Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Использование мультимедийных технологий на занятиях по изобразительной деятельности в ДОУ

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 19.05.13. Год: 2012. Страниц: 29. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Соликамский  государственный педагогический институт» 

Кафедра педагогики и частных методик 

Курсовая  работа

Использование мультимедийных технологий на занятиях по изобразительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении  
 
 

                                                               Выполнила: студентка    3 курса 

                                                               психологического       факультета 

                                                               Направление педагогика

                                                               Пабаруева Маргарита Геннадьевна

                                                                Проверил: кандидат педагогических    

                                                                наук, старший преподаватель

                кафедра педагогики и частных  методик

                                                                Питенко Светлана Владимировна 

Соликамск - 2011

     Содержание

Введение………………………………………………………...….……3

Глава 1. Теоретические основы  мультимедийных технологий……..….…6

1.1  Понятие  и общие сведения о мультимедийных  технологиях………...........6

1.2. Специфика организации и осуществления изобразительной деятельности дошкольников……………………………………………………………….….....12
1.3. Внедрение мультимедийных презентаций   в процесс обучения дошкольников изобразительной деятельности…………………………………………..…..15
Глава 2. Исследовательская работа по эстетическому воспитанию старших дошкольников средствами изобразительного искусства………..…....20
2.1. Выявление уровня эстетической  воспитанности старших дошкольников………………………………………………………………………………..…20

2.2. Анализ результатов  исследования.………………………………………......21

Заключение………………………………………………………….……...........23

Литература…………………………………………………………………..…...25

Приложение…………………………………………………………………..……26
   
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

        Использование мультимедийных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Специфика введения персонального компьютера в процесс воспитания дошкольников в нашей стране состоит в том, что компьютеры сначала используются в семье, далее в детском саду – в условиях коллективного воспитания. Использования компьютера как средства воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника позволяют расширить возможности педагога, создает базу для приобщения детей к компьютерным обучающим программам.

         Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль предшкольной подготовки детей дошкольного возраста. Актуальность проблемы возрастает связи с тем, что современные технологии передачи информации открывают перед нами совершенно новые возможности в области образования. Вхождение детей в мир знаний начинается в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные отношения, знакомятся с геометрическими фигурами, учатся рисовать, получают первые знания об окружающем мире.

           Существующие компьютерные программы дают огромные возможности для развития мышления детей. Однако изучение опыта работы дошкольных учреждений констатирует, что использующиеся методы и средства в обучении дошкольников в дошкольном образовательном учреждении реализуют далеко не все возможности заложенные в них. Внедрение эффективных методов и разнообразных форм обучения детей в дошкольном образовательном учреждении может разрешить это противоречие. Одним из перспективных средств обучения старших дошкольников ИЗО является использование информационно-коммуникативных технологий.

     Исходя из вышесказанного, тема исследования «Использование мультимедийных технологий на занятиях по изобразительной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях» актуальна, но на данный момент недостаточна изучена. С развитием современной информационной технологии, система «ребенок и компьютер» быстро превращается в проблему, которая касается всех членов общества. Воздействие ребенка с компьютером, интерактивным оборудованием должно быть обеспечено дошкольным образованием. Чем раньше мы это начнем, тем быстрее будет развиваться наше общество, так как современное общество требует знаний работы с компьютером.

       Предмет исследования – использование мультимедийных технологий на занятиях по изобразительной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях.

       Объект исследования – процесс обучения дошкольников в детском саду.

       Цель исследования - изучить возможности - применения мультимедийных технологий в образовательном процессе дошкольных образовательных учреждениях на занятиях по изобразительной деятельности.

       Задачи исследования:

     - изучить отечественный и зарубежный опыт использования компьютерной техники в дошкольном образовании.

     - выявить условия и требования к использованию информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе, в частности при обучении изобразительной деятельности.

     - разработать методические рекомендации по проведению занятий с применением компьютера и интерактивного оборудования в старшей группе детского сада;

В ходе эксперимента были применены следующие  методы исследования:

1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по данной теме;

2. Анкетирование;

3. Наблюдение за образовательным процессом в детском саду;

4. Моделирование;

5. Опрос;

6. Беседа.

Глава 1. Теоретические основы мультимедийных технологий

    1. Понятия и общие сведения о мультимедийных  технологиях

     Мультимедиа – это технология, позволяющая  объединить данные, звук, анимацию и  графические изображения, переводить их из аналоговой формы в цифровую и обратно. «Мультимедиа» – сложное  слово, состоящее из двух простых: «мульти» – много и «медиа» – носитель, то есть мультимедиа подразумевает множество различных способов хранения и представления информации (звука, графики, анимации и так далее).

     Если  говорить о мультимедиа как о  некоторой технологии представления информации, то необходимо упомянуть два аспекта – аппаратный и программный. Аппаратная сторона мультимедиа может быть представлена как стандартными средствами (графический адаптер, монитор, звуковая карта и так далее), так и дополнительными (видеокарта с телевизионным входом/выходом, приводы CD-R, CD-RW, DVD и др.)

              Программная сторона мультимедиа может быть разделена на чисто прикладную (сами приложения, предоставляющие пользователю информацию в том или ином виде), а также специализированную, в которую входят средства, используемые для создания мультимедийных приложений. К этой категории можно отнести профессиональные графические редакторы, редакторы видеоизображений, средства для создания и редактирования звуковой информации и т.п.

       Одними из первых пользовательских мультимедийных программ были компьютерные игры. Они являются наиболее распространенным программным продуктом, в полной мере использующим преимущества технологии мультимедиа: графика высокого разрешения, анимация, звуковое, музыкальное и голосовое сопровождение присутствуют во всех современных играх.

     В книге М. Кирмайера «Мультимедиа»  мультимедиа определена как сочетание  возможностей создания видеоэффектов  со звуковыми эффектами при управлении с помощью диалогового (интерактивного) программного обеспечения. Диалог означает, что пользователю в общении с компьютером отводится самая активная роль. Он может давать компьютеру свои указания и требовать их исполнения. А может обойтись и без этого, спланировав работу своих мультимедиа-приложений и возложив их исполнение целиком на компьютер.

     Видеоэффекты  могут быть представлены показом  сменных компьютерных слайдов, мультфильмов и видеоклипов, смешением изображений и текстов, перемещением (скроллингом) изображений, изменением цветов и масштабов изображения, мерцанием и постепенным исчезновением изображения и т.д. Они обычно идут в сопровождении речи и музыки. Сочетание видео и аудиоэффектов значительно повышает объем информации, которая поступает от компьютера к пользователю, и обеспечивает эффективное и одновременное восприятие ее двумя важнейшими органами чувств человека – зрительное восприятие и слух.

     Технология  мультимедиа прочно вошла в повседневную жизнь и успешно применяется во многих пользовательских приложениях. Но для успешной работы таких приложений должен соответствовать требованиям мультимедиа и сам компьютер.

     Таким образом «мультимедийный компьютер» – это такой компьютер, на котором  мультимедийные приложения могут в  полной мере реализовать все свои возможности. Мультимедийный компьютер должен уметь многое: отображать на экране монитора графическую и видеоинформацию, анимацию, воспроизводить с высоким качеством различное звуковое сопровождение, музыку, в том числе и с музыкальных компакт-дисков, и многое другое.

     Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, служит и служит мощным техническим средством обучения. И играет роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников. Потому, что компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большинстве случаев они смотрят на него. Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинаем с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности [4, с. 12].

     Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона. Современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н. Моторина, С.П. Первина, М.А. Холодной, С.А. Шапкина и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 3-6 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению [9, с. 16].

     На  этом этапе компьютер выступает  особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. Мышление, в соответствии с выдвинутой А.В. Запорожцем концепцией амплификации (обогащения), является интеллектуальной базой развития деятельности, а сам процесс овладения обобщенными способами решения задач деятельности ведет к ее осуществлению на все более высоком уровне. И чем выше интеллектуальный уровень осуществления деятельности, тем полнее в ней происходит обогащение всех сторон личности. Как известно, игра является одной из форм практического мышления [10, с. 12].

     В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлениями, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игры. Исследования Новоселовой С.Л. свидетельствуют, что ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный до определенного времени объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства. Изображение, возникающее на дисплее, может быть наделено ребенком игровым значением в ситуации, когда он сам строит сюжет игры, оперируя образными и функциональными возможностями компьютерной программы    [11, с. 56].

     Способность детей замещать в игре реальный предмет  игровым с переносом на него реального значения, реальное действие — игровым, замещающим его действием, лежит в основе способности осмысленно оперировать символами на экране компьютера. Из этого следует вывод, что компьютерные игры должны быть неразрывно связанны с обычными играми. Одна из важнейших линий умственного развития ребенка-дошкольника состоит в последовательном переходе от более элементарных форм мышления к более сложным. Научные исследования по использованию развивающих и обучающих компьютерных игр, организованные и проводимые специалистами Ассоциации «Компьютер и детство» в содружестве с учеными многих институтов, начиная с 1986 года, и исследования, проведенные во Франции, показали, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:

     1. Дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;

     2. Глубже постигаются понятия числа и множества;

     3. Быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, тренируется элективность внимания и память;

     4. Раньше овладевают чтением и письмом;

     5. Активно пополняется словарный запас;

     6. Развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз.

     7. Уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора;

     8. Воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;

     9. Развивается воображение и творческие способности;

     10. Развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.

     Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у  него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным моментом условием при подготовке детей к обучению школе.

     Одной из важнейших характеристик компьютерных игр является обучающая функция. Компьютерные игры выстроены так, что ребенок может получить себе не единичное понятие или конкретную учебную ситуацию, но получит обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях.

     Таким образом, у ребенка формируются столь важные операции мышления, как обобщения классификация компьютерные игры повышают самооценку дошкольников. Достижения детей не остаются незамеченными им самим и окружающими. Дети чувствуют большую уверенность в себе, осваиваются наглядно-действенные операции мышления.

     Использование компьютерных игр развивает «когнитивную гибкость» - способность ребенка находить наибольшее количество принципиально различных решений задачи. Развиваются также способности к антиципации. Формирование элементарных математических представлений происходит на основе построения и использования детьми наглядных моделей. В ходе занятия дети учатся построению предметных моделей на взаимно однозначном соответствии заместителей. Такая модель позволяет наглядно представить количественные отношения: замещение предметов происходит путем наложения или приложения заместителей, что способствует пониманию смысла замещения [4, с. 21].

     При успешном решении задачи, правильном выборе на экране дорисовываются картинки, предметы перемещаются, изменяется игровая ситуация, ребенку предлагаются новые более трудные задания. Благодаря этим программам занятия приобретают непринужденный характер, вызывают желание добиться успеха.

     Компьютерные  игры способствуют совершенствованию наглядно-действенного мышления, переводу его в наглядно-образный план, формируют элементарные формы логического мышления, учат анализировать, сравнивать, обобщать предметы, требуют умения сосредоточиться на учебной задаче, запоминать условия, выполнять их правильно. Компьютерные игры не навязывают детям темп игры, в них учитываются ответы детей при формировании новых заданий, тем самым, обеспечивая индивидуальный подход к обучению.

     Компьютерных  программ для детей старшего дошкольного  возраста с ролевыми способами решения необоснованно мало. Между тем именно такие программы помогут привлечь внимание детей к внутреннему миру другого, побуждает поставить себя на его место, помочь преодолеть препятствия. «Все компьютерные программы для дошкольников должны иметь положительную нравственную направленность, в них не должно быть агрессивности, жестокости, насилия» Особый интерес вызывают программы с элементами новизны, сюрпризности, необычности.

     Компьютерные  программы и дидактические задания, разработанные педагогами для детей старшего дошкольного возраста строятся по принципу самоконтроля. Сам сюжет программы подсказывает детям, верное или неверное решение они приняли. В дошкольном возрасте широко применяются приемы внешнего поощрения: при правильном решении игровых задач ребенок слышит веселую музыку, либо видят печальное лицо, если задача неправильно решена. Дети ждут оценку, эмоционально реагируют на ее характер. У них отмечается яркое эмоциональное положительное отношение к занятиям, к компьютеру. Использование интерактивного оборудования при обучении старших дошкольников математике, изобразительная деятельность помогает закрепить, уточнить конкретное математическое содержание, способствует совершенствованию наглядно-действенного мышления, переводу его в наглядно-образный план, формирует элементарные формы логического мышления, развивает чувство цвета, композиции [3, с. 16].

 

1.2. Специфика организации и осуществления изобразительной деятельности дошкольников

     Изобразительная деятельность зарождается в раннем и продолжает развиваться в дошкольном возрасте.  Если вовремя создать условия для ее появления и становления, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка. С развитием деятельности растет, развивается, изменяется сам ребенок.

     Что важно видеть, помнить в детской  изобразительной деятельности?

     Во  – первых, какие мотивы ее побуждают, закономерности их становления и развития, постепенное становление целенаправленной деятельности.

     Во  – вторых, какие действия составляют эту деятельность, как они появляются, развиваются, соотносятся между собой.

     В – третьих каков  возможный  результат этой деятельности в дошкольном возрасте, его смысл и значение для развития ребенка.

     Иными словами, важно рассмотреть, как  постепенно изменяется эта деятельность в сочетании всех ее структурных компонентов. Каковы движущие силы ее развития? Какие объективные возможности развития ребенка складываются в ее условиях? Как взрослые, педагоги, родители могут использовать эти возможности и влиять на развитие ребенка?

     Анализ  детской изобразительной деятельности по всем этим параметрам следует проводить с учетом специфики того или возрастного периода. В частности, с учетом ведущего типа отношения ребенка к миру [2, с. 36].

     Применительно к изобразительной деятельности важно выделить содержание способностей, проявляющихся и формирующихся в ней, их структуру, условия развития. Только в этом случае возможна целенаправленная разработка методики развивающего обучения изобразительной деятельности.

Попытка определить содержание способностей к изобразительной деятельности предпринималась неоднократно разными исследователями. В отличие от содержания способностей к другим видам деятельности, содержание, структура этих способностей в определенной степени раскрыты и представлены в психолого-педагогической литературе. Однако они не являются бесспорными уже потому, что различны или по своей сущности, или по объему, или по структуре.         Имеющиеся данные по этой проблеме можно проанализировать, опираясь на общепринятый в теории способностей подход к определению их содержания – исходя из специфики деятельности.      Изобразительная деятельность – это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения. Сочетание двух функций в художественном образе – изображение и выражение – придает деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительных действий деятельности. Следовательно, определяет и специфики способностей к данному виду деятельности.    Процесс создания образа складывается из двух частей: формирование зрительного представления и его воспроизведения [12, с. 36].   Первую часть деятельности называют ориентировочной, а вторую – исполнительной (Л.А. Венгер, Н.П. Саккулина). Разные по характеру, они требуют от человека проявления различных качеств (свойств) личности, т.е. способностей.            Рассмотрим, как исследователи учитывают особенности изобразительной деятельности при выделении содержания и структуры этого вида способностей.            В.И. Киреенко рассматривает способности к изобразительной деятельности как определенные свойства зрительного восприятия, а именно:    - способность воспринимать объект в сочетании всех его свойств как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут наблюдаться;

- способность оценивать в рисунке отклонения от вертикальных и горизонтальных направлений;                                  - способность оценивать пропорции;              - способность оценивать степень приближения данного цвета к белому;                     - способность оценивать перспективные сокращения [2, с. 38].

     Целая серия экспериментов, проведенных  В.И. Киреенко, направлена на выявление  качественных различий этих сторон зрительного  восприятия у школьников и учащихся средних художественных школ, преподавателей, имеющих специальное художественное образование, а также взрослых и нерисующих детей. Эти эксперименты дают любопытные ответы на вопросы о количественных и качественных особенностях зрительного восприятия у рисующих и нерисующих, у взрослых и детей, то есть ответы на вопросы о мере выраженности способности к изобразительной деятельности в зависимости от ряда факторов. Однако выделенные способности позволяют сформировать только более или менее точное представление об изображаемом предмете и не дают возможности изобразить его. И тем более способности такого рода не позволяют создать выразительный творческий образ. Таким образом, автором выделена, хотя и важная, но далеко не исчерпывающая специфики деятельности группа способностей.      Своеобразный подход к выделению содержания способностей в изобразительной деятельности предполагает А.Г. Ковалев. Он говорит не о способностях, а о способности к изодеятельности, которая имеет свою структуру. В ней есть первый компонент – ведущее свойство и два опорных. Структуру способности он выделяет исходя из преимущественного проявления в деятельности тех или иных свойств психики: ведущее свойство – художественное воображение, без которого невозможны развитие и воплощение замысла; опорное свойство – острая зрительная чувственность (чувство линии, чувство пропорции, чувство симметрии). Второй компонент – специальная умелость руки, высокое развитие моторной функции с обобщенными умениями, закрепившимися в системах движений.      Кроме этого выделяется фон способности – эмоциональная настроенность, легко возникающая благодаря наличию у художника высокой эмоциональной чувствительности.         Исходя их отмеченных выше особенностей изобразительной деятельности, можно сказать, что выделенные А.Г. Ковалевым способности в большей степени отражают существо деятельности, ее сенсорный и одновременно творческий характер. Эти способности проявляются и в ориентировочной и в исполнительской деятельности. Очень важно выделение специальной умелости руки как одного из компонентов способности. Это согласуется и с существующим в общей теории способностей положением о соотношении способностей с умениями и навыками. Весьма ценна для понимания проблемы выделенная А.Г. Ковалевым структура способностей. Он отмечает, что ведущие и опорные свойства способности могут меняться местами в зависимости от уровня развития способностей.       Особого внимания заслуживают исследования этой проблемы Н.П. Саккулиной в силу их полноты, конкретности, обоснованности, последовательности в раскрытии узловых вопросов и соотнесенности с дошкольным возрастом. В 1959 году вышла одна из интереснейших работ Н.П. Саккулиной по проблеме способностей к изобразительной деятельности «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста в занятиях рисованием».          Анализируя разные общественные функции рисунка и определяя среди всех две главные – изобразительную и выразительную, Н.П. Саккулина соответственно выделяет две группы способностей к изобразительной деятельности: способность к изображению и способность к художественному выражению.             Способность к изображению состоит из трех компонентов:                        1. Восприятие и связанное с ним представление. Чтобы научиться изображать, надо овладеть особым способом восприятия: видеть предмет в целом (воспринимать содержание и форму в единстве), а форму – в то же время расчленено (строение, цвет, положение в пространстве, относительную величину).                        2. Овладение средствами графического воплощения образа (овладение комплексом умений и навыков изображения, формы, строения, пропорциональных отношений, положения в пространстве). Без овладения этими графическими навыками, умениями способность к изображению нельзя сформировать.                         3. Овладение техникой рисунка. Технические умения и навыки тесно слиты с графическими, являются их составной частью. Однако, Н.П. Саккулина выделяет их в отдельную группу в силу их специфичности и подчиненности главным – графическим.         Из трех компонентов развития способности к изображению необходимо иметь задатки в области зрительных и осязательных ощущений и двигательной сферы – владение мелкими дифференцированными движениями рук (кисть руки, пальцы), отмечает Н.П.Саккулина.      В этой же работе Н.П. Саккулина выделяет показатель уровня развития способности к изображению – степень реальности изображения и делает выводы о возможностях создания реалистического изображения ребенком, дошкольником. Она подчеркивает, что способность к изображению в дошкольном возрасте не может развиваться в полной мере, и детский рисунок следует только приближать  к возможно большей правдивости и полноте отражения реальной действительности. По отношению к детскому рисунку можно говорить о тенденциях реализма. Н.П. Саккулина отмечает, что способность к изображению обуславливает создание любого рисунка с различными целевыми установками. Затем она рассматривает те качества, которые необходимы для создания художественного рисунка, то есть способность к художественному выражению. Она предполагает и другой термин – «способность к образному выражению», которую она относит к разряду художественно-творческих способностей. Однако, четкого выделения компонентов этой способности Н.П. Саккулина не дает. Из рассуждений автора о возможной выразительности детского рисунка можно выделить некоторые качества (свойства), составляющие способность к образному выражению:    1. Эстетическое восприятие явлений реального мира, т.е. не просто сенсорное восприятие, необходимое для изображения, но и эстетическая оценка воспринимаемого явления, эмоциональный отклик на него. Способность видеть, чувствовать выразительность предмета. Именно это качество создает основу для выражения в графической форме того, что особенно поразило, удивило, обрадовало и т.п. А это, как отмечает Н.П. Саккулина, ступень более высокая, чем выполнение графического изображения. Явно, что в этом свойстве проявляются личностные моменты (ценностные ориентиры, мотивы личности) [12, С. 45].           2. Интеллектуальная активность. Проявляется это качество в переработке впечатлений, отборе того, что поразило сознание, чувство, в направленности ребенка на создание нового, оригинального художественно-выразительного образа. Н.П. Саккулина, по существу, выделяет такие свойства, как активность воображения, образного мышления, чувств, восприятия. Необходимое условие этой активности – наличие осознанной цели: стремление создать оригинальный образ и овладеть системой изобразительных умений и навыков. В данном случае речь идет о творческой способности, которая проявляется в действиях по актуализации имеющегося опыта, экспериментировании (поисковых действиях), видении проблемы (образа) в новых связях, отношениях (ассоциативном мышлении, воображении), актуализации неосознанного опыта [12, С. 49].         Таким образом, способность к образному выражению предполагает наличие способности к изображению со всеми ее компонентами. При этом в отборе и переработке впечатлений проявляются эстетическая оценка явления, активность всех психических процессов. Способность к выражению особенно ярко проявляется и формируется при направленности  ребенка на создание нового, оригинального образа.      

     Главная цель художественного образования - формулирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.

     На  занятиях по изобразительной деятельности дети овладевают знаниями элементарных основ реалистического рисунка:

     - формируются навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению;

     - знакомятся с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства.

     Ребята  овладевают различными техниками и  приёмами рисования, открывают для себя разнообразный и увлекательный мир изобразительного искусства. Система занятий по художественному образованию детей включает очень важные моменты: развитие изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитания интереса и любви к искусству.

     Занятия по изобразительной деятельности вызывают у детей большой интерес и желание творчески выражать свой внутренний мир. 

     Дети  учатся ориентироваться в величине, форме, цвете окружающего их такого огромного, разнообразного окружающего  их мира и передавать своё восприятие через рисунки, поделки из природного материала, художественные композиции.

     Мы  привыкли, что рисование – это обычные темы: «цветок», «солнышко», «мишка» и так далее. Всегда умиляемся, когда у малыша получается тот или иной образ, который нам привычен, знаком и не вызывает вопросов что изображено. Но! Дети видят мир по-своему, так как нет ещё жизненного опыта, и этот опыт им надо приобрести.

     Техники изображения бывают разные: монотипия, кляксография, граттаж, печатание, водяная печать, изонить, рисование пальчиками, оттиск и другие. Ребёнок  в три года может освоить эти техники. Это даёт. Во - первых, интерес к изобразительной деятельности, во-вторых, знакомство с разными техниками изображения на бумаге, а значит, и с множеством материалов по рисованию.

       Граттаж, например, выполняется с  воском или парафином, гуашью  и мылом. Это длительная по  времени работа с рисунком, так как выполняется послойно. То есть, сначала один слой – наносится пятно из цвета или несколько цветов, которые нравятся ребёнку, затем «прячут» цвет, натирая лист воском, парафином. Третий слой – с помощью мыла замазывается всё тёмным цветом и, наконец-то, делается изображение, но процарапыванием рисунка пером или спицей. Вы думаете, ребёнку будет скучно? Отнюдь!   В кляксографии дуют, или «катают» тушь, акварель, гуашь. На лист бумаги, например, капают тушь. Ребёнку дают трубочку и показывают, как надо дуть, чтобы тушь растекалась по листку. Есть и другой способ – «катать» тушь, аккуратно поднимая и опуская бумагу. Получаются удивительные изображения!

     Можно пофантазировать: что это? а может  быть выйдет уже готовый образ?  Водяная печать – это совсем волшебство. Только представьте: нет рисунка, окунули в воду, и рисунок проявился… Ваше чадо, как истинный художник, постепенно, шаг за шагом освоит техники изобразительной деятельности. И тогда, уже, имея навыки нетрадиционного рисования, будет пробовать то самое  «солнышко», но через граттаж  или кляксографию, монотипию. Представляете, какое разное изображение солнца, мишки, цветка! Рисунок, играя с красками или графическим материалом!

     У ребенка развивается воображение, цветовидение (понимание как сочетаются цвета друг с другом), мелкая моторика (пальчики), рука готовится к письму. Понимая, в какой технике выполнен рисунок, ребёнку будет интересно на выставке рассматривать картины или иллюстрации в книге! В школе начнёт рисовать на весь альбомный лист, не испытывая страха перед пространством листа. Навыки владения кистью пригодятся на всю жизнь – это не только в письме, но и сосредоточенность, аккуратность, волевые качества. И не обязательно, чтобы  Ваш  малыш стал художником. Пусть будет художником по жизни - гибким, способным быстро реагировать на изменение ситуации, иметь богатое воображение, творчески решать вопросы. Этому поспособствуют изотехники! [8, с. 19]. 
 
 
 

    1. Внедрение мультимедийных презентаций  в процесс обучения дошкольников изобразительной деятельности.  
 

     Наверное, невозможно себе представить современное развитие общества и производства без информационно - коммуникационных технологий. Бесспорно, что владеть компьютером должен каждый образованный человек. ПК быстро входит в жизнь нашего ребенка. Практически все родители, развивая и обучая малыша, приобретают компьютерные программы.  Сначала – это милые «клавиатурные барабанилки» для самых маленьких, которые любят барабанить по клавиатуре, но ещё не умеют пользоваться мышкой, затем – огромное многообразие компьютерных игр. Компьютер – мощное средство обучения и саморазвития малыша!     Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей мультимедийные презентации, электронные детские книги и энциклопедии.           Возможности в обучении дошколят, которые таят в себе мультимедийные презентации. В отличие от обычных средств обучения медиатехнологии значительно расширяют возможности родителей в сфере раннего развития, способствуют успешной реализации интеллектуальных и творческих способностей ребенка; позволяют не только насытить его большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и, что очень актуально в раннем детстве - учат самостоятельно приобретать новые знания.          «Презентация - это - обучающий мини-мультик, это электронная звуковая книжка с красивыми картинками, это отличное пособие для мам рассказать своему ребенку об окружающем мире так, как она сама его видит, не выходя из дома и не летая в дальние страны» [6, с. 158].

     По  сравнению с традиционными формами  обучения дошкольников мультимедийные презентации обладают рядом преимуществ:

     1. Презентация несет в себе образный  тип информации, понятный дошкольникам; формирует у малышей систему мыслеобразов.

     Маленького  почемучку интересует масса вещей: с утра до вечера вопросы словно сыплются из него. Как объяснить, понятно рассказать и не оттолкнуть, не погасить детскую любознательность и пытливость ума? Взрослый человек принципиально отличается от малыша: чтобы что - то понять, ему достаточно прослушать устное объяснение, и развитое словесно – логическое мышление сделает свое дело.

     Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто  раз услышать», прежде всего, о маленьком  ребенке. Именно ему, с его наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Потому - то так важно при обучении дошкольника обращаться к тем каналам получения информации, которые открыты.

     Мультимедийные  презентации позволяют представить  обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных  образов, наполненных исчерпывающей  структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

     2. Компьютер позволяет моделировать  такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни.

     3. Возможности компьютера позволяют  увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Многие мамы отмечают, что при этом значительно возрастает интерес детей к знаниям, повышается уровень познавательных возможностей.

     4. Все родители замечают, как нравится  детям многократно спрашивать  об одном и том же, читать  «по сто раз» одну и ту  же сказку. Но не надо раздражаться: у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно!

     Любимую презентацию ребенок может запускать  сам, столько раз, сколько ему  захочется, может повторять вслед  за автором слова, выучивая их наизусть; удивлять взрослых объемом знаний, полученных самостоятельно.

     5. Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное.

     6. Осваивая детские электронные  энциклопедии, дошколята активны.  За счёт высокой динамики эффективно  проходит усвоение материала, тренируется память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.