Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Этнос и его виды

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 19.05.13. Год: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?

 



 

Содержание:

 

Введение....................................................................................................3

1.      Понятие этноса, его структура..........................................................4

2.   Социально-историческая типология этноса....................................9

Заключение...............................................................................................12

Список использованной литературы......................................................13

 

Введение

 

Общество – совокупность самых разных групп: больших и малых, реальных и номинальных, первичных и вторичных. Группа – фундамент человеческого общества, поскольку само оно – одна из групп, но только самая большая. Численность групп на Земле превышает численность индивидов. Такое возможно потому, что один человек способен состоять сразу в нескольких группах.

Под социальной группой принято понимать любую совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям. Такими являются пол, возраст, национальность, раса, профессия, место жительства, доходы, власть, образование и некоторые другие.

Ученые доказали, что многие особенности человека – способность к абстрактному мышлению, речь, язык, самодисциплина и нравственность являются итогом групповой деятельности. В группах рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии. Иначе говоря закладывается фундамент социальной жизни. Человек нуждается в группе и зависит от нее. Люди выживают только сообща. Изолированный индивид – скорее исключение, нежели правило.

Уже в Древности люди жили группами. И сегодня человек не мыслит себя вне группы. Он – член семьи, ученического класса, молодежной тусовки, производственной бригады, спортивной команды.

Согласно Дж. Мильтон Уингеру, этническая группа – это часть общества, члены которой осознают себя носителями общей для данной группы культуры [4, стр.306].

Цель работы раскрыть тему социология этноса. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.      дать понятие этноса;

2.      рассмотреть структуру этноса и его классификацию;

 

1. Понятие этноса, его структура

 

Когда говорят об этносе, то сразу же вторгаются в пограничную область, лежащую на пересечении социальной и биологической сфер. Этнос в широком смысле – это народность или нация, он сочетает в себе и биологические, и социальные свойства.

Человек, как известно, входит в состав приматов (от лат. Primates – первое, высшее место) – отряда млекопитающих, включающих два подотряда: полуобезьяны и обезьяны. Отряд приматов насчитывает более 200 видов  - от лемуров до человека. Полуобезьян насчитывается около 50 видов, а обезьян – 150. И только человек представлен одним видом. Это означает, что все люди, независимо от расы и национальности, принадлежат к одному виду, то есть являются кровными родственниками.

Откуда же взялось такое разнообразие типов людей – желтолицые монголоиды, чернокожие негроиды и белолицые европеоиды? А если учесть различия национальностей, физического роста, строения тела и прочие признаки, то создается впечатление, что человечество столь же биологически разнообразно, как разнообразен, скажем, мир обезьян.

Причиной великого разнообразия типов человека только отчасти служат физические факторы – географическое место обитания или климат. Определяющими же выступают социальные факторы. Черная кожа или узкие глаза, малый рост или белый цвет лица – это биологическая реакция человеческого организма на жаркий или холодный климат, сильные ветры, нехватка солнечных лучей и т.д. являясь единственным биологическим видом, человечество состоит из многочисленных групп, характеризующихся как природными, так и общественными признаками. Биологические признаки ответственны за то, что люди делятся на три расы, два пола и несколько возрастов: чернокожие и белолицые, мужчины и женщины, дети, юноши, взрослые, пожилые и старики. Но на других признаках власть природы над нами затухает, а затем и вовсе исчезает. Действительно, такие признаки как национальность, экономические, профессиональные, политические, религиозные, культурные статусы задаются обществом, а не природой.

В результате можно утверждать, что гораздо большее значение имеет социальная реакция человека на физические факторы. Географическая изолированность, труднопроходимая местность, речные низины и т.д. – все это отразилось на образе жизни, менталитете, языке, привычках и традициях, культуре тех кровнородственных общностей, которые компактно обитали в данной местности, определило характер и своеобразие этих общностей. Такие общности называют этносами [1, стр.146].

Этнос (от греч. ethnos – племя, народ) – собирательное название для больших по численности кровнородственных групп людей, образующих племя, народность или нацию. Эти три типа социобиологических общностей – племя, народность и нация – образуют виды, подобно тем, которые у обезьян составляют шимпанзе, гориллы, макаки. Но это не биологические, а социо-исторические виды. Иначе их называют историческими формами этноса. 

Итак, человечество отличается от всех или большинства других видов живых существ своей единственностью. От своих собратьев по животному миру человек отличается, кроме прочих признаков, еще и тем, сто люди знают бабушек и дедушек. Это свойство предполагает, что только у людей существует межпоколенная связь, передаваемая не биологическим, а социальным путем.

У животных нет  и не должно быть социального явления «старшее поколение», выход на пенсию, социализация пожилых людей и т.п. Если у животных нет стариков как самостоятельной группы, то нет и такого явления, как поколение.

К этническим общностям кланы, племена, народности, нации, семьи, роды. Они объединяются на основе генетических связей и составляют эволюционную цепочку, началом которой выступает семья [2, стр.82].

Семья – наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения (бабушка, дедушка, отец, мать, дети). Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Роды объединялись в кланы. Клан – группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку. Несколько кланов, объединившись, составляют племя.

Итак, этносы существуют как устойчивые межпоколенные общности людей. Проявляются два признака этноса – быть кровнородственной группой и межпоколенной общностью. Первый – целиком биологический, второй – уже с серьезной примесью социальных факторов. Этнос – пограничная категория. У него двойственная природа – биологическая и социальная. В отличие от него классы, сословия, профессии – чисто исторические и социальные группы. Этим этнос и выделяется во всем множестве социальных групп, образующих социальный состав населения.

Людей объединяет в единый этнический организм, например, в нацию древнее происхождение от общего предка, но также общность исторической судьбы, общие традиции, культура, особенности быта. Список общих черт этноса можно продолжить, добавив два очень важных фактора – общность территории и общность языка.

Язык – отличительный признак этноса. Обычно один этнос – один язык. Однако нередко на одном языке могут говорить несколько народов. Например, почти все народы Латинской Америки говорят на испанском зыке, хотя это разные народы: чилийцы, аргентинцы, мексиканцы и т.д.; на английском языке говорят не только англичане, но и англо-канадцы, американцы, австралийцы, и некоторые другие народы.

Этносы формируются на определенной территории, а позднее могут переселиться в другое место или освоить новые территории. Этносы формируют общий язык. Со временем он обогащается новыми словами, расширяется, видоизменяется, но суть остается прежней. Территория и язык как бы намертво припаяны к этносу. Зарритория и язык как бы намертво припаяны к этносу. звидоизменяется, но суть остается прежней.ь новые территории.сть, круговую п что борются малые народы? За свою территорию, т. е. землю предков, и за свой язык, на котором эти предки говорили. Борются часто не на жизнь, а на смерть. Большинство этносов проживают компактно на определенной территории, название которой нередко совпадает с названием этноса. Действительно, французы проживают во Франции, испанцы – в Испании, англичане – в Англии.

Связь между этносом и территорией очень тесная. Это можно сказать и об обычаях, традициях, особенностях культуры, быта. Каждый народ имеет только ему присущие ритуалы, обряды, что отличает его от другого народа.

У некоторых этносов, долгое проживание на одной территории накладывает отпечаток на миросозерцание, образ жизни, хозяйственный уклад, манеру общения. Таких народов большинство. А некоторые чуть ли не всю жизнь бродили по земному шару. Например, цыгане. Общаясь с самыми разными народами, цыгане, тем не менее, сохранили самобытность и их легко отличить от других этносов. А почему? Видимо, не меньшую роль играет еще один признак общего – не территория или язык, а этническое самосознание. Надо чувствовать свою принадлежность к своему народу и его исторической судьбе, только тогда можно сохранить его традиции и ценности. Цыгане, где бы они не скитались, носили с собой свои традиции. А русские часто легко усваивали чужое, в Америке становясь американцами, в Германии – немцами. Конечно не все. Но десятки миллионов русских, рассеянных по всему свету, или полностью забыли свои традиции или с трудом удерживают их, передавая их детям, которые по-русски не могут сказать ни слова.

Таким образом, та или иная группа людей, называемая этносом, характеризуется следующими признаками:

?      кровное родство – единство происхождения от общего предка;

?      устойчивая межпоколенная преемственность;

?      единство территории;

?      единство языка;

?      общность исторической судьбы;

?      общая культура и традиции;

?      общее самосознание.

Эти признаки можно назвать этнообразующими факторами [1, стр.149] .

 

 

2. Социально-историческая типология этноса

 

Ученые выделяют три исторические формы (типа) этноса, а именно:

?      племя;

?      народность;

?      нация.

Этнос – довольно позднее историческое образование, он возник в эпоху верхнего палеолита. Палеолит продолжался с возникновения человека (св. 2 млн. лет назад) примерно до 10-го тысячелетия до н.э. Верхний палеолит – это последние 100 тыс. лет.

Племя – исторически первая ступенька формирования этноса. Племя включает значительное число родов и кланов. Они обладают собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь), общими церемониями. Их численность доходила до десятков тысяч человек. Этот тип этнической организации свойственен родовому строю и просуществовал вплоть до его распада, т.е. многие тысячелетия. Племени свойственны все основные признаки этноса: территория, язык, самосознание. Племя обладает общими особенностями культуры, воплощенными в сложных и неповторимых ритуалах и обрядах, а также общими особенностями психологии и поведения.

В племенном самосознании особо важную роль играет представление об общности происхождения от какой-либо реальной или мифической личности, а иногда – от животного или даже растения. Тотемизм, фетишизм и анимизм, суть порождение родоплеменного общества.

В эпоху распада родового строя и формирования классового общества племена объединяются в союзы, на основе которых возникает новый исторический тип этноса – народность, свойственная эпохе рабовладения и феодализма.

Народность – этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют языковую, территориальную, экономическую и культурную общность. Народность по численности превышает племя, кровнородственные связи не охватывают всю народность.

Решающую роль в превращении союза племен в народность играет государство. Оно объединяет обширные территории, устанавливая более тесную связь между людьми и этническими группами.

Народности – неустойчивые этнические образования. В эпоху феодализма они распадаются на более мелкие части, из которых постепенно формируются новые этносы.

На базе народностей в эпоху капитализма формируются нации – высший исторический тип этноса. Нация возникает в период преодоления феодальной разобщенности и зарождения капитализма. В этот период складываются и достигают высокой степени развития политические организации, внутренний рынок и единый хозяйственный уклад, собственная литература и искусство.

Нации более многочисленны, чем народности, они насчитывают десятки и сотни миллионов людей. На почве единых языка, территории и экономики формируется единый национальный характер и психический склад. Возникает очень сильное чувство солидарности со своей нацией. Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты это признаки того, что нация сформировалась и борется за свой суверенитет.

Рыночная экономика – основа капитализма – требует свободного перемещения капиталов, товаров и рабочей силы в пределах широкой территории. Капиталы и товары легко пересекают политические границы. Формируются мощные централизованные государства, под которые создается международный рынок труда, капиталов и товаров. Именно эти два фактора – рыночная система и мощные централизованные государства – выступают основными причинами объединения разрозненных, но близких по культуре и этническим признакам групп населения в единое целое.

Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть общий язык, религия, но объединяющая их национальность сформировалась благодаря общей истории и культуре.

При сравнении черт этноса и нации можно подметить такую закономерность: по мере того, как этнос проходит эволюцию от племени и народности к нации, в нем убывают биологические черты и нарастают социально-политические. Решающим для формирования наций называют ХХ век [1, стр.161].  


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.