Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Социальное значение семьи и ее функции

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 19.05.13. Год: 2012. Страниц: 30. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение...................................................................................................................3

Глава 1. Историческое развитие семьи.................................................................8

Глава 2. Понятие «семьи»....................................................................................13

Глава 3. Социальное значение семьи и ее функции..........................................19

Заключение............................................................................................................31

Список использованных источников..................................................................32 

 

      В курсовой работе использовались работы следующих авторов:

  1. Антонов А.И., Медков М.В. «Социология семьи», М., 1996

     В этой книге основное внимание уделено  семье как институту – тем  специфическим функциям по рождению, содержанию и воспитанию детей, которые  обеспечивают обществу восполнение  поколений и их социализацию в  конкретных исторических условиях. Точнее говоря, социетальный анализ сфокусирован на роли семейных структур в продуцировании социальных изменений и на влиянии этих изменений на осуществлении институциональных функций семьи. А также рассматривается микросоциологический анализ семьи, который призван раскрыть, как достигается воспитание членов общества в миллионах отдельных семей, спаянных не долгом перед обществом, а удовлетворением многообразных индивидуальных потребностей посредством семейного образа жизни.

  1. Ян Щепаньский . «Элементарные понятия социологии», М., 1969

     В одном из разделов этой книги автор  даёт общую характеристику семьи. А  также рассматривает две наиболее важные функции семьи, которая она  выполняет в рамках более широкого общества и которая обуславливает  ее социальную сущность. Семья - это группа, поддерживающая биологическую непрерывность общества и заключающая передачу культурного наследия более широких общностей в его главных чертах. Немаловажное значение уделяет структуре семьи и её внутренней организации, факторах и фазах развития.

  1. Гидденс Энтони. «Социология», М., 1999

     В специальных разделах этой фундаментальной  работы автор делает акцент на том, что изучение семьи и брака  является одной из наиболее важных задач, стоящих перед социологией. Он чётко разграничивает два этих понятия, рассматривает некоторые их различия, показывает, как они могут помочь в изучении особенностей семейной жизни и брачных отношений, форм брака и развода в современном западном обществе

     В курсовой работе использовались эти  работы, т.к. на мой взгляд, именно эти авторы сумели наиболее четко раскрыть социальную сущность семьи, которая заключается в подробном рассмотрении её функций.

 

      Глава 1. Историческое развитие семьи 

     Семья – один из наиболее древних социальных институтов: она возникла в недрах первобытного общества значительно раньше классов, наций и государств. Общественная ценность семьи обусловлена её «производством и воспроизводством» непосредственной жизни, воспитанием детей, формированием их индивидуального сознания.

     В процессе исторического развития отношения семьи и общества, семьи и личности систематически изменялись, прежде всего, под воздействием господствующего в данном обществе способа производства, образа жизни и общественных отношений.

     В своём историческом развитии семья  и брак прошли ряд стадий, на которых они зародились, сформировались в самостоятельные социальные институты и преобразовались в соответствии с актуальными потребностями общественной жизни, цивилизационными устоями и социокультурными нормами.

     Согласно  исследованиям ученых многие формы семьи были унаследованы от животного мира. Они и сегодня встречаются у “братьев наших меньших”. Одна из таких форм – гаремная семья. Но на заре человечества она была не такой как средневековые или современные семьи “гаремного типа”. Праобщина наших далёких предков состояла из нескольких неустойчивых гаремных объединений. И эти гаремы время от времени перегруппировывались. Это случалось либо тогда, когда умирал глава, либо когда он в драке уступал главенство новому главе.

     Другой  формой человеческой семьи, тоже наблюдаемой в стадах высших обезьян, была материнско-родовая, когда главой становилась женщина. В таких семьях запрещались брачные отношения внутри рода. И в дальнейшем из этой формы матриархата развился дуально-родовой групповой брак, в котором все члены одного рода имели право, и должны были вступать в брак с любыми членами второго “братского” рода: женщины первого - с мужчинами второго рода, мужчины первого - с женщинами второго и наоборот.

     К концу эпохи ранне-родовой общины постепенно сложился парный брак. Однако его “парность” была относительной, и обычно супруги, вступившие в парный брак, продолжали иметь “дополнительных” жён и мужей. Общество же относилось терпимо как к добрачным, так и к внебрачным половым связям. К тому же, муж и жена на протяжении всей жизни оставались связанными каждый со своим родом и не имели общей собственности, а дети принадлежали только матери и её роду.

     На  смену матриархату пришёл патриархат. И непрочные парно-брачные отношения  были вытеснены патриархальной семьёй, в которой супругов прочно соединяло ведение общего хозяйства. Вместе с тем возросшая роль мужчины (добытчика и главы) привела к тому, что уже не муж переселялся к жене, а жена жила у мужа.

     Установление  патриархата сопровождалось постепенным  ухудшением семейного и общественного положения женщины. Если поначалу брачный выкуп до некоторой степени ещё напоминал традиционные подарки родне невесты, то в дальнейшем, размеры выкупа увеличились. И на женщину стали смотреть как на обычный предмет купли-продажи. Поэтому замужняя женщина должна была беспрекословно повиноваться купившей её семье: своему мужу, “старшему” и “старшей”. А если женщина хотела вернуться в родительский дом, её родственники должны были вернуть выкуп. Из-за этого развод стал для женщины практически невозможен, что не давало ей шанса вырваться из кабалы. При патриархате имущество переходило от отца к сыну, а для этого нужна была твёрдая уверенность в отцовстве, что и породило новые нормы брачной морали. Супружеская неверность жены наказывалась не только отсылкой домой или членовредительством, но даже смертью, в то время как муж продолжал пользоваться прежней сексуальной свободой. Состоятельные же люди могли позволить себе иметь наложниц. Что привело к появлению узаконенного многожёнства.

     В феодальном обществе моногамный брак стал предметом спекуляции. Мужчина, желающий жениться, стремился приобрести вместе с женой и имущество, чтобы улучшить материальное положение своей семьи и усилить её влиятельность. Брак превратился в средство умножения состояния и заключался как обычное деловое соглашение – прообраз брачного контракта. В буржуазном обществе, как, впрочем, и в феодальном, характерным для семей господствующего класса было то, что зачастую оба супруга имели любовников. Материальное положение позволяло супругам содержать их, и даже в пожилом возрасте “покупать” себе молодых любовников. При этом буржуазная мораль прощала “ошибки” мужа, но сурово осуждала неверность жены. Правда, почти вековая борьба за равноправие полов привела к тому, что в настоящее время супружескую неверность обоих супругов оценивают почти одинаково, и чаще всего, к сожалению, как нечто вполне допустимое.

     Христианство - одна из религий, приспособленных  к частнособственническим отношениям - не очень способствовало равноправию  супругов. Ещё евангелисты Пётр и Павел в своём учении утверждали господство мужчин. А католические проповедники средневековья - Фома Аквинский, например - изображали женщину неполноценной и созданной лишь для похоти и вожделения. Только с распространением культа девы Марии церковь стала идеализировать женщину, да и то лишь как кающуюся грешницу и страдалицу - до равноправия было ещё очень далеко.

     В недрах капиталистического общества зарождались  новые семейные отношения - пролетарская семья. В ней, несмотря на то, что женщина за труд получала меньше, чем за тот же труд получал мужчина, у супругов было одинаковое положение (по отношению к средствам производства, ведь они оба продавали свой труд и в этом были равноправны). Такое равноправие повлияло и на семейные отношения, и муж перестал быть хозяином жены и детей. Появилось больше возможностей вступать в брак по любви, ведь пролетариям проще было вступить в брак по взаимной влюблённости, которая могла бы развиться в настоящую супружескую любовь. Но эти возможности мало кого привели к счастью из-за низкого уровня жизни, культуры и образования.

     Все изменения формы семьи и внутрисемейных взаимоотношений, приводящие к частным  трагедиям, были отражены в литературе: от древних эпосов и мифов до современной  драматургии и кино. Семейной теме посвящено большинство литературных сюжетов, которые в развлекательной форме предостерегают людей от ошибок, помогая им найти истинные ценности в жизни, главная из которых - семья.

     Социалистическая  семья, как и пролетарская, основывалась на равноправии супругов. Отсутствие частной собственности и классовых различий способствовало этому. А небольшие различия между прослойками не были серьёзной помехой, хотя человеку не занимать изобретательности, чтобы дать другим почувствовать своё превосходство над кем-то, даже в каких-то мелочах. И всё же социальное равенство, общность интересов и взглядов, общая ответственность за детей – это хорошая почва для строительства семейного счастья, но отсутствие реальных целей, традиций, и сексуальной грамотности не дали миллионам семей обрести при социализме семейное счастье. А “усреднённая” забота государства о супругах и их детях, а также отсутствие здоровой конкуренции (борьбы за существование) частично погасили интерес супругов к семье и даже “размыли” смысл их жизни, хотя супружеское счастье и было доступно многим.

     Впрочем, доступно счастье и в развитых капиталистических странах, где  люди среднего достатка, к которым  относятся мелкие собственники, служащие и рабочие, имеют возможность  вступать в равноправный брак по любви, воспитывать детей и жить в согласии и гармонии. Правда, проблем и там хватает, ведь до сих пор мало кто осознаёт истинное место супружества в жизни экономически независимых людей. Да и либерализация современного общества и уменьшение давления общественной морали на семью подготовили почву для создания альтернативных семей, что уводит людей от поисков счастья в семье обычного типа. Однако мы не отрицаем уместности создания иных форм семьи, существующих в наше время. Кому-то нужны и такие семьи, но большинство людей живут в обычных, традиционных семьях, основанных на равноправном браке двоих разнополых супругов, на взаимной любви, уважении, доверии и желании воспитать общих детей.

     Таким образом, основными этапами исторического  развития семьи и брака являются:

  • первобытная орда, характеризуемая господством промискуитета (неупорядоченных половых связей, в которые могли вступать даже близкие родственники)
  • групповая семья, возникшая также при первобытнообщинном строе периода матриархата, но уже на основе табуирования и упорядочивания некоторых форм социальных отношений (например, на основе наложения табу на близкородственные половые связи; убийство сородича);
  • парная семья впервые возникает при сохранении матриархата и коллективного брака, характеризуется выделением одного мужчины в качестве «главного мужа», вокруг которого начинает концентрироваться имуществ семьи, происходит разделение труда, зарождение ремёсел и частной собственности;
  • патриархальная семья оформляется при переходе к патриархату, когда лидирующее положение в семье и общине начинает занимать мужчина, что закрепляется в мифологии и ранних религиях; при патриархальной семье ещё сохраняются пережитки коллективного брака в виде многожёнства; от мужчины начинает вестись родословная, а женщина попадает в полную зависимость от мужчины;
  • моногамная семья – разновидность парного брака, которая сопровождает весь период цивилизации от рабовладельческого строя до наших дней, имея свою собственную историю и множество вариантов заключения брака: от родительского выбора, воровства невест и сватовства до свободного выбора супругов по любви.

     Семья как социальный институт исторически  возникла на основе парного брака  на определенной стадии формирования общества. На первых порах его развития отношения между мужчиной и женщиной, старшим и младшим поколением регулировались племенными и родовыми обычаями. С возникновением нравственности, религии, а затем государства регулирование половой жизни приобрело нравственный и правовой характер. Это позволило еще больше усилить социальный контроль над браком и семейной жизнью. С развитием общества происходили определенные изменения в брачно-семейных отношениях. 

     Глава 2. Понятие «семьи» 

     Семья, под каким бы углом зрения ее ни рассматривали, столь многослойное социальное образование, что неудивительны упоминания о ней почти во всех разделах социологии. Она сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы, входит в предмет изучения социологии воспитания и, шире, социализации социологии образования, политики и права, труда, культуры и т.д., позволяет лучше понять процессы социального контроля и социальной дезорганизации, социальной мобильности, миграции и демографических изменений. Без обращения к семье немыслимы прикладные исследования во многих сферах производства и истребления, массовых коммуникаций, она легко описывается в терминах социального поведения, принятия решений, конструирования социальных реалий и т.д.

     Интерес к семье, помимо собственно содержательного  изучения ее многофункциональности, поддерживается познавательным интересом к ее уникальной посреднической роли, в силу ее социокультурной природы как феномена, пограничного по своей сути, находящегося на пересечении структур при любом конструировании социума и на границе макро- и микроанализа. Семья обладает возможностями, позволяющими осуществлять редукцию социетальных процессов к результатам социального поведения микросреды, и позволяет выводить из эмпирически исследуемых фактов тренды глобального характера.

     Исходя  из этого, определения семьи должны стремиться соединить разнокачественные проявления семейной универсальности и, прежде всего, в дефиниции должны сочетаться, а не противостоять друг другу признаки семьи как социального института и как социальной группы. Прибегая к представлениям об общесемейной деятельности или о семейном поведении, можно получить удовлетворительные дефиниции семьи, объединяющие разнокачественные свойства семьи, брака и родства.

     Существует  множество дефиниций семьи, выделяющих в качестве семьеобразующих отношений различные стороны семейной жизнедеятельности, начиная от простейших и крайне расширительных (например, семья – это группа людей, любящих друг друга, или же группа лиц, имеющих общих предков либо проживающих вместе) и кончая обширными перечнями признаков семьи. Среди дефиниций семьи, учитывающих критерии воспроизводства населения и социально-психологической целостности, привлекает определение семьи как исторически-конкретной системы взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения, принадлежащее российскому социологу А.Г. Харчеву.

     Главной идеей в книге А.Г. Харчева «Брак  и семья в СССР» (1964) является то, что он среди социальных функций  подчёркивает необходимость различать  такие, которые связаны с самой  её сущностью и спецификой и которые никакой другой социальный институт в данных конкретных исторических условиях выполнять не может, и такие, к выполнению которых семья лишь «приспособлена» наряду с другими социальными организациями. К первым относится собственно сама жизнедеятельность семьи, выполнение ее членами супружеских, родительских и других определяемых их семейным статусом ролей, ко вторым – такие функции, как создание и накопление собственности, представительство в экономических и юридических отношениях с государством и т.д.

     Исходя  из этого, Харчев А.Г. определял семью  как исторически-конкретную систему  взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как  малую социальную группу, члены которой  связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

     В этой работе он стремился подчеркнуть  следующие важнейшие моменты: социально-историческую обусловленность семейных отношений и семейной организации; наличие в семье наряду с общими для всех социальных явлений черт и качеств ряда специфических особенностей (малочисленность семейной группы, близость родства, общность быта, взаимная моральная ответственность), то, что существование семьи и её специфическая социальная функция являются следствием объективной необходимости, связанной с одной из двух важнейших форм производства и воспроизводства непосредственной жизни.

     По  оценке известного польского социолога  Яна Щепаньского, жизнь семьи, фазы её развития, её структура и изменения во внутренней жизни зависят от изменений в развитии цивилизации, более широких общностей и глобального общества. Промышленная революция, согласно Щепаньскому, повлекла за собой ряд процессов, которые путём эмансипации женщин, доступа женщин к образованию и к профессиональному труду изменили их роль в семье, привели к ограничению многих функций, прежде всего экономических, и т.д. Развитие индустриального общества, изменение в демографической структуре, преобразования, происходящие в общественных классах, социальные и политические революции всегда вызывают определённые изменения в жизни семьи. Однако настойчиво повторяющиеся на протяжении последних 150 лет теории о повсеместном и принципиальном кризисе семьи, утверждающие, что в современной промышленной цивилизации семья перестаёт выполнять свои социальные функции, что она становится разлагающимся институтом, в упадке, - словом, различные катастрофические теории разложения семьи фактами не подтверждаются. Семья изменяет структуру и функции, приспосабливается к изменившемуся глобальному обществу. Эти изменения вызывают различные явления, неизвестные прежде. Однако число заключённых браков не падает ни в одной стране. Внутренние силы семьи достаточно могучи, чтобы какое-либо внешнее давление могло «уничтожить» её как институт.

     Согласно  российским социологам А.И.Антонову и  М.В.Медкову («Социология семьи», 1996) социальная сущность семьи заключается  в выполнении ею функции воспроизводства. Воспроизводство населения характеризуется рождением индивидов, количественным замещением носителей статусов и ролей. Воспроизводство населения создаёт демографическую среду общества, тогда как социальные процессы, относящиеся к формированию и функционированию личностей, не просто поддерживают существующие структуры и институт, но и изменяют их. Эти изменения социума в свою очередь влияют на демографические процессы. То же самое относится и к семейным процессам социализации и содержания детей.

     Таким образом, Антонов и Медков подчёркивают, что семья занимает ключевое положение среды социальных институтов по своей экзистенциальной сущности – по поддержанию существования членов семьи и по рождению – социализации детей. Семья является таким эволюционным изобретением человечества, которое гармонично соединяет существование с продлением семейного рода, фамилии и тем самым обеспечивает статусно-ролевыми исполнителями остальные социальные институты, способствуя их выживанию и существованию общества в целом.

     Семья является предметом изучения многих общественных наук. Каждая их этих наук стремится дать дефиницию семьи и определить её функции. С точки зрения содержания, структуры и форм семьи есть исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой являются:

  • гетеросексуальная связь
  • система родственных отношений
  • обеспечение и развитие социальных и индивидуальных качеств личности
  • осуществление определённой экономической деятельности.

     Семья есть социальная группа, в которой  мужчины и женщины удовлетворяют  естественно половые и иные (духовные, этические, эстетические) потребности и обеспечивают воспроизводство общества путём рождения потомства. В семье осуществляются производительно-потребительские или только потребительские виды экономической деятельности.

     Социологическая дефиниция семьи как парциальной социальной группы указывает на то, что характер отношений в семье, её структура и форма исторически изменчивы, отчего и сама семья является исторически изменчивой социальной группой. Одновременно социологическая дефиниция семьи указывает на её биологическую, биосоциальную и экономическую основу.

     В любом обществе семья  имеет двойственный характер. С одной  стороны, это социальный институт, с другой – малая социальная группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Отсюда её зависимость от общественного строя, существующих экономических, политических, религиозных отношений и одновременно – относительная самостоятельность. С институтом семьи тесно связан другой общественный институт – институт брака. Брак можно определить как санкционированную обществом, социально и личностно целесообразную, устойчивую форму половых отношений. Семья – малая группа, основанная на родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. Отличительным признаком семьи является совместное ведение домашнего хозяйства.

     Семья прежде всего создаётся отношениями  «родители-дети», а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнёрства, которые сопровождаются рождением детей. Для более полного понимания сути семьи следует иметь в виду пространственную локализацию семьи – жилище, дом, собственность – и экономическую основу семьи – общесемейную деятельность родителей и детей, выходящую за узкие горизонты быта и потребительства.

     Таким образом, семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержания существование членов семьи. Лишь наличие триединого отношения супружества – родительства - родства позволяет говорить о конституировании семьи как таковой в её строгой форме. Факт одного или двух или названных отношений характеризует фрагментарность семейных групп, бывших прежде собственно семьями (по причине «повзросления» и отделения детей, распада семьи из-за болезни, смерти её членов, из-за разводов и других видов семейной дезорганизации) либо не ставших ещё семьями. Например, семьи молодожёнов, характеризующиеся только супружеством и ввиду отсутствия детей не обладающие «родительством» (отцовством, материнством), и родством, кровным родством детей и родителей, братьев и сестёр.

     Наличие таких отношений (т.е. семьи в строгом  смысле слова) обнаруживается у подавляющего большинства семей страны. С другой стороны, несемейное население состоит  из тех, кто является родителем, но без супружества, либо находится в фактическом или легитимном браке без детей. Для всех этих фрагментарных, "осколочных" форм семьи лучше подходит термин "семейная группа", под которой понимается группа людей, ведущих совместное домохозяйство и объединяемых только родством, либо родительством или супружеством.

     Обычно "ядром" семьи считают супружескую  пару, и все статистические классификации  состава семей строятся в зависимости  от добавления к "ядру" детей, родственников, родителей супругов(2). С социологической точки зрения, правильнее за основу брать наиболее распространенный в населении тип семьи с триединством названных отношений — основной тип семьи, а те семейные объединения, которые образуются при вычитании одного из трех отношений, лучше именовать семейными группами. Данное уточнение связано с тем, что в последние годы в социологии семьи на Западе и в нашей стране стала заметной склонность сводить суть семьи к любому из трех отношений, чаще всего — к супружеству, и даже партнерству. Не случайно в американской энциклопедии брака и семьи М. Сасмена и Сьюзен Стенмец ряд глав посвящен "альтернативным формам" семьи, т.е. тому, что точнее называть семейными группами, хотя фактически эти главы относятся к супружеству, скорее даже к партнерству или сожительству. 

     Глава 3. Социальное значение семьи и ее функции 

     Структура и функции семьи

     Жизнь семьи и ее социальные функции  многогранны. Они связаны с интимной жизнью супругов, продолжением рода, воспитанием  детей. Все это основывается на соблюдении определенных нравственных и правовых норм: любви, уважения, долга, верности и т.д.

     Социология  семьи уделяет первостепенное внимание выяснению структуры и функций  семьи. Структура семьи – это не только её количественный состав и число совместно живущих поколений, но и система позиций, социальных ролей отношений её членов. По структурным особенностям различаются семьи нуклеарные и расширенные. Нуклеарная семья – это семейная структура, состоящая из взрослых родителей и детей, находящихся на их иждивении. В большинстве обществ именно такая семья считается важным и даже основным социальным объединением. Расширенная семья – это такая семейная структура, которая помимо нуклеарной семьи (супругов и их детей) включает других родственников, например, дедушку или бабушку, внуков, дядю, тётю и т.д.

     Структура семьи далеко не всегда совпадает  со структурой брака, что обусловлено  различиями этих двух тесно связанных  друг с другом, но всё-таки разных социальных явлений.

     По  своим структурным параметрам выделяются следующие формы брака:

  1. Моногамия – это брак между одной женщиной и одним мужчиной;
  2. Полигамия – брак между одним и несколькими дружными индивидами;
  3. Групповой брак – брак между несколькими мужчинами и женщинами.

     В зависимости от предпочитаемого  партнёра брак может быть экзогамией (характерным для первобытнообщинного строя запретом браков в пределах одной родственной группы) и эндогамией (брачной связью внутри определённой социальной группой, например, внутри племени).

     По  мере развития общества брак из преимущественно  экономического института всё больше превращался в морально-правовой союз мужчины и женщины, основанный на любви, личном выборе. Происходит перераспределение обязанностей мужа и жены в экономическом обеспечении семьи, ведении домашнего хозяйства и воспитании детей. В результате ослабления давления экономических и правовых уз в современной семье возрастает роль внутрисемейных отношений в обеспечении её устойчивости и прочности.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.