Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


отчет по практике Отчёт о прохождении педагогической практики

Информация:

Тип работы: отчет по практике. Добавлен: 19.05.13. Год: 2012. Страниц: 38. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?

ВВЕДЕНИЕ

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по магистерской программе подготовки кадров предусматривает определенные требования к уровню профессиональной подготовки студентов. Актуальность данной темы заключается в том, что студенты, которым присваивается степень магистра, имеют право заниматься преподавательской деятельность, а это значит, что необходимость в более глубоких знаниях методики и формы преподавания является неотъемлемой частью их обучения.

Прохождение практики предусматривает нацеленность студента на высокий уровень профессиональной подготовки, заинтересованность в эффективном использовании ее возможностей для овладения будущей специальности, а также в закреплении теоретических знаний, полученных студентами в ходе изучения специальных дисциплин.

Объектом педагогической практики является семинарское занятие по экономике. Предметом – методика проведения семинарского занятия по теме «Эластичность спроса и предложения».

Целью педагогической практики является закрепление и углубление теоретических знаний, полученных при изучении различных дисциплин программы подготовки, приобретении практических навыков и компетенций в профессиональной сфере. Целью отчёта по педагогической практике является разработка методики проведения семинарского занятия по теме «Эластичность спроса и предложения».

Задачами отчёта по педагогической практики являются: выявление общей характеристики требований к организации проведения семинарского занятия; рассмотрение рабочей программы учебной дисциплины в системе организации подготовки и проведения семинара; изучение методики проведения семинарского занятия; рассмотрение форм проведений семинарских занятий и их характеристики; определение качественных и количественных критериев оценки проведения семинарского занятия.

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРЕБОВАНИЙ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

1.1 Рабочая программа учебной дисциплины в системе организации подготовки и проведения семинара

 

Рабочая программа дисциплины входит в документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса основной образовательной программы высшего профессионального образования.

Основная образовательная программа высшего профессионального образования – это система учебно-методических документов, регламентирующих цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, систему оценки качества подготовки выпускника.

Основная образовательная программа (ООП) бакалавриата (магистратуры, специалиста) разрабатывается на основе требований соответствующего федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО).

Рабочая программа должна указывать роль и значение соответствующей учебной дисциплины в будущей профессиональной деятельности специалиста, основные перспективные направления развития изучаемой науки, отрасли техники или технологии, объем и содержание умений и навыков, которыми должны овладеть студенты.

При ее разработке должны быть учтены:

- содержание учебников и учебных пособий, рекомендованных федеральными органами образования;

- требования организаций – потенциальных потребителей выпускников;

- требования выпускающих кафедр;

- содержание программ дисциплин, изучаемых на предыдущих и последующих этапах обучения;

- материальные и информационные возможности университета;

- новейшие достижения в данной области.

Форма рабочей программы приведена в приложении А.

Содержание рабочей программы дисциплины:

1. Титульный лист

Приведена вся основная информация о дисциплине — как дисциплина (или модуль) называется, к какому учебному циклу относится, для каких направлений подготовки она разработана и  квалификация выпускника в соответствии с ФГОС. Так же указывается информация о лицах утверждающих и согласующих рабочую программу.

2. Цели и задачи дисциплины

Указываются цели и задачи дисциплины в соответствии с выбранными компетенциями.  Правильная формулировка целей начинается с глагола неопределенной формы: анализировать, преобразовывать, применять, варьировать, модифицировать, систематизировать, принимать решения, владеть и т.д.

3. Место дисциплины в структуре ООП

Указывается цикл, к которому относится дисциплина (гуманитарный, социальный и экономический; математический и естественнонаучный; базовая (вариативная) часть профессионального цикла). Формулируются требования к «входным» знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимым для освоения данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин. Определяются дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей.

4. Требования к результатам освоения дисциплины

1) Указываются компетенции, на которые направлен процесс изучения дисциплины   в соответствии с ФГОС ВПО и расписывается, что должен знать, уметь и владеть студент в результате изучения дисциплины.

2) В данном пункте  рабочей программы дисциплины (модуля) рекомендуется раскрыть ожидаемые результаты освоения дисциплины во взаимосвязи с компетентностной моделью выпускника (знает, умеет, владеет).

5. Объем дисциплины и виды учебной работы

В данном пункте указывается общая трудоемкость дисциплины в зачетных единицах, и расписываются часы по видам учебной работы (аудиторные занятия: лекции, практические занятия, семинары, лабораторные работы; самостоятельная работа: курсовой проект, расчетно-графическая работа, контрольная работа и др.).

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее _____ % аудиторных занятий (определяется требованиями ФГОС с учетом специфики ООП). Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более ____ % аудиторных занятий (определяется соответствующим ФГОС).

6. Содержание дисциплины

Раздел состоит из 4 пунктов:

?       Содержание разделов дисциплины.

Указывается наименование раздела дисциплины, и содержание этого раздела. Содержание указывается в дидактических единицах.

?       Матрица соотнесения тем/разделов учебной дисциплины/модуля и формируемых в них профессиональных и общекультурных компетенций.

В данном разделе расписываются, какие компетенции, в какой теме и разделе дисциплины раскрываются. Указывается количество часов на каждую темы и подчитывается общее количество  компетенций.

Сумма компетенций и их элементов, предлагаемых к формированию по каждой теме/разделу, и соотнесенная с часами на изучение данной темы/раздела, позволяет оценить реальность формирования компетенций и скорректировать распределение часов.

?       Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами.

В разделе указывается наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин, компетенции дисциплин и разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин.

?       Разделы дисциплин и виды занятий.

В разделе расписывается по каждому наименованию раздела дисциплины количество часов отведенных на лекции, практические занятия, лабораторные занятия, семинары, самостоятельную работу студента и на контроль самостоятельной работы.  Считается их сумма. Также указываются формы текущего контроля по каждому разделу.

7. Лекции

В разделе указывается наименование лекционных занятий, номер  раздела дисциплины и проставляется трудоемкость лекционных занятий. В случае отсутствия лекционных занятий пишется фраза: Не предусматривается.

8. Практические занятия (семинары)

В разделе указывается тематика практических занятий (семинаров), номер  раздела дисциплины и проставляется трудоемкость практических занятий. В случае отсутствия практических занятий пишется фраза: Не предусматривается.

9. Лабораторный практикум

В таблице перечисляются все лабораторные работы, выполняемые студентами в ходе освоения дисциплины, в которых указывается наименование лабораторных работ, номер  раздела дисциплины и проставляется трудоемкость лабораторных работ. В случае отсутствия лабораторных работ пишется фраза: Не предусматривается.

Для обеспечения эффективного усвоения студентами материала дисциплины при выполнении лабораторного практикума ВАЖНО обеспечить взаимосвязь между прочитанными лекциями и выполняемыми на конкретном этапе лабораторными занятиями.

10. Примерная тематика курсовых проектов (работ)

В разделе приводится примерная тематика курсовых проектов. В случае отсутствия курсовых проектов пишется фраза: Не предусматривается.

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

В разделе перечисляется основная литература (не менее 5-6), дополнительная литература (статьи в периодической литературе, нормативные документы – кодексы, законы и т.д.), программное обеспечение (основные программные средства), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы.

12. Материально-техническое обеспечение дисциплины

В общем виде отмечаются рекомендации по материально-техническому обеспечению.

13. Кадровое обеспечение дисциплины

Раскрывается кадровое обеспечение дисциплины в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.

14. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Указываются рекомендуемые модули внутри дисциплины или междисциплинарные модули, в состав которых она может входить. Перечисляются применяемые образовательные технологии и оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

 

 

 

 

 

 

1.2.Методика проведения семинарского занятия

 

Семинар — один из наиболее сложных и в то же время плодотворных видов (форм) вузовского обучения и воспитания.

В условиях высшей школы — семинар — один из видов практических занятий, проводимых под руководством преподавателя, ведущего научные исследования по тематике семинара и являющегося знатоком данной проблемы или отрасли научного знания.

Семинар предназначается для углубленного изучения той или иной дисциплины и овладения методологией применительно к особенностям изучаемой отрасли науки. Можно отметить, однако, что при изучении философии в вузе семинар является не просто видом практических занятий, а, наряду с лекцией, основной формой учебного процесса.

При условии соблюдения требований методики их проведения семинары выполняют многогранную роль:

- стимулируют регулярное изучение студентами первоисточников и другой литературы, а также внимательное отношение к лекционному курсу;

- закрепляют знания, полученные студентами при прослушивании лекции и самостоятельной работе над литературой;

- расширяют круг знаний благодаря выступлениям товарищей и преподавателя на занятии;

- позволяют студентам проверить правильность ранее полученных знаний, вычленить в них наиболее важное, существенное;

- способствуют превращению знаний в твердые личные убеждения, рассеивают сомнения, которые могли возникнуть на лекциях и при изучении литературы, что особенно хорошо достигается в результате столкновения мнений, дискуссии;

- прививают навыки самостоятельного мышления, устного выступления по теоретическим вопросам, оттачивают мысль, приучают студентов свободно оперировать терминологией;

- предоставляют возможность преподавателю систематически контролировать уровень самостоятельной работы студентов над первоисточниками, другим учебным материалом, степень их внимательности на лекциях; позволяют изучить мнения, интересы студентов, служат средством контроля преподавателя не только за работой студентов, но и за своей собственной как лектора и руководителя семинара, консультанта и т. д.

Выделяют три типа семинаров, принятых в университетах:

1) семинар с целью углубленного изучения определенного тематического курса;

2) семинар, проводимый для глубокой проработки отдельных, наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса или даже отдельной темы;

3) спецсеминар исследовательского типа по отдельным частным проблемам науки для углубления их разработки.

На семинарских занятиях различного типа функция учета и контроля проявляет себя в различной степени: при менее сложных формах, рассчитанных на менее подготовленную группу, функция контроля проявляется в большей мере (например, при развернутой беседе), при использовании же более сложных форм (выступления с рефератами) — в меньшей.

При разработке методики семинарских занятии важное место занимает вопрос о взаимосвязи между семинаром и лекцией, семинаром и самостоятельной работой студентов, о характере и способах такой взаимосвязи.

Семинар не должен повторять лекцию, и, вместе с тем, его руководителю необходимо сохранить связь принципиальных положений лекции с содержанием семинарского занятия.

Выбор формы семинарского занятия зависит от ряда факторов:

- от содержания темы и характера рекомендуемых по ней источников и пособий, в том числе и от их объема;

- от уровня подготовленности, организованности и работоспособности данной семинарской группы, ее специализации и профессиональной направленности;

- от опыта использования различных семинарских форм на предшествующих занятиях.

Порядок ведения семинара может быть самым разнообразным, в зависимости от его формы и тех целей, которые перед ним ставятся.

В связи с этим можно предложить план проведения семинарского занятия:

I.              Вводная часть.

а.           Обозначение темы и плана семинарского занятия.

б.           Предварительное определение уровня готовности к занятиям.

в.           Формирование основных проблем семинара, его общих задач.

г.           Создание эмоционального и интеллектуального настроя на семинарском занятии.

II.           Основная часть.

а.           Организация диалога между преподавателями и студентами и между студентами в процессе разрешения проблем семинарского занятия

б.           Конструктивный анализ всех ответов и выступления студентов.

в.           Аргументированное формирование промежуточных выводов, и соблюдение логики в последовательном соблюдении событий.

III.         Заключительная часть.

а.           Подведение итогов

б.           Обозначение направления дальнейшего изучения проблем

в.           Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.

Так же очень важную роль в семинарских занятиях играет выставление оценок преподавателем студенту за работу на семинаре, либо за самостоятельную работу.

Оценка является результатам проведенного педагогического контроля.

Оценка - способ и результат, подтверждающий соответствие или несоответствие знаний, умений и навыков студента целям и задачам обучения. Она предполагает выявление причин неуспеваемости, способствует организации учебной деятельности.

При оценке знаний следует исходить из следующих рекомендаций:

"Отлично" ставится за точное и прочное знание материала в заданном объеме. В письменной работе не должно быть ошибок. При устном опросе речь студента должна быть логически обоснована и грамматически правильна.

"Хорошо" ставится за прочное знание предмета при малозначительных неточностях, пропусках, ошибках (не более одной-двух).

"Удовлетворительно" - за знание предмета с заметными пробелами, неточностями, но такими, которые не служат препятствием для дальнейшего обучения.

"Неудовлетворительно" - за незнание предмета, большое количество ошибок в устном ответе либо в письменной работе, более 50 %.

Преимущество шкалы - простота, отсюда ее широкая распространенность. Недостатки шкалы:

1) личное понимание успешности знаний студента преподавателем. Срабатывает субъективизм преподавателя, его реакция на текущую успеваемость, посещение, поведение студента, внешний вид, манеру держаться, стиль одежды и речи. Но ведь можно не ходить и выучить, не писать конспекты и отлично ответить, быть циничным нахалом и знать;

2) слабая дифференцирующая способность. Она (пятибалльная система, а вернее, четыре оценочные категории) позволяет только грубую классификацию на четыре группы.

Проблема оценки знаний очень актуальна. Многие преподаватели к пятибалльной оценке прибавляют " + " или "-", получается как бы 10-балльная система. В качестве примера можно прибегнуть к следующей десятибалльной шкале:

1 - нет знания предмета,

2 - очень плохие знания,

3 - плохие знания,

4 - неудовлетворительные знания,

5 - малоудовлетворительные знания,

6 - удовлетворительные знания,

7 - недостаточно хорошие знания,

8 - хорошие знания,

9 - очень хорошие знания,

10 - отличные знания.

Семинар как развивающая, активная форма учебного процесса способствует выработке самостоятельного мышления студента, формированию информационной культуры. Этому во многом помогают создающиеся спонтанно или создаваемые преподавателем и отдельными студентами в ходе семинара проблемные ситуации. Известно, что проблемная ситуация – это интеллектуально-эмоциональное переживание, возникающее при противоречивости суждений и побуждающее искать ответ на возникший вопрос, искать разрешение противоречия. Заставляйте студентов действовать; усложненные задания необходимо давать сильным студентам, а доступные – слабым., т.е., применять уровневое обучение (репродуктивный, конструктивный и творческий уровни). Нахождение ответа в ходе дискуссии, решение проблемы становится собственным «открытием» студента. Естественно, что результатом этого открытия является и более глубокое, прочно запоминающееся знание. В обучении делается очередной, пусть небольшой, но важный и твердый шаг вперед. Главное не забывать, что серьезные задачи порождают серьезное отношение к ним.

Нахождение самостоятельного выхода из проблемной ситуации дает хороший не только образовательный, но и воспитательный эффект.

Процесс мышления, самостоятельно найденные аргументы, появившиеся в результате разрешения проблемных ситуаций, обстоятельства способствуют поиску и утверждению ориентиров, профессиональных ценностей, осознанию связи с будущей профессией.

 

2 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КУРСУ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПО ТЕМЕ «РЫНОК СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ И ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТЬ»

 

2.1 Формы проведения семинарских занятий и их характеристика

Задачи семинара:

?                    закрепить знания по теме «Эластичность спроса и предложения»;

?                    закрепить навыки решения задач по данной теме;

?                    развивать логическое и творческое мышление;

?                    воспитывать интерес к анализу происходящих экономических явлений, чувство уверенности при аргументировании своих умозаключений.

Изучив тему «Эластичность спроса и предложения», студент должен

знать:

? понятие спроса и предложения;

? понятие эластичности;

? понятие ценовой эластичности спроса;

? понятие эластичности спроса по доходу;

? понятие перекрестной эластичности;

? понятие эластичности предложения;

уметь:

? решать задачи на данную тему, применяя подходящие формулы;

? различать виды эластичности спроса и предложения;

Одним из обязательных составных элементов разрабатываемой методики проведения семинара на тему «Эластичность спроса и предложения» является формирование знаний по каждому из пунктов плана семинарского занятия.

План проведения семинарского занятия:

1. Понятие эластичности спроса и предложения.

2. Ценовая эластичность спроса (точечная, дуговая).

3. Эластичность спроса по доходу.

4. Перекрестная эластичность спроса.

5. Эластичность предложения (точечная, дуговая).

Для закрепления знаний по пункту 1 предлагается провести устный опрос студентов с целью определения степени усвоения материала и готовности по данной теме, ранее освящённой в лекционной форме (содержание лекции приведено в приложении Б).

Устный опрос состоит из 2-х частей:

А) Выступление с докладами, темы которых были озвучены на предварительной лекции:

1) Эластичность спроса и предложения российских автомобилей;

2) Эластичность спроса и конкуренция производителей;

3) Особенности взаимодействия спроса и предложения в экономике России;

4) Практическое применение теории эластичности.

По каждой теме докладов выступает один студент из группы, желающие дополняют.

Результаты работы студента оцениваются следующим образом:

"Отлично" ставиться, если выполнен полный объем работы, ответ студента полный и правильный. Студент способен обобщить материал, сделать собственные выводы, выразить свое мнение, привести иллюстрирующие примеры.

"Хорошо" ставится, если ответ студента правильный, но неполный. Не приведены иллюстрирующие примеры, обобщающее мнение студента недостаточно четко выражено.

"Удовлетворительно" – ответ правилен в основных моментах, нет иллюстрирующих примеров, нет собственного мнения студента, есть ошибки в деталях и/или они просто отсутствуют.

"Неудовлетворительно" - за неготовность к выступлению с докладом, либо в ответе существенные ошибки в основных аспектах темы.

За дополнение зарабатываются «+», которые учитываются при сдаче экзамена.

Б) Экспресс опрос.

1)     Дайте определение эластичности спроса;

2)     Дайте определение эластичности предложения;

3)     Назовите показатели эластичности спроса;

4)     В нашей речи часто используется выражение: «Этот товара пользуется высоким спросом». Что такое «высокий спрос»?

5)     Приведите примеры товаров с высокой эластичностью по цене;

6)     Приведите примеры товаров с высокой эластичностью по доходу;

7)     Назовите пару товаров с высокой и низкой перекрестной эластичностью.

8)     Если эластичность спроса по доходу для продовольствия низкая, а для автомобилей высокая, то какая отрасль хозяйства - сельское хозяйство или промышленность - больше пострадает от общего спада производства в стране?

На следующие вопросы нужно ответить «да» или «нет» и кратко обосновать ответ.

9)     Спрос на товар эластичен, когда изменение цены не влияет на величину общей выручки;.

10) В долгосрочном периоде предложение более эластично, чем в краткосрочном;

11) Линейная кривая спроса является неэластичной выше средней точки и эластичной ниже средней точки;

12) Любая мера эластичности независима от используемых единиц измерения дохода, цен и количества товара;

13) Если бы эластичность спроса по цене на утюги была бы нулевой, это означало бы, что по существующим ценам можно продать любое количество утюгов.

В зависимости от количества студентов присутствующих на семинаре, вопросы задаются выборочно или все.

При правильном ответе на «экспресс» вопрос, студент зарабатывает «+», который способствует улучшению его оценки на экзамене.

Для закрепления знаний по пункту 2 предлагается следующее:

Ответить на вопросы:

- что такое ценовая эластичность спроса;

- как определить ценовую эластичность спроса;

- в каких случаях применяется точечная и дуговая эластичность спроса;

- если спрос на благо не эластичен по цене, то, какому значению соответствует ценовая эластичность спроса;

- если спрос на жевательную резинку эластичен по цене, то к чему приведет уменьшение цены на нее.

Под руководством преподавателя решить задачи:

Задача № 1

Функция спроса задана таблично. Найти эластичность в каждой точке и на отрезке между ними.

Р, ден. ед.

12

6

4

QD, шт.

6

8

10

Решение:

Для нахождения эластичности в точке используется формула точечной эластичности:

Для нахождения эластичности на отрезке используется формула дуговой эластичности:

Левая точка 

Левый отрезок

Средняя точка   (формула трёх точек)

Правый отрезок

Правая точка

Задача № 2

На основании рисунка определите коэффициент дуговой эластичности спроса по цене между точками А и В, точками В и С. Сделайте вывод.

Решение:

Дуговую эластичность спроса можно найти, воспользовавшись формулой: .

Получаем, что А–В: и В–С: .

Таким образом, подтверждается общее правило: верхняя часть кривой спроса эластичнее нижней.

Для закрепления знаний по пункту 3 предлагается следующее:

Ответить на вопросы:

- что такое эластичность спроса по доходу;

- как определить эластичность спроса по доходу;

- что означает положительная эластичность спроса по доходу;

- что означает отрицательная эластичность спроса по доходу;

- что означает нулевая эластичность спроса по доходу.

Под руководством преподавателя решить задачу:

 

 

Задача

Спрос населения на зубную пасту характеризуется следующими по­казателями эластичности:

– по цене

– по доходу

Известно, что в следующем квартале общий уровень цен не изменится, доходы населения возрастут на 2 %, а цена зубной пасты возрастет на 1,5 %. На сколько процентов изменится объем спроса на зубную пасту?

Решение:

Изменение объема спроса при заданном коэффициенте за счет роста цен со­ставит:

(– 0,6) * 1,5 % = – 0,9 %.

Изменение объема спроса за счет увеличения доходов: + 0,5 * 2 % = 1%.

Общее изменение объема спроса: – 0,9 % + 1 % = 0,1 %.

Для закрепления знаний по пункту 4 предлагается следующее:

Ответить на вопросы:

- что такое перекрестная эластичность спроса;

- как определить перекрестную эластичность спроса;

- что означает положительная перекрестная эластичность спроса;

- что означает отрицательная перекрестная эластичность спроса;

- что означает нулевая перекрестная эластичность спроса.

Под руководством преподавателя решить задачу:

Определите коэффициент перекрестной эластичности спроса на товар А по цене товара В, если функция спроса на товар A: QdA = -2РА + 0,7Рв + 3, а цена на товар А равна 2 ден. ед., а на товар В - 5 ден. ед.

Решение.

Коэффициент перекрестной эластичности товара А по цене товара В:

Qa = -2*2+ 0,7*5+ 3 = 2,5;

Коэффициент перекрестной эластичности больше нуля, следовательно, можно сделать вывод о том, что товары А и В взаимозаменяемые.

Для закрепления знаний по пункту 5 предлагается следующее:

Ответить на вопросы:

- что такое эластичность предложения;

- как определить эластичность предложения;

- в каких случаях применяется точечная и дуговая эластичность предложения;

- что означает параллельный сдвиг вправо линейной функции предложения;

- при каких значениях предложение эластично, а при каких неэластично.

Под руководством преподавателя решить задачи:

   Задача № 1

Является ли предложение товара эластичным, если известно:

Цена (Р), руб.

1500

1700

Объем предложения (Q), шт.

30000

34000

Решение:

В данном случае имеет место дуговая эластичность, которую можно найти по следующей формуле: .

Получаем, что .

Вывод: единичная эластичность (изменение цены товара, выраженное в процентах, в точности компенсируется аналогичным процентным изменением объема предложения).

 

 

Задача № 2

На рынке товара три производителя, предложение которых задано уравнениями:
Qs1 = 2P –10; Qs2 = 3P; Qs3 = P + 5. Определите и исследуйте эластичность во всех трех случаях.

Решение:

Эластичность можно определить по следующей формуле:

Эластичность составляет: , , .

Вывод: предложение первого производителя эластично по цене, последнего неэластично, а предложение второго имеет единичную эластичность по цене.

Тест для мини-контроля направлен на усвоение проблем семинара (выдается всем студентам).

Мини-контрольная работа, позволяет студентам закрепить пройденные понятия и помогает преподавателю оценить степень освоения темы. При ответе на вопросы студенты должны, во-первых, продемонстрировать уровень знания теоретических понятий и формальных моделей, а, во-вторых, применить эти знания к анализу конкретной ситуации. В результате, студенты видят связь между теоретическим материалом, который они проходят в рамках курса, и возможностями его применения.

Тест.

1) Если цена товара выросла с 1,5 до 2 дол., а объем спроса сократился в 1000 до 900 единиц, то коэффициент ценовой эластичности равен:

а) 3,00

б) 0,33

в) 1,5

г) 0,37

2) Какое из следующих утверждений не относится к характеристике неэластичного спроса на товар:

а) данный товар является для потребителей товаром первой необходимости;

б) относительное изменение объема спроса меньше, чем относительное изменение цены;

в) период времени, в течение которого предъявляется спрос, является очень коротким;

г) имеется большое число товаров-заменителей.

3) Коэффициент ценовой эластичности спроса равен:              

а) изменению общей выручки (в %), деленному на увеличение объема спроса (в %);

б) уменьшению общей выручки (в %), деленному на увеличение цены (в %);

в) изменению объема спроса (в %), деленному на изменение цены (в %);

г) ни одному из приведенных показателей.

4) Производитель товара Х снизил цену на свой товар на 5%, в результате чего объем продаж вырос на 4%. Спрос на товар Х является:

а) неэластичным;

б) абсолютно эластичным;

в) спросом единичной эластичности;

г) не представляется возможным ответить на вопрос.

5) Какое из указанных ниже значений коэффициента эластичности по доходу относится к товарам первой необходимости:

а) 1;

б) больше 0, но меньше 1;

в) меньше 0;

г) больше 1.

6) Если любое количество товара продается по одинаковой цене, то спрос на этот товар является:

а) спросом единичной эластичности;

б) абсолютно неэластичным;

в) абсолютно эластичным;

г) эластичным.

7) Какое из следующих утверждений не относится к характеристике эластичного спроса на товар:

а) относительное изменение объема спроса больше, чем относительное изменение цены;

б) коэффициент ценовой эластичности меньше единицы;

в) общая выручка продавца растет, если цена уменьшается;

г) покупатели относительно чутко реагируют на изменения цены.

8) Кривая абсолютно неэластичного спроса представляет собой:

а) вертикальную линию;

б) прямую линию с отрицательным наклоном;

в) кривую линию;

г) горизонтальную линию.

9) Неэластичный спрос означает, что:

а) рост цены на 1% приводит к сокращению величины спроса менее чем на 1%;

б) рост цены на 1% приводит к сокращению величины спроса более чем на 1%;

в) рост цены на 1% не влияет на величину спроса;

г) ни одно из утверждений не является верным.

10) Если цена товара неэластичного спроса выросла с 7 до 8 дол., то выручка:

а) абсолютно эластична;

б) осталась неизменной;

в) сократилась;

г) выросла.

11) Товар можно отнести к недоброкачественным, если:

а) ценовая эластичность его спроса равна 1,3;

б) эластичность его спроса по доходу равна – 0,5;

в) перекрестная эластичность его спроса равна – 0,7;

г) перекрестная эластичность его спроса равна 0,1.

12) Ценовая эластичность спроса будет расти с увеличением продолжительности периода, в течение которого предъявляется спрос, так как:

а) потребители смогут приобрести товары-заменители;

б) все ответы верны;

в) вырастет общий уровень цен;

г) доходы потребителей увеличатся.

13) Сокращение предложения товара ведет к увеличению:

а) спроса на этот товар;

б) общей выручки продавца, если спрос на товар является неэластичным по доходу;

в) спроса на взаимозаменяемые товары;

г) общей выручки продавца, если спрос на товар является эластичным по цене.

14) Если уменьшение цены на 5% приводит к снижению объема предложения на 8%, то данное предложение:

а) неэластично;

б) абсолютно неэластично;

в) единичной эластичности;

г) эластично.

15) Если спрос на сельскохозяйственную продукцию неэластичен, то при хорошем урожае доходы фермеров:

а) сократятся, так как относительное снижение цен окажется большим, чем относительное увеличение объема продаж;

б) вырастут, так как произойдет увеличение цен на продукцию, вызванное повышением спроса;

в) останутся неизменными, так как относительное увеличение объема продаж будет равно относительному снижению цен;

г) вырастут, так как увеличится объем продаваемой продукции.

На решение теста отводиться 15 минут.

Результаты тестирования студента оцениваются следующим образом:

"Отлично" – от 15 до 12 правильных ответов включительно.

"Хорошо" – от 11 до 9 правильных ответов включительно.

"Удовлетворительно" – от 8 до 6 правильных ответов включительно.

"Неудовлетворительно" – 5 и менее правильных ответов.

Домашнее задание.

Домашнее задание состоит из решения следующих задач:

1. Спрос на товар определен следующим уравнением Qd = -0.5Р + 4. Абсолютная эластичность спроса по цене равна 3. Определите цену данного товара.

2. Средняя цена дома в США поднялась с 97 тыс. долл. в апреле до 106 тыс. долл. в мае. Количество проданных домов сократилось с 724 тыс. до 616 тыс. Какова эластичность спроса по цене на дома?

3. Объём спроса на данный товар при среднем доходе потребителей 3500 руб. в месяц составлял 80 тыс. шт. в неделю. После того, как средний доход возрос до 5000 руб. в месяц, объём спроса составил 72 тыс. шт. в неделю. Определить эластичность спроса на данный товар по доходу.

4. На конкурентном рынке бензина в США можно было ежегодно продавать 100 млрд. галлонов бензина по цене 1 $ за галлон. Когда мировая цена бензина упала до 0,5 $ , правительство США установило квоту на импорт бензина в размере 20 млрд. галлонов в год. Каков ежегодный дефицит бензина в США, если эластичность спроса и предложения соответственно равны 0,5 и 0,4?

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Критерии оценки проведения семинарского занятия.

 

Оценка проведения семинарского занятия является важной составной частью обеспечения качества учебного процесса. В связи с этим необходима разработка системы критериев, позволяющих, с одной стороны, оценить качество организации семинарского занятия, а, с другой стороны, качество проведения занятия преподавателем

Существует ряд критерий оценки семинарского занятия, по которым можно определить продуктивность проведенного мероприятия.

Целенаправленность: постановка проблемы, стремление связать теорию с практикой, с использованием материала в будущей профессиональной деятельности;

Планирование: выделение главных вопросов, связанных с профилирующими дисциплинами, наличие новинок в списке литературы;

Организация семинара: умение вызвать и поддержать дискуссию, конструктивный анализ всех ответов и выступлений, заполненность учебного времени обсуждением проблем, поведение самого преподавателя;

Стиль проведения семинара: оживленный, с постановкой острых вопросов, возникающей дискуссией или вялый, не возбуждающий ни мыслей, ни интереса;

Отношения "преподаватель - студенты": уважительные, в меру требовательные, равнодушные, безразличные;

Управление группой: быстрый контакт со студентами, уверенное поведение в группе, разумное и справедливое взаимодействие со студентами или, наоборот, повышает тон, опирается в работе на лидеров, оставляя пассивными других студентов;

Замечания преподавателя: квалифицированные, обобщающие или нет замечаний;

Студенты ведут записи на семинарах: регулярно, редко, не ведут.

В приложении В представлена карта оценки качества проведения практического (семинарского) занятия используемая в Алтайском государственном университете. По итогам проверки проведения практического или семинарского занятия преподавателем кафедры (факультета) заведующим кафедрой, декан, или иной эксперт должен заполнить карту оценки качества проведения семинарского занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современной высшей школе семинар является одним из основных видов практических занятий по гуманитарным и техническим наукам. Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Главная цель семинарских занятий - обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли.

На основании информации, приведённой в рамках отчёта, можно сделать следующие выводы:

-              выявлены общие характеристики требований к организации проведения семинарского занятия;

-              рассмотрена  рабочая программа учебной дисциплины в системе организации подготовки и проведения семинара;

-              изучены методики проведения семинарского занятия;

-   рассмотрение форм проведений семинарских занятий и их характеристики;

- разработана методика проведения семинарского занятия с использованием таких компонентов как: устный опрос по теме, доклады по теме, решение задач, решение тестовых вопросов;

- определены качественные и количественные критерии оценки проведения семинарского занятия.

Основным выводом можно считать, что семинарское занятие - это такой вид учебного занятия, при котором в результате предварительной работы над программным материалом и преподавателя и студентов, в обстановке их непосредственного и активного общения, в процессе выступлений студентов по вопросам темы, возникающей между ними дискуссии и обобщений преподавателя, решаются задачи познавательного и воспитательного характера, прививаются методологические и практические навыки, необходимые для становления квалифицированных специалистов, что соответствует требованиям ФГОС.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития.-2-е изд.- Казань. Центр инновационных технологий, 2000.- 608 с.

2. Булатов А. С. Экономика/Учебник. – М.: Юристь, 2001. – 113 с.

3. Громов Е.В. Методика организации реферативного обучения на семинарских занятиях. - М.: 2001. - 365 с.

4. Данилова И.В., Моцаренко Н.В Общая экономическая теория: Учеб. Пособие. – Челябинск, Южно-Уральский государственный университет, 2012

5. Лебедев О. Т., Каньковская А. Р., Филиппова Т. Ю. Основы экономики/Учеб. пособие. Под ред. д-ра эконом. наук, проф. О. Т. Лебедева. Изд. 2-е, доп. – СПб.: ИД «МиМ», 1997

6. Педагогика: Учебник для студентов педагогических вузов / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Пед. Общество России, 2002. - 608 с.

7. Реан А.Л. Педагогические особенности взаимодействия педагога и студента // Вопросы психологии, 2001 - № 5, - 76 с.

8. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Изд. Центр «Академия», 2004. - 576 с.

9. Сластенин В.А. Формирование личности учителя в процессе профессиональной подготовки. - М.:2000.

10. Современная экономика. Материалы к семинарским занятиям. Пособие для студентов по курсу «Основы экономической теории». – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999

11. Copyright, 1998/ Национальная электронная библиотека// http://www.nns.ru//.

http://festival.1september.ru/articles/514052/ Калякина Л.В. Урок – деловая игра "Рынок" при изучении темы "Табличные расчеты на компьютере. Принципы работы с ЭТ"

12. http://festival.1september.ru/articles/574899/pril5.doc  Лебедева Т.Н. Критерии оценки работы студентов над решением кейса

13. http://gstudy.ru/41.shtml Анализ хода семинарского занятия после его проведения

14. http://lexed.ru/faq/index.phtml?cat=38#a670 База данных «Ответы на вопросы по уровням образования»/ Центр Образовательного законодательства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Форма рабочей программы

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Южно-Уральский государственный университет»

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Председатель НМС

по направлению

 

 

 

 

Рабочая ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

 

Наименование дисциплины ____________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

 

Основная образовательная программа

_____________________________________________________________

(указывается код и наименования направления  подготовки (специальности)

 

Квалификация (степень) выпускника _______________________

(указывается квалификация (степень) выпускника в соответствии с ФГОС)

 

 

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

Заведующий выпускающей кафедрой

Заведующий кафедрой–разработчиком

 

 

 

Челябинск, 2011

 

1. Цели и задачи дисциплины: ________________________________________________ _____________________________________________________________________________

2. Место дисциплины в структуре ООП: __________________________________________________________________________

(указывается цикл, к которому относится дисциплина; формулируются требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимым для ее изучения; определяются дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей)

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

_____________________________________________________________________________ (указываются в соответствии с ФГОС ВПО)

________________________________________________________________________________________

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: ______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Уметь: ______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Владеть:____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет ___________ зачетных единиц.

 

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

 

 

 

 

Аудиторные занятия (всего)

 

 

 

 

 

В том числе:

-

-

-

-

-

Лекции

 

 

 

 

 

Практические занятия (ПЗ)

 

 

 

 

 

Семинары (С)

 

 

 

 

 

Лабораторные работы (ЛР)

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа (всего)

 

 

 

 

 

В том числе:

-

-

-

-

-

Курсовой проект (работа)

 

 

 

 

 

Расчетно-графические работы

 

 

 

 

 

Контрольные работы (реферат, эссе и др.)

 

 

 

 

 

Другие виды самостоятельной работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контроль самостоятельной работы

 

 

 

 

 

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

 

 

 

 

 

Общая трудоемкость                                     час

                                                                       зач. ед.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

 

 

2.

 

 

…..

 

 

Содержание указывается в дидактических единицах.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.