Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Экономическая теория как основа системы экономических наук

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.05.13. Год: 2012. Страниц: 29. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Факультет экономики и управления

 

Кафедра экономической теории

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по экономической теории

 

Экономическая теория как основа системы экономических наук

 

ГОУ ОГУ 080111.5011.08 ОО

 

 

 

 

 

 

Руководитель работы

______________________Зуева Е.Г.

«_______» _______________ 2011 г.

                                   Исполнитель

                                                   Студент гр. 10 Марк-2

__________________Дерябина А.А.

«_______» _______________ 2011 г.

 

 

 

 

 

 

Оренбург 2011

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………….3-6

1 Предмет, метод и функции экономической теории……………………………...7

1.1 Эволюция идей о предмете экономической теории………………………….7-9

1.2 Современная экономическая теория и ее отличительные черты………….9-12

1.3 Методология экономической теории………………………………………12-17

1.4 Взаимосвязь экономической теории с экономическими науками и возможности ее применения в прикладных социально-экономических исследованиях…………………………………………………………………....18-21

2 Противоречия и перспективы развития современной экономической

теории………………………………………………………………………………..23

2.1 Кризис экономической теории и его проявление………………………….23-26

2.2 Развитие экономической теории в России на современном этапе: особенности, проблемы, перспективы…………………………………………26-29

Заключение………………………………………………………………………30-33

Список использованных источников…………...………………………...……33-37

Приложение А Связь общей экономической  теории с совокупностью частных наук ………………….………………………………………………..……………..38

Приложение B Основные этапы развития экономической теории.……..………39

Приложение C Взаимосвязь экономической теории с практикой………….……40

Приложение D Финансовый экономический кризис в России: подъемы, спады, прогноз……………………………………………………………………………….41

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Экономическая теория является универсальной наукой, выступает в качестве методологического фундамента сложного комплекса экономических наук и оказывает значительное влияние на развитие социальных наук. Вместе с тем, как справедливо отмечал Дж. М.Кейнс, экономическая теория - не есть набор уже готовых рекомендаций, применимых непосредственно в хозяйственной политике. Она служит интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогает тому, кто владеет ею, приходить к правильным выводам и заключениям.[1]

Изучив большое количество различного теоретическое материала, осмыслив его и проработав, целью моего исследования являлось раскрытие темы: “Экономическая теория, как основа системы экономических наук”. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1.                  Изучить в полной мере предмет, метод и функции экономической теории.

2.                  Выявить противоречия и перспективы развития современной экономической теории.

Актуальность данной курсовой работы обусловлена большими противоречиями современной экономической теории и экономической действительности в целом. Важно сказать, что именно экономическая теория является фундаментом системы экономических наук, которые в свою очередь затрагивают различные стороны жизнедеятельности челове­ка.

Экономическая теория, с одной стороны, выступает в качестве методологиче­ского фундамента комплекса экономических наук, а с другой — учитывает знания, полученные этими науками. Экономическое знание о современном обществе дает целая сеть конкретных эко­номических дисциплин, таких как бухгалтерский учет, финансы, маркетинг, менеджмент, экономика природопользования, эко­номика предприятий. Названные дисциплины подчинены реше­нию конкретных экономических задач. Экономическая теория изучает те же проблемы, но не с индивидуальной, а с общест­венной точки зрения. В кругу всех экономических наук эконо­мическая теория является головной, так как служит основой конкретных экономических дисциплин.[Приложение «А»].

Вопросы  экономики   неизменно   привлекают   внимание   людей,   поэтому

экономическая теория занимает видное  место  в  системе  наук.  Американский

экономист,   лауреат   Нобелевской   премии   П.   Самуэльсон    утверждает:

“Экономическая теория - королева наук”.[5]

Развитие экономических наук происходит путем дифференциации и интеграции знаний. Дифференциация экономических знаний сформировала систему экономических наук. Каждая из экономических наук получила специфический предмет исследования.

В процессе развития возникла необходимость сначала в классификации, а затем в систематизации научных знаний об экономике. Возникла необходимость в формировании системы экономических наук.

Для того чтобы сформировать систему экономических наук, необходим общий систематизирующий признак экономических наук. Найти, выделить его – дело сложное. Его поиск был предметом обсуждения нескольких экономических дискуссий . Последняя дискуссия по этому вопросу завершилась в 1986 г. на страницах журнала «Вопросы экономики».[12]

Дискуссия показала, что таким общим критерием является экономия труда, экономия рабочего времени. Все экономические науки изучают формы действия закона экономии времени, пути наиболее экономичного удовлетворения потребностей людей. Они решают одну задачу, как с наименьшими затратами прошлого и живого труда, природных ресурсов получить максимальный объем продукции. Интересно то, что основной научный труд А. Смита называется «Исследование о природе и причинах богатства народов». Образно говоря, экономическая теория – это наука о путях увеличения богатства людей. К примеру, К. Маркс всю систему категорий в «Капитале» рассматривает как теорию затрат и результатов капиталистического способа производства.

Критерий экономии труда четко определяет  принадлежность той или иной науки к системе экономических наук. Критерий систематизации экономических наук позволяет вычленить предмет каждой экономической науки.

Нельзя отождествлять предмет экономической теории с предметом всей системы экономических наук. Экономическая теория является наукой о производственных отношениях. Она, как уже говорилось, образует ядро системы экономических наук, играет в этой системе роль фундаментального основания.[11]

Предмет экономических наук в целом шире системы производственных отношений за счет двух областей:

1.                  за счет области производительных сил,

2.                  за счет области сферы услуг.

То есть предметом всей системы экономических наук являются экономические отношения, которые шире производственных отношений. Экономические отношения включают в себя не только общественно – производительные отношения (предмет изучения экономической теории), но и технико – производственные отношения, формирующиеся под непосредственным воздействием производительных сил (предмет изучения других экономических наук).

Существует принципиальная возможность систематизации экономических наук по нескольким критериям.[3]

1)                 общие экономические науки. Они изучают экономическую структуру общества в целом в теоретическом или историческом аспектах.

2)                 специальные экономические науки. Изучают отдельные существенные черты или стороны экономического строя общества в целом.

3)                 отраслевые экономические науки. Изучают особенности развития отдельных отраслей макроэкономики.

Научным соотношениям экономической теории и других экономических наук  является соотношение целого и части, а не общего, особенного и единичного.

В центр системы экономических наук безусловно ставят экономическую теорию. Отсюда вытекает ее особое методологическое значение для всех экономических наук. Поэтому кризис теории, который будет подробно рассмотрен в данной работе, отражается на реальной экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Предмет, метод и функции экономической теории

 

1.1 Эволюция идей о предмете экономической теории

 

 

Для правильного понимания курса «Экономическая теория» необходимо определить предмет, методы и функции экономической теории — то, что она непосредственно изучает. На этот вроде бы про­стой вопрос о предмете науки специалисты не дают однозначного ответа. Вот уже три столетия экономисты-теоретики различных направлений и школ высказывают противоречащие друг другу взгляды. За это время несколько раз менялись представления об ис­точниках богатства общества, о роли государства в хозяйственной деятельности и обновлялось даже название самой науки.

Тема эволюции идей о предмете экономической теории занимает особое место в структуре обшей экономической теории, так как она является своеобразным методологическим введением в изучаемый курс. Необходимо выяснить, что являлось предметом исследования общей экономической теории, какие приемы она использовала, какую роль сыграла в развитии общества в разные времена.

Основные этапы схематично показаны в приложение. [Приложение «B»]

Зачатки экономической науки появились еще в древнем мире. Уже ученые-фило­софы Древней Греции, Рима, Востока, Египта, Китая и Индии пытались решить отдельные вопросы экономики: что лежит в основе цены товара, как наживать со­стояние.

Экономическая мысль Древней Греции и ученые той поры, например Платон (427-347 гг. до н. э.) и Аристотель (384-322 гг. до н. э.), сформулировали исходные положения экономической теории о полезности как исходной ценности материаль­ных благ, равновеликом обмене эквивалентов.

Мыслители Древнего Рима—Сенека (4-65 гг. дон, э.), Лукреций Кар (39-55 гг. до н. э.) и др. исследовали экономические причины разложения и гибели рабства, главной из которых, по их мнению, было отсутствие материального интереса. Взгляды Сенеки оказали влияние на формирование экономических концепций хрис­тианства, которое в последующем историческом процессе развития человечества совершило коренной переворот во взглядах на хозяйственную жизнь. Христианские мыслители и проповедники объявили простой хозяйственный труд необходимым и святым делом, считая, что «Если кто не хочет трудиться, тот пусть и не ест». Христи­анское учение обосновывало принципы справедливого ценообразования, социаль­ной, а не индивидуальной оценки благ с учетом затрат труда.

Однако мыслители древности еще не выделяли экономические явления из всей суммы общественных процессов, не создали система учения об эко­номике.

Итак, как прикладная наука о ведении хозяйства экономическая теория воз­никла в период рабовладельческого строя. Но только в XVI-XVIII вв. появилось ее название — политическая экономия (от греческих слов: «политейя» — общество, «ойкос» — дом, хозяйство, «номос» — закон). Таким образом, политическая эконо­мия — наука о законах функционирования общественного хозяйства в рамках госу­дарства. В самостоятельную науку политическая экономия превращается в начале XVII в.

Первой теоретической школой был меркантилизм (от итальянского «меркан-те» — купец, торговец). Представители этой школы считали, что богатство обще­ства возникает только в торговле (деньги, золото). Главный предмет своей науки они видели в процессах товарного и денежного обращения. Такие представления не были случайными. Они соответствовали начальному виду капиталистической деятельности — международной торговле, когда товары покупались в одной стра­не по более низким ценам, а продавались в другой по более высоким. Поэтому меркантилисты советовали государству расширять торговлю, накапливать золото в стране. Представитель этой школы — Томас Манн (1571-1641 гг.). Идеи меркан­тилизма — государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, протекцио­низм в торговле — используются и в современной экономике.

Между тем критики меркантилизма справедливо отмечали, что во время торго­вой сделки не возникает вообще никакого богатства, а происходит лишь обмен денег на товар и наоборот. При нарушении равенства в обмене богатство лишь перераспределяется в пользу одной из сторон. Когда же обмен равноценен, то никто не может обогатиться.

Позже появляется теоретическое учение физиократов («физиократия» в перево­де с греческого — власть природы). Вслед за основателем учения Франсуа Кенэ (1694-1774 гг.) физиократы считали, что источником богатства является произ­водство, хотя и существует только одна его отрасль — сельское хозяйство, где бо­гатство возникает естественным путем и представляется даром природы. Отсюда рост богатства они связали только с естественным плодородием земли, а промыш­ленность не считали отраслью, где создается прирост доходов. Однако сама по себе природа без приложения капитала и труда не может постоянно умножать богатство общества.

Поворот к исследованию производства открыл путь для возникновения научной политической экономии. Наиболее обоснованные ответы на рассматриваемые воп­росы дала классическая школа. Ее представители Давид Риккардо (1772-1823 гг.), Адам Смит (1723-1790) установили, что богатство нации возникает в материаль­ном производстве, причем во всех его отраслях. Его всеобщей универсальной фор­мой выступает стоимость товаров. А. Смит заложил основы трудовой теории сто­имости, подчеркнув роль производительного труда, создал учение о доходах.

Рост богатства происходит тогда, когда первоначально затраченная сумма при­растает на дополнительную величину (прибавочную стоимость, или прибыль). Это принципиально важное открытие, которое и позволило экономической теории, в ко­нечном счете, стать подлинной наукой. В это же время формируются взгляды утопи­ческого социализма, основные положения которого изложены в трудах Томаса Мора «Утопия», Кампанеллы «Город Солнца». Позднее в это учение внесли вклад Ш. Фурье, К. Сен-Симон, Р. Оуэн.

На основе классической политической экономии и утопического социализма складывается марксистское направление.[5]

 

 

1.2 Современная экономическая теория и ее отличительные черты

 

 

К числу современных направлений экономической мысли относится неокласси­ческая школа, представители которой формулируют субъективную теорию стоимо­сти и теорию равновесия. Экономическое хозяйство рассматривается ими как сово­купность микроэкономических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках. Исходным пунктом в этом анализе высту­пает спрос и предложение, потребность и потребление.

В XIX в. экономическая наука все больше изучает законы ценообразования и рационального использования ресурсов, оптимального использования факторов производства и достижения предельных результатов (основные представители этой школы — А. Маршалл, К. Кобб, П. Дуглас).

Развивается и теория общего динамичного равновесия (Л. Вальрас), с помощью, которой можно установить то, как спрос на товары и услуги влияет на спрос на факторы производства (труд, землю, капитал).

В современной экономической теории следует выделить несколько крупных на­правлений: неоклассическое, кейнсианское, монетаристское, институционально-социологическое. Эти направления производят анализ динамических процессов в экономике (циклов, инфляции, занятости, изменения экономических структур, в де­нежных измерителях и др.).[2]

XXI век ставит новые задачи перед всеми науками. Особенно поразительные изме­нения происходят в области экономической теории. Если в XIX и даже еще в начале и середине XX века под экономической наукой понималось все, что имело отношение к ве­дению хозяйства, будь то на уровне отдельного предприятия, обособленного домашнего хозяйства или целого государства, то к концу XX века от когда-то единой экономики стали отпочковываться все более и более мелкие отрасли экономического знания..[1]

Направление современной экономической науки, получившее в устах защитников ее ортодоксальной версии название "чистой теории" или просто "теории", в настоящее время находится в состоянии кризиса. Все чаще возникают сомнения в адекватности отражения этой теорией событий реального мира и в ее пользе для формулировки задач экономической политики. Предпринимаются различные попытки трансформировать ортодоксальную науку, однако, по моему мнению, от предлагаемых вариантов "лечения" не стоит ожидать существенных результатов. Задача данной работы как раз и состоит в определении подлинных проблем неоклассического проекта и выявлении путей их преодоления.[6]

В современной экономической литературе "экономическая теория" характеризуется как наука, которая сосредоточивается на индивидуальных, а не на коллективных действиях; на обмене, а не на производстве или распределении; на оптимизационных, а не рутинных процедурах принятия решений; на совершенной конкуренции, а не на олигополии или монополии; на структурах, способствующих появлению постоянной (или убывающей), а не возрастающей отдачи от масштаба; на предположениях о совершенной информации и точных прогнозах или о "рациональных ожиданиях", а не на ситуациях неопределенности; на конечных состояниях, неподвижных точках и равновесии, а не на процессах, проходящих во времени; а также на функциях (полезности, издержек, предпочтений, прибыли и др.) с предсказуемым поведением (дифференцируемых, выпуклых и т.д.). 

Хан упоминает о предпочтении общих и простых теорий более частным и убежден в необходимости разграничения аксиом и предпосылок. В отличие от аксиом (например, о рациональности поведения), которые не вызывают сомнения, поскольку считаются адекватными эмпирическим данным, предпосылки, по его мнению, выглядят менее надежными и нужны для того, чтобы начать какое-то конкретное исследование.
В такой перспективе современная экономическая теория выглядит более вразумительно. В самом деле, если многие характерные, но уязвимые для критики черты теории - это всего лишь предпосылки (а не аксиомы), то для оценки теории они несущественны. В этой связи часто прибегают к метафоре строительных лесов, давая понять, что большинство этих предпосылок можно заменить или совсем упразднить, оставляя само здание в неприкосновенности. В свою очередь, при особом значении, которое придается поведению рациональных индивидов, становится ясным, почему столь многие характерные черты теории (например, гипотезы в отношении поведенческих установок, предпочтений, ресурсов и т.д.) так или иначе описывают ситуации, в которых находится индивид. Этим же объясняется и повышенное внимание к обмену, а не к производству или распределению. Ибо только обмен можно правдоподобно представить как одномоментное взаимодействие независимых индивидов. Словом, пусть не все , но значительная часть того, что характеризует ортодоксальную теорию, в версии Хана находит свое объяснение.[19]

Экономическая теория испытывает серьезный кризис в объяснении событий, происходящих в реальном мире, и в осуществлении анализа, пригодного для экономической политики. В значительной мере причиной этого служит некритическое принятие современной ортодоксальной экономической теорией определенного способа объяснения, а именно дедуктивизма и связанной с ним, обусловленной им концепции науки, в рамках которой научные результаты должны формулироваться в качестве постоянных связей между событиями. Пока не будет осознано, что данная концепция может использоваться при анализе открытого социального мира, в котором мы живем, лишь ограниченным образом, чистая теория в ее традиционном понимании (то есть повсеместное следование дедуктивным методам), по-видимому, будет подвергнута аналитическим искажениям и трансформациям. Однако проблема не будет решена. Когда же представления о постоянных связях между событиями и иные позитивистские результаты будут отвергнуты, а их место займет трансцендентально-реалистическая парадигма, экономическую теорию, как мы видели, с легкостью можно будет трансформировать в направлении более адекватного анализа, пригодного для экономической политики и даже способствующего эмансипации.[15]

Невозможно, не отметить блестящее  определение экономической науки, данное Фридрихом  Август фон Хайеком: «…Экономическую науку можно определить как метатеорию – теорию о теориях,  создаваемых  людьми  для  уяснения  того, как наиболее эффективно обнаруживаются  и  используются  различные  средства  для достижения всевозможных целей».

 

 

1.3 Методология экономической теории

 

 

Люди принимают решения о том, что они будут иметь; фирмы решают, как наилучшим образом выполнить эти решения. Экономическая теория изучает поведение людей, вовлеченных в этот процесс. Она является наукой именно потому, что у нее нет никакой иной задачи, кроме понимания этого поведения.

Экономическая теория выполняет следующие функции:

инструментальная - это во многом побочный продукт ее истории. Так получилось, что представление о предшествующем экономическом обществе превосходно служит инструментальным целям более позднего общества. Было лишь необходимо оставаться верным старой истине и твердить о ее неизменности. Экономическая теория сформировалась как научная дисциплина в то время, когда деловые предприятия были невелики по размерам и просты по своей структуре, а сельское хозяйство поглощало большую часть производительной энергии людей. Фирмы реагировали на изменение издержек производства и на изменение рыночных цен. Они подчинялись тому, что диктовал рынок. Теория отражала этот факт. Со временем теория была несколько изменена с тем, чтобы учитывать существование монополии, или, точнее, олигополии, но осталась в плену у своих начальных представлений. Конкурентоспособная фирма продолжала считаться центральным звеном. И член олигополии тоже реагирует на рыночные колебания и вынужден поступать так, поскольку он односторонне стремится к максимуму прибыли. Таким образом, рынок и потребитель остаются полновластными хозяевами. Выбор потребителя продолжает управлять абсолютно всем. В результате экономическая теория незаметно превратилась в ширму, прикрывающую власть корпорации. Этим процессом никто не управлял. То, что казалось сдержанным интеллектуальным консерватизмом, стало мощной опорой экономических интересов.

теоретическая - выявляет сущность процесса, устанавливает экономические закономерности и законы, которые действуют в хозяйственной жизни, выявляет тенденции действия экономических процессов.

Зная направления и законы экономического развития, можно лучше предвидеть перспективы хозяйственной деятельности.

практическая - разрабатывает практические рекомендации, принципы и методы эффективного хозяйствования;. Это позволяет определить, какой должна быть нормальная для определенных условий хозяйственная деятельность предприятий и государства.

социальная (познавательная) - расширяет горизонты познания, помогает формированию экономически грамотных специалистов. Изучение законов, закономерностей процессов;

прогностическая - позволяет строить прогнозы развития экономических             процессов;

методологическая - основа для изучения других экономических дисциплин. [5]

Исследуя хозяйственные процессы, экономическая теория применяет ряд общенаучных методов познания, то есть таких приёмов, которые используют и другие общественные и естествен­ные науки. Важнейшими из них для сферы экономики являются следующие девять: эксперимент, моделирование, метод научных абстракций, анализ и синтез, системный подход, индукция и дедукция, исторический и логический методы, графический метод. Так, очевидно, что эмпирическая функ­ция нашей науки предполагает  наблюдение  (то есть преднамерен­ное, целенаправленное восприятие экономических явлений, процес­сов в их реальном виде) и сбор фактов,  происходящих в действи­тельности. Именно благодаря этому можно, скажем, проследить, как изменились товарные цены за тот или иной период, как возрос­ли объёмы производства, торговли и прибылей предприятий.

В отличие от этого эксперимент предполагает проведение ис­кусственного научного опыта, когда изучаемый объект ставится в специально созданные и контролируемые условия. Например, что­бы проверить эффективность новой системы оплаты труда, проводят её пробные испытания в рамках той или иной группы работников.

Активно используется и такой метод, как  моделирование. Оно предусматривает изучение социально-экономических явлений по их теоретическому образцу - модели (от лат. modulus - мера, образец), которая замещает сам объект исследования. Особенно эффективно моделирование на компьютерах, позволяющее, скажем, просчитать наиболее рациональный вариант хозяйственных связей того или иного предприятия, города, региона, страны с их партнёрами.

Метод научных абст­ракций, или абстрагиро­вание, - это особый мыс­лительный приём, позво­ляющий формулировать те или иные отвлечённые понятия - так называемые абстракции или катего­рии (цена, деньги, ры­нок, дешёвый и другие). Вот, к примеру, понятие товара - как его опреде­лить? Если Вы попытае­тесь сделать это, отталки­ваясь от магазинных при­лавков, ничего не получи­тся. Каких только вещей нет в тамошнем "разнотоварье" - больших и малых, съедобных и несъедобных, жидких и сыпучих... Как привести всё это к "общетоварному знаменателю"? Как ухитриться объединить, условно говоря, круглое и зелёное?

Только с помощью абстрагирования, то есть отвлечения от кон­кретных, но второстепенных в данном случае свойств этих вещей (размеров, веса, формы, цвета и прочего). Выполнив это, мы одно­временно зафиксируем объединяющие их признаки, а именно: то, что все они являются продуктами труда, которые предназначены для продажи. Это и есть ответ на вопрос, что такое товар.

Методы анализа и синтеза предполагают изучение социально-экономических явлений как по частям - это анализ (от греч. analysis -разложение, расчленение), так и в целом - синтез (от греч. synthesis -соединение, сочетание, составление). Например, сопоставление эко­номических показателей работы отдельных шахт - это анализ, а оп­ределение общеотраслевых результатов хозяйствования всей уголь­ной промышленности России - синтез.

Благодаря сочетанию методов анализа и синтеза обеспечивает­ся системный, комплексный подход к сложным (многоэлементным) объектам исследования. Такие объекты (системы) рассматривают­ся как комплекс взаимосвязанных частей (подсистем) единого цело­го, а не как механическое соединение каких-то разрозненных эле­ментов. Важность комплексного подхода обусловлена тем, что вся экономика по существу состоит из множества больших и малых систем (народное хозяйство - из отраслей, отрасли - из предприя­тий, предприятия - из цехов, стоимость товара - из элементов зат­рат, рынок - из многих секторов, ниш, участников и т.д.).

С методом анализа и синтеза логически связано деление эконо­мической теории на микро- и макроэкономику (от греч. mikros - ма­лый и makros - большой), которые предполагают два разных уровня рассмотрения хозяйственных систем.

Так, микроэкономика имеет дело с отдельными элементами (ча­стями) этих систем. Она изучает такие обособленные экономи­ческие единицы, как отрасль, предприятие, домашнее хозяйство (домохозяйство); и отдельные рынки (например, рынок зерна); производство, сбыт или цену конкретного продукта и т.п. Микро­экономический подход, таким образом, близок к методу анализа.

В отличие от этого макроэкономика исследует хозяйственные системы в целом, или так называемые агрегаты (от лат. aggregatus -присоединённый), то есть совокупности экономических единиц. К таким агрегатам относятся мировая экономика, национальное хо­зяйство, а также крупные подразделения последнего - государст­венный сектор, домохозяйства (взятые в совокупности), частный сектор и пр. Макроэкономика, базируясь на методе синтеза, опери­рует обобщающими, или агрегатными, показателями типа: валовой объём продукции, национальный доход, суммарные расходы. Кроме того, в макроэкономическую сферу входит и рассмотрение общих понятий - стоимость, рынок, бюджет, налоги и т.д.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.