вошедшего в класс, и тем, каким его ожидали увидеть ученики, тем большее количество информации о себе он им несет. Ориентировочная реакция угасает при повторении сигнала, потому что последний, оставаясь физически таким же, несет индивиду все меньшее (количество информации). [7 стр.196]

Важной  сферой исследования межличностной  перцепции является изучение процесса формирования первого впечатления  о другом человеке. Описаны три  наиболее типичные схемы, в соответствии с которыми протекает этот процесс. Каждая "схема" запускается определенным фактором, присутствующим в ситуации знакомства. Выделяют факторы превосходства, привлекательности партнера и отношения  к наблюдателю. [9]

Фактор  превосходства - запускает схему социального восприятия в ситуации неравенства партнеров (точнее, когда наблюдатель ощущает превосходство партнера по какому-то важному для него параметру - уму, росту, материальному положению и т. п.). Суть происходящего заключается в том, что человек, который превосходит наблюдателя по какому-либо важному параметру, оценивается им гораздо выше и по остальным значимым параметрам. Иначе говоря, происходит его общая личностная переоценка.

При этом, чем неувереннее чувствует себя наблюдатель в данный момент, в  данной конкретной ситуации, тем меньше усилий нужно для запуска этой схемы. Так, в экстремальной ситуации люди часто готовы доверять тем, кого не стали бы слушать в спокойной  обстановке. [3 стр.183.]

Для определения  этого параметра в нашем распоряжении есть два основных источника информации:

  1. одежда человека, его внешнее оформление, включая такие атрибуты, как знаки отличия, очки, прическа, награды, украшения, а в определенных случаях такие элементы, как машина, интерьер кабинета и т.д.;
  2. манера поведения человека (как сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и т.д.).

Фактор  привлекательности - обеспечивает реализацию схемы, связанной с восприятием партнера по общению как привлекательного внешне, при этом ошибка состоит в том, что внешне привлекательного человека люди также склонны переоценивать по другим важным для них социально-психологическим параметрам. Существует так называемый стереотип привлекательности: что красиво - то хорошо. Дети усваивают этот стереотип очень рано. Золушка и Белоснежка красивые - и хорошие. Сводные сестры и колдунья безобразные - и плохие. Фактор отношения к наблюдателю - регулирует включение схемы восприятия партнера, в основе которой лежит характер отношения к наблюдателю. Ошибка восприятия в этом случае состоит в том, что людей, которые хорошо к нам относятся или разделяют какие-то важные для нас идеи, мы склонны позитивно оценивать и по другим показателям.

Весь  смысл взаимодействия субъекта и  объекта межличностного восприятия состоит в том, что воспринимающий строит систему выводов и заключений относительно воспринимаемого на основе своеобразного "прочтения" его  внешних данных. "Качество" такого прочтения обусловлено как способностями  читающего, так и ясностью текста.

Именно  поэтому для результата межличностного восприятия значимыми являются характеристики и субъекта, и объекта. Однако если продолжать линию предложенных образов, то можно предположить, что качество чтения обусловлено и таким важным фактором, как условия, в которых  осуществляется процесс, в частности  освещённость текста, наличие или  отсутствие помех при чтении и  т. д. Переводя понятие "условия чтения" на язык экспериментальных исследований межличностного восприятия, необходимо включить в анализ и такой компонент, как ситуация межличностного восприятия. [7 стр. 200.]

Проблема  формирования первого впечатления  о другом человеке у детей 6-7 лет  является жизненно важной, так как  известно, что предстоящая адаптация  к школьному обучению требует  от дошкольника расширенного вступления в контакт с новыми людьми: учителями  и сверстниками-одноклассниками. От того, какое первое впечатление об учителе и сверстниках возникнет  у детей, впервые переступивших  порог школы, насколько правильно  и адекватно дети смогут понять и  построить отношения с другими, будут зависеть взаимопонимание  и успех в общении, а, следовательно, и успешность включения в новую  социальную ситуацию развития.

Объект  исследования: восприятие незнакомого человека детьми 6-7 лет.

Предмет исследования: особенности первого впечатления старших дошкольников о другом человеке.

Цель  исследования: изучить содержание первого впечатления о другом человеке у детей старшего дошкольного возраста.

Общей гипотезой исследования стало предположение о том, что первое впечатление старших дошкольников о другом человеке определяется внешним обликом незнакомца.

Для реализации цели и проверки гипотезы исследования были определены следующие задачи:

1. Выявить  психологические проблемы и основные  направления в изучении процесса  межличностного восприятия в  современной психологии.

2.Рассмотреть особенности развития межличностного восприятия в дошкольном возрасте.

3. Изучить, какие особенности незнакомого человека старшие дошкольники отражают при восприятии его внешнего (невербального) облика.

4. Исследовать особенности эмоционального отношения детей к другому человеку по первому впечатлению.

Методологической  основой исследования являются теоретические положения, выработанные и принятые в отечественной науке:

  • социально-перцептивного подхода о включенности внешнего облика в процесс межличностного познания (А.А.Бодалев, В.Н.Панферов, Г.В.Дьяконов, Н.В.Крогиус и др.);
  • психологии невербального поведения о многозначности экспрессии человека (В.А. Лабунская);
  • визуальной психосемиотики общения об индикативной функции визуальных знаков внешнего облика в познании людьми друг друга (Е.А.Петрова и др.).

Методы  исследования. В эмпирическом исследовании использовались: модифицированная методика А.А.Бодалева «Метод словесных портретов»; диагностическое наблюдение; беседы; методы математической статистики по обработке эмпирических данных, качественный анализ результатов работы.

В качестве объектов восприятия в исследовании принимали участие 8 человек (4 взрослых людей – 2 мужчин и 2 женщины и 4 сверстника – 2 мальчика и 2 девочки).

Основные  положения:

  • При формировании первого впечатления у детей появляются следующие механизмы межличностного восприятия:

- построение  образа на основе уже существующего,  устойчивого представления, например, о членах определенной социальной  группы (стереотипизация).

- форма психологической защиты. Характеризуется тем, что при ее реализации происходит бессознательное уподобление индивида тому объекту, который ему угрожает (идентификация).

- постижение  эмоционального состояния, проникновение-вчувствование  в переживания другого человека (эмпатия).

  • Первое впечатление детей старшего дошкольного возраста о другом человеке формируется на основе интерпретации его внешнего облика, о личностных качествах нового человека дети «судят» по особенностям его внешности. Причем, наиболее информативным для детей старшего дошкольного возраста являются такие элементы, как «костюм», наименее – «кинесики» (язык жестов – мимика, взгляд, жесты, позы, кроме движений речевого аппарата) и «габитуса» (облик, или внешний вид).
  • Содержание и полнота интерпретации связаны с решением конкретной задачи межличностного познания. Дети 6-7 лет интерпретируют разное количество внешних и внутренних особенностей незнакомца, в зависимости от задачи восприятия. Так, при описании внешнего облика незнакомого человека старшие дошкольники выделяют большее количество суждений, чем при объяснении причин своего эмоционального отношения к нему.
  • Эмоциональное отношение к незнакомому человеку связано с оформлением его внешности и физической привлекательностью. У старших дошкольников выявлена тенденция позитивного оценивания лиц своего пола. Показатели физических недостатков в облике воспринимаемого человека, наиболее сильное влияние на модальность возникающего эмоционального отношения, оказывают такие семиотические элементы социального оформления внешности незнакомого человека, как одежда и прическа.
  1. Факторы, влияющие на формирование первого впечатления

Особенности личности изучаемого человека

Впечатление, которое формируется о другом человеке у впервые видящего его  субъекта, определяется, прежде всего, особенностями, присущими облику и  поведению воспринимаемого человека. Эти особенности в значительной степени направляют течение познавательных процессов у воспринимающего  субъекта.

В результате экспериментов было установлено, что  на содержание складывающегося у  людей понятия о личности впервые  воспринимаемого человека влияют не только сила и яркость проявления в его поведении определенного  качества, частота, с которой это  качество обнаруживает себя, но и последовательность, в которой познающие другого  человека люди получают знания о разных сторонах его личности.

Хотя  первое впечатление о человеке в  первую очередь определяется присущими  ему особенностями, но то, каким оно  будет – более обобщенным или  более конкретным, полным или отрывочным, положительным или отрицательным  – зависит от личности того, у  кого оно формируется. Здесь действует  закономерность: «Внешние причины действуют  через посредство внутренних условий… Всякое психическое явление обусловлено в конечном счете внешними воздействиями, но любое внешнее воздействие определяет психическое явление лишь опосредованно, преломляясь через свойства, состояния и психическую деятельность личности, которая этому воздействию подвергается». [10]

Факторы, определяющие ход и результаты формирования у субъекта о других людях.

  • Эталоны

У каждого  человека под влиянием общества, в  котором он находится, формируются  общие нравственно-эстетические требования к другим людям и образуются воплощающие эти требования более или менее конкретные эталоны. При познании одним человеком другого эти эталоны играют роль «мерок», которые, образно говоря, прикладываются к познаваемой личности и дают возможность отнести эту личность к какому-то «классу» в той системе «типов», которая сформировалась у познающего объекта.

  • Стереотипы

У человека – субъекта познания других людей - всегда могут быть выявлены и «наборы» качеств, которые он имеет тенденцию приписывать тем лицам, «класс» которых, как ему кажется, им установлен. Действительно, довольно часто, оценивая человека как агрессивного, люди проявляют тенденцию оценивать его и как высокоэнергичного, а оценивая его как доброго, приписывать ему при этом честность.

Это явление  «приписывания» познаваемой личности целых «наборов» определенных качеств  на основе отнесения ее по увиденным  в ней качествам к какому-то «классу» лиц получило название «стереотипизация», а «наборы качеств, которые человек «придает» познаваемой им личности, - «оценочными стереотипами». В переводе с греческого «стереотип» означает «твердый отпечаток». Это устойчиво сохраняющиеся в сознании образы или представления, которые являются эмоционально окрашенным предубеждением или устойчивой оценкой.

  • Собственное поведение оценивающего объекта

В очень  интересном по использованным методическим приемам исследования Штрайкленда было выявлено значение собственного поведения оценивающего человека по отношению к другим людям для выработки у него определенного мнения о них во время встречи.

  • Проецирование

Дальнейшие  исследования показали, что в процессе формирования первого впечатления  участвует процесс «проецирования», заключающийся в том, что познающий  субъект может «вкладывать» свои состояния в другую личность, приписывая ему черты, которые в действительности присущи ему самому и которые  у оцениваемой личности могут  отсутствовать.

В исследовании Фешбака и Сингера испытуемых студентов подвергали несильным электроударам, которые вызывали неприятные ощущения. Одновременно этим испытуемым, а также студентам, составившим контрольную группу, демонстрировался кинофильм, в котором фигурировал определенный человек. От всех испытуемых требовалось, чтобы они дали оценки качествам личности этого человека, по возможности оценили его состояние. В результате оказалось, что подвергавшиеся электровоздействию группы испытуемых оценивали человека на экране как более боязливого, испуганного, чем это делали испытуемые, входившие в контрольную группу.

Сеарс в своих опытах выявил несколько другой тип «проекции». По его данным, человек, оценивая другого человека, может увидеть и на самом деле видит черты, которые могут быть отрицательными и характеризуют как личность его самого. Испытуемые, в личности которых были ярко выражены желчность, упрямство, подозрительность, оценивали развитие этих черт у человека, предложенного им для оценки, значительно выше. Чем это делали испытуемые, не обладавшие названными чертами.

Тенденция приписывать собственные качества или собственные состояния другим людям особенно сильно выражена у  лиц, отличающихся малой самокритичностью и слабым проникновением в собственную  личность. По данным Ньюкома, эта тенденция в очень большой степени характерна для представителей так называемого «авторитарного» типа личности и почти не обнаруживается у представителей «демократического» типа.

  • Уверенность в себе

      Полнота и характер оценки другого человека зависят также и от такого качества оценивающего, как степень его  уверенности в себе.

Боссом  и Маслоу, изучая, как степень  уверенности человека влияет на оценку им других людей, выяснили, что уверенные  в себе люди часто оценивают других людей как доброжелательных и  расположенных к ним. В то же время  лица, не уверенные в себе, имеют  обыкновение смотреть на других людей, как не тяготеющих к холодности и  не расположенных к ним.

  1. Первое впечатление о человеке как феномен межличностного восприятия.

Умения распознавать намерения, мотивы поведения другого человека на первых этапах знакомства, при первом впечатлении, отраженны в исследованиях отечественных и зарубежных психологов. В отечественной психологии различные аспекты данной проблемы изучали А.А.Бодалев, Г.В.Дьяконов, Л.И.Иванская, Г.А.Ковалев, С.И.Курячий, В.А.Лабунская, В.Н.Панферов, Е.А.Петрова, З.Ф.Семенова, а в зарубежной психологии -Д.Ниренберг, Г. Калеро, А.Штангль, Р.Покорны, Клайн и Ричардс, Дж.Гилфорд, Ньюком, Сингер и др.

Проблема  формирования первого впечатления  интенсивно разрабатывалась крупным отечественным психологом А.А.Бодалевым и его учениками. Была исследована структура первого впечатления о человеке, которая состоит в основном из следующих компонентов: особенности внешнего облика человека, оформление его внешности, в том числе стиль его одежды, экспрессия, переживаемые человеком эмоциональные состояния, выполняемые им действия, его поведение, предполагаемые качества его личности, интерпретируемые на основе первых впечатлений и прошлого опыта. Кроме того, первое впечатление включает эмоциональное отношение к воспринимаемому человеку и обобщенное оценочное суждение. Таким образом, при формировании первого впечатления о другом человеке А.А.Бодалевым, Г.В.Дьяконовым и Н.В.Крогиус доказана ведущая роль социально-перцептивной функции визуальных знаков внешнего облика человека. В первую очередь, они являются индикаторами таких характеристик человека, как пол, возраст, национальная принадлежность, эмоциональные состояния и ряд индивидуально-психологических свойств:

тревожность, уверенность, экстраверсия-интроверсия  и др. (А.А.Бодалев,

В.Н.Панферов, В.А.Лабунская).

      В.А.Лабунская  отмечает, что в рамках психологии социального познания, межличностного восприятия и понимания уделяется особое внимание определению роли различных компонентов в экспрессии человека в формировании представлений о нем. [6] «…Совершенно очевидным стал факт о том, что познающий субъект включает в образ о другом человеке наряду с его физическими, индивидуально-психологическими особенностями, деятельностные, коммуникативные, рефлекторные характеристики, стремится к интерпретации причин, мотивов поведения, к социально-психологической типизации». [6] Таким образом, из концепции В.А.Лабунской следует, что на стадии первого впечатления человек создает самый обобщенный образ другого человека, выражающийся в наиболее простых характеристиках, например, привлекательный, добрый.

Существенное  значение первому впечатлению в  процессе межличностного общения уделяли такие исследователи, как В.Н.Куницина, Н.В.Казаринова, В.М.Погольша. В своем коллективном труде они отмечали: "Формирование представления о другом человеке всегда начинается с оценки его физического облика, манеры держаться, с анализа той информации, которую дает внешний облик человека. Эта информация становится фундаментом складывающегося образа другого человека". [5]

Между тем, "информация, которую люди получают при восприятии облика другого человека, не всегда осознается ими и зависит от многих факторов. Воспринятые элементы физического облика, внешности или выразительного поведения выступают многочисленными социальными сигналами, проясняющими национальность человека, его возраст и опыт, чувства в данный момент, его уровень культуры и эстетических вкусов…». [5]

Так, по мнению А.А.Бодалева (1982), большое значение на адекватность сформированного образа человека по первому впечатлению большое значение имеет психологическая установка на воспринимаемого, ибо она

делает  восприятие избирательным. К примеру, если наблюдателю до встречи охарактеризовали человека как порядочного, обаятельного и умного, то первое впечатление о нем будет примерно таким же. Человек более вероятно обратит внимание на то, на что у него есть установка, что бы подтвердить уже имеющиеся взгляды.

      Наглядный пример влияние установки на первое впечатление о человеке можно найти в исследованиях А.А.Бодалева [2], посвященных формированию субъективного мнения о другом незнакомом человеке. В ходе исследования различным группам испытуемым предъявляли фотографии мужчин и женщин разного возраста. Причем, разным группам испытуемых давалась различная смысловая установка на одни и те же фотографии. Так, молодую женщину представляли как учительницу, как артистку; пожилого мужчину - как ученого, как преступника и т.п. Результаты исследования показали, что испытуемые давали описание человека в соответствии со сформированной предварительно у них установкой. Приведем пример восприятия пожилого мужчины как писателя и как преступника:

"Открытое лицо, выразительные глаза, какие обычно бывают у умных, проницательных людей. Лицо человека, любящего детей и пишущего для

них. Судя по непринужденному виду, он привык позировать - видимо, очень

известный писатель".

"Этот зверюга понять что - то хочет. Умно смотрит и без отрыва. Стандартный бандитский подбородок, мешки под глазами, массивная стареющая фигура".

В трудах отечественных и зарубежных психологов (R.Pokorny, 1961; Н.А.Бернштейн, 1963; А.В.Штангль, 1986; Х.Рюкле 1996), посвященных анализу походки, мы находим прямую зависимость ее особенностей с эмоциональным состоянием человека, с его здоровьем и пр. По походке можно судить о профессиональной деятельности объекта восприятия (походка моряка - «вразвалочку», солдата - четкий отрывистый шаг и др.), о
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.