Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Развитие социологии. Лекции

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 19.05.13. Год: 2012. Страниц: 48. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?

Античная эпоха

ПЛАТОН (427 - 347)

Социологические взгляды выдающегося древнегреческого мыслителя Платона являлись составной частью его философского объективно идеалистического учения. Понимание социальной структуры общества и социальной справедливости было изложено им в диалогах «Государство» (70-60 гг. IV в. до н.э.) и «Законы» (50-е гг. IV до н. э.).

Социальная структура общества

По мнению Платона, душа человека имеет три основы: «разумную» (интеллектуальную), «храбрую» (волевую) и «вожделенную» (чувственную). В зависимости от преобладания той или иной основы в душе человека Платон в структуре общества выделяет три больших социальных группы: мудрецы - «философы», воины - «стражи» и производители - «земледельцы и ремесленники». Правители, согласно его представлению, должны устанавливать законы и осуществлять разумное и справедливое управление общественными делами. Стражам предписывалось охранять государство и наводить в нем порядок. Земледельцы и ремесленники были обязаны своим трудом обеспечивать граждан всем необходимым для жизни. Платон утверждал, что в государстве будут царить порядок, процветание и справедливость, если каждый представитель социальной группы будет лучшим образом выполнять предназначенную ему функцию.

Социальную структуру, по Платону, составляли только свободнорожденные мужчины. Женщины и рабы не включались им в состав социальной структуры. Последних он считал живыми орудиями труда, не имеющими никаких прав в государстве. Предложенная Платоном социальная структура общества подразумевала строгую иерархию, на высшей ступени которой находились мудрецы-философы. Перемещения из одной социальной группы в другую были возможны по решению правителей, устанавливающих, какая из основ души является у данного человека преобладающей.

Социальная справедливость

Трем основам человеческой души Платон приписывал три социальные добродетели: истину, мужество и красоту, которые, соединяясь вместе, становятся четвертой добродетелью - справедливостью. В трактовке Платона справедливость выступает в двух аспектах: этическом - по отношению к частным лицам и социальном - по отношению к социальным группам. Рассматривая социальную справедливость, философ утверждал, что, с одной стороны, справедливо равенство между гражданами внутри каждой социальной общности, а с другой - также справедливо неравенство между представителями различных социальных общностей. В своей концепции идеального государства Платон проблему социальной справедливости трактует в духе уравнительного («казарменного») коммунизма. По его мнению, в идеальном государстве будет отсутствовать имущественное неравенство, мужчины и женщины будут равны в правах, а жены и дети будут общими.

АРИСТОТЕЛЬ (384 -322)

Крупнейший древнегреческий философ-энциклопедист Аристотель свои социологические воззрения по проблемам о естественном происхождении общества, его социальной стратификации и социальной справедливости изложил в трактате «Политика» (334-322 гг. до н.э).

Естественное происхождение общества

Согласно убеждениям Аристотеля, человек уже рождается как существо политическое, то есть инстинктивно стремящееся к совместному проживанию. Главное отличие людей от других животных философ видел в стремлении человека к «осознанию общей пользы», к установлению добра и справедливости в общественных и личных отношениях.

В истории общества Аристотель различал три последовательно сменяющие друг друга формы человеческого общежития: семья - поселение - «полис» (город-государство). Семья - это первичная форма человеческой общности. Несколько семей образуют поселение, а несколько близ расположенных поселений объединяются в город-государство. Если исторически семья и поселение предшествуют государству, то в функциональном плане полис первичен по отношению к семье и личности.

Социальное устройство полиса

Как для всех античных мыслителей, для Аристотеля образцом социальной общности являлась патриархальная семья, где власть принадлежит мужчине. Поэтому, утверждал он, в полисе вся власть должна принадлежать мужчинам. Женщины же не рассматривались им как полноправные члены общества. За рамками социальной структуры полиса оставлял Аристотель и рабов. Хотя, в отличие от Платона, он признавал, что раб - человек, более того заявлял, что рабом не должен быть грек, но так как раб не свободен, то не может быть членом общества.

В предлагаемой социальной структуре, Аристотель в качестве главного стратификационного принципа выбрал имущественный ценз (наличие частной собственности). В соответствии с этим принципом он разделял граждан на три основных социальных слоя: малоимущие, средний слой и много имущие. Аристотелем был сформулирован социологический закон, согласно которому, чем больше в государстве представителей среднего слоя, тем оно будет более могущественным и процветающим.

Другим принципом социальной стратификации Аристотель считал профессионально-возрастную дифференциацию граждан. В соответствии с этим принципом лучшим государственным устройством следует признать такое, в котором молодые выполняют воинские обязанности, а по достижению старшего возраста становятся судьями, жрецами, правителями.

Социальная справедливость

Для Аристотеля главная цель государства - достижение всеобщего блага и справедливости. Социальную справедливость он увязывал с проблемой распределения общественных благ. В соответствии со способом и мерой распределения общественных благ, по мнению греческого философа, социальная справедливость может быть уравнительной - каждому одинаково, и относительной - каждому в зависимости от его достоинств и личного вклада для пользы общества. Предпочтение он отдавал социальной справедливости по заслугам. При этом предлагал гражданам много имущего и среднего слоев обеспечивать пропитанием и одеждой малоимущих и не владеющих землей.

МАРК ТУЛЛИЙ ЦИЦЕРОН (106 - 43)

Знаменитый римский оратор, юрист и политический деятель Цицерон в диалогах «О государстве» и «О законах» (54-51 гг. до н. э.), «Об обязанностях» и «О старости» (44 гг. до н. э.) синтезировал, достижения древнегреческой социологической мысли сквозь призму юриспруденции.

Естественное происхождение общества

Цицерон, как и Аристотель, был сторонником идеи естественного происхождения общества. По его мнению, человек от рождения наделен тремя, присущими только ему свойствами: разумом, даром речи и потребностью в общении. Благодаря этим свойствам на определенной стадии развития человечества образуются различные формы совместной жизнедеятельности людей. Исходной формой объединения людей римский оратор считал семью, которая послужила основой для возникновения общества. В качестве причин возникновения общества Цицерон указывал следующие: стремление людей к осуществлению общего интереса и необходимость охраны личной собственности.

Социальная дифференциация

Предложенная Цицероном социальная дифференциация базировалась на профессионально-возрастном принципе. Следуя древнегреческой традиции, он в социальной структуре римского общества выделял три основных слоя: высший, средний и низший. К высшему слою Цицерон относил аристократию, которая занимается политической деятельностью, к среднему - представителей тех профессий, которые признаются общественно-полезными, а к низшему - представителей профессий, недостойных звания свободного гражданина  (ростовщики, мелкие торговцы и ремесленники). Рабов он не признавал членами общества и отказывал им в гражданских правах. Единственное право раба, утверждал древнеримский мыслитель, состоит в том, чтобы им владели справедливо.

Среди возрастных групп Цицерон особое внимание уделил молодежи и старикам, подчеркивая их социальную значимость и взаимозависимость. При этом он отмечал, например, что молодому возрасту присуща опрометчивость, а пожилому - дальновидность, и что «упадок сил сам по себе вызывается пороками молодости чаще, чем недугами старости».

Социальная справедливость

Цицерон один из первых предложил юридическую трактовку социальной справедливости. Социальная справедливость понималась им, прежде всего, как равенство прав людей, как равенство каждого перед законом. Критерием социальной справедливости, по представлению римского юриста, выступает соответствие или несоответствие принятых государством законов естественным правам человека. Он считал социально справедливым закон, который закрепляет право каждого пользоваться «общей собственностью как общей, а частной как своей».

По Цицерону, имущественное и политическое неравенства не являются врожденными, а приобретаются в силу принадлежности человека к определенной социальной группе. Среди причин, которые приводят к социальной несправедливости, он выделил такие социально-психологические свойства человека, как жадность, честолюбие, страх. Цицерон различал два вида социальной несправедливости. Первым видом он считал несправедливость в зависимости оттого, от кого она исходила. Второй вид связывал с тем, кто не оказал помощи обратившемуся к нему пострадавшему от несправедливости.

Социологическая мысль эпохи Средневековья

АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ (354 - 430)

Римский религиозный мыслитель Аврелий Августин - епископ Гиппонский - за аскетический образ жизни и строгое следование догматам церкви был прозван Блаженным. Его учение о существовании «гармонического неравенства», «града земного» и «града божьего» изложены в трактате «О граде божьем» (413-426).

«Гармоническое неравенство»

Идея о «гармоническом неравенстве» людей была почерпнута Августином

Блаженным из учений Пифагора и Платона о гармонии и теологически интерпретирована. По мнению богослова, гармония предполагает свою противоположность - неравенство. Сам же акт божественного творчества мира и человека есть утверждением гармонии и неравенства.

Оправдывая существование социального неравенства, Августин Блаженный утверждал, что рабство и бедность не созданы Богом, но их надо терпеть и не выступать против них. Социальное неравенство и связанные с ним страдания приближают человеческую душу к вечности, в то время как стремление к богатству и славе есть проявление греховности и отдаляют человека от Бога. Осознание своей греховности, стремление избавиться от порока, христианская любовь к другому позволяют человеку осознать мудрость божественного миропорядка.

«Град земной» и «град божий»

В качестве «града земного» и «града божьего» у Августина Блаженного выступают два противоположных вида человеческих общностей. «Град земной», в его понимании, - это светское государство, основанное на борьбе людей за материальные блага и корыстные интересы. В «граде земном» любовь к себе доведена «до презрения Бога». «Град божий « - это духовная общность божьих праведников, объединенных духовно между собой посредством церкви и религиозных общин. Жизнь в «граде божьем» основана «на любви к Богу, доведенной до презрения к себе». Перенося тяготы и лишения, осознавая свою вину и искупляя грехи через жертвы, жители «града божьего» приближаются к Богу. «Град божий», в представлении римского богослова, - это земная, открытая для всех общность людей, позволяющая людям приобщиться к «божественной благодати».

Между двумя градами, констатировал Августин Блаженный, постоянно ведется борьба, в результате которой неизбежно должно наступить время, когда произойдет окончательная победа «града божьего» над «градом земным» сначала на одной территории, а затем на всей земле. В конечном итоге светское государство должно отмереть.

В борьбе за повсеместное утверждение «града божьего» Августин Блаженный важную роль отводил преследованию церковью еретиков и насильников. Он был одним из вдохновителей суда инквизиции, массовых судилищ и казней. В борьбе с греховными преступлениями Августин Блаженный считал целесообразным использовать органы насилия светского государства.

ФОМА АКВИНСКИЙ (1225/26 - 1274)

Выдающийся философ и богослов эпохи Средневековья Фома АКВИНСКИЙ получил свое прозвище по месту рождения - в местечке Акуино близ Неаполя, а за свои заслуги пред церковью был в 1923 году причислен к лику святых. Восприняв философское наследие Аристотеля и выступая против теологических воззрений Августина Блаженного, Фома АКВИНСКИЙ свои представления о человеке и обществе изложил в сочинении «Сумма теологии» (1265-1273).

О человеке

В отличие от Платона и Августина Блаженного Фома АКВИНСКИЙ не считал душу человека самостоятельной субстанцией. Он утверждал, что человек есть «некое соединение души и тела». Душа без тела неполноценна, а после расставания с телом она сохраняет только две потенции: мышление и волю. Душа человека обладает не только ангельскими, но и животными свойствами. Поэтому природа человек одновременно и божественная и земная. Так как соединение души и тела происходит каждый раз индивидуально, то поэтому каждый человек уникален и неповторим.

Из всех свойств человеческой души (интуиция, чувства, совесть, воля) средневековый философ выше всего ставил интеллект, объясняя это тем, что лишь посредством разума происходит познание истины и Бога. Однако, понимая, что разум может привести к отрицанию Бога, он заявлял, что в реальной жизни чувство любви к Богу важнее, чем его познание.

Об обществе

С точки зрения Фомы Аквинского жизнь в обществе является естественной необходимостью для людей. Однако приоритет личных интересов, индивидуализм человека мешает становлению совершенного общественного устройства. Чтобы добиться совершенства общественных отношений все люди независимо от их социального положения обязаны беспрекословно выполнять свои обязанности перед обществом, ставить его интересы выше личного эгоизма.

Фома АКВИНСКИЙ оправдывал существующее социальное расслоение и неравенство и признавал его необходимым для функционирования общества. По мнению теолога, неравенство на земле есть отражение божественного порядка. Полагая, что большинство людей должно заниматься физическим трудом, а меньшинство - умственным, он заявлял о том, что люди умственного труда ближе к Богу и им надлежит управлять обществом.

Социологическая мысль эпохи английского Просвещения XVII века

ТОМАС ГОББС (1588 - 1679)

Как философ-материалист Гоббс пытался применить начала механики к анализу социальной жизни. Его социологические идеи о естественном состоянии общества и общественном договоре были изложены в философских трактатах «О человеке» (1658) и «О гражданине» (1642), а также в памфлете «Левиафан» (1651).

Естественное состояние общества

По убеждению Гоббса, люди от природы равны по своим физическим и умственным способностям. Имеющиеся различия возникают в зависимости от «подвижности» их темперамента и не настолько велики, чтобы кто-то мог претендовать на превосходство над другим. На проявление и изменение способностей человека, по его мнению, оказывают влияние образ жизни, сложившиеся обстоятельства, самопознание и авторитет родителей, учителей, знаменитостей. Английский просветитель считал, что «юношеский характер легче склоняется к плохому под влиянием примера, чем к доброму под влиянием учения».

Человек по своей природе, утверждал Гоббс, эгоист. Он действует «ради любви к себе». В своих поступках человек руководствуется стремлением к самосохранению, влечениями - «животными страстями» - страхом, гневом, жадностью. Поведение человека в естественных условиях Гоббс выразил формулой: «Человек человеку волк».

Для Гоббса естественное состояние общества - это догосударственная форма существования людей, где их отношения строятся на основе естественного права и естественных законов. Под естественным правом философ понимал основанную на эгоистическом влечении человека свободу «делать все, что ему угодно, против кого угодно». Произвол действий людей в естественных условиях превращал их жизнь в «войну всех против всех» и грозил катастрофической гибелью человечества.

Регулятором, сдерживающим эгоизм и произвол естественного права, с точки зрения Гоббса, выступают инстинкт самосохранения и естественные законы. Всего им было сформулировано 19 естественных законов. Из них главными он считал следующие:

- «Человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни или лишает его средств к ее сохранению».

- «Не делай другому того, что ты не желал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе».

Естественные законы, по Гоббсу, - это нравственные предписания разума, которые не носят всеобщий и обязательный для исполнения характер. Чтобы стать всеобщими и обязательными естественные законы должны приобрести статус законов гражданских. Поэтому возникает необходимость в особом  «искусственном теле» - государстве, появление которого требует перехода от естественного состояния бытия людей к общественному.

Общественный договор

Согласно представлению Гоббса, переход от естественного состояния к общественному осуществлялся посредством общественного договора, когда «граждане по собственному решению подчиняют себя господству одного человека или собрания людей, наделяемых верховной властью». Общественный договор заключается не между народом и носителем верховной власти, а между людьми по поводу вручения государству их естественного права, за исключением случаев самозащиты. Общественный договор предполагал, что люди принимают на себя обязательства признавать все решения и действия государства.

Общественный договор не имеет обратной силы, то есть верховная власть, утверждал Гоббс, не может быть «уничтожена решением тех людей, соглашением которых она была установлена». Посредством общественного договора государство становилось абсолютным носителем всех властных отношений, требующим от граждан полного и беспрекословного подчинения. Государство, по образному сравнению Гоббса, превращалось в Левиафана - мифологическое чудовище, которое благодаря своей невероятной силе подчиняло себе всех. Главное предназначение государства виделось философу в поддержании с помощью гражданских законов и государственных институтов мирных отношений между людьми.

ДЖОН ЛОКК (1632 - 1704)

Развивая идеи Гоббса о естественном и общественном состоянии общества, Локк как философ и политический деятель дал свое толкование концепциям естественного права и общественного договора, которые были изложены им в «Письмах о веротерпимости» (1685-1693) и в «Двух трактатах о государственном правлении» (1690).

Естественные права человека

Локк признавал наличие двух форм бытия людей: естественное, догосударственное состояние и общественное, политическое. Однако в отличие от своего предшественника Гоббса, он видел в естественном состоянии проявление «полной свободы» в отношении действий людей, распоряжения своим имуществом и личностью, а также «равенства, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными». В естественном состоянии полная свобода человека, по мнению философа, ограничена законами природы и разумом, который требует от каждого учитывать интересы других. Именно разум учит, что «поскольку все люди равны и независимы, постольку ни один из них не должен наносить ущерб жизни, здоровью, свободе или собственности другого».

У Локка естественные права человека и есть естественные законы, совокупность которых составляет естественное право. Основными естественными правами он считал следующие:

- право на жизнь и личную неприкосновенность,

- право на труд и собственность,

- право на свободу мысли, слова и совести.

По мнению Локка, в естественном состоянии каждый человек при осуществлении своих прав руководствуется собственным рассудком и нравственностью, соотнося их с законами природы, разума и Бога. При этом возможны проявления своеволия, что приводит к конфликтам между людьми. Чтобы предотвратить возможность конфликтов, необходим такой институт власти, который бы требовал от каждого соблюдения естественных прав и наказывал за нарушения их. Таким политическим институтом должно быть государство, установление которого предполагает переход к политической форме бытия людей посредством общественного договора.

Общественный договор

Необходимость и возможность общественного договора, считал Локк, возникает уже в естественном состоянии, когда люди пытаются прийти к соглашению относительно разумного установления моральным норм и обязательств своих взаимоотношений. Суть общественного договора он видел в добровольном отказе людей от некоторой части своих естественных прав в пользу государства и в замене моральных норм и обязательств на законы гражданского права. Каждый человек, заявлял Локк, заключая общественный договор, уполномочивает «законодательную власть создавать для него законы, каких будет требовать общественное благо».

Если Гоббс исходил из того, что люди, заключив однажды общественный договор, в последующем не имеют права его расторгнуть, то Локк полагал, что общественный договор, заключенный между людьми и государством, при определенных обстоятельствах может быть расторгнут народом. Локк выделяет четыре условия сохранения двусторонних обязательств между народом и государством:

1/ сохранение за народом тех естественных прав, которые не были переданы государству;

2/ подчинение воли большинства при неприкосновенности прав личности;

3/ обязательность для всех принятых государством законов;

4/ обеспечение естественной и политической свобод граждан.

Локк четко различал естественную и политическую свободы. Естественная свобода - это свобода от природных законов, а политическая - свобода от произвола других людей и государства. Для осуществления политической свободы необходимо соблюдение принятых государством законов. «Целью законов, - утверждал Локк, - является не уничтожение и не ограничение, а сохранение и расширение свободы». Если Гоббс переход к общественному состоянию связывал с неизбежной утратой личной свободы, то для Локка свобода граждан в государстве должна не только сохраняться, но гарантироваться и укрепляться.

Социологическая мысль эпохи французского Просвещения XVIII века

ШАРЛЬ ЛУИДЕ МОНТЕСКЬЕ (1689 - 1755)

Философ-материалист, историк и правовед Монтескье признавал объективность законов и многофакторность общественного развития, заложил основы географического направления в социологии, был сторонником концепций «естественного права» и «общественного договора». Социологические воззрение Монтескье нашли отражение в памфлете «Персидские письма» (1721), в историческом исследовании «Размышления о причинах величия и падения римлян» (1734) и в социально-юридическом трактате «О духе законов» (1748).

Законы и факторы общественного развития

По мнению Монтескье, хотя Бог и признается первоисточником создания Вселенной, но развитие природы и общества подчинено действию объективных законов. К объективным законам бытия человека в естественных условиях он относил:

- закон стремления к добыче пищи,

- закон биологического влечения друг к другу,

- закон желания создать государство,

- закон мира.

Монтескье, как и представители английского Просвещения, признавал, что переход от естественного бытия человека к бытию общественному происходит посредством общественного договора. Переход к общественному состоянию сопровождается становлением государства, сменой естественных законов законами гражданскими, утверждением права частной собственности. С точки зрения Монтескье, объективным естественным законам должен принадлежать приоритет над законами гражданскими, а последним - над законами религиозными.

 

Развитие общества в его государственном состоянии, по Монтескье, определяется множеством самых разнообразных факторов. Главным из них он считал фактор географический. Согласно его представлению, климат и размеры территории определяют образ жизни и нравы людей, виды хозяйственной деятельности и государственное устройство. Философ утверждал, что холодный климат делает людей более крепкими и трудоспособными, жаркий же - приучает к лени и изнеженности; равнинное положение и жаркий климат содействуют установлению деспотии, а небольшая территория и суровый климат благоприятны для республики.

Среди экономических факторов Монтескье особое внимание уделял торговле. Он полагал, что, чем больше страна будет продавать, тем она будет богаче. Торговый дух, по его мнению, сближает людей и порождает в них «чувство строгой справедливости». Однако когда торговые люди ставят личные, корыстные интересы выше общественных, тогда «торговый дух» превращается в «торгашеский дух» и «моральные добродетели становятся предметом торга».

К важным субъективным факторам общественного развития Монтескье относил мораль, искусство, религию, право и свободу. В отличие от предшественников, которые трактовали свободу, как право делать то, что разрешено законом, французский мыслитель понимал под свободой «право делать то, что не запрещено законом».

ЖАН-ЖАК РУССО (1712 - 1778)

Французский мыслитель, писатель, педагог Жан-Жак Руссо свои идеи о естественном и общественном состояниях жизни людей, о социальном неравенстве и социальной справедливости изложил в трактатах «Рассуждение о происхождении и основании неравенства между людьми» (1765) и «Об общественном договоре» (1762).

Естественное и общественное состояние жизни людей

Созданная Руссо гипотетическая модель естественного первобытного общества не имеет точных пространственно-временных границ. В естественном состоянии, полагал он, человеку присущи чувства самосохранения и себялюбия, чувства жалости и сострадания. Из первых развиваются эгоистические качества людей, из вторых - гуманные. В естественном состоянии, по мнению французского просветителя, человек по своей натуре ни зол и ни добр, у него нет ни пороков, ни добродетелей. В естественном состоянии люди равны в имущественном отношении, свободны и у них отсутствует чувство социальной несправедливости, они не знают ни господства, ни подчинения. Создавая образ естественного состояния как «юности человечества», Руссо идеализировал его и стремился показать, какой была отправная точка истории развития общества, которая утрачена навсегда, но возвращение, к которой желательно.

В развитии общественного состояния жизни людей Руссо выделил два этапа: гражданское состояние и политическое состояние. Последнее приходит на смену гражданского состояния и утверждается в форме государства посредством общественного договора. Среди объективных причин перехода от естественного состояния к общественному Руссо отмечал:

- затруднения в индивидуальной добыче средств существования в связи с увеличением численности людей;

- изменения в видах хозяйственной деятельности в результате появления новых способов и орудий труда;

- возникновения института частной собственности.

По его мнению, именно разделение труда и коллективные формы хозяйственной деятельности привели к образованию социальных общностей, к прогрессу развития человечества, с одной стороны, и к появлению социального неравенства, с другой.

Социальный эгалитаризм

Руссо различал неравенство природное и неравенство социальное. В естественном состоянии природное неравенство обусловлено неравенством в возрасте, состоянием здоровья, свойствами ума. Однако природное неравенство не приводило в естественном состоянии к нарушению прав человека и подчинению одного другим. В общественном состоянии природное неравенство выступает главным источником социальной несправедливости, служит основой и усиливает социальное неравенство. Социальное неравенство представлено Руссо двумя видами: экономическим и политическим неравенствами. Первое определяется частной собственностью, второе положением в обществе.

Экономическое неравенство, по Руссо, возникло в период перехода от естественного состояния к гражданскому. «Как только люди заметили, - писал он, - что одному полезно иметь запас пищи на двоих, исчезло равенство, появилась собственность», Утверждению частной собственности способствовал также тот, «кто, огородив участок земли, придумал заявить: «Это мое!». В результате общество разделилось на богатых и бедных, появилась социальная несправедливость, которая выражалась в экономической зависимости бедных от богатых, и лишило бедных их естественного права свободы.

Политическое неравенство Руссо связывал с делением общества на могущественных и беззащитных. В развитии политического неравенства он выделял два этапа: 1/ установление «магистратуры» - власти одних над другими, основанной на законах, и 2/установление «деспотии» - неограниченной власти, основанной на произволе. В деспотии французский мыслитель видел высший предел социальной несправедливости, крайнюю точку утраты свободы беззащитными.

Выступая против социальной несправедливости и ее усиления в современном ему обществе, Руссо предложил свой путь достижения социального эгалитаризма. Главная задача по достижении социального равенства и социальной справедливости виделась ему в том, чтобы законным путем уравнять богатых и бедных. Для этого Руссо рекомендовал издать законы, которые запрещали бы роскошь и устанавливали бы максимальные размеры земельного участка для каждого собственника. Он предлагал также принять законы, которые давали бы каждому возможность иметь средства существования и не позволяли бы торговать собой. Достижению социального эгалитаризма, с точки зрения Руссо, могли бы способствовать изменение нравов, которое подвергаются порче современными науками и искусством; заключение подлинного общественного договора, обеспечивающего всеобщее равенство людей перед законом.

Социологическая мысль эпохи русского Просвещения XVIII - начала XIX века

ВАсИЛИЙ НИКИТИЧ ТАТИЩЕВ (1686 - 1750)

В.Н. Татищев известен как видный государственный деятель, историк и географ, организатор промышленности и народного образования. Вслед за европейскими просветителями он был сторонником концепций естественных прав человека и общественного договора. Его социологические воззрения нашли отражение в таких трактатах, как «История Российская с самых древних времен, неусыпными трудами через 30 лет собранная» (1739) и «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ» (1733).

История общественного развития

Историю общества Татищев представил по аналогии со сменой возрастных периодов жизни человека: детство, юность, зрелость, старость. Главной движущей силой исторического развития общества он считал «всемерное умопросвещение». Древняя эпоха человечества была им охарактеризована как младенческое состояние, когда знания о мире скудны и разум еще не развит. С «обретением письма» общество вступает в юношеский возраст, а появление книгопечатания свидетельствует о духовной зрелости человечества. Становление духовной зрелости России Татищев связывал с петровскими политическими и экономическими преобразованиями, с широким распространением просвещения, с расцветом наук и искусств.

Социальная структура

Социальную структуру российского общества Татищев представил тремя основными сословиями:

1/ «шляхетство» - дворяне, которые призваны управлять государством и защищать его;

2/ «купечество» - купцы и ремесленники, которые должны заниматься торговлей и промышленностью;

3/ «холопы» - крестьяне и работные люди, которые обязаны обслуживать первые два слоя.

Среди «шляхетства» Татищев различал дворянство по происхождению и дворянство по заслугам. Отдавая предпочтение родовому дворянству, он предлагал ограничить доступ в дворянское сословия представителям низших социальных слоев. Русский просветитель был также недоволен тем, что богатые купцы приобретают земли и крепостных. Чванливость аристократов, алчность купцов, взяточничество и казнокрадство чиновников он объяснял невежеством и непросвещенностью представителей высших сословий. Татищев был приверженцем четкого разграничения прав, обязанностей и привилегий каждого социального сословия. Так, согласно его представлению, главное право дворян - владеть крепостными, главная обязанность - государственная или военная служба, главная привилегия - возможность получить высшее образование.

Следование принципу сословного разграничения проявилось в представлении Татищева о системе народного образования. В своем проекте он предлагал ввести всеобщее начальное образование, в том числе и для детей «подлого люда», ибо, по его мнению, каждый дворянин будет рад «крестьян иметь умных». Детям из купеческой семьи рекомендовалось получать ремесленное и профессиональное образование, а из дворянской - среднее и высшее. И лишь для очень одаренных детей из низших сословий в качестве исключения допускалась возможность получить специальное и высшее образование.

Социальное неравенство

Как и западные просветители, Татищев был убежден, что в естественном состоянии все люди были равны и вольны, что приводило к произволу и их разобщенности. Поэтому необходимо, полагал он, на волю человека наложить «узду неволи для его же пользы». Видами социальной неволи, по его мнению, являются:

- природная - власть родителей над детьми, монарха над подданными;

- добровольная - власть хозяина над слугой, помещика над крепостными;

- принудительная - власть господина над рабом.

Считая правомерными природную и добровольную неволю, Татищев осуждал неволю принудительную, заявляя, что раб «имеет право от оного насилия или покорения искать свободы». Зато крепостное право на Руси, по его мнению, было установлено в результате «добровольного договора». По этому договору крестьяне отказывались от своей свободы в обмен на обещание помещика «пищею, одеждою и жильем снабдить и от обиды защитить». Добровольность учреждения на Руси крепостного права он подтверждал тем фактом, что до специального указа Бориса Годунова крепостные в Юрьев день по собственному желанию могли покидать своего помещика и переходить к другому.

Татищев был одним из первых мыслителей, который выступил за равенство женщины в семье и в обществе. Он был инициатором обучения девушек в учебных заведениях. В письме к сыну русский просветитель напоминал: «имей то в памяти, что жена тебе не раба, но товарищ, помощница во всем и другом должна быть нелицемерным».

Социологическая мысль эпохи русского Просвещения XVIII - начала XIX века

АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ РАДИЩЕВ (1749 - 1802)

Русский писатель и правовед А.Н. Радищев был сторонником естественного и юридического равенства, противником крепостничества и самодержавия, автором концепции цикличности общественного развития. Его социологические воззрения нашли отражение в литературном сочинении «Путешествие из Петербурга в Москву» (1783), в публицистических статьях «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске» (1782), «Беседа о том, что есть сын отечества» (1789), в юридическом трактате «Опыт о законодавстве» (1782-1789).

Естественное и юридическое равенство людей

Вслед за европейскими просветителями как сторонник теории естественного права Радищев провозглашал: «Человек, происходя на свет, есть равен во всем другому». Естественное равенство людей он видел не в равенстве природных данных, а в равном праве каждого на «употребление вещей», необходимых для пропитания и сохранения. Естественные права человека, такие, как право на жизнь, безопасность, собственность, свободу действий и мысли, с его точки зрения, не могут «никогда истребиться». Они даны человеку природой и служат основанием «закона естественного» и в общественной жизни.

Если, по Гоббсу, человек изначально зол, а по Руссо - добр, то для русского мыслителя злым или добрым человека делают условия общественной жизни. В естественных же условиях, полагал он, люди руководствовались правилом: «никто не желает ничего в противность желанию всех». Появление социального неравенства Радищев связывал с расслоением общества на социальные группы. Сделав людей социально неравными, общество, по мнению Радищева, было обязано, с одной стороны обеспечить действие «закона естественного», а с другой - установить равенство юридическое. Смысл юридического равенства русский правовед, как и Цицерон, видел «в равной зависимости от закона» каждого, не взирая на его сословную принадлежность, и в равной мере ответственности за содеянные преступления.

Социальная структура общества и критика крепостничества

В социальной структуре России Радищев выделял три главных сословия: духовенство, воинство и гражданство. Духовенство, в свою очередь, делится на белое и черное (монашество), воинство - на сухопутное и морское, гражданство - на дворянство, купечество, мещанство, дворцовые и государственные крестьяне, крепостные и вольные.

Если В.Н. Татищев пытался оправдать целесообразность крепостничества, то Радищев доказывал, что с естественной и юридической точки зрения крепостничество противоречит естественному праву и общественному договору. При крепостном строе, заявлял он, «крестьянин в законе мертв». Невыгодно крепостничество и экономически, так как человек, когда он делает что-либо не для себя, то действует «лениво, косо и криво». Также и с моральных позиций произвол помещиков заслуживает осуждения, особенно когда барин «распоряжается браками и спаряет, как хочет».

Цикличность общественного развития

По мнению Радищева, в процессе исторического развития общества происходит закономерная смена повторяющихся циклов: на смену вольности приходит мучительство, которое вновь должно смениться периодом свободы. Признавая, что закон цикличности «незримо правит ... всегда», Радищев действие этого закона относил к прошлой истории. В будущем, по его размышлению, люди предпримут необходимые меры для того, чтобы не допустить замены вольности мучительством. Одной из них должно быть выделение равных участков земли тем, кто ее обрабатывает. Но самой главной мерой он считал свержение самодержавия, которое «есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние», и избавление от угнетателей.

ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ ПЕСТЕЛЬ (1793 - 1826)

Идеолог восстания декабристов П.И. Пестель, следуя традициям английского и французского Просвещения, был сторонником теорий естественного права и общественного договора. Его социологические воззрения нашли отражение в сочинениях «Практические начала политической экономии» (1817) и «Русская Правда» (1822).

Естественные права человека и общественный договор

В понимании жизни людей в естественном состоянии Пестель был ближе к Монтескье и Руссо, чем к Гоббсу. Он признавал, что в естественном состоянии люди имели одинаковые «нужды», которые определялись общими для каждого человека свойствами. С его точки зрения, разногласия между людьми в естественном состоянии происходили не в силу их природной агрессивности, а в связи с выбором средств для достижения целей.

Пестель считал, что стремление людей к достижению общего блага было главной причиной заключения общественного договора. Русский мыслитель допускал возможность двух путей установления согласия в обществе. Первый путь - это признание «нравственного превосходства» одного или нескольких над другими. Другой путь - это возложение на одного или нескольких выбирать справедливые средства для достижения общей цели и «распоряжаться общим действием».

Согласно общественному договору, утверждал Пестель, люди сохраняют за собой «первое и важнейшее» естественное право - право личной свободы. Несоблюдение этого права он считал преступлением и поводом для свержения неугодного народу правительства. В России, заявлял декабрист, правительство, требуя беспрекословного повиновения, не несет никаких обязательств и попирает право личной свободы. Такое состояние русского общества он называл «болезненным» и предписывал в качестве средства излечения уничтожить самодержавие.

Социальная структура российского общества

В социальной структуре российского общества Пестель выделял три формы социального расслоения:

- сословную - в зависимости от закрепленных и передаваемых по наследству прав и обязанностей,

- профессиональную - в зависимости от сферы деятельности,

- административную - в зависимости от территориального деления страны.

Несмотря на то, что Пестель был знаком с классовой теорией А. Смита, но, отождествляя понятия «класс» и «сословие», он землевладельцев именовал «аристократией феодализма», а капиталистов - «аристократией богатства». По его мнению, от смены аристократии феодализма аристократией богатства народы «ничего не выигрывают».

Первоначально Пестель предлагал разделить все население России на 12 сословий: дворянство, духовенство, купечество, мещанство и 8 крестьянских сословий. Затем он выделил три основных сословия: аристократическое, среднее и крепостное. Аристократия, с его точки зрения, самое «вредное» сословие. Среднее сословие - это городские жители, которые не имеют крепостных и располагают личной свободой. Крепостное сословие, утверждал Пестель, самое большое и самое бесправное в России.

По мнению идеолога декабристского движения, сословное деление противоречит закону равенства людей и усиливает социальную несправедливость в обществе. Поэтому главную задачу переустройства российского общества он видел в ликвидации сословного разделения людей. Будущая Россия представлялась ему страной, разделенной на области, каждая из которых состоит из пяти губерний. В свою очередь, губернии будут включать в себя уезды, а последние - волости с населением не менее 1000 человек мужского пола.

Национальные отношения в России

Пестель один из первых, кто в истории русской общественной мысли поставил вопрос о национальных отношениях в России. К признакам нации он относил следующие:

- общность территории,

- общность исторической и политической принадлежности к государству,

- общность языка и религии.

По мнению Пестеля, на право иметь государственную независимость могут претендовать только те нации, которые способны полностью обеспечить свое существование и сохранить свой суверенитет. Для малых и экономически неразвитых народов, считал он, лучше и полезнее, «когда они соединятся духом и обществом с большим государством». Осуждая насильственное присоединение к России других народов, он приветствовал их добровольное вхождение в состав большой нации. При этом русский народ должен создать условия для равноправного существования присоединившихся народов.

Все население России Пестель разделял на три национальные группы:

- «коренной народ российский»,

- «племена, к России присоединенные»,

- «иностранцы, живущие в России».

Коренным российским народом он считал «племя славян», состоящее из русских, белорусов и украинцев. Полагая нецелесообразным выделение из состава России украинцев и белорусов, Пестель допускал возможность права на независимость за польским народом. Национальное будущее России Пестель видел в создании единой великой семьи российских народов. С этой целью он предлагал ввести на территории страны единый государственный русский язык, единую форму республиканского правления и единые законы.

оциологическая мысль эпохи немецкого Просвещения конца ХVIII - начала XIX века

ИММАНУИЛ КАНТ (1724 - 1804)

Основоположник немецкой классической философии, субъективный идеалист и агностик И. Кант под влиянием концепций «естественного права» и «общественного договора» Т. Гоббса и Ж.-Ж. Руссо изложил свои социологические воззрения в работах «Об изначально злом в человеческой природе» (1792) и «Метафизика нравов в двух частях» (1797).

О человеке

Сущность человека Кант видел в его двойственной природе: как феномена - «вещи для нас» и как ноумена - «вещи в себе». Человек как феномен, по его представлению, - природное существо, которое подчинено действию естественных законов. Человек как ноумен - духовное существо, которое подчинено действию законов разума. С точки зрения Канта, законы разума не могут быть познаны опытным путем и существуют в качестве априорных, врожденных норм морали. Механизм, который регулирует поведение человека в обществе на основе априорных норм морали, немецкий философ назвал «категорическим императивом». Категорический императив может проявляться двояким образом: скрыто, регулируя поведение отдельного индивида, и легально, регулируя поведение всех членов общества.

В понимании человека как природного существа Кант был близок к Гоббсу, утверждая, что эгоизм и зло присущи человеку от рождения и неистребимы. В понимании человека как духовного существа Кант разделял взгляды Руссо, заявляя, что человек в своих помыслах стремится к добру и миру. В антагонизме природного и духовного в человеке немецкий философ видел источник прогрессивного развития человека и общества.

Об обществе

Как и европейские просветители, Кант признавал естественное состояние жизни людей в качестве первоначальной формы их бытия. В этом состоянии, по его мнению, люди жили изолировано и обладали правом свободного поведения. Свобода их поведения определялась эгоистическими потребностями и была ограничена скрытой формой проявления категорического императива.

Объединение людей в народ и переход к общественной форме бытия происходит, по Канту, посредством общественного договора. Согласно этому договору, каждый, отрекаясь от личной естественной свободы, становился гражданином общества и обретал политическую свободу. Основой политической свободы выступало право собственности, под которым Кант понимал не отношение к предметам владения, а отношение между людьми по поводу владения предметами. Общественная форма бытия людей была призвана устранить эгоизм человеческой натуры и заменить скрытую форму проявления категорического императива на легальную. К тому же в гражданском обществе появился регулятор поведения людей - правовые нормы в форме государственных законов, которые заняли приоритетное положение по отношению к нормам морали.

ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ (1770-1831)

Выдающийся немецкий философ-диалектик, объективный идеалист, создатель системы философских знаний Гегель изложил свои социологические воззрения в работах «Философия духа» (1817), «Философия права» (1821), «Философия истории» (1837).

О человеке

Рассматривая человека как биологическое, психологическое и гносеологическое существо, Гегель обращал внимание на расовое и национальное различия людей. Для него расовые признаки людей зависят от географических условий их жизни, а национальные - от культурных. Гегель выступал против идеи о превосходстве одной расы или нации над другими. Он утверждал, что человек в обществе значим потому, что он разумен, «а не потому, что он иудей, католик, протестант, немец и т.д.».

В основе понимания Гегелем человека как личности и гражданина лежит представление философа о свободе. Свобода для него не произвол, а осознание «границы и необходимости того, что человек делает». В отличие от Руссо и Канта Гегель считал, что человек не рождается свободным, а становится им благодаря своей духовной природе. Свобода человека в обществе есть преодоление им произвола отдельных лиц на основании усвоенных норм права и морали. По мнению Гегеля, каждый человек осознает себя свободным тогда, когда действует согласно установленным государством законам.

Первичной ступенью реализации свободы человека как личности Гегель называл право собственности. В равенстве людей направо владения собственностью, а не в ее размерах, видел немецкий философ проявление социальной справедливости. Гегель считал неразумным требование равенства физических и духовных возможностей и потребностей человека, равенство мужчин и женщин в общественно-политической жизни. Зато считал социально справедливым требование равенства людей перед законом. Даже преступник, заявлял он, - «не раб юстиции, а свободный и равный со всеми перед законом человек».

Семья и гражданское общество

В учении о семье Гегель обосновывает исторически сложившиеся патриархальные представления о ней. Для немецкого просветителя семья - нравственно-правовой союз, основанный на любви и браке. Идеальная семья, по его мнению, - это та, где осуществляется нравственное и правовое господство мужа-отца, а жена и дети находятся в полной зависимости и в его подчинении. В то же время Гегель отмечал, что отношение главы семьи к жене и детям как к рабам «есть самое безнравственное». Цель семьи, по Гегелю, не только воспроизводство потомства, но и воспитание детей самостоятельными и свободными личностями.

Гражданское общество в понимании Гегеля - это социальное политико-экономическое образование, которого не было ни в древности, ни в средневековье и которое появляется «лишь в современном мире». В гражданском обществе индивидуальное, частное, личное становится коллективным, общим, общественным. В гражданском обществе человек для удовлетворения своих личных потребностей и интересов вынужден производить что-то для удовлетворения потребностей и интересов других.

С точки зрения Гегеля, личность в гражданском обществе выступает как представитель одного из основных четырех сословий: 1/ земледельческого («субстанционального»), 2/ промышленного, 3/ среднего («всеобщего») и 4/ бедного. К землевладельческому сословию он относил как тех, кто занят сельскохозяйственным трудом, так и землевладельцев. В промышленное сословие им включались фабриканты и рабочие, торговцы и ремесленники. К среднему сословию были причислены государственные служащие, а к бедному - безработные.

 

Внутри промышленного сословия, констатировал Гегель, в соответствии с принципом разделения труда создаются корпорации и товарищества. В понятие «корпорация» им вкладывался не только производственный, но нравственно-политический смысл. Корпорация понимались им как вторая семья, где стиралось имущественное неравенство ее членов и проявлялась забота о материальных и духовных потребностях каждого. Корпорация выступала в качестве публичной внутри сословной власти и регулятора отношений между гражданским обществом и государством,

Основным противоречием гражданского общества Гегель считал концентрацию «чрезмерных богатств в немногих руках», которая вызывает нищету и зависимость многих. Однако заставить богатых заботиться о существовании бедных, с его точки зрения, - безнравственно и противоречит основным принципам гражданского общества, в котором успех каждого должен достигаться собственными способностями и трудом. Лучшее, что могут сделать богатые - это проявить благотворительность к отдельным гражданам. Обеспечить же всех нуждающихся работой, утверждал Гегель, экономически нецелесообразно, так как это приведет к перепроизводству продуктов, которые не найдут сбыта. Единственно возможное решение основного противоречия гражданского общества он видел в том, чтобы предоставить безработных самим себе и разрешить им добывать средства к существованию нищенством или вымирать с голоду.

Среди бедных Гегель выделял особую группу - «чернь». По его определению, чернь - это бедные, которые не ищут работы, не смирились со своим нищенским положением, а требуют от общества и правительства средств к существованию. Защищать сословия от неправомерных притязаний и действий черни должны полиция и правосудие.

Всемирная история

По Гегелю, «всемирная история есть прогресс в сознании свободы, ... который мы должны познать в его необходимости». Всемирная история осуществляется посредством поступательного движения общества от его низших форм социально-политической организации к высшим. Закономерность всемирной истории проявляется через развитие мирового духа, который воспроизводит себя в качестве духа определенного народа. Историческое развитие человечества, заявлял он, составляют эпохи всемирной истории, которые определяются качественными изменениями в нравах, политике, искусстве, религии и философии людей.

Источником развития всемирной истории немецкий диалектик признавал действие внутренних противоречий, главным субъективным фактором - деятельность гениев и героев. К основным тенденциям всемирно исторического процесса он относил: сохранение и воспроизводство существующего, разрушение старого и созидание нового.

Процесс всемирной истории, по Гегелю, разворачивается в пространстве и во времени. Его начало он видел в Азии, а «Европа есть, безусловно, конец всемирной истории». Географическая линия исторического развития прослеживалась им через Китай, Индию, Персию, Египет, Грецию, Рим, Германию. Те народы, которые немецкий философ включал во всемирно исторический процесс, он называл историческими. Народы же, например, Африки, Америки и России он считал не историческими, не сумевшими еще обнаружить себя во всемирной истории. Одним из способов приобщения этих народов к всемирно историческому процессу, по его мнению, является их колонизация.

Прогрессивное развитие идеи свободы и ее воплощения в политических формах Гегель рассматривал через призму региональных историй. «Восток, - рассуждал он, - знает только, что один свободен, греческий и римский мир знает, что некоторые свободны, германский мир знает, что все свободны». Отсюда, в гегелевской всемирной истории происходит поступательная смена форм государственного правления. Восточная деспотия сменяется греко-римской аристократией и демократией, а последние - германской конституционной монархией.

Социологическая мысль эпохи американского Просвещения конца XVIII - начала XIX века

ТОМАС ДЖЕФФЕРСОН (1743 - 1826)

Т. Джефферсон известен как выдающийся политик и просветитель, третий президент США, создатель американской Декларации независимости и Конституции. Восприняв популярные в Европе XVIII века теории естественного права и общественного договора, он развил их с учетом американской действительности в сочинениях «Общий обзор Британской империи» (1774), «Заметки о штате Виргиния» (1785) и многочисленных (около 25 тысяч) письмах.

Формы общественной жизни

В отличие от европейских просветителей, Джефферсон утверждал, что общественная жизнь - это естественные условия существования человека. В истории же общественной жизни он выделил три формы:

1/ догосударственная («без правительства, как это обстоит с нашими индейцами»),

2/ народовластная («при правительствах, как ... в наших Штатах»),

3/деспотическая («при правительстве, как... во всех монархиях и в большинстве республик»).

Причину появление государственных форм общественной жизни Джефферсон видел в том, что «большие общества не могут существовать без правительств». Он не был согласен с геополитической доктриной Монтескье и, указывая на пример США, заявлял: «чем больше страна, тем прочнее в ней республиканский строй».

Естественные права человека

Естественные права американский просветитель понимал не как права, которыми люди обладали в естественных условиях, а как права, которые они получили по природе своего рождения членами общества. С точки зрения Джефферсона, естественные права врождены и неизменны в противоположность гражданским, которые приобретаются в процессе жизни человека в обществе, устанавливаются им и могут быть изменены. В качестве основных естественных прав человека создатель Конституции США провозгласил: право на жизнь, право на свободу и право на стремление к счастью. Право собственности, в противоположность европейским просветителям, он относил к гражданским правам человека. У американских индейцев, отмечал он, нет права собственности, но счастье широко и равномерно распространено среди них.

К числу естественных прав человека Джефферсон также относил:

- право личной неприкосновенности,

- право на плоды своих трудов,

- право использовать по своему усмотрению свои физические и духовные силы,

- право управлять самим собой.

В письме к Дж. Вашингтону он писал, что, чем шире в обществе осуществляется право самоуправления, тем демократичнее и прогрессивнее само общество, тем меньше в нем запретительных законов и карательных действий, тем легче и успешнее правительству проводить свою политику. Образованность и хорошая информированность, по его мнению, способствуют осуществлению права самоуправления.

Естественные права Джефферсон считал первичными и приоритетными по отношению к гражданским. Назначение государства он видел в том, чтобы оно устанавливало законы для защиты и сохранения тех естественных прав, которые человек не может защитить самостоятельно.

Социальная структура

В структуре американского общества Джефферсон выделил следующие основные классы, которые, по его мнению, приносят процветание стране: земледельцы, промышленники, торговцы и мореплаватели. Американский просветитель не был сторонником сословного деления общества. Однако он классифицировал аристократию натри группы: 1/ природная аристократия - за исключительность физических достоинств, 2/ искусственная аристократия - за особенность происхождения и богатство, 3/ духовная аристократия - за интеллектуальные, творческие и нравственные достоинства. Искусственную аристократию он считал вредоносным элементом общества.

Сложным было отношение Джефферсона к рабам и национальным меньшинствам. С одной стороны, как просветитель он заявлял, что рабство и национальная дискриминация - это моральный и политический порок общества, что негры и индейцы также обладают естественными правами. Он даже предложил проект постепенного освобождения негров с возможным возвращением их в Африку и советовал оказывать помощь индейцам в переходе к оседлому образу жизни. С другой стороны, как политическому деятелю Джефферсону приходилось считаться с уже установившимися американскими традициями эксплуатации негров и унизительного отношения к индейцам.

Основоположники позитивистского направления в социологии

ОГЮСТ КОНТ (1798 - 1857)

Основоположник позитивизма О. Конт в своем главном шести томном труде «Курс позитивной философии» (1830-1842) первым ввел в научный лексикон термин «социология» и обосновал ее методы и место в системе «позитивных» наук, предложил статический и динамический аспекты анализа общества как системы социальных институтов.

Социология и ее методы

Соединив латинское слово «социум» - общий, общинный, общественный с греческим «логос» - слово, понятие, учение, Конт определил социологию как науку (учение) об обществе. Для обоснования места социологии в системе позитивных наук французский философ использовал в качестве принципов систематизации восхождение от абстрактного к конкретному, переход от простого к сложному. В системе позитивных наук Конт отвел социологии самое высшее место как наиболее конкретной и сложной науке, содержание которой опирается на знания более абстрактных и менее сложных наук таких, как математика, астрономия, физика, химия, биология.

По мнению Конта, в отличие от метафизических наук позитивные науки должны, учитывая специфику исследуемого объекта, пользоваться получившими признание методами естественных наук. В качестве основных социологических методов он предложил следующие: наблюдение, эксперимент, сравнительный и исторический методы. Наблюдение как социологический метод, полагал Конт, будет тогда научным, когда наблюдатель свободен от личных предубеждений и общественных предрассудков. Суть сравнительного социологического метода заключается в сопоставлении жизни людей в различных частях планеты, а также различных социальных слоев внутри данного общества, с целью нахождения законов функционирования и развития общества. Ведущим социологическим методом Конт считал исторический, с помощью которого возможно сравнение «различных последовательных состояний человечества».

Социальная статика и социальная динамика

С точки зрения Конта, социология как наука должна включать в себя два главных раздела: социальную статику и социальную динамику. Задача социальной статики ему виделась в том, чтобы «изучить человеческий порядок, как если бы он был неизменным» и на основании этого выявить естественные законы, которые являются «одинаковыми во все времена и во всех местностях». Социальную динамику Конт трактовал как теорию прогресса, которая призвана дать описание последовательных этапов эволюции общества и определить естественные законы его развития.

Представляя в социальной статике общество как систему, Конт в качестве ее первичных элементов называл не людей, а такие социальные институты, как семья, кооперация, церковь, государство, функционирование которых составляет основу процессов общественной жизни. По его мнению, социолога при определении законов общественного порядка должны интересовать, в первую очередь, социальные связи, которые существуют как внутри самих социальных институтов, так и в процессе их взаимодействия.

При рассмотрении семьи как социального института Конт отмечал, что ее основу составляют эмоционально-нравственные связи, а ее главное предназначение - преодоление естественного эгоизма и воспитание молодого поколения в духе альтруизма. Конт допускал историческую изменчивость типов семьи, ко для него идеалом оставалась патриархальная семья, где главой является мужчина, а женщине отводится роль «облагораживания мужской натуры» и нравственно-психологического сплочения членов семьи.

В анализе кооперации как социального института Конт обращает внимание на два момента. Первый - кооперация подобна трудовой семье: в ней имеются эмоционально-нравственные связи и стремление к установлению согласия. Второй - кооперация основана на разделении труда и определяющие ее функционирование процессы специализации и конкуренции приводят к социальному расслоению и социальным конфликтам. Возникновение таких социальных институтов, как церковь и государства, обусловлено необходимостью интеграции общества и установления в нем социальной солидарности. Если церковь стремится достичь этого с помощью духовных средств, то государство - с помощью политических.

Определяя социальную динамику как «позитивную теорию общественного прогресса», Конт среди обуславливающих прогрессивное развитие общества факторов выделял первичные и вторичные. К первичным, решающим факторам общественного прогресса он относил умственное и духовное развитие людей, а к вторичным - изменения географических и демографических условий их жизни. В рамках общественного прогресса французский социолог предлагал различать четыре вида прогресса:

- физический - совершенствование человеческой природы;

- материальный - улучшение условий жизни людей;

- интеллектуальный - переход от теологического мышления к позитивному;

- моральный - развитие коллективности и альтруизма.

Интеллектуальный и моральный виды общественного прогресса Конт провозгласил ведущими. Прогрессивное развитие личности он усматривал в изменении ее чувств, разума и деятельности. Согласно его представлению, прогресс человеческих чувств связан с переходом от эгоизма к альтруизму; прогресс разума - от теологизма к позитивизму; прогресс деятельности - от милитаризма к индустриализму.

Центральное место в социальной динамике Конта занимает его учение о трех стадиях общественного прогресса: теологической, метафизической и позитивной. По Конту, на теологической стадии, которая началась в глубокой древности и длилась до 1300 года, происходит постепенный переход от фетишизма к политеизму, а от него к монотеизму. Метафизическая стадия как переходная эпоха от теологического мышления к метафизическому длилась с 1300 до 1800 года и привела к философским сомнениям, моральной испорченности и политическим беспорядкам. Свидетельство зарождения позитивной стадии Конт видел в широком распространении естественнонаучных знаний, в бурном развитии техники и индустрии, которые в будущем обеспечат «легкую и приятную жизнь, справедливость и мир».

ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР (1820 - 1903)

Основоположник органического направления в социологии английский философ-позитивист Спенсер первым ввел в социологический словарь понятия «система», «структура», «функция», «институт». В написанных им работах: «Социология как предмет изучения» (1873), «Социальная статика» (1851) и «Основания социологии» (1876-1896), основное внимание было сосредоточено на анализе общества как социального организма и его эволюции.

Общество как социальный организм

Спенсер объявил социологию наукой, которая всеобъемлюще синтезирует биологические и психологические, антропологические и демографические, этнографические и исторические, политические и экономические знания. Признавая общество в качестве главного объекта социологии, английский ученый видел в нем целостное системное образование. В его представлении общество, с одной стороны, - совокупность индивидов, ас другой - социальный организм, подобный организму биологическому.

Для Спенсера социальный организм также как и биологический растет и увеличивается в объеме - от маленьких поселений и государств до крупных городов и империй. Социальный организм имеет сходную с биологическим организмом структуру, которая в процессе развития усложняется вследствие дифференциации функций, составляющих общество органов. В структуре развитого социального организма Спенсер выделял три жизненно важные системы органов. Первая - «поддерживающая система», которая обеспечивает производство необходимых для членов общества средств существования. Вторая - «распределительная система», которая организует социальную коммуникацию в обществе. Третья - «регулятивная система», которая осуществляет социальный контроль за деятельностью членов общества.

Среди отличий социального организма от биологического Спенсер выделял более автономное функционирование социальных систем и наличие в каждом элементе социального организма сознания. По его мнению, общество должно существовать «для блага своих членов, а не члены его существуют для блага общества». Специфическим элементом социального организма он признавал социальные институты как устойчивые структуры социальных действий членов общества. Все многообразие социальных институтов им было сведено к шести основным группам: домашние, обрядовые, профессиональные, промышленные, политические, церковные.

Социальная эволюция

Понятие «эволюция» занимает центральное место в позитивной социологии Спенсера. Он отрицал революционный путь развития, считая его ведущим к регрессу, а не к прогрессу. Спенсер различал три вида эволюции: неорганическая, органическая и надорганическая (социальная).

Согласно представлению Спенсера, эволюция общества, подобно эволюции биологического организма, осуществляется в результате развития от простого к сложному, перехода от состояния относительной неопределенности, однородности к состоянию относительной определенности, разнородности. Социальную эволюцию английский социолог представлял как два взаимосвязанных процесса: расширение объема и усложнение структуры общества. Рост объема общества происходит как за счет простого размножения индивидов, так и за счет объединения социальных общностей в союзы. Усложнение структуры общества осуществляется путем дифференциации социальных функций.

По предложенной Спенсером схеме, социальная эволюция происходит следующим образом: семьи объединяются в роды, роды - в племена, племена - в нации. Начиная с племенной организации, рост численности населения приводит к усложнению социальной структуры и специализации социальных функций. В результате чего возникает общественное разделение труда. Дальнейшая социальная эволюция связана с переходом от сложной к сверхсложной социальной структуре, что повышает эффективность функционирования общества. С точки зрения Спенсера, когда начинается переход от сложного к сверхсложному социальному организму, социальная эволюция продолжает «проявлять себя в прогрессирующей интеграции».

ЭМИЛЬ ДЮРКГЕЙМ (1856 - 1917)

Развивая позитивистские идеи в социологии, Дюркгейм первым во Франции стал официально читать курс социологии и издавать журнал «Социологический ежегодник». В работах «О разделении общественного труда» (1893), «Правила социологического метода» (1895) и «Самоубийство» (1897) он дал анализ предмета и метода социологии, представил концепции разделения труда и социальной солидарности, эмпирически обосновал социальные причины аномалий в обществе.

Предмет и метод социологии

Дюркгейм, также как и О. Конт, ставил социологию в один ряд с естественными науками, считая ее высшей ступенью научного познания. С его точки зрения, социология должна изучать общество как совокупность социальных фактов. Под социальными фактами Дюркгейм понимал «коллективные представления», «совокупность идей», которые существуют независимо от конфетной личности, но оказывают побудительное воздействие на ее поведение. Социальные факты выступают в форме норм и законов, ценностей и идеалов, обычаев и традиций, которые вырабатываются такими формами общественного сознания, как право, мораль, искусство, религия. Социальные факты могут быть «нормальными», то есть способствующие укреплению социальных связей, и «патологическими», которые приводят к социальной «аномии».

В структуре социологии Дюркгейм выделил три раздела. Первый - социальная морфология, которая должна изучать естественные основы жизни разных народов и включать в себя географическую и демографическую социологии. Второй - социальная физиология, которая должна изучать социальные факты и включать в себя социологии морали и религии, юридическую и экономическую, лингвистическую и эстетическую социологии. Третий - общая социология, которая на основании синтеза знаний двух первых разделов должна устанавливать общие социологические законы и правила социологического метода.

Основу социологического метода Дюркгейм видел в рассмотрении социальных фактов как вещей, то есть как независимых от сознания конкретных людей реальностей, с помощью методов естественных наук, которыми изучаются, например, физические и химические факты. К основным правилам социологического метода, которые должны использоваться при исследовании любого общественного явления, французский социолог относил следующие:

- использование косвенного наблюдения;

- проведение сравнения по аналогии;

- выявление общего, закономерного через изучение единичного;

- обнаружение причинно-следственных связей;

- установление источников исторического развития. Социальная солидарность и общественное разделение труда Центральной социологической проблемой Дюркгейм считал проблему социальной солидарности, под которой понимал сплоченность людей как представителей какой-либо социальной группы. Социальная солидарность проявляется в том, заявлял он, что «группа думает, чувствует, действует совершенно иначе, чем это сделали бы ее члены, если бы они были разъединены». Социальная солидарность способствует сохранению целостности общества. Если в обществе, полагал Дюркгейм, снижается уровень социальной сплоченности, то оно вступает в состояние кризиса, наступает социальная аномия, при которой у людей утрачивается значимость социальных норм, ценностей и ориентации и начинает господствовать разгул человеческих желаний и страстей.

Выделяя два этапа социальной эволюции, Дюркгейм специфику этих этапов видел в различных формах социальной солидарности. Согласно его представлению, на первом - архаическом (примитивном) этапе эволюции обществу присуща «механическая» солидарность, а на втором - индустриальном - «органическая». Механическая солидарность основана на том, что большинство членов общества выполняют одинаковые виды деятельности и индивидуальное сознание людей растворено в коллективном. Органическая солидарность в своей основе имеет общественное разделение труда и относительную самостоятельность индивидуального сознания.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.