Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Система социологии П Сорокина

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 19.05.13. Год: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

     Содержание:

  1. Введение
  2. Система социологии
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - крупнейший  ученый  социолог  20 века. Творческую деятельность Сорокина делят на два  периода  –  русский  (с начала 10-х по 1922г.) и американский. К началу  60-х  годов  П.Сорокин  уже около сорока лет был «американским социологом,  прочно  занимавшим  одно  из мест в первой «десятке» ведущих социологов мира.

       Родился П.А. Сорокин в январе 1889 года в  деревне  Турье,  Ярсенского уезда, Вологодской губернии. Отец был русским, ремесленником, мать  -  коми, крестьянка. Питиримом его окрестили в честь святого Питирима,  чей праздник приходится на январь. Детство он провел, работая с отцом и старшим братом на  реставрации церквей,  и выполнял  крестьянскую  работу.  Сам научился грамоте. Окончил сельскую школу в селе  Палевицы.  Потом учился  в Гамской второклассной школе.  По  окончании ее  поступил  в Хреновскую  церковно-учительскую школу. По зимам учился, а летом занимался крестьянской  работой, помогая своей тетке, крестьянке, в деревне Римье, Яреского уезда.  В партию социалистов-революционеров вступил в 1905г. В последствии он  вспоминал:  «Я познакомился  с кучей народа:  крестьяне,  рабочие,  чиновники,  служители культа,   официальные   лица,   доктора,   писатели...представители   разных политических течений - эсеры, социал-демократы  (большевики  и  меньшевики), монархисты,  анархисты,  либералы  и  консерваторы  всех  мастей.  Благодаря контакту с этими людьми я узнал много новых идей, познал  новые  ценности  и стал разбираться в социальных условиях.  ...Мое  интенсивное  чтение  доселе неизвестных мне книг, журналов и газет расширили и углубили мой кругозор»

     В 1906г. П. Сорокин был арестован, просидел  полгода  в  тюрьме  в  п. Кинешме  и  был  выслан  оттуда  после  освобождения.  Четыре  месяца  после освобождения работал в качестве пропагандиста в Поволжье. В 1907г.  «зайцем» проехал в Петроград. В 1909г. сдал экстерном экзамен на аттестат зрелости  и поступил в Психоневрологический институт, где  была  единственная  в  стране кафедра социологии. С 1910г. он начал печататься в научных журналах,  таких, как «Вестник  Знания»,  «Вестник  психологии,  криминальной  антропологии  и гипнотизма».  В  1910г.  Сорокину  было   сделано   предложение стать по совместительству лектором по социологии в Психоневрологическом  институте  и Институте Лесгафта. Это был беспрецедентный случай в истории  высшей  школы, когда студент был лектором.

     За  всё  это  время  Сорокин  не  покидал  революционной  работы  среди студенчества, рабочих и крестьян. В 1911г.  он  вынужден  был,  в  избежание ареста, бежать из Петрограда сначала в Подолию, потом за границу. В 1913  г. был арестован снова. За всё  это  время  Сорокиным  был  издан  ряд  научных работ, из которых многие, в частности книга «Преступление и кара,  подвиг  и награда», обратили на себя внимание, как русской, так и  европейской  науки. В 1917г. им была  написана  целая  серия  политических  очерков,  среди  них такие,  как  «Анатомия  национальностей  и  единство  государства»,   «Формы правления», «Проблемы социального равенства», «Основы будущего мира» и др.

     В 1914г. Сорокин окончил университет  и был оставлен для  подготовки  к профессорскому званию. После  сдачи  экзаменов  в  конце  1915г.,  с  начала 1917г. он  становится  «приват-доцентом».  Защита  магистерской  диссертации была  назначена  на  март  1917г.,  но  ее  пришлось  отложить  в  связи   с Февральской революцией 1917г. Сорокин  оказался  в  водовороте  политических событий в стране. 1918г. - самый бурный  год  в  жизни  П.  Сорокина.  После ареста в январе 1918г.  он  провел  около  трех  месяцев в Петропавловской крепости  вместе  с  бывшими  министрами  Временного  правительства. После освобождения он прибыл в Москву, а затем, как член  Учредительного  собрания и Союза возрождения России, в  конце  мая  отправился  с  антибольшевистской миссией в Великий Устюг, Вологду и Архангельск.  Его  миссия  не  увенчалась успехом, и он вынужден был 2  месяца  скрываться  в  Северо-Двинских  лесах. Здесь, вдали от цивилизации он  много  размышлял  о  политике,  революции  и самом себе и избавился от многих «соблазнительных  иллюзий».  Именно  тогда, вероятно, им было написано его «отречение» - открытое письмо, в  котором  он признает поражение эсеровской программы и заявляет о своем выходе из  партии эсеров. После  этого  Сорокин  сдался  властям.  В  тюрьме,  приговоренный   к расстрелу, он пробыл до середины декабря 1918 г. 12 декабря его  вызвали  на допрос и ознакомили со статьей Ленина «Ценные признания Питирима  Сорокина». По личному распоряжению Ленина Сорокина был доставлен  в  тюрьму  Московской ЧК  и  здесь  освобожден.  На  этом   политическая   деятельность   Сорокина закончилась.  Через  несколько  дней  после  освобождения  он   вернулся   в Петроград и приступил  к  чтению  лекций  в  университете.  Только  в  конце 1920г., на специальном заседании факультета  общественных  наук,  Сорокина возвели в звание профессора без магистерской защиты. В  1922г.  Опубликована работа  Сорокина  «Система  социологии»,  которая   была   представлена   на публичный диспут в качестве докторской диссертации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Система социологии 

     В «Системе социологии» П.А. Сорокиным  выдвигаются  основные  принципы, на базе которых он предлагал создать  социологию.  Он  разработал  структуру социологии, главные её направления и основные задачи каждого из них.

     «Социология представляет науку, которая изучает  жизнь  и  деятельность людей, живущих в обществе  себе  подобных,  и  результаты  такой  совместной деятельности». «Социология изучает общество с трех главных точек зрения:

   1) его строения и состава

   2) данных в нем процессов или  его жизнедеятельности

   3) происхождения и развития  общества  и  общественной  жизни   -  таковы основные задачи изучения социологии»

     П.А. Сорокин писал:  «Наша  потребность  в  социологических  познаниях огромна.  В  ряду  многих  причин,  вызывающих  наши  настроения  и   плохую общественную жизнь, немалую роль  играет  наше  социологическое  невежество… Голод и холод,  разврат  и  преступление,  несправедливость  и  эксплуатация продолжают быть спутниками человеческого общества. Только  тогда,  когда  мы хорошо изучим общественную жизнь людей, когда познаем  законы,  которым  она следует, только тогда можно рассчитывать на успех в борьбе  с  общественными бедствиями...  Только  знание  здесь  может  указать...как  нужно   устроить совместную  жизнь,  чтобы  все  были  и  сыты  и  счастливы...  Вот  с  этой практической точки зрения социология приобретает громадное значение».

     Сорокин  разделил  социологию   на   теоретическую   и   практическую. Теоретическая социология  изучает  явления  человеческого  взаимодействия  сточки зрения сущего. Теоретическая социология подразделяется на: 

  1. социальную  аналитику, изучающую строение, как  простейшего  социального явления, так и сложных социальных единств, образованных той  или  иной комбинацией простейших социальных явлений.
  2. социальную механику, изучающую процессы  взаимодействия  людей  и  тех сил, которыми оно вызывается и определяется.
  3. социальную генетику; «Задача генетической социологии -  дать  основные исторические тенденции в развитии общественной жизни людей»
 

     Социология  практическая изучает явления человеческого  взаимодействия с точки зрения должного.

     Социология  практическая,  по  Сорокину,  включает  в  себя  социальную политику. «Задачи практической социологии ясны из самого названия»  -  писал Сорокин.  «Эта  дисциплина  должна  быть  прикладной  дисциплиной,  которая, опираясь на законы, сформулированные теоретической  социологией,  давала  бы человечеству возможность  управлять  социальными  силами,  утилизировать  их сообразно поставленным целям».

     В учении о строении общества П.А. Сорокин  пишет: «Прежде чем перейти к описанию строения населения или общества в том сложном  виде,  в  каком  они существуют, мы должны изучить их в  простейшем  виде.» Он  показывает,  что простейшей  моделью   социального   явления   служит   взаимодействие   двух индивидов. Во всяком явлении взаимодействия имеются три элемента:  индивиды, их акты, действия; проводники  (световые,  звуковые,  тепловые,  предметные, химические  и  т.д.). 

     Главными  формами  взаимодействия  социальных   групп являются: 

    1. взаимодействия  двух, одного и многих, многих и многих
    2. взаимодействие сходных и несходных лиц
    3. взаимодействие одностороннее и двухстороннее, длительное и мгновенное, организованное и  неорганизованное,  солидарное  и  антагонистическое, сознательное и бессознательное

     Всё человеческое население распадается  на  ряд  более  тесных  групп, образующихся из взаимодействия одного с одним,  одного  с  многими и одной группы с другой. Какую бы социальную группу мы не взяли - будет ли ею  семья или класс, или государство, или религиозная секта,  или  партия  -  всё  это представляет собой взаимодействие двух или  одного  со  многими  или  многих людей со многими. Всё бесконечное море  человеческого  общения  составляется из процессов  взаимодействия,  односторонних  и  двусторонних,  временных  и длительных,    организованных    и    неорганизованных,     солидарных     и антагонистических, сознательных и бессознательных,  чувственно-эмоциональных и волевых».

     «Весь  сложнейший  мир  общественной  жизни   людей   распадается   на очерченные  процессы  взаимодействия».   «Группа   взаимодействующих   людей представляет своего рода коллективное  целое  или  коллективное  единство... Тесная  причинная  взаимозависимость   их   поведения   и   дает   основание рассматривать  взаимодействующих  лиц  как  коллективное  целое,  как   одно существо, составленное из многих лиц. Подобно тому, как кислород и  водород, взаимодействуя друг с другом, образуют воду, резко отличающуюся  от  простой суммы   изолированных   кислорода   и   водорода,   так    и    совокупность взаимодействующих людей резко отлична от простой их суммы.»  «Всякую  группу людей, взаимодействующих друг  с  другом,  мы  будем  называть  коллективным единством или короче коллективом».

       Затем Сорокин подробно рассматривает  условия возникновения, сохранения и распада коллективных единств. Условия их  возникновения,  существования  и распада он делит на три группы: 

        1. космические или физико-химические

        2. биологические

        3. социально-психические

     Далее  Сорокин  указывает  два  основных   способа   (сознательный   и бессознательный)  установления  организации   группы   и   обычные    приемы поддержания  и   сохранения    этой    организации.    «Общественная   жизнь представляет не что иное,  как непрерывный  поток  возникающих,  длящихся  и исчезающих   коллективных    единств.   “Коллективное   единство   перестает существовать  только  тогда,   когда   прекращается   взаимодействие   между частью или всеми его членами». «Прекращение коллективного единства  ведет  к исчезновению его организации.  Но падение одной  организации   и  замена  её другой вовсе ещё не означают исчезновения и распада коллективного  единства, а означают  только,   что форма,  порядок   и   организация   последнего изменилась!»

       Затем  Сорокин  рассматривает   строение  и  расслоение  населения.  Он подчеркивает, что «население расслаивается на ряд групп, что оно  составлено из множества коллективных  единств,  а  не  представляет  чего-то  цельного, единого, все члены которого одинаково связаны друг с другом». «Из  множества групп , на которые распадается население, важнейшими  простыми  расслоениями последнего будут расслоения: 

        а) по семейной принадлежности

        б) по государственной

        в) по расовой

        д) по профессиональной

        е) по имущественной

        ж) по религиозной

        з) по объемно-правовой

        и) по партийной 

       Из  сочетаний  простых  расслоений  (группировок)  образуются  сложные группы. Сложные группы бывают: 

             а) типичные и не типичные для данного населения. Из типичных важны класс и национальность.

             б) внутренне  антагонистические   и  внутренне  солидарные.  «Судьба любого населения и  ход истории определяются не  борьбой или  согласованием каких  либо  одних  групп,  а взаимоотношениями всех указанных простых  и сложных социальных коллективов».  Для объяснения  исторических  процессов «приходится учитывать взаимоотношения и поведение всех этих групп».

     Далее Сорокин делает переход к изучению деятельности  людей,  факторов поведения  и  механики  общественных  процессов.  «Все  силы,  влияющие   на поведение людей и определяющие собой характер  их  совместной  жизни,  могут быть сведены к трем основным разрядам:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.