Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Социальная работа с неполной семьей

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.05.13. Год: 2012. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       Министерство образования и науки  Российской Федерации

           Федеральное государственное автономное  учреждение

                    Высшего профессионального образования

 Российский  государственный профессионально  - педагогический

           университет

                                   Социальный институт

                              Кафедра социальной работы

       Курсовая работа по дисциплине  «Теория социальной работы»

                     Социальная работа  с неполной семьей

             
 

Исполнитель: студентка гр Ср- 302                                          Масасина Т.А. 

Руководитель: канд.соц. наук, зав каф С.Р                               Масленцева Н.Ю. 
 
 
 
 
 

                       Екатеринбург

                 2011

                               Содержание 

Введение…………………………………………………………………………3 

Глава 1. Неполная семья как объект социальной работы…………………….6 

1.1. Феномен неполной  семьи…………………………………………………..6 

1.2. Социально- экономические и психолого-педагогические проблемы неполных семей…………………………………………………………………12 

Глава 2. Социальная работа с неполными семьями в России………………..17 

2.1. Основные направления социальной работы с неполными семьями…….17 

2.2. Особенности работы специалиста по социальной работе в неполной семье……………………………………………………………………………...23 

Заключение……………………………………………………………………….29 
 

Список источников и литературы………………………………………………32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                         Введение 

     Социально-экономические  изменения последних десятилетий  существенным образом повлияли на все стороны жизни общества.  Одно из главных последствий изменений – обострение социальных проблем и ухудшение положения российской семьи.  Неполная семья находится в более сложных жизненных условиях,  так как все проблемы от финансовых до психологических родитель решает в одиночку.  Научный интерес к неполным семьям подкрепляется тенденцией их роста в структуре современного российского общества. Вся деятельность социального государства рассматривается сегодня как обеспечение нормального функционирования российской семьи, потому что семья — это источник неубывающей силы и энергии, который позволяет входящим в нее взрослым и детям жить, развиваться, преодолевать трудности.  Процесс социализации, который происходит у ребёнка, очень тесно связан с семьёй. Семья это основной институт, который оказывает особое влияние на формирование личности. Именно поэтому важным является правильная организация семьи, как части общества.

     Для ребенка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Для взрослого человека - семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. Не полная семья не позволяет получить ребёнку все те навыки и умения, которыми он должен обладать к своему совершеннолетию, к моменту развития своей личности. Многие семьи с одним родителем успешно преодолевают трудности, воспитывают детей, однако для адекватной социализации детей желателен вклад в их воспитание обоих родителей. Неполная семья  давно перестала быть непривычным или осуждаемым явлением. Современная женщина, родившая ребенка без мужа или ставшая одинокой матерью в результате развода, уже не воспринимается обществом как неудачница или дама легкого поведения.  Однако можно ли считать такую тенденцию нормальной? Общество эволюционирует. Это неизбежно. Причем в последние сто лет эволюция происходит с беспрецедентной скоростью.

     Темп  жизни современного человека настолько высок, что традиционный неспешный уклад, принятый веками, не всегда может гармонично сочетаться со стремлениями отдельно взятой личности. Таким образом, брак оказывается желанным, важным, но не жизненно необходимым фактором.  И там, где раньше женщина традиционно проявляла гибкость и терпение, чтобы сохранить полную семью, сегодня разрыв иногда видится наиболее приемлемым выходом из положения. Ведь гибкость и терпение требуют больших эмоционально-психических ресурсов, которые в современной жизни зачастую отдаются работе и другим сторонам самореализации.

     Статистические  данные показывают, что в последнее время численность детей, воспитываемых в неполных семьях, где воспитателем является мать, резко увеличилась. Практика показывает, что жизнь и условия воспитания ребенка в неполной семье существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Помимо материальных трудностей, которые постоянно присутствуют в неполных семьях, одинокие матери не в состоянии одновременно реализовать материнскую и отцовскую позиции. Такие условия жизни ребенка влияют на личностное его развитие. 
Материнские семьи занимают большинство среди неполных семей. Воспитание детей в такой семье имеет ряд особенностей. Одновременно успевать решать все поставленные задачи – дело не простое. Поэтому в большинстве случаев неполные семьи сталкиваются с различными проблемами материального, бытового, педагогического  и иного характера. 
Все знают, что ребенку нужны оба - отец и мать. Маленький ребенок, у которого нет того или другого, настойчиво требует у оставшегося родителя найти ему недостающего. Но самое примечательное - это то, что ребенок может создать себе родителя, отвечающего многим его потребностям. Ребенок создает себе фантомный образ мамы или папы. Девочка в неполной семье фантазирует о том, какой бывает отцовская любовь, и конечно не получает ее. Мальчик хочет быть сильным как его папа, не видев его не разу. И тогда у детей в неполной семье появляется  невротическая потребность в любви, как писала  Хорни Карен – это преувеличенная  потребность в эмоциональной привязанности, позитивной оценке окружающих людей, их советах, поддержке.[28,с 58]. Неполные семьи, входят в группу риска, поэтому им необходима поддержка многих специалистов, в том числе и  помощь специалиста по социальной работе.

Объект  исследования: неполная семья

Предмет исследования: основные направления социальной работы с неполной семьей.

Цель – проанализировать организацию   социальной работы  с неполными семьями в России

Задачи 

1. Раскрыть понятие неполной семьи, типологию неполных семей.

2.  Исследовать проблемы неполной семьи.  
3. Выделить основные направления социальной работы с неполными семьями в учреждениях социальной помощи семье и детям.

  4. Выявить особенности работы специалиста по социальной работе  в неполной семье

Методы исследования:  
- теоретические: анализ научной литературы, обобщение, индукция, дедукция, сравнение. 
- эмпирические: наблюдение 
 
 

                                                

                                                  

      Глава 1. Неполная семья как объект социальной работы.

                              1.1.Феномен неполной семьи

     Почти все мы выросли в семьях, хотя и не всегда – в полных. Казалось бы, все должны знать, что  такое – семья. Однако некоторые психологи  утверждают, что, на самом деле, почти никто из современных людей  не знает, что такое на самом деле семья.  Именно это не позволяет людям создавать прочные, счастливые семьи. Семья – это исторически- конкретная система взаимоотношений между супругами, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, эмоциональной связью и взаимными моральными обязательствами[17, с78]. Она представляет собой организованную  социальную группу, в которой разворачиваются основные процессы человеческой жизни и которая настолько связана с жизнью каждого индивида, что накладывает отпечаток на все его развитие. Поэтому семья является той социальной группой, которую человек легче всего идентифицирует с собой, со своими интересами и вообще со своим существованием. Все это приводит к тому, что по отношению к семье вовсе не так легко предпринять объективное научное исследование. Как отмечал американский социолог В. Гуд, «мы знаем о семье слишком много, чтобы исследовать ее объективно». [24, с 136]. Историческая эволюция семьи как социального института привела к тому, что в современном мире какого-либо единого типа семьи не стало. На протяжении последних примерно 150 лет институт семьи подвергся значительным трансформациям, в результате которых брачно-семейная структура современного человечества стала относительно разнообразной. Одна из форм  семейного жизнеустройства в литературе и обиходе получили название неполных семей.

     Под термином «неполные семьи» понимаются такие категории семей, в которых  одинокий родитель проживает с ребенком (детьми) несовершеннолетнего возраста и несет за него (них) основную ответственность. Проще говоря, неполные семьи - это семьи с одним родителем (чаще, матерью) и ребенком (детьми). [19, с. 56].

Обратимся к  отечественной справочной литературе. В словаре «Семейное воспитание» неполная семья определяется следующим образом: «Неполная семья состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Неполная семья образуется вследствие расторжения брака, внебрачного рождения, смерти одного из родителей или раздельного проживания» [3, с.345].

     В справочнике «Семья: социально-психологические  и эстетические проблемы» дается следующее определение неполной семьи: «Неполная семья - это объединение  людей, состоящее из мужчины или  женщины с его или ее потомством, а также включающее в некоторых случаях других лиц, связанных с выше указанной кровнородственной связью» [22, с. 64].

Ведущие отечественные  социологи семьи имеют несколько  отличные взгляды на определение  данного термина. Например, Т.А. Гурко считает, что неполной является такая семья, в которой с несовершеннолетними детьми проживает только мать или только отец, а по причинам образования неполные семьи могут быть классифицированы на: внебрачные (материнские в терминологии С.И. Голода); семьи после развода; семьи после овдовения; семьи, возникшие в результате раздельного проживания супругов по разным причинам [5, с. 95-99]. С.И. Голод и А.А Клецин особо подчеркивают, что неполную семью нельзя смешивать с материнской, так как в материнской практически не было супруга. Неполные семьи возникают вследствие овдовения или развода [2, с. 7].

     В состав неполной семьи включаются либо женщина с детьми (одним ребенком), либо мужчина с детьми (одним ребенком), а некоторыми исследователями бабушка (дедушка) и внуки. Например, в учебнике для вузов «Социология» указывается, что неполной семьей является такая семья, где отсутствует один из родителей или родительское поколение не присутствует вообще (дети живут с бабушками и дедушками без родителей) [17, с. 143].

   А.С. Макаренко придавал особое значение структуре семьи. Он ввел понятие “полная” и “неполная семья”, понимая под этим семью, которая не имеет отца или матери. От того, какая по структуре семья, зависит и воспитание, и успешная социализация ребенка. Дети из неполных семей, как правило, более ранимы, имеют ряд комплексов, мама обеспокоена своим социальным положением разведенной женщины. Действительно трудно сохранить душевное равновесие, когда подросший ребенок начинает упорно интересоваться, где папа, кто он, какой он и т.д. Мать не имеет психологической поддержки, ей не с кем разделить ответственность за своего ребенка.

     Рассмотрим  позиции зарубежных авторов по определению  термина «неполная семья». A.M. Демидов, анализируя опыт финских социологов, особо подчеркивает: сам термин «неполная семья», принятый в нашей науке и практике для определения семейной группы, в которой отсутствует один из родителей, финскими социологами не употребляется. Вместо него используется понятие «vksinhuofaja», что в дословном переводе означает «заботящийся в одиночку» или «семья заботящегося в одиночку»

Э. Ивер-Жалю отмечает, что во Франции с 1981 года вошел термин «неполной семьи». К категории неполных семей принадлежат те, у кого никогда не было, либо в настоящее время нет супруга или супруги, и которые содержат и воспитывают, по крайней мере, одного ребенка.[12,с.23].

Авторитетный  специалист в области фамилистики  проф. С.И. Голод приходит к  такому выводу, "что никто не может  с полной ответственностью претендовать на детальное предсказание путей развития семьи"[5, с. 98]. По прогнозу  научного сотрудника НИИ семьи А.Б. Синельникова "самым психологически устойчивым каноном в XXI веке должна оставаться семья из трех человек - папа, мама и ребенок"[21, с.8].  
Но на сегодняшний день одной из характерных черт эволюции структуры семьи сегодняшней России можно назвать весьма высокую долю (30% неполных семей. Вопрос о неполных семьях в России еще актуален потому, что в них сосредоточена значительная часть того населения, у которого не сложились естественные, заложенные в самой природе семейно-брачных отношений условия жизни. Это дети, без отца (или матери), взрослые люди, не имеющие собственной семьи и продолжающие жить вместе с родителями. Такое положение не только усложняет большинству из них материальную сторону жизни, но и лишает их полноценной духовной жизни, которую могло бы дать счастливое супружество. Неполная семья давно перестала быть непривычным или осуждаемым явлением.[6,с.87]

       По данным Министерства труда и социального развития, каждый 7-й ребенок до 18 лет в России воспитывается в неполной семье. Большую часть неполных семей составляют матери с детьми (94%). Папы-одиночки – явление крайне редкое, чаще даже встречаются дети-сироты, которых растят бабушки и дедушки. В 2008 году в России было зарегистрировано 1066 тысяч браков и 605 тысяч разводов (56% ). В том же году число детей, рожденных вне брака, составило 437 тысяч. (по данным Федеральной службы государственной статистики).  Осенью 2009 г. Росстатом было проведено выборочное обследование «Семья и рождаемость». Опрос проводился в 30 субъектах РФ, представляющих все федеральные округа. Только 10,8% состоящих в гражданском браке женщин собираются зарегистрировать брак, даже при отсутствии беременности. 

       В специальной литературе в зависимости от этих причин выделяются следующие типы неполных семей:

- неполные семьи, образовавшиеся в результате развода родителей;- неполные семьи, образовавшиеся вследствие внебрачных рождений детей;- неполные семьи по причине смерти одного из родителей;

- прочие неполные семьи, или расширенные неполные семьи (брат и сестра без родителей, бабушки, дедушки и внуки), образовавшиеся в результате потери родителей (смерть, лишение родительских прав, пьянство, отбывание родителями наказания в местах лишения свободы) и оформления прав опеки (попечительства) над детьми кем-либо из их родственников. В последнем случае наиболее частыми бывают случаи, когда детей берут на воспитание их бабушки и дедушки - пенсионеры. Рост неполных семей непосредственно связан со сферой брачно-семейных отношений:

- изменение моральных норм в области взаимоотношений полов;- распространение добрачных связей; - изменение традиционных ролей (семейных) мужчины и женщины; - утрата семьей своей производственной функции; - неподготовленность молодежи к браку; - завышенные требования по отношению к брачному партнеру; - алкоголизм и наркомания.

     На  практике наиболее частыми причинами  образования неполных семей являются развод супругов и внебрачное рождение. Соответственно, такие типы неполных семей сегодня являются доминирующими. Неполная семья- это не правильно, так быть не должно. Нужно, чтобы люди знали, что например в дореволюционной России таких семей не было, что ребенок, без отца или матери, не принимался в обществе, такого ребенка дразнили в школе, с ним не хотели играть. Неполная семья это в своем роде отклонение от нормы, от семейных традиционных устоев. У людей были моральные устои, они ценили опыт предков, подчинялись родителям, верили во что то светлое и доброе, и старались чтобы их семья была самой лучшей, дружной. [13,с.5]

     К началу ХХI века сложилась ситуация, при которой "...четвертая часть  домохозяйств в России возглавляется  женщинами"[9]. Несмотря на увеличение год от года доли неполных семей (согласно статистике, неполные семьи - это не частный случай, а социальное явление), в социокультурном контексте они, ориентируясь на детей, характеризуются как отклонение от нормы, приобретают ярлык "социально неблагополучных" или причисляются к "группе социального риска 
Можно сделать вывод, что семейная жизнь сложилась с давних пор так, что родительские обязанности делятся между отцом и матерью, и притом делятся неравномерно, но огромные проблемы в воспитании ребенка возникают с увеличением числа неполных семей и ныне не являются редкостью одинокая мать, разведенные родители. Проблемы неполной семьи особенно актуальны, так как воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей: недостаточное влияние на ребенка внутри семьи, односторонность воспитательного воздействия, проявление неуравновешенности родительских чувств, возможность возникновения в сознании ребенка мысли о собственной неполноценности. Ребенку для полноценности нужна полноценная семья, состоящая из мамы и папы. Не нужно забывать про детей, так как уход одного из родителей в  большей степени сказывается на их учебе, здоровье, настроении и социализации.

     Неполные  семьи стали привычным и обыденным  для общества явлением. В институте  семьи не должно быть такого термина, соответственно и не нужна будет социальная работа с такой семьей. Если вдруг возникла такая ситуация, при которой родитель воспитывает в одиночку ребенка, то необходимо приложить максимум усилий, чтобы ребенок в этой семье не чувствовал себя ущербным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1.2 Социально-экономические, медицинские  и психолого – педагогические проблемы неполных семей 

Среди проблем  неполных семей в большинстве  случаев особенно остро стоит  проблема экономического характера (материальные трудности, испытываемые семьей). Совокупный бюджет семьи складывается из индивидуального трудового дохода, пособий, пенсий, компенсаторных выплат и льгот, определяемых государством, алиментов на детей после развода, подарков в деньгах или вещами, продуктов от родственников и друзей.

Женщина- мать, воспитывающая  ребенка без отца, чаще всего сама должна нести ответственность за благосостояние своей семьи. Это связано с тем, что размер социальных выплат, осуществляемый государством (пособия и проч.) остается низким. С другой стороны, размер алиментов и регулярность их получения также остается невысокой. Как результат этого - женщина в отсутствие помощи со стороны, вынуждена ориентироваться на обеспечение материального благополучия семьи. Необходимость ухода за ребенком в отсутствие помощи со стороны, разрушение сферы бытовых услуг не позволяют женщине проявить себя в профессиональной сфере: решающее значение на их выбор и формирование поведения оказывает материальная ответственность. Многие женщины считают воспитание и уход за детьми своим главным предназначением и отодвигают на второй план профессиональный успех и карьеру.[7,с.123]. В то же время материальное благополучие и нередко занятость на двух работах отстраняет одинокую мать от воспитания и ухода за ребенком, и он предоставлен самому себе.

Социально-экономические проблемы присущи не всем неполным семьям,  во всяком случае, их разрешить проще, чем психолого – педагогические проблемы, присутствующие во внутриличностной сфере и межличностных отношениях членов неполных семей, прежде всего детей. 
Это, во-первых, обида, угнетенность и чувство собственной неполноценности, которые могут испытывать дети после развода их родителей. Нередко дети винят себя в распаде семьи. Во-вторых, чувство вины перед детьми, нередкое у женщин (поскольку в большинстве случаев неполные семьи — это мать, одна воспитывающая детей), что является причиной их гиперопеки. Стремясь не допустить снижения жизненных стандартов своих детей по сравнению с детьми из благополучных семей, мать берет на себя чрезмерную трудовую нагрузку, но
из-за сверхзанятости, в свою очередь, не может уделять им достаточно времени и внимания. Нередки также случаи, когда обиду на бывшего супруга, виновного в распаде семьи, женщина вымещает на своих детях, проявляя жестокость. В любом случае благоприятный психологический климат в семье отсутствует. Самая же большая сложность — затруднения в правильной поло-ролевой идентификации и ориентации детей. Ребенок формирует стереотипы своего восприятия и поведения, руководствуясь образцом, которым для него являются взрослые, в первую очередь родители. 
Психолого-педагогический стереотип предписывает социальной роли мужчины такие черты и признаки, которые не присущи социальной роли женщины. Сама по себе жесткая определенность этих ролей может оказать неблагоприятное воздействие, если человек слаб, а стереотип требует от него доминирования, силы, мужественности или наоборот. Но в неполной семье (тем более, если она стала таковой на ранних стадиях социализации ребенка или изначально была неполной), ребенок лишен образца того, как должны вести, себя мужчины и женщины в различных ролевых ситуациях, поэтому в будущем, в своей собственной семье человек далеко не всегда сможет продемонстрировать адекватное полоролевое поведение,  это приводит к дисфункциональности и конфликтам и, возможно, тоже к распаду семьи. Кроме того, отец с ребенком имеет больше шансов создать новую семью, чем мать с ребенком. Поэтому одной из проблем такой семьи будет формирование отношений между ребенком (детьми) и новой женой отца (возможно, с ее детьми). [4,с.109].

     Особенно остро стоит проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Стоит полагать, что издержки воспитания детей в неполной семье связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов. Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе. Отсутствие одного родителя в семье может явиться причиной неполноценного, неудачного воспитания детей. В материнских неполных семьях мальчики не видят примера мужского поведения в семье, что способствует формированию в процессе их социализации неадекватного представления о ролевых функциях мужчины, мужа, отца. Поведение незамужней матери в семье во многом обусловлено отсутствием второго родителя. Это влияет и на социализацию воспитывающихся в материнских неполных семьях девочек, искажает их представления о ролевых функциях женщины, жены, матери.[18,с.233]

     Дети, воспитывающиеся в монородительских семьях, лишены примера взаимоотношений  мужчины и женщины в семье, что негативно влияет на их социализацию в целом и на подготовленность к будущей семейной жизни в частности. Педагогика оценивает показатель идентификации детей со своими родителями одним из основных критериев эффективности семейного воспитания. При этом ребенок выражает принятие нравственных и идеологических норм своих родителей. Осуществление этой составляющей воспитательного процесса в неполной семье деформируется в связи с отсутствием одного родителя. В отцовских неполных семьях к перечисленным выше проблемам добавляется отсутствие материнской ласки, без которой воспитание детей тоже не может быть полноценным.

В рамках воспитательной деятельности одному родителю сложно осуществить полноценный контроль за ребенком и в целом влиять на их поведение. Эффективному воспитанию мешает ряд объективных причин: разрушается привычная триада в семье: «отец + мать + дети»; основная причина - чрезмерная занятость на работе, не позволяющая уделять детям достаточного внимания. Чешский психолог З. Матейчек считает, что воспитание в неполной семье — это такое же обычное, нормальное воспитание, только оно осуществляется в более трудных условиях. Важное значение имеет личность того человека, который остался с ребенком один на один. Качества самого воспитателя сыграют в формировании ребенка гораздо большую роль, чем факт неполной семьи.[15,с.198].

   Следующая социальная характеристика, которая требует внимания общества к неполной семье с несовершеннолетними детьми, связана с качеством здоровья последних. Ученые-педиатры, исследующие уровень здоровья детей, приходят к неутешительному выводу: дети из неполных семей значительно чаще подвержены острым и хроническим заболеваниям. У детей также как и у взрослых могут наблюдаться срывы, плохое настроение.

Женщина вынуждена, прежде всего, выполнять функции  материального обеспечения семьи в ущерб традиционно материнским обязанностям воспитания и укрепления здоровья детей. Статистически значима частота наличия в неполной семье вредных привычек (курение, употребление алкоголя), социально-бытовая и жилищная неустроенность, несоблюдение гигиенических норм жизни.

     У женщин чаще случаются нервные срывы, стрессы, депрессии. Женщина считает, что после ухода мужа ее жизнь закончилась и жить дальше нет смысла. Некоторые женщины замыкаются в себе, перестают ухаживать за собой, видят все в черном цвете. Психологический климат у женщины во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие ухода мужа. Матери редко удается сдерживать и скрывать свое раздражение по отношению к нему; ее разочарование и недовольство нередко бессознательно проецируется на их общего ребенка. Также женщина может запретить общение отца с ребенком, что отрицательно сказывается на психике ребенка, так как он в этой ситуации невинная жертва.

     Возможна и иная ситуация, когда мать подчеркивает роль безвинной жертвы, в которой оказался ребенок. При этом она стремится с избытком восполнить недостаток родительской заботы и переходит все разумные пределы: окружает ребенка атмосферой приторной ласки и чрезмерной опеки. Пытается окружить ребенка заботой и любовью, и переходит все грани разумного. Женщина резко может переключиться на ребенка, на его успехи в школе, на его поведение, на его интересы и даже на того, с кем ребенок общается.

       Во всех подобных случаях воспитательная атмосфера семьи искажается и отрицательно сказывается на становлении личности ребенка.[10,с. 105]. Таким образом, неполная семья, хотя и сталкивается с рядом объективных трудностей, но тем не менее не обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей. Родителю, в силу обстоятельств оказавшемуся главой неполной семьи, необходимо трезво осознавать психологические особенности создавшейся ситуации и не допускать, чтобы они приводили к негативным последствиям. Опыт множества неполных семей свидетельствует, что это возможно. 
 
 
 
 

                                                    
 
 
 
 
 
 

  Глава 2. Социальная работа с неполными семьями в России

2.1 Основные направления социальной работы с неполными семьями 

В России с середины 1990-х годов, т.е. с самого начала зарождения и становления сети российских территориальных  социальных служб нового типа, неполные семьи стали считаться одной  из основных категорий семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и потому особо нуждающихся в мерах социальной защиты и поддержки.

Сегодня в Российской Федерации таких семейных социальных служб насчитывается уже более 1200. Практически в каждом российском регионе существует развитая сеть территориальных служб (центров, отделений) социальной помощи семье и детям.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.