Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Обеспечение товарными ресурсами розничного торговца

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.05.13. Год: 2012. Страниц: 37. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?

 

 

Факультет менеджмента и коммерции

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

"ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ТОРГОВЛИ"

на тему: «Обеспечение товарными ресурсами розничного торговца»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение………………………………………………………………………………3

Глава 1. Основные понятия обеспечения товарными ресурсами……….……5

1.1 Товарные ресурсы и их характеристика…………………………………………5

1.2 Показатели формирования ассортимента товаров……………………………...9

Глава 2. Анализ и планирование товарных ресурсов…………………………13

2.1. План снабжения предприятий торговли товарами анализ запасов и товарооборачиваемости………………………………………………………………13

2.2. Планирование товарных запасов………………………………………………...16

2.3. Составление прогнозных расчетов по товарным запасам……………………22

Глава 3. Формирование товарных запасов на примере ОАО «Карусель»……………………………………………………………………….27

3.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Карусель»……..27

3.2. Анализ ассортимента предприятия методом АВС и анализ товарных запасов

………………………………………………………………………………………...27

3.3 Анализ информации о поставках и поставщиках ОАО «Карусель»….…..32

3.4 Расчет оптимально размера заказа и организация рациональной доставки товаров…………………………………………………………………………………34

Заключение…………………………………………………………………………...37

Список использованной литературы……………………………………………...39

Приложение 1………………………………………………………………………...41

 



 

ВВЕДЕНИЕ

 

Для обеспечения ритмичной работы, широкого выбора то­варов и наиболее полного удовлетворения спроса посетителей предприятий торговли на складах предприятий торговли должны быть опреде­ленные товарные запасы.

Обеспечение предприятия торговли ресурсами – необходимое условие бесперебойного процесса, безусловного выполнения плана по реализации товарооборота. Успех деятельности предприятия в значительной степени зависит от количественного и качественного его обеспечения ресурсами, рациональности их использования, полноты использования ресурсов, создания условий для хранения запасов и качества реализуемой продукции. Поэтому основной задачей прогнозных расчетов на плановый период является определение оптимального уровня, при котором возможно наращивание объемов товарооборота и прибыли без уменьшения качества обслуживания посетителей.

Процесс доведения товаров от предприятий-изготовителей через предприятия оптовой и розничной торговли до потребителей называется товародвижением. Он включает не только физическое перемещение товаров из мест производства в места потребления, но и операции, связанные с их хранением, подсортировкой и подготовкой к продаже на предприятиях торговли.

На предприятиях торговли завершается процесс кругооборота средств, вложенных в произведенные предметы потребления, происходит превращение товарной формы стоимости в денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров. Поэтому рациональная организация процесса товародвижения – одна из важных функций торговли. С этой целью должны определяться наиболее благоприятные потоки и направления движения товаров, более экономичные виды транспорта для перевозки товаров из мест производства в места потребления, а также создаваться соответствующая сеть складов и баз.

От того, насколько рационально организован процесс товародвижения, в значительной степени зависят уровень торгового обслуживания населения, а также время оборота товарно-материальных ценностей. Поэтому товародвижение предполагает создание технологической цепи, способной своевременно и бесперебойно доводить товары от производства до потребителей в необходимом количестве, широком ассортименте, высокого качества, при минимальных затратах труда, материальных средств и времени.

Основными звеньями технологической цепи товародвижения являются промышленные и сельскохозяйственные предприятия, производящие товары народного потребления, оптовые базы, магазины и другие пункты розничной продажи товаров.

Следуя из сферы производства в сферу потребления, товары могут проходить через одно или более складских звеньев.

Рациональная организация процесса товародвижения предусматривает прохождение товара через минимальное число звеньев.

Основой коммерческой деятельности на торговых предприятиях является закупочная работа. Ее основной задачей является выгодное приобретение товара с целью удовлетворения потребительского спроса.

Цель курсовой работы: раскрыть как можно более подробно такую тему, как: «Обеспечение  товарными ресурсами».

В первой  и второй части курсовой работы мы рассмотрим теоретическую часть по формированию торгового ассортимента и управлению товарными ресурсами.

В третьей части данной курсовой работы мы исследуем ОАО “Карусель”. Рассмотрим  формирование товарных запасов в данной организации.

 

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТОВАРНЫМИ РЕСУРСАМИ

 

1.1.Товарные ресурсы и их характеристика

 

Прежде чем приступать к научному управлению ресурсами, необходимо правильно представлять себе роль и значение ресурсов, виды товарных ресурсов, факторов влияющих на товарные ресурсы, цель, задачи, механизм управления товарными ресурсами. Обратимся к существующим в теории и практике определениям товарных запасов.

Товарные запасы представляют собой товары, находящиеся в сфере товарного обращения, а также у изготовителя и в пути. Их наличие характеризует статичное состояние, и местоположение товарной массы в процессе товародвижения на определенный момент времени. Они обеспечивают непре­рывность производства, потребления и бесперебойность реализации.

Товарные запасы как часть товарных ресурсов представляют собой также предложение товаров на каждый данный момент.

Товарные запасы образуются на всех стадиях товародвижения: на складах производственных предприятий, в пути, на складах оптовых товарных предприятий и на складах предприятий торговли.

До момента продажи любой товар относится к категории товарного запаса. С экономической точки зрения эта форма существования товара является статичной (физически он может находиться в движении). Это обстоятельство, в частности, означает, что товарный запас является величиной моментной. Товарные запасы меняют свой размер — они постепенно вовлекаются в товарооборот, продаются, перестают быть запасами. Но поскольку товарные запасы замещаются другими партиями товаров, т.е. регулярно возобновля­ются, они являются постоянно существующей величиной, размер которой варьирует в зависимости от конкретных хозяйственных условий.

Каждый руководитель и менеджер должен рассматривать запасы как важную часть активов, в которую иммобилизуются денежные средства. Это стадия в оборотном капитале, продолжительность которой определяет потребность в денежных средствах предприятия. Размер запасов зависит от масштабов деятельности предприятия. На размеры запасов влияют число поставщиков, их надежность и отдаленность, складские мощности, разнообразие покупателей и их постоянство, количество заказов, прогноз цен, ассортимент, реальная экономия от ускорения оборота запасов, и т. д.

Запасы товаров создаются на предприятиях торговли в целях обеспечения их бесперебойной торговой деятельности.

В товарные запасы розничной торговой сети включаются:

а) товары, имеющиеся на отчетную дату в наличии в торговом зале и подсобных помещениях розничной сети (магазинах, аптеках, палатках, ларьках, ки­осках, развозной, разносной и другой торговой сети), а также на базах, складах, овощехранилищах, принадлежащих розничным торговым организациям, межрайбазах, оптовых базах, торгово-распределительных складах потребительской кооперации, числящиеся на их балансе и предназначенные для розничной торгов­ли и общественного питания;

б) товары текущего хранения, обеспечивающие повседневную продажу и запасы товаров сезонного хранения (картофель, овощи, фрукты);

в) товары, закупленные и оплаченные, но оставленные на ответственном хранении у поставщиков, а также сданные в переработку.

В объем товарных запасов не включаются товары в пути; тара всех видов; товары материально-технического снабжения; запасы товаров на складах юридических лиц, их обособленных подразделении, занимающихся неторговой деятельностью; готовая продукция в подсобных производственных предприятиях; товары отгруженные, по которым расчетные; документы не сданы на инкассо в учреждения банков.

Различают текущие и сезонные запасы. Текущие запасы — это запасы товаров, объем которых обеспечивает выполнение производственной программы и плана реализации покупных това­ров. Запасы сезонного хранения могут быть созданы по картофе­лю, овощам и другой сельскохозяйственной продукции для обеспечения предприятий торговли на длительный период. Необходимо отметить, что сезонные запасы должны создаваться в оптовой торговле, на оптовых складах фирм, чтобы освободить предприятия торговли от несвойственных им функций длительного хране­ния товаров.

По времени различают товарные запасы на начало, конец пе­риода, а также средние запасы. Средний запас товаров — величина средних за период (месяц, квартал, год) товарных запа­сов, выраженных в денежных единицах.

Учет запасов и товаров характеризует их объем на опре­деленные даты, например, на 1 января, 1 февраля, 1 марта, 1 апреля и т.д. Для расчета средней величины запаса следует использовать данные о запасах на начало каждого месяца.

Средний запас за месяц равен половине суммы объема началь­ного и конечного запаса. Средний запас за квартал, полугодие, год определяется по формуле 1.

Форм. 1.

где Зср – средний запас;

а1 - ап — сумма товарного запаса на определенную дату;

n — количество дат.

Данные о средних запасах товаров используют для расчета показателя товарооборачиваемости.

Для измерения запасов используют абсолютные и относительные величины. Абсолютные показатели запасов могут быть стоимостными и натуральными. Относительные показатели характеризуют размер запасов по сравнению с другими показателями, например с однодневным товарооборотом.

Важным относительным показателем товарных запасов является запас в днях оборота, или уровень товарных запасов. Он рассчитывается по формуле 2.

Зд=З/Тодин   или   Зд=(З*Д)/Т

Форм.2.

где Зд запаса в днях оборота;

Тодн — среднедневной валовой товарооборот;

3 — товарные запасы на определенную дату в денежных единицах;

Д—    количество дней в периоде (за год 360, квартал 90, месяц 30);

Т—  валовой товарооборот за период.

Для расчета запаса в днях оборота следует сумму валового товарооборота уменьшить на величину наценки, на продукцию, тогда и объем оборота, и величина запаса товара будут выражены в розничных ценах. В связи с этим предприятия торговли могут рассчитывать запасы в днях оборота следующим образом;

Зд=З/Родин

Форм.3.

где Родн — среднедневной расход товаров в розничных ценах.

Запасы в днях оборота определяют по товарным группам и в целом по предприятию торговли. Экономический смысл этого показателя заключается в том, что по его величине можно судить, на сколько дней при данном объеме товарооборота предприятие обеспечено имеющимся в наличии запасом товаров.

 

 

 

 

 

1.2. Показатели формирования ассортимента товаров

 

Перед каждым владельцем магазинов и менеджером стоит задача выбрать из множества производимых товаров такие, которые пользуются спросом у покупателей. Совокупность товаров (товарных запасов), предлагаемых в магазине к реализации, называется ассортиментом.

На практике различают основной и дополнительный ас­сортименты. К основному ассортименту относятся товары, пользующиеся повышенным спросом. На его долю прихо­дится основная часть объема продаж, и за счет этого, глав­ным образом, образуется прибыль. Дополнительный ас­сортимент включает товары, которые придают завершен­ность основному ассортименту. Эта часть товаров реализу­ется в целях оказания покупателям дополнительных услуг и получения дополнительной прибыли.

Целью формирования ассортимента товаров в магазине является обеспечение такого предложения, которое по широте (наличию многих видов товаров) и глубине (это в магазинах, где представлено в пределах одной группы то­варов множество их видов и сортов) позволит обеспечить запланированные объем продаж и прибыль. В каждом мага­зине следует вовремя проводить упорядочение ассортимента (заменять имеющийся более ходовым), обновлять (исполь­зовать наиболее модные) и осуществлять контроль за его состоянием (выявлять, какие товары отсутствуют в прода­же, хотя на них большой спрос, какие с трудом продают­ся, учитывать их оборачиваемость и т. п.).

Особое внимание уделяется на всех уровнях управле­ния торговлей и такому показателю, как доля импортных товаров в общем объеме товарных ресурсов. Это соотно­шение определяется по данным выборочных обследований как отношение числа видов товаров определенной ассортиментной группы импортного производства, к общему числу имеющихся в продаже товаров этой ассортимент­ной группы.

К числу важных показателей следует отнести и коэф­фициент обновления ассортимента. Он рассчитывается как отношение новых товаров по определенной группе к обще­му числу их разновидностей. С учетом жизненного цикла товаров заметная доля новых товаров является залогом дополнительного развития торговли.

Предприятия торговли должны проводить анализ запасов товаров в стоимостном выражении и в днях оборота.

На абсолютные и относительные размеры товарных запасов предприятия торговли влияют следующие факторы:

1. Соотношение между спросом и предложением товаров. В условиях, когда спрос населения превышает предложение товаров, резко ускоряется их оборачиваемость, товарооборот осуществляется с меньшими товарными запасами. По мере увеличения предложения товаров, насыщения рынка наблюдается некоторое замедление скорости обращения товаров. Изучение спроса населения — одно из условий, способствующих нормализации то­варных запасов.

2. Сложность ассортимента товаров. Время обращения товаров сложного ас­сортимента, как правило, намного превышает время обращения товаров простого ассортимента. Так, в магазине, реализующем товары сложного ассортимента, например, швейные изделия, постоянно должен быть широкий вы­бор одежды по размерам, ростам, фасонам, расцветкам ткани и т.д.

3. Организация и частота завоза товаров. Чем чаще завозятся товары в мага­зины, тем с меньшими товарными запасами можно выполнить план товарооборота. В свою очередь частота завоза зависит от местонахождения торго­вых предприятий, условий транспортировки, размещения производственных предприятий. Например, время завоза товаров в высокогорные и отдаленные районы может быть ограничено из-за природных условий и трудностей транспортировки. Естественно, в этих районах время обращения товаров на­много продолжительнее, чем в других. Чем ближе расположены промышлен­ные предприятия или оптовые базы к районам потребления, тем чаще произ­водится завоз товаров, тем меньше времени затрачивается на их доставку. Высокая частота завоза характерна для скоропортящихся товаров.

4. Потребительские свойства товаров. Они либо ограничивают, либо удли­няют время оборота.

5. Ритмичность поступления товаров в течение квартала и месяца, порядок завоза товаров.

На оборачиваемость товаров влияет и множество других факторов: организация рекламы и продажи товаров, транспортные условия, состоя­ние материально-технической базы, особенности фасовки товаров, время на погрузку-разгрузку товара; сезонные колебания в производстве и потреблении товаров; несоответствие между производственным и торговым ассортиментом товаров, что вызывает необходимость подсортировки, упаковкой и подработки; звенность товародвижения; возможности хранения товара. Важ­ное значение имеют квалификация кадров и уровень руководства сложным торговым процессом, организация труда.

Товарооборачиваемость является одним из важнейших показателей эффективности деятельности предприятия торговли. Под товарооборачиваемостью понимается время обра­щения товаров со дня их поступления до дня их реализации, а так­же скорость оборота покупных товаров. Товарооборачи­ваемость может быть выражена либо числом оборотов товаров за определенный период времени, либо количеством дней, необходи­мых для одного оборота. Следует отметить, что речь идет об обо­рачиваемости денежных средств, вложенных в запасы.

Время обращения (товарооборачиваемость в днях) опреде­ляют на основе данных о средних товарных запасах и товарообо­роте по формуле 4.

 

Тдн = (ЗсрУ-Д):Т   или  Тдн = Зср : Тодн,

Форм.4.

где Тдн — товарооборачиваемость в днях.

Важное значение для предприятия торговли, повышения его конкурентоспособности имеет ускорение оборачиваемости. При этом высвобождаются оборотные средства, вложенные в товары, эффективно используются инвестиции, вложенные в запасы, сокращаются издержки по хранению товаров, снижаются товарные потери, что, в конечном счете, ведет к увеличению прибыли.

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ПЛАНИРОВАНИЕ ТОВАРНЫХ РЕСУРСОВ

 

2.1. План снабжения предприятий торговли товарами анализ запасов и товарооборачиваемости

 

Для работы предприятий торговли необходимо снабжение покупными товарами в определенном количестве и ассортименте для обеспечения товарооборота.

План снабжения предприятий торговли состоит из следующих разделов.

1.                  Потребность в товарах.

2.                  Запасы товаров на начало и конец планового периода.

3.                  Поступление товаров.

Планирование снабжения товарами начинается с ана­лиза выполнения этого плана за прошлые годы и текущий период. Кроме того, исходной информацией для планирования являются данные об объеме товарных фондов, объем товарооборота.

Цель управления товарными запасами — это форми­рование и поддержание их величины на таком уровне, ко­торый позволяет обеспечить бесперебойную торговлю каж­дым товаром при минимальных затратах. Для достижения этой цели руководители или менеджеры предприятия дол­жны определить, сколько надо хранить запасов, когда раз­мещать заказы и сколько заказывать единиц товара за один раз. От руководителей и менеджеров торгового предприя­тия требуется умение не только определять необходимую величину запасов, но и разрабатывать графики поставок, рассчитывать оптимальные партии новых заказов, добивать­ся увязки объема продаж с величиной запасов, при необхо­димости организовывать складирование запасов, учитывать требования логистики и маркетинга, постоянно проводить финансовый анализ потребностей в запасах, рассчитывать расходы, связанные с запасами, и учитывать политику в области цен.

Анализ текущих товарных запасов начинают с сопоставления их фактических размеров с установленными нормативами. Так как нормативы товарных запасов устанавливаются поквартально, то и их изучение проводят, прежде всего, по каждому кварталу в отдельности. Сравнение фактических запасов с нормативом проводят как в сумме, так и в днях оборота.

В ходе анализа товарных запасов необходимо выявить причины, оказавшие влияние на отклонение от норматива, выяснить, в какой мере товарные запасы удовлетворяют спрос населения, обеспечивают выполнение объема розничного товарооборота, проверить правильность размещения запасов по структурным подразделениям магазина. Важным моментом в анализе товарных запасов является определение эффективности использования денежных средств, вложенных в запасы.

Товарные запасы на конец квартала одновременно являются остатками товаров на начало следующего квартала. Поэтому их следует сопоставлять и с нормативом в днях на следую­щий квартал. Предварительно необходимо фактические товарные запасы на конец квартала определить в днях исходя из планового задания по товарообороту на следующий квартал.

Анализ товарных запасов включает в себя также анализ товарооборачиваемости, который предполагает сравнение фактиче­ской оборачиваемости с плановой. Чтобы определить плановую оборачиваемость, рассчитывают плановые средние запасы.

При использовании формулы средней хронологической плано­вые среднегодовые запасы рассчитываются следующим образом: к половине норматива товарных запасов IV квартала прошлого года прибавляют полные их нормативы на I, II, III кварталы и половину норматива IV квартала отчетного года, затем полученный итог делят на четыре.

Если для расчета имеются данные на начало и конец изучаемого периода (месяца, квартала или года), то для расчета средних товарных запасов также применяют формулу средней арифметической, то есть их суммируют и полученный итог делят на два.

Обобщающим показателем оценки эффективности использо­вания товарных запасов может служить интегральный показатель, исчисленный по данным о скорости оборота и отдаче инвестиций, вложенных в запасы.

Если индекс интегрального показателя больше единицы, то это свидетельствует об улучшении использования запасов.

В процессе анализа устанавливается, какие факторы повлияли на изменение средних запасов.

По результатам анализа разрабатываются мероприятия, направ­ленные на повышение эффективности управления товарными за­пасами и устранение выявленных недостатков.

В деятельности предприятий торговли текущие товарные запасы рассматривают, с одной стороны, как источник товарного обеспечения выполнения плана и динамики развития товарооборота, а с другой — как составную часть финансового плана и основу расчета потребности в источниках собственных и заемных средств. В этой связи нормативы текущих товарных запасов, а равно и фактическое их наличие должны оцениваться при анализе товарного покрытия товарооборота по розничной стоимости, а при планировании финансов и изучении финансового положения предприятия — по покупной стоимости.

В процессе анализа устанавливают, как товарные запасы обеспечивают развитие товарооборота; изучают причины выявленных отклонений фактических запасов товаров от установленных нормативов. Такими причинами могут быть: невыполнение или перевыполнение плана товарооборота; невыполнение или перевыполнение плана поступления товаров; неравномерное поступление товаров; недостатки в организации работы магазинов и другой маркетинговой деятельности. Товарные запасы в сумме обычно снижаются, если поступление товаров отстает от темпов увеличения товарооборота, и повышаются при опережающих темпах роста поступления товаров.

 

2.2. Планирование товарных запасов

 

Цель управления товарными запасами — это формирование и поддержание их величины на таком уровне, который позволяет обеспечить бесперебойную торговлю каждым товаром при минимальных затратах.

Планирование товарных запасов — это сложный про­цесс, который включает анализ их состояния и тенденций изменения, обоснование необходимой величины товарных запасов, оценку их с точки зрения соответствия предъявляемым требованиям и осуществление экономических и орга­низационно-технических мер по их поддержанию в соот­ветствии с этими требованиями.

Ключевым звеном в планировании является обоснова­ние рекомендуемой (необходимой) величины товарных за­пасов в днях и сумме по указанным структурным единицам предприятия. Через установление необходимой величины реализуются цели и задачи планирования. Они состоят в определении оптимальной величины товарных запасов, ко­торые должны обеспечить бесперебойную торговлю всеми товарами (определенного перечня) при наименьших затра­тах на создание, хранение и управление ими во всех структурных единицах предприятия.

Для достижения этой цели руководители или менеджеры предприятия должны определить, сколько надо хранить запасов, когда размещать заказы и сколько заказывать единиц товара за один раз. От руководителей и менеджеров предприятия торговли требуется умение не только определять необходимую величину запасов, но и разрабатывать графики поставок, рассчитывать оптимальные партии новых заказов, добиваться увязки объема товарооборота с величиной запасов, при необходимости организовывать складирование запасов, учитывать требования логистики и маркетинга, постоянно проводить финансовый анализ потребностей в запасах, рассчитывать расходы, связанные с запасами, и учитывать политику в области цен.

В настоящее время предприятия имеют возможность использовать такие апробированные на практике в нашей стране и за рубежом методы установления величины товарных запасов, как опытно-статистические, технико-экономические расчеты и экономико-математические.

Планирование, товарных запасов предполагает использование комплекса методов, направленных на определение оптимальной, нормативной величины запасов.

Основу планирования товарных запасов текущего назначения составляет их нормирование, в процессе которого устанавливается норматив запаса в днях и сумме по товарным группам. Норма товарных запасов выступает одновременно и нормой товарооборачиваемости.

В современных условиях предприятия торговли самостоятельно нормируют и планируют запасы товаров. Норматив товарного запаса необходим для осуществления экономической, финансовой и коммерческой деятельности, при регулировании размера собственных оборотных средств, вложенных в запасы, определении планового размера кредита, для оперативного контроля за товарными запасами, при расчете затрат по хранению.

Планирование предполагает разработку потоварных и общего нормативов в сумме и днях оборота по кварталам планируемого года. Процесс планирования начинается с разработки потоварных нормативов. При расчете потоварных нормативов рекомендуется использовать методы технико-экономических расчетов; экономико-статистические; индексный; экономико-математического моделирования.

Потоварный норматив запасов методом технико-экономических расчетов включает в себя следующие элементы в зависимости от их назначения:

- представительный ассортиментный набор;

- запас на время приемки и подготовки товара к продаже;

- запас на среднедневную реализацию;

- запас текущего пополнения;

- страховой запас.

Потоварный норматив товарных запасов в днях на планируе­мый квартал (Ндн) рассчитывается по формуле 5.

НТзд = За+Зр+Зп+Зт+Зс

Форм.5.

где За — представительный ассортиментный набор в днях;

Зр – запас на среднедневную реализацию в днях;

Зп — соответственно запас на среднедневную реализацию, на время приемки и подготовки товаров к продаже;

Зт – запас текущего пополнения;

Зс — страховой запас в днях.[1, стр.98]

Потоварный норматив запасов в сумме на планируемый квар­тал определяется умножением потоварного норматива товарных запасов в днях на среднедневной оборот:

НТз пл = НТзд*Тпл/90

Форм.6.

где Тшан — товарооборот на планируемый квартал;

90 — количество дней в периоде.

Запас в размере среднедневного равен одному дню. Запас на время приемки и подготовки товаров к продаже уста­навливается путем хронометрирования времени, затраченного на отдельные операции. Время на приемку складывается из времени на общий осмотр тары, разгрузку, проверку по количеству и качес­тву, перемещению товара к месту продажи и хранения. Время на подготовку товаров к продаже включает время, затраченное на распаковку товара. Запас на приемку и подготовку товаров составляет 0,5 — 1,0 дня. Запас текущего пополнения: занимает наибольший удель­ный вес в нормативе. Он создается для обеспечения бесперебойной реализации в период между поступлениями товаров. Для расчета запаса текущего пополнения на планируемый квартал необходи­мо определить средний интервал поставки между поступлениями товаров. Средний интервал поставки в днях по товарной группе определяется делением средней стоимости одного поступления по товарной группе на стоимость всех поступлений по товарной груп­пе и умножением на 90 дней.

Расчет производится по формуле:

 

Icр = (i х 90)/S,

Форм.7.

где Icр — средняя стоимость одной поставки по товарной группе;

S — стоимость всех поставок по товарной группе в планируе­мом квартале.

Запас текущего пополнения по товарным группам равен поло­вине среднего интервала поставки на планируемый квартал: Зт — I / 2.

В случае, когда одни ассортиментные разновидности товара нельзя заменить другими, запас текущего пополнения принимает­ся равным среднему интервалу поставки: Зт= Icр.

Средний интервал поставки по продовольственным товарам, имеющим узкий ассортимент, рассчитывается в целом по товар­ной группе на планируемый квартал без учета ассортиментных по­зиций по следующей формуле:

 

Icр=Д/n

Форм.8.

Д — количество дней в квартале;

п — количество поставок по товарной группе на планируемый

квартал.

Страховой запас создается для гарантии бесперебойного продажи и на случай отклонений от установленных сроков и объемов поставки товаров, его размер может оп­ределяться как удвоенный квадратный корень из запаса текущего пополнения.

Расчет производится по формуле:

Форм.9.

Можно также определять размер страхового запаса в процен­тах от запаса текущего пополнения. В данном случае величина этого элемента норматива колеблется от 30 до 100 %. При норми­ровании страхового запаса на предприятии торговли следует учи­тывать, что многие продовольственные товары относятся к числу скоропортящихся, поэтому размеры страхового запаса должны ограничиваться величиной, обусловленной возможными нарушени­ями в снабжении и сроками хранения. Так, страховые запасы хлеба и молока не должны быть более чем на 1 день, страховые запасы мяса, рыбы и других скоропортящихся продуктов должны соот­ветствовать емкости холодильников, а сроки их хранения не дол­жны превышать 2—4 дней, круп, муки, сахара— 10—12 дней в за­висимости от условий хранения и завоза продуктов.

Для нормирования запасов по товарным группам рекомендует­ся применять экономико-статистический метод с использова­нием коэффициента ускорения. В этом случае норматив запасов в днях оборота определяется как произведение базовой величины норматива данной товарной группы в днях на коэффициент уско­рения товарооборачиваемости:

Ндн=НбхКу,

Форм.10.

где Нб — базовая величина запаса в днях;

Ку — коэффициент ускорения.

Коэффициент ускорения товарооборачиваемости применяется в условиях насыщенного рынка и рассчитывается так:

Ку= Т3/ Тт

Форм.11.

где: Т3 — индекс роста (снижения) запасов в планируемом квартале;

Тт — индекс роста (снижения) товарооборота в планируемом квар­тале.

Индекс роста (снижения) запасов определяется как корень квад­ратный из индекса роста (снижения) товарооборота в планируе­мом квартале:

Форм.12.

Индекс роста (снижения) товарооборота на планируемый квар­тал рассчитывается по формуле:

Форм.13.

где: Ттан — товарооборот планируемого квартала;

Тотч — фактический товарооборот отчетного периода (соот­ветствующего квартала предшествующего года).

При расчете базовой величины запасов используются методы сравнения и экспертных оценок. Для определения базовой величи­ны товарных запасов на планируемый квартал, необходимо срав­нить товарный запас в днях оборота соответствующего квартала, те­кущего или отчетного года, с фактической товарооборачиваемостью этого же квартала и ожидаемыми запасами в днях к началу планируемого квартала. Например, при разработке норматива на I квартал планируемого года для сравнения берутся норматив запа­сов, фактическая товарооборачиваемость I квартала планируемого года и ожидаемые запасы на начало I квартала планируемого года.

Если товарный норматив запасов совпадает с фактической товарооборачиваемостью и ожидаемыми запасами, то его можно принять за базовую величину.

В настоящее время целесообразно необходимую вели­чину товарных запасов устанавливать на каждый квартал в отдельности.

Предприятия торговли, принимая реше­ния об изменении норматива запасов в магазинах, долж­ны предусматривать соответствующие изменения условий поставки товаров — частоты и комплектности завоза. Если при изменении необходимой величины не вносятся соответ­ствующие коррективы в условия поставки товаров, то это приводит к формированию фактических запасов без учета их рекомендуемой величины.

На практике возможно, в зависимости от соотношения расходов по доставке и хранению товаров, определять меры по улучшению размещения запасов в магазинах. То­варные запасы должны быть минимальными, если расходы по хранению намного превышают расходы по их транспор­тировке. И наоборот, единовременный завоз необходимо пре­дусматривать в большем размере, если транспортные расходы намного выше расходов по хранению.

Намечаемую величину запасов тщательно анализируют и при необходимости корректируют.

 

2.3. Составление прогнозных расчетов по товарным запасам

 

Поступления необходимого количества товаров на предприятие торговли определяется балансовым методом. Для этого составляется продуктовый баланс на год по каждой товарной группе и в целом по предприятию питания.

Продуктовый баланс – форма планового расчета, в котором приводится в соответствие потребность в товарах и ее удовлетворение. Продуктовый баланс содержит результаты расчета объема поступления необходимых продуктов на предприятие для обеспечения нормальной торговой деятельности. Он позволяет также обеспечить взаимную увязку и установить правильные пропорции между поступлением, расходом товаров.

Нормативную (оптимальную) величину товарных запасов, ко­торые необходимо иметь на предприятии питания, можно определить нескольки­ми способами:

1. Как отношение товарного запаса на определенную дату к объему реализации на ту же дату за некоторый предшествующий период.

2. Как число недель торговли, на которое хватит данного запаса. Исходными данными служит известная (или намечаемая) товарооборачиваемость. Используя данные об однодневном прогнозируемом  товарообороте на планируемый квартал, можно определить размер необходимых товарных запасов к началу периода.

3. С учетом пропорциональности колебаний уровня запасов колебаниям объема реализации. Это так называемый метод пропорционального отклонения. Расчет товарных запасов с учетом действия метода пропорционального отклонения производится по формуле:

 

3Н=31 х 0,5 х (1+ТМ/Т),

Форм.14.

где: Зн — запасы на начало месяца;

31 — средний запас, реализуе­мый за месяц;

Тм — реализация за месяц;

Т — среднемесячный объем реализации.

В основе этого метода лежит принцип, по которому отклоне­ния фактического запаса от среднего всегда должны быть вдвое меньшими (составлять 50 %), чем отклонения объема реализации от среднемесячного. Например, если объем реализации в марте месяце на 50 % больше, чем среднемесячный товарооборот за год, или за первый квартал, или за другой плановый период, товарные запасы в магазине, имеющиеся на 1 марта, должны быть на 25 % большими, чем средние запасы на начало месяца.

4. По базовому (минимальному) товарному запасу. Товарные запасы, которые необходимо иметь на начало месяца, определяют путем суммирования базо­вого товарного запаса и намечаемого объема реализации на месяц (3Н = ТП + 31 - Тм).

5. Нормирование товарных запасов с учетом их среднегодового изменения. Этот метод применяется в случае поступательного развития экономики  предприятия питания.

В динамический ряд товарных запасов включают показатели средних товарных запасов IV квартала за 3 — 5 лет, предшествую­щих плановому, и сглаживают его путем расчетов двухлетних скользящих средних простых. Среднегодовое изменение товарных запасов (?) определяют по формуле:

 

? = (Уп – У1) / (n – 1),

Форм.15.

где : Уп — завершающий показатель (уровень) сглаженного дина­мического    ряда;

У1 — первый показатель (уровень) сглаженного динамического ряда;

п — количество показателей (уровней) динамического ряда.

Норматив товарных запасов на планируемый год определяется путем суммирования завершающего показателя (уровня) сгла­женного динамического ряда и среднегодового изменения товар­ных запасов.

6. Нормирование товарных запасов с использованием их эластичности. Нормирование по данному методу производится в следующей последовательности:

а) расчет коэффициентов эластичности запасов товаров определенной группы;

б) определение прироста запасов товаров группы в плани­руемом периоде, в процентах;

в) определение норматива запасов товаров анализируемой группы.

7. Расчет норматива с использованием индексного метода. Сущность этого метода заключается в том, что он максимально учитывает тенденцию опережающего развития товарооборота по сравнению с товарными запасами. В формализованном виде рас­чет индекса:

 

I = Зср / (Т + Зср),

Форм.16.

где: I — индекс взаимосвязи товарных запасов и товарообо­рота;

3ср — средние товарные запасы (месяц, квартал);

Т — роз­ничный товарооборот (месяц, квартал).

Так как на частные показатели индекса в отдельные перио­ды существенно влияет соотношение спроса и предложения, а также другие факторы, рекомендуется за последние три года исчислять среднюю величину индекса (Iср) по средней арифмети­ческой. Норматив товарных запасов с помощью индексного метода рассчитывается по следующей формуле:

Зн = Т х Iср/(1 – Iср),

Форм.17.

где Зн  — норматив товарных запасов на  планируемый  период (месяц, квартал);

Iср  — средняя величина индекса.

Индексный метод предполагает использовать для определения нормативов общего объема товарных запасов по предприятию питания по каждому кварталу отдельно.

При определении необходимого объема товарных запасов воз­никают две проблемы, связанные с минимизацией затрат на покупку товара и затрат на хранение товара. Первая группа затрат включает затраты на поиск поставщика, оплату телефонных разговоров, услуг связи, выписку счетов, документированное оформление, контроль за поступлением товаров и др. При этом известно, что чем крупнее заказ, тем ниже должны быть расходы на единицу товара. Вторая группа затрат связана с вложением финансовых ресурсов в товар; затратами на складское обслу­живание; расходами, возникающими в результате порчи товара или его устаревания. Чем больше заказ, тем выше затраты на хранение.

Запасы в любой форме связывают капитал предприятия (фир­мы), поэтому всегда возникает вопрос, насколько затраты на хра­нение запасов больше эффекта от их ликвидации или отказа от их приобретения.

В группе продовольственных товаров предельным сроком реа­лизации является тот период, в течение которого предприятие га­рантирует их сохранность и качество. По скоропортящимся про­дуктам максимальные сроки хранения определены действующими стандартами, техническими условиями и другими нормативными документами.

Постоянный контроль за состоянием товарных запасов — одно из важнейших условий управления ими. Для его осуществления должна быть использована электронно-вычислительная техника. С ее помощью можно ежедневно составлять ведомости оборотов и остатков товаров, отчет о реализации товаров каждым продав­цом. При отсутствии ЭВМ рекомендуется проводить оперативный анализ и контроль за товарными запасами путем составления еженедельной сигнальной информации не по всем товарным группам, а лишь по тем, фактические запасы которых отклоняются от оптимальных на 15—20 и более процентов.

План товарного обеспечения, составленный по предприятию, должен быть основной для предоставления заявки на товары. Снабжение предприятий торговли осуществляется в соответствии с их заявками исходя из объема реализацией покупных товаров с учетом спроса потребителей.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.