Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Понятие и типы социального взаимодействия

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 19.05.13. Год: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?

1.    Понятие и типы социального взаимодействия

 

Социальное взаимодействие является обобщенным понятием, центральным для целого ряда социологических теорий. В основе этого понятия лежит представление о том, что социальный деятель, индивид или общество всегда находятся в физическом или мысленном окружении других социальных деятелей, индивидуальных или групповых, и ведет себя сообразно этой социальной ситуации.

Основные положения теории социальных взаимодействий сводятся к следующему.

Социальное взаимодействие - один из видов социальной связи, - взаимонаправленного процесса обмена социальными действиями между двумя и более индивидами. Связь всегда взаимна, налична и осуществима (хотя бы в воображении).

Есть два типа связей: непосредственные (как правило, визуальные, межличностные) и опосредованные (когда связь осуществляется через посредников; при этом возникает явление деиндивидуализации – иллюзия, что все социальные отношения существуют независимо от воли и желания людей).

Виды связей:

1. социальный контакт (единичный или регулярный) – связь поверхностного, мимолетного характера при отсутствии сопряженных (взаимозависимых, взаимообусловленных) действий партнеров по отношению друг к другу (Вы спросили у прохожего: "Как пройти в аптеку?"; Вы регулярно ходите в булочную и вступаете в контакт с продавцом);

2. социальное взаимодействие (интеракционизм) – систематические, достаточно регулярные социальные действия индивидов, направленные друг на друга и имеющие цель вызвать вполне определенную ответную реакцию со стороны партнера. При этом ответная реакция порождает новую реакцию воздействующего, то есть возникает система действий партнеров по отношению друг к другу.

Черты социального взаимодействия:

1. сопряженность действий обоих партнеров;

2. возобновляемость действий;

3. устойчивый интерес к ответным действиям партнера;

4. координация действий партнеров.

Типы социальных взаимодействий:

1. жесткий обмен - обмен на основе определенных договоренностей, чаще всего в экономической сфере, во взаимоотношениях руководитель – подчиненный, в политической жизни;

2. диффузный - нежесткий обмен, преимущественно в морально-этических взаимодействиях: дружба, соседство, взаимоотношения родителей и детей, партнерство;

3. прямые и косвенные интеракции:

прямые – непосредственные двусторонние взаимодействия между индивидами,

косвенные – сложные, опосредованные через 3–4 лица (в современном обществе преобладают);

4. индивидуальные и групповые интеракции: индивид–индивид, индивид–группа, группа–группа.

И. Гоффман в рамках феноменологической перспективы предлагает несколько иной взгляд на социальные взаимодействия. Для их анализа он использует "драматургический подход", основанный на посылке, что индивиды – это актеры, играющие социальные роли. Соответственно, интеракция – это "представление", "актерская игра", сконструированная актером с целью "произвести впечатление", соответствующее его целям. Действия актера, по мнению И. Гоффмана, соответствуют концепции "презентации себя и управления впечатлением". "Презентация себя" включает жесты, интонации, одежду, с помощью которых индивид стремится произвести на партнера определенное впечатление, вызвать у него ту или иную реакцию. При этом индивид в процессе интеракции, как правило, предоставляет о себе лишь избранную, частичную информацию, стремясь управлять впечатлением, которое он производит на других.

П. Блау, опираясь на теорию обмена и структурный функционализм, утверждает, что далеко не все социальные взаимодействия могут быть рассмотрены как процессы обмена. К последним можно отнести лишь те из них, которые ориентированы на достижение целей, реализация которых возможна только в процессе взаимодействия с другими людьми и для достижения которых необходимы средства, доступные и другим людям. Та часть поведения человека, которая управляется правилами обмена, лежит в основании образования социальных структур, но сами правила обмена недостаточны для объяснения сложных структур человеческого общества.

Тем не менее, именно социальный обмен в значительной степени определяет взаимодействия каждого индивида. Успех или неудача наших взаимодействий, в конечном счете, зависят от знания и умения (или незнания и неумения) практически использовать принципы их регуляции, сформулированные в рамках теории обмена.

Как известно, особенности строения любой сложной системы, каков бы ни был характер ее происхождения, зависят не только от того, какие элементы входят в ее состав, но и от того, каким образом они между собою соединены, связаны, какое влияние они оказывают друг на друга. По существу, именно характер связи между элементами задает и целостность системы, и то возникновение эмерджентных свойств, которое является самым характерным ее свойством как единого целого.

Эмерджентные свойства [emergent properties] — свойства целостности системы, т. е. не присущие составляющим ее элементам, рассматриваемым отдельно, вне системы. В экономике в качестве эмерджентных свойств рассматривается, например, способность государства осуществлять крупные научно-технические программы, непосильные для отдельных хозяйственных звеньев, как бы много их ни было. Следовательно, это эффект организации, который является результатом возникновения между элементами синергических связей.

Это справедливо для любых систем — и для достаточно простых, элементарных, и для максимально сложных из известных нам систем — социальных.

Само понятие "эмерджентных свойств" было сформулировано Т.Парсонсом (1937) в его анализе социальных систем. При этом он имел в виду три связанных между собою условия:

1.            социальные системы обладают структурой, которая возникает не сама по себе, а именно из процессов социального взаимодействия;

2.            эмерджентные свойства не могут быть редуцированы (сведены) к простой сумме биологических или психологических характеристик социальных деятелей (например, особенности той или иной культуры невозможно объяснить, соотнося ее с биологическими качествами людей — носителей этой культуры);

3.            значение любого социального действия невозможно понять изолированно от социального контекста той социальной системы, в рамках которой оно проявляется.

Питирим Сорокин в своей "Системе социологии" твердо уверен, что отдельно взятый индивид не может рассматриваться в качестве элементарной "социальной клетки" или простейшего социального явления потому, что из индивида можно получить только индивида и нельзя получить ни того, что называется "обществом", ни того, что носит название "общественных явлений". Для последних требуется не один, а много индивидов, по меньшей мере, два.

Однако чтобы два и более индивидов составляли нечто единое целое, что могло бы рассматриваться как общество (или его элемент), одного только наличия их недостаточно. Необходимо также, чтобы они вступали во взаимодействие между собою, т.е. обменивались какими-то действиями и ответными реакциями на эти действия. Что же такое взаимодействие с точки зрения социолога? Определение, которое дает Сорокин этому понятию, достаточно обширно и претендует на то, чтобы объять почти необъятное, т.е. все возможные варианты:

"Явление взаимодействия людей дано тогда, когда психические переживания или внешние акты, либо то и другое одного (одних) людей представляют функцию существования и состояния (психического и физического) другого или других индивидов".

Это определение, пожалуй, действительно универсально, потому что включает в себя и случаи непосредственных, прямых контактов людей между собою, и варианты опосредованного взаимодействия.

Важно отметить такой момент. Взаимодействие всегда вызывает какие-то физические изменения в нашем биологическом организме. Мы можем осязать рукопожатие; щеки "вспыхивают" при взгляде на любимого человека (сосуды под кожей расширяются и испытывают прилив крови); опытный боец при приближении к нему опасного противника может сохранять "каменное" выражение лица, однако в кровь его впрыскивается адреналин, готовя мышцы к молниеносной атаке; слушая аудиозапись любимого популярного певца, мы испытываем эмоциональное возбуждение и т.п.

Каковы основные условия возникновения любого социального взаимодействия? Сорокин вводит в рассмотрение и подвергает развернутому анализу три таких условия:

     1. наличие двух или более индивидов, обусловливающих поведение и переживания друг друга;

     2. совершение ими каких-то действий, влияющих на взаимные переживания и поступки;

     3. наличие проводников, передающих эти влияния и воздействия индивидов друг на друга.

Можно добавить сюда и четвертое условие, которое Сорокин не упоминает:

     4. наличие общей основы для контактов, соприкосновения.

Попытаемся пристальнее взглянуть на каждое из них.

Понятно, что в пустом пространстве не может возникнуть никакого социального взаимодействия. Не может оно произойти и там, где находится всего один человеческий индивид. Отношения Робинзона с его попугаем и козой вряд ли можно признать образцами социального взаимодействия. В то же время и самого по себе факта наличия двух и более индивидов еще недостаточно для того, чтобы между ними возникло взаимодействие. Эти индивиды должны обладать способностью и желанием воздействовать друг на друга и реагировать на такое воздействие. Среди десяти базовых потребностей homo sapiens, которые выделяет в своей классификации П.Сорокин, по меньшей мере пять тесно связаны со стремлением любого человека к контактам с другими людьми, и вне таких контактов удовлетворение их просто невозможно.

Правда, следует отметить, что большинство этих потребностей отнюдь не врожденные; они сами возникают в ходе взаимодействия. Однако вопрос о том, что именно из них — потребности или процесс взаимодействия — выступает, в конечном счете, причиной, а что следствием, имеет столько же шансов на ответ, как и вопрос о первичности курицы или яйца.

Как было сказано в приведенном выше определении, взаимодействие возникает лишь тогда, когда, по меньшей мере, один из двух индивидов оказывает воздействие на другого: совершает какой-то поступок, действие, акт, направленный на другого. В самом деле, можно представить себе, хотя и с трудом, сколь угодно большое число людей, собранных в пределах непосредственной досягаемости (видимости и слышимости) друг друга, но при этом совершенно не обращающих друг на друга никакого внимания, занятых исключительно собой и своими внутренними переживаниями. И в этом случае мы вряд ли можем сказать, что между ними возникает взаимодействие.

Обратим более пристальное внимание на наличие особых проводников, передающих раздражающее воздействие от одних участников взаимодействия к другим. Это условие достаточно тесно связано с тем, что передаваемая в ходе взаимодействия информация всегда запечатлена на каких-то материальных носителях.

Строго говоря, вне материальных носителей информация существовать не может. Даже на самом глубинном и неосознаваемом — генетическом — уровне информация записана на материальных носителях — в молекулах ДНК. Элементарная информация, которой обмениваются между собою животные, также передается с помощью материальных носителей. Распущенный хвост павлина-самца воспринимается самкой с помощью восприятия органами зрения световых волн. Сигналы тревоги (предупреждения о потенциальной опасности) передаются и воспринимаются членами стаи (любой — будь то грачиная или волчья) с помощью звуковых волн; то же самое относится к призывным трелям соловья-самца, воспринимаемым самкой с помощью колебаний воздуха. Муравьи общаются между собою, выделяя своими железами порции определенных пахучих веществ: особые органы обоняния насекомых воспринимают молекулы того или иного вещества как запах, расшифровывая содержащуюся в нем информацию. Словом, во всех случаях информация передается и принимается с помощью определенных материальных носителей. Однако эти природные материальные носители крайне недолговечны, большинство из них существуют лишь на протяжении периода передачи-приема, после чего исчезают навсегда. Их необходимо всякий раз создавать заново.

Самым, пожалуй, существенным отличием человеческого (а значит — социального) взаимодействия от общения между собою животных является наличие так называемой второй сигнальной системы. Это свойственная лишь человеку система условно-рефлекторных связей, формирующихся при воздействии речевых сигналов, т.е. даже не самого раздражителя — звукового или светового, а его символического словесного обозначения. Конечно, эти сочетания звуковых или световых волн тоже передаются с помощью недолговечных материальных носителей, однако, в отличие от передаваемой животными сиюминутной, одномоментной информации, информация, выраженная в символах, может быть зафиксирована (и впоследствии, спустя сколь угодно долгий период времени, воспроизведена, воспринята, расшифрована и использована) на таких материальных носителях, которые сохраняются в течение длительного времени — на камне, дереве, бумаге, кинопленке, магнитной ленте, магнитном диске. Они, в отличие от естественных носителей, существующих в природе в готовом виде, производятся людьми, являются искусственными. Информация же на них запечатлевается в знаково-символической форме путем изменения определенных физических параметров самих носителей. Именно в этом и состоит фундаментальная основа возникновения и развития социальной памяти. Сама же вторая сигнальная система, являясь базой возникновения обобщенно-абстрактного мышления, может развиться лишь в ходе специфического социального взаимодействия.

Так или иначе, если нет каких-либо проводников, выступающих переносчиками материальных носителей информации, ни о каком взаимодействии не может быть и речи. Однако когда проводники налицо, препятствием для осуществления взаимодействия не будут ни пространство, ни время. Можно позвонить приятелю, находящемуся на другом конце земного шара (проводник — телефонный кабель или радиоволны), написать ему письмо (проводник — бумага и средства почтовой доставки) и таким образом вступить во взаимодействие с ним. Более того, мы взаимодействуем с основателем социологии Огюстом Контом (которого уже полторы сотни лет нет в живых), читая его книги. Таким образом, при наличии проводников фактически ни пространство, ни время не являются препятствием для взаимодействия людей.

Социология, в отличие от психологии, например, или социальной психологии, изучает не только прямое и непосредственное взаимодействие, протекающее в ходе непосредственных контактов между индивидами. Объектом ее исследования выступают все виды социальных взаимодействий. Мы вступаем во взаимодействие с множеством знакомых и незнакомых нам людей, когда выступаем по радио, направляем статью в журнал или газету, или, будучи должностным лицом достаточно высокого уровня, ставим свою подпись под документом, затрагивающим жизнь большого числа граждан. И во всех этих случаях невозможно обойтись без материальных носителей информации, а также тех или иных проводников, передающих эту информацию.

Выше говорилось о необходимости общей основы для контактов между социальными субъектами. В наиболее общем случае это означает, что сколько-нибудь эффективное взаимодействие может возникнуть лишь тогда, когда обе стороны говорят на одном языке. Речь идет не только о единой лингвистической базе общения, но и о примерно одинаковом понимании норм, правил, принципов, которыми руководствуются партнеры по взаимодействию. В противном случае взаимодействие может либо остаться неосуществленным, либо привести к результату, порой прямо противоположному тому, который ожидают обе стороны.

Наиболее общий подход к рассмотрению сущности социальных взаимодействий требует классифицировать их, составить определенную типологию. А составление любой типологии производится на основе выбора определенного критерия — системообразующего признака. П. Сорокин выделяет три главных признака, которые дают возможность разработать соответственно три различных типологии социальных взаимодействий. Ознакомимся с ними.

1. В зависимости от количества и качества индивидов, участвующих в процессе взаимодействия. Если говорить о количестве, то здесь могут возникнуть лишь три варианта взаимодействий:

   а) между двумя одиночными индивидами;

    б) между одиночным индивидом и группой;

    в) между двумя группами.

Каждый из этих типов обладает собственной спецификой и существенно отличается по своему характеру от других, как указывает Сорокин, "даже при предпосылке качественной однородности индивидов".

Что же касается качества, то, прежде всего он указывает на необходимость учитывать однородность или разнородность вступающих во взаимодействие субъектов. Критериев однородности или разнородности можно выделить великое множество и вряд ли возможно подвергнуть учету даже сколько-нибудь полную их совокупность. Поэтому Сорокин приводит перечень наиболее важных, среди которых, по его мнению, следует выделять принадлежность к:

а) одной семье / разным семьям;

б) одному государству / разным государствам;

в) одной расе / разным расам;

    г) одной языковой группе / разным группам;

д) одному полу / разным полам;

    е) одному возрасту / разным возрастам;

   ж) сходным / разным по профессии, степени богатства, религии, объему прав и обязанностей, по политической партии, по научным, художественным, литературным вкусам и т.д.

Сходство или различие взаимодействующих индивидов в одном из этих отношений имеет огромное значение для характера взаимодействия.

2. В зависимости от характера актов (действий), совершаемых взаимодействующими субъектами. Здесь также невозможно или чрезвычайно трудно охватить весь спектр вариантов; наиболее важными Сорокин считает следующие варианты:

а)     в зависимости от делания и неделания (воздержания и терпения);

б)     взаимодействие одностороннее и двустороннее;

в)     длительное и временное;

г)     антагонистическое и солидарное;

д)     шаблонное и нешаблонное;

е)     сознательное и бессознательное;

ж)     интеллектуальное, чувственно-эмоциональное, волевое.

3. В зависимости от проводников. Здесь Сорокин выделяет:

      a) формы взаимодействия в зависимости от природы проводников: звуковое, светоцветовое, двигательно-мимическое, предметно-символическое, посредством химических реагентов, механическое, тепловое, электрическое;

      б) взаимодействие непосредственное и опосредованное.

Кроме того, имеются и иные способы классификаций, разработанные другими социологами.

Отметим напоследок, что при возникновении настоятельной необходимости произвести более глубокий анализ каких-то реальных систем взаимодействия, удобнее было бы это сделать в матричной форме, накладывая друг на друга различные основания классификации и описывая любое конкретное социальное взаимодействие по группе признаков. При этом аналитическое описание любого конкретного взаимодействия займет не одну, а несколько ячеек (смотри таблицу на стр. 9). Скажем, конфликт между мужем и женой будет описан в первом столбце — "между индивидами" (если, конечно, в него не втянута вся родня со стороны мужа или жены), по строкам: а, б, в, г, м и т.д. Полнота анализа потребует расширения матрицы от двумерной до многомерной — с учетом характера используемых сторонами действий, а также проводников взаимодействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Таблица №1: Матрица для анализа взаимодействий по признакам количества и качества субъектов.                

Типология по качеству

Типология по количеству

Взаимодействия между субъектами, принадлежащими к:

взаимодействия между:

одиночными

индивидами

индивидом

и группой

группами

а) одной семье

 

 

 

б) одному государству

 

 

 

в) одной расе

 

 

 

г) одной языковой группе

 

 

 

д) одному полу

 

 

 

е) одному возрасту

 

 

 

ж) сходным по профессии, степени богатства, религии, объему прав и обязанностей, по политической партии, по научным, художественным, литературным вкусам и т.д.

 

 

 

з) разным семьям

 

 

 

и) разным государствам

 

 

 

к) разным расам

 

 

 

л) разным языковым группам

 

 

 

м) разным полам

 

 

 

н) разным возрастам

 

 

 

о) различным по профессии, имущественному положению, религии, объему прав, политической партии и т.д.

 

 

 


 

 

 

1.    Конфликтология, как раздел социологии

Возможность возникновения конфликта существует во всех сферах жизни общества. Конфликты рождаются на почве ежедневных расхождений во взглядах, разногласий и противоборства разных мнений, побуждений, желаний, стилей жизни, надежд, интересов, личностных особенностей. Известный философ и социолог Макс Вебер (1864—1920) был убежден, что социальный конфликт вездесущ и каждое общество в каждой своей точке пронизано рассогласованием и конфликтом.

Проблема социальных конфликтов стала предметом изучения социологов лишь в 19-20 веках. Первоначально описанием конфликтных ситуаций, изучением причин и последствий конфликтов занимались историки и философы, в большинстве случаев на примере вооруженных столкновений.

Так, выдающийся философ Томас Гоббс полагал, что «война всех против всех» - это естественное состояние общества.

В рамках социологии сложилось специальное научное направление, которое в настоящее время обозначается как «социология конфликта». Проблематике социальных конфликтов (в частности, для теоретического объяснения социокультурных изменений в современном обществе) уделяли внимание в своих работах многие классики социологии: Г.Спенсер, М.Вебер, К.Маркс, Э.Дюргейм, Р.Дарендорф, Н.Смелзер и другие.

Вместе с тем, изучение конфликтов носит не только теоретический, но и сугубо прикладной характер. Например, при решении вполне конкретных ситуаций, в которых наблюдается столкновение интересов двух или большего числа сторон. Интересен также и тот факт, что изначально правительство и предприниматели рассматривали именно социологию как важный инструмент преодоления социальных конфлик­тов и обеспечения социальной стабильности, как инструмент соци­ального контроля и управления, повышающий производительность труда и обеспечение благосостояния граждан.

Понятие «конфликт» характеризуется исключительной широтой содержания и употребляется в разнообразных значениях. Самым общим образом конфликт понимается как предельный случай обострения противоречий. Социальные психологи также подчеркивают, что трудно разрешимое противоречие связано с острыми эмоциональными переживаниями.

Одно из первых определений конфликта предложено видным американским исследователем Льюисом Козером (р. 1913), оказавшим значительное воздействие на формирование подхода к пониманию природы конфликта. Согласно Козеру, конфликт в собственном смысле слова есть «борьба, возникшая из-за дефицита власти, статуса или средств, необходимых для удовлетворения ценностей и притязаний, и предполагающая нейтрализацию, ущемление или уничтожение целей соперников».

Позже К.Финк дал  такое определение конфликта: «социальный конфликт – это любая социальная ситуация или процесс, в котором две или более единицы связаны по крайней мере одной формой психологического или интерактивного антагонизма». Психологический антагонизм – это эмоциональная враждебность и сходные с ней явления. Интерактивный антагонизм - понимается как взаимодействие, строящееся по типу борьбы или вмешательства в дела противоборствующей стороны.

Известный польский социолог Я.Щепаньский определяет конфликт, как столкновение, вызванное противоречием установок, целей и способов действия по отношению к конкретному предмету или ситуации.

Реальный конфликт представляет собой социально-психологический процесс. Социальные психологи предлагают определять конфликт как возникающее в сфере общения столкновение, вызванное противоречивыми целями, способами поведения, установками людей в условиях их стремления к достижению каких-либо целей (Гришина Н.В.). Или же, аналогично, столкновение личностей в виду несовместимости потребностей, мотивов, целей, установок, взглядов, поведения в процессе и в результате общения этих личностей (Ершов А.А.). Согласно К.Боулдингу, конфликт знаменует собой осознание и созревание противоречия и столкновения интересов.

Конфликты следует отличать от других форм конфронтации в обществе, которые могут быть следствием отсутствия согласия между участниками дискуссии, противоречия интересов, коллизии, соперничества, соревнования.

Важно подчеркнуть, что конфликт - это столкновение интересов различных социальных субъектов, происходящий публично. Часто конфликт имеет политическое измерение: так как социальный конфликт задевает управленческие системы, то он чреват политическим конфликтом. Накопление конфликтов в обществе называется кризисом. Политический конфликт связан с взаимоотклонением ответственности и власти.

Западными социологами и философами конфликты признаются важнейшими факторами социального развития. Английский философ и социолог Г.Спенсер считал конфликт "неизбежным явлением в истории человеческого общества и стимулом социального развития".

Немецкий философ и социолог Г.Зиммель, называя конфликт “спором”, считал его психологически обусловленным явлением и одной из форм социализации.

Классик социологии Р.Дарендорф указывал в своих трудах на тесную связь конфликта с понятиями кризиса и противоречий. Кризис, по Р.Дарендорфу, - это результат патологических изменений в содержании и формах жизни населения, серьезных изменений механизма контроля в политике, экономике и культуре, взрыва массового недовольства граждан, радикального разрыва с традиционными нормами и ценностями. По мнению Р.Дарендорфа, конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе; это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Существенная сторона социального конфликта состоит в том, что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей, которая модифицируется (укрепляется или разрушается) под воздействием конфликта.

Таким образом, под социальным конфликтом в современной социологии понимают любые виды борьбы между индивидами, цель которых - достижение либо сохранение средств производства, экономической позиции, власти или других ценностей, пользующихся общественным признанием, а также завоевание, нейтрализация или устранение действительного либо мнимого противника.

Большинство людей видят в конфликтах вещь неприятную, часть проклятия рода человеческого. Но можно отнестись к конфликтам по-другому - увидеть в них потенциальный прогресс. То есть, конфликты как неотъемлемый момент социального бытия могут выполнять две функции: позитивную (конструктивную) и негативную (деструктивную). Поэтому, как считают многие исследователи, задача состоит не в том, чтобы устранить, или предотвратить конфликт, а в том, чтобы найти способ сделать его продуктивным.

В общем плане возможность конфликта выполнять конструктивную роль связывается с тем, что конфликт предотвращает «застой» и «омертвение» индивидуальной или групповой жизнедеятельности и стимулирует их движение вперед. Кроме того, поскольку основой возникновения всякого конфликта является отрицание предшествующих отношений между сторонами, способствуя созданию новых условий, конфликт одновременно выполняет и адаптивную функцию. Положительные последствия конфликта для отдельного человека могут также состоять и в том, что посредством него будет изжита внутренняя напряженность.

Позитивная функция конфликтов состоит в том, что они часто служат выражению неудовлетворенности или протеста, информированию конфликтующих сторон об их интересах и потребностях.

В определенных ситуациях, когда негативные взаимоотношения между людьми контролируемые, и, по крайней мере, одна из сторон отстаивает не только личные, но и организационные интересы в целом, конфликты помогают сплотиться окружающим, мобилизовать волю, ум на решение принципиально важных вопросов, улучшить психологический климат в коллективе.

Более того, бывают ситуации, когда столкновение между членами коллектива, открытый и принципиальный спор желательней: лучше вовремя предупредить, осудить и не допустить неправильное поведение коллеги по работе, чем попустительствовать ему, не реагировать, опасаясь испортить отношения. Как выразился М. Вебер, "конфликт очищает". Такой конфликт позитивно влияет на структуру, динамику и результативность социально-психологических процессов и служащих источником самоусовершенствования и саморазвития личности.

Тем не менее, конфликт чаще всего ассоциируется с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью. К негативным функциям социальных конфликтов следует отнести в первую очередь, сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами, увеличение враждебности между ними по мере уменьшения взаимодействия и общения. Частым явлением становится представление о другой стороне как о «враге», представление о своих целях - как о положительных, а о целях другой стороны – как об отрицательных.

Конфликт часто настолько меняет приоритеты, что ставит под угрозу истинные интересы сторон, препятствует осуществлению перемен и внедрению нового. Кроме того, прослеживается повышение эмоциональной и психологической напряженности в коллективе, неудовлетворенность, плохое состояние духа (например, как результат, рост текучести кадров и снижение производительности труда), меньшая степень сотрудничества в будущем.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.