Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Буддизм. Причины возникновения. Основные идеи и понятия

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 19.05.13. Год: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение.

       Наряду  с ортодоксальными учениями индуизма на севере Индии развивались оппозиционные  течения, как аскетического направления, так и прямо противоположного. Со временем две крайние тенденции  оформились в самостоятельные философско-религиозные  системы – джайнизм и буддизм. Буддизм – это форма антибрахманского движения кшатриев в системе древнеиндийского мировоззрения, самая древняя «естественно выросшая» мировая религия. Буддизм играл и играет в истории народов Азии очень крупную роль, во многом аналогичную той, какая была суждена христианству в Европе, исламу на Ближнем и Среднем Востоке и в Северной Африке.

       В VI в. до н. э. каждый житель Северной Индии мог быть знаком с одной из трех философских теорий:

  1. Ортодоксальным индуизмом, беспрекословно признающим авторитет касты браминов, основанный на ведийских знаниях и строгом соблюдении ритуалов и предписаний.
  2. Аскетической практикой и медитацией, которую проповедали независимые духовные учителя (отшельники-шраманы), не признававшие авторитета «Вед» и поэтому находившиеся в оппозиции к традиционным учениям.
  3. Материалистической и гедонической философией школы локаята, объяснявшей основной целью жизни получение удовольствия.

       В данной контрольной работе, состоящей  из введения, четырех глав и заключения, рассматривается буддизм, его причины возникновения, а также основные идеи и понятия. В зависимости от того, какую разновидность буддизма исповедуют те или иные люди, а также от того, где они живут, можно говорить о некоторых различиях в их взглядах и образе жизни. Однако отметим, что в целом все буддисты следуют учению Будды – Абсолютно Просветленного – в том виде, в котором оно существует на протяжении двух с половиной тысяч лет. В ранних сутрах Будды взору читателя представляется мир, в котором существуют богачи, преуспевающие дельцы и отшельники, добровольно отказавшиеся от признания ценностей и посвятившие свою жизнь религиозным исканиям. В сутрах рассказывается, как подвижники Духа (аскеты и брамины) не чурались помощи богатых покровителей. На этом фоне Будда учил избегать крайностей гедонизма и аскетизма, материализма и полного отрицания материальных ценностей.

       В современном мире буддизм представлен  множеством разновидностей. Благодаря  многообразию направлений это учение постоянно обогащается, что в  первую очередь характерно для стран Запада. Теория и практика буддизма доступны любому мало-мальски любознательному и непредвзятому человеку, готовому признать, что современный мир может почерпнуть для себя очень и очень многое из сокровищницы древней мудрости.

 

1. Происхождение буддизма. Будда.

       Буддийские  теологи утверждают, что основателем  религии является Будда, однако каких-либо достоверных данных об основателе буддизма в литературе нет.

       Основной  причиной возникновения буддизма явилось  усиление классового гнета, а также развитие торговли, отток населения в город и, как результат ослабление внутриклановых связей и племенных традиций. На территории Древней Индии шел процесс разрушения родоплеменных отношений и зарождения крупных рабовладельческих государств. Классовое неравенство дополнялось неравенством сословным, т.е. кастовым. Принадлежность к касте считалась наследственной. Эти причины вынуждали людей искать новые духовные ценности.

       Классовая борьба принимает резкие формы и  выливается в борьбу против идеологии  брахманизма, переставшей отвечать новым общественным условиям. В противовес брахманизму новая религия Индии провозгласила равенство всех людей, независимо от социальной принадлежности, в избавлении от страданий при условии выполнения всех ее предписаний. Однако это вовсе не означало призыва к социальному равенству. Буддийское равенство – это равенство в возможности достигнуть спасения. Буддизм не осудил нищету, рабство и бесправие. Наоборот, одно из основных его положений гласит: «Чем больше человек страдает, тем вернее он достигнет спасения». Отвергнув представление о божественном происхождении каст, буддизм выдвинул новую идею, согласно которой только нравственное поведение отличает людей друг от друга. Уравнять свое социальное положение можно лишь на основе нравственного самоусовершенствования. Таким образом, проповедуя смирение, покорность, примирение с действительностью, равенство всех каст, непротивление злу, буддизм оказался более эффективным духовным орудием подчинения народных масс. В III веке до н. э. он объявляется государственной религией Индии и распространяется далеко за ее пределы. Возникнув как идеология рабовладельческого строя, буддизм утрачивает свое влияние в Индии с установлением феодальных отношений1.

1.1 Религия или философия?

       Это вопрос вызывал горячие дискуссии. В настоящее время буддизм признается – и не без оснований – одной из великих мировых религий. В свое время было принято рассматривать это учение как философскую или этическую систему. С точки зрения западных богословов, для этого есть все предпосылки, так как буддизм не предполагает веру в Бога и в бессмертие (и даже существование) души. Более того, он свободен от догматизма, позволяя своим адептам верить лишь в то, в чем они могут убедиться на собственном опыте.

       С другой стороны западные философы вполне признают религиозную основу учения, особенно принимая во внимание тот факт, что сам Будда не поощрял абстрактные метафизические спекуляции. В своих сутрах он предложил практический путь интуитивного постижения истинной сути вещей. Таким образом, заповеди и наставления Будды направлены на создание условий достижения интуитивного познания и счастья и преодоление страданий. Концептуальным ключом к пониманию морально-этических и духовных норм этого учения является теория взаимосвязи всего сущего, кардинально отличающаяся от подходов как ортодоксального индуизма, так и других оппозиционных школ.

       Фактически  буддизм предлагает: «Взгляните на мир иными глазами, и, возможно, то, что вы увидите, вам понравится». Для западного ума такой подход представляется скорее философским, чем религиозным, так как отсутствует откровенное эмпирическое осмысление заявленного. Впрочем, это не означает, что буддизм не требует от неофита последующего служения, причем это относится как к монахам, так и к светским последователям учения. Принципиальное отличие от западного подхода состоит в том, что вера основана на собственном выборе, а не на догматах.

1.2. Отношение  к  индуизму.

       Некоторые индусы считают буддизм неортодоксальным направлением индуизма, но сами буддисты придерживаются иной точки зрения. Существуют две проблемы, решение которых демонстрирует принципиальные различия между индуизмом и буддизмом. Индуизм принимает идею единой божественной реальности – Брахмана, проявленного посредством многочисленных богов и богинь, и бессмертной души, которая после смерти вселяется в другое физическое тело. Буддизм отрицает реальность известного Бога (Брахмана) и высшего «Я». Нет ничего абсолютного: все сущее взаимосвязано и находится в состоянии постоянного изменения. Индуизм принимает за основу «Веды», а буддизм отрицает авторитетность любого знания извне и придерживается эмпирического подхода в построении доказательства.

       Сравнивая индуизм с буддизмом, следует  обратить внимание именно на эти фундаментальные  расхождения, а не на особенности этики и культовых отправлений2.

1.3. Будда.

       На  северной окраине долины Ганга, у  предгорий Гималаев издавна обитало  арийское племя шакьев. Их столицей был город Капилаваста, расположенный  между городом Бенаресом и  подножием Гималаев. В племени шакьев господствовал род Гаутама. У царя шакьев Суддходана обе жены были бездетны. Наконец, старшая жена Суддходаны по имени Магамайя в возрасте сорока пяти лет родила сына, которого назвали Сиддхартха, Сиддхартха Гаутама. Его рождение стоило жизни его матери. Отцу же было предсказано, что его сын станет монахом-аскетом, если встретит больного, старого или мертвого человека, а также монаха. Отец не хотел этого и создал для своего единственного сына искусственную обстановку – и Сиддхартха вырос и возмужал, так ничего и не зная о черной стороне жизни: о болезнях, о старости и о смерти. В девятнадцать лет его женили на двоюродной сестре по имени Язодгара. Чрез десять лет у него родился сын.

       Но  к этому моменту царевич уже  полностью разочаровался в жизни. Несмотря на старания отца, боги устроили так, что царский сын увидел и тяжело больного, и старого человека, и мертвого. Открывшиеся ему страдания жизни, его неизбежное будущее так потрясли неподготовленного к этому Сиддхартху Гаутаму, что в одну из ночей он тайком бежал из дворца, обменялся одеждой со своим возничим по имени Чанка и растворился в народе. Потом этот поступок царевича был назван «Великим Возрождением». В это время ему было 29 лет.

       Сиддхартха  стал лесным отшельником. Шесть лет  изучал Веды. Одновременно он подвергался искушению со стороны асура по имени Мара. Бывший царевич не поддался на заманчивые предложения и продолжал истязать свою плоть. Наконец, до него дошло, что физическое самоистязание не принесет ему познания истины.

       Однажды сел он под смоковницу и решил, что не сдвинется с места, пока, путем самососредоточения, не проникнет в главную правду о жизни. И на четвертый день на бывшего царевича снизошло просветление, или пробуждение («бодхи») – и Сиддхартха стал «буддой», т.е. «просветленным», или «пробужденным». «Бодхи» стало называться и легендарное дерево, под которым Сиддхартха Гаутама обрел искомую истину, это дерево видели якобы еще в прошлом веке. Так из Сиддхартхи получился Будда – основатель буддизма.

       Когда впервые Будда выступил с проповедью своего учения, он подвергся насмешкам со стороны других отшельников. Но постепенно вокруг него сплотилось немало учеников и последователей. Так образовалась первая буддийская община. Будда вел подвижный образ жизни  и в течение сорока пяти лет пропагандировал свое учение. Членами его общины стали и некогда брошенные им жена и сын. Скончался Будда в тесном кругу своих единомышленников в возрасте восьмидесяти лет. Его последними словами были: «Ничто не вечно». Буддизм сохранил лишь дату смерти Будды. Современная историческая наука датирует жизнь Будды 563 – 483 гг. до н. э3.

 

2. Источник. Священные  буддийские книги  и школы.

       Так же, как и в других религиозных  традициях, в буддизме на протяжении его исторического развития выделились разные направления. Их различия нашли отражение в буддийских священных книгах.

       Будда разъяснял смысл своего учения в  течение сорока пяти лет – вплоть до кончины. Это событие называют паринирваной, что означает, что  Будда навсегда освободился от круговорота  перерождений. Его учение было увековечено учениками и передавалось в устной традиции. В 480 году до н. э. был созван собор для канонизации учения Будды. Цель этого собора, проводившегося в Радшагрихе, заключалась в том, чтобы выработать текст послания Будды. В 380 году до н. э. был созван второй собор в Вайшали, для того чтобы получить подтверждение, что «Виная» (Тинитака) твердо соблюдается всеми буддийскими монахами. На втором соборе обнаружились различия в понимании того, чему на самом деле учил Будда. С этого момента начался раскол среди последователей Будды. Различия во взглядах становились все более и более очевидными, пока внутри буддизма окончательно не оформились две главные школы буддизма. Одна из них стала известна под названием «махаяна», что значит «большая колесница». Другая школа, вобравшая в себя множество наиболее консервативных групп, зовется тхеравада (путь сарших). Махаяна получила распространение к северо-востоку и востоку от Индии, где в настоящее время находятся Непал, Китай, тибет, Япония, Корея и Вьетнам. Тхеравада распространилась южнее и восточнее – это современные Шри-Ланка, Мьянма (Бирма), Таиланд, Камбоджа и Лаос4.

2.1. Священные книги  тхеравады.

       Сам Будда ничего не писал. Его учение существовало в течение трехсот  лет лишь в устной форме. Наконец, оно было записано на народном языке пали при царе Ашоке на острове Цейлон (современный Шри-Ланка) в I веке до н. э., где царем-буддистом был созван третий буддистский съезд. В результате получился громадный (современное издание занимает сорок томов среднего формата) Буддийский канон, который называется на языке пали «Типитака» («Трипитака»), что означает «Три корзины». Это название объясняется тем, что эти тексты, будучи написаны на пальмовых листьях, заняли три большие корзины. Другое название этих текстов – «Палийский канон» или Закон Пали.

       Буддийский  канон состоит из трех частей. Это  «Винайя-питака», «Сутта-питака» и  «Абхидхамма-питака». «Винайя-питака»  излагает правила и нормы жизни  буддийских монахов и устав буддийской монашеской общины. «Сутта-питака» - сборник проповедей Будды и одобренных Буддой проповедей его главных учеников, а также афоризмы Будды. «Абхидхамма-питака» - изложение психо-этической философии буддизма, метафизическая часть учения Будды, доступная только людям, достигшим высокой степени духовного и нравственного совершенства.

       Наибольший  интерес представляет «Сутта-питака», состоящая из пяти частей, особенно ее последняя, пятая, часть – «Кхуддака-никая» («Собрание коротких поучений»), содержащая шедевры буддийской прозы и поэзии. Наиболее значительные из них «Дхаммапада» («Стезя добродетели» или «Стопа закона»), которая состоит из 423 стихотворных сутр, разделеннных на 26 глав, а также «Сутта-нипата» и «Джатаки». По сути своей это тексты философского и психологического содержания, где излагаются основные важнейшие положения буддизма и где приводятся доводы в его пользу в противес другим, господствовавшим в те времена в индийской культуре философским концепциям.

       Большую ценность имеет также дошедшее до нас сочинение «Милинда Панха» - «Вопросы царя Милинды», время написания которого неизвестно. Буддизм возник как антибрахманское и кшатрийское нравственное учение. Будда выступал против деления общества на варны. Он говорил: «Кудумбура и Пакара производят плоды, рождающиеся от ветвей, от ствола и от корней и тем не менее эти плоды не отличаются друг от друга и нельзя сказать: этот плод – браман, этот плод – кшатриа; вот этот – вайсиа, а этот судра, потому все они от одного дерева. Поэтому нет четырех каст, а только одна». Однако Поль Жане в книге «Мораль и политика на Востоке» утверждает, что в ранних буддийских книгах «не встречается ни одного возражения против существования каст».

       Будда сознательно избегал больших  мировоззренческих вопросов о мироздании, о душе и об ее взаимоотношении  с делом. Вопросы о том, вечен или не вечен мир, конечен он или бесконечен, тождественна душа телу или же отлична от тела, смертна душа или бессмертна, бессмертен ли познавший истину или нет, Будда осознавал, но считал их бесполезными. Все свое внимание основатель буддизма сосредоточил на пути освобождения человека от страдания, которым преисполнен мир. Поль Жане писал: «У Будды не было другой цели, кроме нравственного улучшения человечества».

       Первоначальный  буддизм – своего рода диалектическое отрицание брахманизма. Буддизм пессимистичнее брахманизма в исходном понимании жизни. Если брахманизм учил, что страдание – наказание за грехи прошлых воплощений и что благочестие избавляет от страдания, то буддизм стал учить, что любая жизнь – страдание и что в сансаре не может быть счастливых людей. Кем бы ни был человек, он обречен на болезнь, старость и смерть. И никакие жертвы богам здесь не помогут. «Ни хождение нагим, на спутанные волосы, ни грязь, ни пост, ни лежание на сырой земле, ни пыль и слякоть, ни сидение на корточках не очистят смертного, не победившего сомнений». Единственное средство избавиться от страдания – полностью выйти из сансары. Поль Жане писал: «Буддизм по отношению к брахманизму подобен протестантизму в его отношении к католицизму. Буддизм подразумевает анализ эмпирических данных. Основной целью, провозглашенной Сиддхартхой Гаутамой, стало просветление, являющееся не чем иным, как видением истинной, сущностной природы вещей и явлений5.

2.2. Священные книги  махаяны.

       Распространение буддизма привело  к возникновению направлений, отмеченных большим разнообразием, и соответствующих им священных книг. Тхеравадины утверждают, что их тексты восходят к изречениям самого Будды. Однако и последователи махаяны настаивают на подлинности ряда священных книг, на которые опирается их традиция, хотя исторически эти книги будто бы и не связаны непосредственно с именем Будды. Считается, что «Праджнянарамита сутры» (поучения о совершенной мудрости), которые играют огромную роль в традиции махаяны, были откровением самого Будды, но из-за исключительной трудности для понимания современники Будды положили их на хранение во дворце нагов (змей) в срединном мире. Когда наступило подходящее время для того, чтобы открыть эти поучения людям, великий буддийский мыслитель Нагарджуна вернул их обратно миру людей.

       Священные книги махаяны написаны на древнем  классическом языке санскрите. Тексты махаяны различаются по форме  и включают мифологические и философские  сюжеты и фрагменты, которые отсутствуют  в тхераваде. Сиддхартха часто выступает в образе мистика и поэта. Важным дополнением является мысль, что он не был единственным буддой: до него были другие и после него тоже придут другие. В тибетском храме нельзя не поразиться обилию форм, в которых представлены просветленные существа. Они олицетворяют отдельные качества или энергии, причем это не столько реалистические образы, сколько символы. Так, Авалокитешвара олицетворяет собой сострадание, а Манджушри – мудрость. Характерно, что на одном из изображений у Авалокитешвары тысяча рук, каждая из которых снабжена глазом. Это свидетельство его способности видеть все и служить всем живым существам, облегчая их страдания. Манджушри, в свою очередь, владеет мечом, который являет собой символ  мудрости, способный прорубаться сквозь любое невежество6.

2.3. Буддизм: чистая  земля.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.