Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Информационные технологии в образовательном процессе средней школы.

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.05.13. Год: 2012. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    

 

 

                                           КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

Информационные технологии в образовательном  процессе средней школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение

Глава 1. Использование технических средств обучения и информационные технологии в образовании

    1. Информационные технологии в образовании                           

1.2 Перспективы использования средств  новых информационных 

технологий в образовании

Глава 2. Использование информационных технологий в обучении истории

2.1. Компьютерные программные технологии в обучении истории

2.2. Возможности  применения Интернет-ресурсов на  уроках истории

Заключение

Список литературы 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современный период развития цивилизованного общества характеризует процесс информатизации.

Информатизация  общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит  в том, что доминирующим видом  деятельности в сфере общественного  производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных  средств микропроцессорной и  вычислительной техники, а также  на базе разнообразных средств информационного  обмена. Информатизация общества обеспечивает:

• активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества, сконцентрированного в печатном фонде, и научной, производственной и других видах деятельности его  членов,

• интеграцию информационных технологий с научными, производственными, инициирующую развитие всех сфер общественного производства, интеллектуализацию трудовой деятельности;

• высокий  уровень информационного обслуживания, доступность любого члена общества к источникам достоверной информации, визуализацию представляемой информации, существенность используемых данных.

Применение  открытых информационных систем, рассчитанных на использование всего массива  информации, доступной в данный момент обществу в определенной его сфере, позволяет усовершенствовать механизмы  управления общественным устройством, способствует гуманизации и демократизации общества, повышает уровень благосостояния его членов. Процессы, происходящие в связи с информатизацией  общества, способствуют не только ускорению  научно—технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой  информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала индивида.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования  — процесс обеспечения сферы  образования методологией и практикой  разработки и оптимального использования  современных или, как их принято  называть, новых информационных технологий (НИТ), ориентированных на реализацию психолого—педагогических целей обучения, воспитания. Этот процесс инициирует:

• совершенствование  механизмов управления системой образования  на основе использования автоматизированных банков данных научно— педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;

• совершенствование  методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных  форм обучения, воспитания, соответствующих  задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества;

• создание методических систем обучения, ориентированных  на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно—учебную, экспериментально — исследовательскую  деятельность, разнообразные виды самостоятельной  деятельности по обработке информации;

• создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.

Информатизация  образования как процесс интеллектуализации деятельности обучающего и обучаемого, развивающийся но основе реализации возможностей средств новых информационных технологий, поддерживает интеграционные тенденции процесса познания закономерностей предметных областей и окружающей среды (социальной, экологической, информационной и др.), сочетая их с преимуществами индивидуализации и дифференциации обучения, обеспечивая том самым синергизм педагогического воздействия.

Под средствами новых информационных технологий (СНИТ) будем понимать программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие  на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных  средств и систем информационного  обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации.

К СНИТ относятся: ЭВМ, ПЭВМ; комплекты терминального  оборудования для ЭВМ всех классов, локальные вычислительные сети, устройства ввода—вывода информации, средства ввода  и манипулирования текстовой  и графической информацией, средства архивного хранения больших объемов  информации и другое периферийное оборудование современных ЭВМ; устройства для  преобразования данных из графической  или звуковой форм представления  данных в цифровую и обратно; средства и устройства манипулирования аудиовизуальной информацией (на базе технологии Мультимедиа и систем "Виртуальная реальность"); современные средства связи; системы искусственного интеллекта; системы машинной графики, программные комплексы (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, пакеты прикладных программ и пр.) и др.

Цель работы: изучить информационные технологии в образовательном процессе.

Объект исследования: изучить образовательный процесс.

Предмет исследования: выявить роль информационных технологии в изучении истории.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть сущность понятия «информационные технологии».
  2. Проанализировать какие информационные технологии применяются в образовательном процессе средней школы.
  3. Обозначить роль информационных технологий в образовательном процессе средней школы.
  4. Изучить роль информационных технологий на уроке истории

Методы исследования:

  1. теоретический анализ педагогической и методической литературы
  2. изучение литературы по теме исследования
  3. изучение нормативных и инструктивно-методических документов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Использование технических  средств обучения и информационные технологии в образовании 

 

        1.1.Информационные технологии в образовании

 

В XXI веке уже недостаточно иметь академические знания и критичность мышления, для достижения успеха нужно ещё иметь технические навыки. Поэтому уже в раннем возрасте дети стремятся получить знания в области информационных технологий, как наиболее перспективной области деятельности человека. Как следствие, в последнее время стали очень популярными различные компьютерные курсы и образовательные информационные системы. На сегодняшний день уже многие школы имеют современную компьютерную технику, использование которой возможно в обучении не только информатике, но и другим дисциплинам.

Любой ученик индивидуален, и осваивает новый  учебный материал по-разному. Преподавателям приходиться находить индивидуальный подход к каждому ученику. С использованием передовых информационных технологий, сети Internet, средств мультимедиа удовлетворить индивидуальные запросы учащихся стало намного проще.

Под средствами новых информационных технологий (СНИТ) будем понимать программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие  на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации.

Ускорение научно-технического прогресса, основанное на внедрении в производство гибких автоматизированных систем, микропроцессорных  средств и устройств программного управления, роботов и обрабатывающих центров, поставило перед современной педагогической наукой важную задачу – воспитать и подготовить подрастающее поколение, способное активно включиться в качественно новый этап развития современного общества, связанный с информатизацией. Решение вышеназванной задачи – выполнение социального заказа общества – коренным образом зависит как от технической оснащенности учебных заведений электронно-вычислительной техникой с соответствующим периферийным оборудованием, учебным, демонстрационным оборудованием, функционирующим на базе СНИТ, так и от готовности обучаемых к восприятию постоянно возрастающего потока информации, в том числе и учебной.

Повсеместное  использование информационных ресурсов, являющихся продуктом интеллектуальной деятельности наиболее квалифицированной  части трудоспособного населения  общества, определяет необходимость  подготовки в подрастающем поколении  творчески активного резерва. По этой причине становится актуальной разработка определенных методических подходов к использованию СНИТ для реализации идей развивающего обучения, развития личности обучаемого. В частности, для развития творческого потенциала индивида, формирования у обучаемого умения осуществлять прогнозирование результатов своей деятельности, разрабатывать стратегию поиска путей и методов решения задач – как учебных, так и практических.

Не менее  важна задача обеспечения психолого-педагогическими  и методическими разработками, направленными  на выявление оптимальных условий  использования СНИТ в целях интенсификации учебного процесса, повышения его эффективности и качества.

Актуальность  вышеперечисленного определяется не только социальным заказом, но и потребностями  индивида к самоопределению и  самовыражению в условиях современного общества этана информатизации [1].

Особого внимания заслуживает описание уникальных возможностей СНИТ, реализация которых  создает предпосылки для небывалой  в истории педагогики интенсификации образовательного процесса, а также  создания методик, ориентированных  на развитие личности обучаемого. Перечислим эти возможности:

  • незамедлительная обратная связь между пользователем и СНИТ;
  • компьютерная визуализация учебной информации об объектах или закономерностях процессов, явлений, как реально протекающих, так и «виртуальных»;
  • архивное хранение достаточно больших объемов информации с возможностью ее передачи, а также легкого доступа и обращения пользователя к центральному банку данных;
  • автоматизация процессов вычислительной информационно-поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента;
  • автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения.

Реализация  вышеперечисленных возможностей СНИТ позволяет организовать такие виды деятельности как.

  • регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, в том числе реально протекающих, и передача достаточно больших объемов информации, представленной в различных формах;
  • интерактивный диалог – взаимодействие пользователя с программной (программно-аппаратной) системой, характеризующееся в отличие от диалогового, предполагающего обмен текстовыми командами (запросами) и ответами (приглашениями), реализацией более развитых средств ведения диалога (например, возможность задавать вопросы в произвольной форме, с использованием «ключевого» слова, в форме с ограниченным набором символов).

При этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы:

  • управление реальными объектами (например, учебными роботами, имитирующими промышленные устройства или механизмы);
  • управление отображением на экране моделей различных объектов, явлений, процессов, в том числе и реально протекающих;
  • автоматизированный контроль (самоконтроль) результатов учебной деятельности, коррекция по результатам контроля, тренировка, тестирование.

Педагогические  цели использования СНИТ.

Развитие  личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества:

  • развитие мышления, (например, наглядно-действенного, наглядно-образного, интуитивного, творческого, теоретического видов мышления);
  • эстетическое воспитание (например, за счет использования возможностей компьютерной графики, технологии Мультимедиа);
  • развитие коммуникативных способностей;
  • формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации (например, за счет использования компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);
  • развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность (например, за счет реализации возможностей компьютерного моделирования или использования оборудования, сопрягаемого с ЭВМ);
  • формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (например, за счет использования интегрированных пользовательских пакетов, различных графических и музыкальных редакторов) [2].

Реализация  социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:

  • подготовка специалистов в области информатики и вычислительной техники;
  • подготовка пользователя средствами новых информационных технологий.

Интенсификация  всех уровней учебно-воспитательного  процесса:

  • повышение эффективности и качества процесса обучения за счет реализации возможностей СНИТ;
  • обеспечение побудительных мотивов (стимулов), обусловливающих активизацию познавательной деятельности (например, за счет компьютерной визуализации учебной информации, вкрапления игровых ситуаций, возможности управления, выбора режима учебной деятельности);
  • углубление межпредметных связей за счет использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач различных предметных областей.

СНИТ  могут быть использованы в качестве:

    1. Средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его эффективность и качество. При этом обеспечивается:
      • реализация возможностей программно-методического обеспечения современных ПЭВМ и др. в целях сообщения знаний, моделирования учебных ситуаций осуществления тренировки, контроля за результатами обучения;
      • использование объектно-ориентированных программных средств или систем (например, системы подготовки текстов, электронных таблиц, баз данных) в целях формирования культуры учебной деятельности;
      • реализация возможностей систем искусственного интеллекта в процессе применения обучающих интеллектуальных систем;
    2. Инструмента познания окружающей действительности и самопознания.
    3. Средства развития личности обучаемого.
    4. Объекта изучения (например, в рамках освоения курса информатики);
    5. Средства информационно-методического обеспечения и управления учебно-воспитательным процессом, учебными заведениями, системой учебных заведений.
    6. Средства коммуникаций (например, на базе асинхронной телекоммуникационной связи) в целях распространения передовых педагогических технологий.
    7. Средства автоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебной деятельности, компьютерного педагогического тестирования и психодиагностики.
    8. Средства автоматизации процессов обработки результатов эксперимента (лабораторного, демонстрационного) а управления учебным оборудованием.
    9. Средства организации интеллектуального досуга, развивающих игр.

Информационные  технологии уже давно применяются  не только в информатике, но и в  изучение других предметов. Использование  обучающих программ на уроках информатики  повышает качество образовательного процесса. По информации компании Microsoft, за пять месяцев учащиеся школы Hacienda La Puente Unified School District в южной Калифорнии, используя компьютерную программу обучения чтению, по всем восьми показателям в среднем на 15 % превзошли других учеников, которые учились читать традиционным образом. При этом учащиеся, имеющие ограниченные познания в английском языке, получили вдвое более высокие оценки, чем их англоязычные одноклассники.

Используя информационные технологии, школы поощряют преподавателей на проведение экспериментов, внедряя групповое  преподавание, увеличивая продолжительность  занятий, реализуя эмпирическое обучение и другие педагогические модели. Подобные организационные изменения помогают раскрыть творческий потенциал учащихся.

Использование информационных технологий в школе  предусматривает применение информационных технологий во всех сторонах деятельности школы. А именно:

  • обучение;
  • управление;
  • методическая работа преподавателей;
  • внеклассная работа.

Это означает, что компьютер должен использоваться не только как средство обучения, но также для решения  учебных и производственных задач, как учащимися, так и преподавателями  и администрацией школы [3].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Перспективы использования средств новых информационных

технологий в образовании

 

В современном  цивилизованном обществе этапа информатизации все его члены, независимо от их общественного  положения, используют информацию и  знания в своей деятельности, решая  непрерывно возникающие перед ними задачи. При этом постоянно увеличивающиеся  запасы знаний, опыта, весь интеллектуальный потенциал общества, который сосредоточен в книгах, патентах, журналах, отчетах, идеях, активно, на современном техническом  уровне участвует в повседневной производственной, научной, образовательной  и других видах деятельности людей. Ценность информации и удельный вес  информационных услуг в жизни  современного общества резко возросли. Это дает основание говорить о  том, что главную роль в процессе информатизации играет собственно информация, которая сама по себе не производит материальных ценностей. Под информацией (с общих позиций) будем понимать сведения о фактических данных и  совокупность знаний о зависимостях между ними, то есть средство, с помощью  которого общество может осознавать себя и функционировать как единое целое. Естественно предположить, что  информация должна быть научно—достоверной, доступной в смысле возможности  ее получения, понимания и усвоения; данные, из которых информация извлекается, должны быть существенными, соответствующими современному научному уровню.

Как было уже сказано, общество этапа информатизации характеризует процесс активного  использования информации в качестве общественного продукта, в связи с чем происходит формирование высокоорганизованной информационной среды, оказывающей влияние на все стороны жизнедеятельности членов этого общества.

Информационная  среда включает множество информационных объектов и связей между ними, средства и технологии сбора, накопления, передачи, обработки, продуцирования и распространения  информации, собственно знания, а также  организационные и юридические  структуры, поддерживающие информационные процессы. Общество, создавая информационную среду, функционирует в ней, изменяет, совершенствует ее. Современные научные  исследования убеждают в том, что  совершенствование информационной среды общества инициирует формирование прогрессивных тенденций развития производительных сил, процессы интеллектуализации деятельности членов общества во всех его сферах, включая и сферу  образования, изменение структуры  общественных взаимоотношений и  взаимосвязей.

В связи  с особой важностью вышеизложенного  остановимся на описании основных направлений  формирования и становления средств, методов и технологий, которые  приводят к перестройке информационной среды, открывая новые возможности  прогрессивного общественного развития, находящего свое отражение и в  сфере образования.

Математизация и информатизация предметных областей. Использование современных информационных технологий при реализации возможностей аппарата математики, в том числе  математической статистики, позволяет  автоматизировать процессы обработки  информации, результатов научного эксперимента, интенсифицировать применение инструментария математики в социологических исследованиях. Математизация дает возможность  повысить качество принимаемых решений  на всех стадиях процесса принятия решения человеком или ЭВМ  за счет применения современных методов  многофакторного анализа, прогнозирования, моделирования и оценки вариантов, оптимального планирования. Это позволяет  перейти к разработке научно обоснованных подходов к принятию оптимального решения в конкретной ситуации, использовать методы и средства информатики в процессе решения задач различных предметных областей.

Интеллектуализация  деятельности.

Реализация  возможностей технических и программных  средств современных информационных технологий позволяет: обеспечить управление информационными потоками; общаясь  с пользователем на естественном языке, осуществлять распознавание  образов и ситуаций, их классификацию; эффективно обучать логике доказательств; накапливать и использовать знания; организовывать разнообразные формы  деятельности по самостоятельному извлечению и представлению знаний; осуществлять самостоятельное «микрооткрытие» изучаемой закономерности.

Все вышеперечисленное  способствует развитию интеллектуального  потенциала индивида, реализует идеи развивающего обучения.

Интеграционные  процессы.

Интеграция  современных информационных технологий с операциональными обеспечивает системный  эффект, следствием которого становится «технологический прорыв», имеющий место и в педагогике.

Вместе  с тем использование современных  информационных технологий поддерживает общие интеграционные тенденции  процесса познания окружающей информационной, экологической, социальной среды, способствует реализации преимуществ узкой специализации  и возможностей индивидуализации процесса обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Использование информационных технологий в обучении истории

2.1. Компьютерные программные  технологии в обучении истории 

 

Современный образовательный процесс предполагает развитие у обучаемых творческих способностей. Подобное требование диктует  необходимость работы учащихся с  информацией, самостоятельно формируемой  ими в виде творческой образовательной  продукции. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий в  изучении истории. В данном случае информационные технологии (ИТ), изначально предназначенные для создания информационных продуктов различного рода (текстов, презентаций, web-страниц и т.п.) и обладающие огромным творческим потенциалом, также могли бы стать эффективным инструментом в руках учащихся.

Информационно-коммуникационные технологии способны: стимулировать  познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную  деятельность школьников.

Программы общего назначения: Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint, Microsoft FrontPage, Microsoft Publisher, Adobe Photoshop и другие могут с успехом использоваться учителями истории. Спектр применения данных программ в учебном процессе достаточно велик. Они могут использоваться для создания наглядности, контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов учащимися и пр. Программа PowerPoint, обладает большим потенциалом создания наглядно - образного представления исторического прошлого. Учитель истории может самостоятельно создавать такие презентации к своим урокам либо использовать готовые. В Интернете представлен набор готовых учебных презентаций по предмету история. Кроме того, сегодня широко практикуется создание презентаций, для творческого представления учащимися своего интеллектуального продукта. (домашней работы, реферата, доклада, сообщения и т.п.).

Текстовый редактор Microsoft Word также может служить примером простейшего использования офисных приложений. С помощью текстового редактора Word педагог может создать простые дидактические материалы и предъявить их учащимся для самостоятельной работы на уроке в компьютерном классе. Такой материал может быть подготовлен в виде текста с пояснениями, иллюстрациями, гиперссылками и контрольными вопросами. Учащиеся могут создать с помощью редактора Word собственный интеллектуальный продукт, например реферат, доклад, сообщение и пр.

Табличные процессоры или электронные таблицы предназначены, в основном, для обработки числовых данных. Тем не менее, возможности  табличного процессора Excel в процессе обучения истории так же весьма разнообразны. С помощью этого офисного приложения, можно создавать графики и диаграммы в ходе изучении тем социально - экономической истории, в которых фигурируют количественные показатели (объем производства, уровень безработицы, процесс ценообразования и др.). Excel позволяет обрабатывать статистические данные экономического и социологического характера, проводить сравнительный анализ таких данных и пр.

В деятельности педагога важным звеном является диагностика  знаний учащихся. Используя табличный  процессор Microsoft Excel можно создать контролирующие тесты по различным разделам исторического курса. Известны примеры использования этой программы для создания электронных журналов.

Опыт использования  Microsoft Office 2000 в школе представлен в Комплекте учебно-методических пособий для школьных учителей, состоящем из нескольких брошюр и CD, и бесплатно распространяемом компанией Microsoft.

В настоящее  время в России формируется рынок  специальных программ, созданных  для использования в качестве средства обучения (дидактического инструмента) на уроках истории. На сегодняшний день существуют десятки разнообразных  программ учебного назначения, размещенных  на ПК, CD или в Интернете. К ним относятся:

Энциклопедии - предназначенные для осуществления  вспомогательной, дополняющей, иллюстрирующей функции по отношению к основному  процессу обучения.

 

Таким образом, компьютерные технологии позволяют  использовать различные виды заданий  интерактивного характера: по событиям, хронологии, географическим наименованиям, топонимике, терминам и понятиям, персоналиям - когда ученики сопоставляют левые  и правые части колонок, расставляя стрелки; ставят номера в нужном порядке; заполняют пробелы; выполняют тестовые задания, решают кроссворды. Правильность выполнения заданий ученики сверяют  с ответами на большом экране с  диагональю 1,5 м, изображение на который  выводится при помощи мультимедиа  проектора.

Учитель и  ученики успешно создают интерактивные  карты по истории, применяемые как при изучении нового, так и на повторительно-обобщающих уроках. Возможно конструирование урока на основе материалов программы Power Point из пакета Microsoft Office.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.