Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Адам Смит и Адам Фергюсон о социальной природе человека и общественном разделении труда

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 19.05.13. Год: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

Содержание 

Содержание_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _2

Введение_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _3

Адам  Смит_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _4

Адам  Фергюсон_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _9

Аннотаци_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _15

Литература_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _15

 

 

Введение

Я выбрала  именно эту тему, так как считаю ее наиболее важной в познании всей дисциплины. Ведь именно с понятия  социологии и этапов ее формирования и начинается изучение данной науки. С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы (разливы рек, землетрясения, извержения вулканов, смена времен года или дня и ночи и т.д.), но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди других людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить между собой границы, разделяться на отдельные государства и враждовать друг с другом? Почему одним позволено пользоваться многими благами, а другим отказано во всем? Поиск ответов на эти и иные вопросы уже в древности заставил ученых и мыслителей обратить свой взгляд на человека и на общество, в котором он существует. Ожидание личной выгоды каждым вовлеченным в экономические и социальные взаимоотношения человеком Смит связывает с естественным стремлением всех людей как разумных и свободных существ к большей безопасности и выгоде. Так как достижение этой выгоды может быть достигнуто только благодаря взаимоотношениям между людьми, вовлеченными в разные обмены, достижение людьми личных благ способствует и достижению общественных целей.  Смит писал об этом в следующих знаменитых словах: «Каждый отдельный человек…управляя этой промышленностью таким образом, чтобы ее продукт обладал максимальной стоимостью, преследует лишь собственную выгоду, причем в этом случае, как и в многих других,  он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения…Преследуя свои собственные интересы, он часто больше действительным образом служит интересам общества,  чем тогда, когда сознательно стремится сделать это». Согласно Фергюсону общественная жизнь людей развивалась вместе с развитием человечества как биологического рода и человечности как важнейшего нравственного качества людей. Человек социален по своей природе, и развитие социальности делает его цивилизованным, культурным и свободным. Оспаривая точку зрения Гоббса и других сторонников теории общественного договора, Фергюсон писал: «Людей надо рассматривать в сообществах (в другом переводе-в группах)-так, как они всегда и жили. История индивида есть часть тех чувств и мыслей, которые он испытал как представитель вида. (Другой перевод: История индивида-это только фрагмент того общего фонда чувств и мыслей,  который характеризует его общество,  и любое исследование, касающееся человека, должно проводиться  на примере обществ, а не отдельных людей)… При взгляде на человека (индивида) общество предстает таким же древним, как и индивид… Поэтому, если нас спросят, где можно найти естественное состояние, мы можем ответить: оно здесь, и неважно, имеем ли мы в виду Великобританию или мыс Доброй Надежды, или Магелланов пролив». 

 

 

Адам  Смит

Адам  Смит-шотландский экономист и философ, один из крупнейших представителей классической буржуазной политической экономии. Смит оказал значительное влияние на развитие социологии. Ему принадлежит одно из первых углубленных исследований психологии человека, живущего в общине. Он предпринял попытку раскрыть природу человеческих страстей, объяснить социальными факторами стремление человека оценивать себя и других. Сама способность человека к нравственному переживанию, утверждал он, ниспослана человеку свыше, однако формы и интенсивность ее проявления целиком и полностью определяются социальным окружением индивида. Человеку присущи два желания:

1) оценивать  поступки окружающих людей;

2) завоевывать  их одобрение.

Весь  комплекс чувств взаимодействующих  между собой индивидов Смит называет "сочувствованием". Оно становится возможным в силу того, что каждый человек является одновременно "внешним" и "внутренним" наблюдателем. С одной стороны, он наблюдает и оценивает поступки древних людей, с древними-глядит на себя глазами окружающих и с этой позиции судит себя и свое поведение. Согласно Смиту, ключевую роль среди всех человеческих эмоций играет чувство справедливости, понимаемое как воздержание от причинения зла другому. Именно справедливость, с точки зрения Смита, позволяет сдерживать порывы пагубных страстей, использовать свою энергию во благо других. Огромный импульс развитию социологии, как и др. общественных наук, дал осуществленный Смитом всеобъемлющий анализ капитализма как экономической системы. Смит близко подошел к раскрытию сущности таких понятий, как "капитал", "труд", "стоимость", "прибыль" и других. Основным источником обществ. богатства, по Смиту, является индивидуальное стремление к благополучию, а также присущее каждому индивиду желание добиться более высокого положения в обществе. Главным условием процветания государства Смит считал:

1) господство  частной собственности;

2) невмешательство  государства в экономику;

3) отсутствие  препятствии для развития личной  инициативы. Согласно Смиту, важным фактором, способствующим экономическому росту, является разделение труда, позволяющее расширить применение машин. Признавая, что разделение труда обедняет его, Смит предлагал компенсировать эти негативные последствия путем введения всеобщего образования. Смит делил общество на три класса:

1) наемных  рабочих;

2) капиталистов;

3) крупных  землевладельцев.

Он отмечал, что в условиях капитализма интересы рабочих противоположны интересам  имущих классов, однако считал такое  положение неизбежным и естеств. Работы Смита стали одним из теоретических источников политической экономии марксизма. Работа над книгой «Исследование о причинах и природе богатства народов» заняла у Смита 8 лет, но именно она сделала его всемирно известным, получив большое признание общественности и на долгое время став руководством в экономической политике Англии. Смит считал, что богатство общества заключается в наличии простых товаров потребления, люди хотят купить товары, а не деньги, деньги-лишь вспомогательное средство (эта идея надолго утвердилась в экономической теории, и только Кейнс одним из первых показал, что деньги все-таки играют самостоятельную и весьма значительную роль в организации экономики). С открытием Америки, считал Смит, золота стало больше, но и цена его упала, богатство общества увеличилось по другой причине-произошло расширение торговли с колониями, возникло новое разделение труда. Только труд является источником богатства общества, причем не только земледельческий; любой труд производителен, если он создает материальный продукт, который, в свою очередь, может быть обменен на деньги, т. е. труд, производящий доход-производительный. Первая важная социологическая идея Смита состоит в том, что труд является основой богатства общества, его значение по сравнению с другими видами деятельности чрезвычайно высоко, производительный труд вследствие этого имеет более высокую ценность, по степени развития производства оценивается и само общество. Пожалуй, с этого момента в общественном сознании глубоко укореняется так называемая «психология экономизма», когда экономика и производство в глазах простого человека, ученого или политика получают высшую субъективную оценку, когда экономика становится как бы основой жизни общества с точки зрения здравого смысла человека. Труд-не только источник богатства, но и мера ценности товара, стоимость всякого товара для обмена определяется количеством труда, которое производитель может купить на него. Конечно, для Смита идея трудовой стоимости носит больше технический характер-он пытается найти некую всеобщую меру, тем самым он вносит единство и упорядоченность в разнообразный мир потребительных товаров, так необходимые для правильной и общепризнанной их оценки. Но трудовая идея стоимости имеет и другое социальное содержание-определение стоимости трудом предполагает всеобщность и равенство всех видов труда: раз товары равны на рынке, значит и труд их производителей одинаков, они равнозначны как личности. Третья социологическая идея Смита связана с определением социальной структуры общества. Важно отметить сам принцип-основные классы общества определяются исходя из экономических характеристик. Так, теория распределения связывается с теорией социальной структуры: рабочий класс в качестве дохода имеет заработную плату, класс капиталистов-прибыль, класс землевладельцев-ренту. Все остальные классы получают доход только при вторичном распределении, поэтому как бы ни были они необходимы для общества, основными классами они все-таки не являются. Динамика социального благосостояния трудящихся классов зависит от роста капитала, когда спрос на рабочую силу высок, тогда выше и цена рабочей силы, поэтому рабочие должны быть заинтересованы в капиталистическом развитии общества; они этого часто не осознают и не понимают своих целей. Смит также должен был ответить на вопросы о том, на основе каких социальных принципов действия людей организуется экономика; как обеспечивается равновесие экономической системы? Для ответа на них он, прежде всего, обратился к анализу характера действий человека. Во-первых, по Смиту, человек от природы имеет склонности к обмену, торговле, поэтому и возникает разделение труда. Во-вторых, человек действует рационально-он осознает выгоду своих экономических действий, к примеру, когда участвует в разделении труда. В-третьих, действие человека в экономической сфере утилитарно, т. е. подчинено собственной пользе, разделение труда ставит людей в зависимость друг от друга, и эта зависимость основана не на дружбе и расположении, наоборот, надо рассчитывать на эгоизм людей, «не от благожелательности булочника мы получаем хлеб», а от соблюдения им своих собственных интересов, считал Смит. Обычный человек обращается не к гуманности человека, а к его выгоде, только нищий рассчитывает на благорасположение других. В-четвертых, действие человека в экономической сфере основано на чувстве бережливости, каждый стремится к тому, чтобы увеличить свое благосостояние, а самый простой способ-вложить сбереженные деньги в капитал. Так, бережливость, по Смиту, приводит к накоплению и развитию капитализма. Все эти свойства человеческого поведения даны от природы, они вечные и неизменные, с точки зрения Смита, на них, собственно, и строится экономика. И, наконец, последняя социальная идея Смита связана с определением роли .экономики в обществе, которая представляет собой отдельную самодостаточную систему, имеющую механизмы саморегуляции. Таким механизмом является естественный закон спроса, предложения и конкуренции. Государству нет необходимости регулировать цены, прибыль и заработную плату: при повышении спроса на тот или иной товар норма прибыли при его производстве повышается, и капитал будет притекать в эту область до тех пор, пока норма прибыли не выровняется до уровня нормальной. Если товара много, то капитал бежит из этой области производства в другую. Так, экономическая система-свободный рынок-удовлетворяет потребности людей, причем именно обычный покупатель и его интересы направляют ход развития рынка, здесь именно спрос движет предложением. Но для действия закона «спроса-предложения» необходимо условие-свобода приложения капитала и труда. Капиталисты должны бороться между собой за сферу производства, тогда они полезны обществу-вследствие конкуренции между ними снижаются издержки и цены, если монопольная цена-высшая цена для общества, то конкурентная цена-низшая. Конкуренция возможна при равнозначных по силе экономических агентах, поэтому главное условие нормального функционирования свободного рынка, считал Смит-невмешательство государства в дела экономики. Во-первых, государство само не должно быть собственником, так как государственное имущество обычно используется неэффективно, тем самым оно дороже обходится обществу, поэтому реальный путь выхода из создавшегося положения - приватизация госимущества. Во-вторых, государство не должно контролировать и регулировать сферу торговли, устанавливая монополии и предпочтительные тарифы. Государство берется судить, кому что производить и как продавать товар, но человек, занимающийся этим делом, сам знает лучше, чем государственный чиновник, кому, что и как производить и продавать. Устанавливая поощрительные премии, государство стимулирует производство заведомо убыточного товара; ограничивая с помощью пошлин ввоз дешевого импортного товара, государство лишает общество возможности выгадать от международного разделения труда и купить товар дешевле. Таким образом, государственное регулирование заботится о производителе, и потребитель остается в проигрыше, свободная же конкуренция предполагает заботу об общественном благе. В-третьих, по Смиту, государство не должно вмешиваться в сферу производства. Поддерживая цеховое законодательство, государство ограничивает свободу труда и капитала - доступ к ремеслу работникам закрыт через монополию цеха на производство и через законы ученичества, конкуренция капитала затрудняется .чаконами разделения производства по цехам. Конкуренция труда и капитала затрудняется и при установлении государством твердых цен на основные продукты потребления и уровень оплаты. В-четвертых, государство не должно регулировать аграрное производство посредством правовых ограничений рынка земли (деление земли в соответствии с исключительным правом собственности, невозможность дробления земли при передаче по наследству и т. д.). Итак, государство освобождается от обязанности «руководить трудом частных лиц»; ему не надо поддерживать свободную конкуренцию и рынок, они существуют сами по себе. Каждому должна быть предоставлена свобода преследовать свои собственные интересы и конкурировать своим трудом или капиталом с другими до тех пор, пока он не нарушает «законов справедливости». Функции государства-защита страны от внешнего нападения, создание и содержание общественных сооружений (дорог, мостов и пр.), контроль за образованием своих граждан и ограждение каждого из них от возможности узурпации власти кем-либо. Социально-экономическая концепция Смита выглядит следующим образом:

а) производство и труд являются центральными видами деятельности в обществе, поэтому  экономика для общества имеет  первейшее значение;

б) труд-всеобщая мера ценности товаров, поэтому все виды труда, с социальной точки зрения, равнозначны;

в) социальная структура общества зависит от его  экономических отношений;

г) природа  действия человека в экономической  сфере — утилитарнорациональная, рациональный «эгоизм» является ведущим  принципом экономических отношений  людей;

д) экономика  представляет собой самостоятельную  сферу деятельности общества, она  существует без вмешательства государства  в экономические действия частных  лиц, единственным принципом ее регуляции  выступает свобода приложения труда  и капитала.

Человек, как и все другие живые существа — часть природы и продукт  природной, биологической эволюции. Антропологи проследили биологическую  эволюцию Homo sapiens от высших приматов до современного человека. Питекантропы, австралопитеки, синантропы, неандертальцы, кроманьонцы составляют отдельные  этапы этой эволюции, которая наглядно демонстрирует развитие человека как  биологического вида, увеличение объема его головного мозга, изменение - конечностей и всей его природной  конституции. Как и всякое живое существо, человек является своеобразной метаболической системой, существующей за счет обмена веществ с окружающей средой. Он дышит, потребляет различные природные продукты, существует как биологическое тело в пределах определенных физико-химических, органических и других условий окружающей среды. Как природное, биологическое существо, человек рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает. Человеку, как и животному, свойственны инстинкты, жизненные (витальные) потребности. Существуют также и биологически запрограммированные протосоциальные (досоциальные) схемы поведения человека как специфического биологического вида. Биологические детерминанты (факторы, определяющие существование и развитие) определяются набором генов у человека, балансом вырабатываемых гормонов, обменом веществ и другими биологическими факторами. Все это характеризует человека как биологическое существо, определяет его биологическую природу. Но вместе с этим он отличается от любого животного и прежде всего следующими чертами:

-производит свою собственную окружающую среду (жилище, одежду, орудия труда), а животное не производит, только использует то, что есть в наличии;

-изменяет окружающий мир не только по мерке своей утилитарной потребности, но и по законам познания этого мира, равно как и по законам нравственности и красоты, животное же может изменять свой мир только по потребности своего вида;

-может действовать не только по потребности, но и сообразно свободе своей воли и фантазии, действие животного же ориентируется исключительно на удовлетворение физической потребности (голод, инстинкт продолжения рода, групповые, видовые инстинкты и т.п.);

-способен действовать универсально, животное же лишь применительно к конкретным обстоятельствам;

-свою жизнедеятельность делает предметом (осмысленно к ней относится, целенаправленно изменяет, планирует), животное же тождественно своей жизнедеятельности и не отличает ее от себя.

Вышеуказанные отличия человека от животного характеризуют  его природу; она, будучи биологической, не заключается в одной лишь природной  жизнедеятельности человека. Он как  бы выходит за пределы своей биологической  природы и способен на такие действия, которые не приносят ему никакой  пользы, ему свойственен альтруизм, он различает добро и зло, справедливость и несправедливость, способен к самопожертвованию  и к постановке таких вопросов, как “Кто я?”, “Для чего я живу?”, “Что я должен делать?” и др. Человек  — не только природное, но и общественное существо, живущее в особом мире — в обществе, которое социализирует  человека. Он рождается с набором  биологических черт, присущих ему  как некоторому биологическому виду. Человеком же разумным становится под  действием общества. Он научается  языку, воспринимает общественные нормы  поведения, пропитывается общественно  значимыми ценностями, регулирующими  общественные отношения, выполняет  определенные общественные функции  и играет специфически социальные роли. Все его природные задатки  и чувства, включая слух, зрение, обоняние становятся общественно-культурно  ориентированными. Он оценивает мир  по законам красоты, развитой в данной общественной системе, действует по законам нравственности, которые  сложились в данном обществе. В  нем развиваются новые, не только природные, но и социальные духовно-практические чувства. Это прежде всего чувства социальности, коллективности, нравственности, гражданственности, духовности. Все вместе эти качества, как прирожденные, так и приобретенные в социуме характеризуют биологическую и социальную природу человека.

 

 
 

Адам  Фергюсон 

Адам  Фергюсон был сыном священника и  сам долгое время состоял в  церкви, был военным священником, профессором права Эдинбургского  университета. В отличие от Адама  Смита его важнейшие труды  посвящены изучению социально-политических и правовых вопросов. В своей книге  «Опыт истории  гражданского общества» (1767) Фергюсон осмысливает концепцию  общественного прогресса как  развития гражданского политического  и общественного порядка, прав и  свобод человека.Согласно Фергюсону  общественная жизнь людей развивалась  вместе с развитием человечества как биологического рода и человечности как важнейшего нравственного качества людей. Человек социален по своей  природе, и развитие социальности делает его цивилизованным, культурным и  свободным. Оспаривая точку зрения Гоббса и других сторонников теории общественного договора, Фергюсон писал: «Людей надо рассматривать в сообществах (в другом переводе – в группах) – так, как они всегда и жили. История индивида есть часть тех  чувств и мыслей, которые он испытал  как представитель вида. (Другой перевод: История индивида – это  только фрагмент того общего фонда  чувств и мыслей,  который характеризует  его общество, и любое исследование, касающееся человека, должно проводиться  на примере обществ, а не отдельных  людей)… При взгляде на человека (индивида) общество предстает таким  же древним, как и индивид… Поэтому, если нас спросят, где можно найти  естественное состояние, мы можем ответить: оно здесь, и неважно, имеем ли мы в виду Великобританию или мыс  Доброй Надежды, или Магелланов пролив». Английский антрополог Эванс-Причард  разъясняет эти слова так: «Фергюсон  презрительно высмеивает людей, воображающих, что они изучают «естественного человека», когда расспрашивают  пойманного в лесах дикаря – предмет  развлечения XVIII века. Человеческая природа – это продукт социальной жизни,  и человек единственно «естествен» в обществе, будь оно варварским или цивилизованным. Джентльмен XVIII века не менее «естествен», чем дикарь Северной Америки. В определенном смысле он даже более «естествен», поскольку в развитых обществах люди имеют больше возможностей для самовыражения».Но нам не менее важны те слова Фергюсона, в которых он выразил мысль о том, что «любое исследование, касающееся человека, должно проводиться на примере обществ». Эванс-Причард разъяснял, что в этом случае изучение человека есть изучение общественных институтов в их отношении друг к другу во всеобщей картине жизненных условий, включая национальный характер и климат. Фергюсон изучил природу различных форм правления, выяснил обстоятельства, в которых встречается каждая из них, указал на различные типы общественных институтов, функционирующие при каждой из них. Много внимания Фергюсон уделил возникновению собственности. Согласно его теории собственность появилась при переходе человечества от состояния т.н. дикости к варварству, возникла вместе с появлением неравенства, субординации, власти и юрисдикции. Собственность – мать прогресса, так как она требует появления законов и определяет характер производства. Фергюсон по оценке Эванса-Причарда блестяще описывает условия, при которых могут происходить культурные заимствования, и показывает, как в результате заимствований увеличиваются знания. Однако, никакой народ не может заимствовать что-либо у другого, пока не будет готов к этому. Достижению обществом наилучшего состояния способствует прогрессирующее разделение труда и специализация в границах профессий. «Отдельные профессии, подобно отдельным частям машины, внедряются обществом для достижения определенной цели  и безотносительно к их частному значению». Наиболее ценными считаются профессии, позволяющие людям свободу самовыражения, наименее – ценятся занятия механические. «Одним из оснований подчинения является различие природных талантов и способностей, вторым – имущественное неравенство, третьим-профессионализм, приобретенный в занятиях различными ремеслами». В своих важнейших четырех опубликованных работах2 и множестве неопубликованных Адам Фергюсон исследовал большое разнообразие ключевых проблем эпохи, составив своего рода их компендиум. Это позволяет некоторым историкам идей считать его полным противоречий эклектиком и сожалеть об отсутствии в его трудах серьезной синтезирующей концепции.В самом деле, в 1792 г. Фергюсон писал книгопродавцу Томасу Каделлу, отвечая на вопрос о новом издании Опыта истории гражданского общества: «на самом деле это введение, побуждающее к изучению описанного в нем предмета». Книга стала популярной именно потому, что комментировала вопросы, находившиеся в центре общественного интереса того времени. Фергюсон был интересен тем, что он отверг теоретические априорные предположения о том, что для общества «естественно». Он попытался определить, как и куда движется общество, не обращаясь к какой-либо сверхъестественной силе и мудрости. Он первым использовал в английском языке термин «гражданское общество» для написания систематического трактата по его истории.Триумф и развитие коммерческой цивилизации вызвали у него реакцию, вполне близкую к реакции многих его современников. Он считал, что наступил новый период в развитии общества, когда силу оружия заменила сила рассуждений и красноречия. Однако, есть много неприятного в том,что администрирование из рук государственных мужей и военных переходит в руки клерков и бухгалтеров. Стремление к выгоде заглушает стремление к совершенству. Разделение труда и профессий дает свою выгоду, но ослабляет связи в обществе, отдаляет людей от той сферы жизни, где обычно применяются чувства и разум.Люди не знают и не интересуются хорошими качествами и умениями друг друга, общество распадается на части, которые не одушевляются общими

интересами  всего общества.По Фергюсону, Шотландия  — один из примеров современного Западного  общества — за последнее время  превратилось «в нацию мануфактурщиков, в которой каждый занимается конкретным делом, утонув в привычках
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.