Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Скульптура Древней Греции эпохи классики. Ведущие мастера и основные памятники

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 19.05.13. Год: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

                                                                                                       
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

По  дисциплине «Русское и зарубежное искусство»

на  тему «Скульптура Древней Греции эпохи классики. Ведущие мастера и основные памятники» 
 
 
 
 
 
 

        
 
 

Санкт-Петербург

2009

 

     

Оглавление

 

1. Введение

     В конце VI в. до н. э. в греческих городах происходило много перемен. Уходящие в прошлое тирании сменяла рабовладельческая демократия. Бурные внутриполитические события сопровождались разразившейся в начале V в. до н. э. ожесточенной и продолжительной войной с персами (лишь в 449 г. до н. э. был заключен мир).

     Значение  греко-персидского конфликта выходит  далеко за границы спора двух древних  народов. Это была схватка противоположных  мировоззрений: эллинские полисы со своими новыми демократическими устремлениями  противостояли деспотическому правлению персидской монархии. Трудно сказать, как развивалась бы европейская цивилизация, если бы персы задушили культуру эллинов.

     Именно  на этот период выпавших на долю греков испытаний приходится ярко выразившийся перелом в искусстве. Архаическое, во многом, условное воспроизведение действительности сменялось классическим — более близким к такому воплощению видимой реальности, какой она представлялась человеку. Присущая памятникам искусства всех времен условность при этом не исчезала совсем, а лишь принимала новые формы во внешне более близких действительности пластических и живописных изображениях.

     Классический  период в искусстве эллинов по общепринятой периодизации продолжался  около двух столетий и приходился на V—IV вв. до н. э., однако в его пределах необходимо различать несколько этапов.

     В эпоху ранней классики (первая половина V в. до н. э.) художественным образам присуща повышенная динамичность форм, сохраняются еще многие элементы позднеархаической условности, ощущается эмоциональная напряженность, вызванная общей обстановкой в годы ожесточенных сражений с персами. Позднее, во второй половине V в. до н. э., когда греческий мир пожинал плоды своей победы в войне, образы искусства приобрели характер преимущественно уверенно спокойный, горделивый и торжественный. Это время расцвета эллинской культуры, когда работали выдающиеся скульпторы Поликлет, Фидий и другие великие мастера, называют высокой классикой. В конце V в. до н. э. наметился переход к поздней классике (IV в. до н. э.). Памятники с новым эмоциональным звучанием — то предельно тревожные, то элегически-мечтательные — возникали в мастерских таких ваятелей, как Скопас, Пракситель, Лисипп.

 

     2. Скульптура Древней Греции эпохи ранней классики

     Крупнейшие  скульпторы ранней классики — Пифагор Регийский и Мирон. О творчестве прославленных греческих скульпторов мы судим, главным образом, по литературным свидетельствам и поздним копиям их произведений.

2.1. Пифагор Регийский

     Пифагор Регийский родился на острове Самос, впоследствии переселился в Регий в южной Италии. Пифагор Регийский был современником и соперником Мирона. О нем говорили как о первом скульпторе, в творчестве которого была сделана попытка соблюсти ритм и соразмерность. Античные источники рисуют Пифагора как одного из наиболее ярких мастеров строго стиля. Пифагор работал по заказам многих греческих городов Балкан, восточной и западной Греции. Его творческая жизнь длилась предположительно 40 лет, с 480 по 440 г. до н.э. Судя по кратким замечаниям древних авторов о его стиле, Пифагор был новатором. Он первым стал изображать «мускулы и вены», более правдоподобно трактовать волосы. По преданию, Пифагор Регийский также является автором термина «симметрия», которым он обозначал пространственную закономерность в расположении одинаковых частей фигуры или самих фигур. Особый интерес ваятеля сосредоточивался на фигурах атлетов, которые по окончании войн приобрели в искусстве Эллады совсем особый, почти героический статус.

     На  основании этих данных в малых  бронзах (Пифагор был бронзовщиком) и среди римских копий, отражающих произведения строгого стиля, учеными были выбраны те, которые максимально удовлетворяли всем этим признакам. С наибольшей вероятностью к Пифагору восходит образ атлета, запечатленный в бронзовой статуэтке Атлет из Адерно (ок.460 г. до н.э.). Юноша изображен стоящим, с чуть разведенными в стороны кистями рук: он совершал возлияние из пиалы. Кажется, он спокойно стоит, но на деле в его фигуре застылость отсутствует: он поворачивает голову в сторону опорной ноги. В построении фигуры присутствует «тектоническая» концепция, представленная в очень зрелом и оригинальном виде. Однако атлет из Адерно, стоя, продолжает рывками двигаться; кажется, что он лишь на минуту застыл и неподвижность – непривычное для него состояние. Несмотря на то что фигура рассчитана на фронтальное восприятие, пластика тела разработана тонко и предполагает круговой обход.

     Отражение Пифагоровой статуи кифареда Клеона, изготовленной для Фив, видят в бронзовой статуэтке из Эрмитажа (ок.460 – 450 гг. до н.э.). Эрмитажный кифаред – почти мальчик, он сидит на скале, играя на инструменте; верхняя часть тела обнажена, нижняя прикрыта плащом. Юноша бодрый и энергичный, очень раскован, и кажется, как и в случае с атлетом из Адерно, что действие не застыло в момент фиксации его мастером – оно продолжается. Статуэтка отлично сделана, она тоже круглая, с оригинальным противопоставлением нагруженных и свободных частей.

     Среди работ Пифагора числится оригинальная статуя хромого Филоктета. Плиний сообщает, что зритель, глядя на Филоктета, чувствовал ту же острую боль, что испытывал и герой, укушенный змеей в пятку на о.Лемнос. История Филоктета, выдающегося стрелка, обладавшего луком Геракла, вплетается в историю Троянской войны: с о.Лемнос героя вывезут в Трою ахейцы, и ему суждено будет поразить стрелой троянца Париса. Важно, что Пифагор избирает отнюдь не блистательный акт в судьбе Филоктета, а напротив, тяжкий, страдальческий. Выбор физически неполноценного – хромого – героя показателен для строгого стиля с его любовью к неординарным событиям, но все же уникален.

     Судя  по всему, Пифагор не был только «певцом физической мощи», как считает ряд ученых. Он  даже в спокойно стоящих фигурах оставался динамичным, пульсирующим. Его искусство воспевает мужественных героев послевоенной Эллады V в. до н.э. в стиле, представляющем собой уникальный синтез ионийской, дорийской и южноиталийской традиций.

2.2. Мирон

     Мирон, греческий скульптор V в. до н.э., представитель переходного периода в скульптуре от ранней классики к искусству перикловского времени. Родился в городке Элевтеры на границе Аттики с Беотией. Древние характеризуют его как величайшего реалиста и знатока анатомии, не умевшего, однако, придавать лицам жизнь и выражение. Он изображал богов, героев и животных, по отзывам античных ценителей стремился передавать максимальное напряжение в образе. Его деятельность определяется приблизительно серединой V в. - временем побед трех атлетов, чьи статуи он изваял в 456, 448 и 444 до н.э. Мирон был старшим современником Фидия и Поликлета и считался одним из величайших скульпторов своего времени. Работал в бронзе, однако ни одно из его произведений не сохранилось; они известны главным образом по копиям.

     Наиболее  знаменитое его произведение «Дискобол» (ок.450 г. до н.э.), атлет, намеревающийся пустить диск, — статуя, дошедшая до нашего времени в нескольких копиях, из которых лучшая сделана из мрамора и находится во дворце Массими (в Риме).

     Статуя была бронзовая. Юноша изображен в момент подготовки к метанию диска, в динамической позе, как бы застыв на миг. Через секунду он, расправившись как пружина, метнет свой диск. Фигура построена таким образом, что все тело юноши не только согнуто, но и вращается: свободная левая нога опирается на пальцы, торс чрезвычайно напряжен, грудь и лицо развёрнуты анфас, однако взгляд направлен не на зрителя, не прямо, а на диск. Дискобол имеет прекрасные пропорции и анатомически совершенно построен. Фигура очень натуралистична в отдельных своих частях и в то же время совершенно идеальна в целом. Голова Дискобола, отдельно рассматриваемая, имеет сильную асимметрию двух половин: левая щека круглее, глаз уже и более вытянут, бровь изогнута круче, рот скошен в сторону. Но поскольку голова опущена вниз и видится зрителем в сложном положении, эти корректировки рассчитаны на гармонизацию общего. Эта смелая и оригинальная фигура, с ярким идеальным пространством, вторгающаяся в окружающий мир углом и предполагающая моментальную смену диспозиции (через минуту вместо головы переднее пространство прорежет диск), - статуя Дискобола выстроена с ориентацией на фронтальную точку зрения. Она не круглая, не объемная. При взгляде в профиль она съеживается и сужается, теряя свой объем, и сзади вид ее неполноценен. Великолепный и динамический замысел Мирона реализуется в уплощенной – планиметрической – схеме. Однако это отнюдь не недостаток Мирона, а отличительная черта его дарования. Многие афинские ваятели, в том числе Фидий, более склонны к таким фасадным аспектам, чем к круглой дорийской форме.

     Другой  прославленный памятник Мирона –  группа Афины с Марсием, (ок.450 г. до н.э.), посвящённая на Афинский Акрополь. Он реконструирован на основании ряда источников: упоминаний древних авторов, изображения на аттической краснофигурной вазе около 440 г. до н.э. (Берлин, Государственные музеи) и римских копий.

     Мирон представил типичную для строгого стиля  ситуацию: столкновение олимпийской  богини с низшим божеством, силеном  Марсием. Легенда рассказывает о том, как Афина изобрела флейту, но увидев на поверхности воды свое отражение с надувшимися щеками, в негодовании отбросила инструмент. Подкрался силен Марсий, чтобы схватить флейту, но Афина пригрозила ему проклятием и запретила прикасаться к флейте.

      Мирон органично скомбинировал свои статуи. Он связывает их и психологически - единым мотивом флейты, единым действием и оптически - контрастом и созвучием ритмических движений. Мраморная копия «Марсия» (оригинал был отлит из бронзы) долгие годы стояла в Латеранском музее как самостоятельная статуя, пока на основании изображений на монетах и рассказа Павсания не удалось установить, что «Марсий» представляет собой часть группы.

3. Скульптура Древней Греции эпохи высокой классики

     В искусстве высокой классики с особенной силой воплотились общечеловеческие по своей сути идеи и чувства. Стремясь как можно нагляднее и обобщеннее выразить глубинный, сокровенный смысл художественного образа, мастера максимально освобождались от всего, что казалось им слишком детальным, конкретным.

     Художественные  формы на протяжении V в. до н. э. менялись очень заметно. Динамика и подвижность  преимущественно героических образов  ранней классики, характер которых  определялся напряжением всех сил  эллинов в годы персидских войн, уступили место возвышенному покою, отвечавшему настроениям греков, осознавших значение своей победы.

     Афины, где сосредоточивались основные финансы союза, процветали. Это годы правления Перикла, стоявшего во главе афинской демократии, время  интенсивной деятельности великих скульпторов Фидия, Поликлета. Разрушенные персами Афины отстраивались заново, и туда для создания великолепного ансамбля зданий на Акрополе съезжались самые талантливые зодчие, скульпторы, живописцы. Афины становились одним из самых известных и красивейших городов того времени. Вершиной древнегреческой скульптуры были, no-видимому, хрисоэлефантинные статуи Афины Парфенос и Зевса Олимпийского работы Фидия (обе не сохранились).

3.1. Фидий

     Фидий, древнегреческий скульптор, которого многие считают величайшим художником древности. Фидий был уроженцем Афин, его отца звали Хармидом. Мастерству скульптора Фидий учился в Афинах в школе Гегия и в Аргосе в школе Агелада (в последней, возможно, одновременно с Поликлетом). Среди существующих ныне статуй нет ни одной, которая бы несомненно принадлежала Фидию. Наши знания о его творчестве основаны на описаниях античных авторов, на изучении поздних копий, а также сохранившихся работ, которые с большей или меньшей достоверностью приписываются Фидию.

     Среди ранних работ Фидия, созданных ок. 470–450 гг. до н.э., следует назвать культовую статую Афины Ареи в Платеях, сделанную из позолоченного дерева (одежда) и пентелийского мрамора (лицо, руки и ноги). К тому же периоду, ок. 460 г. до н.э., относится мемориальный комплекс в Дельфах, сооруженный в честь победы афинян над персами в Марафонской битве. Тогда же (ок. 456 г. до н.э.), и тоже на средства от добычи, захваченной в Марафонской битве, Фидий установил на Акрополе колоссальную бронзовую статую Афины Промахос (Заступницы). Другая бронзовая статуя Афины на Акрополе, т.н. Афина Лемния, которая держит шлем в руке, была создана Фидием ок. 450 г. до н.э. по заказу аттических колонистов, отплывавших на остров Лемнос. Возможно, две статуи, находящиеся в Дрездене, а также голова Афины из Болоньи являются ее копиями.

     Хрисоэлефантинная (из золота и слоновой кости) статуя Зевса в Олимпии считалась  в древности шедевром Фидия. У  Диона Хрисостома и Квинтилиана (1 в. н.э.) говорится, что благодаря  непревзойденной красоте и богоугодности творения Фидия обогатилась сама религия, а Дион добавляет, что всякий, кому довелось увидеть эту статую, забывает все свои печали и невзгоды. Подробное описание статуи, считавшейся одним из семи чудес света, имеется у Павсания. Зевс был изображен сидящим. На ладони правой его руки стояла богиня Ника, а в левой он держал скипетр, наверху которого сидел орел. Зевс был бородатым и длинноволосым, с лавровым венком на голове. Сидящая фигура едва не касалась потолка головой, так что возникало впечатление, что если Зевс встанет, то снесет с храма крышу. Трон был богато украшен золотом, слоновой костью и драгоценными камнями. В верхней части трона над головой статуи помещались с одной стороны фигуры трех Харит, а с другой – трех времен года; на ножках трона были изображены танцующие Ники. На перекладинах между ножками трона стояли статуи, представлявшие олимпийские состязания и битву греков (возглавляемых Гераклом и Тесеем) с амазонками. Выполненный из черного камня пьедестал трона украшали золотые рельефы, на которых были изображены боги, в частности Эрот, который встречает выходящую из морских волн Афродиту, и увенчивающая ее венком Пейто (богиня убеждения). Статуя Зевса Олимпийского или одна его голова изображались на монетах, которые чеканились в Элиде. Относительно времени создания статуи ясности не было уже в античности, но, поскольку строительство храма было завершено ок. 456 г. до н.э., вероятнее всего, статуя была поставлена не позднее ок. 450 г. до н.э. (теперь возобновились попытки отнести Зевса из Олимпии ко времени после Афины Парфенос).

     Когда Перикл развернул в Афинах широкое  строительство, Фидий возглавил  все работы на Акрополе, среди прочего  и возведение Парфенона, которое  вели архитекторы Иктин и Калликрат  в 447–438 гг. до н.э.. Парфенон, храм богини-покровительницы города Афины, одно из наиболее прославленных созданий античной архитектуры, представлял собой дорический периптер. Обильное пластическое убранство храма выполнила большая группа скульпторов, работавшая под началом Фидия и, вероятно, по его эскизам (наиболее знамениты находящиеся теперь в Британском музее рельефные фризы Парфенона и фрагментарно сохранившиеся статуи с фронтонов).

     Стоявшую  в храме культовую хрисоэлефантинную  статую Афины Парфенос, которая была закончена в 438 г. до н.э., изваял сам Фидий. Описание Павсания и многочисленные копии дают о ней достаточно ясное представление. Афина изображалась стоящей в полный рост, на ней был длинный, свисавшей тяжелыми складками хитон. На ладони правой руки Афины стояла крылатая богиня Ника; на груди Афины была эгида с головой Медузы; в левой руке богиня держала копье, а к ее ногам был прислонен щит. Около копья свернулась священная змея Афины (Павсаний называет ее Эрихтонием). На постаменте статуи было изображено рождение Пандоры (первой женщины). Как пишет Плиний Старший, на внешней стороне щита была вычеканена битва с амазонками, на внутренней – борьба богов с гигантами, а на сандалиях Афины имелось изображение кентавромахии. На голове богини был шлем, увенчанный тремя гребнями, средний из которых представлял собой сфинкса, а боковые грифонов. У Афины имелись украшения: ожерелья, серьги, браслеты.

     Близость  стиля со скульптурами и рельефами  Парфенона чувствуется в статуях  Деметры (ее копии находятся в Берлине и Шершеле, Алжир) и Коры (копия на вилле Альбани). Мотивы обеих статуй использованы в знаменитом большом мотивном рельефе из Элевсина (Афины, Археологический музей), римская копия которого имеется в музее Метрополитен в Нью-Йорке.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.