Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Социальные факторы наркозависимости российской молодежи

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 19.05.13. Год: 2012. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?

Федеральное агентство по образованию

Филиал государственного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» в г. Вологде

 

 

 

 

Кафедра Экономики и управления

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине

«Социология»

 

на тему: «Социальные факторы наркозависимости российской молодежи».

 

 

 

 

 

                                                                                                          Выполнила:

                                                                                                           Папушина Александра

                                                                                                           Анатольевна

                                                                                                         Студентка 1 курса

                                                                                                           Заочной формы обучения                                    

                                                                                                           Специальность:

                                                                                                           080105 – «Финансы

                                                                                                           и кредит».                                                           

                                                                                                           группа Ф. – 7.

                                                                                                           № зачетной книжки –

                                                                                                                    02-44                                              

                                                                                                                                         

                                                                                                         Проверил: Пр. Шарова О.С.

                                                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

Вологда, 2008.

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………...3

    § 1. Понятие и сущность факторов формирования наркозависимости у детей………………………………………………………………………………..5

    § 2. Социальные факторы наркотизации……………………………………...8

    § 3. Особенности семьи, способствующие возникновению наркотической зависимости у детей……………………………………………………………..12

Заключение………………………………………………………………………21

Список литературы………………………………………………………………22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Число молодых людей, употребляющих психоактивные вещества, продолжает непрерывно возрастать. Но при этом, сегодня вряд ли можно найти подростка, который бы не знал о смертельной опасности наркотиков. Очевидно, что это знание в большинстве случаев никого не останавливает.

Что же заставляет молодых людей начинать употребление наркотиков? Это главный вопрос, на который необходимо искать ответ. Предупредить болезнь гораздо легче, чем ее лечить. Это дело не только специалистов. Прежде всего, об этом нужно задуматься всем родителям. Задуматься о том, что нужно сделать, чтобы уберечь своих детей от наркотиков и как помочь им, если уберечь уже не удалось. Можно все время в поисках утешения перекладывать ответственность за распространение наркомании на государство, которое «не заботится» о подрастающем поколении, на правоохранительные органы, «которые ничего не могут» и т.д. Так чаще всего и делается.

Самая сложная проблема, связанная с подростковой наркоманией – это проблема социально–психологической и психологической предрасположенности подростка к употреблению наркотических веществ, социально–психологических причин, лежащих в структуре так называемой преднаркотической личности и ее непосредственного окружения. Предупредить болезнь гораздо легче, чем ее лечить. Обстоятельного и конструктивного описания такой личности в отечественной и зарубежной литературе пока нет.

Проблема наркомании у подростков и даже детей в последние годы стала чрезвычайно актуальной. Происходит неуклонное «омоложение» наркомании. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раза, а ненаркотическими ПАВ в 11,4 раза чаще, чем взрослые. Кроме роста числа лиц, злоупотребляющими психоактивными веществами и больных наркоманией и токсикоманией, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий. Это возросшая в 7-11 раз смертность, увеличение числа суицидальных попыток, а так же сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа, в России среди больных СПИДом более 50% наркоманов, в Тюменской области более 90%, в Европе – 70%; инфекционных гепатитов (в России более 90% болеют гепатитом наркоманов), венерических заболеваний, туберкулеза и др. По данным международной статистики, весь круг заболеваний, связанных с наркоманией, дает около 10% всех смертей и 20% всех госпитализаций, таким образом, исходя из возрастных особенностей большинства наркозависимых, под угрозой фактически оказалось будущее нашей страны.

Целью данной работы является выявить социальные факторы у наркозависимых подростков.

Задачи работы:

- понять какие факторы вообще могут повлиять на употребление наркотиков;

- рассмотреть социальные факторы в целом, в частности – семья (ведь все основы у детей закладываются с самого рождения в семье , связаны с его воспитанием в семье).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 1. Понятие и сущность факторов формирования наркозависимости у детей.

 

    Общественное отношение к наркомании сегодня в подавляющем большинстве случаев характеризуется как однозначно негативное и отвергающее. Подобное отношение связано с незнанием и непониманием наркомании как явления. В отношении к наркомании проявляется общая социальная неудовлетворенность, страх перед неизвестным, а потому – пугающим, боязнь наркомафии (раздутая не без участия СМИ), тревога за собственных детей и родственников, эмоциональное впечатление от криминальной статистики, культурно-исторические стереотипы.

    Все это приводит к резкой социальной реакции отторжения и изгнания наркомана со стороны общества. Эмоциональное отторжение в семье приводит к тому, что наркоман оказывается на краю общества, загнанный туда своими же друзьями, родителями, милицией, социальными службами, работодателями. Единственная среда, где наркомана принимают без упреков, агрессии и отторжения и где он может хоть как-то «функционировать», - это среда, в которой господствует культура потребления наркотиков и других психоактивных веществ.

    «Выдавливание» наркома из «нормального» общества приговаривает его к жизни в среде, которая в психологическом смысле разрушает его сильнее, чем наркотики, но вне которой наркоман уже не способен существовать.

    Таким образом, формируется особая наркоманская субкультура со своим специфическим образом жизни, системой ценностей, языком, атрибутами, стереотипами, мифами. Примером может послужить такой миф, что наркоман при принятии наркотика испытывает неземное наслаждение. На самом деле это выдумка самого наркомана. Наслушавшись о «наркотическом блаженстве», он создает у себя в мозгу иллюзию, которая вследствие воздействия наркотика и проявляется. Сам наркотик как таковой лишь катализатор выдуманных ощущений.

    В то же время наркоманская субкультура, втягивая в свою орбиту молодежь, выступает как мощный фактор приобщения к наркотиками. Дело в то, что субкультура «смягчает» восприятие явлений, на которые люди, за пределами субкультуры, смотрят как нам психическое отклонение или даже криминальное поведение. Таким образом, наркоманская субкультура является специфической реакцией на поведение общества по отношению к наркомании, и ее появление и развитие – неизбежный процесс. Анализ содержания и направленности наркоманской субкультуры позволяет говорить о ней как об «антисистеме» и явлении крайне негативном, поскольку она способствует приобщению к наркотикам и закреплению их употребления.

    Злоупотребление наркотиками лишает сегодняшних детей как права вступать в грядущий век с чувством достоинства и в полном здравии, так и возможности внести значимый вклад в будущее своих стран и всего мира. Более того, некоторые дети сталкиваются с наркоманией уже в утробе матери. Их первое знакомство с миром это жестокие боли, которые они испытывают в связи с абстиненцией из-за выработавшейся у матери привычки к наркотическим веществам.1

    Наркомания чаще всего является продуктом патологического развития личности в результате дефицита правильного воспитания в семье, серьезных нарушений процесса социализации, что в сочетании с генетическими отклонениями и неблагоприятными условиями среды жизнедеятельности ведет к появлению тяги к употреблению психоактивных веществ.

    Согласно сведениям, содержащимся в изданиях ВОЗ  причины наркомании расположены, на четырех уровнях:

1.      биофизиологический уровень: наследственная предрасположенность, влияние генетически передающихся особенностей расового, этнического, морфологического планов, с психофизиологическими особенностями индивида (нехватка энзимов и витаминов, врожденные и приобретенные нарушения метаболизма, эндокринные нарушения,

______________

  1. См.: Березин С.В., Лисецкий К.С. Психология ранней наркомании. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2000 - с.72.

патологии мозга).

2.      Индивидуально-психологический уровень: особенности психологии личного опыта, которые обуславливают неполноценный образ жизни и соответствующую тягу к его компенсации за счет искусственной регуляции психоэмоционального состояния.

3.      Микросоциальный уровень: положение в семье, школе, среди сверстников, в молодежной субкультуре, то есть там, где создаются патологические, предрасполагающие к наркомании модели поведения.

4.      Макросоциальный уровень: социальные кризы и другие негативные социальные явления в рамках общества.

    Период начала употребления психоактивных веществ является ключевым моментом в формировании наркотической зависимости. Нужно отметить, что этот этап постепенно сдвигается к все более раннему возрасту, когда личность ребенка еще не сформирована, неустойчива, очень чувствительна к влиянию внешних факторов, т.е. постоянно действующих условий.

    Рассмотрим одну группу (микросоциальный уровень) таких факторов, которые способствуют возникновению подросткового наркотизма: социальные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2. Социальные факторы наркотизации.

    Формирование личности подростка не происходит изолированно от общества, и во многом зависит от его особенностей, поэтому рассматривать проблему наркомании в отрыве от социально-культурного контекста было бы неверно. В нашей стране кризис подросткового возраста усугубляется общественным и экономическим состоянием государства.

Причины наркомании - в неправильных взаимоотношениях подростка с окружающими его людьми и общественными институтами. Но эти причины проявляются не сами по себе, а через конкретные жизненные обстоятельства, которые могут иметь и случайный характер. Индивидуальные психофизиологические особенности личности подростка тормозят или же, напротив, облегчают действие указанных причин, способствуют или препятствуют возникновению тяги к наркотикам[1].

Задача подросткового возраста - это, прежде всего, задача взросления, т.е. определения собственного отношения к себе и миру, становления Я-концепции, формирования мировоззрения и моральных ценностей[2]. Эта задача значительно усложняется неустойчивостью общественной жизни, быстрым и необратимым разрушением старых стереотипов поведения, норм и ценностей. Построение планов на будущее, которое характерно для подросткового возраста, теряет смысл из-за отсутствия уверенности в завтрашнем дне. Нестабильность в обществе порождает кризис в отношениях между детьми и взрослыми, отчуждение их друг от друга. В результате подросток находится в состоянии значительной неопределенности, незащищенности, из которого ему трудно выйти самостоятельно, без посторонней помощи. Это вызывает у него неуверенность, тревогу, пессимизм. Малый жизненный опыт затрудняет принятие правильных решений самостоятельно, подросток нуждается в примере, которому можно было бы доверять и подражать. Это характерная черта подросткового возраста. Но те примеры, которые может предложить традиционная культура, не выдерживают критики с точки зрения современности, взрослые не могут предоставить детям эффективных моделей поведения.

Кто может стать образцом поведения для ребенка? Только человек, который не боится быть личностью, проявлять себя в создании собственной судьбы. Но это очень сложный процесс - самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, поэтому многие люди предпочитают «жить как все». И тогда подростковый протест - это протест не против взрослых как таковых, а против этого «серого» «как все». В поисках себя, собственной целостности подросток идет не в семью, а вовлекается в молодежную субкультуру. Первостепенная значимость для подростка группы сверстников и удаление семьи на второй план сегодня могут быть связаны не только с особенностями возраста, но и с тем, что взрослые, в основном, оказываются бессильными перед проблемами ребенка. В молодежной среде наблюдается постепенное сближение подростковой и наркоманской субкультур, в частности, используется одинаковый сленг, похожие атрибуты и стереотипы поведения, понятия и представления о мире.

Наркомания является социально «заразным» заболеванием, распространение которого происходит внутри социальных групп. Изолированное существование наркомана невозможно, вокруг него быстро образуется компания людей, объединенных «общественно значимой» целью. Сегодня можно говорить о существовании наркоманской субкультуры, которая продолжает распространяться в молодежной среде и выступает как фактор приобщения подростков к наркотикам.

Экономическое/социальное неблагополучие

Дети из социально неблагополучных семей, для которых характерны социальная изолированность, неудовлетворительные жилищные условия, родители которых имеют мало престижный род занятий или являются безработными, имеют большие шансы быть постоянным участником правонарушений и часто злоупотреблять алкоголем и наркотиками. Экономически (социально) неблагополучные условия могут быть определены социальным работником, социальным педагогом и отмечены в карте наблюдений как один из возможных факторов риска1.

С другой стороны, примерно также высок шанс наркотизации у детей из внешне благополучных, состоятельных семей: озабоченность родителей своим социальным положением, напряженность, тревожность, конфликты, часто возникающие в отношениях между бизнесменами и их супругами и детьми, создают неблагоприятную обстановку в семье, что не может не отразиться на психологическом благополучии подростка. К сожалению, многие состоятельные люди (особенно, отцы) по тем или иным причинам не всегда признают наличие неблагополучной атмосферы в семье, поэтому вовремя не обращаются к психологу. Со стороны психологов контроль практически невозможен, поскольку без запроса (обращения) специалисты не могут вмешиваться в семейную ситуацию и, следовательно, противостоять высоко вероятной наркотизации подростка. В данном случае важным является сотрудничество психологов со школами, лицеями, колледжами и другими, в том числе и негосударственными, образовательными учреждениями, в которых специалисты (педагоги, психологи) имеют больше возможностей общения с детьми и их семьями, а значит, больше возможностей профилактической работы.

Неблагоприятное окружение и общественная необустроенность

Районы, отличающиеся высоким уровнем преступности, с часто меняющимися жильцами, не способствуют возникновению чувства единения и общности среди людей, населяющих их, которое существует в более благополучных районах с меньшей плотностью заселения и низким уровнем преступности. Скверное соседство и общественная необустроенность дают основания предполагать распространенность злоупотребления алкоголем среди местной молодежи.

Частые перемены места жительства

______________

  1. См.: Горьковская И.А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков // Психол. Журнал. 1994. №2. с. 57 – 65,

Частые перемены места жительства оказывают отрицательное влияние на психологическое состояние подростка, поскольку сталкивают его с необходимостью построения отношений с новыми друзьями, соседями, одноклассниками, что часто влияет на появление трудностей и проблем. Чем чаще семья переезжает, тем выше опасность возникновения проблем, связанных с употреблением наркотиков. Однако, если семья умеет органично вливаться в жизнь общества на новом месте а соседи ей рады, данный риск понижается.

Законы и нормы, допускающие злоупотребление алкоголем и наркотиками.

Положение дел с употреблением алкоголя и наркотиков напрямую связано с существующими законами и правилами, действующими в отношении алкоголя и наркотиков, содержащимися в федеративном и местном законодательстве. Кроме того, сейчас сложилось явно негативное отношение к законам и законодательной власти, поэтому существует опасность игнорирования законов как выражение протеста существующей политической и экономической ситуации в нашей стране. Также является важным, что часто меняющееся законодательство не всегда становится известно обывателю, и незнание может толкать его на преступление.

Допустимость алкоголя и наркотиков.

Доступность наркотиков объективно связана с вероятностью злоупотребления ими. В школах, где наркотики более доступны, существуют более высокие показатели употребления наркотиков. Кроме того, на вероятность употребления наркотиков оказывает влияние соседство со школой ночных клубов, ресторанов, кафе, продуктовых магазинов, рынков, парков и других мест с пониженным контролем над распространением наркотиков и алкоголя. Действительно, несмотря на существующий запрет на продажу алкоголя детям до 18 лет, многие продавцы в целях увеличения прибыли продолжают снабжать подростков алкоголем и не несут за это никакой ответственности.

 

§ 3. Особенности семьи, способствующие возникновению наркотической зависимости у детей.

Рассмотрим основные сферы жизни семьи, при патологическом развитии которых повышается риск возникновения наркотической зависимости у вашего ребенка.

Родительско-детские отношения.

Родительско-детские отношения - это система разнообразных чувств родителей по отношению к ребенку, а также ребенка по отношению к родителям, особенностей восприятия, понимания характера личности и поступков друг друга1.

Особенность родительско-детских отношений состоит в том, что они отличаются особой эмоциональной значимостью, как для ребенка, так и для родителей. Очевидно, что особенность родительского отношения изменяется в зависимости от возраста ребенка. Важнейшими проявлениями родительского отношения являются нежность, забота, чувствительность к потребностям ребенка, надежность, обеспечение безопасности, предсказуемость, последовательность. Эти отношения включают в себя две противоположные тенденции. Одна из них - стремление к познанию, риску, волнующим ситуациям, а другая - стремление к защите и безопасности. Одна тенденция побуждает ребенка к отделению от родителей и стремлению во внешний мир, в то время как другая возвращает его обратно. Умение родителя правильно поощрять эти тенденции определяет полезность родительского отношения для развития ребенка. В проблемных семьях преобладает одна из этих тенденций. В первом случае происходит эмоциональное отвержение ребенка, когда родители лишь формально играют роль воспитателей, на самом деле не интересуясь жизнью подростка. Тогда ребенок предоставлен самому себе, его потребность в любви и близких отношениях оказывается неудовлетворенной. Во втором случае, наоборот,

______________

  1. См.: Лисецкий К.С., Мотынга И.А. Психология и профилактика ранней наркомании. Самара, 1996.

родители следят за каждым шагом ребенка, не предоставляют ему никакой самостоятельности, считают его маленьким, берут на себя ответственность за всю его жизнь. Тогда ребенок, который раньше не пытался сопротивляться, в подростковом возрасте начинает протестовать весьма активно и разрушительно. Это явление А. Личко называл «отравлением свободой», когда подросток начинает делать все, что запрещали ему раньше, в том числе, употреблять наркотики1. Для ребенка наркотик - это своего рода избавление от постоянной родительской (материнской) зависимости и приобретение в какой-то степени внутренней свободы. Дети могут использовать наркотик как аргумент в борьбе за собственную независимость. И против него родители, часто оказываются бессильны.

Рассматривая семью как источник тревоги, внутреннего напряжения, которое заставляет ребенка проживать подростковый возраст «под наркозом», нужно заметить следующее обстоятельство. Отношения родителей с детьми подросткового возраста неизбежно меняются. На протяжении всего детства у ребенка складывается идеализированный, почти волшебный, образ родителей. Но реальные родители полностью соответствовать этому образу не могут. В подростковом возрасте это противоречие становится для ребенка остро переживаемым. Но отказаться от идеальных представлений очень сложно, поэтому он начинает считать родителей плохими, приносящими разочарование. Такое несоответствие реальных людей идеальным представлениям вызывает внутреннее рассогласование, которое заставляет подростка ощущать чувство опустошения, болезненного отчуждения. Этой болью он не может поделиться с родителями, но она обязательно отражается на отношениях с ними (например, в виде агрессивности и непослушания).

Задача подросткового возраста - преодоление представлений об

______________

  1. См.: Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. Л.: Медицина, 1991, - с. 304.

 

идеальных родителях, что проходит нелегко и всегда сопровождается кризисом. С пониманием отнестись к состоянию подростка, позволить его агрессии, растерянности и боли выливаться естественным путем - это единственная возможность для родителей не потерять контакт с ребенком подросткового возраста.

Важной особенностью родительско-детского общения в этот период является соответствие вербального (речевого) и невербального (чувственного) проявления отношений. Известно, что информация передается от человека к человеку не только при помощи слов. Смысл сообщения складывается из интонаций, мимики, жестов - всего того, что выражает истинные чувства и отношения.

  В семьях наркозависимых быстро складывается некий скрытый подтекст в поведении и взаимоотношениях - недосказанность, неискренность, когда говорится одно, а подразумевается совсем другое. Эти «двойные послания», содержащие несоответствие между вербальными и невербальными сообщениями (между текстом и подтекстом), обращенными к ребенку, трудно понимать. «Затуманенный» смысл сообщений затрудняет ориентирование ребенка в семейной ситуации, искажает ответ на самый важный для него вопрос - любят ли его родители? Это вызывает тревогу, чувство неопределенности, причины которой вряд ли могут быть определены подростком самостоятельно. Подобная ситуация становится хронической, ведет к невротическому развитию личности ребенка, становится дополнительным источником отклонений в его поведении.

  Отсутствие гармонии в полной семье также является фактором риска. Не стоит строго оце­нивать непослушание, плохую успеваемость, от­чуждение ребенка в семье, где не могут избежать конфликтов, где притесняют, подавляют одного из членов семьи, где у родителей постоянные «сек­реты» и недоверие по отношению друг к другу и к детям, где ребенок изолирован от окружающих, от сверстников, где низкий материальный и куль­турный уровень, избиение и психологическое на­силие детей, насилие между родителями. У та­ких детей возникает чувство одиночества, скуки, легко рождаются зависть к ровесникам, беспокой­ство, депрессии, страхи или же агрессивность, лживость, драчливость, связанные с переживани­ем одиночества, пустоты, ненужности. У избива­емых детей отмечают склонность к разрушению и протесту, низкий самоконтроль, слабость позна­вательных интересов, нежелание трудиться. Все это, в случае встречи с наркотиком, делает их неспособными противостоять втягиванию, в то время как дети, не переносившие стресс, полу­чившие в семье позитивный заряд, уверенность в своих силах, даже попробовав наркотик, могут отказаться от его дальнейшего употребления, удовлетворив свое любопытство. Дети с грузом не­благоприятных жизненных событий отличаются сниженной самооценкой, комплексами неполно­ценности, переживают чувство мести и ненавис­ти к родителям и учителям, не желающим по­нять их. Не имея возможности объяснить дурное к себе отношение, они обращаются к спиртному, наркотикам, попыткам самоубийства. В одном ма­леньком южнорусском городке за год покончи­ли с собой семеро детей, по данным Краснодар­ского края, 13% наркоманов и токсикоманов — подростки до 14 лет. По данным анонимного оп­роса в одной из школ, в свои 16—17 лет 62% детей пьют, 22% — курят и 8% употребляют нар­котики. Отвержение, холодность, отсутствие теп­ла и ласки со стороны родителей сначала травми­руют ребенка, а затем ожесточают его, подталкивают к «другой жизни», в другое общество, где он будет понят, принят, где его не осудят.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.