Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Концепция долгосрочного экономического развития России до 2020 года

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.05.13. Год: 2012. Страниц: 29. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 

СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ФИНАНСОВ И БАНКОВСКОГО ДЕЛА

ФАКУЛЬТЕТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

Кафедра «Экономика и управление персоналом»

 

Курсовая работа

По дисциплине: «Макроэкономика»

Тема: «Концепция экономического развития России до 2020 года»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент группы ИСД  – 113эу

Золоедов П.Ю.

Проверил:

Семенихина В.А.

 

 

 

 

 

 

 

                     

 

Новосибирск 2012

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3

Глава I. Долгосрочное экономическое развитие....……………………………………………………………………………….5

1.1. Стратегические ориентиры долгосрочного экономического развития……5

2. Развитие экономических  институтов и поддержание макроэкономической  стабильности…………………………………………………………………………...10

Глава II. Долгосрочные приоритеты экономического развития……………….19

2.1. Долгосрочные  приоритеты денежно-кредитной и  бюджетной политики...19

2.2. Долгосрочные  приоритеты развития финансовых  рынков и банковского сектора………………………………………………………………………………….25

3. Внешнеэкономическая  деятельность……………………………………………32

3.1. Цель и принципы  внешнеэкономической политики………………………..31

Заключение…………………………………………………………………………….35

Список использованных источников………………………………………………37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Цель данной курсовой работы - дать целостное представление о  теоретических основах разработки концепции социально-экономического развития в ее соотнесении с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. Акцент сделан на спорные, проблемные вопросы, ведь именно они могут помешать разработке грамотной обоснованной Стратегии  развития Российской Федерации.

Цели и задачи этой масштабной  программы - качественное повышение  благосостояния и авторитета Российской Нации в целом и каждого  жителя России в частности. На современном  этапе необходима детализация этого  плана, четко прописанная схема  последовательных шагов на годы вперед, изложенная в виде Концепции, а затем  системы Стратегических Планов. Каждый гражданин России должен знать, как  он будет жить через пять, через  десять лет, какого качества жизни достигнет  к 2020 году. Только так гражданам приобретается  чувство уверенности в завтрашнем дне, спокойствия за будущее своих  детей. Дальнейшее продвижение страны вперед, нейтрализация внешних и  внутренних угроз - все это невозможно без мобилизации широких политических слоев, серьезной идеологической общенациональной работы над долгосрочной стратегией развития.

После бесславного конца  исчезнувшего с политической карты  мира Советского Союза весь его опыт государственного планирования в новой  России был придан анафеме. Теоретической  базы подходов к стратегическому  планированию и разработке концепции  развития страны практически не существует. Между тем, советское планирование изучалось и изучается во многих странах мира. Оно широко используется во Франции, Италии и Германии, но наиболее популярно — в странах с  возникающими рынками. Выделяются исследования специалистов Фонда «Центра стратегических разработок «Северо-Запад» — негосударственной некоммерческой организации, имеющей целью анализ и содействие разработке стратегий решения социально-экономических проблем развития регионов и России; публикации ведущих экономистов, социологов, демографов, политологов РАН. Безусловно, заслуживают внимания результаты зарубежных разработок концепций. Хотя, простое копирование конкретных схем было бы непродуктивным. Для успешного внедрения зарубежного опыта, необходимо проанализировав информацию, выделить общие закономерности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Стратегические ориентиры долгосрочного экономического развития

В середине текущего десятилетия  в России в основном завершен переход  к рыночной экономической системе. Создана система базовых правовых норм и других институтов, обеспечивающих развитие рыночных отношений. На повестке дня стоит задача повышения эффективности  деятельности этих институтов.

Достигнута высокая степень  открытости российской экономики. Внешнеторговый оборот в 2007 году составил 45 процентов  валового внутреннего продукта, что  является одним из наиболее высоких  показателей для стран с развитой экономикой.

В целом обеспечена макроэкономическая стабильность. Экономика защищена от внешних шоковых воздействий  международными резервными активами Российской Федерации.

Сформировался мощный слой развивающихся компаний, успешно  конкурирующих на внутреннем и внешнем  рынках и активно привлекающих капитал  для своего развития. Российский фондовый рынок стал важным фактором привлечения  инвестиций и обеспечения экономического роста страны. В условиях развивающегося мирового финансового кризиса российская финансовая система (при активной поддержке  государства) показала свою устойчивость.

Преодолены тенденции  социальной конфронтации в обществе, наблюдавшиеся в 90-е годы. Развиваются  институты гражданского общества. Снизились  политические и экономические риски  ведения предпринимательской деятельности. О международном признании успехов  России свидетельствует получение  ею статуса страны с рыночной экономикой и инвестиционного кредитного рейтинга.

Формируется новая система  государственного управления, опирающаяся  на нормативно закрепленное разграничение  полномочий Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований. В процесс государственного управления внедряются современные  методы и механизмы стратегического  планирования и управления по результатам, идет их увязка с механизмами принятия бюджетных решений, в первую очередь в рамках программно-целевого подхода.

Проведены реформы налоговой  и бюджетной системы, принят пакет  законов о земельной и судебной реформе, реализованы меры по снижению административной нагрузки на малый  бизнес, проведена реформа электроэнергетики. Начавшаяся реализация национальных проектов в образовании, здравоохранении, жилищном строительстве и сельском хозяйстве  позволила значительно модернизировать  эти сферы, устранить или смягчить часть имеющихся диспропорций.

Главные цели национальных проектов в основном достигнуты: экономический  рост приобрел устойчивый характер, заложены основы масштабных структурных и  институциональных изменений. Сегодня  перед российской экономикой стоят  новые вызовы и задачи, решение  которых требует новых подходов не только на краткосрочную, но и на долгосрочную перспективу.

Показатели социально-экономического развития Российской Федерации, достигнутая  макроэкономическая стабильность и  финансовая устойчивость свидетельствуют  о результативности проведенных  системных преобразований. Последние 5 лет темпы роста российской экономики  значительно превышают среднемировой  уровень (около 107 процентов и 104,6 процента соответственно).

Преодолен спад производства и потребления 90-х годов. В 2007 году объем валового внутреннего продукта составил к уровню 1991 года 110 процентов. При этом в структуре экономики  повышается доля отраслей, ориентированных  на рыночный спрос.

Объем валового внутреннего  продукта (по паритету покупательной  способности) в 2008 году превысил 2 трлн. долларов США, и по этому показателю Россия вышла на 6-е место в  мире. По оценке, в 2009 году объем валового внутреннего продукта в 2 раза превысит уровень 1999 года (удвоится за 10 лет).

Таким образом, за последние  годы Россия восстановила статус мощной экономической державы.

В середине текущего десятилетия  российская экономика оказалась  перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые  тенденции, так и внутренние барьеры  развития.

Первый вызов - усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы  национального управления, поддержки  инноваций, развития человеческого  потенциала.

Основными характеристиками развития мировой экономики, оказывающими серьезное влияние на социально-экономические  процессы в России, в ближайшие 10 - 15 лет будут:

- вероятное возобновление в 2010 году, после преодоления кризиса, динамичного роста мировой экономики (в среднем около 4 процентов в год). Это предъявляет высокие требования к темпам и качеству роста российской экономики, необходимым для увеличения ее экономического веса в мире, обеспечения регионального лидерства и сокращения отставания от развитых стран;

- превращение Китая и Индии в основные локомотивы мирового экономического роста, появление новых мировых центров экономического развития в Азии и Латинской Америке, рост их влияния в результате финансового кризиса;

- преодоление энергетических барьеров роста, в том числе за счет повышения энергоэффективности и расширения использования альтернативных видов энергии при сохранении тенденции к удорожанию энергоносителей;

- усиление влияния экологических факторов, рост дефицита пресной воды и изменение климата, что создает дополнительные возможности для России, имеющей огромные запасы пресной воды и экологически благополучные территории;

- сохранение и возможное усиление дисбалансов в области мировой торговли, движении капиталов, что будет способствовать изменению курсов мировых валют и перестройке институтов мировой экономики (мирового экономического порядка), мировой финансовой архитектуры;

- старение населения в развитых странах на фоне быстрого роста населения в развивающихся странах, что будет интенсифицировать мировые миграционные процессы и увеличивать нагрузку на социальные системы развитых стран.

Предстоящий период характеризуется  структурной перестройкой мирового хозяйства, связанной с изменением баланса между ее экономическими центрами, возрастанием роли региональных экономических союзов. Дальнейшее развитие мировой экономики будет определяться балансом между сложившейся тенденцией поступательной глобализации мировой экономики и тенденциями регионализации как реакции на рост напряженности между мировыми центрами силы и накопление диспропорций в мировой торговле и финансовой системе.

Следствием мирового финансового  кризиса может стать развитие кризиса производства, сопровождаемого  снижением сырьевых цен и замедлением  темпов роста мировой экономики  в 2009 - 2010 годах. Сочетание кризисных  процессов с высокими темпами  роста инфляции может привести к  развитию стагфляции, которая наблюдалась  в мировой экономике в 80-е годы. Кризисные явления в мировой  экономике обусловливают необходимость  повышения устойчивости экономики  России и ее способности нейтрализовать негативные воздействия мировых рынков. Динамика курсов акций и цен на сырьевые товары повышают актуальность перехода России на инновационный тип экономического развития, а также формирования в стране самостоятельной мощной финансовой системы.

Развитие глобальной экономической  конкуренции сопровождается усилением  геополитического соперничества, в  том числе за контроль над сырьевыми, энергетическими, водными и продовольственными ресурсами.

Для России трансформация  мировой экономики создает новые  возможности для развития внешнеэкономической  интеграции, укрепления и расширения позиций на мировых рынках, импорта  технологий и капитала.

Второй вызов - ожидаемая  новая волна технологических  изменений, усиливающая роль инноваций  в социально-экономическом развитии и снижающая влияние многих традиционных факторов роста.

В ближайшее десятилетие  развитые страны перейдут к формированию новой технологической базы экономических  систем, основанной на использовании  новейших достижений в области биотехнологий, информатики и нанотехнологий, в том числе в здравоохранении и других сферах.

Для России наличие научно-исследовательского потенциала и высокотехнологичных  производств создает условия  для:

- обеспечения технологического лидерства по ряду важнейших направлений;

- формирования комплекса высокотехнологичных отраслей и расширения позиций на мировых рынках наукоемкой продукции;

- увеличения стратегического присутствия России на рынках высокотехнологичной продукции и интеллектуальных услуг;

- модернизации традиционных отраслей экономики, в том числе за счет развертывания глобально ориентированных специализированных производств.

В то же время отставание в развитии новых технологий последнего поколения может снизить конкурентоспособность  российской экономики, а также повысить ее уязвимость в условиях нарастающего геополитического соперничества.

Третий вызов - возрастание  роли человеческого капитала как  основного фактора экономического развития.

Уровень конкурентоспособности  современной инновационной экономики  в значительной степени определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их социализации и кооперационности. Россия не сможет поддерживать конкурентные позиции в мировой экономике за счет дешевизны рабочей силы и экономии на развитии образования и здравоохранения. Для России ответ на этот вызов предполагает преодоление имеющихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала, которые характеризуются:

- сокращением численности населения и уровня занятости в экономике;

- растущей конкуренцией с европейскими и азиатскими рынками в отношении квалифицированных кадров;

- низким качеством и снижением уровня доступности социальных услуг в сфере здравоохранения и образования.

Четвертый вызов - исчерпание потенциала экспортно-сырьевой модели экономического развития, базирующейся на форсированном наращивании топливного и сырьевого экспорта, выпуске  товаров для внутреннего потребления  за счет дозагрузки производственных мощностей в условиях заниженного  обменного курса рубля, низкой стоимости  производственных факторов - рабочей  силы, топлива, электроэнергии.

Кроме того, в условиях трансформации  мировой экономики конъюнктура  мирового рынка энергоносителей  весьма неустойчива. При этом конкурентоспособность российских энергоресурсов может несколько снизиться, в том числе в связи с повышением требований к их качеству, стремлением стран-импортеров к расширению источников поставок и сокращению доли России в топливно-энергетическом балансе. Необходимость укрепления потенциала российского топливно-энергетического комплекса, его модернизации, развития ресурсной базы и инфраструктуры требует значительных финансовых ресурсов, что может привести к повышению уровня издержек в экономике.

Обозначились новые внутренние ограничения роста, обусловленные  недостаточным развитием транспортной и энергетической инфраструктуры и  дефицитом квалифицированных инженерных и рабочих кадров. При сохранении сложившихся тенденций действие данного фактора может привести к резкому замедлению темпов экономического роста.

Действие структурных  ограничений усиливается нерешенностью  ряда социальных и институциональных  проблем, важнейшими из которых являются следующие:

- высокий уровень социального неравенства и региональной дифференциации;

- высокие риски ведения предпринимательской деятельности в России, в том числе в связи с наличием коррупции, излишними административными барьерами, недостаточным уровнем защиты прав собственности, непрозрачностью системы земельных отношений, низкой корпоративной культурой;

- слабое развитие форм самоорганизации и саморегулирования бизнеса и общества, низкий уровень доверия в сочетании с низким уровнем эффективности государственного управления;

- низкий уровень конкуренции на ряде рынков, не создающий для предприятий стимулов к повышению производительности труда;

- недостаточный уровень развития национальной инновационной системы, координации образования, науки и бизнеса.

2. Развитие экономических  институтов и поддержание

макроэкономической  стабильности

Переход к инновационному социально ориентированному типу развития невозможен без формирования в России институциональной среды, способствующей росту предпринимательской и инновационной активности на основе свободы творчества, самореализации каждого человека. Такая институциональная среда характеризуется:

- высоким уровнем личной безопасности человека (безопасная среда обитания, низкий уровень преступности, эффективная система правоприменения);

- развитыми институтами демократии, функционированием эффективных структур и механизмов гражданского общества, общественным контролем за деятельностью государства и бизнеса, низким уровнем коррупции и высоким доверием к институтам власти и проводимой политике;

- развитой конкурентной средой;

- благоприятными условиями для массового появления новых компаний, в том числе в инновационных секторах экономики;

- защищенностью прав собственности (включая интеллектуальную), контрактных обязательств, независимой судебной системой;

- эффективным функционированием развитых рынков земли и иной недвижимости, системы финансовых институтов, адаптированной к потребностям инновационной экономики;

- эффективностью государственного управления и местного самоуправления.

Формирование современной, то есть адекватной вызовам постиндустриальной эпохи, системы институтов является важнейшей предпосылкой достижения стратегических целей Концепции. Необходимо обеспечить согласованное и эффективное  развитие институтов, регулирующих политические, социальные и экономические аспекты  развития страны.

Институциональная среда, необходимая  для инновационного социально ориентированного типа развития, в долгосрочной перспективе  будет формироваться в рамках следующих направлений.

Во-первых, политико-правовые институты, нацеленные на обеспечение  гражданских и политических прав граждан, а также на исполнение законодательства. Речь идет о защите базовых прав, включая неприкосновенность личности и собственности, независимость  суда, эффективность правоохранительной системы, свободу средств массовой информации.

Во-вторых, институты, обеспечивающие развитие человеческого капитала. Прежде всего, это касается образования, здравоохранения, пенсионной системы и обеспечения  жильем. Ключевой проблемой развития этих секторов является проведение институциональных  реформ - выработка новых правил их функционирования.

В-третьих, экономические  институты, то есть законодательство, обеспечивающее устойчивое функционирование и развитие национальной экономики. Современное экономическое законодательство должно обеспечивать экономический  рост и структурную модернизацию экономики.

В-четвертых, институты развития, нацеленные на решение конкретных системных  проблем экономического роста, то есть правила игры, нацеленные не на всех участников хозяйственной или политической жизни, а на некоторых из них.

В-пятых, система стратегического  управления, позволяющая обеспечить гармоничность формирования и развития указанных типов институтов и  направленная на согласование бюджетной, денежной, структурной, региональной и  социальной политики при решении  системных внутренних проблем развития и ответа на внешние вызовы. Она  включает в себя взаимоувязанные  программы институциональных преобразований, долгосрочные и среднесрочные прогнозы развития экономики, науки и технологий, стратегии и программы развития ключевых секторов экономики и регионов, долгосрочный финансовый план и систему  бюджетирования по результатам.

Основу устойчивого экономического роста формирует первый тип институтов - гарантии базовых прав.

Для повышения эффективности  политико-правовых институтов, обеспечения  исполнения законодательства необходимо решение следующих проблем:

- действенная защита частной собственности, формирование в обществе понимания того, что способность обеспечивать защиту собственности - один из критериев благоприятного инвестиционного климата и эффективности государственной власти. Особое внимание должно быть уделено пресечению рейдерских захватов собственности;

- проведение судебной реформы, обеспечивающей действенность и справедливость принимаемых судом решений;

- создание условий, при которых российским компаниям было бы выгодно оставаться в российской юрисдикции, а не регистрироваться в офшорах и использовать для разрешения споров, в том числе споров по вопросам собственности, российскую судебную систему;

- борьба с коррупцией не только в органах государственной власти, но и в государственных учреждениях, оказывающих социальные услуги населению, и в связанных с государством крупных хозяйственных структурах (естественных монополиях). Это требует радикального повышения прозрачности, изменения системы мотивации, противодействия криминальному использованию государственными служащими служебного положения в личных интересах в целях содействия бизнесу, созданию необоснованных административных ограничений бизнеса, усиления ответственности за правонарушения, связанные с коррупцией и злоупотреблением служебным положением, в том числе на основании косвенных признаков коррупции (принцип незаконного обогащения);

- существенное улучшение доступа к информации о деятельности государственных органов;

- принятие специальной программы обеспечения открытости деятельности государственных и муниципальных органов власти, включающей четкое определение механизмов получения гражданами и предприятиями полной информации о принимаемых ими решениях, а также тщательная регламентация деятельности органов власти;

- предотвращение избыточного государственного вмешательства в экономическую деятельность;

- совершенствование системы контроля и надзора, предполагающее сокращение административных ограничений предпринимательской деятельности, обеспечение эффективной регламентации полномочий органов по контролю (надзору) и повышение гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора);

- исключение возможности использования проверок и инспекций для остановки бизнеса и уничтожения конкурента;

- повышение эффективности управления государственным имуществом, включая последовательное сокращение использования института хозяйственного ведения;

- сокращение объема имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, с учетом задач обеспечения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- ограничение выведения из сферы образования и здравоохранения инфраструктуры лечебных и образовательных учреждений с целью стимулирования развития механизмов частно-государственного партнерства в социальной сфере;

- развитие механизмов взаимодействия государства, населения, бизнеса и структур гражданского общества, институтов и механизмов частно-государственного партнерства. Это предполагает поддержку самоорганизации граждан, объединяющихся с целью совместной защиты своих конституционных прав, контроля над деятельностью государственных и муниципальных органов, взаимопомощи и добровольного участия в решении социальных проблем, развитии образования, здравоохранения и культуры. Государство будет систематически сотрудничать с общественными структурами, содействующими утверждению законности, искоренению коррупции и произвола недобросовестных чиновников. Будут созданы благоприятные условия для развития саморегулируемых организаций бизнеса и потребителей с передачей им ряда государственных функций. Получат развитие механизмы взаимодействия органов власти с гражданским обществом, в том числе общественная экспертиза готовящихся решений, общественные советы и слушания. Существенно возрастет роль изучения общественного мнения в определении приоритетов политики государства и оценке деятельности органов власти;

- повышение качества и доступности государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти. Соответствующие меры включают в себя четкую регламентацию порядка их предоставления, проведение мероприятий, направленных на упрощение процедур, снижение трансакционных и временных издержек, затрачиваемых потребителями на их получение, а также внедрение процедур по оценке качества предоставляемых услуг потребителями - гражданами и предпринимателями, формирование сети многофункциональных центров обслуживания населения и обеспечение доступа потребителей к государственным услугам в режиме онлайн в сети Интернет ("электронное правительство");

- кадровое обеспечение эффективного выполнения государственных функций и реализации государственных социальных гарантий;

- преодоление отставания государственных органов и бюджетной сферы в области квалификации и мотивированности кадров от корпоративного сектора. Для этого необходимо в короткие сроки сократить разрыв в оплате труда между секторами, одновременно повышая требования к сотрудникам государственных и муниципальных органов и учреждений и усиливая стимулирование качества и результативности. Необходимо создать условия и стимулы для повышения квалификации государственных служащих и менеджеров бюджетной сферы в ведущих университетах и бизнес-школах, в том числе на базе программ, сопоставимых по содержанию и качеству с лучшими западноевропейскими магистерскими программами в области публичного менеджмента.

Серьезные институциональные  сдвиги должны произойти в секторах, обеспечивающих развитие человеческого  капитала. Развитие этих секторов, повышение  качества предоставляемых ими услуг  требует не только серьезных финансовых ресурсов, но прежде всего существенного  повышения эффективности их функционирования. Без глубоких институциональных  реформ расширение инвестиций в человеческий капитал не даст необходимых результатов.

Формирование современной  системы экономических институтов предполагает меры по стимулированию конкуренции на рынках товаров и  услуг, развитию рыночной инфраструктуры, решению многих других проблем в  целях обеспечения эффективного функционирования рыночной экономики.

Прежде всего, предстоит  обеспечить развитие конкурентной среды  как ключевой предпосылки формирования стимулов к инновациям и росту  эффективности на основе снижения барьеров выхода на рынки, демонополизации экономики, обеспечения равных условий конкуренции. Для этого предполагается создание системы предупреждения и пресечения ограничивающих конкуренцию действий государства и бизнеса, повышение эффективности регулирования естественных монополий, обеспечение демонополизации и развития конкуренции в сфере ограниченных природных ресурсов, в частности водных биологических ресурсов и участков недр.

Важными факторами стимулирования конкуренции является снятие барьеров для выхода на рынок - упрощение системы  регистрации новых предприятий, включая возможность регистрации  предприятия через сеть Интернет, при исключении возможности создания фирм-однодневок; сокращение разрешительных процедур, необходимых для начала бизнеса, замена разрешительных процедур декларированием соответствия установленным требованиям; замена лицензирования для отдельных видов деятельности обязательным страхованием ответственности, финансовыми гарантиями либо контролем со стороны саморегулируемых организаций.

Приоритетом является развитие рынков земли и недвижимости. При  этом важная задача государства - обеспечить равную защиту прав собственности на объекты недвижимости для всех участников рынка, а также снизить издержки граждан и бизнеса при оформлении прав на недвижимость. Это предполагает упрощение процедур вовлечения земель в хозяйственный оборот, формирование эффективных государственных систем кадастрового учета и регистрации прав на недвижимость при развитии конкуренции на рынке кадастровых работ и переходе к саморегулированию кадастровой деятельности, завершение приватизации земельных участков, на которых расположены находящиеся в частной собственности объекты недвижимости и выдела земельных участков в счет земельных долей, образованных в процессе приватизации сельскохозяйственных земель, формирование института массовой оценки недвижимости и введение на этой основе полноценного налогообложения недвижимости.

Особой проблемой является повышение эффективности и устойчивости функционирования финансовых рынков. Предметом специального внимания Правительства  Российской Федерации будет создание условий для формирования в России международного финансового центра.

Необходимо осуществить  формирование эффективной системы  управления государственной собственностью при соблюдении соответствия состава  государственного имущества функциям государства, обеспечении открытости информации об эффективности управления имуществом, улучшении управления государственными долями в акционерных обществах, повышении эффективности деятельности государственного сектора экономики, а также созданных государственных корпораций и крупных государственных холдингов в стратегических отраслях.

В части корпоративного управления необходимо обеспечить повышение качества и прозрачности корпоративной отчетности, развитие саморегулирования и повышение  ответственности аудиторов и  оценщиков, развитие практики привлечения  независимых корпоративных директоров, в том числе на предприятиях с  государственным участием. Предполагается также обеспечение баланса прав миноритарных и мажоритарных акционеров, большей гибкости при построении системы корпоративного управления, законодательное регулирование и судебная защита акционерных соглашений.

В настоящее время возрастает роль институтов развития. Правительство  Российской Федерации будет развивать  как финансовые, так и нефинансовые институты развития. К финансовым институтам развития относятся Инвестиционный фонд Российской Федерации, Внешэкономбанк, открытое акционерное общество "Российская венчурная компания", открытое акционерное общество "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию", открытое акционерное общество "Россельхозбанк", открытое акционерное общество "Росагролизинг", государственная корпорация "Российская корпорация нанотехнологий", открытое акционерное общество "Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий", Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства. Среди нефинансовых институтов можно назвать центры трансфера технологий, центры содействия энергоэффективности, особые экономические зоны (промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, портовые), технопарки, промышленные парки, бизнес-инкубаторы и другие. К последним относятся также концессионные соглашения, предназначенные в первую очередь для создания и модернизации инфраструктуры. Важнейшая задача институтов развития - создать условия для реализации долгосрочных инвестиционных проектов.

В ряду институтов развития особое место занимают государственные  корпорации. Они являются переходной формой, призванной способствовать консолидации государственных активов и повышению  эффективности стратегического  управления ими. По мере решения этих проблем, а также укрепления институтов корпоративного регулирования и  финансового рынка часть государственных  корпораций должна быть акционирована  с последующей полной или частичной  приватизацией, часть государственных  корпораций, созданных на определенный срок, должна прекратить свое существование.

Действенность институциональных  изменений зависит от того, в какой  степени принятые законодательные  нормы подкреплены эффективностью их применения на практике. В России образовался существенный разрыв между  формальными нормами (законами) и  неформальными нормами (реальным поведением экономических субъектов), что выражается в низком уровне исполнения законодательства и терпимом отношении к такому неисполнению со стороны власти, бизнеса  и широких слоев населения, то есть в правовом нигилизме. Такая  ситуация значительно осложняет  формирование новых институтов, в  том числе необходимых для  развития инновационной экономики.

Нужна целенаправленная деятельность по борьбе с правовым нигилизмом, включая  повышение качества самих законодательных  норм и обеспечение максимального  их исполнения. Необходимые направления  такой деятельности будут включать:

- обеспечение координации, согласованности норм проектов актов с принятыми законодательными и иными правовыми актами;

- предотвращение создания негативных прецедентов неисполнения нового закона, особенно со стороны государственных органов, ужесточение санкций за неисполнение принятого законодательства в отношении представителей органов власти;

- обеспечение общественной поддержки создаваемых институтов на всех стадиях разработки и введения законодательных инициатив;

- осуществление мониторинга функционирования созданного института после принятия соответствующих законодательных актов, чтобы выяснить необходимость поправок к нему или своевременно принять меры, способствующие более эффективному его функционированию.

2.1. Долгосрочные  приоритеты денежно-кредитной и бюджетной политики

Цели долгосрочной денежно-кредитной  и бюджетной политики - создание необходимых предпосылок для  поддержания высоких, в среднем 106 - 107 процентов в год в период до 2020 года, темпов экономического роста, обеспечение макроэкономической стабильности и предсказуемости изменения  макроэкономических параметров, последовательного  снижения уровня инфляции.

Темпы роста потребительских  цен в 2015 году должны составить не выше 104,5 процента, в 2020 году - 103 процента, уровень монетизации (финансовой глубины) экономики повысится до 65 - 75 процентов  валового внутреннего продукта.

В долгосрочной перспективе  повышается роль государственного бюджета  как инструмента решения важнейших  стратегических экономических и  социальных задач, финансового обеспечения  инновационного развития экономики  при сохранении устойчивости бюджетной  системы.

На рубеже 2010 - 2015 годов  одним из ключевых факторов макроэкономической устойчивости становится изменение  платежного баланса. Быстрый рост импорта  и платежей по обслуживанию корпоративного долга при условии значительного  снижения цен на нефть и металлы  уже в 2010 году может вывести сальдо по текущим операциям в зону отрицательных  значений, а сальдо торгового баланса - к 2012 году. Сохранение высоких цен  на нефть отодвинет этот рубеж  на несколько лет, однако ножницы  между быстрым ростом импорта  и медленным увеличением экспорта неизбежно ведут к образованию  устойчивого отрицательного торгового  сальдо (в 2018 - 2020 годах оно может  возрасти до 1,5 - 2 процентов валового внутреннего продукта).

Образование дефицита баланса  по текущим операциям создает  условия для прекращения укрепления курса рубля. Предполагается стабилизация реального эффективного курса после 2011 года. В 2015 - 2020 годах укрепление рубля  может возобновиться под влиянием относительного сокращения дефицита по текущим операциям и сближения уровней доходов российской экономики и экономики западных стран.

Покрытие возникающего дефицита счета текущих операций будет  осуществляться за счет расширения притока  иностранного капитала. Объем чистого  притока капитала может возрасти в несколько раз.

Балансировка отрицательного сальдо по текущим операциям при  помощи притока капитала приведет к  стабилизации уровня золотовалютных резервов. Это позволит Центральному банку  Российской Федерации перейти к  свободному режиму плавающего курса  национальной валюты и создаст условия  для перехода к установлению целевых  показателей инфляции.

В этих условиях достижение целей макроэкономической политики будет осуществляться по следующим  приоритетным направлениям.

Первое направление - снижение инфляции до 3 процентов в год.

Реализация данного приоритета будет осуществляться за счет поддержания  стабильного эффективного обменного  курса рубля, проведения консервативной денежно-кредитной политики, сбалансированного  бюджета, а также создания условий  для опережающего роста предложения  по сравнению со спросом и развития конкуренции на внутренних рынках потребительских  товаров и услуг.

Ключевую роль в сдерживании  роста цен (тарифов) на товары и услуги инфраструктурных отраслей будет играть создание эффективного механизма регулирования  ценообразования как в монопольном, так и в конкурентном сегментах параллельно с расширением предложения этих товаров и услуг при последовательной либерализации рынка электроэнергии и услуг железнодорожного транспорта.

Приоритетными направлениями  в сдерживании роста цен на рынках нефтепродуктов, строительных материалов и других сырьевых товаров  станет развитие конкуренции, в том  числе путем расширения практики использования механизмов биржевой торговли, повышения эффективности  противодействия картельным соглашениям, распространения практики заключения долгосрочных договоров на поставку товаров.

Важными факторами сдерживания  инфляции станет реализация мер по развитию конкуренции на продовольственных  рынках субъектов Российской Федерации, развитию инфраструктуры по сбыту сельскохозяйственной продукции, расширению сети снабженческо-сбытовых сельскохозяйственных потребительских  кооперативов.

Второе направление - переход  к новым денежно-кредитным механизмам обеспечения спроса экономики на деньги, базирующимся на пополнении ликвидности  преимущественно за счет рефинансирования банков Центральным банком Российской Федерации.

Рост экономики и увеличение национальных сбережений создают условия  для дальнейшего роста спроса на деньги. В целом уровень монетизации  экономики (отношение среднегодового значения денежного показателя М2 к валовому внутреннему продукту) может повыситься с 28,3 процента валового внутреннего продукта в 2006 году до 60 - 65 процентов в 2015 году и 70 - 75 процентов в 2020 году, что создаст предпосылки для сближения российской экономики в части развития финансовых институтов экономики развитых стран Европейского союза. Значительно повысится роль процентных ставок, устанавливаемых Центральным банком Российской Федерации, и его операций на открытом рынке в регулировании денежного рынка и снижении инфляции.

Третье направление - усиление стимулирующего влияния налоговой  системы на развитие экономики при  одновременном устойчивом выполнении фискальной функции.

Реализация указанного направления  должна производиться путем совершенствования  налоговой политики, обеспечивающей дополнительные стимулы для:

- создания новых производств, развития бизнеса с высокой добавленной стоимостью, развития малого предпринимательства, прежде всего в высокотехнологичных секторах;

- обновления и технического перевооружения основных фондов в экономике;

- финансирования со стороны работодателей образования, здравоохранения и пенсионного обеспечения своих сотрудников;

- проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, внедрения их результатов;

- увеличения глубины переработки природных ресурсов;

- развития российской финансовой инфраструктуры;

- повышения экономической активности населения;

- устранения инфраструктурных ограничений экономического роста;

- снижения негативного воздействия производства на окружающую среду и сдерживания выбросов парниковых газов.

Механизмы налоговой политики, в том числе администрирования  налогов и сборов, должны предусматривать  упрощение налоговой системы, снижение издержек налогоплательщиков, связанных  с исполнением налогового законодательства, стимулировать перемещение финансовых центров и центров прибыли  корпораций из стран с пониженным налогообложением в Россию.

Для этого необходимо в том числе обеспечить:

- упрощение процедур и форм налоговой отчетности;


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.