Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Психология общения и воздействия на человека

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 19.05.13. Год: 2012. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ

 

Традиционно к социально-психологическим  способам влияния относили внушение, заражение, подражание, убеждение. На самом деле к их числу также относятся слухи, рэкет, захват заложников, публичные террористические акты, аварии, эпидемии, митинги, демонстрации, голодовки, стачки, забастовки, акты самосожжения, использование средств массовой информации, модификация поведения, религия, мода, реклама, психотропное оружие. При этом способы влияния могут быть правовыми и анти правовыми, стихийными и умышленными.

 

Внушение – неосознанное влияние одного человека на другого, вызывающее определенные изменения  в его психологии и поведении.

 

Подражание – осознанное или бессознательное поведение  человека, направленное на воспроизведение  поступков и действий других людей.

 

Заражение – психологический  термин, обозначающий бессознательную  передачу от человека к человеку каких-либо эмоций, состояний, побуждений.

 

Манипуляции - это скрытое  управление личностью, такое психологическое  воздействие на человека, которое  призвано обеспечить негласное получение  манипулятором односторонних преимуществ, но так, чтобы у партнера сохранялась  иллюзия самостоятельности принятых решений.

 

Вопрос о средствах  и механизмах социальных влияний  выходит за рамки социальной психологии, так как это междисциплинарная  проблема. Она может быть решена только при координации усилий психологов, физиков, медиков, гигиенистов и  других специалистов. Психотерапевтическое вмешательство предполагает позитивные изменения личностной и групповой роли посредством применения тренингов, психодрамы.

 

Говоря о социально-психологическом  воздействии, нельзя не сказать о  технике его применения. Вообще психотехника как научное направление имеет  давнюю историю. Своими корнями она  уходит в 20-е годы, историю психологии труда. Здесь следует отметить наличие  частных теорий, связанных с разработкой  рекламы, применением средств массовой информации и т. п. Но об общей теории техники социально-психологического воздействия вести речь не приходится. Между тем далеко продвинулись разработки в области «модификации поведения», направленные на манипулирование массовым поведением, формирование общественного  мнения, установок. При этом все большее  распространение приобретает техника  гуманистической психологии, в частности  ненасильственного общения, разрабатываемая  научными центрами, расположенными в  Швейцарии и США.

 

История психологии воздействия  как самостоятельной научной  отрасли дает отчасти некоторые  основания для скептического  отношения позитивистов к научным  возможностям психологического знания, поскольку данная дисциплина стала  разрабатывать свой предмет прямо  в противоположной логической схеме. С начала становления этой области  предпринимались попытки решения, прежде всего практических задач  в целях управления психологическими, социально-психологическими, социальными  явлениями. Известная книга Аристотеля «Риторика», написанная приблизительно в 350 г. до н.э., специально была посвящена  искусству психологического воздействия  на других людей. В ней содержатся некоторые основные принципы социального  влияния и убеждения. С точки  зрения Аристотеля, успех убеждающего  воздействия зависит от того, кто  говорит, что говорит и кому говорит. Интересно отметить, что данная, ставшая классической формула убеждающего воздействия систематическую и всестороннюю экспериментальную апробацию прошла лишь в середине XX века благодаря знаменитой серии так называемых Йельских исследований, проведенных Карлом Ховландом и его учениками.

 

Однако эмпирические наблюдения и отдельные исследования в области  психологии убеждающего воздействия  и социального влияния, естественно, зафиксированы намного раньше. Психология в силу своей практической направленности всегда являлась сферой самого пристального интереса (как житейского, так и  научного).

 

Число научных концепций  психологического воздействия (общих  и специальных), разработанных различными психологическими школами, на сегодня  составляет несколько десятков. Объем  же конкретных эмпирических исследований и публикаций просто не поддается  охвату.

 

 

 

1. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО  ВОЗДЕЙСТВИЯ

 

1.1 Сущность социально-психологического  воздействия

 

Психология воздействия - одно из самых традиционных направлений  социально-психологического знания. Однако, несмотря на это, проблематика психологического воздействия и сегодня продолжает оставаться, пожалуй, наиболее популярной и интригующей сферой исследовательских  и практических интересов психологии. Такая ситуация связана в первую очередь с тем, что данная предметная область напрямую выходит на раскрытие  механизмов, способов и методов управления психическими явлениями; определяет общую логику развития и основную «сверхзадачу» социальной психологии как научно-практической дисциплины, указывает на наиболее проблемные узлы соприкосновения психологической науки и общественной практики, социального заказа.

 

На общеметодологическом уровне социально-психологической  теории психологическое воздействие  выступает в качестве системообразующей категории психологии, которая во многом определяет целевую перспективу (т.е. поиск законов управления психическими явлениями) и прикладной потенциал, общественное лицо этой науки, обусловленное реальной дееспособностью выявленных в ней законов и концепций, их применимостью в социальной практике. На более конкретном уровне методологического обобщения именно категория психологического воздействия и должна представлять собой основное понятие отсутствующей пока в отечественной науке прикладной методологии. Предназначение последней - перекинуть надежный мост между социально-психологической наукой и социальной практикой, воссоединить абстрактную научную мысль и живую человеческую реальность в целях научно обоснованного управления ею.

 

Структуру социально-психологического воздействия или социальных влияний  можно представить следующим  образом: субъект, объект, способы влияния, средства, механизм.

 

В качестве субъектов социальных влияний могут выступать как  человек, отдельная личность, так  и общности. По мере осложнения социальной обстановки характер субъектов воздействия  меняется. Например, в условиях чрезвычайного  положения управление в социальной сфере переходит к военным  органам.

 

Объектом социальных влияний  выступают самые разнообразные  социально-психологические явления: личность, общности, их образ жизни, стратификация общества, конфликты, социальная напряженность групп, толпа  и пр. Что же касается способов социальных влияний, то здесь можно условно  выделить как силовые административные приемы (применение военной силы), так  и не силовые (увольнение, система  наказания), а также социально-психологические  и психотерапевтические.

 

Вместе с тем в этой уже достаточно обширной исследовательской  области одно направление претендует на системный охват взаимоотношений  человека и среды в рамках психологического знания - это так называемая психология среды или экологическая психология.

 

За последние 20-25 лет в  мировой психологии возникло несколько  принципиально новых концептуальных подходов, пытающихся изучать целостные  взаимосвязи между человеком  и его окружением. Эти направления, будучи междисциплинарными, по характеру, получили различные наименования в  зависимости от своих предметных пристрастий (в качестве примера  можно назвать поведенческую  экологию, психологию архитектуры, социальную экологию, психогеографию и т.п.).

 

Центральным понятием экологической  психологии является понятие «место поведения», или «поведенческая ситуация». Место поведения - это определенным образом организованные и ограниченные во времени и в пространстве характеристики среды поведения, в рамках которой  конкретная деятельность и поведение  человека унифицированы и циклично повторяются, например, унифицированное  ролевыми предписаниями и характеристиками конкретной средовой обстановки поведение  людей в аптеке, гараже, школьном классе, на баскетбольной площадке и т. п.

 

Место поведения, объединяющее физические свойства ситуации и социальной нормы, однозначно детерминирует и  определенные паттерны поведения людей  в данной конкретной ситуации. Иными  словами, специфическое поведение, которое должно возникнуть, скорее можно предсказать или спровоцировать исходя из организации специфической  ситуации, чем на основе индивидуальных различий между людьми. Так «ведет себя» не столько сам индивид, сколько вся экологическая система (индивид и среда), которая изменяется во времени и в пространстве.

 

Довольно впечатляющим примером работы такой целостной системы, места поведения в ее воздействии (в данном случае отрицательном) на психологические характеристики людей  могут служить результаты тюремного  эксперимента, организованного американским психологом Ф. Зимбардо. Поведенческая ситуация эксперимента оказала настолько сильное дегуманизирующее влияние на испытуемых (обычных студентов), что эксперимент пришлось прекратить значительно раньше первоначально планируемого срока. Испытуемые слишком сильно стали идентифицировать себя как с физической средой (обстановкой тюремного заключения), так и с предписанными им ролями (либо заключенных, либо надзирателей), личностно отождествляться с соответствующими этим ролям специфическими моделями поведения и взаимодействия между собой.

 

К числу средств воздействия  можно отнести, в частности, современные  методы психологической конверсии  и индокринации, психопрограммирования и психологического контроля и так называемые активные методы социального обучения и т.п. Отличительной чертой этих методов и техник является то, что для достижения кардинальных психологических эффектов при использовании большинства из них преднамеренно и достаточно тонко варьируется целостный комплекс параметров как физического, так и социального окружения, а также учитываются индивидуальные характеристики объектов воздействия.

 

В качестве современного примера использования целого комплекса методов психологического воздействия в целях личностной конверсии (обращения в новую идеологию) в зарубежной литературе часто приводится случай с Патрицией Херст. Этот случай не только вызвал большой резонанс у американской общественности, но и получил всестороннюю научную интерпретацию в качестве классической модели личностно-преобразующего воздействия.

 

3 февраля 1974 г. 19-летняя  Патриция Херст, дочь одного из самых влиятельных газетных магнатов Америки, была похищена из дома в г. Геркли (Калифорния) группой молодых людей, назвавших себя «Объединенной свободной армией» (ОСА). Своей основной задачей эта организация провозгласила борьбу за свободу всех угнетаемых капиталистической системой. В качестве выкупа за Патрицию ОСА потребовала от семьи Херстов обеспечение продовольственными товарами калифорнийских бедняков на сумму в несколько миллионов долларов.

 

Но главная сенсация заключалась  не в этом, поскольку родители, в  конце концов, удовлетворили требования похитителей и путь к свободе  для Патриции был открыт. После двух месяцев плена, две недели из которых она провела под замком в маленьком чулане с завязанными глазами, девушка вдруг сделала открытое заявление о решении вступить в члены ОСА. Патриция публично отказалась от своей семьи и взяла себе новое имя - Таня - в честь кубинской революционерки - сподвижницы Че Гевары. В заключение Патриция-Таня выразила надежду, что семья и бывшие друзья попытаются понять как ее, так и происшедшие в ней изменения. В течение нескольких последующих месяцев ее видели вместе с другими членами ОСА, участвующими в вооруженном ограблении банка и ряда магазинов. 17 месяцев спустя ее арестовали. Таня улыбалась для прессы и в интервью провозгласила себя навсегда «городской партизанкой».

 

Ф. Зимбардо с сотрудниками подвергли специальному анализу этот случай и выделили ряд критических переменных, оказавших решающее влияние на конверсию Патриции Херст:

 

- изначальные политические  убеждения девушки, которые хотя  и не были достаточно хорошо  оформленными и устойчивыми, но  имели скорее левоцентристскую  направленность;

 

-условия ее похищения  и содержания, которые должны  были породить у нее страх  за свою судьбу и будущее  благополучное возращение домой.  Хотя она и содержалась в чулане, члены ОСА обращалась с ней в дружелюбно, что могло вызвать у Патриции общее чувство благодарности к ним.

 

Кроме того, в ней могло  возникнуть и сильное чувство  вины перед своими похитителями из-за привилегированного положения ее семьи  в обществе, различного материального  состояния ее и членов ОСА;

 

- ежедневное воздействие  на Патрицию убеждающей коммуникации, откровенной и дружественной по форме, раскрывающей философию ОСА;

 

-тесная связь всех  восьми членов ОСА психологическими  и аморальными узами, а также  единство стола и веры. Они четко обрисовали Патриции ту реальность, в которой они живут, откровенно изложили, принципы их сосуществования; обхождение членов ОСА с ней обусловило повышение их статуса в глазах девушки и признание ею этой организации. Более того, Патриция могла Нелегко идентифицироваться с этими лицами, поскольку была с ними, одного возраста. Далее, члены ОСА вполне могли вызвать к себе доверие и симпатию и даже создать вокруг себя некий романтический ореол тем, что, подобно Робин Гуду, они ничего не брали лично для себя и все раздавали бедным;

 

- факт самостоятельного  принятия Патрицией окончательного решения на основе самоубеждения.

 

В ходе анализа четко определились две основные стадии в процессе конверсии, которые в конечном счете и привели Патрицию к принятию (причем добровольному и искреннему) идеологии ОСА.

 

На начальной стадии процесса психологической трансформации  использовалась тактика принуждения: сама акция похищения, довольно длительное нахождение в условиях социальной изоляции при почти абсолютной сенсорно-перцептивной депривации и в ситуации полнейшей неизвестности о будущей своей судьбе, без сомнения, оказали сильнейшее дестабилизирующее влияние на всю психическую организацию девушки. Именно эта тактика и должна была сделать ее психику более податливой и уязвимой ко всем последующим убеждающим воздействиям.

 

Вторая стадия, проходившая  после освобождения Патриции из заточения, пробудила в ней столь же бурные, но уже обратные положительные по модальности эмоции. Члены ОСА  резко сменили свою тактику и  от принуждения перешли к убеждению, что было реализовано в ситуации откровенного и доверительного диалога  по поводу их идейной платформы и  нормообразующих принципов жизни. В области психологии воздействия можно выделить два основных направления, связанных с неосознаваемой областью психического.

 

Первое направление, как  в научном, так и в практическом плане охватывает большую группу методов, прежде всего саморегуляции и самопрограммирования, основное предназначение которых - мобилизация и совершенствование индивидуальных психофизических возможностей человека, раскрытие и развитие его творческих способностей и потенциалов, обретение состояния творческого самочувствия и переживания. Разработанные главным образом восточными философскими учениями и школами, эти методы предполагают использование средств физической релаксации, концентрации с целью углубленного изучения человеком самого себя, собственного тела, пробуждения своих субъективных глубинных чувств и переживаний, обретения состояния «просветления», в первую очередь для более совершенного самоуправления своей психической деятельностью, безотносительно к влиянию внешнего социального окружения. В сегодняшней человеческой культуре в несколько измененном варианте применяются" такие методы и техники психического самовоздействия и психоз физической саморегуляции, как аутогенная тренировка и трансцендентальная медитация, биоэнергетика и психосинтез, дыхательная и голосовая терапия, терапия движения и «рольфинг» и др. Об их широком распространении, прежде всего в западной культуре, свидетельствует такой факт, что только в США насчитываются сотни учреждений и специальных центров, разрабатывающих и использующих разнообразные средства модификации поведения и самопрограммирования психики человека, где постоянно задействованы миллионы людей.

 

Второе направление обусловлено  изучением возможностей и разработкой  средств и методов внешних (подпороговых) воздействий на сферу бессознательного для целенаправленной модификации психических процессов, состояний и поведения человека, т. е. в обход контроля сознания за внешней стимуляцией. Особенно часто методы подпорогового (а также «маргинального») воздействия используются в коммерческой рекламе и политической пропаганде, в современных поп-арте и рок-культуре, распространяемых с помощью средств массовой информации и коммуникации. На Западе иногда признают, что человек сейчас является объектом постоянной и целенаправленной психологической манипуляции и контроля, формирующих зачастую его базовые социальные потребности, ценности, интересы, определенные способы поведения и стиля жизнедеятельности, и что возможности такого манипулирования практически безграничны.

 

Большой практический интерес  к феномену и возможностям подпорогового (или так называемого сублимального) воздействия на психику впервые был вызван работой В. Паккарда «Тайное воздействие» (1957). В ней проводилась основная мысль о том, что все люди постоянно находятся под влиянием определенного рода символической стимуляции, которая может не обнаруживаться пятью основными человеческими чувствами, и что количество ее составляет до 60% от всей поступающей в мозг информации. В качестве одного из главных доказательств стали результаты естественного эксперимента, проведенного в США в 1957 г. Дж.Викари (специалист в области коммерческой рекламы) в зале кинотеатра. Суть эксперимента состояла в том, что в ходе просмотра кинофильма «Пикник» через каждые 5 с перед зрителями на экране воспроизводилось два типа рекламных сообщений: «Пейте кока-колу» и «Ешьте воздушную кукурузу». При этом время предъявления экспозиции было ниже порогового уровня возможностей человеческого зрительного восприятия (1/3000 с). Последующий анализ наблюдений за поведением зрителей показал, что продажа в фойе кинотеатра рекламируемых напитка и воздушной кукурузы возросла соответственно на 57,7 и 18,1%.

 

К эффективным практическим средствам невербального воздействия  можно отнести и так называемые эффекты зеркалирования и синхронии, недавно открытые в рамках нового направления в психологии - нейролингвистического программирования

 

Зеркалирование проявляется в заимствовании и копировании поз, жестов, тона голоса, а иногда диалектов и произношения при взаимодействии партнеров по общению. Зеркалирование усиливает взаимосвязь и взаимовлияние между ними.

 

Синхрония связана с телесными  ритмами слушающего и говорящего субъектов. В исследованиях по невербальной коммуникации, в частности, установлено, что люди при разговоре как  бы «подтанцовывают» своим телом  в такт собственной речи. Все телесные движения синхронно аккомпанируют  этим ритмическим ударам, или синхрониям. При интеракционной синхронии слушатель также двигается в такт голосовому ритму говорящего, обеспечивая тем самым невидимую, но ощущаемую эмоциональную а взаимосвязь с ним. Синхрония максимальна, когда общающиеся находятся в состоянии согласия или диалога между собой; минимальна при споре и конфликте между ними. Если внимание при разговоре рассеивается, синхрония прерывается.

 

Очевидно, что человек, знакомый и владеющий такими утонченными  приемами невербального воздействия  на других, имеет значительное преимущество в организации межличностных  контактов и нужного ему психологического влияния на этих людей.

 

В качестве еще одного из последних достижений в области  нейролингвистического программирования можно назвать метод психологической  диагностики и воздействия, разработанный  на а основе научных достоверных фактов о взаимосвязи между положением глаз субъекта и сенсорными процессами, отвечающими за прием и переработку поступающей в мозг информации. Так, было установлено, что если человек (правша) смотрит вверх и налево, то он вызывает визуальную память; вверх и направо - это свидетельствует о возникновении у него нового зрительного представления или образа; когда глаза находятся в горизонтальном положении - происходит контролирующий процесс; если же глаза направлены вниз и налево, то это означает, что процесс кинестетического ввода информации является ведущим; вниз и направо - сигнал о внутреннем диалоге.

 

На основе этих исследований возникла гипотеза, что если известны характеристики ведущего в данный момент сенсорного способа визуального  поведения человека, то можно достоверно знать о способах успешного обращения  с ним и воздействия на него. Например, для того чтобы переубедить человека, который является преимущественно «визуализатором», следует апеллировать к нему не логической аргументацией, а рисуя в основной словесные образы. С другой стороны; если ведущий сенсорный канал у субъекта - кинестетический, то здесь наилучшим способом влияния будет включение его в релевантную ситуацию, конкретную деятельность.

 

1.2 Характеристика социально-психологического  воздействия

 

 

Многие научные разработки ориентированы на системный, «синтетический»  охват психических явлений и  психологического воздействия. Достаточно упомянуть работы в области экологической  психологии, психологии поведенческих  и социальных влияний (Р.Баркер, 1963, 1973; Дж.Гибсон, 1988; А. Мерибиан, 1974, и др.). Эмпирическим аналогом системного подхода может служить многолетний и фундаментальный цикл тех же Иельских исследований, посвященных комплексному изучению факторов, влияющих на принятие объектом воздействия убеждающей информации. Всестороннему эмпирическому анализу были подвергнуты возможные источники информации, само по себе информационное сообщение, каналы, через которые оно могло быть передано, а также индивидуально-психологические, личностные характеристики реципиента как объекта убеждающей коммуникации. Наконец, вместе с возникновением необихевиористической ориентации в поведенческой психологии обозначилась довольно зримая перспектива для обоюдного сближения и взаимного проникновения этих прежде считавшихся альтернативными научных направлений в психологии.

 

Убедительнее всего эта  тенденция на данном этапе развития психологии воздействия проявилась в относительно взаимном слиянии  некоторых концепций, разработанных  первоначально в рамках бихевиоризма и когнитивизма. Определенный «идейный обмен» в настоящее время начинает происходить и между некоторыми представителями бихевиоризма и психоанализа, бихевиоризма и гуманистической психологии и т.п., причем как на уровне теоретических инноваций, так и в области практической психологии.

 

Своеобразным итогом сделанного обзора будет формулировавшие некоторых  практических правил и принципов  организации эффективной, убеждающей информации (в основном пригодной  для целей массового воздействия  на аудиторию). Эти принципы представляют собой квинтэссенцию из результатов  Иельских исследований других эмпирических разработок.

 

Мнение людей подвергается более сильному влиянию со стороны  коммуникаторов, которые кажутся  экспертами в своей области и  вызывают доверие.

 

Впечатление об искренности  коммуникатора и доверие к  нему (следовательно, и эффективность  воздействия) могут быть увеличены, если он ясно аргументирует позицию, которая заслуживает доверия; т.е. явно не затрагивает его прагматические интересы и не приносит ему никакой  выгоды (а лучше всего - противоположна интересам коммуникатора), и если он не пытается явно, «в лоб», повлиять на мнения людей.

 

Если аудитория и знает  о прагматических целях и намерениях коммуникатора, имеющего очень высокий  авторитет у нее, он будет оказывать  на нее влияние только из-за одного желания аудитории идентифицироваться с авторитетной личностью, брать  с нее пример.

 

При высоком авторитете коммуникатора  аудитория будет тем более  убеждаема, чем больше противоречий будет существовать между ее начальным  мнением и точкой зрения, которую  отстаивает коммуникатор.

 

Имея откровенно слабый или  неопределенный авторитет, коммуникатор может воздействовать на аудиторию  только при среднем расхождении  позиций между ними.

 

Наибольший «убеждающий» эффект дает апелляция коммуникатора  к эмоциям (положительным и отрицательным) аудитории в сочетании с логической аргументацией и конкретными  инструкциями по выполнению действий в рамках поставленных задач.

 

Эффективность воздействия  в немалой степени зависит  и от способа организации и  стратегии подачи информации, которые, в свою очередь, обязательно должны быть соотнесены с конкретными характеристиками и актуальным состоянием той аудитории, по отношению к которой это  информационное воздействие применяют.

 

Восприимчивость аудитории  оптимальна, когда она изначально спокойна, удовлетворена и заинтересована в общении. Вместе с тем более  интеллектуальная аудитория в меньшей  степени убеждаема односторонней  аргументацией и будет более  удовлетворена, если ей преподнесут  альтернативные точки зрения, которые  затем опровергнут.

 

Если аудитория имеет  более низкий образовательный уровень  или меньше информирована и, кроме  того, расположена к коммуникатору, то большее воздействие будет  иметь односторонняя аргументация.

 

Следует опасаться так  называемого «инокуляционного эффекта» в коммуникации. Кратко суть его состоит в том, что если человек изначально формирует отрицательную установку на сообщение или отвергает плохо аргументированное сообщение, то он как бы «иммунизируется» против принятия всей последующей информации от этого источника, даже если его дальнейшие сообщения более добротны и убедительны.

 

В ситуации, когда два  коммуникатора защищают точки зрения, альтернативные друг другу, большее  значение приобретает временная  последовательность передачи сообщений. Так, сообщение первого коммуникатора  станет более влиятельным для  аудитории, если временной интервал между первым и вторым выступлением будет небольшой. Однако этот интервал должен быть большим между последним  выступлением оппонента и решением аудитории как арбитра. Этот эффект получил название «эффект первичности».

 

Другая тактика, известная  под названием «эффект не давности», срабатывает в пользу выступления  последнего коммуникатора. В этом случае нужно, чтобы временной интервал между обоими выступлениями был  как можно больше, а промежуток между вторым сообщением и окончательным  решением аудитории - как можно меньше.

 

Говоря о психологическом  воздействии, следует отметить работы, посвященные исследованиям группового давления (Г. Тард, Г.Лебон, Г.Олпорт, В.М.Бехтерев), явлениям конформизма (М.Шериф и др.), групповой поляризации (С. Московичи, М.Заваллони), «диффузии ответственности в группе» (М.Уоллач, Н. Коуган и Д. Бем), эффекту «сдвига к риску» (Р. Броун и др.), созданию имиджа (В. М. Шепель).

 

Основные приемы психологического воздействия, использующиеся в поведенческих  технологиях практической работы с  людьми, можно сгруппировать следующим  образом:

 

а) исполнение различных  социальных ролей и научение более эффективной игре;

 

б) позитивное подкрепление с помощью различных приемов  и техник, способствующих формированию нужных поведенческих реакций (например, вручение призовых жетонов, от количества которых зависят будущие моральные  и материальные «блага» клиента);

 

в) сдерживание нежелательных  форм поведения. Этот прием обычно включает три компонента: релаксацию с помощью  аутотренинга; иерархизацию субъектом жизненных событий по степени трудности и вероятности избегания с помощью записи и последующего обсуждения с терапевтом; совмещение этих двух компонентов;

 

г) аверсивные (от лат. abversus - обращенный лицом) процедуры - наиболее спорная область теории и практики поведенческой терапии и тренинга, поскольку в их основе лежит негативное подкрепление (или попросту наказание). К аверсивным процедурам можно отнести различного рода штрафы за нежелательное поведение, блокирование возможностей доступа к позитивным стимулам и, наоборот, пресыщение позитивной стимуляцией, а также предостережение и, наконец, наказание посредством применения рвотных лекарственных препаратов и даже электрошока в целях сдерживания непроизвольных поведенческих реакций. Сторонники такого психологического воздействия любят ссылаться на очевидный парадокс, который состоит в том, что общественная система в целом охотно использует аверсивные процедуры для контроля за отклоняющимся поведением своих членов, хотя внешне (средствами массовой информации) выражает сожаление и возмущение по этому поводу;

 

д) моделирование в целях овладения объектом новыми поведенческими реакциями стало главной техникой в практике поведенческой терапии. Иногда эта процедура обозначается как имитация, замещающая научение и подкрепление, идентификация, побуждение и затухание, а также социальная фасилитация, играние ролей и заражение. Нетрудно заметить, что техника моделирования основана главным образом на наблюдении за происходящими событиями и поведением других людей с последующим использованием этого опыта в организации собственных поведенческих реакций на соответствующие похожие события.

 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.