Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Социальное взаимодействие и социальная группа. Концепция и метод социометрии

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 19.05.13. Год: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАЗАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ.А.Н.ТУПОЛЕВА – КАИ

НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ФИЛИАЛ 

Кафедра Экономики и Менеджмента 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

По дисциплине: «Социология»

На тему:  «Социальное взаимодействие и социальная группа. Концепция и метод социометрии» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Набережные  Челны 2012 год

ВВЕДЕНИЕ

     Социальное  взаимодействие – систематически устойчивое выполнение каких-то действий, которые нацелены на партнера, для вызова ответной реакции с его стороны, которая, в свою очередь, вызывает новую реакцию воздействующего. То есть, если говорить иначе, социальное взаимодействие – это процесс, в котором люди действуют и испытывают воздействие друг на друга.

     Изучение  социального взаимодействия носит  общественно значимый характер, поскольку  это дает понимание основных тенденций, происходящих в обществе. В современной  сложной социально-политической и экономической ситуации выхода страны из сложившегося системного кризиса как никогда актуально эффективное социальное взаимодействие – основа жизнедеятельности общества. Взаимодействие приводит к появлению новых социальных отношений. Социальное взаимодействие является одним из основных объектов исследования в социологии.

     Цель  данной работы – изучить теоретические аспекты социального взаимодействия, а также рассмотреть концепцию и методы социометрии.               

     Еще древние философы высказывали мысль, что нельзя жить в обществе и быть независимым от него. Для удовлетворения своих многочисленных и разнообразных потребностей человек вынужден вступать во взаимодействие с другими людьми и социальными сообществами, которые являются носителями определенных знаний и ценностей, вынужден участвовать в совместной деятельности, реализующей различные общественные отношения (производства, потребления, распределения, обмена и другие). В течение всей своей жизни он связан с другими людьми непосредственно или опосредованно, воздействуя на них и являясь объектом социальных воздействий. 
 
 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 

1.1 Действие  и его место в социальном  взаимодействии

      Макс  Вебер дал следующее определение  социального действия «Социальным является такое действие, которое в соответствии со своим субъективным смыслом включает в действующее лицо установки на то, как будут действовать другие и ориентируются в их направлении». Сам Вебер приводит в качестве примера столкновение велосипедистов. Нечаянное столкновение велосипедистов ещё не является социальным действием: социальным оно становится в том случае, если велосипедисты, хотя бы пытаются избежать столкновения.

      По  мнению Вебера, социальное действие характеризуется  двумя основными признаками: 1) оно имеет субъективный смысл, то есть связано с субъективным, личностным, индивидуальным осмыслением возможным вариантом поведения; 2) совершая действие, субъект сознательно ориентируется на ответную реакцию окружающих, то есть имеет место ожидание этой реакции.

      М. Вебер предложил типологию социальных действий. В первом случае человек  действует по принципу «хороши те средства, которые помогают достичь  цели». По Веберу, это целерациональный тип действия. Во втором случае человек  пытается определить, насколько хороши те средства, которые имеются в его распоряжении, не могут ли они принести вред другим людям и т. п. В этом случае говорят о ценностно-рациональном типе действий. Такие действия определяются тем, что субъект должен сделать.

      В третьем случае человек будет руководствоваться принципом «все так делают», а, следовательно, по Веберу, его действие будет традиционным. В данном случае его действие будет определяться нормой.

      Наконец, человек может совершать действие и выбирать средства под напором  чувств. Такие действия Вебер называл аффективными.

      Другой  социолог Т.Парсонс выделял у  социального действия следующие  признаки:

  • социальное действие нормативно, то есть зависит от общепринятых ценностей и норм;
  • оно связано с волей субъекта.

     В концепции  Парсонса анализ действия предполагает два подхода: действие рассматривается как единичный акт и как система действия. Действие как единичный акт связано с выделением деятеля и среды, которая включает физические объекты, культурные образы и других индивидов. Действие как система рассматривается как открытая система, поддерживающая обмен с внешней средой, существование которой связано с формированием соответствующих подсистем, обеспечивающих выполнение ряда функций:

  • адаптивная функция, которой соответствует биологический организм;
  • личностная, которой соответствует усвоение ценностей и норм;
  • социальная, то есть совокупность социальных ролей;
  • культурная, которой соответствуют усвоенные цели и идеалы.

   С точки зрения структурного плана  любое действие включает два обязательных элемента: субъект и объект (того, кто совершает действие, и того, на кого это действие направлено).

   В функциональном аспекте выделяются два этапа действия:

  1. этап, на котором субъект ставит перед собой цель. Способность ставить пред собой цели является важной способностью, отличающей человеческую природу;
  2. этап, на котором он достигает (или пытается достичь) результата. Чтобы достичь цели, человеку нужны средства, понимаемые очень широко, то есть предметы, способы действия, навыки и т. д.

   Процесс реализации действия включает в себя несколько важных составляющих, которые описывает «всеобщая функциональная формула действия»: потребности – их отражение в сознании, выработка идеальных программ действия – их операционная реализация в ходе координируемой определенными средствами активности, создающая продукт, способный удовлетворить потребности субъектов и побуждающий новые потребности.1

    Любое действие включает компоненты, приведенные  в табл. 1.

    Таблица 1

    Компоненты  действия

Компонент действия как структуры  Характеристика
Субъект Действующее лицо, человек, совершающий действие.
Объект Другой человек, предмет или совокупность людей  или предметов, на которые направлено действие.
Мотив Осознанное  побуждение к действию, возникающее  при осознании потребностей.
Потребности как компонент  мотивации Порождаются контактом  субъекта со средой своего существования. Особое состояние субъекта, порожденное  нуждой в средствах существования, объектах, необходимых для его  жизни и развития, и выступающее  источником активности субъекта.
Ценностные  ориентации и интерес  как компонент  мотивации Он может  быть как осознанным, так и неосознанным. Интерес присущ не только индивидуальному, но и коллективному деятелю

 

1.2 Социальное  взаимодействие и его теории

     Социальное  взаимодействие – систематически устойчивое выполнение каких-то действий, которые нацелены на партнера, для вызова ответной реакции с его стороны, которая, в свою очередь, вызывает новую реакцию воздействующего. То есть, если говорить иначе, социальное взаимодействие – это процесс, в котором люди действуют и испытывают воздействие друг на друга. Взаимодействие приводит к появлению новых социальных отношений.

     В истории социологии существовало несколько  попыток описать структуру взаимодействия. Большое распространение получила так называемая теория действия, в которой в различных вариантах предполагалось описание индивидуального акта действия. К этой идее обращались социологи: М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс. Все фиксировали некоторые компоненты взаимодействия: люди, их связь, воздействие друг на друга и, как следствие этого, их изменения.

     Существует  много социологических теорий (например, концепции социального взаимодействия, проявление многообразия социологического знания). В свою очередь это только частный случай действия системного принципа множественности описания сложных систем. Существует три основные концепции:

  • концепция социального обмена Дж. Хоманса – характеризует социальное взаимодействие как обмен материальными и нематериальными ценностями;
  • символический интеракционизм Дж. Мида, Герберта Блумера – диалог, в котором люди придают значение окружающему миру, стремятся истолковать действия других людей;
  • управление впечатлениями (социодраматический подход) Эрвина Гофмана. Спектакль, где люди исполняют свои "партии", создают тот или иной образ.

   Общепринятыми признаками социального взаимодействия являются: предметность, доступность  для наблюдения со стороны и регистрации, ситуативность, рефлексивная многозначность. Видами взаимодействия могут являться: консенсус (компромисс, соглашение, сделка), конфронтация (борьба, конфликт, антагонизм, соревнование), сотрудничество (сотворчество – творческий союз).

   Человеческое  действие, как  убедительно показал  М. Вебер, только тогда  приобретает  черты социального действия, когда  оно осознанно (рационально), и находится  в связке с действиями других людей, оказывает влияние на их поведение, и  одновременно испытывает воздействие от поведения других лиц. Когда люди временно влияют друг на друга, на поведение и действия друг друга, тогда складывается их взаимосвязь и социальное взаимодействие, лежащие в основе всех процессов жизни общества.

   Социальная  связь – это набор фактов, обуславливающих  совместную деятельность людей в  конкретных общностях для достижения конкретных целей. Социальная связь может выражаться в форме социального контекста, или же в форме социального взаимодействия – как системы взаимообусловленных социальных действий.2

   Социальное  взаимодействие имеет две стороны: объективную и субъективную. Объективная  сторона — это хотя и связи, независимые от людей, но которые все, же обусловливают и контролируют содержание и характер взаимодействия между этими людьми. Субъективная сторона социального взаимодействия — это уже сознательное отношение индивидов друг к другу, и оно основано на взаимном ожидании соответствующего поведения.

   Таким образом, социальное взаимодействие состоит  из следующих элементов:

  • индивид или социальные группы, совершающие определенные действия;
  • изменения, произошедшие в социальной общности или обществе в целом в результате этих действий;
  • влияние перемен на других индивидов данной социальной общности или общества;
  • обратная реакция этих индивидов.

   Социальные  взаимодействия, как и контакты, бывают непосредственные и опосредованные. 

1.3 Понятие  и структура социального конфликта

     Социальный  конфликт — это социальное явление, содержанием которого является процесс  развития и разрешения противоречивости отношений и действий людей, детерминируемый, прежде всего объективными закономерностями развития общества.3

     Структура социального конфликта может быть представлена следующим образом:

1) противоречие, которое выражено в проблеме  и является объективной предпосылкой  конфликта (источник конфликта);

2) люди  как носители данного противоречия, представляющие различные социальные интересы (субъекты конфликта);

3) объект  конфликта (скрытые нужды - блага,  ресурсы, по которых поводу  чего возникает конфликт);

4) предмет  конфликта (открытые нужды - материальные  образования с ним связанные);

5) столкновение  субъектов конфликта (процесс, активная фаза), в котором как бы происходит «противоречие в действии».

     Все конфликты можно классифицировать в зависимости от зон разногласий  следующим образом

1. Личностный  конфликт.

2. Межличностный  конфликт.

3. Межгрупповой  конфликт.

4. Конфликт  принадлежности.

5. Конфликт  с внешней средой.

     Конфликтам  присущи четыре основных параметра:

  • причины конфликта;
  • острота конфликта;
  • длительность конфликта;
  • последствия конфликта.

   Причина конфликта является тем пунктом, вокруг которого разворачивается конфликтная ситуация. Можно выделить следующие типы причин:

1. Наличие  противоположных ориентаций. У каждого  индивида и социальной группы  имеется определенный набор ценностных  ориентаций относительно наиболее  значимых сторон социальной жизни.  Все они различаются и обычно противоположны. В момент стремления к удовлетворению потребностей, при наличии блокируемых целей, достичь которых пытаются несколько индивидов или групп, противоположные ценностные ориентации приходят в соприкосновение и могут стать причиной возникновения конфликтов.

2. Идеологические  причины. Идеологическая причина  конфликта заключается в разном  отношении к системе идей, которые  оправдывают и узаконивают отношения  субординации, доминирования и основополагающие  мировоззрения у различных групп  общества.

3. Причины  конфликта, заключающиеся в различных  формах экономического и социального  неравенства. Неравенство в распределении  ценностей существует повсеместно,  но конфликт возникает только  при такой величине неравенства,  которая расценивается как весьма значительная.

4. Причины  конфликтов, лежащие в отношениях  между элементами социальной  структуры. Конфликты появляются  в результате разного места,  которое занимают структурные  элементы в обществе, организации  или упорядоченной социальной  группе.

     Анализ содержания и особенностей протекания социального конфликта целесообразно проводить по трем основным стадиям:

1. Предконфликтная  ситуация. Эмоциональное напряжение, раздражение и злость обычно  накапливаются в течение некоторого  времени, предконфликтная стадия иногда затягивается настолько, что забывается первопричина столкновения. Предконфликтная стадия – это период, в который конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступать. Предконфликтная стадия характерна также формированием каждой из конфликтующих сторон стратегии или даже нескольких стратегий.

2. Непосредственно  конфликт. Эта стадия характеризуется,  прежде всего, наличием инцидента,  т.е. социальных действий, направленных  на изменение поведения противника. Это активная, деятельная часть конфликта.

3. Разрешение  конфликта. Внешним признаком  разрешения конфликта может служить  завершение инцидента. Именно  завершение, а не временное прекращение.  Устранение, прекращение инцидента  – необходимое, но недостаточное условие погашения конфликта. Часто, прекратив активное конфликтное взаимодействие, люди продолжают переживать фрустрирующее состояние, искать его причину. И тогда угаснувший было конфликт вспыхивает вновь. Разрешение социального конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации. Это изменение может принимать различные формы. Но наиболее эффективным изменением конфликтной ситуации, позволяющим погасить конфликт, считается устранение причин конфликта. Возможно также разрешение социального конфликта путем изменения требований одной из сторон: соперник идет на уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте. 
 
 
 

      

2. ГРУППЫ, ОРГАНИЗАЦИИ, ОБЩНОСТИ 

2.1 Понятие  и виды социальных групп

     Под социальной группой принято понимать любую совокупность людей, имеющих общий социальный признак.4

     Социальная  группа — своеобразный посредник  между отдельным человеком и  обществом в целом. Не только общество в целом, но и отдельный человек  живет по законам социальной группы. Многие особенности человека — способность к абстрактному мышлению, речь, язык, самодисциплина и нравственность являются итогом групповой деятельности. В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии, закладывается основа социальной жизни.

     Человек нуждается в группе и зависит от нее: люди выживают только сообща. Уже в первобытном обществе люди жили социальными группами: мобильные сообщества первобытных охотников и собирателей численностью в 20—30 человек, ведущих бродячий образ жизни, передвигались по поверхности планеты в поисках пищи.

     Все многообразие социальных групп можно  классифицировать по различным основаниям.

     Социальные  группы делят на:

  • номинальные и реальные;
  • большие и малые;
  • формальные и неформальные;
  • первичные и вторичные. 

   Номинальная группа — искусственно выделенная по какому-то признаку совокупность людей, реально не имеющих никаких связей между собой: избиратели, покупатели стирального порошка определенной марки, лица с высшим образованием и пр.

   Реальная  группа — реально существующая общность людей, в которой имеются связи и отношения между членами и которая взаимодействует с другими группами. Семья, класс, спортивная команда, партия, нация — все это реальные группы.

   В зависимости от размеров выделяют большие  и малые социальные группы.

   Большой группой называется большая совокупность людей, не имеющих между собой непосредственных контактов, но объединенных осознанием принадлежности к группе, образом жизни, общей психологией, обычаями и традициями: нация, класс, сословие, этническая общность. 

   Малой группой называется немногочисленная (2—10 человек) общность людей, объединенных совместной деятельностью и находящихся в непосредственном личном общении: семья, дружеская компания, производственная бригада.

   По  характеру внутригрупповых отношений  социальные группы делятся на формальные и неформальные.

   В формальной группе статус ее членов и  внутригрупповые отношения регламентируются официальными правилами, взаимодействия являются безличностными и функциональными, цель деятельности четко определена. Все виды социальных организаций — формальные группы.

   В неформальной группе статус членов и  цель деятельности не всегда четко  определены, взаимодействия — межличностные  и основаны на взаимной симпатии, общем  интересе или привычке. Соседи, друзья, «тусовщики» — это неформальные группы. Неформальные группы могут существовать как в рамках формальных групп, так и отдельно и независимо от них. Если цель формальной группы — удовлетворение какой-либо общественной потребности, то неформальная удовлетворяет потребность ее членов в общении.

   Ч. Кули (1864—1929) предложил различать  первичные и вторичные социальные группы.

   Первичной группой Ч. Кули называет кооперацию и ассоциацию индивидов, непосредственно  взаимодействующих друг с другом лицом к лицу.

   Во  вторичных группах отсутствуют  непосредственно межличностные  отношения, ее члены связаны между  собой опосредованно, деятельностью  по достижению общей цели. Но и внутри вторичных групп люди образуют группы первичные. Например, для школьника класс может быть первичной группой, а коллектив школы — вторичной.

   Социальные  группы выполняют важные для каждого  индивида социальные роли.

1. Инструментальная  роль группы: группы образуются  ради выполнения определенной  работы, это рабочие группы, коллективы. В социальной группе возникает «синергетический эффект» — эффект умножения усилий.

2. Экспрессивная  роль группы: группы имеют возможности  удовлетворить стремление членов  групп к социальному одобрению,  уважению и доверию. 

3. Поддерживающая  роль группы. Люди объединяются в группы также и для получения материальной и духовной поддержки, ослабления неприятных чувств. 

2.2 Социальная  организация

      Организация создается как инструмент решения  общественных задач, средство достижения целей. Организация формируется как человеческая общность и особая социальная среда.5

      Возникновение организаций связано с достижением  индивидуальных или коллективных целей. Коллективное достижение вызывает необходимость  иерархии и управления. Любая организация  может быть описана с учетом целого ряда компонентов: цели, типа иерархии, характера управления и степени формализации.

      Цель  – это образ результата, в котором  заинтересована организация и к  которому она стремится.

      Иерархия  предполагает распределение ролей  на две группы: роли, наделяющие их носителей властью, и роли, ставящие индивида в подчиненное положение. С точки зрения иерархии выделяют централизованные и нецентрализованные организации. Централизованные организации предполагают особую координацию и интеграцию усилий. Властные отношения могут определяться как личной зависимостью, так и существованием особых формальных правил.

      Управление  представляет собой целенаправленное воздействие на индивида с целью  побудить его совершать определенные действия, в которых заинтересована организация и в которых сам индивид может быть не заинтересован.

      Формализация  отношений связана с созданием  стандартных образцов поведения  для индивидов. Важнейший, хотя и  не обязательный, признак – договорное, документальное закрепление правил и норм в некой единой системе.

      Выделяют  три разновидности организаций:

  • Цели добровольных организаций (общественных союзов) вырабатываются внутри как обобщение индивидуальных целей участников. Членство в организации связано с удовлетворением не только материальных, но и других потребностей.
  • Добровольные ассоциации нередко «перерастают» в бюрократии – сложные организации с высокой степенью распределения ролей. Например, Армия спасения, бойскауты, Общество Красного Креста.
  • Третий тип – это организации, для которых характерна высокая степень иерархичности и сосредоточение власти в руках ограниченного числа членов организации.

      Деловые организации создаются в коммерческих целях и для решения иных конкретных задач. Управление такими организациями  осуществляется на основе административного регулирования. Членство в организации поддерживается в основном тем, что оно обеспечивает работников средствами к существованию.

      Учреждения  тотального типа создаются, чтобы оказывать  содействие общественному благу, причем сущность этого блага формируется надличностными образованиями – государством, религиозными и другими организациями. Примерами могут служить тюрьмы, военные училища и т. д.  

2.3 Социальные  общности и их виды

     Социальная  общность – это совокупность индивидов, характеризующаяся: 

  • относительной целостностью; 
  • выступающая как самостоятельный субъект исторического и социального действия и поведения; 
  • выполняющая ту или иную совместную деятельность.

   Социальными общностями являются: общество в целом, социальные классы, слои, этнические группы, трудовые коллективы, семья и др.

   Общности  различного типа — это формы совместной жизнедеятельности людей, формы  человеческого общежития. Они складываются на различной основе и крайне многообразны. Это общности, формирующиеся в  сфере общественного производства (классы, профессиональные группы и т. п.), вырастающие на этнической основе (народности, нации), на основе демографических различий (половозрастные общности) и др.

   Исторически первой формой социальной общности была семья и такие, основанные на кровнородственных отношениях, социальные общности, как род и племя. В дальнейшем социальные общности формируются также и на других основаниях и несут на себе отпечатки конкретного социально-экономического строя.

   Для социальных общностей характерно не только наличие общих объективных характеристик, но и осознание единства своих интересов по сравнению с другими общностями, более или менее развитое чувство «мы».  Именно на этой основе происходит превращение простой (статистической) совокупности людей, обладающих общими объективными характеристиками, в реальную социальную общность.

   Люди  одновременно являются членами различных  общностей, с разной степенью внутреннего  единства. Поэтому часто единство в одном (например, в национальной принадлежности) может уступить место различию в другом (например, в классовой принадлежности). 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.