Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Реформы П.А. Столыпина

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 19.05.13. Год: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ

ПЕРМСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа на тему «реформы П.А. Столыпина»  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                     выполнила студент I курса

                    заочного отделения гр. 163-ФК-С

                     Тиунова Екатерина Геннадьевна

                проверил преподаватель

Верхоланцева  Алевтина Валерьевна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Пермь, 2008

История: неизменная пьеса, которую

  играют все новые  и новые актеры 

Монтерлан 
 

     П.А. Столыпин с играл одну из важных ролей в судьбе России. Как любой  из нас он хотел, чтобы Российское государство развивалось и было успешным и каждому кто живет на этой земле было хорошо. Он по-своему вдел путь на тот период времени. И сейчас мы с вами обратимся в начало XX века и посмотрим какой же путь предлагал этот выдающийся герой того времени и смог ли он достичь тех целей, которые поставил перед собой.

       Имя П.А. Столыпина всегда вызывало споры,  его  упоминание  сразу  же       втягивает нас в круговорот страстных и взаимоисключающих оценок. Интересный факт, Б.Н.Ельцин называл трех великих реформаторов России: Петра I, Александра II, и П.А.Столыпина.

       Правда, политическая карьера Столыпина была недолгой – всего 5 лет.  За это время он был министром внутренних дел и председателем Совета министров.

      Кто же он был - Петр Аркадьевич Столыпин?  Этот вопрос поможет разобраться в ярком облике этого человека,  противоречивости его биографии и окружающей Петра Аркадьевича обстановке.  Столыпин - выходец из старого дворянского рода,  известного  с  конца XVI века.  Род  Столыпиных  дал России выдающихся политических и литературных деятелей.  Бабушка М.Ю.Лермонтова - урожденная Столыпина. Прадед  -  сенатор  А.А.Столыпин - друг М.М.Сперанского, крупнейшего государственного деятеля начала XIX века. Отец - Аркадий Дмитриевич  - участник Крымской войны,  друг Л.Н.Толстого, навещавший его в Ясной Поляне.  Мать П.А.Столыпина - Анна Михайловна -  урожденная  Горчакова -  племянница  канцлера   России А.М.Горчакова, одноклассница А.С.Пушкина по лицею.  Жена Петра Аркадьевича - правнучка А.В.Суворова.  Таким образом, семья Столыпиных  в XIX - XX веках была в родстве и дружбе со знаменитейшими людьми России. Семья П.А.Столыпина владела поместьями в Нижегородской, Казанской, Пензенской и позже Каунасской губерниях. Петр Аркадьевич в 1881 году неожиданно для  многих  поступил       на физико-математический  факультет Петербургского университета, где с интересом изучал  физику,  геологию,  ботанику,  зоологию, астрономию. По окончании университета Столыпин служил в министерстве государственных имуществ на скромной должности помощника столоначальника и со скромным чином коллежского секретаря. Через 10 лет П.А.Столыпин ковенским губернским  предводителем  дворянства,  а еще через 3 года - в 1902 году неожиданно для себя – гродненским губернатором. В то  время на арену общественной жизни главным выступил аграрный вопрос.  Царизм проводил экономическую политику,  направленную на  всемерную поддержку государственными средствами разорившегося крупного дворянского землевладения. Государство должно было активно вмешиваться в аграрные отношения помещика и крестьянина, переориентировать  политику  Крестьянского   поземельного банка -  и  все  это  с одной чисто полицейской целью – ослабить борьбу крестьян с помещиками,  защитить интересы последних. Было создано "Особое совещание о нуждах сельско-хозяйственной промышленности" в Петербурге, но оно имелось не только в столице. Было образовано 82  областных  и  губернских  и 536 уездных комитетов       этого совещания, возглавлявшихся личной властью. Гродненский губернатор, П.А.Столыпин, решительно высказался за уничтожение общинной чересполосицы и расселение на хутора.  При этом  Столыпин       заявил: "Ставить в зависимость от доброй воли крестьян момент       ожидаемой реформы, рассчитывать, что станет при подъеме умственного развития населения, который настанет неизвестно когда, жгучие вопросы разрешаться сами собой, - это значит отложить на неопределенное время проведение тех мероприятий,  без которых  немыслимы  ни культура,  ни подъем доходности земли,  ни спокойное владение земельной собственностью».

      Гродненским губернатором П.А.Столыпин пробыл недолго. В 1902 году его  назначили губернатором в более крупную и важную губернию – Саратовскую.  Вообще, Столыпин пришел к власти в переломный момент,  когда в правящих кругах происходил пересмотр политического курса.

     Государственная деятельность П.А.Столыпина была энергичной и многогранной. В течение 5 лет в качестве председателя Совета Министров он, понимая острую необходимость ускорения капиталистического развития России, пытался осуществить свой проект модернизации России по западному образцу. Он стал организатором проведения  комплекса реформ: основной – аграрной, кооперативной,  местного самоуправления, образования,  церковной, а также активно способствовал индустриализации, развитию железнодорожной сети, военному судостроению, строительству портов, совершенствованию государственного аппарата.

     Перестройка местного самоуправления предполагала восстановление бессословного принципа и снижение имущественного ценза при выборах в земства, ликвидацию волостного суда для крестьян, то есть уравнение крестьянства в правах с остальным население.  

     Закон о введении в течение 10 лет общедоступного, а затем обязательного 4-летнего начального образования от 3 мая 1908 г. был вызван потребностями капиталистического развития страны и примкнула к аграрной и местной реформам, потому что обеспечивал крестьянству  необходимый образовательный ценз для представительства в земских органах самоуправления и грамотность для аграрной деятельности.

     Церковная реформа, или вероисповедные проекты, в 1909 г. имела целью укрепить в стране веротерпимость, гарантировать свободу совести и свободу личности. 

     Социальные  реформа были попыткой П.А. Столыпина снять политические ограничения для сельской буржуазии и укрепить социальную базу самодержавия в деревне. Законы о страховании рабочих были приняты в 1912 – 1913 гг. уже после смерти реформатора.

     Согласно  концепции П.А. Столыпина, для модернизации России требовалось:

  1. сделать крестьян полноправными собственниками земли, чтобы «крепкие и сильные» хозяева, освободившись от опеки общины, обошли «убогих и пьяных»;
  2. осуществить всеобщее обязательное обучение грамоте;
  3. усилить рост промышленности, подкрепленный развитием внутреннего рынка.

     Свою  деятельность П.А. Столыпин начал с борьбы против революционного движения. Однако он понимал, что это движение порождено объективными причинами, устранить которые можно только проведением реформ.

     П.А. Столыпин готовил обширный, рассчитанный на 10 лет (1910 – 1920 гг.) план реформ управления Российской Империей, включавшие предоставление автономий национальным окраинам.

     Столыпинская  аграрная реформа была, как известно, второй после реформы 1861 г. "чисткой" земель для развития аграрного капитализма  по консервативному, буржуазно-помещичьему ("прусскому") пути. Она решала многие крестьянские проблемы. Одна из них – малоземелье – стояло особенно остро. Поэтому П.А. Столыпин выступал за поощрение переселений крестьян из Центра в Сибирь и на другие неосвоенные земли. Туда и устремились миллионы переселенцев. Делалось это подчас непродуманно, поспешно. Крестьянские семьи неделями ехали в неудобных вагонах, более похожих на арестантские и получивших название «столыпинских», терпели в дороге всяческие лишения. Сотни тысяч переселенцев, не прижившись за Уралом, возвращались домой окончательно разоренными. Но в Сибири все-таки осели и освоились около 2,5 млн. человек. В тяжелой борьбе с природой они начинали жизнь на новом месте и быстро добивались успехов. Здесь развивалась невиданная ранее крестьянская промысловая кооперация, расцветало предпринимательство.

     Основная  цель реформы состояла в расширении путем раскола относительного единства и общности интересов крестьянского  мира условии для торжества аграрного  капитализма в его консервативно-помещичьем, "прусском" варианте и укрепления социальной опоры самодержавного строя. 
Главным путем достижения указанной цели были ликвидация крестьянской общины с присущей ей системой землевладения и землепользования и создание широкого слоя личных крестьян-собственников, ведущих предпринимательское рыночное хозяйство и расширяющих его прежде всего за счет покупки бывших общинных надельных, а не только частновладельческих (прежде всего дворянских) земель, как было до реформы.

     Подготовка  к аграрной реформе началась в 1902 г. особым совещанием «О нуждах сельскохозяйственной промышленности» под предводительством С.Ю. Витте. Но Николай II не решился на проведение реформ в марте 1905 г. это «особое совещание» было закрыто.

     Обсуждение  указа 9 ноября 1906 г. началось в Думе 23 октября 1908 г., то есть спустя два года после того, как он вошел в жизнь. Суть указа от 9 ноября сводилась,  в принципе  к  ликвидации крестьянской общины.  Столыпин разрешал всем желающим крестьянам со своими наделами выделиться в отдельное хозяйство  -  "отруб", то есть самостоятельное  хозяйство  на территории общины или вообще уйти на отдельные от общины земли - на хутора.  Правительство и правооктябристское большинство Думы намеренно не спешили с этим, казалось, самым спешным и главным для них вопросом: они хотели, чтобы указ успел пустить глубокие корни, стать необратимым. В общей сложности обсуждение его шло более полугода. Выступило полтысячи ораторов, не считая прений в аграрной комиссии, предшествовавших пленарным заседаниям. Уже сам этот факт, а также ожесточенность, с которой шли думские дебаты, свидетельствуют о том, что все классы и партии русского общества отчетливо понимали: новый правительственный аграрный курс имеет жизненно важное значение для исторических судеб страны и, следовательно, для них самих. Успех его означал бы окончательную победу прусского пути развития капитализма и привел бы к глубокому изменению в соотношении классовых сил в стране, прежде всего к изменению позиции крестьянства.

     Это, конечно, не означало, что буржуазно-демократическая революция или революции вообще стали бы невозможными в России после победы столыпинского аграрного курса. Но это были бы уже иные революции. Успех аграрной политики Столыпина исторически был вполне возможен.

     Революция показала помещикам, какую опасность таят в себе крестьяне-бедняки, громящие усадьбы. Чтобы избавиться от угрозы самовольной передачи земли, требовалось разрушить сельскую общину, разрешить ее членам продавать свои наделы и дать право переселения на другие земли или отъезд в город. Сельская община сдерживала появление крепких семейных хозяйств, тормозила хозяйственную инициативу регламентацией севооборотов, передела земель между хозяевами.

     Земля является главным богатством России, была распределена крайне нецелесообразно с экономической точки зрения и несправедливо в социальном отношении. В 1905 г. из 400 млн. десятин земли в европейской части России 30% принадлежало казне (государству), до 10 %  - царской семье, городам, монастырям, церквам, казачьим войскам, 35 % - сельским общинам. В частной собственности 130 т. помещиков находиться 12% земель, у купцов и мещан – 6%, у землевладельцев – крестьян лишь 7%. Продуктивность крестьянских хозяйств, земля, которая находилась в полной частной собственности, была значительно выше. Чем на общинной земле.

     Помещики  постепенно разорялись, закладывали  и продавали свои земли (в 1906 – 1915 гг.) – 10 млн. десятин. Только 30 тыс. дворян имели достаточно крупные поместья(более 200 десятин) и вели рентабельное землевладение и скотоводство.

     Правительство и помещики понимали, что только зажиточные крестьяне хозяйства  могут стать им опорой, но для  этого крестьянам нужно дать землю; из середняков и бедняков 26% крестьян, продав землю, ушли в города, 20% - стали батраками, 12% - переселенцами. В целом наблюдалось укрепление зажиточных хозяйств и разорение бедняков.  Зажиточные крестьяне Сибири к 1912 г. вывезли в Англию сливочного масла на 63 млн. золотом, что превышало добычу золота в этом регионе. Общие денежные вклады фермеров в банки в 1916 г. составили 2 млрд. руб. в золотом исчислении.

     Целью крупнейшей для аграрной страны реформы  П.А. Столыпина стало создание в течение 20 лет слоя состоятельных крестьян-собственников. Ведь искусственно сохраняемая властью община с ее уравниловкой и периодическим обязательным переделом земли уже не отвечала запросам времени.

     В 1909 г. он заявил в Думе: «Дайте государству 20 лет покоя, внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России».

     П.А. Столыпин ратовал за сохранение в  деревне двух укладов: арендообщинного  и частнопомещичье-фермерского при  их конкуренции, считая, что за фермерами  будущее. «Мелкий земельный собственник, несомненно, явится ядром будущей  земской единицы, - говорил он. – Вот тогда только  писаная свобода (Конституция) превратится в свободу настоящую».

     Поучительно мнение П.А. Столыпина о национализации земли. В мае 1907 г. он сказал в Думе пророческие слова: «Признание национализации земли поведет к такому социальному перевороту, к такому перемещению всех ценностей…» 

     С.И. Шидловский, выступая с докладом в аграрной комиссии, был вынужден признать, что еще совсем недавно идея конфискации помещичьей земли находилась в плоскости практического решения, а в настоящий момент продолжает оставаться заветной крестьянской мечтой. Отвергая такой подход в принципе, докладчик противопоставил ему идею личной крестьянской собственности на землю. Только такая собственность выведет крестьянина из нужды, сделает из него свободную личность. Перейдя к вопросу о малоземелье, Шидловский оперировал обычными помещичьими аргументами: ограниченностью территории и экстенсивным, рассчитанным на большую площадь, характером крестьянского хозяйства. Отсутствие подлинной хозяйственной культуры создает у крестьян «веру в пространство».  Выступавший вслед за С.И. Шидловским епископ Митрофан высказал от имени и по поручению правых их «общее принципиальное отношение к общине и к праву выхода из нее на основании закона 9 ноября 1906 г.». Повздыхав над тем, что когда-то община была удобна для людей, «являющихся в качестве учителей и руководителей народа», то есть для сельских батюшек, в том отношении, что давала «им возможность в более широком масштабе развить свое просветительное влияние на народ, так как при ней можно влиять сразу на целые массы», епископ вынужден был констатировать, что теперь это «моральное преимущество общины» исчезло. «Надо признать, что сила этого аргумента в пользу общины потеряла значительную долю своей убедительности». А раз так, то да здравствует «индивидуальность личности», создаваемой на базе частной собственности на землю. Крестьянин, пояснял Митрофан, полюбив свое, «научится ценить и чужое... Сводя к единству все сказанное, — заключал он, — фракция крайних правых приходит к тому выводу, что закон 9 ноября в высшей степени благодетеле для русского народа и поэтому нужно желать всяческого его применения». Конечно, появятся в результате этого применения и безземельные. Но, «во-первых, ничто ведь не мешает им найти новое применение своего труда, а во-вторых, если бы им и пришлось временно потерпеть», то «пусть лучше из 10 человек 8 — 9 будут сыты, чем голодны все 10».

     Националист В.А. Бобринский также энергично  нападал на общину и защищал столыпинский указ, как и крайний правый епископ. Общину надо разрушить, доказывал он, еще и потому, что «она служит... необходимым элементом для обострения классовой борьбы».
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.