Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Жанры журналистики: От хроники до публицистики

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.05.13. Год: 2012. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Гуманитарный  факультет

Кафедра журналистики

Специальность – журналистика

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Основы творческой деятельности журналиста»

 

Студентки Кузнецовой Юлии Андреевны

На  тему: Жанры журналистики: От хроники до публицистики

 

Автор работы:

Кузнецова Ю.А.       __________________

(подпись)

Научный руководитель:

к. филол. н. Ю.Е. Павельева      __________________

(подпись)

 

«Допустить к защите»

Заведующий  кафедрой

____________________

____________________

(подпись)

«27»   мая   2011 г.

 

Дата защиты

«03»  июня 2011 г.

 

 

 

 

Москва 2011

Содержание:

  1. Введение

 

  1. Классификация жанров

 

    1. Информационные:

 

      1. Хроника
      2. Зарисовка
      3. Заметка
      4. Интервью
      5. Отчет
      6. Обозрение
      7. Репортаж

 

    1. Аналитические:

 

      1. Корреспонденция
      2. Комментарий
      3. Статья
      4. Обзор
      5. Рецензия

 

    1. Художественно-публицистические:

 

      1. Очерк
      2. Фельетон
      3. Памфлет
      4. Эссе

 

  1. Заключение 

 

  1. Список литературы

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

Основная цель любого информационного материала – сообщить о факте, а любое содержание, как известно, должно укладываться в определенную форму. Различные способы освещения фактов и событий являются причиной для создания различных информационных жанров.

Несмотря на подобное разделение, жанрам журналистики так же свойственно взаимопроникновение. И хотя в «чистом» виде многие из них встречаются не слишком часто, для журналистов, тем более, начинающих, необходимо знать о том, какие существуют жанры журналистики, каковы их основные черты и особенности.

Обладание подобными знаниями позволит журналисту лучше представлять свои цели в творческой работе, подбирать необходимый материал и предоставлять его в рамках, соответствующих требованиям жанра.

Из всего вышеперечисленного можно  сделать вывод о том, что вопрос, затронутый в данной курсовой работе, является актуальным.

Цель данной работы заключается в рассмотрении, анализе и систематизировании знаний об основных жанрах журналистики.

Мы рассмотрим, как подается факт в тех или иных информационных жанрах и выявим основные принципы и закономерности в работе журналистов с основными жанрами журналистики.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Классификация жанров

Само по себе понятие жанра в журналистике подразумевает устойчивые формы публикаций, которые объединяются подобными друг другу признаками формы и содержания. Такие признаки так же называют жанрообразующими факторами. В качестве основных факторов выделяют: предмет, целевую установку (функцию) и метод отображения.

    1. Информационные жанры

Информационные жанры считаются наиболее оперативными и не требуют детального анализа. К характерным чертам можно отнести наличие событийного повода, оперативность, своевременность, ёмкость, сжатость, фактическую точность, понятность для аудитории сути сообщения и, главное, новизну информации. Как и для любого журналистского материала,  особую важность здесь имеет социальная значимость.

Основой любого текста, относящегося к информационным жанрам, является новость, другими словами сообщение, которое содержит в себе информацию, неизвестную аудитории до момента её разглашения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Хроника

Хроника, в современном значении этого слова, факт без подробностей. Небольшие (порой из одной – двух фраз) сообщения, не имеющие самостоятельного заголовка. Часто публикуются в подборках.

      1. Зарисовка

Зарисовка – это изображение портрета человека, события, явления в окружающей нас  действительности.

Исследователь этого жанра профессор В.П. Владимирцев из всего разнообразия зарисовок, встречающихся на газетных полосах, выделяет:

а) портретные зарисовки (материал, не только описывающий

человека, но и исследующий внутренний, духовный мир человека, показывающий его особенности);

б) событийная зарисовка;

в) зелёная зарисовка (описание ландшафтов, природных объектов, каких-либо явлений в природе);1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Заметка

Заметка является самым распространенным информационным жанром в информационных агентствах и на лентах новостей Интернет СМИ. В печатной периодике заметка – главный носитель новостной информации. Среди основных черт можно выделить сжатость изложения, новизна факта и его общественное значение, а так же оперативность. Отвечает на вопросы: кто, что, где, когда и почему? Ответ на эти вопросы дает общее представление об освещаемом событии.

Заметка не даёт анализа событий.

Имеет определённую заданную структуру: заголовок, подзаголовок, лид (первый абзац журналистского текста, в котором содержится основная информация о событии) и основная часть (здесь журналист дополняет информацию более подробными сведениями, датами, цифрами, уточняет факты, определённые в лиде).

Расширенная заметка – информационное сообщение, содержащее в себе достаточно большое количество деталей события, дает факт с подробностями, мнениями компетентных лиц; возможно наличие небольшого вывода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Интервью

Представляет собой разговор журналиста с одним человеком или несколькими  людьми по какому-либо общественно значимому поводу2.

Главное в интервью – точка зрения собеседника, а не журналиста. В основе текста лежат высказывания, мнения собеседника.

Чаще всего публикуется в форме вопросов и ответов, однако возможны монологическая (вопрос задан в лиде, весь остальной текст – ответ интервьюируемого) или специфическая формы подачи (так, в журнале «Esquire» заданные вопросы в тексте опускаются и приводятся только ответы).

Существуют так же такие виды интервью как:

Интервью-портрет (на первом плане - создание портрета интервьюируемого, раскрытие личности человека с элементами биографии).

Интервью-беседа (журналист ведет беседу с человеком на равных. Журналист не только получает от собеседника информацию, но и сам имеет возможность высказать свое мнение. Допускаются спор и обратные вопросы).

Блиц-опрос (цель – получение мнений людей различного социального статуса по одному актуальному вопросу).

В задачи журналиста, берущего интервью, входит:

1) выявить точку зрения собеседника  по обсуждаемому вопросу;

2) рассказать о собеседнике, создать  его психологический портрет.

Технология создания интервью предполагает три основных стадии:

1. Подготовка (заготовка вопросов, проработка хода будущей беседы);                2. Беседа (при учёте психологических, этических и социальных факторов);

3. Написание текста (включая вычитку окончательного варианта текста интервьюируемым);

 

 

 

      1. Отчет

Отчет представляет собой развернутое  информационное сообщение о событиях, на которых совершается большой обмен информацией (конференции, заседания, семинары, собрания и др.).

В отчете должны быть изложены основные темы и идеи докладов, выступлений лиц, которые принимают участие в подобных мероприятиях. Используются отдельные реплики, а так же реакции слушателей на выступление (аплодисменты, дискуссия и т.п.).

Отчёту характеризуется, в первую очередь, предельной документальностью и близостью к словам участников дискуссии.

Виды отчета:

Прямой информационный отчет (характеризуется хронологическим порядком воспроизведения событий, подробным отражением происходящего, без комментариев со стороны автора отчёта. Однако его позиция может выражаться в акцентировании внимания на определенных деталях или отдельных выступлениях).

Аналитический отчет (рассказывая о событии, журналист сообщает подробности с некоторыми комментариями. Для этого он имеет право привлекать дополнительные сведения, факты, цифры, мнения, выбирая наиболее актуальные проблемы, затронутые в выступлениях рассказчиков).

Тематический отчет (нарушение хронологии события. Автор выбирает доклады, связанные одной-двумя темами, отказывается от побочных деталей и уделяет внимание выступлениям людей, затронувших непосредственно выбранную им тему).

 

 

 

 

 

      1. Обозрение

Обозрение в журналистике – это статья или передача на радио, телевидении или в печатном издании, где рассматриваются ряд явлений современной действительности (за определённый период времени), объединённых общей темой, даётся их анализ и оценка. В обозрении могут освещаться явления различных областей современной жизни — общественно-политической, экономической, культурной, спортивной и т.п.

Представляет собой нечто вроде сводок или итогов.

Развитие и становление обозрения  как жанра происходило в конце первой трети XIX столетия. Политические обозрения историка и журналиста Н. М. Карамзина в «Вестнике Европы» (1802-1803 годы) имели широкий резонанс в русском обществе того периода. Много обозрений принадлежит В. Г. Белинскому, Н. А. Добролюбову.

Годичные обозрения в журнале  «Отечественные записки» стали уникальным явлением той поры. Тем не менее, обозрения прошлого века были, как правило, журнальными.

Части обозрения не являются самостоятельным произведением, дополняя друг друга, становятся частью целого3.

Предмет обозрения многогранен. Он включает все сферы общества и человеческого бытия.

 

 

 

 

 

 

      1. Репортаж

Жанр журналистики, дающий оперативное  наглядное представление о событии  через призму мировоззрения автора, его участника или очевидца.4

Для создания репортажа необходимо наличие событийного повода.

По сути, репортаж – это поэтапное  фиксирование журналистом своих наблюдений, вследствие чего можно сделать вывод о том, что в основе репортажа лежит использование метода наблюдения. Для того, чтобы журналист смог грамотно написать репортаж, необходимо отследить ход развития описываемого им события, определить основные моменты и зафиксировать поведение участников или очевидцев.

Главной задачей в создании репортажа является, главным образом, создание для аудитории «эффекта присутствия». Другими словами, репортёр даёт зрителям (читателям) возможность увидеть описываемое событие глазами очевидца, т.е. самого репортера.

Журналист не может написать репортаж опираясь исключительно на слова очевидцев. В ходе работы репортер имеет право отбирать наиболее значимые, по его собственному мнению, моменты происходящего. Но, при этом, выбирать для повествования композицию, за счёт которой разрушится реальный ход происходившего, он не имеет права, т.к. тем самым будет нарушена сама форма репортажа по своему определению. Репортер имеет право привести свидетельства других участников или очевидцев событий, но они будут лишь цитатой в основном тексте, подтверждением либо дополнением к ранее сказанному автором.

В репортаже часто используются элементы интервью, зарисовок.

 

 

 

Основные признаки репортажа:

1.        Наглядность (использование таких деталей, как звуки, краски).

2.        Динамичность (поэтапное развитие действия: фабула, завязка, основное действие, кульминация и развязка события).

3.        Информативность (насыщенность деталями: выражения лиц, речь и поведение участников; кроме того, необходимо описание обстановки).

В основе репортажа лежит использование  метода наблюдения, и, следовательно, присутствие  журналиста на месте действия является обязательным.

Виды репортажа:

Событийный (самый распространённый вид репортажа; заключается в оперативном отражении общественно-значимого события в хронологии).

Познавательный (появление связано с определенными событиями в обществе – памятными датами и т.д.; не является в обязательном порядке оперативным материалом).

Проблемный (несет в себе элементы анализа события, выводы).

Репортаж с экспериментом (журналист моделирует ситуацию, которая позволит ему узнать ответ на поставленный вопрос, проверить реакцию людей в неожиданном положении и т.д. Участники эксперимента, как правило, не знают о том, что стали участниками такой экспериментальной работы. Часто, журналист временно «меняет профессию» (становится на время охранником, дворником и т.д.). Главная задача здесь – наглядно зафиксировать ход эксперимента и его результат).

 

 

 

 

 

 

    1. Аналитические жанры

СМИ ставят перед собой задачу не только сообщать факты произошедшего, но, так же, стремятся найти причины событий, выявить их взаимосвязи, объяснить аудитории смысл происходящего, оценить влияние на жизнь общества решений власти или заявлений политиков. По этой причине и сложилась отдельная достаточно разветвлённая группа аналитических жанров.

Работа над созданием материалов в рамках аналитического жанра основана на методе индукции (проблема рассматривается от общего - к частному) и дедукции (сначала проблема рассматривается частями, а затем в общем ключе).

Если сравнивать аналитические  жанры с информационными, то первые, несомненно, шире по фактическому материалу и масштабнее по исследованию жизненно-важных, социальных явлений.

Методы сбора информации в аналитических жанрах:

1. документы 

2. интервью 

3. наблюдение (для эмоциональной окраски, большей убедительности)

4. эксперимент - журналист организует  ситуацию и следит за тем,  как она протекает, оставаясь  в роли журналиста.

Для создания материала в аналитическом  жанре необходимо наличие:

1. Темы (конкретная ситуация в проблемном свете).

2. Проблема (противоречивая ситуация, требующая решения; ситуация рассматривается с разных точек зрения, после чего открывается сущность данной проблемы, её содержание).

Идея (главная мысль, выходящая из готового материала)

Приступая к работе над материалом, необходимо учитывать единство всех трёх компонентов (темы, проблемы и идеи).

 

 

      1. Корреспонденция

Корреспонденция - строится на фактах действительности и главной задачей ставит воспроизведение жизни во всех ее проявлениях. Важны авторская позиция, эмоции, чувства и переживания автора5.

К характерным признакам можно отнести следующие:

1. отдельная ситуация, как предмет исследования;

2. выявление закономерностей на основе анализа отдельной ситуации;

3. факт как основа текста;

3. авторское рассуждение, исходящее из анализа обобщённых фактов6;

Корреспонденция анализирует факты, как таковые. Происходит это при помощи описания, анализа факта и соответствующих выводов.

Виды корреспонденции:

1. Информационная (характеризуется большим объемом в охвате материала, обстоятельным развитием темы).

2. Аналитическая (раскрывает причины описываемого явления).

3. Постановочная (актуальная ситуация отражается при помощи анализа и синтеза фактов).

4. Корреспонденция – раздумье (автор совместно с аудиторией анализирует, сравнивает, оценивает ряд фактов).

Корреспонденция основывается на конкретном анализе фактов. В центре каждой корреспонденции - конкретная социальная ситуация, под которой подразумевается целая система фактов, которые объединены причинно-следственными связями. Основной задачей автора здесь является выявление характерных тенденций развития фактов и предложить возможные способы решения данной проблемы.

Корреспонденция может включать в  себя живое наблюдение, краткий пересказ события, но журналист никогда не ограничивает свою работу одним только сообщением о произошедшем, необходимо выяснить причины события, определить его значимость и спрогнозировать возможные пути развития.

Главное здесь обозначить проблему, а не детально ее разобрать. Автор интерпретирует происшедшее, опираясь как на мнение участников и свидетелей события, так и на собственные наблюдения.

2.2.2. Комментарий

Подобный аналитический жанр появился в газетах в 60-е годы XIX в.

В 1997-98 годах газета «Известия» из номера в номер под рубрикой «Факт и комментарии» дает вначале факт выделенный «лидом». Ниже дается заголовок комментария и его текст. В комментирующей части главным становится авторское «я», т.е. позиция и мнение автора, авторское восприятие и авторские эмоции по заданной теме 7.

Комментарий призван в полной мере публично выразить авторское мнение по отношению к событию, факту, явлению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Статья

Статья является главным жанром аналитической журналистики, дает подробный  обзор и анализ актуальных событий  и ситуаций, разъясняет происходящие процессы читателям и даёт возможность для самостоятельных размышлений. Характеризуется широтой анализируемого материала.

Если сравнить статью с корреспонденцией, то события в ней рассматриваются не от частного к общему, а от общего к частному.

При написании статьи необходимо учитывать важность доказательности доводов и весомость фактов, что заключается в надежности источников и полноты факта для возможности выведения заключений.

Недопустимым для автора статьи считается искажение смысла слов оппонента, т.е. приписывание им смысла, отличающегося от действительного.

Различают следующие типы статей:

1. Общетеоретическая (глобальные вопросы общественного развития);

2. Практико-аналитическая (разбор конкретных ситуаций и процессов, которые могут служить примером, как для всего общества в целом, так и для отдельных личностей);

3. Научно-популярная (в доступной форме освещает вопросы и проблемы научной сферы);

4. Полемическая статья (дискуссия, где журналист разворачивает полемику со своим оппонентом; может касаться как вопросов развития общества на глобальном уровне, так и затрагивать отдельно взятую проблему);

5. Передовая (носит ярко выраженный пропагандистский характер, формулирует основные задачи и пути их разрешения для общества с точки зрения идеологии, поддерживаемой редакцией);

 

 

 

При подготовке статьи, как и любых других аналитических материалов, журналисту необходимо учитывать требования, предъявляемые к материалам такого рода.

Задачи, стоящие перед автором  статьи:

1. Разъяснение сути различных  общественных событий, тенденций  их развития, оценка значимости в общественном ключе.

2. Анализ и распространение опыта  решения социальных проблем.

3. Критика неэффективных или  ложных путей развития.

Признаки статьи:

1. Выявление взаимосвязи различных  явлений и, как следствие, помощь аудитории в понимании этих самых взаимосвязей.

2. Использование в работе сравнений, оценки, разъяснений, обобщений.

3. Оглядка на ситуацию, обстановку.

4. Ход работы от простого к сложному.

Две группы статей:

1. Статьи с научным стилем повествования. Характеризуются, как правило, строгостью языка, большим количеством терминов.

2. Статьи с непринужденным типом изложения. Появляется авторское «я», используются экспрессивные приемы (ирония, гипербола), разговорная лексика. Появляется разговорная окраска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Обзор

Обзор - жанр, который знакомит аудиторию с определенными событиями при использовании аналитического комментария.

Виды  обозрений:

1. Внутренние  (события внутри страны).

2. Международные  (различают по времени: ежедневные, еженедельные, месячные, годичные; также: информационные, проблемные).

По тематике:

1. Политические,

2. Экономические,

3. Спортивные,

4. Сельскохозяйственные,

5. Культурные  и др.

Основное внимание заостряется  на наглядных примерах и деталях.

Цели обозрения:

1. Давать панораму событий

2. Отыскивать закономерности между ними.

Предметом для обозрения является осмысление системы событий какой-либо сферы общественной жизни, которые ограничены по теме, времени либо географии.

Обозрение – это, своего рода, итог определенного периода во времени, этим обусловлена периодичность их выхода.

Для обозревателя главное - ответить на такие вопросы, как: Что стало причиной для данного явления (ситуации)? Какова значимость обозреваемых событий? Как будут развиваться явления (ситуация) и что необходимо предпринять в связи с этим?

 

 

 

Существует несколько устойчивых видов обзора СМИ:

1.Обзор-презентация. Обозреватели  могут уделять своё внимание новым изданиям либо рассказать о публикациях на страницах уже известных читателю газет и журналов. Цель - охарактеризовать новое издание как со стороны достоинств, так и недостатков. Во втором случае перед автором ставится задача познакомить аудиторию с наиболее интересными, с его точки зрения, публикациями в разных изданиях. Чаще, такие публикации отбираются по степени сенсационности. Чем сенсационнее публикация, тем больше у нее шансов быть включенной в обзор СМИ. Такие обзоры принято начинать с главной сенсации. Такой ход обязательно привлечет внимание аудитории.

2.Тематический обзор. Используя публикации из различных источников СМИ, автор стремится представить аудитории полную картину происходящего, познакомить с разными оценками, мнениями, позициями. Такой обзор дает аудитории более-менее полное представление о причинах события (явления), его значении. Этот вид обзора содержит в себе черты аналитической публикации в более полной мере, нежели обзор-презентация.

3.Безадресный обзор. В таком  обзоре так же рассматривается одна или несколько актуальных тем, обсуждаемых прессой. Характерной чертой является отсутствие ссылок на конкретные обозреваемые издания, радио- и телепрограммы. Для автора важно проследить за тем, как средства массовой информации в целом обсуждают ту или иную тему, какие оценки делают. При этом автор может достаточно обстоятельно комментировать как сами заинтересовавшие прессу проблемы, так и особенности их освещения в прессе.

 

 

 

 

 

 

      1. Рецензия

Рецензией называется жанр, в котором дается оценка художественного или научного произведения, литературы, театральных и художественных постановок, кинофильмов, телевизионных передач, выставок, музыкальных концертов и даже бытовых ситуаций.

Виды рецензии:

1. Литературная.

2. Научная.

3. Театральная.

4. Кино рецензия и т. д.

Слово «рецензия» латинского происхождения. В переводе означает «сообщение», «пересмотр», «оценка», «отзыв».

Как жанр выделяется по следующим содержательным признакам: имеет строго заданный предмет исследования и направление его анализа.

Как будет воплощено содержание рецензии, целиком зависит от автора. Из этого следует разнообразие жанровых форм:

- рецензия-статья (традиционная форма);

- рецензия-интервью (диалог, круглый  стол);

- рецензия-фельетон (остро критическая);

- рецензия-очерк (объемная рецензия  с включением очерковых элементов  - из истории искусств, из биографии  творческих деятелей);

- рецензия-заметка (мини-рецензия, близкая к аннотации).

Главной задачей для автора рецензии является сообщение о новом произведении и оценка его, тем самым журналист способствует верному (с точки зрения рецензента) восприятию.

Очень часто оценки одного и того же произведения оказываются диаметрально противоположными - даже у признанных, авторитетных критиков. Т.о., рецензент преследует две цели: информационно-познавательную и исследовательскую, подразумевающую анализ .

2.3. Художественно-публицистические жанры

В жанрах подобного рода конкретный документальный факт отходит на второй план. Главным становится авторское впечатление от факта, события, авторская мысль. Сам факт типизируется. Дается его образная трактовка.

Художественно-публицистические жанры  обычно относят к «авторской»  журналистике, подчеркивая этим фактом их особый характер. Проявляется он прежде всего в повышенной требовательности к языку, художественной образности, эмоциональной насыщенности текстов, глубине авторского обобщения действительности.

2.3.1. Очерк

В очерке не столько важен факт сам по себе, как его восприятие и трактовка героем или автором. Факт переосмыслен в образ, близок к малым формам художественной литературы, конкретен, построен на фактическом материале. Цель – дать образное представление о людях, показать их в действии, раскрыть существо явления. Очерк бывает сюжетным (портрет, проблема) и описательным (событийный, путевой).

Журналистский очерк отличается от литературного достоверностью фактов. Если в художественном произведении автор, создавая художественный образ, полагается на художественный вымысел, то публицисты не могут позволить себе такого, т.к. в основе любого публицистического текста всегда лежат достоверные факты. Но все таки, как и в художественных произведениях, мир, отраженный в публицистике, принципиально отличается от реального мира. Жизненные впечатления в субъективном авторском восприятии претерпевают художественную трансформацию.

Основные художественные элементы очерка:


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.