Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Анализ современного состояния российского рынка туристских услуг

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 19.05.13. Год: 2012. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Анализ современного состояния Российского рынка  туристских услуг

Юрик Р.А., 

Туристский рынок  — это институт или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) туристских услуг. В отличие  от обычных товарных рынков туристский рынок не несет в себе движения товаров от продавцов к покупателям. Напротив, сами покупатели перемещаются к месту назначения, чтобы получить зарезервированные услуги. 

Рынок — это  сфера обмена. Предметом обмена на туристском рынке являются туристские услуги, которые представляют собой деятельность различных предприятий туристской индустрии (гостиниц, ресторанов, перевозчиков, предприятий досуга, организаторов путешествий и др.) по удовлетворению путешественников в различного рода услугах. Анализируя рынок туристских услуг, мы сознательно ограничиваем сферу нашего исследования системой экономических отношений лишь в одном, но очень важном сегменте туристской индустрии — деятельности туристических фирм. По определению туристические фирмы как организаторы путешествий и обслуживания туристов представляют собой стержневое звено в системе рыночных экономических отношений в туристской индустрии. Следует также отметить, что, несмотря на свою очевидную значимость, именно эта сфера рыночных отношений в индустрии туризма до настоящего времени остается недостаточно освещенной. 

Исследование  туристского рынка целесообразно  проводить по следующим направлениям:

-представить  текущее состояние туристского  рынка по основным экономическим  показателям; 

-раскрыть основные эволюционные процессы и тенденции развития рынка предложения туристских услуг; 

-определить  состояние спроса на туристские  услуги и тенденции в его  динамике. 
 

В период перехода от административного управления экономикой к рыночному хозяйству в последнее десятилетие ХХ века российский туристский рынок пережил кардинальные изменения. Переход российского туристского сектора на рыночные условия хозяйствования совершался на основе преемственности туристских традиций и связей. В советский период туризм строился на плановой основе. Активно развивался внутренний туризм, поддерживались прочные международные туристские связи.  

Изменения в  туристской индустрии коснулись  прежде всего внутреннего туризма  в России, который ранее был  прерогативой профсоюзной системы, построенной на плановой основе и не похожей на современный коммерческий туризм. По данным Центрального совета по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ ВЦСПС), в 1989 г. в сферу внутреннего туризма в СССР было вовлечено 42,5 млн туристов и 226 млн экскурсантов [7, c. 40]. Известно, что после распада Советского Союза за годы перестройки объемы внутреннего туризма значительно снизились.  

Однако к настоящему времени мы почти приблизились к  уровню 90-х гг., в 2002 г. численность  российских граждан, путешествующих по России, составила 46,9 млн, из них 22,3 млн поездок было совершено с проживанием в гостиницах и аналогичных средствах размещения. Российские граждане совершили в 2002 г. 20,3 млн поездок за рубеж [1]. Эта оценка дана Госкомстатом РФ на основе данных о перевозке пассажиров транспортом общего пользования и данных ФПС России. В оценке путешествующих по России резидентов не учтены пригородные поездки и междугородные автобусные перевозки, поскольку по преимуществу они носят нетуристский характер, а выделить из них долю туристских поездок не представляется возможным. Не включены и путешествия граждан на собственных автомобилях и других транспортных средствах, которые не поддаются традиционным методам статистического наблюдения. 

В 2003 г. Россию посетило 22,5 млн иностранных граждан, российские граждане совершили 20,5 млн поездок за рубеж [9]. К 2010 г. Всемирная туристская организация (ВТО) прогнозирует вхождение России в десятку наиболее посещаемых стран мира. 

Этапы развития частного сектора российского рынка  предложения по организации туристских путешествий 

Первые частные  туристические фирмы появились  в России в 1989 г., среди них «Роза  ветров», «Содис», «Турбюро Москва»  и др. Государственные туристические  компании — Госкоминтурист СССР, ЦСТЭ ВЦСПС, Бюро международного молодежного туризма «Спутник» — провели акционирование в начале 90-х гг.  

Указ Президента «О либерализации внешнеэкономической  деятельности» позволил российским предприятиям самостоятельно выходить на внешний рынок. Начиная с 1991 г. российские туристические фирмы устанавливают прямые деловые отношения с зарубежными партнерами и осуществляют деятельность по организации как внутреннего, так и международного туризма. 

В 1993 г. образована Национальная туристская ассоциация, учредителями которой стали ЦСТЭ-Интур и др. В этом же году стала издаваться профессиональная туристская газета «Туринфо», вокруг которой объединились туристические фирмы, создавшие Российскую ассоциацию туристических агентств — РАТА. В настоящее время РАТА преобразована в Российский союз туриндустрии, куда вошли предприятия транспортного, гостиничного, страхового, юридического, банковского, образовательного и других секторов туристской индустрии, представители СМИ, региональных туристических администраций. 

Начиная с 1994 г. осуществление международной туристской деятельности разрешается только по лицензии, выдаваемой уполномоченными государственными органами по лицензированию. 

В 1996 г. «Натали  Турс» объявила об открытии собственного сайта в Интернете и начала бронирование в режиме реального времени. Через год свои сайты открыли «Спутник», «Интурист», «Большое путешествие», «Бегемот». В настоящее время в Интернете действует около 600 ресурсов российских турфирм. 

Также в 1996 г. в  Государственной Думе РФ образован  Комитет по туризму и спорту. В 1996 г. Госдума РФ приняла Закон «Об основах туристской деятельности», действующий до настоящего времени. 

В 1998 г. финансово-экономический  кризис 18 августа поставил под угрозу существование не только отдельных  компаний, но и всей туриндустрии в целом. Уже в первые дни сентября четверть специалистов в области организации туристских путешествий остались без работы, в дальнейшем практически прекратили свое существование около 40% туристических фирм. 

В 2000 г. появляются первые российские сетевые объединения туристических фирм. 

Основные этапы  развития российского туристического бизнеса демонстрируют путь, пройденный за короткий исторический период, измеряемый десятилетием. За этот период сформировался  рынок предложения туристских услуг, основанный на частной собственности. Российский туристический бизнес выстоял в напряженной конкурентной борьбе с иностранными компаниями и занял прочные позиции на туристском рынке, сумел консолидироваться с отечественными авиакомпаниями, создал успешные чартерные программы, учредил и поддержал свою профессиональную ассоциацию, объединившую предприятия ключевых секторов туристской индустрии.  

Государственный Комитет по статистике РФ отмечает, что действующее статистическое наблюдение не позволяет получить целостную всеобъемлющую статистическую характеристику состояния туризма в России, поскольку разные аспекты туризма являются предметом изучения различных отраслей статистики (статистики услуг, транспорта, средств размещения, общественного питания, культуры, цен, финансов, труда, уровня жизни, таможенной и пограничной статистики). Однако общее представление о происходящих в сфере туризма процессах статистические сведения дают. 

В апреле 2000 г. Госкомстат России впервые обследовал туристические  фирмы. Статистические вопросники были направлены в адрес 11 339 турфирм. Отчитались органам статистики 4828 фирм, или 42,6% от числа адресатов, из которых 3045 прислали заполненные формы. Анализ причин невозвращения формуляров показал, что в 3156 случаях (38,1% от числа не вернувшихся и вернувшихся незаполненными бланков) фирма отсутствовала по указанному адресу, 3025 фирм (36,5%) не занимались в прошлом году туристской деятельностью, 1181 фирма (14,2%) прекратила свое существование, 932 фирмы (11,2%) уклонились от представления отчета [3, с. 94]. 

Следует отметить, что обследование туристических  фирм проводилось по результатам  работы в 1999 г., после печально известного финансово-экономического кризиса 1998 г. Приведенные выше данные показывают, что из одиннадцати с лишним тысяч турфирм после кризиса реально функционировало лишь 42,6%. Очень многие турфирмы обанкротились в результате проблем, источниками которых был кризис финансово-кредитных организаций.  

В 2003 г. обследование туристических фирм проведено повторно, полученные данные позволяют проследить динамику развития туристской деятельности. На начало 2003 г. в России действовало 3345 туристических фирм, что на 12,8% больше, чем в 2000 г. Средняя численность занятых в турфирмах работников возросла за этот период на 10,2% и достигла показателя 29 544 чел. Почти все турфирмы (89%) имеют частную форму собственности. Каждая пятая фирма функционирует в Москве. Три четверти обследованных турфирм работали полный год, деятельность же остальных носила явно выраженный сезонный характер (функционировали в среднем 6 месяцев в году) [1]. 

Таблица 1 

Основные показатели деятельности турфирм 

  

2000 г. 

2002 г. 

Число турфирм (на конец года), ед. 

2966 

3345 

Средняя численность  работников, занятых туристской деятельностью, чел. 

26 804 

29 544 

В расчете на одну турфирму, чел. 

9 

Выручка от оказания туристских услуг,всего, млрд руб. 

7,6 

7,6 

В расчете, тыс. руб.:на одну турфирму 

на одного работника, занятого туристской деятельностью   

2560,2 

283,3 

2030,1 

229,8 

Затраты (себестоимость турпродукта)<1>, всего, млрд руб. 

7,3 

8,5 

В расчете, тыс. руб.:на одну турфирму 

на одного работника, занятого туристской деятельностью 

2460,0 

272,2 

2548,1 

288,5 

Сальдированный  финансовый результат:всего, млрд руб. 

0,2 

0,2 

В расчете, тыс. руб.: на одну турфирму 

на одного работника, занятого туристской деятельностью 

62,8 

6,5 

65,4 

7,3 
 

<1> С учетом  затрат на услуги нерезидентов. 

У турфирм, занимающихся формированием туров (туроператоров), основную часть расходов, как и  два года назад, составляли расходы по приобретению прав на услуги сторонних организаций (75,8%). Хотя их доля в общем объеме затрат в 2002 г. по сравнению с 2000 г. уменьшилась на 2,6 процентного пункта. 

Как показывают результаты повторного обследования, за два года произошло снижение выручки, полученной турфирмами от оказания услуг, на 10,5% при одновременном увеличении суммы затрат на 16,4%. Доля прибыльных и убыточных турфирм в 2002 г. по сравнению с 2000 г. осталась практически без изменений, составив соответственно 54,5 и 39%. 

Из всех видов  организованного туризма наиболее распространенным для России по числу  туристов является внутренний туризм, по обороту (общая стоимость проданных  путевок) — выездной (табл. 2). 

Таблица 2 

Стоимость проданных  путевок и численность туристов по видам туризма в 2002 г. 

Общее число  проданных путевок, тыс. 

Общая стоимость  проданных путевок, млн руб. 

Число обслуженных  туристов, тыс.чел. 

В % к итогу 

стоимость проданных  путевок 

число туристов 

Всего 

1638,7 

15510,6 

2820,3 

100 

100 

В том числе: внутренний туризм (туры по России, проданные  гражданам России) 

661,4 

4210,6 

1182,3 

27,2 

41,9 

въездной туризм (туры по России, проданные иностранным  гражданам) 

202,6 

2794,2 

532,8 

18,0 

18,9 

выездной туризм (туры по зарубежным странам, проданные гражданам России) 

774,7 

8505,8 

1105,2 

54,8 

39,2 
 

Обследование  деятельности турфирм проводилось  по усовершенствованной форме № 1 — турфирма, куда включен раздел Общие экономические показатели, однако собранные сведения по этому  разделу не были опубликованы. Данные о деятельности турфирм в 2003 г. будут опубликованы в 2005 г. по результатам очередного обследования, которое проводится органами статистического наблюдения один раз в два года. 

Тенденции развития российского туристского рынка 

Процесс объединения  туристических предприятий происходит пока еще не столь активно, как  на зарубежных туристских рынках. В  России наиболее заметно это происходит в гостиничном бизнесе. Так, Best Eastern Hotels (BEH) объединяет совместные усилия российских гостиниц по продвижению турпродукта. Наиболее широко сеть представлена в России (157 гостиниц), Украине (36), Литве (30), Латвии (20) и Эстонии (18) [2. 2002, № 53]. Оператором BEH является его основатель «Академсервис ДМС». 

Объединения гостиниц чаще всего касаются отдельных сфер деятельности, например маркетинга. Члены объединения представлены в глобальных сетях бронирования, Интернете, в каталоге объединения, публикациях в сетевых информационных бюллетенях, на туристских выставках и ярмарках. Действует совместная программа обучения и повышения квалификации персонала.  

Происходит объединение  туристических фирм с финансово-кредитными организациями, что дает возможность  усилить финансовый потенциал компании, расширить клиентскую базу, сбытовую сеть. Так, объединение туристической компании «Инна Тур» с холдингом «Госинкор» позволило компании открыть свои представительства в С.-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Томске, Тольятти. За два года, 2001—2002 гг., оборот «Инна-Тур» вырос с 40 до 120 млн долл., число обслуженных компанией туристов возросло до 550 тыс. [2. 2003, № 16, с. 47]. Однако этот опыт оказался не вполне удачным — бывшим владельцам «Инны Тур» пришлось покинуть холдинг. Видимо, сказалась недостаточно детальная проработка правовой базы объединения, вопросов оценки интеллектуальной собственности и предпринимательской способности, процесса принятия стратегических решений.  

Развивается процесс  укрупнения туристических фирм за счет увеличения штатной численности, расширения офисных помещений, открытия филиалов и развития новых направлений сферы услуг. Например, «Роза ветров» со времени основания выросла из крошечного агентства в группу компаний со штатом 70 человек и оборотом 10 млн долл. В настоящее время группа «Роза ветров» объединяет пять подразделений, в том числе управляющую компанию, центр красоты и здоровья «Арт-Мед», фирмы, специализирующиеся по внутреннему туризму, туроператорской и турагентской деятельности [2].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.