Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Профессиональная ориентация детей-сирот

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.05.13. Год: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление

Введение: 3

Глава I 4

1.1 Профессиональное самоопределение 4

1.2 Цели и мотивы профессионального самоопределения 6

Глава II 9

2.1 Сущность профориентационной работы 9

Глава III 15

3.1 Профориентационная работа с воспитанниками детских домов 15

Заключение 20

Литература: 22

 

Введение:

Объект  исследования: профориентация воспитанников  детских домов.

Предмет исследования: Особенности профессионального  самоопределения   и профориентации  воспитанников детских домов.

Цель  работы: Исследовать понятие профориентации и выявить сложности профессионального  самоопределения у воспитанников  детских домов.

 

А.Е.Голомшток  определяет профессиональную ориентацию как систему общественного и  педагогического воздействия на молодёжь в целях её подготовки к  сознательному выбору профессии 

И.Н.Назимов  дал такое определение профориентации: «Профориентация и её важнейшая  составная часть – профотбор  – это научно обоснованная система  методов и средств воздействия  на обучающихся и трудоустраивающихся  лиц, способствующая их своевременному привлечению в различные области  народного хозяйства, рациональной расстановке, эффективному использованию  и закреплению по месту работы на основе объективной оценки и учёта  склонностей, способностей и индивидуальных качеств каждого человека» 

 

Глава I

1.1 Профессиональное самоопределение

Профессиональное самоопределение - процесс, влияющий на весь жизненный  путь человека, и поэтому так важно  не допустить ошибки в выборе будущей  профессии.

Процесс профессионального самоопределения  включает в себя:

    • действия  личности по самоанализу, самопознанию и самооцениванию собственных способностей и ценностных ориентаций;
    • действия по пониманию степени соответствия собственных особенностей требованиям выбираемой профессии; 
    • действия по саморазвитию у себя способностей и возможностей в процессе профессиональной подготовки и обучения, с целью достижения более полного соответствия самого себя относительно выбранной профессии и профессии относительно собственных устремлений.

Важнейшее средство профессионального самоопределения - целенаправленная деятельность, предполагающая оказание помощи детям в сознательном выборе профессии в соответствии со своими способностями и интересами.

Выбирая из множества профессий, надо, во-первых, четко представлять себе, что человек  хочет от профессии (мотивы выбора):

    • каким должно быть содержание профессии, чтобы было интересно работать?
    • какая заработная плата его устроит?
    • какой образ жизни он хочет вести?
    • сколько времени и сил он сможет отдать освоению этой профессии?

Второе  условие выбора профессии - учет своих  способностей.

И третье условие - важно знать содержание профессии, какими умениями и навыками должен обладать специалист, какими психологическими качествами обеспечивается успешность в работе.

 В  деятельности социальных работников  и педагогов, осуществляющих работу  с воспитанниками детских домов,  необходимо учитывать следующие  негативные факторы, влияющие  на процесс профессионального  самоопределения:

    • Отношение к выбору профессии как к выбору постоянного островка в океане профессий.
    • Предрассудки чести. Некоторые важные для общества профессии, почему-то считают занятием недостойным, неприличным.
    • Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать).
    • Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. Таким образом, профессия артиста может привлекать тем, с какой легкостью он создает на сцене или в кино сложный образ, завоевывает популярность, славу. Но за этой легкостью стоит напряженный, длительный, будничный труд.
    • Отождествление школьного учебного предмета с профессией (или плохое различение этих реальностей).
    • Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства. Практически все профессии непрерывно меняют свой облик.
    • Неумение разобраться, отсутствие привычки разбираться в своих личных качествах (склонностях, способностях, подготовленности).
    • Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.
    • Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи о выборе профессии.

При этом необходимо знать ситуации трудности  выбора профессии, с которыми сталкивается воспитанник детского дома:

    • когда ребенок осознает необходимость своевременности выбора профессии, но не знает вообще что хочет;
    • когда  ребенок выбирает среди нескольких альтернативных путей карьеры;
    • когда имеются внешние и внутренние препятствия для планирования профессионального будущего;
    • когда возникают сложности с проживанием и обучением в том или ином учреждении дальнейшего образования воспитанника детского дома.

У большинства воспитанников детских  домов обнаруживается отсутствие проектов собственного будущего, отсутствие целей, а также неумение планировать  свою деятельность, что связано с  особенностями их психического развития и условиями проживания. В данном случае немаловажна работа социальных педагогов  с ребенком для формирования навыков целеполагания, т.е.обучение навыкам постановки целей.

1.2 Цели и мотивы  профессионального самоопределения

Цель - это образ желаемого результата, специально переработанная, подготовленная к исполнению мечта. Как и мечта, качественная цель должна быть привлекательной, воодушевляющей, но в отличие от мечты она более конкретна, детальна, как-либо измерима, определена во времени, обязательна для достижения.

Самый важный шаг - постановка целей. Если удастся сосредоточиться на цели, гораздо легче отыскать пути к ее достижению. Это важно как  в жизни вообще, так и в профессиональной деятельности тем более. Существует два вида целей:Глобальные цели, то есть те, которые вы рассчитываете  достичь через продолжительный  период времени. Текущие цели, то есть те, для достижения которых вы принимаете конкретные решения.

Наряду с навыками целеполагания  необходимо формирование и мотивов  профессионального самоопределения. Традиционно под мотивацией понимаются побуждения вызывающие активность и  определяющие ее направленность. Предмет  деятельности есть ее действительный мотив. Разумеется, он может быть как  вещественным, так и идеальным, как  данным в восприятии, так и существующим только в воображении, мысли.Одни мотивы, побуждая деятельность, вместе с тем  придают ей личностный смысл. Эти  мотивы называются смыслообразующими.Другие, сосуществующие с ними и исполняющие  роль побудительных факторов (положительных  или отрицательных) - порой остро  эмоциональных, аффективных, - лишены смыслообразующей функции. Условно их называют мотивами-стимулами.

Формирование мотивации имеет  два механизма:

Первый из них заключается в  том, что сложившиеся или специально организованные воспитателем (педагогом) условия учебной и трудовой деятельности и взаимоотношений актуализируют  отдельные ситуативные побуждения, которые при систематической  актуализации постепенно переходят  в устойчивые мотивационные образования. Это механизм формирования «снизу вверх».

Второй процесс (механизм «сверху  вниз») заключается в усвоении воспитуемым  предъявляемых ему в готовой  форме побуждений, целей, идеалов, содержания направленности личности, которые по замыслу воспитателя должны у  него сформироваться и которые сам  воспитуемый должен постепенно превратить из внешне понимаемых, во внутренне  принятые и реально действующие.

(Полноценное формирование мотивационной  системы личности должно включать  в себя оба механизма).

Профессиональная мотивация - это  действие конкретных побуждений, которые  обусловливают выбор профессии  и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией. Профессиональная мотивация динамична, изменчива  и представляет собой непрерывный  процесс, протекающий под постоянным воздействием объективных и субъективных факторов. Структуру профессиональных мотивов можно выявлять на разных этапах становления (развития) профессионала: на этапе выбора профессии или  специальности (взвешиваются все за и против, плюсы и минусы предлагаемой работы); в процессе работы по избранной  специальности; при смене рабочего места (переход с одной работы на другую).

Каждый человек нуждается в  признании окружающих и хочет, чтобы  его ценили, ищет одобрения, любви  и независимости. Один из способов достичь  этого - выбрать профессию, которая  выделяла бы его в глазах окружающих и приносила бы ему эмоциональное  удовлетворение. Стремление достичь  большого успеха в профессиональной деятельности является следствием высокого уровня самооценки и способствует утверждению  чувства собственного достоинства. В юношеских поисках индивидуальности и удовлетворенности собой очень  сильна мотивация «выбрать профессию», способствующую реализации личности.

В большинстве случаев  не происходит рационального выбора профессии, как  такового; воспитанники детских домов  просто выбирают первую попавшуюся профессию, которую выбрали их друзья; и это  может быть единственное место, на которое  их точно  примут,  или в котором  они могут быть уверены, т.к. только в этом учебном заведении есть реальные  условия проживания и обучения для детей-сирот.

 В данном случае выбор  профессии оказывается скорее  случайным, чем осознанным, но  здесь уже важен не сам выбор  профессии, а выбор условий  социальной защищенности в нашем  обществе. В данном случае ребенок  выбирает не столько профессию,  сколько привычный для себя  образ жизни, т.к. не знает  и не умеет жить по-другому.

 

Глава II

2.1 Сущность профориентационной работы

Профессиональная ориентация - это  научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванному учитывать  как индивидуальные особенности  личности, так и необходимость  распределения трудовых ресурсов.

Сущность профориентации, как общественной проблемы проявляется в том, что  необходимо преодолеть противоречия между  объективно существующими потребностями  общества в сбалансированной структуре  кадров и профессиональными устремлениями  молодежи. Цели профориентации продиктованы обществом, его задачами, потребностями.

Традиционно профориентация строится на основе «триады»:

  • 1-й фактор включает в себя: профессиональную направленность, интересы, склонности человека, желания. Мы можем назвать этот фактор одной фразой: «ЧТО Я ХОЧУ» (желания воспитанника);
  • 2-й фактор включает в себя состояние здоровья, личностные особенности: «ЧТО Я МОГУ» (способности, знания, умения, навыки);
  • 3-й фактор включает в себя потребности общества: «ЧТО НАДО» (спрос на данную профессию, возможности региональной системы занятости).

Задачами профориентационной работы в учреждениях для детей-сирот  являются следующие:

    • Социальные - способствуют становлению члена общества, готового к самореализации;
    • Экономические – регулируют сферу деятельности и трудовые потоки;
    • Личностные – формирует качества развития личности, необходимые для выбора профессии, обучения и успешной работы;
    • Воспитательные - воспитывает трудолюбие, ответственность, добросовестность и др. социально-личностные качества;
    • Образовательные – дает знания о мире профессий и отдельных профессиях;
    • Мотивационные - мотивирует воспитанников на совершение обоснованного выбора профессии.

Направления деятельности системы  профориентационной работы:

    1. Профессиональное просвещение;
    2. Профессиональная диагностика;
    3. Профессиональная консультация;
    4. Профессиональный отбор;
    5. Профессиональная адаптация;
    6. Профессиональное воспитание.

Следует отметить, что профориентация  содержит в себе три главных аспекта:

    1. Информационный аспект профориентации связан с необходимостью обеспечения воспитанников всесторонней информацией о существующих профессиях и специальностях на основе профессиографических данных.
    2. Диагностический аспект профориентации предусматривает не только всестороннее изучение и оценку качеств личности, но и подбор ряда смежных профессий, в которых смог бы работать тот или иной обследуемый.
    3. Воспитательный аспект является ведущим в структуре профориентации, потому что предполагает формирование у детей-сирот профессиональной направленности, выработку интереса и стремления к выбору определенных профессий; а так же осуществление психологической подготовки к предстоящему профессиональному обучению и практической деятельности.

Профессиональная ориентация воспитанников  детских домов содержит в себе несколько этапов работы:

    1. Предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии. (Этот этап содержит изучение особенностей личности- ценностных ориентаций, интересов, способностей, потребностей, склонностей, мотивов выбора профессии, черт характера, темперамента, состояния здоровья).
    2. Профессиональная консультация. (Этот этап нацелен на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии с учетом индивидуальных особенностей консультируемого).

          Профессиональные  консультации бывают двух видов  - индивидуальные и групповые.  Особенности групповых консультаций  – взаимовлияние и общение  воспитанников между собой в  обсуждении той или иной профессии.

    1. Профессиональный отбор - проводится с целью выявления пригодности человека к конкретному виду деятельности.
    2. Профессиональный подбор - предоставление человеку рекомендаций о возможных направлениях трудовой деятельности, наиболее соответствующих его особенностям.
    3. Профессиональная информация - ознакомление профориентируемого с современными видами производства, состоянием рынка труда, формами и условиями  освоения профессий, требованиями, предъявляемыми профессией к человеку.

 

    1. Психологическая диагностика – проводится специалистом-психологом для определения соответствия психологического статуса воспитанника требованиям  выбранной профессии, выявления  потребности в психокоррекционных мероприятиях в рамках профессиональной ориентации и последующего профессионального  обучения и трудоустройства.

Существует ряд критериев сформированности готовности к профессиональному  самоопределению, которые нужно  учитывать при проведении профессионального  отбора :

        • когнитивный - степень представления человека об индивидуальных психофизиологических качествах; степень ознакомления с содержанием избираемой профессиональной деятельности; степень информированности о путях необходимого образования,
        • мотивационно - потребностный - характер мотивации и активности учащихся; осознание личной и общественной значимости будущей профессии; связь интересов с ценностными ориентациями; интенсивность эмоциональных переживаний, волевых усилий, внимания.
        • Деятельносто - практический - способность соотнесения учащимися своих индивидуальных особенностей и профессиональных требований данной профессии; владение основными приемами работы.

В соответствии с данными критериями можно выделить основные задачи профессионального самоопределения в процессе обучения воспитанника детского дома:

 

    • «Я» - знание себя, своих  качеств, возможностей, способностей, потенциала, объективных потребностей, сильных и слабых сторон своей  личности,  выработка системы  ценностей, отношения к людям;
    • «роль» - позиция и ожидания по отношению к семье, обществу, будущим коллегам по работе, труду и занятости в целом;
    • «работа» - собственные трудовые возможности и их использование на открытом рынке труда, в других сферах, в обществе, дома;
    • «карьера» - осознание карьеры, как последовательной смены видов деятельности, специальностей, профессий, мест работы в течении жизни, как достижения личного успеха и удовлетворенности трудом;
    • «переход» - развитие качеств и навыков, которые необходимы, чтобы приспособиться к изменениям, связанным с переходом на следующую профессиональную ступень, т.е. приспосабливаемость, гибкость, способность принимать оптимальные решения и конструктивно решать личные проблемы.

Основным в профориентации является ее психологическое сопровождение, что объединяет под собой различные  формы и методы профессиональной диагностики и различные виды профконсультаций.

Различают следующие виды консультаций:

      • справочные, в ходе которых воспитанники выясняют каналы трудоустройства, требования к приему на работу или учебу, возможности освоения различных профессий, сроки подготовки, систему оплаты труда, перспективы профессионального роста;
      • диагностические, направлены на изучение личности, интересов, склонностей, способностей с целью выявления соответствия их избираемой или близкой к ней профессии;
      • медицинские, имеющие целью выявление состояния здоровья воспитанников, его психофизиологических свойств в отношении избираемой профессии и др.

Для профессиональной диагностики личности воспитанника детского дома используются следующие  методы и формы работы:

    1. Наблюдение. Оно может быть непосредственным (связи прямые между исследователями и наблюдаемыми) и опосредованным (есть посредником между исследователем и наблюдаемым является социальный педагог).
    2. Анализ документов и результатов деятельности:
      • личные дела;
      • итоги медицинских обследований;
      • классные журналы;
      • творческие сочинения, изделия и т. д.
    1. Анализ практических действий воспитанников в интернате.
    1. Метод анкетирования.
    2. Беседы-интервью.
    3. Педагогический эксперимент.
    4. Метод сравнения.

В процессе психологической профессиональной диагностики воспитанников детского дома оцениваются  те особенности  их психологического развития, которые  могут существенно затруднить освоение ими профессии и последующую  профессиональную самореализацию.  В их число входят:

    • Особенности усвоения навыков общения, уровень коммуникативной активности;
    • Адекватность уровня притязаний, самооценки, критики;
    • Широта круга интересов, структура ценностных ориентаций;
    • Степень зависимости от ближайшего окружения, социальный инфантилизм.

Спектр и широта применяемых в ходе обследования методик определяется предпочтениями, уровнем квалификации специалиста-психолога, тактическими и стратегическими  целями и задачами профориентационного  диагностического обследования.

Для проведения минимального профориентационного  психодиагностического обследования воспитанников детских домов  можно применять следующие методики: «Дифференциально-диагностический  опросник» (ДДО);  «Карта интересов»; тест Холланда;  профориентационную методику Пряжникова и т.д.

Глава III

3.1 Профориентационная работа с воспитанниками детских домов

Профориентационная  работа с воспитанниками детских  учреждений для детей-сирот должна начинаться гораздо раньше, чем ребенок  достигнет возраста, в котором  для него станет актуальным профессиональный выбор. Данная работа осуществляется в  рамках общего воспитания, формирования базовых личностных черт и свойств  характера, развития общего кругозора, запаса знаний, способствующих становлению  будущего профессионала. Развитие необходимых  качеств начинается в раннем возрасте в рамках трудового воспитания, когда  происходит формирование понятия необходимости  труда, его пользы, чувства удовлетворения от выполненной работы и любви  к ней.

Психологическое и профессиональное просвещение  начинается в младших классах  и является первым этапом профессиональной ориентации воспитанников детских  домов. Педагоги стимулируют интерес  воспитанника к собственной личности с ее индивидуальными особенностями  и недостатками.

Формы профориентационной работы с воспитанниками младшего школьного  возраста просты: рассказ, беседа, просмотр фильмов, встречи с представителями  различных профессий, создание кружков  по интересам – музыкальных, рисования  или лепки. В кружках есть возможность  создать все условия для творческого  развития способностей: изобразительных, конструкторских и  т.д.

На данном этапе следует достичь решения  следующих задач:

    • Формирования общей положительной установки на труд;
    • Психическое и физическое развитие в соответствии с возрастом;
    • Формирование адекватной оценки и адекватного отношения к способностям и склонностям ребенка со стороны персонала учреждения.

На следующем  этапе среднего школьного возраста(11-13лет) дети-сироты включаются в общественно-полезный и учебный труд; у них формируются  общественно значимые мотива выбора профессий, выявляется и развивается  интерес к конкретному виду деятельности, знания о профессиях расширяются  за счет знакомства с содержанием  труда той или иной профессии. На данном этапе у детей должны быть сформированы умения ориентироваться  в мире профессий, интересы к конкретной сфере профессиональной деятельности.

Основные  задачи профориентационной работы в  этот возрастной период следующие:

    • Формирование трудового стереотипа;
    • Общетрудовая подготовка;
    • Стимулирование психического и физического развития;
    • Выявление интересов и склонностей в контексте формирования дальнейших адекватных профессиональных планов.

Формы профориентационной работы на данном возрастном этапе  содержат:

Трудовые  пробы, Общетрудовая подготовка, общественно-полезный труд, ознакомление с кругом предпочтительных профессий, формирование трудовой дисциплины, изучение условий труда и производства и т.д.

На следующем  возрастном этапе(13-15лет) основное внимание должно быть обращено на социально-профессиональную направленность выбора профессии с  учетом психических и физических возможностей и склонностей воспитанников.

К основным задачам профориентационной работы данного этапа следует отнести:

    • Формирование общетрудовых умений и навыков;
    • Формирование профессиональных планов;
    • Индивидуальное взаимодействие и педагогом по формированию профессиональных планов ребенка.

 

В этот период проводятся трудовые пробы, которые  предполагают попробовать воспитанника в различных видах труда непосредственно  в учебных мастерских.

Формы профориентационной работы в данном возрастном периоде  заключаются в предпрофильной трудовой подготовке, формировании трудовой культуры, привитии навыков делового общения, организации бытового труда, ведения  домашнего хозяйства с ориентировкой  на его самостоятельное осуществление.

На заключительном возрастном этапе (15-16лет) вопрос выбора профессии становится особенно острым.

Основные  задачи профориентационной работы данного  этапа:

    • Формирование адекватных профессиональных планов;
    • Предпрофессиональная подготовка;
    • Расширение социальных связей воспитанников;
    • Социально-средовая ориентировка;
    • Консультирование по вопросам проф.обучения и трудоустройства;
    • Содействие в проф.обучении и трудоустройстве.

Основные задачи педагога на данном этапе - на основе ранее  полученных знаний о профессии сформировать у воспитанника правильное отношение  к выбору профессии, обрисовать характерные  ошибки при выборе.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.