Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Фискальная политика и ее роль в государственном регулировании

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.05.13. Год: 2012. Страниц: 36. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 2

1. Фискальная политика и Государственный бюджет

   1.1 Государственный бюджет - основной инструмент фискальной политики. Бюджетный дефицит. 4

   1.2. Налоги: типы, эволюция. Переложение налогового бремени. 7

   1.3. Фискальная политика: дискреционная и недискреционная. Встроенные стабилизаторы. 17

2. Механизм реализации фискальной политики в России. 22

Заключение. 33

Приложение 1. Баланс государственного бюджета 35

Приложение 2. Цели государственной фискальной политики 35

Приложение 3. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА С 2008 ГОДА 36

Список используемых источников 48

 

     ВВЕДЕНИЕ

 

     Государство, как общественный институт обязано  решать огромный комплекс стоящих перед ним задач. Важнейшим государственным инструментом является фискальная политика.

     Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Вместе с тем в странах Запада используется общий набор мер. Он включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.

     Любое правительство всегда проводит некоторую  фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет  неосознанной и непоследовательной.

     Актуальность  заключается в том, фискальная политика - важнейший элемент экономической политики государства. Она включает в себя меры, осуществляемые государством, направленные на формирование государственного фонда средств, необходимого для  обеспечения нормальной жизнедеятельности общества.

     В рыночной экономике госбюджет выполняет  важные макроэкономические функции: обеспечение создания общественных благ; создание материальной базы для управления рыночными процессами с помощью государственного фонда средств; формирование основы для решения задач роста благосостояния населения, для решения социальных вопросов.

     Госбюджет построен на соотношении доходов  и расходов. Теоретически наиболее оптимальным является бюджет, который  предполагает нулевое сальдо. Однако если экономика развивается, то она должна решать все большие по объему задачи и средств на их реализацию хватать не будет.

     Фискальная  политика является одним из четырех  основных макроэкономических инструментов и опирается на способность правительственных закупок, налогов и трансфертных платежей влиять на национальный доход и реальный ВНП.

     Цель  курсовой работы – исследовать механизм фискальной политики и ее роль в государственном регулировании экономики.

     Исходя  из цели, формируются задачи курсовой работы:

     -рассмотреть государственный бюджет как основной инструмент фискальной  политики. Бюджетный дефицит;

     -охарактеризовать типы и эволюцию  налогов. Переложение налогового бремени;

     -рассмотреть  фискальную политику: дискреционную  и недискреционную. Встроенные стабилизаторы;

     -раскрыть механизм реализации фискальной политики в России.  
 
 

    1. Государственный бюджет - основной инструмент фискальной политики. Бюджетный дефицит
 

     Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет – смета  доходов и расходов государства  за определенный период времени, чаще всего на год, составленная с указанием  источников поступления государственных доходов и направлений каналов расходования средств. Бюджет имеет доходную и расходную части, которые в  планируемой  перспективе должны быть сбалансированы.

     Роль  бюджета  в  национальной  экономике  значительна.  Он  является

     частью  финансов страны, которую контролирует государство, поэтому с  помощью  бюджета государство способно вмешиваться  в  рыночные  механизмы.  Во-вторых, бюджет является способом аккумуляции денежных средств для  решения  крупных, глобальных  экономических  проблем.  В-третьих,  наличие  бюджета  позволяет решать  сложные  социальные   проблемы   (бедности,   безработицы,   голода, грамотности, здоровья нации и др.).

     Государственный бюджет составляется правительством  и  утверждается, принимается  высшими  законодательными  органами.  Таким  образом,  в  руках государства появляются значительные финансовые  инструменты  воздействия  на экономические процессы. Как правило, это государственные  закупки,  дотации, трансфертные платежи (TR), инвестиции (I).

       Государственные  закупки   –  это спрос правительства  на товары и услуги. Социальные  выплаты  (трансферты)  – это платежи, которые осуществляются без соответствующего  предоставления  их получателям каких-либо товаров и услуг.

     Бюджет  современного государства представляет собой  сложный многоплановый документ, отражающий все многообразие его функций.

     Распределительная функция проявляется в результате использования у государства  денежных  на удовлетворение общественных потребностей: его межотраслевое, межтерриториальное, федеральное, городское перераспределение средств, обусловленное тем, что в отношения с бюджетом  вступают почти все участники общественного производства.

     Контрольная функция позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как складываются пропорции в распределение средств, как они используются.

     Следует  отметить, что структура доходной  и   расходной   частей государственного  бюджета  более   разнообразна, чем   рассматриваемая   в концепции фискальной политики. Баланс бюджета можно условно представить в виде таблицы (приложение 1)

     В доходах бюджета находят выраженные экономические отношения, которые возникают между плательщиками и государством. Появляются  эти отношения при совершении платежей в виде налогов сборов  направляемых на формирование бюджетного фонда государства. В бюджет поступают сборы за право торговли, за парковку автотранспорта ,курортные сборы, акцизные сборы, таможенные пошлины и др.

     Расходование  государственного бюджета – это  экономические отношения, которые возникают в процессе распределения бюджетных средств на нужды хозяйства и выполнение функций государства. Расходы правительства – это правительственные закупки товаров и услуг(закупка оружия, разнообразное строительство, оплата услуг судей) и трансфертные платежи(пособия по безработице  выплаты по социальному страхованию, пособий ветеранам и др.).

     Значительные  бюджетные средства, расходуемые  на осуществление социально – культурных мероприятий, направляются на развитее образования, культуры, здравоохранения, на повышение социального обеспечения тех слоев населения, которые в этом нуждаются.

     Что касается расходов на управление, то они необходимы в связи с тем, что государство выполняет важные хозяйственно-организаторские функции и должно обеспечивать управленческую деятельность.

     В тех случаях, когда имеющиеся  у бюджета доходы недостаточны для  осуществления  необходимых расходов, возникает бюджетный дефицит.

   БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ -отрицательное бюджетное сальдо, характеризует превышение расходов бюджета и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования государственных финансов и классификации доходов и расходов [13]. Наличие дефицита может быть следствием: кризисных явлений в экономике; неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране; чрезвычайных обстоятельств (войны, крупных стихийных бедствий); милитаризации экономики в мирное время; осуществления крупных централизованных вложений в развитие производства и осуществление структурной перестройки; увеличения темпов роста социальных расходов по сравнению с темпами роста валового внутреннего продукта и т. п. факторов. Хронический дефицит — долгосрочная несбалансированность бюджета — является следствием разрыва между бюджетными расходами и доходами на протяжении ряда лет. Несбалансированность имеет краткосрочный характер, если несоответствие расходов и доходов ограничивается рамками одного года.

     Величина  дефицита определяется при утверждении  бюджета. В России в соответствии с Бюджетным кодексом при принятии бюджета на очередной финансовый год с дефицитом соответствующим законом (решением) о бюджете утверждаются источники финансирования дефицита бюджета. Размер дефицита федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о бюджете, не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ в соответствующем финансовом году. Размер дефицита бюджета субъекта РФ, утвержденный законом субъекта РФ о бюджете на соответствующий год, не может превышать 15% объема доходов бюджета субъекта РФ без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Размер дефицита местного бюджета, утвержденный нормативным актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год, не может превышать 10% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. Соблюдение предельных значений бюджетного дефицита должно обеспечиваться также по данным отчета об исполнении соответствующего бюджета за финансовый год.

     Источниками финансирования дефицита федерального бюджета РФ являются: 1) внутренние источники: кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте РФ; государственным займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; 2) внешние источники: государственным займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте [13].

     1.2. Налоги: типы, эволюция. Переложение налогового бремени.

 

     Налоги  известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление  связано с самыми первыми общественными  потребностями.

     Налоговая система возникла и развивается  вместе с государством. На ранних ступенях государственной организации начальной  формой налогообложения можно считать жертвоприношение.

     В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков. На втором этапе (XVI — начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, наконец, третий, современный, этап - государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

     Налоги  возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников, и другие нужды. Изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога.

     Налог — это обязательный безвозмездный  платеж (взнос), установленный законодательством  и осуществляемый плательщиком в  определенном размере и в определенный срок [13]. Налоги зачисляются в бюджет соответствующего уровня и обезличиваются в них. Этим налоги отличаются от всевозможных сборов, которые тоже в обязательном порядке безвозмездно уплачиваются плательщиками в бюджет соответствующего уровня, но при этом должны использоваться только на те цели, ради которых они взимались. Сущность и роль налогов проявляются в их функциях: фискальной (обеспечение государства финансовыми ресурсами) и регулирующей (воздействие на общественные отношения в обществе, в первую очередь на производственные процессы). Соотношение этих функций при взимании налогов различается в зависимости от вида налога.

     Классификацию налогов можно проводить по разным признакам.

     Законодательство  подразделяет налоги на федеральные, налоги субъектов Российской Федерации (региональные), местные налоги. В основу данной классификации положена компетенция соответствующих органов представительной власти и местного самоуправления в отношении установления и введения налогов.

     По  способу изъятия налоги подразделяются на прямые и косвенные.                     Прямые налоги взимаются с непосредственного владельца объекта налогообложения. Среди этого вида налогов наиболее известен подоходный налог, примерами могут также служить налог на прибыль, налог на наследство и дарения, налог на имущество.

     Косвенные налоги, в отличии от прямых, уплачиваются конечным потребителем облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов по переводу полученных ими в счет уплаты налога средств государству. Некоторые из них даже указываются отдельной строкой в счете на товар или на его ценнике. К таким налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС), налог с продаж, акцизы (аналог налога с продаж), таможенные пошлины. Косвенные налоги являются наиболее весомой частью налоговых платежей в федеральный бюджет РФ. Так, в бюджете РФ на 1998 г. доля доходов государства, полученных за счет косвенных налогов, составляла приблизительно 80% от суммы всех налоговых поступлений.

     По  характеру начисления на объект обложения  налоги и, соответственно, налоговые  системы подразделяются на прогрессивные, регрессивные и пропорциональные.

     При прогрессивном налогообложении  ставки налога увеличиваются по мере роста объекта налога. Другими  словами, владелец большого дохода платит не только большую сумму в абсолютном выражении, но и в относительном по сравнению с владельцем меньшего дохода. Наиболее характерным примером прогрессивного налога является подоходный налог с физических лиц.

     Для прогрессивных налогов большое  значение представляют понятия средней  и предельной налоговой ставки. Средней  ставкой налога называется отношение  суммы налога к величине облагаемого  им дохода.

       Предельная налоговая ставка– это ставка обложения налогом дополнительной единицы дохода [13].

     Регрессивный  налог – это налог, который  в денежном выражении равен для  всех плательщиков, то есть составляет большую часть низкого дохода и меньшую часть высокого дохода. Это, как правило, косвенные налоги[13].

     Пропорциональный  налог – это налог, при котором  налоговая ставка остается неизменной, независимо от стоимости объекта  обложения. К такого рода налогам, в частности, относятся налоги на имущество предприятий и физических лиц. Вне зависимости от различной стоимости имущества разных предприятий при начислении этого налога в России действуют равные ставки налога [13].

     Как правило, существует определенный перечень льгот по каждому налогу. Однако существует особый порядок комплексных налоговых льгот, устанавливаемых государством, которые могут оказывать существенное влияние на процесс воспроизводства. Такими льготами являются ускоренная амортизация и инвестиционный налоговый кредит.

     Политика  ускоренной амортизации способствует сокращению сроков амортизационных  отчислений путем увеличения размеров годовой нормы отчислений. Таким образом, сокращаются сроки окупаемости оборудования и у производителей появляются стимулы для инвестиций в передовые технологии. Проводя такую политику, государство тем самым отказывается от определенного дохода в виде части налога на прибыль в пользу увеличения степени конкурентоспособности национальной экономики.

     Инвестиционный  налоговый кредит представляет собой  отсрочку по уплате части налоговых  платежей на определенный срок. Кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам на срок от одного до пяти лет. Сумма кредита ограничивается 30% от стоимости оборудования и не может превышать 50% от суммы начисленного к уплате налога.

     Важнейшими  налогами, уплачиваемыми организациями (юридическими лицами) различных организационно-правовых форм, являются: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, налог на имущество предприятий и др.

     Физические  лица (граждане) уплачивают следующие  основные налоги и сборы: подоходный налог с физических лиц; налог  с имущества, переходящего в порядке  наследования или дарения; налог  на имущество физических лиц; регистрационные курортные сборы и др.

     Общественные  отношения, возникающие при установлении, взимании налогов и сборов регламентируются нормами финансового права. Указанные  нормы имеют определенные специфические  признаки, позволяющие объединить их в самостоятельную группу. Эту совокупность финансовых норм, регулирующих налоговые отношения, принято называть институтом финансового права или даже под отраслью — «налоговое право». Нормы налогового права содержатся в различных нормативных актах: Конституции государства, федеральных законах о налогах, в иных нормативных актах, регулирующих налоговые отношения.

     Совокупность  указанных нормативных актов  образует налоговое законодательство.

     Каждый  налог включает следующие обязательные элементы:

     -объект налога - это доходы, стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, установленные законодательными актами.

     -субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;

     -источник налога - т.е. доход, из которого выплачивается налог;

     -ставка налога - величина налога с единицы объекта налога;

     -налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.

     Налоги  могут взиматься следующими способами:

     -кадастровый - (от слова кадастр - таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку.

     Перечень  этих групп и их признаки заносится  в специальные справочники.

     Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит  от доходности объекта.

     Примером  такого налога может служить налог  на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

     -на основе декларации

     Декларация - документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом, получающим доход [13].

     Примером  может служить налог на прибыль.

     -у источника

     Этот  налог вносится лицом, выплачивающим  доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.

     Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо, т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

       Переложение налогового бремени.

     Налоги  не всегда исходят из тех источников, которые подлежат налогообложению согласно государственному законодательству, т.е. субъект налога и носитель налога могут не совпадать. Налогоплательщик может стремиться к тому, чтобы переложить налог либо “вперед” - на покупателей своих товаров, повышая цену товаров в соответствии с размером налога, либо - “назад” - на людей, у которых он сам покупает товары, уплачивая им меньше, чем если бы налога не существовало. Некоторые налоги могут быть переложены на различные части национальной экономики. Так или иначе, это сказывается в первую очередь на субъектах финансовой системы государства. Поэтому необходимо точно определить сферу переложения основных видов налогов и выявить конечные пункты, куда налоги перемещаются.

     Личный  подоходный налог. Сфера применения личного подоходного налога, как  правило, фокусируется на отдельных  лицах, чьи доходы облагаются налогом. Возможность переложения этих доходов  незначительна. Но здесь могут быть исключения. Отдельные лица или группы лиц, которые могут эффективно контролировать цену предоставляемых ими услуг, оказываются в состоянии переложить часть своих налогов. Например, врачи, юристы, и другие специалисты могут поднять ставки за услуги, чтобы компенсировать налоги. Профсоюзы могут рассматривать налоги, как составную часть стоимости жизни и, вследствие этого, вести переговоры о более высоком уровне заработной платы. Если они будут успешными, появляется возможность переложения части налогов от работающих к работодателям, которые путем последующего повышения цен перекладывают повышение заработной платы на народ. В целом, однако, большинство экспертов сходятся во мнении, что именно те лица, первоначально обложенные налогом, и несут бремя личного подоходного налога. То же самое правомерно в отношении налогов на заработную плату и налогов на наследство.

       Налог на прибыль корпораций  и т.п. Сфера действия этого  налога гораздо менее определена. Традиционная точка зрения состоит в том, что фирма, которая устанавливает на свою продукцию цены, обеспечивающие максимальную прибыль, не имеет оснований менять цену или объем выпуска, когда вводится налог на прибыль корпораций. Такое соотношение цены и объема производства, которое приносит наибольшую прибыль перед вычетом налога, так и останется наиболее прибыльным и после того, как правительство изымет определенный процент из прибыли фирмы в виде налога. В соответствии с этой точкой зрения владельцы акций компаний (то есть собственники) вынуждены потерпеть тяжесть налогообложения в форме более низких дивидендов или меньшей суммы нераспределенной прибыли.  С другой стороны, некоторые экономисты утверждают, что налог на прибыль корпораций частично переносится на потребителей через более высокие цены и на поставщиков ресурсов через более низкие цены. Обе эти ситуации вполне вероятны. Действительно, тяжесть налога на прибыль корпораций может быть благополучно разделена между владельцами акций, клиентами фирмы и поставщиками ресурсов.

     Акцизный  налог. Поскольку диапазон действия акцизов невелик, то у потребителя появляется относительная возможность переориентации на замещающие товары и услуги и “ухода” таким образом, от уплаты этих налогов. К примеру, акцизный налог на театральные билеты, не распространяющийся на другие виды зрелищ, очень сложно переложить на потребителя через повышение цены, потому что подъем, цен повлечет за собой использование потребителями альтернативных видов развлечений. Более высокие цены вызовут столь заметное сокращение продаж, что продавец предпочтет скорее нести на себе тяжесть значительной доли акцизного налога, чем допустит резкое падение продаж. Тем не менее, в случае многих акцизов умеренное повышение цен оказывает незначительное воздействие на объем продаж или вовсе не отражается на продажах. Это относится к акцизам на бензин, сигареты, алкогольные напитки. В этих случаях имеется мало хороших товаров-заменителей, к которым могут обратиться потребители при повышении цен. Продавец  этих товаров находится в лучшей ситуации в отношении перекладывания налоговых издержек на потребителя.

     В общем, можно утверждать, что основная масса акцизов обычно перекладывается на потребителей через повышение цен.

     Поимущественные налоги. Бремя большей части поимущественных  налогов ложится на владельцев этого имущества по той простой причине, что эти налоги не на кого переложить. Это относится к налогам на землю, личную собственность и на собственный дом или квартиру. Например, даже если земля продается, нет возможности переложить на кого-либо бремя поимущественного налога. Покупатель будет стремиться снизить стоимость земли, принимая во внимание размер налога, который придется платить за эту землю, и это ожидаемое налогообложение будет отражено в цене, которую покупатель готов предложить за землю.

     По-другому  обстоит дело с налогами на арендуемую или предпринимательскую собственность. Налоги на арендуемую собственность могут быть переложены полностью или частично с собственника на арендатора просто путем повышения рентной платы. Налоги на предпринимательскую собственность рассматриваются как производственные издержки и, следовательно, учитываются в установлении цены продукции; таким образом, подобные налоги обычно перекладываются на клиентов фирмы [16].

1.3. Фискальная политика: дискреционная и недискреционная. Встроенные стабилизаторы

 

          Под  фискальной политикой  государства  понимается постоянное  вмешательство  государства в  экономические процессы  и явления с целью регулирования их  протекания. Это совокупность мероприятий  в сфере  налогообложения, направленных  на формирование доходной части государственного  бюджета, повышение эффективности  функционирования всей национальной  экономики,  обеспечение экономического  роста, занятости населения и стабильности  денежного  обращения   Фискальная (бюджетно-налоговая) политика — это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика  может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.

     Фискальная  политика - совокупность  финансовых мероприятий государства  по  регулированию правительственных  расходов и доходов для достижения определенных  социально-экономических целей [13]. Потребность  в разработке и систематическом  проведении  фискальной политики усилилась, особенно  во второй половине XX в.,  когда финансы  государства стали играть значительную  роль в обеспечении  стабильного экономического  роста.

     Цель  фискальной политики:

     -Сглаживание  колебаний экономического цикла.

     - Стабилизация темпов экономического  роста.

     - Достижение высоко уровня занятости  и умеренных темпов инфляции.

     Фискальная  политика объединяет в себе такие  крупные виды, формы финансовой  политики, как бюджетная, налоговая, политика доходов и расходов.

недикретную

дискретную

В зависимости  от характера использования прямых и косвенных финансовых  методов экономическая наука различает два типа фискальной политики государства: 
 

Пассивная политика. Необходимые изменения в уровнях государственных расходов и налогах вводятся автоматически

Активная политика. Сознательное манипулирование налогами и расходами

 
 

Инструменты фискальной политики используются государством, чтобы оказать влияние на совокупный спрос и совокупное предложение, воздействуя тем самым на общую экономическую конъюнктуру, способствовать стабилизации экономической ситуации, проводить антициклические меры, противодействующие чрезмерным колебаниям экономических параметров, угрожающим возникновением кризисных явлений. 

     Под дискреционной фискальной политикой  понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроль над инфляцией и ускорения экономического роста.

Виды дискреционной  политики

 

               

рестриктивную

стимулирующая

 
 

          Стимулирующая бюджетно-налоговая  политика (фискальная экспансия) осуществляется в период спада,  депрессии, включает повышение государственных расходов, понижение налогов и приводит к дефициту бюджета.

     В краткосрочной перспективе имеет  своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или  комбинирование этих мер.

     В более долгосрочной перспективе  политика снижения налогов может  привести к расширению предложения  факторов производства и росту экономического потенциала.

     Осуществление этих целей связано с проведением  комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограниченной кредитно-денежной политикой Центрального Банка и изменением оптимизации структуры государственных рас.

     Сдерживающая  бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция)  осуществляется в период бума и инфляции, включает снижение государственных расходов, повышение налогов и приводит к избытку госбюджета.

     Имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов  или комбинирование этих мер.

     В краткосрочной перспективе эти  меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы  и спада производства.

       В более долгом периоде растущий  налоговый клин может послужить  основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции (спад, или значительное замедление экономического развития), особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда.

     В рамках дискреционной  политики рассматриваются  различные социальные программы, государственная  программа занятости, изменения налоговых ставок.

       Второй вид фискальной политики  – недискреционная, или политика автоматических(встроенных) стабилизаторов. Ограниченные возможности дискреционной фискальной политики адаптироваться к потребностям, вызванным новыми хозяйственными пропорциями, делает необходимым дополнить ее иным видом фискальной политики, способной непрерывно корректировать налоговые поступления. Это осуществляется автоматически с помощью так называемых встроенных стабилизаторов.

      "Встроенный" (автоматический) стабилизатор  – экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительности временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства парламента.

     Их  суть заключается в увязке ставок налогов с величиной получаемого  дохода.

     Почти все налоги построены таким образом, что позволяют обеспечить рост налоговых  поступлений с увеличением чистого  национального продукта. Это касается подоходного налога на физических лиц, который имеет прогрессивный характер; налога на прибыль; на добавленную стоимость; налога с продаж, акцизов.

     

     Рис. 1- Встроенные стабилизаторы, где:

         G — государственные расходы;  Т — налоговые поступления.

     На  графике размеры государственных  расходов постоянны. На самом же деле они меняются. Но эти изменения  зависят от решений парламента и  правительства, а не от роста ВНП (валового национального продукта). Поэтому график не показывает прямой связи государственных расходов от увеличения ЧНП. Налоговые же поступления во время подъема растут. Это происходит потому, что увеличиваются  доходы. Изъятие же части доходов налогами сдерживает темпы экономического роста и инфляции. В результате действующих сил, помимо усилий правительства, предотвращается перегрев экономики из-за диспропорции во время подъема.

     В этот период налоговые поступления  превышают государственные расходы (T>G). Возникает излишек— профицит государственного бюджета, который позволяет расплатиться по долговым государственным обязательствам, взятым в депрессивный период экономики.

     График  отображает и падение налоговых  поступлений в период, когда ЧНП  уменьшается, т. е. падает производство, что ведет к образованию дефицита государственного бюджета (G>T). Если бы объем налоговых поступлений сохранился на прежнем уровне во время экономического кризиса, хозяйственная конъюнктура для бизнеса означала бы более высокие экономические  риски, что спровоцировало дальнейшее свертывание производства. Значит, уменьшение налоговых поступлений в этот период объективно оберегает общество от нарастания кризиса и ослабляет падение производства.

          Циклический дефицит - дефицит  государственного бюджета, вызванный автоматическим сокращением (увеличением) налоговых поступлений и увеличением (сокращением) государственных трансфертов на фоне спада (подъема) деловой активности.

     Встроенные  стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают размах этих колебаний. На основании данных о  циклических бюджетных дефицитах и излишках нельзя оценивать эффективность мер фискальной  политики,  так  как  наличие циклически  несбалансированного бюджета не приближает экономику к состоянию полной занятости ресурсов, а может иметь место при любом уровне выпуска.

     Поэтому встроенные стабилизаторы экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение  полной занятости ресурсов. В результате возникает структурный дефицит  государственного бюджета - разность между  расходами (доходами) и доходами (расходами) бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом.

2. Механизм реализации фискальной политики в России

 

     Механизм  фискальной политики во многом в первую очередь ориентирован на стоящие цели.

     Реформирование  бюджетной и налоговой систем в России проводится в сложных  условиях трансформации собственности  и становления национального предпринимательства. Это связано с реструктуризацией отраслевой структуры производства, переводом оборонного производства на изготовление конкурентоспособной продукции, проведением крупных мер по социальной защите населения и т.д.

       Переход к рыночной экономике  изменил и структуру доходной  части государственного бюджета,  которая в значительной мере  формируется за счет налоговых  поступлений. Поэтому главное  значение в осуществлении фискальной политики сводится к реформированию налоговой системы и налогообложения.

       Трудности в ее осуществлении  состоят в том, что эволюция  налоговой системы России развивалась  долгое время не в соответствии  с теми тенденциями, которые характерны экономике развитых рыночных стран.

       В современных условиях наметились  основные вехи реформирования  российской налоговой системы.  Для переходного периода становится  важной разработка концепции  повышения стимулирующей функции  налогообложения в развитии предпринимательства  и формировании инвестиций.

       Стратегия усиления стимулирующей  функции налогообложения и количественного увеличения инвестиций предполагает их программное обеспечение. В состав этой программы должны входить определенные меры органов государственного и территориального управления, реализуемые в логической последовательности.

       К этим мерам относятся: 

     - обеспечение стабильного налогового  законодательства, недопустимость  любых изменений в налоговой  схеме в течение всего хозяйственного  года. Более того, предполагается продолжительный по горизонту мораторий на внесение поправок, усиливающих налоговое бремя;

     - отказ от неоправданной множественности  налогов, число которых только в России с учетом местных налогов приблизилось к 100;

     - устранение имеющейся дискриминации  в дифференциации налогоплательщиков в зависимости от форм собственности;

     - установление низких налогов  на производителей и «удешевление»  кредита;

     - усиление целенаправленности налоговой  системы. В условиях спада производства  важно поставить в привилегированное  положение предприятия (фирмы), реально  увеличивающие объемы производства  и осуществляющие инвестирование  средств в его рост. Сделать  это можно разными способами,  например, освободив от налогов  часть прибыли, полученной от  увеличения объема реализации  в сопоставимых ценах. Желательно  также полностью освободить от налогообложения вклады инвесторов и прибыль предприятий, направляемую на развитие производства, НИОКР, содержание объектов социальной сферы;

     - придание действенного и конкретного  характера налоговым льготам,  которые теперь в большинстве  носят декларативный и показной  характер, в результате чего теряют стимулирующее значение. Вновь создаваемым или реконструированным предприятиям необходимо предоставлять льготы с момента не их регистрации, а получения первой прибыли.

     Как показывает мировой опыт развитых стран, современная налоговая система  должна стимулировать научно-технический  прогресс, структурную передислокацию ресурсов и рабочей силы, выпуск дефицитной продукции, развитие предпринимательства. В тоже время она должна подавлять такие негативные тенденции, как монополизм, рост издержек, спекулятивная активность, инфляция.

       Такова общая концепция перестройки  налоговой системы переходной  экономики в направлении безусловного  экономического роста при одновременной максимизации индивидуального богатства налогоплательщиков и налоговых поступлений в бюджет.

       В итоге экономическая динамика  общества будет обеспечиваться  через концентрацию налоговых  поступлений в бюджет и направлений  бюджетных ассигнований на инвестирование  средств в различные структуры и программы, а также социально-культурную сферу. Именно через бюджет реализуются прямые и обратные связи по регулированию и поддержанию макроэкономического равновесия совокупного спроса и совокупного предложения.

       Функции налогообложения в обеспечении  инвестирования не абстрактны. Они выполняют задачи ресурсно-денежного обеспечения этого процесса по разработанным программам. Это связи прямого характера.

       В свою очередь, экономический  рост и расширение масштабов  производства увеличивают налоговое поле и обратное увеличенное поступление ресурсов. Это обратные связи в общей экономической динамике.

       Изменение налоговых ставок незамедлительно  сказывается на мотивации экономических  собственников. Претензии государства  на чрезмерную долю конечного  продукта могут не только ослабить, но и подорвать мотивацию экономических агентов к хозяйственной деятельности вообще. Налоги представляют собой субъективное «вторжение» в реальные процессы трансформации собственности, ускоряя либо замедляя «способ работы над продуктом». Так высокие налоговые ставки с началом либеральных реформ в России объективно не позволили должным образом развиться малому бизнесу, да и крупные предприятия испытывали экономический «дискомфорт» от проводимой государством воинствующей фискальной рестрикции.

       Названная фискальная рестрикция  стала одной из веских причин  возникновения и бурного развития нелегальных хозяйственных структур. Именно это можно наблюдать в современной российской экономике, где сниженные налоговые ставки не дали ожидаемого результата и не вывели из «тени» большинство хозяйственных структур.

       Скрытые формы присвоения благ  оказывают обратное влияние на  фискальную политику государства, замедляя либо ускоряя принятие соответствующих решений. Например, современная преимущественно экспансионистская, фискальная политика российского государства в немалой степени явилась закономерным следствием массового ухода от налогов, вызванного в свое время фискальной рестрикцией. И хотя ожидаемых результатов сниженные налоговые ставки не дали, тем не менее, именно в них можно видеть один из факторов стратегической социально-экономической стабилизации в современной России.

     Фискальная  политика оказывает большое влияние  на развитие государства и на складывающуюся ситуацию в стране. Поэтому очень важно анализировать существующую фискальную политику и прогнозировать последствия еще только планируемой фискальной политики. Таким образом, для выбора наиболее правильной и экономически целесообразной фискальной политики необходим ее системный анализ и прогнозирование последствий, так как фискальная политика играет большую роль в развитии государства, влияя на социальное положение граждан государства, на состояние государственного бюджета и на деловую активность предприятий.

     Рассмотрим  фискальную политику, проводимую в  России.

     По  оперативным данным Федеральной  налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2008г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, (без учета единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет) на сумму 7948,9 млрд.рублей, что на 14,3% больше, чем в 2007 году. В декабре 2008г. поступления в консолидированный бюджет составили 528,5 млрд.рублей и увеличились по сравнению с предыдущим месяцем на 36,6%.

     В консолидированный бюджет Российской Федерации в мае 2011 года поступило 797,2 млрд. рублей – на 41,3% больше, чем в мае 2010 года; 
за январь-май 2011 года поступления составили 3 983,1 млрд. рублей - на 25,6% больше, чем в январе-мае 2010 года.

     

     Рис.2 - Структура доходов по уровням консолидированного бюджета Российской Федерации.

     Формирование  всех доходов в январе-мае 2011 года на 83% обеспечено за счет поступления  налога на прибыль – 27%, НДПИ – 20%, НДС  и НДФЛ по 18%. В январе-мае 2010 года доля указанных налогов составляла 80%.

     Рис.3- Структура доходов консолидированного бюджета Российской Федерации.

     Динамика поступлений  основных налогов в консолидированный  бюджет Российской Федерации в январе-мае 2010–2011 гг. приведена на следующем  графике.

Рис.4- Динамика поступлений основный налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации.

     К настоящему времени в Российской Федерации в целом закончено  формирование основ современной налоговой системы государства с рыночной экономикой. Основные параметры устройства российской налоговой системы в настоящее время уже не отражают систему налогов и сборов, унаследованную от советских времен; система базируется на общепринятых в современной мировой практике основных видах налогов с учетом специфики российской экономики. Преобразование налоговой системы России в последние годы осуществлялось в тесной связи с проведением бюджетной реформы и преобразованиями в области бюджетного федерализма.

     Введенные в действие к настоящему времени  основы российской налоговой системы были сформированы во многом с учетом лучшей мировой практики в области налоговой политики. Вместе с тем эффективность и результативность функционирования российской налоговой системы хотя и соответствует нынешнему уровню развития экономики, но все же далека от ожидаемой. Однако проблемы с внедрением в России инструментов налоговой политики, которые успешно функционируют во многих зарубежных странах, свидетельствуют не о неэффективности данных инструментов, а о том, что причины этих проблем лежат вне системы принятия решений в отношении налоговой политики.

     Отчасти подобные проблемы могут быть решены с помощью адаптации широко используемых инструментов налоговой политики к  современным условиям российской экономики, примером чего является успешное использование в России плоской ставки налога на доходы физических лиц. Вместе с тем, во многих случаях неэффективность налоговой системы связана с недостаточной эффективностью системы применения и администрирования законодательства о налогах и сборах, судебной системы, органов государственной власти и управления в целом. В среднесрочной перспективе предполагается принимать последовательные меры по исправлению указанных недостатков налоговой системы, однако основным условием эффективности и результативности таких мер будет их тесная координация с социально-экономическими преобразованиями в иных областях.

     В среднесрочной перспективе будет  продолжено совершенствование системы администрирования налогов в России. В частности, предполагается принятие следующих мер:

     а) Совершенствование подходов к проведению налоговых проверок;

     б) Повышение уровня информационного  обеспечения и автоматизации  налоговых органов;

     в) Обеспечение информационного взаимодействия между налоговыми, таможенными, правоохранительными  и иными органами;

     г) Совершенствование системы государственной  регистрации юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица.

     С точки зрения количественных параметров российской налоговой системы с учетом изменений, которые предполагается реализовать в среднесрочной перспективе, необходимо отметить следующие цели налоговой политики:

     1 Отказ от увеличения номинального налогового бремени в среднесрочной перспективе при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы

     2 Унификация налоговых ставок, повышение эффективности и нейтральности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, пересмотра налоговых льгот и освобождений, интеграции российской налоговой системы в международные налоговые отношения.

     Среди основных направлений, в которых  предполагается развивать налоговую политику в среднесрочной перспективе, необходимо выделить следующие направления.

     1 Контроль за трансфертным ценообразованием в целях налогообложения. В настоящее время получила широкое распространение практика минимизации обязательств по налогам с корпораций путем произвольного манипулирования ценами сделок при осуществлении операций между связанными или контролируемыми лицами. В частности, среди способов намеренного уменьшения налоговых обязательств можно выделить регистрацию одной из сторон сделки в юрисдикции с пониженным налогообложением, использование налоговых льгот или специальных льготных налоговых режимов, наличие убытков по данным налогового учета, а также неуплату налогов в результате незаконной ликвидации предприятия-налогоплательщика.

     Еще одним негативным эффектом использования  трансфертного ценообразования группами компаний в условиях российской налоговой системы является перемещение мобильной налоговой базы между регионами страны, в результате чего за счет выгод, получаемых отдельными регионами, потери несет не только бюджетная система в целом, но бюджеты прочих субъектов Российской Федерации.

     В данный момент для России актуальным является вопрос противодействия использованию подобных трансфертных цен связанными или контролируемыми компаниями в целях минимизации своих налоговых обязательств. Основной задачей налоговых органов является не предотвращение использования трансфертных цен, а недопущение бюджетных потерь какого-либо государства от их использования.

     2 Налогообложение дивидендов, выплачиваемых российским лицам. В целях повышения конкурентоспособности российской налоговой системы и создания благоприятного инвестиционного климата предполагается применять нулевую ставку налога на прибыль организаций при получении дивидендов российскими лицами.

     3  Регулирование налогообложения контролируемых иностранных компаний. Разработка законодательства, регулирующего налогообложение контролируемых иностранных компаний, является важным средством борьбы с укрывательством доходов российскими компаниями с помощью оффшорных компаний и стран, имеющих низкий уровень налогообложения.

     4 Проблемы определения налогового резидентства юридических лиц. В среднесрочной перспективе крайне актуальным является внесение в налоговое законодательство понятия резидентства юридических лиц на основе нескольких критериев: критерия «места управления» и критерия резидентства участников юридического лица, владеющих в нем контрольным пакетом.

     5  Совершенствование различных видов налогов.

     6  Налогообложение организаций при совершении операций с ценными бумагами. В связи с развивающимся характером российского рынка ценных бумаг законодательство в части правил налогообложения при совершении операций с ценными бумагами постоянно совершенствуется. В среднесрочной перспективе предполагается решить следующие проблемы, связанные с налогообложением налогом на прибыль при совершении организациями операций с ценными бумагами.

     7  Международное сотрудничество, интеграция в международные организации и соглашения, информационный обмен. Налоговая конкуренция между странами за привлечение налогоплательщиков в условиях глобализации мировой экономики, с одной стороны, препятствует одностороннему увеличению налогового бремени отдельным странами (например, интенсивному применению прогрессивных ставок налогов), а с другой стороны, создает стимулы к использованию противозаконных и сомнительных схем по минимизации налоговых обязательств и «отмыванию» денежных средств. Россия является частью мировой экономической системы, при этом ускоренная интеграция страны в мировую экономику, присоединение к международным организациям заставляет принимать меры в области налоговой политики, направленные как на гармонизацию российского налогового законодательства с законодательством стран - основных экономических партнеров России, так и присоединение к международным соглашениям, действующим в налоговой сфере, принятию на себя обязательств в области международного сотрудничества налоговых и таможенных органов, обмена информацией.

     Вывод: Фискальная политика государства представляет собой формирование государственного бюджета через систему налогообложения и манипулирование средствами государственного бюджета для достижения поставленных целей (рост производства, занятости, снижения темпов инфляции).

     Тема  фискальной политики на сегодняшний день весьма актуальна, так как экономика Российской Федерации переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом. В настоящее время правительству необходимо, путем снижения ненужных государственных расходов, минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым создавая наиболее благоприятные условия для развития бизнеса, и в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно нуждается.

     В России фискальная политика была превращена во вспомогательное средство реализации денежно-кредитной политики по оздоровлению денежного хозяйства. Однако, важнейшей задачей для России сегодня является формирование продуманной, отвечающей интересам национальной экономики бюджетно-налоговой политики, направленной на развитие национального производства, отвечающей интересам государства и населения, позволяющей занять достойное место в мире[22].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.