Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Родительско детские отношения в современном обществе: институциональная вариативность родительства.

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.05.13. Год: 2012. Страниц: 49. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?

28

 

Федеральное агентство по образованию

ФГОУ БУ «Сыктывкарский государственный университет»

Институт социальных технологий

Кафедра социальной работы

 

 

Допустить к защите

Зав. кафедрой, к.ф.н., доцент

____________И.А. Козырева

«____»_____________2012 г.

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

Родительско – детские отношения в современном обществе: институциональная вариативность родительства.

 

Научный руководитель:

к.ф.н., доцент

_________И.А. Козырева

«___» ___________2012 г.

 

Исполнитель:

Студентка 741 группы

_________Ю.В. Шиловская

«____»__________2012 г.

 

 

Сыктывкар

2012

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Регламентация нормативных границ трансформации родительства

1.1.              Родительство как социальный институт и социальная ценность……..14

1.2.              Понятие о нормативном объеме благ и услуг, необходимых для воспитания и социализации ребенка в семье…………………………………19

Глава 2. Исследование состояния родительства как социального института в современных условиях

2.1.    Функционально – ролевые типологии родительского отношения и их воспитательный потенциал…………………………………………………….27

2.2.    Анализ факторов, обуславливающих характер родительско – детских отношений и эффективность семейного воспитания…………………………40

Глава 3. Основные направления актуализации проблемы сознательного отношения к родительству

3.1 Формирование ответственного родительства в подростковой и молодежной среде………………………………………………………………47

3.2 Опыт работы социальных субъектов по пропаганде семейных ценностей..........................................................................................................55

Заключение………………………………………………………………………60

Литература………………………………………………………………………62

Приложение………………………………………………………………………71

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В условиях социально-экономических, политических, социокультурных перемен современная российская семья претерпевает значительные изменения: усложняются отношения внутри семьи, распространяются различные стили и формы семейного функционирования. Рост числа разводов, высокий уровень внебрачной рождаемости, количество повторных браков, сводных и замещающих семей указывают на то, что брак, родительство, основные составляющие семьи, все дальше разделяются. Целый ряд социальных показателей в современной России свидетельствует о наличии широкого диапазона отношений родительства вне семейной системы. В этих условиях решение актуальных проблем современного российского общества, таких как детская безнадзорность, социальное сиротство, низкое качество социализации детей, низкая рождаемость, требует исследования не только характера изменений родительско - детских отношений, но и непосредственно специфики современного родительства как уникального механизма воспроизводства будущих поколений.

Существенная трансформация российского общества, произошедшая в последние десятилетия XX века, спровоцировала многочисленные и разнообразные по характеру проблемы в области родительства. У родителей исчезли многие функциональные обязанности, изменяется отношение к детям, снижается потребность в них как фундаментальной ценности. Это проявляется в распространенном отказе от родительства, в различных формах пренебрежения родительскими обязанностями, в сознательной бездетности, малодетности, в увеличении масштабов социального сиротства, остроте конфликтов между поколениями. Согласно официальным статистическим данным, в настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 800 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  95% из них социальные сироты, то есть имеют живых родителей[1]. Около 1% из всех новорожденных остается без родителей уже в роддомах вследствие отказа от них матерей, при этом лишь небольшая часть отказов связана с тяжелым заболеванием или уродством младенца[2]. Из общего количества сирот по состоянию на 01.01.2010 г. 545 тыс. детей (68%) состоит на воспитании в семьях граждан (375 тыс. - под опекой (попечительством), 11 тыс. - в приемных семьях, 159 тыс. - усыновлены посторонними гражданами), оставшиеся 32% (более 260 тыс.) воспитываются в государственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей[3]. О масштабности насилия над детьми в семьях можно судить по следующим данным: ежегодно около 2 млн. детей до 14 лет избиваются родителями, 50 тыс. детей убегают из дома, более 2 тыс. заканчивают жизнь самоубийством[4]. Все больше детей по разным причинам вырастают только с одним из биологических родителей. Вследствие роста внебрачных рождений и разводов многие отцы (реже матери) не проживают с детьми. Причем некоторые из них являются «эпизодическими», а другие, не поддерживая никаких контактов с детьми, так и остаются только биологическими родителями. Другая сторона этой ситуации - проблема сводного родительства, т.е. исполнения функций родителя - отчима, мачехи - в отношении неродных детей.

Увеличивается количество молодых людей, не планирующих иметь детей или откладывающих их рождение[5]. Вместе с тем использование новых репродуктивных технологий, позволяющих преодолеть недуг бесплодия, изменяет традиционные представления о родительстве, ставит под сомнение принцип ответственности родителей за своих детей.

Эти тенденции свидетельствуют о серьезных изменениях в функционировании родительства, об отсутствии ясных, четких норм, определяющих взаимодействие его субъектов, о высокой степени неопределенности их взаимоотношений, вариативности поведения. Родительство с четкими рамками постепенно сменяется родительским проектированием, что обусловливает его конфликтность и хрупкость.

Вариативность современного родительства ставит нынешнее и будущие поколения родителей перед сложнейшей ситуацией вынужденных интерпретаций новых образцов, стилей, моделей поведения. Ситуация осложняется тем, что в современных условиях социальная политика в России не имеет четкой стратегии в области решения проблем родительства, во многом вступает в противоречие с повседневными тенденциями его трансформации, направлена па коррекцию негативных явлений, а не на устранение причин их возникновения. Между тем при сложившейся крайне неблагоприятной демографической ситуации активизация социальной политики государства по укреплению семьи, родительства, защите детей должна стать приоритетным направлением развития России, заботой всех структур гражданского общества.

Дальнейшая разработка и реализация государственной социальной политики предполагает выявление основных тенденций развития родительства, их перспективности, актуальности, определения системы мер помощи гражданам в реализации таких моделей родительства, которые были бы связаны с рождением и эффективной социализацией детей.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью оценки кардинальных перемен, происходящих в сфере родительства, многие родители не способны создать благоприятные условия для полноценного развития ребенка. В связи с тем, что родительство обладает огромной социальной значимостью, поскольку имеет отношение к развитию и благополучию института семьи и общества, в целом, очевидна необходимость содействия становлению ответственного родительства. Актуальность исследования определяется также тем, что констатируемый в настоящее время рост числа детей-сирот в России и анализ причин этого явления свидетельствует о невыполнении их родителями своей основной обязанности по воспитанию детей. Известно, что большинство детей, находящихся в государственных учреждениях - социальные сироты, у них есть биологические родители, которые лишены родительских прав. Именно дети из социально дезадаптированных (бедных, с применением внутрисемейного насилия, безработных и т.д.) семей, а также выпускники детских домов и интернатов являются в настоящий, момент социальным ресурсом деструктивных «нетолерантных» движений и криминальных сообществ. Это делает особенно значимым изучение социального родительства в России, в том числе в условиях неоднозначного отношения общественности к практике усыновления российских детей иностранцами.

На протяжении длительного времени родительство традиционно рассматривалось в рамках более широкого круга вопросов - проблем семьи. Большинство ученых в России так или иначе обращавшихся к вопросам семьи, брака, семейного права, детства, касались и проблем родительства. Тема данной курсовой работы  значима в настоящее время, а также она требует детального и качественного изучения.

Источниками информации для написания работы послужили: теоретические труды учёных в рассматриваемой области, результаты практических исследований отечественных авторов, статьи в специализированных периодических изданиях, нормативно-правовые документы.

Возникновению, исторической эволюции, анализу брачно-семейных отношений посвящены работы Л.Г. Моргана, Г. Спенсера, Г. Тарда, Ф. Энгельса.,  М. Ковалевского, А. Сорокина[6]. В рамках эволюционистских концепций родительство анализируют в своих работах Р. Зидер, М. Мид[7]. Анализ специфики изменения содержания родительства на протяжении истории позволил авторам сделать вывод о том, что в социокультурном плане родительство с самого начала несло в себе единство биологического и социального аспектов, являясь осью, вокруг которой формировались социальные связи, происходило становление семьи, других социальных институтов.

В отечественной науке специалисты наиболее часто обращаются к теме воспитательного потенциала семьи, семейной социализации, реализации семьей репродуктивных функций, современного состояния института семьи. Лишь несколько исследований специально посвящено родительским ролям, установкам, анализу родительских моделей поведения[8].

Теоретико-методологический анализ современного состояния, специфических характеристик, проблем семьи и родительства в условиях трансформации российского общества представлены в трудах А.И.Антонова, И.С. Голода, М.С. Мацковского, А.Г. Харчева[9]. Со второй половины 80-х годов XX века в отечественной социологии семья анализируется в контексте изменяющегося российского общества. Отмечается снижение качества и эффективности реализации институтом семьи своих функций, дезорганизацию внутрисемейных отношений.

Исходя из понимания семьи как неразрывного триединства родства родительства - супружества, А. И. Антонов рассматривает родительство как стержневое для конструирования семьи отношение. Вместе с тем в последнее время стали появляться попытки рассмотрения родительства как автономного и независимого социального института.

Образ родительства как социального института требует уточнения и более полного анализа. Исследование современных тенденций в области родительства с позиций институционального подхода позволяет проанализировать их в контексте социальных изменений.

Еще одной особенностью обращения к теме родительства является то, что в отечественной науке оно изучается, в основном, в рамках исследований материнства. Теоретический анализ материнства как социокультурного феномена представлен в работах В.М. Рамих[10], ею же поднимается вопрос о правомерности рассмотрения материнства как вида социальной деятельности, носящей трудовой характер. Материнство как социальный институт исследуется в диссертационной работе Л.Г. Сологуб[11], как самостоятельная психическая реальность в трудах Г.Г. Филипповой[12]. В данных работах материнство рассматривается, во-первых, с позиции обеспечения условий для развития ребенка, а во-вторых, как часть личностной сферы женщины. Изучая специфику материнского поведения, анализируя его значение в деле первичной социализации ребенка, эти авторы не девальвируют роль отцовства.

Гендерный подход к анализу родительства, природы потребности в детях, ролей и статусов мужчин и женщин в семье реализуют авторы

И.С. Куприянова, Т.И. Греченкова, Н.М. Римашевская, М. Малышева[13]. Родительство рассматривается авторами как элемент гендерного порядка, утверждается группа понятий «материнство», «отцовство», моделей «правильного поведения» в этой сфере, акцентируется внимание на вариативном жизненном опыте. Исследователи обращают внимание на различные вариации родительства, распространяющиеся в России в последнее время: юное родительство, родительство в гомосексуальных партнерствах, отказ родителей от детей, отказ детей от родителей, воспитание в замещающих семьях.

Одним из выбранных исследователями и востребованных практиками направлений исследования родительства в последние годы стала тема, связанная с безответственным родительством, его причинами и последствиями. Отдельную группу составляют исследования, посвященные анализу апробации и развития альтернативных семейных форм жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей - замещающей семье. Закономерности становления и развития замещающей семьи представлены в работах В.Н. Ослон и А.Б. Холмогоровой, И.И. Осиповой, В.К. Зарецкого, М.О. Дубровской, Т.И. Шульги, Л.Я. Олиференко, И.Ф. Дементьевой[14]. Авторы подчеркивают необходимость формирования института замещающей семьи как перспективной модели решения проблем сиротства в России на современном этапе. Вместе с тем в дополнительном анализе нуждается специфика социальных аспектов замещающего родительства и перспективы его развития.

Вариативность подходов к рассмотрению родительства подчеркивает значимость и неоднозначность данной проблематики. Так, в отечественной литературе не решен вопрос о системе факторов, детерминирующих формирование и развитие родительства. Влияние макросоциальных факторов на состояние институтов брака и семьи, брачио-семейные отношения исследовались также А.Г. Харчевым[15]. Исследователи, чаще всего, отмечают многофакторность процессов в сфере родительства, обусловленность изменений комплексом условий различного характера, в частности, факторной зависимостью от родительской семьи, социально-экономических условий, развития внутриличностных структур.

Значимость исследования родительско-детских отношений обусловлена важностью их как условия воспроизводства будущих поколений, личностной сферы человека и необходимостью анализа противоречивых тенденций его развития в России на современном этапе.

Целью курсовой работы является рассмотрение родительско – детских отношений в современном обществе и изучение вариативности родительства, для выработки практических рекомендаций социальным субъектам в области оптимизации института родительства.

 

Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:

1-                 проанализировать сущность родительства как социального института и социальной ценности;

2-                 изучить нормативный объем благ и услуг, необходимых для воспитания и социализации ребенка в семье;

3-                 определить социальный  смысл и сущность ответственного родительства;

4-                 исследовать функционально – ролевые типологии родительского отношения и их воспитательный потенциал;

5-                 проанализировать на примере безответственного родительства факторы, обуславливающие характер родительско –детских отношений и эффективность семейного воспитания;

6-                 выявить особенности формирования ответственного родительства в подростковой и молодежной среде;

7-                 провести анализ опыт работы социальных субъектов по пропаганде семейных ценностей.

Объектом исследовании являются родительско-детские отношения в современном обществе.

Предмет исследования – институциональная вариативность родительства и факторы, влияющие на ее формирование и развитие.

         В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами определена гипотеза, согласно которой в современной России родительство представлено множеством вариативных форм, моделей, образцов поведения, развитие которых обусловлено изменением социокультурных норм и потребностей социальных субъектов. В этих условиях социальная политика в области родительства будет эффективной, если ее стратегической целью будет формирование ценностно-нормативного пространства в области семьи, родительства, детства.

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования: анализ, синтез, обобщение и интерпретация социологической информации, опрос методом анкетирования, анализ статистических и демографических материалов, официальных отчетов организаций и учреждений.

Эмпирической базой исследования стал фактический материал, собранный автором в процессе социологического исследования. Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечивается соответствием подготовленного методического инструментария объекту, предмету, целям, задачам, гипотезам, соблюдением процедурных моментов, репрезентативностью данных, подтверждаемых их сопоставимостью с выводами других учёных.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- обоснована необходимость исследования современных вариаций родительства в рамках институционального подхода, в связи с этим проанализирована специфика родительства как социального института;

- разработаны функционально-ролевые типологии родительского отношения и их воспитательный потенциал, критериями которых стали структурные элементы родительства как социального института, что позволило упорядочить многообразие его вариаций;

- проанализированы основные тенденции развития современного родительства, выявлены приоритетные факторы, обусловливающие характер родительско – детских отношений и эффективность семейного воспитания на современном этапе;

- обоснованы приоритетные направления развития социальной политики в сфере родительства через формирование ценностно-нормативного пространства в области семьи, родительства и детства.

Практическая значимость эмпирического исследования заключается в выработке рекомендаций по проблеме, предоставлении материалов курсовой работы для апробации на XVI Международной научно-практической конференции «Социальные и психологические проблемы глазами молодых – 2012» в СыктГУ , в написании аналитической записки в МУ ВОФП санаторий «Бобровниково». Материалы курсовой работы представлены в научно-практической конференции «Социальные и психологические проблемы глазами молодых – 2012» СыктГУ[16].

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. Регламентация нормативных границ трансформации родительства

1.1.           Родительство как социальный институт и социальная                                             ценность

Родительство является одним из наиболее значимых ценностей культуры, многогранным социокультурным феноменом. Родительские отношения выступают одним из системообразующих оснований института семьи, представляя собой относительно самостоятельную систему и социальный институт[17]. Основная задача родительства как социального института - обеспечить воспроизводство, взросление, освоение и реализацию взрослости подрастающим поколением.

На протяжении всей истории институт родительства претерпевает определенные изменения, отражая специфику того конкретного общества, в котором развивается. Изменения в рамках этого института обусловлены комплексом факторов, среди которых: уровень экономического развития общества, характер труда, уровень развития таких институтов, как брак, семья, образование, сложившаяся система представлений о родительстве, детстве, о личности, ее правах и потребностях, уровень научной разработанности социальной тематики, характер социальной политики государства и т.д.

Взгляд на современное родительство через парадигму кризиса семьи концентрирует внимание исследователей на статистически выявляемых девиантных тенденциях. При этом, как правило, игнорируются конструктивные явления иного характера. Эти явления, интерпретируемые нами как микротенденции, отражают инновационные черты и вариативность спонтанного развития различных моделей родительства в российском социуме, которые зарождались еще в позднее советское время в ряде инициативных семей[18]. Сегодня «всплеск» спонтанной активности родителей обнаруживается как достаточно устойчивый, автономный от государственных институций процесс. Он характеризуется бурным ростом неформальных родительских объединений (клубов, центров, интернет-сообществ, интернет-порталов для родителей), возрастающим потоком литературы, адресованной не специалистам, но матерям и отцам, и посвященной проблематике сопровождения взросления детей в современном мире, а также высоким спросом на консультационные и образовательные услуги по вопросам здоровой беременности, подготовки к родам, коррекции детско-родительских отношений, семейного досуга и воспитания.         

Рассматривать феномен родительства представляется целесообразным в его соотношении с семейной системой. Традиционно под семьей понимается основанная на браке и/или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатывается совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой. С чисто демографических позиций важно, чтобы в семье было двое и более детей, так как это способствует сохранению и росту численности населения[19]. Однако для общества не менее актуально, чтобы новое его поколение могло действенно включиться в существующий образ и ритм жизни, а для этого необходимо социализирующее воздействие по передаче определенных ценностей, норм и моделей поведения. Исходя из этого основным критерием выделения родительства из окружающей среды служит его целевое назначение — рождение и воспитание детей. Здесь следует обратить внимание на три функциональных аспекта, которые проясняют сущность родительства как социального института. Во-первых, рождение детей (количественный аспект), во-вторых, содержание детей — обеспечение социально-психологических и материально-бытовых условий для нормальной жизни и развития ребенка и в-третьих, социализация. Родительство как социальный институт представляет собой ролевую систему, включающую разнообразие норм и статусов (мать, сын, приемный родитель, «воскресный папа» и т. д.); совокупность обычаев, традиций и правил поведения; сочетание формальных и неформальных признаков (свидетельством первых являются записи в свидетельстве о рождении, обязанности по алиментам и др., неформальные же проявляются, например, по отношению к сводному ребенку) и обособленный комплекс социальных действий.

А. Г. Харчев определяет родительство, с одной стороны, как феномен социальный по своей сути, но имеющий свои корни в природной, генетической связи между ребенком и родителем, а с другой — как особый тип поведения, определяемый родительской любовью и социальным долгом[20]. С. Ю. Девятых описывает родительство как социальный институт, характер функционирования которого изменяется с изменением общественных формаций, и связывает успешное освоение личностью родительской роли с достижением ею полоролевой идентичности. Так как родительство является социальным установлением, его передача происходит в результате процесса социализации. Основываясь на субъект-субъектном подходе, социализацию можно определить как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах[21].

Существует ряд социально-значимых функций, которые выполняет родительство. Наиболее важная из них, репродуктивная функция - основная функция, обеспечивающая воспроизводство населения - связана с ценностью детей. К функции социализации относятся ценность социализации детей именно в родительской семье, а не в других социальных институтах, ценность участия обоих родителей и старших поколений в воспитании детей. К экзистенциальной функции относятся ценности, связанные с поддержанием жизнедеятельности родителей и детей после их рождения. К данным ценностям относятся ценность внутрисемейных коммуникаций; ценность семейного микроклимата; ценность здоровья, благополучия и поддержания долголетия родителей. Экономическая функция родитеьства включает в себя связи родителей и производства или семейного бизнеса, ценность семейного потребления или семьи как единого потребителя[22].

Ценность родительства относится к тем явлениям жизни, которые продуцируются на самые различные и широкие ее пласты и затрагивают буквально каждого человека. Это одна из ведущих предпосылок полноценного воспитания детей, имеющая значение не только для отдельной семьи, но и для страны в целом. Институт родительства, семьи является базой любого государства. И надо признать, что в нашей стране он разрушен. Началось разрушение со времен советской власти, когда государство взяло функции воспитания детей на себя и не стимулировало развитие здоровых семейных отношений.

Родительство играет значительную роль в жизни конкретной личности. На протяжении всей жизни родитель остается значимой фигурой для человека. Родительство включает феномены материнства и отцовства, но не сводится к их простой совокупности[23]. Полноценное семейное воспитание, основой которого является осознанное отношение супругов к родительской роли, существенно влияет на психологическое здоровье последующих поколений. Влияние собственных родителей, самостоятельное выполнение родительской роли воздействуют на качество жизни каждого человека. В настоящее время проявляются признаки кризиса семьи: нестабильность, малочисленность, феминизация, ослабление воспитательной роли отцов, которые отражаются на характере семейного воспитания. Рост социального сиротства, детская беспризорность являются ярким свидетельством того, что для многих семей, воспитывающих детей, родительство не стало осознанной миссией. Для его полноценного становления и развития необходима специальная работа с молодежью по подготовке к семейной жизни и молодыми семьями по формированию осознанного родительства.

Роль семьи в передаче следующим поколениям социокультурного опыта, в воспроизведении ценностно-смыслового пространства национальной культуры, формировании культурного облика человека представляется исключительной. Феномен родительской культуры - это не только зеркало народа, его самобытности, ценностей, обычаев и традиций, понимания обществом конкретной эпохи, личности, человеческих взаимоотношений, но также и отражение будущего этого народа. Жесточайшее демографическое пике, в котором оказалась Россия на рубеже веков ставит серьезные вопросы относительно состояния семейной культуры в обществе, для которого супружество, семья, рождение детей традиционно входили в число приоритетных ценностей. Падение престижа материнства и отцовства, угасание родительской инициативы, кардинальное изменение демографического поведения не могут не вызывать серьезной обеспокоенности в обществе[24].

Таким образом, семья и дети должны стать приоритетными ценностями, стать естественной и желанной целью реализации возможностей каждого. Для этого необходимо, чтобы объектом социального развития стала именно семья, а не ребенок или женщина и, тем более, не абстрактные показатели воспроизводства народонаселения. Добиться этого невозможно без изменения статуса родителя.

Роль родителя в современном мире требует особой компетенции, которую можно получить посредством самообразования или специализированной подготовки. Сделать эти процессы общедоступными можно только в результате сплоченных усилий государства, общества и бизнеса. Только компетентный родитель сможет отказаться от концепции оградительного детства и превратиться из контролера и надзирателя в друга и наставника.

 

1.2.           Понятие о нормативном объеме благ и услуг, необходимых для воспитания и социализации ребенка в семье

Говоря о семье как о части системы общественного воспитания новых поколений, нельзя упускать из виду ее значимость в этой системе. Именно родители, - часто того не замечая – вырабатывают у детей комплекс базовых социальных ценностей, ориентаций, потребностей, интересов и привычек[25]. Эти первые уроки жизни в семейном укладе создают основу, исходя из которой, ребенок, юноша (девушка) или подросток избирательно воспринимает, перерабатывает, усваивает или отбрасывает социальную информацию в качестве руководства к действию.

Родительское воздействие на ребенка уникально по интенсивности и результативности. Ведь оно охватывает все стороны формирующейся личности, продолжается многие годы непрерывно и основано на эмоциональных отношениях детей и родителей между собой.  Здесь речь идет не о чувстве любви и доверии, а об ощущениях детьми своей безопасности, защищенности, возможности делиться своими переживаниями и получать помощь. Семья – основная среда обитания и жизнедеятельности детей в ранний период их жизни. Во многом это качество сохраняется в подростковый период.  Отношение и атмосфера в семье представляются в глазах детей не только как надежное убежище от невзгод, но и его модель. Жизнь предоставляет нам множество примеров прочности убеждений, мотивов, стереотипов поведения, которые люди воспринимают в детские годы от родителей и других старших членов семьи. Но, к сожалению, не всегда такие примеры положительны.

Современная семья очень сильно отличается от семьи прошлых лет тем, что отношения между родителями и детьми изменились, можно сказать, кардинально[26]. Теперь они более привязаны эмоционально друг к другу. Так, накопленный опыт дедушек и бабушек редко передается детям. Это связано с тем, что сами дети перестали стремиться к перениманию опыта у старших поколений. Но при этом отношения между родителями и детьми стали сложнее. Сегодня большинство детей имеют высокий уровень образования и могут проводить время вне семьи. Здесь сказался экономический кризис прошлых лет, когда взрослые были вынуждены искать пути для того, чтобы выжить в мире. Но и сейчас многие семьи вынуждены работать на двух-трех работах, чтобы обеспечить себя и своих родственников. В это время дети остаются без присмотра и чувствуют свою независимость. В определенной мере это плохо влияет на их развитие, образование, культуру. В последние годы было замечено, что авторитет родительской власти потерял свою силу. Многие взрослые этого не понимают и стараются всеми силами вернуть его, применяя силу. Это неправильно. На смену авторитета родителя должен прийти авторитет личности родителей.

Социализация ребенка неотделима от воспитания. Ведь дети учатся не только на примерах взрослых, подражая им[27]. Изменения в жизни, экономической, политической и прочих ее сферах настолько быстры, что детям придется жить в том мире, который существенно отличается от мира родителей. Поэтому эффективность воспитания должна оцениваться не по тому, сколько передали опыта и знаний, а по тому, сумели ли родители  подготовить детей самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых не могло быть в жизни родительского поколения. Любая семья имеет особые возможности задать детям ориентиры их социального поведения на всю последующую жизнь.

В родительско-детских отношениях сам ребенок набирается уроков взаимоотношений полов и будущей семейной жизни. Формируется характер, уровень самооценки и самокритичности. Здесь же он развивается умственно, физически, психологически. Интересы родителей, их образовательный уровень сказываются на интеллектуальном развитии детей, закладываются стремления к образованию и самообразованию. Помимо этого родители имеют важное значение в овладении ребенком социальных норм и ролей[28]. Недостаток внимания со стороны родителей приводит к детским конфликтам и не появляется связь с ребенком. В процессе воспитания закладываются и формируются ценностные ориентации человека, которые проявляются в отношениях, определяющие его стиль жизни, жизненные устремления, планы и способы их достижения. Большую роль родители играют в процессе социального развития своего ребенка. Так как одобрение, поддержка, безразличие или осуждение влияют на детей, помогают адаптироваться к различным ситуациям, искать выход из сложных жизненных ситуаций. В современных условиях, когда идет бурная перестройка политического и социально-экономического укладов жизни общества и государства, система семейного воспитания претерпевает значительные изменения. Можно отметить, что разрушение семьи в традиционном понимании продолжает нарастать. И причин существует несколько. Во-первых, однодетность или малодетность семьи уже во многих поколениях, особенно на протяжении последних пятидесяти лет. Это значит, воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по уходу и воспитанию за своими братьями и сестрами, что было характерно в условиях многодетной семьи. Воспитывая младших сестер и братьев, будущие родители получали практические навыки, которые затем можно было использовать с появлением собственных детей. Во-вторых, у молодой семьи имеются возможности делиться от своих родителей, от старшего поколения, казалось бы, в этом есть определенное благо. Но жизнь порознь со старшим поколением лишает молодые семьи возможности воспользоваться знаниями и мудростью старт в вопросах воспитания детей. Влияние старшего поколения на детей снижается, остается невостребованной их накопленная за долгие годы жизни мудрость и жизненный опыт, богатый наблюдениями[29]. Кроме того, дети лишаются ласки, сказок, внимания бабушек и дедушек. В то же ври мя страдает и старшее поколение без наивной непосредственности внуков, без общения с ними. В-третьих, в ряду причин, осложняющих семейное воспитание,- все возрастающие социальные и экономических трудности: низкая заработная плата и несвоевременная её выдача, полная или частичная безработица и необеспеченность во многих семьях прожиточного минимума. Все это снижает уровень внутрисемейного эмоционального настроя и не создает благоприятных условий для общения в семье, в итоге - для семейного воспитания.

Перечень причин, которые не позволяют или мешают молодым родителям эффективно заниматься воспитанием собственных детей, можно продолжить. Однако и названных вполне достаточно, чтобы констатировать неблагополучие в постановке семейного воспитания во многих современных семьях[30]. Поэтому школьные учителя должны быть заинтересованы в оказании помощи молодым родителям в овладении содержанием и организацией воспитания детей в семье, вооружении их знаниями и умениями воспитательного воздействия, в педагогическом просвещении родителей, установлении между школой, родителями и учителями союзнических взаимоотношений.

В последнее время усилилось отрицательное влияние на детскую психику со стороны героев кино, зачастую американских, телевидения, где тоже в репертуаре в основном американские боевики, демонстрирующие чужую жизнь, чужую мораль, чужие обычаи, подчиняющую себе власть силы, богатства и денег. На задний план отходит поддержка слабого, помощь немощному, чувство сострадания, дружбы, привязанности и любви. Неслучайно современные подростки и юноши менее уважительно относятся к пожилым людям и своим родителям. Это в определенной мере обусловлено тем, что в жизни они мало общаются с родными дедушками и бабушками, не наблюдают и не понимают естественных проявлений старости с ее болезнями, немощью, подчас с деформированным возрастом характером, не учатся сочувствовать и сопереживать им. Правильная позиция родителей может нейтрализовать такие сложности в воспитании, как участие СМИ и пр. Или, наоборот, возрасти в результате ее ошибок. Если в семье четко стоят цели и задачи, которые она стремиться достичь, то ребенок вырастет более уверенным в своих силах, подготовленным к жизни.

В основе семейного воспитания лежит семейное законодательство, которое закреплено Конвенцией ООН о правах ребенка, законодательными и нормативными документами о браке, сел правах ребенка и защите детства[31]. Рождение человека — событие, которое имеет не только эмоциональное содержание. С появлением ребенка на свет в стране становится одним гражданином больше. А у мужчины и женщины возникает нравственный долг отца и матери по отношению к своему ребенку, даже если его родители вместе не живут, браком не сочетались, поддерживали кратковременную несемейную связь. С правовой точки зрения рождение ребенка — факт, порождающий определенные правовые последствия: права и обязанности родителей, предусмотренные семейным законодательством. Однако это происходит при одном существенном условии — если они состоят в браке. Таким образом, основания возникновения родительских прав и обязанностей образуют: во-первых, кровное родство, во-вторых, его государственное признание.

Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей[32]. Таково в самом общем виде содержание родительских прав и обязанностей, состоящее как бы из двух частей: в первую входит попечение о нравственном развитии ребенка и его насущных потребностях материального характера, вторая представляет собой конституционную предпосылку семейного воспитания. Следовательно, текст Конституции РФ подтверждает положение о существовании родительских прав и обязанностей личного и имущественного порядка. Кроме того, речь идет и о нравственном долге каждого родителя, независимо от того, записан ли он в свидетельстве о рождении своего ребенка.

Важнейшим среди родительских прав и обязанностей является право родителей на воспитание детей. Осуществление этого права одновременно представляет собой обязанность родителей. Воспитание — длительный процесс воздействия на детей. Этот процесс выражается в совершении родителями целенаправленных действий, предполагающих достижение определенного результата, и бессознательном воздействии на ребенка, которое происходит постоянно в процессе общения родителей и ребенка, и влияния, которое оказывают на ребенка поведение и пример родителей.

Право родителей на воспитание ребенка тесно связано с их обязанностью аналогичного содержания. Но если содержание права на воспитание отличается предельной краткостью, то иначе обстоит дело с перечнем обязанностей, перечисленных в Семейном Кодексе Российской Федерации[33]. В их круг входит забота о здоровье ребенка, его физическом развитии, которое во многом зависит от качества питания несовершеннолетнего, чистоты окружающей природной среды и т.п., а также о психическом, духовном и нравственном развитии ребенка. Такая забота предполагает существование достаточно сложных источников формирования несовершеннолетнего как личности. Один из них заключается в самом родителе, его жизненном кредо, духовных ценностях, которые он хочет передать своим детям. От этого во многом зависит внутренний мир ребенка, его готовность к межличностному общению, стремление к знаниям, способность управлять своими чувствами и т.п. Все это, в конечном счете, определяет духовный, нравственный облик будущего гражданина.

По мере взросления ребенка родители обязаны все более учитывать мнение самого ребенка. Дело в том, что родители не располагают никакими средствами для того, чтобы принудить ребенка следовать их выбору, поэтому в большинстве случаев решающее слово останется за ребенком. Если он откажется посещать школу, избранную родителями, последние вынуждены будут согласиться с его мнением.

Право ребенка на полноценное воспитание и образование может быть реализовано наиболее полно и глубоко в условиях всесторонней заботы о нем как со стороны родителей, так и других родственников, что предполагает необходимость их общения с ребенком. Это соответствует и интересам родственников ребенка, которые могут испытывать потребность в общении с ним (как с внуком, братом, сестрой, племянником и т.д.) в силу родственных чувств и взаимной привязанности.

Государство, будучи заинтересованным, в качестве подрастающего поколения, возлагает на родителей права и обязанности, предусмотренные Семейным Кодексом Российской Федерации[34]. Это означает, что оно предоставляет им право совершать одобряемые государством и желательные для него действия и поступки, направленные на благо ребенка. Однако это не только их право, но и обязанность, неисполнение которой порождает для обладателя прав определенные неблагоприятные правовые последствия. Налицо типичная для любых правоотношений формула взаимодействия, взаимосвязи интересов личности и общества в отдельной очень важной сфере общественных отношений. Вместе с тем это и своеобразная модель поведения каждого родителя, к которой надо стремиться и которая должна иметь соответствующие правовые гарантии, чтобы родительские права и обязанности претворялись в жизнь. Также важное место среди документов, гарантирующих жизнь и здоровье детей, занимает Международная Конвенция ООН о правах ребенка. В соответствии с ним родители гарантируют свободу и достоинство своих детей, создавая в семье условия, при которых они могут состояться как личности и граждан обеспечивая предпосылки для их свободной творческой жизни[35].

Итак, в современных условиях семья - лишь один из институтов, хотя и наиболее значимый, социализации личности. Одновременно существуют и другие, не менее мощные государственные и общественные институты, оказывающие воспитательное воздействие на детей. Желательно оптимально скоординировать их усилия, чтобы не допускать негативных последствий и рассогласованности в действиях.

Глава 2. Исследование состояния родительства как социального института в современных условиях

2.1.    Функционально – ролевые типологии родительского отношения и их воспитательный потенциал

По мнению А.Я. Варга, «родительские отношения» – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков[36].

Проблемой влияния родительского отношения к ребёнку занимались такие исследователи как А.В. Петровский, А.И. Захаров, В.Н. Мясищев и другие[37]. С.И. Соловейчик считает, что отношения родителей к ребёнку отличаются высокой психологической напряжённостью и многообразны в своих проявлениях[38]. Наиболее частыми, по его мнению, типами отношений являются: внимательное, боязливое, тщеславное, сердитое, раздражительное, приспособляющееся, общительное, сенсационное, настойчивое, постоянное, уверенное, обнадёживающее.

П.Ф. Лесгафт выделил шесть позиций родителей по отношению к детям, оказывающих влияние на поведение ребёнка[39]. Во-первых, если родители не обращают внимания на детей, унижают, игнорируют их, то в таких семьях дети часто вырастают лицемерными, лживыми, у них часто наблюдается невысокий интеллект или задержка умственного развития. Во-вторых, если родители постоянно восхищаются своими детьми, считают их образцом совершенства, то их дети чаще всего вырастают эгоистичными, поверхностными, самоуверенными. Когда детско-родительские отношения гармоничные, построенные на любви и уважении,  дети отличаются добросердечием и глубиной мышления, стремлением к знаниям. Если  родители постоянно не довольны ребёнком, критикуют и порицают его, то ребёнок растёт раздражительным, эмоционально неустойчивым, а если родители чрезмерно балуют и оберегают ребёнка, то дети растут ленивыми, социально незрелыми. У родителей, на позицию которых оказывают влияние финансовые трудности, дети растут с пессимистическим отношением к окружающему миру.

А.С. Макаренко обращает внимание на такие отношения в семье как сосуществование, конфронтация, содружество[40]. В своих исследованиях А.И. Ковалёва выделяет следующие типы семейных отношений: антагонизм, конкуренция, соревнование, паритет, сотрудничество[41]. А.Г. Волков рассматривает лишь типы благополучных семей[42]. А.В. Петровский выделяет диктат, опеку, паритет и сотрудничество[43].

Изучив выделенные А.И. Ковалёвой, А.В. Петровским, А.Г. Волковым типы семейных отношений, можно определить следующие: диктат – систематическое подавление инициативы другого; опека – отношения, при которых родители обеспечивают своим трудом удовлетворение всех потребностей ребёнка и невмешательство – предполагает сосуществование двух миров: «взрослых» и «детей». Сотрудничество – предполагает опосредованность межличностных отношений общим целям и задачам совместной деятельности, а паритет – ровные «союзнические» отношения, основанные на взаимной выгоде всех членов союза.

А.Б Добрович выделяет роли ребёнка в семье, определённые для него родителями: «кумир семьи», «мамино сокровище», «паинька», «болезненный ребёнок», «ужасный ребёнок», «Золушка».

В своих исследованиях А.Я. Варга и В.В. Столин выделили следующие типы родительских отношений: принятие (родителю ребёнок нравится таким, какой он есть[44]. Он уважает индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему) и отвержение (родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным, неудачливым, по большей части испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку, не уважает его)

Такой тип как кооперация подразумевает, родитель заинтересован в делах и планах ребёнка, старается во всем помочь ему. Высоко оценивает его интеллектуальные и творческие способности, испытывает чувство гордости за него. При симбиоз родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, он кажется ему маленьким и беззащитным. Родитель не предоставляет ребенку самостоятельности. Авторитарная гиперсоциализация раскрывает, что родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается во всем навязать ему свою волю, за проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальным поведением ребенка и требует социального успеха. Маленький неудачник – в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Ребёнок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Взрослый старается оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Анализ литературы показывает, что, несмотря на разнообразие понятий, описывающих родительские отношения, практически во всех подходах можно заметить, что родительское отношение по своей природе противоречиво. Е.О.Смирнова и М.В.Быкова выделяют два противоположных момента в родительских отношениях: безусловный (содержит такие компоненты, как принятие, любовь, сопереживание и т.д.) и условный (объективная оценка, контроль, направленность на воспитание определённых качеств)[45].

В литературе Э.Г. Эйдмиллер и  В.В. Юстицкий описали  обширную  феноменологию родительских отношений (позиций), стилей воспитания, а также их следствий — формирования индивидуальных характерологических особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося поведения[46]. Убедительны и демонстративны наблюдения и исследования, посвященные влиянию неправильных или нарушенных родительских отношений. Крайним вариантом нарушенного родительского поведения является материнская депривация. Отсутствие материнской заботы возникает как естественный результат при раздельном проживании с ребенком, но, кроме того, оно часто существует в виде скрытой депривации, когда ребенок живет в семье, но мать не ухаживает за ним, грубо обращается, эмоционально отвергает, относится безразлично. Все это сказывается на ребенке. Так, дети, воспитанные в детских учреждениях без материнской заботы и ласки, отличаются более низким интеллектуальным уровнем, эмоциональной незрелостью, расторможенностью, уплощенностью. Им свойственна также повышенная агрессивность в отношениях со сверстниками, отсутствие избирательности и постоянства в эмоциональной привязанности ко взрослым («прилипчивы», быстро привязываются к любому лицу, но столь же быстро отвыкают).

Отдаленные последствия материнской депривации проявляются на уровне личностных искажений. В этой связи привлекает внимание описанный впервые Д. Боулби вариант психопатического развития с ведущим радикалом в виде эмоциональной бесчувственности — неспособность к эмоциональной привязанности и любви, отсутствие чувства общности с другими людьми, глобальное отвержение себя и мира социальных отношений. Другой вариант искаженного развития по своей феноменологии соответствует классическому типу «невротической личности» — с низким самоуважением, повышенной тревожностью, зависимостью, навязчивым страхом потери объекта привязанности[47]. Но не только грубые нарушения родительского поведения сказываются на ходе развития ребенка. Разные стили ухода и обращения с ребенком начиная с первых дней его жизни формируют те или иные особенности его поведения.     

С. Броди выделила следующие типы материнского отношения[48]. Матери первого типа легко и органично приспосабливались к потребностям ребенка. Для них характерно поддерживающее, разрешающее поведение. Матери второго типа сознательно стараются приспособиться к потребностям ребенка. Не всегда успешная реализация этого стремления вносит в их поведение напряженность, недостаток непосредственности в общении с ребенком. Они чаще доминируют, а не уступают. Матери третьего типа не проявляют большого интереса к ребенку. Основу материнства составляет чувство долга. В отношениях с ребенком почти нет теплоты и совсем нет спонтанности. В качестве основного инструмента воспитания такие матери применяют жесткий контроль, например, последовательно и сурово стараются приучить ребенка полутора лет к навыкам опрятности. Матери четвертого типа поведения характеризуются непоследовательностью. Они ведут себя неадекватно возрасту и потребностям ребенка, допускают много ошибок в воспитании, плохо понимают своего ребенка. Их прямые воспитательные воздействия, так же как и реакция на одни и те же поступки ребенка, бывают противоречивыми.

Наиболее вредным для ребенка оказывается четвертый тип поведения материнства, так как постоянная непредсказуемость материнских реакций лишает ребенка ощущения стабильности окружающего мира и провоцирует повышенную тревожность. В то время как принимающая мать (первого типа), безошибочно и своевременно реагирующая на все требования маленького ребенка, как бы создает у него бессознательную уверенность в том, что он может контролировать действия других и достигать своих целей.

Если в материнском отношении преобладает отвержение, игнорирование потребностей ребенка из-за погруженности в собственные дела и переживания, у ребенка возникает чувство опасности, непредсказуемости, неподконтрольности среды, минимальной собственной ответственности за ее изменения в направлении обеспечения комфортного существования. Дефицит родительской отзывчивости на нужды ребенка способствует возникновению чувства «выученной беспомощности», что впоследствии нередко приводит к апатии и даже депрессии, избеганию новых ситуаций, и контактов с новыми людьми, недостатку любознательности и инициативы.

Описанные типы родительского (прежде всего материнского) отношения в значительной мере инициируются самим ребенком, а именно необходимостью удовлетворения базальных потребностей в присоединении и безопасности. Все они могут быть расположены в континууме «принятие — отвержение».

Е.Т. Соколова  и В.В. Столин добавили еще несколько типов неадекватного родительского (материнского) отношения к ребенку. Среди которых,  отношение матери к сыну-подростку как к «замещающему» мужу: требование активного внимания к себе, заботы, навязчивое желание находиться постоянно в обществе сына, быть в курсе его интимной жизни, стремление ограничить его контакты со сверстниками. Матери жалуются на отсутствии контакта с сыном, его желание отгородиться от нее, его «презрение»[49]. В менее грубой форме подобное отношение, как уже указывалось, выливается в присвоении подростку статуса «главы семьи».

Существует  гиперопека и симбиоз: навязчивое желание удержать, привязать к себе ребенка, лишить его самостоятельности из-за страха возможного несчастья с ребенком в будущем. В этом случае преуменьшение реальных способностей и потенций ребенка приводит родителей к максимальному контролю и ограничениям, желанию все сделать за него, предохранить от опасностей жизни, «прожить жизнь за ребенка», что по существу означает «зачеркивание» реального ребенка, стагнацию развития ребенка, регресс и фиксацию на примитивных формах общения. Выделяют  также воспитательный контроль посредством нарочитого лишения любви: нежелательное поведение (например, непослушание), недостаточные школьные достижения или неаккуратность в быту наказываются тем, что ребенку или подростку демонстрируется, что «он такой не нужен, мама такого не любит». При этом родители прямо не выражают недовольства ребенком, недопустимости подобного поведения, не демонстрируют ясно негативные чувства, которые они переживают в связи с плохим поведением ребенка. С ним не разговаривают, его подчеркнуто игнорируют, говоря о ребенке в третьем лице — как об отсутствующем. У подростков подобное отношение порождает бессильное чувство ярости и гнева, вспышки разрушительной агрессии, за которыми стоит стремление доказать свое существование, внедриться в семейное «мы» напролом; родитель тогда идет на мировую из-за страха перед агрессией или путем ответной агрессии (оплеух, ударов) пытается преодолеть им же созданную стену отчуждения.

Воспитательный контроль посредством вызова чувства вины вызывает то, ребенок, нарушающий запрет, клеймится родителями как «неблагодарный», «предавший родительскую любовь», «доставляющий своей мамочке столько огорчений», «доводящий до сердечных приступов» и т. д. Развитие самостоятельности сковывается постоянным страхом подростка оказаться виноватым в неблагополучии родителей, отношениями зависимости.

Е. Т. Соколова акцентирует внимание на отношениях матери и ребенка (не обоих родителей) и выделяет следующие типы воспитания:

Во-первых, сотрудничество, при котором в общении поддерживающие высказывания преобладают над отклоняющимися. Мать побуждает ребенка к активности, общению свойственны взаимная уступчивость, гибкость. Во-вторых, изоляция, когда совместные решения в семье не принимаются; ребенок изолируется и не хочет делиться своим внутренним миром с родителями. При соперничестве общение характеризуется противостоянием, критикой, что является следствием реализации потребности в самоутверждении и симбиотической привязанности.

Рассматривая различные подходы к анализу типологий взаимодействия с ребенком, можно также проследить, что в последние годы в России растет число родителей, не связанных с воспитываемыми детьми биологическими узами, но реализующих по отношению к ним функцию родительства в полной мере. В этом случае социальное родительство реализуется во всем многообразии своих форм, таких как усыновление, опекунство, приемное родительство, патронатное воспитание, семейно-воспитательные группы и социальное «квази»-родительство (воспитание в государственных учреждениях)[50].

Отличительной особенностью нашей страны является широкое распространение социального «квази»-родительства, чему способствовало сознательное идеологически-обоснованное развитие этой формы на протяжении всего XX века. В настоящее время уже накоплены многочисленные исследовательские данные, свидетельствующие об отклонениях в развитии воспитанников современных детских домов в России. Традиционные формы социального родительства, практиковавшиеся в нашей стране на протяжении значительного периода истории (церковные приюты, приюты, которые содержали частные лица, попечительские советы или различные благотворительные общества, патронат и др.) были большей частью разрушены. А провозглашение государством приоритета семейных форм социального родительства, по сути, является признанием меньшей эффективности государственного воспитания.

Несмотря на это, семьи, принимающие на воспитание детей-сирот, испытывают влияние неоднозначного общественного мнения, как в отношении детей, в силу различных обстоятельств лишившихся попечения родителей, так и в отношении социальных родителей. Кроме того, недостаточно сформированными представляются институциональные основания этого процесса (нормативное регулирование, развитие службы опеки и попечительства, подготовка квалифицированных кадров для нее,-подготовка будущих социальных родителей, изучение эффективности различных форм социального родительства и т.д.).

В этих условиях форсированные темпы развития социального родительства в России и их количественные показатели- представляются опасными и способными ухудшить качество жизни как социальных родителей, так и детей.

Можно выделить и более сложные типы родительского отношения, адресованные ребенку более старшего возраста (3-6 лет), где важным социализирующим моментом начинает выступать параметр воспитательного контроля. Также можно выделить два стиля практики родительского воспитания — демократический и контролирующий. Демократический стиль определяется следующими параметрами: высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями; включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения; готовностью родителей прийти на помощь, если это потребуется, одновременно верой в успех самостоятельной деятельности ребенка; ограничением собственной субъективности в видении ребенка. Контролирующий стиль включает значительные ограничения поведения детей: четкое и ясное разъяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер. В семьях с демократическим стилем воспитания дети характеризуются умеренно выраженной способностью к лидерству, агрессивностью, стремлением контролировать других детей, но сами дети с трудом поддаются внешнему контролю. Дети отличаются также хорошим физическим развитием, социальной активностью, легкостью вступления в контакты со сверстниками, однако им не бывает присущ альтруизм и эмпатия.

Дети родителей с контролирующим типом воспитания послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны. При смешанном стиле воспитания детям присущи внушаемость, послушание, эмоциональная чувствительность, неагрессивность, отсутствие любознательности, оригинальности мышления, бедная фантазия.

Существенный вклад в развитие проблемы влияния поведения и отношений родителей на поведение ребенка внесла Л. Беньямин. Разработанная ею, и хорошо экспериментально обоснованная модель взаимоотношений в диаде «родитель — ребенок» позволяет не только характеризовать поведение каждого из них, но и учитывать наличествующий тип взаимоотношений. Согласно этой модели, связь между поведением родителей и поведением ребенка не однозначна: ребенок может реагировать на одно и то же поведение родителей, по крайней мере, двумя способами. Так, он может отвечать на родительское поведение «дополнительно», т. е. инициативой на предоставление самостоятельности, бегством на преследование, но он может отвечать на родительское поведение и «защитно», — например, в ответ на отвержение ребенок может пытаться вести себя с родителями так, как будто те любят его и внимательны к нему, и тем самым как бы приглашать родителей изменить их поведение по отношению к нему[51].

Следуя логике этой модели, можно предполагать, что ребенок, вырастая, начинает вести себя по отношению к другим людям так же, как родители вели себя по отношению к нему. В исследовании Л. Беньямин специально рассматривает также вопрос о соотношении самосознания ребенка (как формы саморегуляции) и отношения родителей к ребенку: эта связь раскрывается как интроекция (перенесение внутрь) родительского отношения и способов управления поведением ребенка.  Так, например, пристыживание ребенка может трансформироваться в его самосознании в тенденцию к самообвинению, доминирование родителей в отношениях с ним преобразуется в направленность быть хозяином самого себя, жестокое саморуководство.

В отечественной литературе предложена широкая классификация типов семейного воспитания подростков. Среди которых, гипопротекция: недостаток опеки и контроля за поведением, доходящий иногда до полной безнадзорности; чаще проявляется как недостаток внимания и заботы к физическому и духовному благополучию подростка, делам, интересам, тревогам. Скрытая гипопротекция наблюдается при формально-присутствующем контроле, реальном недостатке тепла и заботы, невключенности в жизнь ребенка. Этот тип воспитания провоцирует асоциальное поведение — побеги из дома, бродяжничество, праздный образ жизни. Существует также  доминирующая гиперпротекция - обостренное внимание и забота о подростке сочетается с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов, что усиливает несамостоятельность, безынициативность, нерешительность, неумение постоять за себя. У подростков такое отношение родителей вызывает чувство протеста против неуважения к его «Я», резко усиливает реакции эмансипации.

Выделяют потворствующая гиперпротекцию: воспитание по типу «кумир семьи», потакание всем желаниям ребенка, чрезмерное покровительство и обожание, результирующие непомерно высокий уровень притязаний ребенка, безудержное стремление к лидерству и превосходству, сочетающееся с недостаточным упорством и опорой на собственные ресурсы. 

Эмоциональное отвержение родителей проявляется игнорированием потребностей ребенка, нередко жестокое обращение с ним. Скрываемое эмоциональное отвержение проявляется в глобальном недовольстве ребенком, постоянном ощущении родителей, что он не «тот», не «такой», например, «недостаточно мужественный для своего возраста, все и всем прощает, по нему ходить можно». Иногда оно маскируется преувеличенной заботой и вниманием, но выдает себя раздражением, недостатком искренности в общении, бессознательным стремлением избежать тесных контактов, а при случае освободиться как-нибудь от обузы. Эмоциональное отвержение одинаково пагубно для всех детей. Некоторые родители склонны к  повышенной моральной ответственности: не соответствующие возрасту и реальным возможностям ребенка требования бескомпромиссной честности, чувства долга, порядочности, возложение на подростка ответственности за жизнь и благополучие близких, настойчивые ожидания больших успехов в жизни — все это естественно сочетается с игнорированием реальных потребностей ребенка, его собственных интересов, недостаточным вниманием к его особенностям[52]. В условиях такого воспитания подростку насильственно приписывается статус «главы семьи» со всеми вытекающими отсюда требованиями заботы и опеки «мамы-ребенка». Родительские чувства эмоционально окрашивают родительское отношение. Они представляют собой особую группу чувств, выделяющуюся среди других эмоциональных связей. Их специфика заключается в том, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. А потребность в родительской любви является жизненно необходимой для маленького ребенка. Любовь каждого родителя — источник и гарантия эмоционального благополучия человека, поддержания физического и социального здоровья

Итак, наиболее  распространенным механизмом формирования характерологических черт ребенка, ответственных за самоконтроль и социальную компетентность, выступает интериоризация средств и навыков контроля, используемых родителями. При этом адекватный контроль предполагает сочетание эмоционального приятия с высоким объемом требований, их ясностью, непротиворечивостью и последовательностью в предъявлении ребенку. Дети с адекватной практикой родительского отношения характеризуются хорошей адаптированностью к школьной среде и общению со сверстниками, активны, независимы, инициативны, доброжелательны и эмпатичны.

Таким образом, есть все основания сделать вывод о том, что взаимоотношения в семье могут носить разноплановый характер. На детско- родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется его личность. Тип взаимоотношений родителей с ребенком оказывается не просто средством поддержания контакта с ним, но и своеобразным методом воспитания — воспитания взаимоотношениями, поскольку эти взаимоотношения относительно устойчивы

Несмотря на относительную устойчивость, родительское отношение может изменяться, приобретать те или иные черты под воздействием различных событий. В целом, содержание родительского отношения противоречиво и амбивалентно, так как в нем сосуществуют в различной пропорции противоположные элементы эмоционально-ценностного отношения.

2.2.    Анализ факторов, обуславливающих характер родительско – детских отношений и эффективность семейного воспитания

Изучение факторов, влияющих на эффективность родительства является одним из путей содействия его формированию.Существует классификация факторов, определяющих формирование родительства, включающая группу внешних факторов (общественные влияния; влияния родительской и собственной семьи) и внутренних (уровень конкретной личности). Следуя данной классификации, тенденция в изучении внутренних факторов или особенностей личности родителей такова, что изучаются индивидуально-типологические особенности, либо ставится акцент на изучении влияния негативных особенностей родителей. Этим обусловлена потребность в изучении личностной зрелости как фактора формирования ответственного родительства.

Говоря о репродуктивном поведении человека, В. В. Бойко выделяет три группы факторов, обуславливающих характер родительско – детских отношений и эффективность семейного воспитания[53]. Во-первых, это социально-психологическая адаптация рождаемости к явлениям макроуровня, который включает урбанизацию, занятость женщин, образование и культуру, экономическое развитие общества, нормы и явления адаптации. Во-вторых, можно выделить социально-психологические факторы регулирования рождаемости на уровне семьи: содержание функций семьи; образ жизни семьи; взаимодействие в семье; прочность брака; отношение супругов к беременности, полу и числу детей как условие стабилизации брака. Социально-психологические факторы регулирования рождаемости на уровне личности включают в себя потребность в детях,  репродуктивную установку, репродуктивные мотивы, индивидуально-личностные свойства  и ценности личности и детей.

Среди отечественных ученых необходимо отметить А.А. Соловьеву, которая в своем исследовании образа жизни семьи значительное внимание уделяет социально-психологическому аспекту ее жизнедеятельности[54]. Однако в отличие от других авторов данные исследователи изучают эти факторы по отношению к развитию личности ребенка, а не по отношению к родительству. Опираясь на содержательный анализ работ О. И. Зотовой, Ю. Хамяляйнен; А. Адлера; С. Л. Рубинштейна, и др., они выделяют группу социально-психологических факторов, определяющих личностное развитие ребенка первых лет жизни[55]. В эту группу включаются численность и состав семьи, денежные доходы и жилищные условия, уровень образования и профессиональная квалификация родителей, иерархия внутрисемейных отношений и эмоциональные переживания членов семьи; практика ухода за маленькими детьми, включающая в себя тип вскармливания, способ приучения к туалету, формы сотрудничества между взрослыми и детьми, стиль общения, принятый в семье, а также характер дисциплинарных воздействий, взгляды, представления и верования.

Если обратиться к кросскультурным исследованиям, касающимся объективных условий жизнедеятельности семьи И. С. Кона, то к факторам, их определяющим, можно отнести следующие группы условий: совокупность общественно-экономических факторов (способ производства, господствующая идеология, форма собственности), факторы культурной среды (образованность или мера приобщения людей к духовным ценностям общества и цивилизации вообще, наличие условий для всестороннего развития личности) и естественно-географические факторы[56].

Для анализа факторов, обуславливающих характер родительско – детских отношений и эффективность семейного воспитания, мы выделяем следующие уровни, сходные с группами факторов, выделенных В. В. Бойко относительно репродуктивного поведения.  Это макроуровень, или уровень общественных влияний; мезоуровень, или уровень влияния родительской семьи; микроуровень, или уровень собственной семьи и индивидуальный уровень, или уровень конкретной личности. Факторы, обуславливающие характер родительско – детских отношений и эффективность семейного воспитания можно разделить на внешние и внутренние. Группа внешних факторов обусловлена совокупностью внешних влияний, которые также можно подразделить на несколько уровней. Внутренние факторы — это особенности личности, индивидуальность человека. Внешние факторы — это факторы макроуровня, мезоуровня и микроуровня. Внутренние факторы — это факторы индивидуального уровня[57].

Общественное влияние макроуровня необходимо рассматривать с точки зрения социального регулирования (формализованная сторона) и с точки зрения опосредованного воздействия (неформализованная сторона) на формирование родительства.

А. И. Антонов рассматривает формализованную сторону общественного воздействия на репродуктивное поведение личности не только как социальное регулирование рождаемости, но и как социальное управление — «систему целенаправленного воздействия со стороны государственных органов на репродуктивную мотивацию семьи, направленность, материальное и моральное стимулирование рождаемости в рамках демографической политики»[58]. Неформализованное влияние общества осуществляется через весь комплекс социальных влияний, отражающихся в системе ценностных ориентации и установок индивида; прежде всего это средства массовой информации, произведения искусства и культуры. Влияние общества на личностную мотивацию потребности в детях заключается в том, что оно «настраивает» человека на весь комплекс чувств и обязанностей, связанных с воспитанием нового поколения. В частности, опосредованное влияние общества осуществляется через воздействие репродуктивных норм, входящих в систему установок личности. Наиболее подробно содержание репродуктивных установок рассмотрено у А. И. Антонова. Он говорит о том, что по степени своей императивности репродуктивные нормы являются относительно «мягкими» в силу их интимности и биологической неспособности некоторых мужчин и женщин к зачатию и рождению детей. Однако давление репродуктивных норм может быть очень сильным, так как они являются особенно значимыми в системе критериев субъективного ощущения счастья и социального престижа[59]. Предписывающий и оценочный моменты репродуктивных норм, сопровождающиеся соответствующей эмоциональной окраской, являют собой «подобающий образец поведения, слагаемый из результатов репродуктивного поведения миллионов людей и семей». Репродуктивные нормы являются одним из компонентов формирования репродуктивных установок, и они чаще, чем любые другие нормы, не осознаются человеком.

Общество задает для личности определенный образец родительства, который дает начало формированию родительства в каждом конкретном случае, преломленный через особенности личностей обоих супругов, их ценностно-мотивационную сферу, а также опыт, полученный в родительской семье.

Родительская семья является первичной социальной средой индивида, средой социализации. Семейная атмосфера, взаимоотношения в семье, ценностные ориентации и установки родителей являются первым фактором в развитии ребенка. Дети учатся нормам общежития в обществе и воспринимают культуру через своих родителей. Именно в семье человек получает первый социальный опыт, усваивает правила и нормы поведения. Родительская семья является наиболее доступным образцом наблюдения, который при определенных условиях становится образцом для подражания. Родители, как правило, являются для ребенка значимыми людьми, поэтому осуществление ими родительской роли отчасти осознанно, а отчасти неосознанно впоследствии копируется в собственной семье.

Подытоживая опыт разных исследователей, С. В. Ковалев выделяет три группы факторов, обуславливающих характер родительско – детских отношений в семье: социальная микросреда семьи, где происходит приобщение ребенка к социальным ценностям и ролям; внутрисемейная и внесемейная деятельность, где происходит приобщение к будущей жизнедеятельности; и семейное воспитание, представляющее собой некий комплекс целенаправленных педагогических воздействий[60].

Следует отметить, вступающие в брак люди воспроизводят структурный тип семейной системы родителей — семьи повторяют сами себя. В. Н. Дружинин рассматривает несколько гипотез подражания[61]. Первая гипотеза: супруги воспроизводят в своей семье те способы воспитания, которые осуществляли их родители по отношению к их братьям и сестрам, а не к ним самим. Согласно этой гипотезе, наибольшие сложности должны испытывать взрослые, которые были единственными детьми в семье. Вторая гипотеза: дети относятся к другим так же, как родители относились к ним

Только семья - родители и близкие родственники, их образ жизни, содержание общения и стиль взаимоотношений — формируют у детей образцы, эталоны мужчины и женщины. Дети в закрытых учреждениях лишены возможности видеть особенности поведения и отношений друг к другу и другим людям мужчин и женщин, воспринимать и участвовать в семейных отношениях.

Взгляды различных исследователей на роль факторов мезоуровня в формировании родительства примиряет позиция И. С. Кона: преемственность поколений всегда избирательна: одни знания, нормы и ценности усваиваются и передаются следующим поколениям, другие, не соответствующие изменившимся условиям, отвергаются или трансформируются[62]. Преемственность не совсем одинакова в разных сферах деятельности. В сфере потребительских ориентации и некоторых других установок расхождения между старшими и младшими, как правило, больше, чем в том, что касается главных социальных ценностей

Как уже было сказано выше, общество и родительская семья лишь задают образец, дают определенную модель родительства, которую ребенок пропускает через призму своих убеждений, взглядов, индивидуальных особенностей. На микроуровне происходит согласование двух моделей родительства супружеской пары — мужчины и женщины, которые создают собственную семью и предполагают дать жизнь ребенку. Кроме того, на формирование развитой формы родительства и ее реализацию оказывают влияние конкретные условия жизни семьи: воспитательная деятельность родителей регулируется условиями жизни семьи и другими индивидуальными факторами, разными в каждой конкретной семье.

Итак, родительская семья является первичной социальной средой ребенка, где он получает первый социальный опыт, в частности, относительно реализации родительской модели поведения. На микроуровне на формирование родительства оказывают влияние несколько факторов: направленность и индивидуальные особенности личности; согласование моделей родительства обоих супругов; конкретные условия жизни супружеской семьи.

Таким образом, суммарное воздействие факторов, принадлежащих рассмотренным уровням, приводит к формированию определенной модели родительства. Общество в целом и родительская семья как частность задают извне определенный образец родительства либо определенные границы вариабельности родительства. Каждая конкретная личность интериоризирует эту внешнюю модель, ее варианты, пропуская внешний опыт через призму своей направленности и особенностей, а затем происходит согласование интериоризирован-ных моделей обоих супругов в единое целое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Глава 3. Основные направления актуализации проблемы сознательного отношения к родительству

3.1  Формирование ответственного родительства в подростковой и молодежной среде

      Родительство,  в высшем своем проявлении  –  родительской  любви  –  оно  не  является  врожденным,  инстинктивным  свойством, а формируется в течение жизни человека. Основания  родительских  чувств  закладываются  еще  в  детстве  самого  потенциального  родителя.  Освоение  родительской роли начинается практически со дня рождения ребенка и  является  неотъемлемым  компонентом  социализации,  процесса,  в  результате   которого   ребенок   «усваивает   поведение,   навыки,   мотивы,  установки   и   нормы,   свойственные   его   культуре,   считающиеся   в   ней  необходимыми и желательными». Следовательно, чтобы стать  отцом  или матерью каждое новое поколение молодых мужчин и женщин  должно     учиться     родительскому       поведению:      их   «биологическая       роль  дополняется социальной, выученной родительской ролью». 

      Р.В.   Овчарова      выделяет     два    больших      этапа    в  формировании  родительства[63]. Первый этап относится к добрачному периоду, еще до того,  как  мужчина  или  женщина  станет  отцом  или  матерью.  Здесь  существует  лишь     его   образно     сконструированное         содержание,       которое     может  включать  в  себя  «образы  эмоций,  связанные  с  процессом  воспитания  детей,   отдельные   и   общие   когнитивные   схемы:   планирование   уклада  жизни в условиях родительства, планирование воспитательного процесса и  др.,  а  также  образы  отдельных  поведенческих  актов  и  всего  поведения  в  целом.  На этом этапе закладывается сама возможность стать  родителем. 

      С   рождением   собственного   ребенка   начинается   следующий   этап  формирования        родительства,     -  этап    реализующегося       родительства,      -  продолжающийся в течение всей жизни человека. Факт     рождения      ребенка,      знаменует  критический  период  в  развитии  личности  взрослого  и  его  социализации,   а    И.В.    Шаповаленко        полагает,     что    «формирование  родительской  позиции  означает  окончательное  приобщение  к  взрослому  поколению»[64]. 

<
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.