Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Институциональный анализ коррупции

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.05.13. Год: 2012. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?

Введение

Проблема борьбы с коррупцией актуальна сегодня практически во всех странах мира. При этом меры, предлагаемые учеными и политиками, в решении данной проблемы можно разделить на две группы: «карательные» и превентивные. Последние направлены против причин, а не внешних выражений коррупции, а потому лишены многих недостатков, присущих «методу войны».Поскольку коррупция в целом, равно как и коррупция при управлении государственными и муниципальными ресурсами, является сложным системным явлением, то действия по борьбе с коррупцией должны иметь системный характер. В настоящее время в России и в мире разрабатываются различные стратегии предотвращения коррупции.

Цель работы – рассмотреть экономическую теорию коррупции. Для достижения поставленной цели необходимо: рассмотреть проблемы моделирования коррупции как социально-экономического и политического явления, представить обзор существующих направлений и подходов к моделированию коррупции, изложить подходы к исследованию основных категорий и понятий, связанных с коррупцией, классифицировать модели коррупции, рассмотреть стратегии предотвращения коррупции в управлении государственными ресурсами.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Термин коррупция

Сам термин «коррупция» означает использование должностным лицом своих властных полномочий в целях личной выгоды, которое противоречит установленным правилам. Коррупция — поиск, установление и поддержание противоправных отношений между специально указанными субъектами коррупции и иными лицами (физическими и юридическими лицами) с целью достижения каждой из сторон своих личных, групповых, корпоративных и корыстных целей (ст. 1 проекта Федерального закона «О противодействии коррупции»). Главным стимулом коррупции является возможность получения выгод, связанных с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором — риск разоблачения и наказания. Коррупция является оборотной стороной деятельности любого централизованного государства, которое претендует на широкий учет и контроль.

Полезно различать верхушечную и низовую коррупцию. Первая охватывает политиков, высшее и среднее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену (формулы законов, госзаказы, изменение форм собственности и т.п.). Вторая распространена на среднем и низшем уровнях, и связана с постоянным, рутинным взаимодействием чиновников и граждан (штрафы, регистрации и т.п.).

Часто обе заинтересованные в коррупционной сделке стороны принадлежат к одной государственной организации. Например, когда чиновник дает взятку своему начальнику за то, что последний покрывает коррупционные действия взяткодателя, — это также коррупция, которую обычно называют «вертикальной». Она, как правило, выступает в качестве моста между верхушечной и низовой коррупцией. Это особо опасно, поскольку свидетельствует о переходе коррупции из стадии разрозненных актов в стадию укореняющихся организованных форм.

Большинство специалистов, изучающих коррупцию, относит к ней и покупку голосов избирателей во время выборов. Здесь, действительно, есть все характерные признаки коррупции, за исключением того, что присутствовало выше — должностного лица. Избиратель обладает по конституции ресурсом, который называется «властные полномочия». Эти полномочия он делегирует избираемым лицам посредством специфического вида решения — голосования. Избиратель должен принимать это решение исходя из соображений передачи своих полномочий тому, кто, по его мнению, может представлять его интересы, что является общественно признанной нормой. В случае покупки голосов избиратель и кандидат вступают в сделку, в результате которой избиратель, нарушая упомянутую норму, получает деньги или иные блага, а кандидат, нарушая избирательное законодательство, надеется обрести властный ресурс. Понятно, что это не единственный тип коррупционных действий в политике.

Коррупция существует и в негосударственных организациях. Сотрудник организации (коммерческой или общественной) также может распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами; он также обязан следовать уставным задачам своей организации; у него также есть возможность незаконного обогащения с помощью действий, нарушающих интересы организации, в пользу второй стороны, получающей от этого свои выгоды.

Если исходить из положения, что эффективность общественных институтов зависит от взаимного соответствия формальных и неформальных норм, социальных норм и реальных практик, то уровень коррупции должен отражать меру неэффективности институтов общества. Очевидно, что в трансформирующихся обществах ослабление институциональных систем приводит к стабилизации отклонения социальных практик от действующих формальных норм, приобретению ими устойчиво не правового характера.

При этом очевидно и то, что данный процесс имеет положительные обратные связи: опора государства на бюрократию не может не вести к усилению коррупции, а усиление коррупции усиливает бюрократию, что, в итоге делает практически невозможными эффективный рынок и соблюдение прав частной собственности. Сама по себе проблема неформальных контрактных связей и коррупции как одного из её видов является не столько причиной «аморальности» участников этого рода сделок, сколько следствием «размытости» тех реальных значений и смыслов «правил игры» и «рамочных условий», которые устанавливают «высшие агенты».

Трудности исследования феномена коррупции связаны с его многогранностью и проникновением в различные сферы, традиционно являющиеся объектами изучения различных общественных наук, применяющих различный инструментарий и использующих собственный понятийный аппарат. Для учёного коррупция – это не столько проверка слухов о том, что чиновник (бюрократ, политик, начальник) получил от бизнесмена (подчинённого) взятку в определённом размере за ускорение какого-то его дела, сколько – изучение объективных условий и социальных фактов и реальных практик, способствующих её возникновению, её росту или возможному ограничению, анализ разнообразия её видов, её негативные и, если таковые имеются, также её позитивные последствия.

Совокупность многообразных массовых практик формирует реальную жизнь российского общества. Однако не все социальные практики носят институциональный характер. Институциализируются преимущественно те из них, которые отличаются большей значимостью и массовостью, а также устойчивостью и традиционностью. В здоровых обществах и в нормальных условиях государственные законы и нормы воспринимаются большинством граждан как справедливые и реализуются в массовых социальных практиках.

Скандалы и разоблачения злоупотреблений властью в корыстных целях на фоне всё углубляющегося социального неравенства подрывают авторитет самой власти, дискредитируют демократию, создают опасность поворота к диктатуре, одним из лозунгов которой может быть борьба с коррупцией. В современной России коррупция теряет криминальный статус, «как бы» легализируется – становится повсеместной практикой.

 

 

2.Исторические корни коррупции

Исторические корни коррупции восходят, вероятно, к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в древних обществах плата жрецу или вождю была нормой. Коррупция, как это ни удивительно, тесно связана с ростом централизации, дисциплины и строгости законов. Мы часто видим вещи однобоко, сводя коррупцию лишь к жадности определенных лиц, но ведь, как известно, во многих случаях взяткодатели буквально осаждают чиновников, т.е. люди сами стремятся давать взятки, видя в этом для себя какую-то явную выгоду. Коррупция, в определенном смысле, — плата за свободу в жестких социальных системах. Чем более централизованным являлось государство, тем более строго оно ограничивало самостоятельность граждан, провоцируя чиновников к тайному нарушению закона в пользу подданных (конечно, риск должен быть оплачиваем), желающих избавиться от строгого надзора. Показательные наказания коррумпированных чиновников обычно не давали результатов, ибо на место устраненных тут же являлись новые искатели выгод. У правительства обычно не было сил для тотального контроля, и оно довольствовалось поддержанием некоей «терпимой нормы» коррупции, пресекая лишь опасные ее проявления. Наиболее явственна эта умеренная терпимость к коррупции на Востоке, где она воспринимается издревле философски спокойно — как естественное социальное явление. Так, один древнеиндийский автор с грустью констатировал, что «подобно тому, как нельзя не воспринять мед, если он находится на языке, так и имущество царя не может быть, хотя и в малости, не присвоено ведающими этим имуществом».

Перелом в отношении общества к личным доходам чиновников произошел в Западной Европе, начиная с Нового времени. Либеральная идеология, основанная на идее «общественного договора», провозглашала, что подданные платят налоги государству в обмен на то, что оно разумно вырабатывает законы и строго следит за их выполнением. Личные, вассально-ленные отношения в феодальном государстве сменились служебными, функциональными. Соответственно, получение чиновником личного дохода помимо положенного ему жалования начали трактовать как преступление против общественной, морали и норм закона. В итоге коррупция чиновников хотя и не исчезла, однако резко сократилась. В ХХв. наступает новый этап в эволюции коррупции в развитых странах. Это было связано как с укреплением государственного регулирования, так и с развитием крупного бизнеса, его попытками вмешательства в политическую систему (партийная коррупция, лоббирование). Новый гигантский всплеск коррупции связан с появлением во второй половине ХХ в. большого числа политически самостоятельных стран «третьего мира», где восточные традиции личных отношений между начальником и просителями соединились с новыми централизованными технологиями управления и использованием западными корпорациями «восточной специфики». К примеру, президент Индонезии Сухарто был известен как «мистер 10 процентов» (вспомним нашего «Мишу 3 процента»), поскольку всем действующим в этой стране иностранным корпорациям предлагалось платить четко обозначенную взятку президенту и членам его семейного клана. В 1975 г. в Нигерии щедро подкупленное правительство сделало за рубежом заказы на столь гигантское количество цемента, которое превосходило возможности его производства во всех странах Западной Европы и в СССР вместе взятых. В «третьем мире» появились так называемые «клептократические» режимы (на Филиппинах, в Парагвае, на Гаити, в большинстве африканских стран), где коррупция тотально пронизывала все виды социально-экономических отношений, и без взятки просто ничего не делалось. Но не только отсталые страны могли похвастаться такими масштабами коррупции. В 70 гг. ХХ в. прогремел скандал с американской фирмой «Локхид», которая для продажи своих не совсем хороших самолетов давала крупные взятки высокопоставленным политикам и чиновникам ФРГ, Японии и других стран. Примерно с этого времени коррупция стала осознаваться как одна из глобальных проблем современности, мешающая развитию всех стран мира

В русском законодательстве взятка, или «посул», как она тогда называлась, впервые упоминается в правовых документах конца XIV в. Традиции подношений и подарков представителям власти первоначально были основным источником содержания государственного аппарата в Древней Руси. В основе административной системы лежали так называемые «кормления», когда представители центральной власти на местах не получали жалованья, а содержались, или «кормились», за счет подвластного населения. Его размеры определялись официальными документами и обычаем, потому взяток в современном смысле слова не могло быть. «Посул» понимался как злоупотребление в кормлении, как превышение норм.

С формированием централизованного аппарата управления (XVI в.) в России постепенно появляется бюрократия — слой чиновников, получавших жалование из казны, однако живы были еще и традиции системы кормлений, когда чиновники кормились не с подвластной территории, а с собственной должности. Ярым борцом с коррупцией был Петр I, который запретил любые подношения чиновникам, однако именно при нем взяточничество и казнокрадство становится воистину всеобщим явлением. Петр постоянно лупил одного из самых выдающихся казнокрадов в истории России, своего «мин херца» А.Д. Меншикова, повесил прославившегося грабежом местного населения первого сибирского губернатора князя Матвея Гагарина, однако подобные акции не меняли положения вещей. Даже возглавивший по личному указанию императора борьбу с казнокрадством и взяточничеством обер-фискал Нестеров сам в конце концов был казнен за взятки.

В русской культуре взятка обретает бесчисленные выражения. От эпохи средневековья наследуются образы «шемякина суда» и «московской волокиты». Чиновников в народе веками называли «крапивным семенем». В великой империи взятка имела множество имен: тюркские — «бакшиш», «хабар», украинское — «магарыч». Классическая литература донесла до нас такие эвфемизмы взятки, как: «барашек в бумажке», «рекомендательное письмо за подписью князя Хованского»

 

3.Классификация коррупции

Коррупцию можно классифицировать, используя различные признаки, критерии и особенности проявления.

В частности, можно выделить следующие виды коррупции:
-    административную и как ее разновидность бытовую;
-    деловую;
-    коррупцию, связанную с "пленением" или захватом государства;
-    политическую.
Административная коррупция.

Под административной коррупцией понимается намеренное внесение искажений в процесс предписанного исполнения существующих законов, правил с целью предоставления преимуществ заинтересованным лицам. 
Классическим примером административной коррупции является мелкий торговец, вынужденный давать взятки бесконечной веренице официальных инспекторов, районным начальникам, местным правоохранительным органам, различного рода "крышам" и др. 
Кроме того, к административной коррупции можно отнести взятки с целью получения различного рода разрешений, таможенного оформления, получения государственных заказов и др.
По данным социологических исследований, проведенных в странах СНГ, средний размер выплат, связанных с административной коррупцией, в конце 90-х годов оценивался в среднем в 3,7% валового годового дохода компании. Аналогичный показатель для малых компаний оказался почти в три раза больше.
Разновидностью административной коррупции является бытовая коррупция, которая порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В нее входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. К этой категории также относится кумовство (непотизм). Этот вид коррупции наиболее распространен в сфере услуг

Деловая коррупция
Деловая коррупция возникает при взаимодействии бизнеса и власти. Деловая коррупция - плата предпринимателями денежных средств или материальных ценностей государственным или муниципальным служащим по делам своей

Фирмы. Например, в случае хозяйственного спора стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу.
Результаты различных научных исследований свидетельствуют, что в мире нет государства, где вера в чиновника была бы абсолютной. 
Проведенные в конце 90-х годов социологические исследования и опросы о распространенности коррупции в разных странах и среди различных категорий сотрудников дают весьма показательные печальные результаты. 
В частности, в возможность того, что ваш непосредственный начальник хотя бы раз в жизни брал взятку, в Италии верили 100% опрошенных, во Франции - 75, в Нидерландах - 70, в Германии - 68, в США - 56, в Японии - 43, в Норвегии - 30%.
В Германии, согласно официальной полицейской статистике, в середине 90-х годов прошлого столетия в получении взяток было уличено около 2 тыс. государственных чиновников. По оценкам специалистов, ежегодные потери страны от заключения различных контрактов за взятки оценивались в 10 млрд немецких марок

"Пленение государства
"Пленение государства" как разновидность коррупции в мировой практике рассматривается как деятельность отдельных лиц, групп или фирм как в государственном, так и в частном секторе с целью воздействия на формирование законов, законодательных актов и других инструментов государственной политики. 
Тем самым обеспечиваются определенные преимущества в процессе перераспределения государственной собственности и финансовых ресурсов в свою пользу.
Среди основных видов деятельности, подпадающих под это определение, можно выделить следующие:
-    формирование структуры органов исполнительной и законодательной власти;
-    выпуск необходимых нормативно-правовых актов;
-    неправомерное распоряжение средствами Центрального банка;
-    незаконные взносы в партийные кассы со стороны частных лиц;
-    "продажа" частным предпринимателям парламентских голосов и др.
В истории современной России сильное влияние на исполнительную и законодательную власть в середине 90-х годов прошлого столетия оказывали избранные, или, как их называли, "назначенные олигархи". Сложившуюся ситуацию в тот период в России можно назвать фактическим пленением государства. Поскольку среди олигархов большинство имели отношение к банковской сфере, в народе эта ситуация получила название "семибанкирщина". 

Политическая коррупция 
Особой разновидностью коррупции на международной арене является политическая коррупция. Политические аспекты феномена коррупции весьма многогранны и противоречивы. 
В послевоенный период эту форму коррупции активно используют США для продвижения своего имперского влияния во многих странах мира. Следует подчеркнуть, что глобализация неотделима от империй. 
Нельзя понять природу глобализации, если не осознавать, что США - американская империя - это то, что лежит в основе современного этапа глобализации и является движущей силой этого процесса.
Под империей мы понимаем государства, которые занимаются экспортом институтов, идей, культуры, стиля жизни своего основного народа за пределы своих границ для обеспечения собственных национальных интересов. Эти институты и культура могут насильственно насаждаться за пределами страны, а могут перениматься в добровольном порядке. 
За долгие годы в Америке создан достаточно эффективный механизм продвижения своих национальных интересов, в том числе используя коррупционные механизмы, для отбора и подготовки национальных кадров, которые затем продвигаются во властные структуры, в том числе и на самые высокие должности. 
Для достижения своих политических целей США активно используют международные, региональные, неправительственные организации, государственные и частные фонды. 
Среди таких организаций следует выделить:
-    Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ);
-    Национальный демократический и международный республиканский институт (Фридом хаус);
-    Ассоциацию бывших членов конгресса США (USAFMC);
-    Национальный фонд в поддержку демократии;
-    Институт устойчивых сообществ (Institute for sustainable communities);
-    Корпорацию "Вызовы тысячелетию" (Millenium challenge corporation);
-    фонды "Евразия", "Понтис", "Вестминстер", фонд Форда, фонд Сороса и др.
На финансовой и юридической поддержке и подготовке соответствующих кадров специализируются неправительственные организации. Ассоциация американских юристов (American bar association) и Законодательная инициатива для стран Центральной и Восточной Европы (Central and Eastern Europe Law Initiative CEELI). 
Подкуп, отбор и подготовка соответствующих кадров осуществляются непосредственно при поддержке спецслужб США. 
В конце прошлого столетия коррупционные механизмы американцы активно использовали в Сербии, Польше, Черногории, Грузии, Казахстане, Киргизии, на Украине. Классический пример в этом плане. После прихода к власти в Грузии М. Саакашвили грузинским государственным чиновникам фактически легально платили зарплату из фонда американского миллиардера Джорджа Сороса. 
Примерно такая же ситуация существовала на Украине, особенно в период так называемой оранжевой революции.

 

 

 

4.Причины коррупции

Коррупция, ее характер, масштабы и особенности развития – это не только следствие нерешенных государственно-политических, социальных и экономических проблем страны, ее корни уходят глубоко в историю России. Но коррупция, как показывает мировой опыт, всегда растет в условиях трансформации общественных отношений. Это относится и к нынешнему переходу России от тоталитарного государства к демократическому и правовому, переходу от централизованной экономики к рыночной, от закрытого, подавленного государством общества к открытому, демократическому. Противоречия этого перехода обусловили возникновение взаимосвязанного комплекса причин стремительного роста и масштабного распространения коррупции.

Главными причинами широкого распространения коррупции в России сегодня являются слабость и неэффективность государства, неразвитость гражданского общества, сырьевая направленность и теневой характер экономики, так сказать, взяткоемкость законодательства, моральная и духовная деградация российского общества. Остановимся на главных причинах коррупции.

Сила государства состоит не в его способности доминировать во всех общественных сферах. Сила государства – в его способности обеспечивать неукоснительное соблюдение законов, в его ответственном служении народу. Слабое государство нарушает законы, не исполняя свои конституционные обязанности по соблюдению и защите прав и свобод человека. Нарушая, например, экономические права и свободы – право частной собственности, право на свободу предпринимательской деятельности, на равенство прав в конкуренции – слабое государство тем самым, с одной стороны, порождает коррупцию, так как административные барьеры предприниматели преодолевают взятками. А с другой – слабое государство препятствует становлению и развитию малого и среднего бизнеса, который является основой среднего класса, главной движущей силы гражданского общества. Отсутствие в стране развитого и активного малого и среднего бизнеса, в свою очередь, препятствует подъему экономики, снижению уровня бедности, росту благосостояния россиян.

Следствием слабости государства является замедление процесса модернизации страны. Потому что слабое государство не может пресечь произвол чиновников, которые, защищая свои источники получения статусной ренты, всячески препятствуют осуществлению необходимых стране преобразований.

Так, в регионах по-прежнему не выполняются законы, что во многом обесценило проведенную федеральной властью работу по приведению регионального законодательства в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством. Реформа государственной службы фактически свелась к законодательному закреплению «табели о рангах». Государственная служба по-прежнему остается закрытой, непрозрачной для общества, а, следовательно, неподконтрольной гражданам. Административная реформа по существу не привела к разграничению правоустанавливающих и правоприменительных функций, к реальному сокращению объема избыточных государственных функций, которые являются благоприятной средой для коррупции.

Судебная реформа, в рамках которой были приняты новые законы и улучшено финансирование судов, так и не привела к главному – доступному, скорому и объективному правосудию. Более того, общество увидело, что гораздо откровеннее стал попираться сам смысл правосудия. Вместо равенства всех перед законом и судом превалирует административный ресурс. Значительная часть судебных решений определяется не конкуренцией обвинения и защиты, а конкуренцией взяток. И как показывает практика, граждане, потерявшие надежду добиться справедливости в суде, ищут другие, далеко не правовые, методы решения своих проблем. И зачастую убеждаются, что незаконным, теневым путем они имеют больше шансов добиться по существу справедливого решения. Все это подрывает доверие к власти, препятствует формированию правового государства и сильного гражданского общества, закрепляет в общественном сознании старые стереотипы: «где суд, там и неправда», «судьям то полезно, что в карман полезло». Поэтому без успешного проведения судебной реформы вообще невозможна модернизация страны.

До сих пор не началась реформа правоохранительной системы. Органы охраны правопорядка по-прежнему работают неэффективно. Оставаясь неподконтрольными обществу, они не способны защитить безопасность граждан.

Практически нет серьезных продвижений в реформах систем образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения и жилищно-коммунального хозяйства. Между тем, сфера социальных услуг по-прежнему закрыта, непрозрачна и неэффективна, а потому коррумпирована и несправедлива.

По данным экспертов, уже сейчас пробуксовка работы госаппарата сокращает темпы роста ВВП на 1,5–2 процента в год. В ближайшие пять лет из-за этого рост может резко замедлиться или прекратиться. Причина, по которой модернизация экономики оказалась заблокированной, заключается в том, что от перераспределения природной ренты дивиденды правительственных чиновников несравнимо выше, чем от попыток вести преобразовательную, ответственную экономическую политику.

Безответственная, некомпетентная коррумпированная бюрократия не заинтересована в реальной модернизации экономики. Ориентируясь на экстенсивные факторы роста бюджетных доходов – высокие мировые цены на нефть, увеличение доли отчислений из регионов в пользу федерального центра, сохраняющийся значительный налоговый пресс, – неэффективная, коррумпированная исполнительная власть до сих пор не реализовала имевшиеся благоприятные возможности для структурных реформ экономики, создания и внедрения новых технологий и развития наукоемких производств. В результате Россия не в состоянии составить конкуренцию развитым странам мира.

Процесс искоренения причин коррупции заключается в строительстве современного демократического, правового государства, эффективной рыночной экономики, формирования сильного гражданского общества, создании условий для развития свободной, созидательной, активной и ответственной личности.

Данный процесс должен начаться с исполнения законов. Беззаконие власти – это неисполнение государственной властью своих обязанностей. Беззаконие лишает главный субъект рыночных отношений – малый и средний бизнес – возможности свободного и эффективного развития. Беззаконие лишает личность – главную движущую силу гражданского общества – возможности развивать свои способности, права и свободы. Соблюдение же законов позволяет развивать созидательный потенциал человека, открывает возможности для широкого развития малого и среднего бизнеса, позволяет работать конкуренции, внедрять инновации и наукоемкие технологии. В итоге соблюдение законов создаст благоприятные условия для роста экономики, ликвидации бедности, формирования сильного среднего класса, эффективного государства, конкурентоспособной страны. Чтобы государственная власть добросовестно исполняла законы, общество должно ее постоянно контролировать. Важнейшим условием такого контроля является информационная прозрачность органов власти. Главным направлением антикоррупционной деятельности государства и общества является установление информационной прозрачности в функционировании исполнительной, законодательной, судебной власти, правоохранительных органов и органов местного самоуправления.

Важно подчеркнуть, что в современном мире движущей силой социального прогресса является движение информации. В связи с этим любая система контролируется такой подсистемой, которая обладает большим информационным потенциалом и потребляет при этом наименьшее количество энергии.

Информационный обмен в современном обществе способствует формированию новой среды обитания, новых социальных и моральных ценностей, нового образа жизни и новых принципов управления. Информационно закрытые системы сегодня неконкурентоспособны. Поэтому информационная прозрачность – движущая сила общества и власти. Она не только влияет на изменение правил поведения власти, повышая ее ответственность и эффективность работы на благо общества, но и способствует качественному изменению самого общества.

В тех странах, где люди имеют полноценную информацию о деятельности власти, нет коррупции, а государство соблюдает законы, то есть права и свободы человека, работает ответственно и эффективно на общее благо. С другой стороны, именно закрытость, утаивание правды, монополия на информацию есть основное оружие бюрократии, с помощью которого она пытается навязать обществу свою волю, оставаясь при этом без контроля. Следствием является ее безответственность, беззаконие, коррумпированность, некомпетентность и недееспособность в служении людям.

Вот почему такие успешные страны, как Финляндия, Дания, Исландия, Новая Зеландия, где, по данным «Трансперенси Интернешнл», практически нет коррупции, занимают первые места по уровню свободы прессы в рейтингах международной организации журналистов «Репортеры без границ». Информационная прозрачность, таким образом, модернизирует страну, создает условия для роста ее конкурентоспособности, укрепления государства, гражданского общества, а в конечном итоге, искоренения коррупции.

Задача гражданского общества состоит в том, чтобы ускорить этот процесс. В связи с этим Общественный антикоррупционный комитет разработал законопроект «О гарантиях предоставления информации о деятельности и решениях государственных органов и органов местного самоуправления». Цель законопроекта – установить правовые процедуры общественного контроля над деятельностью органов госвласти и органов местного самоуправления посредством обеспечения открытости, информационной прозрачности их деятельности. Действие закона должно распространяться на исполнительную, законодательную, судебную власти, другие государственные органы, а также органы местного самоуправления и их должностных лиц в целях усиления их подотчетности гражданскому обществу.

В стране не должно быть ни для кого монополии на информацию. Информация только тогда обретает общественную пользу, когда она открыта для всех, сокрытие правды наносит обществу вред. Доступ к информации органов государственной власти нельзя делать платным. Наконец, информация должна быть полной, исчерпывающей и постоянно обновляемой.

Законопроект закрепляет гарантии реализации права на информацию, определяет порядок ограничения доступа к информации, устанавливает порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением информации. Определяет способы получения официальной информации. В частности, путем опубликования информации на сайтах государственного органа, органа местного самоуправления в сети Интернет, опубликования в средствах массовой информации, обеспечения непосредственного доступа к документам и материалам, а также к заседаниям соответствующих органов, предоставления документов и материалов на основании запроса.

Законопроект вводит порядок опубликования официальной информации, информации о текущей деятельности, принимаемых решениях и официальных событиях. Закрепляются нормы, стимулирующие распространение официальной информации в негосударственных СМИ. Устанавливаются конкретные процедуры непосредственного доступа к документам и материалам госорганов и органов местного самоуправления. Принципиально важным в данных правовых процедурах является обеспечение доступа к информации на основе технологий сети Интернет.

Впервые в законодательстве устанавливается, что все властные учреждения обязаны сообщать для всеобщего сведения полную информацию о своей деятельности за исключением секретной, перечень которой определен в этом законопроекте.

Все принимаемые органами исполнительной, законодательной и судебной власти и органами местного самоуправления решения, в том числе коллегиальные, должны иметь автора, то есть ответственное лицо, которое эти решения подготовило. Это является условием повышения ответственности и компетентности государственных и муниципальных служащих, судей, депутатов, работников правоохранительных органов. Все принимаемые органами власти решения вступают в силу только после опубликования, размещения их в Интернете и соответствующих информационных источниках.

Обнародование сведений федеральными и региональными органами исполнительной власти об исполнении бюджета, о реализации целевых программ, об открытых конкурсах, аукционах, тендерах, экспертизах и условиях их проведения, безусловно, будет способствовать повышению ответственности и компетентности работы госслужащих, устранению причин и условий коррупции. Раскрытие содержания всевозможных распоряжений, инструкций, экспертиз на поставку товаров поможет изжить лоббизм коррумпированных чиновников. Обнародование информации о размере и источниках предоставления иностранной помощи, о международных организациях, с которыми сотрудничают исполнительные органы власти, позволят защитить граждан от теневых финансовых махинаций.

Полная публикация с помощью Интернета не только всех принятых законодательных и нормативных актов, но и их проектов, принятых и вносимых поправок, актов, обжалованных в суде и отмененных судом, будет препятствовать уводу в тень законотворческой деятельности исполнительной власти. Обнародование всех отзывов должностных лиц на законодательные инициативы поможет обнаружить механизмы лоббизма, который зачастую выходит за рамки правового поля. Принципиально важным в подготовке законопроектов исполнительной властью является введение практики служебной антикоррупционной экспертизы в министерстве юстиции, результаты которой также должны публиковаться.

Особенно важно обеспечение прозрачности и открытости в связи с инициативами о новом порядке избрания губернаторов. Существует такая точка зрения, что новая система выборов руководителей регионов депутатами региональных законодательных собраний по представлению президента России еще больше усилит коррупцию. Многие опасаются, что при этой системе лоббистские группировки будут предлагать свои кандидатуры, их выбор будет непубличным, фактически назначенные таким образом руководители регионов будут работать на интересы выдвинувших их лоббистских группировок, а не на государство и его граждан. Отсюда делается вывод, что при новой системе выборов руководители регионов будут всю ответственность за свои действия перекладывать на президента России, а ответственности перед гражданами у них не будет никакой.

Чтобы этого не произошло, необходимо всю деятельность высших должностных лиц регионов сделать информационно прозрачной, а следовательно, подконтрольной обществу. И тогда уже не важно, лоббистские группировки привели к власти того или иного руководителя региона, избран он с подачи президента России депутатами законодательной власти субъектов федерации регионов или на прямых выборах всеми гражданами. Принципиально важно, что граждане будут иметь возможность контролировать деятельность высшего должностного лица субъекта федерации постоянно, а не раз в 4–5 лет во время выборов. Тем самым во многом снимается проблема коррупции.

Доступной и прозрачной должна быть деятельность законодательной власти. Федеральный парламент, законодательные собрания субъектов Российской Федерации, представительные органы местного самоуправления должны размещать на своих сайтах не только все принятые законодательные акты, но и их проекты, принятые и внесенные поправки, постановления, а также все отзывы должностных лиц исполнительной власти на законодательные инициативы. Необходимо размещать и информацию о поименном голосовании депутатов.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.