Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Основные кризисы в жизни человека и из роль

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 19.05.13. Год: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Реферат 
 
 
 

Основные  кризисы в жизни  человека и их роль в развитии. 
 

 

Содержание  
 

 

Введение

      Актуальность  рассматриваемого вопроса заключается в том, что кризис, нарушая привычный ход жизни, дезорганизуя или даже делая невозможной обычную жизнедеятельность, требует от человека переосмысления своей жизни в ее наиболее существенных составляющих, переосмысления своих жизненных целей, отношений с окружающими, образа жизни и др.

      Психологи утверждают, что бояться кризисов не стоит, они, как сигнальные огни, указывают нам, что пришло время  изменений, без которых невозможна полноценная жизнь. Кризис говорит  нам о том, что пришло время остановиться, оглянуться назад, внимательно оценить настоящее и пересмотреть будущее.

      Успешное  преодоление кризиса является жизненно значимой задачей для человека, а  результатом его разрешения часто  становится появление каких-то новых  качеств жизни.

      Общей характеристикой всех критических жизненных ситуаций является необходимость их конструктивного разрешения. Идет ли речь о стрессовой ситуации, конфликте или кризисе – они могут оказать негативное влияние на человека, разрушая или деформируя его личность и жизнь.

      И наоборот, их успешное преодоление  может стать источником личностного  роста, развития большей личностной зрелости и, в конечном счете, фактором повышения удовлетворенности жизнью.

 

1. Основные кризисы  в жизни человека  и их роль в  развитии

 

      Каждый переход на следующую ступень развития заставляет человека разрушать существующую защитную структуру. Этот переход может продолжаться несколько лет. Преодолев его, человек попадает в продолжительный период стабильности и относительного спокойствия, и обретает чувство равновесия.

      Кризис (от греч. сrisis – решение, поворотный пункт) характеризует состояние, порожденное  проблемой, которая встала перед  индивидом, которой он не может избежать и которую он не может решить за короткое время и привычным способом" [2, с .172].

      Жизненная кризис - это поворотный пункт жизненного пути, который возникает в ситуации невозможности реализации намеченного  жизненного замысла" [6, с.6].

      Среди других определений слова "кризис" встречается также и значение "суд". Близким к нему семантически является и слово "критика", как считает Ф.Ю. Василюк, опираясь на мнение С.С. Аверинцева. Л.В. Сохань отмечает, что "кризисы жизни - это пики обновления внутреннего мира человека, которые "снимают" каждое сформированное его качество".

      Направление отечественной психологии, такое как "психология жизненного пути" (Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн) [1], [2], [13], [14] рассматривает жизненный кризис как "событие жизненного пути", являющееся поворотным этапом, на котором принимаются важные решения на длительное время.

      Также такие поворотные моменты определяются различными исследователями как "кризисы" (Э. Эриксон, Д. Маттесон) [15], "критические ситуации" (Е. П. Крупник), "life change event" (С.К. Нартова-Бочавер) [10], "тяжелые жизненные ситуации" (Л. И. Анциферова) [3], "биографическое событие" (Волкова Н.В.) [7], "ситуация социальной нестабильности" (К. Н. Василевская) [5], "стресогенная ситуация" (Л. Пельцман) [12], "переломная ситуация, экстремальная ситуация" (М. Ш. Магомед-Еминов) [9], "невозможная ситуация" (К. Н. Артемова) [4], "критическое состояние бытия".

      Несмотря  на использование различной эпистемологии, авторы подразумевают в данных понятиях близкое смысловое содержание. Понимая  критические ситуации как ситуации обострения противоречий развития в жизни человека, исследователи подчеркивают, что те пути, которые использует субъект для преодоления кризиса, в дальнейшем определяют его судьбу.

      По  мнению В.В. Нуркова и К.Н. Василевской  они становятся кризисными потому, что представлены в жизни индивида на основе пяти факторов:

      1) фактор вероятного прогнозирования  – исходя из анализа своего  прошлого опыта, человек оценивает  вероятность наступления этого  события как нулевую или минимальную; 

      2) витальный фактор, который выражается  в субъективном ощущении невозможности жить, существовать в навязанной ситуации; человеку кажется, что он не перенесет этих условиях, не сможет с ними смириться;

      3) когнитивный фактор, то есть отсутствие  необходимых знаний, умений и  навыков для жизни в данной  ситуации, невозможность применять существующие когнитивные схемы;

      4) поведенческий фактор, то есть  отсутствие сформированных моделей  поведения; 

      5) екзистенциональный фактор или  ощущение смыслопотери, "екзистенционального  вакуума".

      По  мнению авторов, на более высоком уровне обобщения эти ситуации объединяет, в первую очередь, симптоматика деформации временной трансспективы личности, когда будущее теряет свою положительную валентность, сегодняшнее хаотичное, а прошлое перестает быть ресурсом для продуктивного жизнетворчества [11, с.101].

      Классификации  жизненных кризисов можно объединить в такую более-менее полную форму:

      1. По критерию личностного развития: нормативные (возрастные) и ненормативные кризисы;

      2. По критерию продолжительности: микрокризисы - несколько минут, кратковременные - до 4-6 недель, долгосрочные;

      3) по критерию результативности: конструктивные  и деструктивные;

      4) по деятельностному критерию:

      а) кризис операционального аспекта жизнедеятельности: "не знаю, как жить дальше";

      б) кризис мотивационно-целевого аспекта: "не знаю, для чего жить дальше";

      в) кризис смыслового аспекта: "не знаю, зачем вообще жить дальше";

      5) по критерию глубины переживаний:  поверхностные, средние и глубокие;

      6) по критерию детерминированности:  кризисы, вызванные одним событием, многомерные кризисы, которые затрагивают почти все аспекты индивидуальной жизни.

      С точки зрения содержания и характера  психологических проблем или  жизненных обстоятельств, которые  привели к кризисной ситуации, а также личностных ролей, которые  возникают, развиваются и исчезают, Л.П. Гримак выделяет несколько типов жизненных кризисов [8, с.87].

      1. Кризисы становления личности. Наиболее  характерными кризисами становления  являются возрастные кризисы,  которые считаются нормативными, то есть необходимыми для нормального процесса становления личности.

      Для возрастных кризисов свойственны большие  качественные изменения, происходящие в психологии человека: формирование психологических новообразований, смена ведущей деятельности и  т.д. Но эти изменения всегда сопровождаются изменением ролей, поскольку определенная деятельность (игра, общение, обучение и т.д.) предполагает и соответствующую личностную роль человека.

      2. Кризисы здоровья. Часто человек  переживает серьезный кризис  в связи с потерей здоровья, увечьем или другими серьезными проблемами, которые в корне изменяют жизнь.

      Наиболее  фрустрирующими кризисными факторами  являются потеря, в связи с изменением здоровья, каких-то важных жизненных  и социальных функций (а значит и  важных психологических ролей), отказ  от важных жизненных планов в связи с невозможностью воплотить их в действительность (т.е. отказ от будущих ролей). [4, с.64]

      Примером  серьезного кризиса здоровья может  служить история жизни писателя Н. Островского, который еще молодым  потерял зрение и возможность ходить. Эта трагедия перечеркнула все жизненные планы и чуть не стала причиной самоубийства.

      3. Терминальные кризисы. Очень серьезными  являются кризисы, связанные с  терминальными ценностями человека, в частности с вероятным или  неизбежным близким концом его жизни. Примеры: известие о неизлечимой болезни; какие-либо обстоятельства, угрожающие жизни и которых невозможно избежать; смертный приговор суда и т.д.

      4. Кризисы значимых отношений. Чрезвычайно  важной является сфера взаимоотношений  человека с другими, а следовательно, значительные изменения в структуре этих взаимоотношений часто сопровождаются кризисами: изменениями межличностных ролей.

      Наиболее  значимыми причинами подобных кризисов могут выступать: смерть близкого человека, вынужденная разлука, предательство других людей, развод (что связано с потерей межличностных ролей).

      К кризисным явлениям может приводить  и появление новых межличностных  ролей. Так, рождение ребенка для  семьи может стать причиной кризиса. Как отдельную категорию кризисов значимых отношений можно рассматривать кризис любовь (неразделенная любовь, потеря любви, разочарование в любви).

      5. Кризисы личностной автономии.  Причиной кризиса могут быть  обстоятельства, связанные с потерей  или ограничением личностной  автономии или свободы: попадание в фатальную зависимость от людей или обстоятельств, лишение свободы.

      Если  кризис значимых отношений заключается  в утрате значимых межличностных  ролей, то кризис личностной автономии (что составляет разновидность предыдущей) связан с попаданием в новую нежелательную межличностную роль.

      6. Кризисы самореализации. Жизненный  кризис может наступить вследствие  обстоятельств, связанных с невозможностью  нормальной, привычной или такой,  которая планируется, самореализации  человека: потеря работы, значимой социальной роли (проигрыш на выборах, потеря высокого социального статуса и т.п.), выход на пенсию, банкротство, крах жизненных планов, осознание ошибочности жизненного пути, вынужденное изгнание (например, вследствие социальных конфликтов).

      7. Кризисы жизненных ошибок. Зачастую кризисные явления развиваются в результате каких-либо осуществленных фатальных поступков (кризис, переживаемый человеком вследствие совершенного предательства, преступления, даже если это не связано с отбыванием наказания), утрата ценной вещи (автомобиль, дом, квартира; сюда можно отнести и невзгоды в результате стихийного бедствия). Кризисы жизненных ошибок могут быть следствием и невыполненных поступков, если это имело роковые последствия.

      Вполне  достаточно изучены кризиса обучения [6, с.9]. Психологи выделяют такие их виды:

      1) кризис адаптации к условиям  обучения (кризис первого года),

      2) кризис середины обучения,

      3) кризис выпускника,

      4) кризис отчисления.

      Психолог  Левинсон выделил 4 задачи развития человека в возрасте от 17 до 35 лет:

      1) увязать мечту с реальностью  (часто мечта разорвана с реальностью);

      2) обрести наставника, который поможет  продвижению в карьере, передаст  мастерство, перейти от отношений  типа "родитель-ребенок" к отношениям  типа "взрослый-взрослый";

      3) научиться строить близкие отношения  с людьми, научиться общаться;

      4) построить карьеру. Если говорить  о карьере, то выделяют два  этапа: 

      1. этап начинаний, примерно до 25 лет, характеризуется выбором  и освоением профессии, частой  сменой работы.

      2. этап упрочения карьеры. Человек пытается утвердиться. Считается, что в течение 7-10 лет он кардинально не меняет вид деятельности.

      В современном мире ситуация меняется, в связи с изменением мотивации (условия работы, зарплата встает как  главная задача).

      Интеллект человека достигает психофизиологического пика, большую роль оказывают социальные и культурные аспекты. [12, с.126]

      Выделяют  два фактора, влияющие на интеллект:

      1) одаренность человека долго сохранять  интеллектуальную способность;

      2) образование, особенно высшее и дополнительное. Когда человек учится, развивается высокоинтеллектуальная деятельность.

      Качественные  особенности интеллекта:

      1. интеграция разных типов мышления (у взрослого объединяются все  виды мышления: логическое, теоретическое,  практическое). У каждого человека более развит тип мышления, соответствующий его роду деятельности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.