Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Тактики и стратегии разрешения конфликтных ситуаций в подростковом возрасте на примере подростков Гимназии Российской Культы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.05.13. Год: 2012. Страниц: 30. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………………………………………………….……….2

Глава I. Основное понятие о конфликтах

1.1.           Понятие конфликтов и конфликтного поведения………………………………………….…3

1.2.           Типология конфликтов……………………………………………………………………………….……..5

1.3.           Стратегии и тактики разрешение конфликтных ситуаций………………………..………7

1.4.           Причины возникновения конфликтов…………………………………………………………..…..8

Глава II.  Теоретико-методологический анализ проблемы конфликтов  в подростковом возрасте

2.1.    Психологические особенности подросткового возраста…….....................…..10

2.2.    Конфликтность, как одна из характеристик подростков ………………………….…12

Глава III.  Исследование конфликтного поведения и способов разрешения конфликтов среди учеников 7-9 классов ГРК

3.1. Изучение тактик и стратегий разрешения конфликтных ситуаций учениками 7-9 классов ГРК………………………………………………………………………………………………………..16

3.2. Исследование агрессивности среди учеников 7-9 классов ГРК…………….…......17

Заключение……………………………………………………………………………………………………………..20

Список литературы…………………………………………………………………………………………….……22

Приложения…………………………………………………………………………………………………...………23

 


Введение

 

Актуальность проблемы:  Одной из актуальных проблем современного общества является рост агрессивных тенденций в подростковой среде. За последние годы резко возросла молодежная преступность, особенно преступность подростков. В этих условиях особенно важен анализ проблемы агрессивного поведения детей подросткового возраста. Подростки часто попадают в неформальные группы, переживают разрушение прежних стереотипов поведения, изменение ценностных ориентаций. Социальная ситуация, в которой оказывается подросток, способствует проявлению разрушительных тенденций в поведении. Говоря о подростковых конфликтах, мы чаще всего ассоциируем их с агрессией, спорами, враждебностью. Однако многие конфликты способствуют принятию обоснованных решений, развитию взаимоотношений, помогают выявить скрытые проблемы.

По мнению большинства психологов, конфликты – неотъемлемая часть современной жизни. Они являются одним из источников развития личности. Назначение конфликта состоит в том, чтобы через его разрешение произошло снятие вскрывшегося в нем противоречия. Особенно важным можно считать подростковый возраст в формировании навыков конструктивного разрешения конфликтов.

 

Тип проекта: научно-исследовательский.

Объект исследования: подростки в возрасте 13-16 лет.

Предмет исследования: типы поведения в конфликтных ситуациях.

Цель: изучение наиболее распространенных типов поведения подростка в конфликтных ситуациях, на примере подростков ГРК.

Задачи:

1)         Проанализировать типологию и виды конфликтов, возникающих в жизни подростка.

2)         Изучить агрессивность подростков как один из основных факторов возникновения конфликтных ситуаций.

3)         Рассмотреть все многообразие типов поведения в конфликтных ситуациях.

4)         Исследовать наиболее распространенные типы поведения в конфликтных ситуациях среди учащихся 7-9 классов ГРК.

5)         Составить рекомендации по конструктивному разрешению конфликтных ситуаций.

6)         Обобщить полученные результаты, оформить результаты исследования в виде мультимедийной презентации.

Методы:

1)         Анализ литературы.

2)         Тестирование.

3)         Наблюдение.

 


Глава I. Основное понятие о конфликтах.

1.1.  Понятие конфликтов и конфликтного поведения.

 

В обществе всегда воз­никали и проявлялись различного рода конфликты между людьми: от межличностных и семейных до социально-классовых и межгосударственных.

Конфликтология как отдельная дисциплина сло­жилась в пятидесятых-шестидесятых годах нынеш­него столетия в недрах западной социологии и по­литологии. Ее предметом стало объяснение процес­сов жизни, функционирования и развития общественных систем и подсистем посредством ка­тегории конфликта, обозначающей столкновение, противоборство субъектов, преследующих противо­положные интересы и цели.

Конфликтное поведение  состоит из противоположно направленных действий участников конфликта. Этими действиями реализуются скрытые от внешнего восприятия процессы в мыслительной, эмоциональной и волевой сферах оппонентов. Чередование взаимных реакций, направленных на реализацию интересов каждой стороны и ограничение интересов оппонента, составляет видимую социальную реальность конфликта. Поскольку действия оппонентов в большой степени влияют друг на друга, вытекают из предыдущих действий другого, т.е. взаимообусловливаются, то в любом конфликте они приобретают характер взаимодействия.

Конфликтология — теоретико-прикладная дис­циплина. Это означает, что ее содержание слагает­ся из следующих уровней знания: теоретического объяснения конфликта как социального феномена, анализа его природы, динамики, взаимосвязи со всеми общественными отношениями, его места и функций в системе общественных действий и взаимодействий; изучения конкретных видов конфлик­тов, возникающих в различных формах социальной жизни (семья, коллектив, фирма и т.д.), технологии их регулирования и разрешения. На этой основе конфликтология разрабатывает необходимые ори­ентиры, которыми можно воспользоваться в процес­се управления социумом.

В обыденной речи слово «конфликт» используется применительно к широкому кругу явлений — от вооруженных столкновений и противостояния различных социальных групп до служебных или супружеских разногласий. Мы называем конфликтом семейную ссору, военные действия, дискуссии в парламенте, столкновение внутренних мотивов, борьбу собственных желаний и чувства долга и многое другое.

Слово «конфликт» происходит от латинского «conflictus» — «столкновение» и практически в неизменном виде входит в другие языки. Анализ определений конфликта, принятых в различных современных неспециальных энциклопедиях, обнаруживает их сходство. Как правило, содержание понятия конфликта раскрывается через следующие значения.

 

1. Состояние открытой, часто затяжной борьбы; сражение или война.

2. Состояние дисгармонии в отношениях между людьми, идеями или интересами; столкновение противоположностей.

3. Психическая борьба, возникающая как результат одновременного функционирования взаимно исключающих импульсов, желаний или тенденций.

4. Противостояние характеров или сил в литературном или сценическом произведении, в особенности главная оппозиция, на которой строится сюжет.

 

Из других изданий к этому можно добавить еще одно значение: эмоциональное напряжение (волнение, беспокойство), возникающее в результате столкновения противоположных мнений или неспособности людей придти к соглашению.

Понятие конфликта не принадлежит какой-то одной определенной области науки и практики.  А так же нет точного определения этого понятия.

«Психологический словарь» определяет конфликт как «трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями» (Психологический словарь, 1983, с. 161). А.Я Анцупов и А.И. Шипилов предлагают следующее определение: «Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями» (Анцупов А.Я., Шипилов А.И., 2004). Б.И. Хасан, один из известных отечественных исследователей конфликта, предлагает следующее понимание конфликта: «Конфликт – это такая характеристика взаимодействия, в которой не могущие сосуществовать в неизменном виде действия взаимодетерминируют и взаимозаменяют друг друга, требуя для этого специальной организации».

Если исходить из психологической сущности конфликта, то он может быть рассмотрен как один из типов трудных ситуаций, возникающих в процессе жизнедеятельности человека и социальной группы.

Для конфликтной ситуации свойственны противодействие в виде общения, поведения или деятельности, направленных на защиту своих интересов путем ограничения активности оппонента, нанесения ему морального или материального ущерба, а также негативное отношение друг к другу. Преобладает мотивация «на себя». Эмоции доминируют в определении поведения и манеры общения. В результате стресса все ресурсы инцидива мобилизуются для достижения победы над оппонентом.

 

Конфликт как многомерное явление имеет свою структуру. Структура конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс.

В конфликтологии существуют такое понятия, как психологические компоненты конфликта. Важными психологическими составляющими конфликтной ситуации являются мотивы. Мотивы в конфликте – это побуждения к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей оппонента, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих конфликтную активность субъекта. Мотивы выражаются в их целях. Целью субъекта в конфликте является его представление о конечном результате конфликта, его предвосхищаемый полезный (с точки зрения личности или общественной, групповой значимости) результат. Базисными побудителями активности оппонента в конфликте являются его потребности, интересы, ценности. Последним элементом является позиция. Это система отношений оппонента к элементам конфликтной ситуации, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках.

 

В любом социальном конфликте, будь то межличностный или межгосударственный конфликт, основные действующие лица – люди. Они могут выступать в конфликте как частные лица (например, в семейном конфликте), как официальные лица или как юридические лица. Они могут образовывать различные группировки и социальные группы вплоть до таких образований, как государства.

Основные участники конфликта - их часто называют сторонами или противоборствующими силами. Это те субъекты конфликта, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга. Противоборствующие стороны – ключевое звено любого конфликта. Когда одна из сторон исходит из конфликта, то он прекращается. Если в межличностном конфликте один из участников заменяется новым, то и конфликт изменяется, начинается новый конфликт. Это происходит потому, что интересы и цели сторон в межличностном конфликте индивидуализированы.

Часто в конфликте можно выделить сторону, которая первой начала конфликтные действия. Ее называют инициатором конфликта. В литературе можно встретить такой термин, как «зачинщик». По-видимому, это не очень удачное понятие, так как априори несет определенную негативную смысловую нагрузку. Если одна из сторон инициирует конфликт, то это еще не значит, что она неправа.

Часто выделяют такую характеристику оппонента, как его ранг. Ранг оппонента – это уровень возможностей оппонента по реализации своих целей в конфликте, «сила», выражающаяся в сложности и влиятельности его структуры и связей, его физические, социальные, материальные и интеллектуальные возможности, знания, навыки и умения, его социальный опыт конфликтного взаимодействия. Это широта его социальных связей, масштабы общественной и групповой поддержки.

Группы поддержки. Практически всегда в любом конфликте за оппонентами стоят силы, которые могут быть представлены отдельными индивидами, группами. Активными действиями, либо только своим присутствием, молчаливой поддержкой они могут коренным образом воздействовать на развитие конфликта, его исход. Группы поддержки могут быть представлены друзьями, субъектами, связанными с оппонентами какими-то обязательствами, коллегами по работе. В группу поддержки могут входить руководители или подчиненные оппонентов. В межгрупповых и межгосударственных конфликтах – это государства, различные межгосударственные объединения, общественные организации, средства массовой информации.

Другие участники. В данную группу входят субъекты, которые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта. Это подстрекатели и организаторы. Подстрекатель – лицо, организация или государство, подталкивающие другого участника к конфликту. Сам подстрекатель может затем в этом конфликте и не участвовать. Его задача – спровоцировать, развязать конфликт и его развитие. Организатор – лицо или группа, планирующие конфликт, различные пути обеспечения и охраны участников, и др.

 

 

1.2.  Типология конфликтов

 

Конфликты имеют огромное количество разновидностей и в основном классифицируется по результату, содержанию и характеру участников.

 

1.      В первую очередь конфликты делятся на конструктивные и деструктивные:

 

?       Конфликты, способствующие принятию обоснован­ных решений и развитию взаимоотношений – функциональные конфликты (конструктивные).

?       Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и при­нятию решений – дисфункциональные конфликты (деструктивные).

 

 

2.      В соответствии с классификацией Л. Коузера, конфлик­ты классифицируются по содержанию, то есть могут быть реалистическими (предметными) или нере­алистическими (беспредметными).

 

?       Реалистические конфликты вызваны неудовлетворени­ем определенных требований участников или несправед­ливым, по мнению одной или обеих сторон, распределе­нием между ними каких-либо преимуществ и направлены на достижение конкретного результата.

?       Нереалистические конфликты имеют своей целью от­крытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, т. е. острое конфликтное взаимодей­ствие становится здесь не средством достижения конкрет­ного результата, а самоцелью.

 

3.       И наконец, конфликты делятся по характеру участников, то есть конфликты могут быть внутриличностными, межличностными, между личностью и группой, межгрупповой и социальный.

 

?       Внутриличностный конфликт. Этот тип конфликта не полностью соответствует данному нами определению. Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: пот­ребности, мотивы, ценности, чувства и т. п.

?       Межличностный конфликт. Это самый распространен­ный тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Многие руководители считают, что единствен­ной его причиной является несходство характеров. Дей­ствительно, встречаются люди, которым из-за различий в характерах, взглядах, манере поведения очень непросто ладить друг с другом. Однако более глубокий анализ пока­зывает, что в основе таких конфликтов, как правило, ле­жат объективные причины. Чаще всего — это борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, производ­ственные площади, время использования оборудования, рабочую силу и т. д. Каждый считает, что в ресурсах нуж­дается именно он, а не другой. Конфликты возникают меж­ду руководителем и подчиненным, например, когда под­чиненный убежден, что руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что под­чиненный не желает работать в полную силу.

?       Конфликт между личностью и группой. Неформальные группы устанавливают свои нормы поведения, общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступ­ление от принятых норм группа рассматривает как нега­тивное явление, возникает конфликт между личностью и группой. Другой распространенный конфликт этого типа — конфликт между группой и руководителем. Наиболее тя­жело такие конфликты протекают при авторитарном сти­ле руководства.

?       Межгрупповой конфликт. Организация состоит из мно­жества формальных и неформальных групп, между кото­рыми могут возникать конфликты. Например, между ру­ководством и исполнителями, между работниками различ­ных подразделений, между неформальными группами внут­ри подразделений, между администрацией и профсоюзом.

?       Социальный конфликт. Социальный конфликт — это сложное яв­ление, включающее несколько аспектов. Но именно нали­чие противоборствующих сторон со своими потребностями, интересами и целями является основой конфликта, его осе­вой линией. Социальный конфликт всегда сопровождается особой социально-психологической атмосферой, которая получила название социальной напряженности. Социальная напря­женность — это особое состояние общественного созна­ния и поведения, специфическая ситуация восприятия и оценки действительности

 

Социальный конфликт так же имеет свою собственную классификацию. В социологии конфликта принята следующая классификация:

 

1.       По вертикальным уровням

 

?       Ролевые конфликты, возникающие между отдельными людьми по разнообразным вопросам. Разрешаются они путем диалога, взаимных уступок и поиска вариантов, устраивающего всех

?       Конфликты между человеком и обществом. Их причиной является не умение человека найти точки  соприкосновения с другими людьми и отсутствия навыков адаптации в обществе

?       Конфликты внутри общества между несколькими группами. Эти конфликты обуславливаются борьбой за власть. Для того чтобы её получить, отдельные группы объединяются с целью противостоять другим группам. Так возникают подобные конфликты

?       Конфликты между обществами. Это конфликты на мировом, межнациональном уровне. Они возникают при повышении роли международного взаимодействия и распаде системы ценностей, характерной для конкретной страны ,при несовпадении темпов развития материальной и нематериальной сфер общества. Корни подобных конфликтов уходят  в эпоху колонизации, когда многим странам навязывали чужие ценности.

 

2.       По горизонтальному уровню конфликты подразделяются:

 

?       Возникающие в ходе трудовой деятельности и в сферах, ей сопутствующих. Они проявляются при взаимодействии людей по поводу отношений собственности и присвоения результатов производства.

?       Конфликты во власти и в политической сфере жизни общества. Их причиной является стремление людей получить доступ к власти и управлению людьми.

?       Конфликты в сфере межнациональных отношений и культуры. Они проявляются при столкновении культур разных стран,  иногда по политическим мотивам.

 

 

 

1.3.  Стратегии и тактики разрешение конфликтных ситуаций

 

Ученые выделяют пять основных стратегий разрешения конфликтных ситуаций.

?        Соперничество (принуждение, борьба). Стратегия, при которой участник конфликта пытается заставить принять свою точку зрения во что бы то ни стало, его не интересуют мнения и интересы других. Обычно такая стратегия приводит к ухудшению отношений между конфликтующими сторонами. Данная стратегия может быть эффективной, если она используется в ситуации, угрожающей существованию организации или препятствующей достижению ею своих целей.

?        Уход (избегание). Такая стратегия разрешения конфликтных ситуаций, при котором человек стремится уйти от конфликта. Такое поведение может быть уместным, если предмет разногласий не представляет большой ценности или если сейчас нет условий для продуктивного разрешения конфликта, а также тогда, когда конфликт не является реалистическим.

?        Приспособление (уступчивость). Стратегия, при которой человек отказывается от собственных интересов, готов принести их в жертву другому, пойти ему навстречу. Такая стратегия может быть целесообразной, когда предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с противоположной стороной. Однако если данная стратегия станет для руководителя доминирующей, то он, скорее всего, не сможет эффективно взаимодействовать с окружающими.

?        Компромисс. Стратегия, при которой одна сторона принимает точку зрения другой, но лишь до определенной степени. При этом поиск приемлемого решения осуществляется за счет взаимных уступок.

?        Сотрудничество. Стратегия, при которой участники признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход. Эта стратегия основана на убежденности участников в том, что расхождение во взглядах — это неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет. При этом установку на сотрудничество обычно формулируют так: «Не ты против меня, а мы вместе против проблемы».

Если представить эти пять стратегий поведения в конфликтных ситуациях в качестве таблицы, получим такую картину (см. приложение № 1). Самой лучшей стратегией поведения в конфликте считается сотрудничество, так как в этом случае степень внимания к и интересам другого человека и степень внимания к своим интересам одновременно высокие и сосуществуют вместе, балансируя.  

 

1.4.  Причины возникновения конфликтов

 

Причины конфликта — это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и, при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его.

Конфликты порождаются различными причинами: внешними и внутренними, всеобщими и единичными, материальными и идеальными, объективными и субъективными.

К числу объективных причин конфликтов можно отнести главным образом те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению их интересов, мнений, установок. Объективные причины приводят к созданию предконфликтной обстановки – объективного компонента предконфликтной ситуации.

Субъективные причины конфликтов в основном связаны с теми индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, которые приводят к тому, что они выбирают именно конфликтный, а не какой-либо другой способ разрешения создавшегося объективного противоречия. Человек не идет на компромиссное решение проблемы, не уступает, не избегает конфликта, не пытается совместно с оппонентом обоюдовыгодно разрешить возникшее противоречие, а выбирает стратегию противодействия. Практически в любой предконфликтной ситуации есть возможность выбора конфликтного или одного из неконфликтных способов ее разрешения. Причины, в силу действия которых человек выбирает конфликт, в контексте сказанного выше носят главным образом субъективный характер.

В качестве причины конфликта выступают объективные обстоятельства, которые предопределяют его появление. Причина конфликта связана с потребностями конфликтующих сторон. Потребность – необходимость в чем-либо для поддержания жизнедеятельности; она является ведущим фактором активности субъекта.

Как правило, причиной  конфликта выступает противостояние интересов между субъектами. В свою очередь конфликт является формой выражения противоречия их интересов. Эти противоречия можно типологизировать следующим образом:

 

?          Внутренние и внешние

?          Антагонистические и неантагонистические

?          Основные и неосновные

?          Объективные и субъективные

 

Внутренние противоречия берут свое начало в столкновении внутригрупповых, внутриорганизационных и других интересов членов малых социальных групп.

Внешними называются противоречия между двумя или несколькими социальными системами.

Внешние и внутренние противоречия взаимодействуют и влияют друг на друга. Примером могут служить международные противоречия, влияющие на внутренние противоречия в обществе.

Антагонистические противоречия лежат в основании конфликта, в котором субъекты преследуют противоположные интересы. Разрешение таких конфликтов возможно только путем уничтожения одной из сторон конфликта или деструкцией базовых структур социальной системы. Примирить субъекты подобного конфликта можно лишь на время, отложив, таким образом, конфликт, но не разрешив его.

Неантагонистические противоречия имеют место между субъектами конфликта, интересы которых могут быть согласованы, то есть данный вид противоречий подразумевает возможность компромиссов путем взаимных уступок.

Основные противоречия определяют возникновение и динамику конфликта, характеризуют взаимодействие между основными субъектами конфликта.

Неосновными противоречия сопутствуют конфликту; как правило, они связаны с второстепенными субъектами конфликта. Однако существует закономерность, согласно которой чем больше становится неразрешенных неосновных противоречий, тем труднее разрешить основные.

Объективные противоречия обусловленные явлениями и процессами, не зависящими от воли и сознания людей, поэтому исключить противоречия такого рода невозможно без устранения самой причины таких противоречий.

Субъективные противоречия детерминированы волей и сознанием людей. Они связаны со спецификой характеров, различиями в манере поведения, мировоззрении, ценностных ориентациях. Такие противоречия приводят межличностным и внутригрупповым конфликтам. 

 

Выделяют и другие типы противоречий:

?          Постоянные и временные

?          Главные и второстепенные

?          Всеобщие, особенные и единичные

 

Чтобы объяснить причины возникновения конфликтов, следует учитывать различные виды противоречий, имеющих место на разных уровнях социальной системы на тех или иных отрезках времени.

 

Итак, существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое при­нимает форму разногласий, если речь идет о взаимодейст­вии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явны­ми, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Если обобщить понятие о конфликте, то конфликт – это столкновение различных взглядов по одному и тому же вопросу. Конфликты неизбежны. В результате возникают мнения, борьба или приход к компромиссному решению. Конфликт может оказывать негативное влияние на человека, отношения, а может стать стимулом к развитию.  Конфликт как многомерное явление имеет свою структуру. В любом социальном конфликте, будь то межличностный или межгосударственный конфликт, основные действующие лица – люди.

Конфликты имеют огромное количество разновидностей и в основном классифицируется по результату на конструктивные и деструктивные, содержанию на реалистические и нереалистические. Так же они классифицируются по характеру участников на межгрупповые, социальные, внутриличностные, межличностные и между личностью и группой.

Существует пять основных стратегий разрешения конфликтных ситуаций: сотрудничество, компромисс, соперничество, приспособление и избегание. При этом сотрудничество считается наилучшей тактикой выхода из конфликтных ситуаций, так как при сотрудничестве степень внимания к интересам другого человека и степень внимания к своим интересам одновременно высокие и сосуществуют вместе, балансируя.  В некоторых источниках, конструктивным способом выхода из конфликтных ситуаций значится и компромисс. Остальные тактики считаются деструктивными, так как препятствуют эффективному взаимодействию и при­нятию решений.

Конфликты порождаются различными причинами: внешними и внутренними, всеобщими и единичными, материальными и идеальными, объективными и субъективными. В качестве причины конфликта выступают объективные обстоятельства, которые предопределяют его появление. Причина конфликта связана с потребностями конфликтующих сторон.

Глава II.  Теоретико-методологический анализ проблемы конфликтов в подростковом возрасте.

 

2.1.  Психологические особенности подросткового возраста.

 

Подростковый возраст имеет большое значение в развитии и становлении личности человека. В этот период значительно расширяется объём деятельности ребенка, меняется его характер, в структуре личности происходят ощутимые перемены, обусловленные перестройкой ранее сложившихся структур и возникновением новых образований, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и установок.  Однако подростковый возраст характеризуется специалистами как переходный, сложный, трудный, критический, не зря его еще называют «подростковый кризис».  Кризисы подросткового возраста связывают с психологическими изменениями в организме, которые определяются половым созреванием – совокупностью биологических и психических изменений.  Социальная ситуация развития представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью.

 

Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес ребенка, причем у мальчиков в среднем пик "скачка роста" приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17. У девочек "скачок роста" обычно начинается и кончается на два года раньше (дальнейший, более медленный рост может продолжаться еще несколько лет).

Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Сначала до "взрослых" размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности - удлиняются руки и ноги - ив последнюю очередь туловище. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими.

В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны изменение АД (артериального давления), повышенная утомляемость, перепады настроения; гормональная буря. Все это может проявляться  в неустойчивости поведения, эмоциональности, неуравновешенности. 

 

Центральное новообразование подростков - "чувство взрослости"- отношение подростка к себе как к взрослому. Это выражается в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою "взрослую" позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть - учебы. Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный "кодекс", предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками.

 

Подростковый возраст отличает:

1.  Развитие самосознания (формирование "Я-концепции" система внутренне согласованных представлений о себе, образов "Я".
2.  Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа.
3.  Трудности роста, половое созревание, сексуальные переживания, интерес к противоположному полу.
4.  Повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность.
5.  Заметное развитие волевых качеств.
6.  Потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл.


           Направленность личности:
1.  Гуманистическая направленность - отношение подростка к себе и обществу положительны;
2. Эгоистическая направленность - он сам является более значимым, чем общество;
3.  Депрессивная направленность - он сам никакой ценности не представляет для себя. Его отношение к обществу можно назвать условно положительным;
4.  Суицидальная направленность - ни общество, ни личность для самой себя не представляет никакой ценности.


           Обычно о подростковом возрасте говорят как о периоде повышенной эмоциональности. Это проявляется в возбудимости, частой смене настроения, неуравновешенности.

Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Главная тенденция - переориентация общения с родителей и учителей на сверстников. В жизни подростка общение является очень важным информационным каналом.
Это специфический вид межличностных отношений, он формирует у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права.
Помимо этого в процессе общения очень значим эмоциональный контакт. Он дает чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения.


          Психологи считают, что общение включает 2 противоречивых потребности: потребность в принадлежности к группе и в обособленности (появляется свой внутренний мир, подросток испытывает потребность остаться наедине с собой). Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Типичной чертой подростковых групп является комфортность - склонность человека к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией.

Таким образом, подростковый возраст характеризуется повышенной возбудимостью, неустойчивостью эмоций и поведения, подростки плохо контролируют себя, эмоциональны и нестабильны, что приводит к повышению агрессивности и конфликтности.

 

В подростковом возрасте очень распространены Внутриличностные конфликты, которые зачастую и бывают причинами межличностных конфликтов. Чаще всего подростки конфликтуют с родителями, сверстниками (например: одноклассники), также часто конфликты возникают в отношении с учителями.

Причины возникновения конфликтов подростков с родителями возрастную специфику и не одинаковы у младших и старших подростков: у младших подростков конфликты с родителями возникают существенно по поводу учебной деятельности, у старших - по поводу общения. Способы поведения в конфликтных ситуациях с родителями более конструктивны у старших подростков, по сравнению с младшими. Родительские отношения, основанные на утверждении силы и отсутствии любви к ребенку, чаще провоцируют подростково-родительские конфликты, чем отношения, построенные на уважении и доверии к ребенку. Мелкие и крупные конфликты, ссоры подростков с взрослыми – постоянные источники напряжения, стресса – и для тех, и для других. В семье накапливается напряжение, оно усиливается, раскручивается, Выход становится найти все труднее и труднее. Происходит то, что психологи называют кто “заколдованным психологическим кругом”, а кто - “чертовым колесом”. В быту же говорят просто – “Зациклился”. А это значит, что и родители, и подростки постоянно напряжены, делают много ошибок, постоянно срываются. Возникает стресс детско-родительских отношений и как следствие его – болезни, нарушения. Перечислим главные пусковые механизмы этого стресса. Во-первых, борьба, в процессе которой должно выясниться, кто же все-таки из нас главный и с чьими мнениями и вкусами все же надо считаться в первую очередь. Другими словами, – борьба самолюбий, борьба за самоутверждение, власть. Во-вторых, вечный вопрос о том, кто должен кому навстречу идти и кто с кем считаться – дети с родителями или с родителями с детьми. И наконец, в-третьих – взаимные обвинения и упреки. Причинами конфликтов между родителями и подростками зачастую является:

Со стороны подростков :

1.                   Стремление к самостоятельности и самоопределению.

2.                   Требование большей автономии во всем – от одежды до помещения.

3.                   Привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье.

Со стороны родителей:

1.                                 Нежелание признавать, что ребенок стал взрослым.

2.                                 Боязнь выпустить ребенка из гнезда, неверие в его силы.

3.                                 Проецирование поведения ребенка на себя в его возрасте.

4.                                 Борьба за собственную власть и авторитетность.

5.                                 Отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка.

6.                                 Неоправданные родительские ожидания. 

 

Таким образом, подростковый возраст характеризуется повышенной возбудимостью, неустойчивостью эмоций и поведения, подростки плохо контролируют себя, вспыльчивы и нестабильны, что приводит к повышению агрессивности и конфликтности.

 

 

2.2.           Конфликтность, как одна из характеристик подростков

 

Все физиологические особенности подросткового возраста тесно взаимосвязаны с развитием психики. Появление психических новообразований сопряжено со сложностями его перехода из состояния детскости во взрослую жизнь. После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый кажется бурным и сложным. Это возраст самоутверждения среди сверстников, протеста и бунта против старших, возраст сильных эмоций и переживаний. Развитие на этом этапе идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. Главная особенность подростка - личностная нестабильность. Анна Фрейд так описала эту особенность: «Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром Вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. Они вступают в страстные любовные отношения – лишь для того, чтобы оборвать их так же внезапно, как и начали. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой – они охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой власти».

 

Тревожащие моменты в поведении части подростков, такие, как агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, принимают устойчивый характер обычно в процессе стихийно - группового общения, складывающегося в разного рода компаниях. Но это общение, эта система отношений, в том числе и строящихся на почве жестоких законов асоциальных подростковых групп, является следствием не какой-либо генетической предрасположенности изначальной агрессивности и пр., а выступает лишь как ситуация замещения при неприятии подростка в мир социально-значимых отношений взрослых, как ситуация совместного переживания непонятности ими. Отношения взрослых к растущим людям не учитывают особенностей их личностного становления, приводя к конфликту с подростками, у которых развивается потребность в самостоятельности, самореализации, избавлении от опеки. Критически осмысливая себя и окружающих, подросток протестует против ханжества взрослых, их мнимой праведности, при нередкой лживости поступков. Подросток жаждет не просто внимания, но понимания, доверия взрослых. Он стремится играть определенную социальную роль не только среди сверстников, но и среди старших. Во взрослом же сообществе утвердилась позиция, препятствующая развитию социальной активности подростка – он ребенок и должен слушаться. В результате между взрослыми и подростками растет психологический барьер, стремясь преодолеть который, многие подростки прибегают и к конфликтным формам поведения. То есть в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявлении конфликтности.

 

У ребенка в подростковом возрасте происходит переориентация одних ценностей на другие. Подросток стремится занять новую социальную позицию, соответствующую его потребностям и возможностям. При этом социальное признание, одобрение, принятие в мире взрослых и сверстников становятся для него жизненно необходимым. Лишь их наличие обеспечивает переживание подростком чувства собственной ценности. Неслучайно поэтому истоки конфликтности подростков лежат, как правило, в семье, отношениях ее членов (ссоры, отторжение ребенка, его принуждение, в том числе наказанием, страхом и т.п.)

 

Выделяют четыре группы подростков на основе определенного типа поведения, с учетом направленности их личности. Первую группу подростков характеризует устойчивый комплекс аномальных, аморальных, примитивных потребностей, стремление к потребительскому времяпрепровождению, деформация ценностей и отношений. Эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов являются типичными особенностями этих детей. Они эгоцентричны, циничны, озлоблены, грубы, вспыльчивы, дерзки, драчливы. В их поведении преобладает физическая агрессивность. Вторую группу составляют подростки с деформированными потребностями, ценностями. Обладая более или менее широким кругом интересов, они отличаются обостренным индивидуализмом, желанием занять привилегированное положение за счет притеснения слабых, младших. Их характеризует импульсивность, быстрая смена настроения, лживость, раздражительность. У этих детей извращены представления о мужестве, товариществе. Им доставляет удовольствие чужая боль. Стремление к применению физической силы проявляется у них ситуативно и лишь против тех, кто слабее. Третью группу подростков характеризует конфликт между деформированными и позитивными потребностями, ценностями, отношениями, взглядами. Они отличаются односторонностью интересов, притворством, лживостью. Эти дети не стремятся к достижениям, успеху, апатичны. В их поведении преобладают косвенная и вербальная агрессивность. В четвертую группу входят подростки, которые отличаются слабо деформированными потребностями, но, в то же время, отсутствием определенных интересов и весьма ограниченным кругом общения. Они безвольны, мнительны, заискивают перед более сильными товарищами. Для этих детей типична трусливость и мстительность. В их поведении преобладают вербальная агрессивность и негативизм.

 

Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из – за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие агрессивности подростка могут влиять природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Естественно, что в состоянии фрустрации подросток с подобной психической организацией ищет выхода внутреннему напряжению, в том числе и в драке, ругани и пр. Кроме того, агрессия может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода, кроме драки, или, по крайней мере, словесных угроз. Наиболее полную картину сущности агрессивного поведения подростков дает анализ его мотиваций. Заметную роль в этой мотивации играют чувства и эмоции негативного характера: гнев, страх, месть, враждебность и т.п. Агрессивное поведение детей подросткового возраста, связанное с этими эмоциями, выражается в драках, побоях, оскорблениях, телесных повреждениях и т.д.

 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.