Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Социометрия как инструмент исследования социальных групп

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 19.05.13. Год: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Государственное образовательное учреждение

     высшего профессионального образования

     «Рязанский  государственный университет

     им. С.А. Есенина» 

      Факультет социологии и управления

      Специальность: государственное и муниципальное  управление 

      Контрольная работа

      По  дисциплине: исследование социально-экономических  и политических процессов

      “Социометрия как инструмент исследования социальных групп ” 
 

                                                                         Выполнил:

                                                                  Студент 4 курса (ОЗО)

     Группы 408

       Горшков Денис                                                                     

                                            Проверила:

     Филькина  Ольга Юрьевна 
 

      Рязань, 2011. 
 
 

Содержание 

Введение 3 1. Понятие социометрии и ее назначение. 4

2. Описание социометрии как практического инструментария для изучения межличностных отношений в малых группах 6

3. Процедура проведения социометрического исследования 11

Заключение 17

Список используемой литературы: 19

 

Введение 

Личность, группа, коллектив, общество — явления, которые  взаимосвязаны логикой развития человечества. В обществе существуют и малые, и большие социальные группы. Человек подвержен влиянию  как одних, так и других.

В социальной группе определяющими являются непосредственные отношения и взаимодействия между  ее членами, эмоциональный контакт, податливость или сопротивление  групповому давлению, социально-психологическая  совместимость и т. д.  В коллективе же как определяющие выступают те взаимодействия и взаимоотношения  людей, которые опосредованы целями, задачами и ценностями совместной деятельности, то есть ее реальным общественным и  личностно-значимым содержанием.

Концепция первичных  социальных групп, в современных  условиях нуждается в возможно более  широком развитии, необходимом для  решения проблем общества.

Общеизвестно, что  одним из эффективных способов изучения отношений в социальной группе является метод социометрии.

Объект исследования — метод социометрии как метод  изучения отношений в социальных  группах.

Предмет исследования — особенности метода социометрии  как способа изучения отношений  в социальных группах.

Цель: теоретическое  обоснование социометрии как  метода изучения отношений в социальных группах.

Социометрия представляет собой отрасль социологии и социальной психологии, изучающую межличностные  отношения в социальных  группах, с другой стороны — экспериментальный  метод, позволяющий исследовать  межличностные отношения в социальных  группах.

Изучив выборы, сделанные членами социальной группы по определенному критерию можно  выявить своеобразие неформальной структуры группы и содержательные характеристики этой структуры.

Теоретическая значимость работы обусловлена расширением  представлений о социометрии  как единстве теоретического  направления  в социологии и социальной психологии.

 

 

1. Понятие социометрии  и ее назначение 

Социальная  группа как объект исследования занимает особое место в системе социальных наук. Процесс непосредственного  социального взаимодействия, происходящий в группе и создающий социальную “микросреду” человека, является чрезвычайно  сильным фактором формирования и  воспитания личности, социально-психологического стимулирования и регулирования  ее деятельности. Социальная  группа — важный элемент социальной системы  в целом, она фокусирует в себе те общественные отношения, в которые  она вплетена, воплощает их во внутригрупповые  отношения. Знание механизмов этих отношений  представляет собой необходимый  элемент социального управления, построенного на научной основе. В  то же время именно в социальной  группе действие этих механизмов столь  наглядно и разнообразно, что позволяет  успешно применять и анализировать  самые различные подходы к  объяснению социальной реальности —  социологический, социально-психологический  и психологический, динамический и  статистический и т.д.[1, 14].

Одним из наиболее эффективных способов исследования эмоционально-непосредственных отношений  внутри социальной группы является социометрия. Она представляет собой своеобразный способ количественной оценки межличностных  отношений в группе [3.67].

Термин “социометрия”  происходит от латинского слова societas —  общество и греческого metruin — измеряю  и обозначает с одной стороны  отрасль социальной психологии и  социологии, изучающую межличностные  отношения в группах количественными  методами с акцентом на изучение симпатий и антипатий внутри группы, а с  другой стороны — прикладное направление, включающее изучение, совершенствование  и использование соответствующего инструментария для решения практических задач [1; 7].

Социометрический  тест предназначен для диагностики  эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий и антипатий между членами  группы.

Если конкретизировать, то назначение социометрической процедуры  может быть трояким: (а) измерение  степени сплоченности - разобщенности  в группе; (б) выявление "социометрических позиций", т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии - антипатии, где на крайних полюсах  оказывается "лидер" группы и "отвергнутый"; (а) обнаружение внутригрупповых подсистем — сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры” [13, 176].

С помощью этого  способа можно установить популярность — непопулярность отдельных членов группы, изучить типологию социального  поведения людей в условиях коллективной деятельности, вскрыть неформальную структуру группы, выявить степень  социально-психологической совместимости  ее членов и т.п.

Возникновение и развитие социометрии (как теоретической  системы и как системы практических методов) самым теснейшим образом  связаны с жизнью и творчеством  получившего широкую известность  в наше время социолога, психиатра  и социального психолога Джекоба  Л. Морено, который по праву считается  ее основателем [5.170].

Социометрия представляет, по мнению Морено, “последнее слово” современной социальной мысли и  является “подлинно американским движением”. При всех ограничениях, присущих подходу  Морено к социометрии, ее роли и месте  в системе социальных наук, его  понимание социометрии оказало  огромное влияние на возникновение  и развитие и социометрической теории, и практических социометрических методик, в том числе на их применение в  процессе изучения отношений в малых  группах [1; 43].

Чтобы лучше  понять истоки некоторых положений  “социометрической науки” о социальных группах, необходимо осветить взгляды  и мировоззренческие позиции  ее основателя Морено, а также описать  процесс распространения социометрии  среди исследователей всего мира.

“В бурях  и натиске первой мировой войны,— пишет Морено,— мне пришла в голову идея социометрии как единственного пути к новому порядку в обществе” .

Система социометрии  содержит три элемента: социус (товарищ, друг), измерение (мера) и драму (действие, акт). Отсюда три направления в  исследовании: исследование групп, исследование измерения и исследование действия. Подлинная социометрия является “всегда наукой действия” [1, 57]. 
 
 
 
 

2. Описание социометрии  как практического  инструментария для  изучения межличностных  отношений в социальных  группах. 

В работе рассматривается  социометрия как метод изучения социальных групп при помощи описания системы межличностных отношений  между их членами.

Социометрические  методики исследования групп и первичных  коллективов используются социальными  психологами и социологами для  исследований на предприятиях, в школах, вузах, спортивных коллективах, а также для формирования особых групп и коллективов, для которых проблема межличностных отношений и психологической совместимости имеет исключительно важное значение (например, космических экипажей) [6.175].

Социометрическая техника исследования социальной группы построена на том, что исследуемые лица выбирают (или отвергают) партнеров для совместной работы, совместного проведения свободного времени, совместной учебы, соседа по парте и т. д. Для большей наглядности используем для иллюстрации наиболее простую анкету [1, 49]. 

Социометрическая анкета для студентов учебного заведения

С кем из студентов  группы я предпочитаю сидеть за одной партой?

1. __________., потому что _____________________________________

2. __________., потому  что ______________________________________

3. __________., потому что ______________________________________

С кем из студентов  группы я не хотел бы сидеть за одной  партой?

1. __________., потому  что _____________________________________

2. __________., потому  что ______________________________________

3. __________., потому  что ______________________________________

С кем из одногруппников я предпочитаю учиться вместе?

1. __________., потому  что ______________________________________

2. __________., потому  что ______________________________________

3. __________., потому  что ______________________________________

С кем из одногруппников я не хотел бы учиться вместе?

1. __________., потому  что ______________________________________

2. __________., потому  что ______________________________________

3. __________., потому  что ______________________________________

С кем из студентов  группы я предпочитаю работать вместе?

1. __________., потому  что _____________________________________

2. __________., потому  что _____________________________________

3. __________., потому  что _____________________________________

С кем из студентов  группы я не хотел бы работать вместе?

1. __________., потому  что _____________________________________

2. __________., потому  что _____________________________________

3. __________., потому  что _____________________________________

С кем из студентов  группы я хотел бы проводить свободное  время?

1. __________., потому  что ____________________________________

2. __________., потому  что ____________________________________

3. __________., потому  что ____________________________________

С кем из студентов  группы я не хотел бы проводить  свободное время?

1. __________., потому  что ______________________________________

2. __________., потому  что ______________________________________

3. __________., потому  что ______________________________________

По числу полученных от других членов группы выборов (или  отказов) и их интенсивности (в соответствии со степенью желания или нежелания) можно судить о популярности, авторитете, положении человека в коллективе. Если же учесть число всех членов коллектива, охваченных социометрическим изучением, число всех теоретически возможных выборов и число выборов, действительно сделанных в коллективе (односторонних и взаимных), то можно вычислить, количественно определить интеграцию и сплоченность коллектива [7].

В процессе социометрии  используются так называемые “социометрические  вопросы” [4].

Отличие социометрического  вопроса от обычного заключается  в том, что ответом на социометрический вопрос является не значение признака, измеренное в номинальной, порядковой или метрической шкале, как в  обычном опросе, а фактически фамилия (или номер, заменяющий фамилию) того или иного члена группы. Если обычный  вопрос задает некоторое распределение  опрашиваемого множества респондентов по изучаемому признаку, то социометрический вопрос задает некоторую структуру  отношений в изучаемом множестве. Эта особенность, как будет показано ниже, коренным образом сказывается, прежде всего, на методах обработки  и анализа данных. Поэтому статистические методы обработки данных, использующиеся при анализе обычных опросов (анализ распределений, меры центральной тенденции, вариации и связи), при обработке  социометрических данных либо не применимы  вообще, либо требуют существенной модификации [8]. Эта особенность  задает также специфические способы  представления информации (социограммы  и социоматрицы), поэтому изложение  социометрических методов всегда сопровождается достаточно подробным изложением методов  представления и анализа социометрических данных. Рассмотрим другие особенности  социометрических вопросов и некоторые  проблемы их использования при проведении опросов.

Типы социометрических вопросов. Для наглядности приведем условный пример анкеты, составленной из вопросов различных типов, встречающихся  в социометрических опросах, и предназначенной, для исследования студенческой группы (по Паниотто В.И.) [4, 186].

1. Проранжируйте,  пожалуйста, членов Вашей группы  по степени близости (сперва назовите  самого близкого для Вас товарища, потом менее близкого и т.  д.) __________________ 
 

2. С кем из  членов Вашей группы Вы ходили  в кино в этом месяце? _________

3. С кем из  членов Вашей группы Вы согласились  бы жить в одной квартире  в первую очередь ________________? Во  вторую очередь _________________ ? В третью  очередь ______________________?

4. А кто, как  Вам кажется, согласился бы  жить вместе с Вами (укажите  не более трех человек)?

5. Оцените, пожалуйста, каждого из членов Вашей группы  по перечисленному ниже набору  качеств, обведя кружком соответствующий  балл (если качество выражено  в очень высокой степени —  5 баллов, в высокой — 4, в средней  — 3, что означает, что данное  качество выражено в такой  же степени, как и противоположное, 2 ставьте в том случае, если  в высокой и 1 — если в  очень высокой степени выражено  противоположное качество):

трудолюбив 5 4 3 2 1 ленив

одарен 5 4 3 2 1 бездарен

организован 5 4 3 2 1 неорганизован

Первое из оснований  для деления вопросов на типы —  способ определения предпочтений опрашиваемого: балльная оценка, ранжирование или  метод парных сравнений. С этой точки  зрения социометрические вопросы практически  не отличаются от обычных. Вопрос 1 дает пример использования ранжирования в социометрическом вопросе, вопрос 4 — пример использования балльных оценок (выборам, сделанным в ответ  на вопрос “в первую очередь” приписывают  обычно балл 3, “во вторую очередь” — балл 2, “в третью очередь”— балл 1). В том случае, когда выборам  приписывают некоторый балл или  вес, вопрос называется взвешенным. Чаще всего респондент выбирает из множества  членов группы несколько человек  по заданному критерию, никак не упорядочивая их (так же, как респонденты  при ответе на обычный вопрос с  использованием номинальной шкалы). В этом случае вопрос называется невзвешенным. Этот случай можно рассматривать  как один из специальных вариантов  метода ранжирования (выделяются две  группы — предпочитаемые и остальные) [9].

Второе основание  — ограничено ли число выборов, разрешенных  респонденту. Вопросы с ограниченным числом выборов иногда называют параметрическими (см. вопрос 4), а вопрос, в котором  респондент может указать любое  число членов группы, — непараметрическим (вопрос 2, например)). Вопрос о том, какой  из типов дает более надежную информацию, является дискуссионным. Некоторые авторы полагают, что лимитирование выборов заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам, снижает вероятность случайных ответов, позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной численности, активизирует выбор. Хотя, на мой взгляд, ограничение числа выборов не позволяет респондентам полностью отразить свои предпочтения. Так Холленд и Лейнгардт показали, что при решении ряда задач, связанных с проверкой гипотез о динамике структуры малой группы, использование критериев с ограничением числа выборов приводит к существенным ошибкам. 

 

3. Процедура проведения  социометрического  исследования. 

Важнейшим условием надежности результатов при проведении социометрического исследования является четкое выполнение его процедуры. Как  отмечает Паниотто В.И., существуют специфические  особенности процедуры социометрического  опроса, связанные, во-первых, с тем, что исследование проводится в социальной группе (исследователь должен четко  обозначить границы группы, в которой  проводится исследование), во-вторых, с  тем, что изучаются, как правило, межличностные отношения, затрагивающие  жизненные интересы каждого из членов группы [4, 189]. Это предъявляет особые требования к уровню профессионализма социолога и этическому аспекту  проводимых исследований. Иногда перед  проведением исследования социолог проводит так называемую социометрическую разминку — в течение некоторого периода (одна-две недели) знакомится с жизнью группы, пытается завоевать  доверие членов группы и установить отношения сотрудничества, пробудить  интерес к исследованию и желание  искренне отвечать на вопросы анкеты. Такие контакты желательны лишь в  том случае, если обеспечена анонимность  ответов — в противном случае тесный контакт исследователя с  группой приводит к включению  его в систему межличностных  отношений и может отрицательно сказаться на искренности ответов.

Кроме того, представляется важным соблюдение следующих правил социометрического обследования:

границы обследуемой  группы должны быть четко обозначены; группа должна иметь определенный опыт совместной деятельности (обычно не менее  двух месяцев);

опрос членов группы должен проводиться посторонним  для данного коллектива лицом;

все выборы членами  группы должны делаться самостоятельно;

вопросы должны формулироваться таким образом, чтобы они были понятны всем членам группы;

критерии должны быть существенны для всех членов группы.

Проблема анонимности  ответов в социометрическом опросе заслуживает особого рассмотрения. Дело в том, что для описания структуры  отношений в группе необходимо знать  не только то, кого указывают в ответе на каждый социометрический вопрос, но и кто указывает, т. е. обязательным атрибутом социометрической анкеты является фамилия ответившего (или любой другой идентификатор, заменяющий фамилию, чаще всего — номер респондента) [2.115]. Как это совместить с требованием анонимности? Некоторые исследователи, объявляя респондентам, что опрос анонимный, метят анкеты шифром, незаметным для респондентов (например, ставят номер респондента перед вручением ему анкеты на втором листе под скрепкой, скрепляющей листы анкеты, подчеркивают некоторые “наиболее важные” вопросы по-разному в разных анкетах так, что комбинация подчеркнутых вопросов служит идентификатором анкеты, задают подробные вопросы о поле, возрасте, семейном положении, образовании и, возможно, некоторых других признаках респондентов так, чтобы сочетание градаций признаков было уникальным для каждого члена исследуемой группы и т. п.).

Обработка и  представление полученных социометрических данных предусматривает построение социоматриц и социограмм, а также  построение социометрических индексов.

Социоматрица  представляет собой таблицу, куда включаются положительные и отрицательные  выборы, сделанные всеми членами  изучаемой группы.

Кого  выбирают
Кто выбирает 1 2 3 4 5 6 S
1 0 0 0 0 1 0 1
2 0 0 0 1 0 1 2
3 0 1 0 0 0 0 1
4 0 1 0 0 0 1 2
5 1 1 0 0 0 0 2
6 0 1 0 1 0 0 2
  1 4 0 2 1 2 10
 
 
 
 
 
 
 

Строится данная таблица по следующему принципу: в  горизонтальных строках и вертикальных столбцах, которых в каждом случае столько же, сколько членов группы, соответственно указывается, кто выбирает и кого выбирают. В местах пересечения  строк и столбцов ставят знаки + в  случае положительного выбора и —  в случае отрицательного, 0 — при  отсутствии какого-либо выбора. Личная позиция каждого члена группы может быть представлена количественно  и определяется как алгебраическая сумма отдельных значений столбца  таблицы. Это дает возможность установить популярность членов группы (т.е. степень  привлекательности для окружающих).

Наглядно характер межличностных отношений может  быть отражен на социограмме. Социограмма  — специальный график, рисунок, диаграмма, изображающие целостную картину  взаимоотношений, взаимных и односторонних  выборов и отрицаний, сделанных  в ходе исследования, проведенного с помощью социометрической методики. Она позволяет высказать предположение  о стиле лидерства, судить о сплоченности, организованности группы и частично о ее психологическом климате.

Социограмма имеет  несколько вариантов. Она представляет собой совокупность концентрических  окружностей, внутри которых размещаются  номера фамилий членов исследованной  группы и соединяются между собой  стрелками, указывающими направленность и характер выборов. Причем индивиды с высоким социометрическим статусом располагаются во внутреннем круге; лица, получившие число выборов, близкое  к среднестатистическому — в  следующем кольце кнаружи и т. д. Второй вариант: социограмма представляет собой произвольное по форме плоскостное  изображение, на котором выделены группировки  индивидов, взаимно выбравших друг друга, и связи между ними; расстояния, на котором располагаются друг от друга эти группировки, соответствуют  характеру выборов между их членами. Третий вариант—индивидуальная социограмма. В этом случае произвольно или  целенаправленно выбранный член группы изображается в системе всех его связей, выявленных по ходу исследования.

Иногда на социограмме  номера лиц мужского пола изображают внутри условных знаков — маленьких  треугольников, а номера лиц женского пола — внутри окружностей. Такая  форма изображения социограммы  мне представляется наиболее приемлемой, т.к. это увеличивает наглядность  изображения. 
 
 
 
 
 
 
 
 

На рисунке  представлены структуры, наиболее характерные  для социограмм. 

 
 

Рис. 1 Виды взаимосвязи  в малой группе: а—диада, б—триада, в—тетрада, г—“цепочка”, д— “звезда” 

Объективизация  результатов социометрического  исследования осуществляется путем  вычисления социометрических индексов.

Различают персональные и групповые индексы. К первым относятся индексы социометрического  статуса и экспансивности индивида в группе, ко вторым — индексы  групповой сплоченности, конфликтности  и экспансивности группы.

Персональные  индексы. Индекс социометрического  статуса индивида вычисляется по формуле: 

 

где Сi — социометрический статус i-члена, R+ и R- — полученные i-членом выборы, S — знак алгебраического суммирования числа полученных выборов i-члена, N— число членов группы

Возможен также  расчет отдельно положительного и отрицательного социометрического статуса по формулам: 

Сi+ = ? Bi/(N-1) 

Сi- = ? Bi/(N-1)

Индекс экспансивности индивида в группе вычисляется по формуле:  

Эj = (?Bj+ + ?Bj-)/ (N-1) 

где Э j — эмоциональная экспансивность индивида группы;

Bj+ — положительные выборы, отданные членом в группу;

Bj - — отрицательные выборы, отданные членом в группу; N — количество членов в группе.

Групповые индексы. Индекс групповой сплоченности (К) измеряется отношением количества сделанных взаимных выборов к количеству возможных  взаимных выборов:

K= a Aij+/ N(N-1) 

где a A+ij — количество взаимных положительных выборов; N — количество членов в группе.

Индекс конфликтности  в группе (U) выражает относительное количество отмечавшихся в группе взаимных отрицательных выборов: 

U
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.