Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Конфликты во взаимоотношениях родителей и детей

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.05.13. Год: 2012. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ И КОНФЛИКТЫ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ

1.1 Семья и ребенок: возрастные особенности взаимоотношений

1.2. Конфликты во взаимоотношениях родителей и детей

ГЛАВА 2. ФАКТОРЫ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ

2.1. Психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей

2.2. Причины конфликтов родителей и подростков

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 


ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время общество стало более конфликтным, поэтому значительно возрос интерес к данному вопросу.

Способность создавать конструктивные взаимоотношения с окружающими и результативно решать спорные вопросы является существенным показателем развития личности.

Актуальность данной темы обозначена тем, что свойственные для каждого человека способы поведения в конфликтных ситуациях принимаются формироваться на ранних этапах становления личности, в процессе активного освоения ребенком окружающей реальности, его введения в широкую систему социальных отношений, а также осознания себя и своего места в ней.

Конфликты между родителями и детьми, как конфликт "отцов и детей" одни из самых распространенных в повседневной жизни. Практически невозможно найти семью, где бы не присутствовали конфликты между родителями и детьми. Ведь даже в благополучных семьях наблюдаются конфликтные взаимоотношения с одним или даже с обоими родителями

Особенно значимым с этой точки зрения является подростковый возраст как наиболее сложный, противоречивый и потому - наиболее конфликтный.

Цель данной курсовой работы раскрыть тему конфликтов и их причин во взаимоотношении родителей и детей.

Объектом исследования выступают конфликты и их причины. Предметом исследования в данной курсовой работе выступают взаимоотношения между родителями и детьми.

При написании данной курсовой работы необходимо решить следующие задачи:

?      изучить теоретический аспект рассматриваемого вопроса;

?      рассмотреть и обозначить основные моменты особенностей отношений между детьми и родителями на разных этапах развития ребенка;

?      изучить и отметить основные причины возникновения конфликтов между родителями и детьми.

Данная курсовая работа состоит из введения, глав основной части, выводов (заключения), списка литературы.

 

 


ГЛАВА 1. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ И КОНФЛИКТЫ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ

 

1.1 Семья и ребенок: возрастные особенности взаимоотношений

 

Установление родительского поведения, адаптация к роли родителя является одним из главных назначений личностного развития взрослого человека. Особенность данного назначения заключается в том, что оно не может быть решено раз и навсегда, т.к. по мере роста и взросления ребенка родительская роль неоднократно трансформируется, преисполняется новым содержанием. Основными позициями лучшего родительского поведения являются адекватность, прогностичность и гибкость. «Горячая и прочная привязанность членов семьи — это живительная почва, на которой расцветает личность ребенка. Прочные отношения, однако, совсем не то же, что неизменные. Отношения должны зреть, развиваться. Ребенок в своем развитии проходит через определенные стадии, но и его родители минуют один закономерный этап за другим, причем у каждого этапа своя специфическая задача, особенности, опасности, трудности. Важно, чтобы духовное развитие ребенка гармонировало с жизненным созреванием его родителей и других воспитателей, чтобы эти процессы были ритмичными и слаженными» [9. с. 108].

Считается, что родительская любовь, в частности материнская, не определяется как врожденная или инстинктивная, хотя родительские чувства начинают формироваться задолго до рождения самого ребенка. Вероятно, что эти структуры сформировываются еще в детстве будущего родителя и основываются эти структуры на раннем опыте взаимоотношений в собственной семье, затем они развиваются в течение жизни, и учитывают эротический опыт, характер супружеских отношений, уровень образования и осознанно принятых решений. В момент ожидания ребенка очень важной является работа, связанная с постижением новых жизненных задач. Вырабатывание родительского взгляда предполагает присоединение к взрослому поколению, принятие беременности обоими супругами, осознавание и подготовка к изменению в структуре семьи, а также освоение новой социальной роли. Установление родительства является тонким, интимным, личностным процессом. Однако оно может быть осложнено или нарушено. Затрудняющими факторами в данном случае выступают: нездоровье родителей как психическое, так и соматическое, неготовность матери к исполнению родительской роли может быть мотивационной, когнитивной, поведенческой, нельзя исключать и личностные особенности, а также нарушения внутрисемейной коммуникации, приоритет других целей, таких как карьеристские, сексуальные и т.д. [10. с. 112].

На первом году жизни ролью родителей является уход за ребенком и удовлетворение его основных жизненных потребностей в питании, здоровом сне, комфорте и тепле и т.д. Основой психического развития выступает непосредственно-эмоциональное общение со взрослым, чаще всего с матерью. Родитель и ребенок находятся в условиях неразрывного эмоционального единства. Малыш нуждается во внимании и чуткости, заботе, особенно если проявляется эмоциональное неблагополучие или дефицит общения. При неблагоприятных обстоятельствах в семье, в том случае если взрослые заняты материальным вопросами, экономическими или собственными конфликтами, или в каких бы то ни было других отрицательно действующих на ребенка условиях, у него могут возникнуть нарушения в поведении, отставание в развитии. В данном случае, могут возникнуть искажения при контакте со взрослыми, проявляющиеся в боязни или наоборот чрезмерном доверии чужим людям. На первом году жизни родители должны обогатить среду ребенка, чтобы усовершенствовать его восприятие окружающей среды.

В раннем возрасте родители должны поддерживать и одобрять новые способности самостоятельного передвижения ребенка, такие как ходьба, бег, лазание и спуск по лестнице. В первых моментах это могут быть очень трудные, тревожащие, и даже не всегда удачные действия для ребенка, и поэтому ему просто необходима эмоциональная поддержка. Возникают новые вопросы безопасности ребенка как физической, так и эмоциональной, т.к. у малыша расширяется доступное пространство, и он стремится исследовать предметы. Самые важнейшие достижения в психическом развитии в период раннего детства связаны с изучением социальных функций, а также способов воздействий на предметы. Взрослый человек выдвигается в качестве субъекта ситуативно-делового общения, в том числе и сотрудничества, является образцом для подражания, руководителем, контролером и источником эмоциональной поддержки. Необходимо поощрять активность, самостоятельность ребенка выступающего в качестве субъекта общения и познания, его тягу к волевой конфигурации поведения.

При наступлении дошкольного возраста нынешние родители полагают, что главным является подготовка ребенка к обучению в школе. И начинают как можно раньше его учить  считать, писать, читать. Данное понимание школьной зрелости является очень узким и давно отклонено в психологии и педагогике. Необходимо обеспечить ребенку полноценное проживание дошкольного детства, совершенно нет надобности вызывать акселерацию. Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития образного познания окружающего мира. Дети по своей природе любопытны и задают массу вопросов о жизни животных, об основаниях природных явлений, о внутреннем механизме предметов. Все эти вопросы нужны для осознания законов природы и социума. Родители должны осторожно относиться к непосредственному любопытству ребенка, для того чтобы не погасить его чересчур усложненными разъяснениями или условными отговорками, а также содействовать формированию пытливости, любви к познанию. Недопустимо относиться к детской игре как к бессодержательному, никчемному занятию. Игра дает незаменимый вклад в умственное и речевое развитие, в развитие чувств, в эмоциональной саморегуляции поведения, а также в формирование произвольности психических процессов. Необходимо поощрять и воспитывать и другие виды деятельности: трудовую, продуктивную и учебно-познавательную. Взрослый родитель сохраняет свое главное положение в мире ребенка, стремящегося подражать ему и нуждающегося в уважительном и серьезном к себе отношении. Родитель выдвигается как эрудит, как источник познания, а также партнер по обсуждению оснований и отношений в мире природы и техники; в качестве целостной личности, владеющей умениями, знаниями, нравственными нормами [9. с. 156].

Задача родителей в младший школьный возраст заключается в способствовании восприятию ребенком грядущего поступления в школу как желаемого и важного события, подтверждения взросления; содействовать созданию действительного образа школы и верного отношения к учебной деятельности, в частности отношения возложенной на себя ответственности. Перевод в школу сопровождается значительной перестройкой всей социальной ситуации в развитии ребенка, а также расширением сферы важных лиц. Центральной фигурой становится учитель, выступающий как представитель общества, который предъявляет обязательные для выполнения требования. Школьная успеваемость влияет на всю систему социальных отношений ребенка. Абсолютная родительская любовь подвергается проверке первыми бесчисленными школьными трудностями. Родители и родственники пристально следят за успехами ребенка в школе и выражают свое недовольство, в том случае, если ребенок не справляется. В данном случает  необходимо выстроить новую гармонию отношений родителя и ребенка-школьника, помочь ему в одолении трудностей при адаптации к школьному обучению. Важно способствовать возникновению и вырабатыванию внутренней познавательной мотивации, подлинного интереса к предмету изучения и необходимости в саморазвитии и самосовершенствовании. Не нужно предъявлять завышенных требований, не ждать быстрых результатов, не центрировать всю семью вокруг школьной жизни ребенка.

Возрастной период подросткового возраста предполагает наличие особого внимания родителей, т.к. предполагает перемены растущего ребенка.

Родители должны учитывать особенность подросткового возраста свойственные для данного этапа гормональные перестройки организма, неустойчивость физического состояния, настроения, самочувствия, неадекватность реакций и ранимость. Теоретически принять новые потребности и способности взрослеющих детей родителям просто, но гораздо сложнее отречься от форм контроля, которые использовались в детстве, и подобрать способы признания взросления подростка удовлетворяющие всех. Родители будут выступать в качестве примера для построения новой взрослой модели поведения подростка.

Сами подростки в настоящее время стали более раскованными по отношению к взрослым.

Подросткам необходимо дать возможность расти и развиваться самостоятельно, чтобы они проявляли интерес к чему бы то ни было, основываясь на личных талантах. Единственное что должно являться основой для такого развития, так это осознавание ответственности, которая является обязательным спутником самостоятельности. Привлекать подростков к взрослым делам тоже необходимо, но только в качестве помощников, а не основных исполнителей [12. с. 98].

Далее следует юношеский возраст или так называемая молодость детей. Социальная обстановка «порога взрослой жизни» призывает молодых людей решать очень важные, в настоящем значении судьбоносных вопросов социального и профессионального самоопределения. Однако не все старшеклассники уразумевают существенность момента, поэтому обратить их размышления в нужное русло, а также побудить задумываться о том, какие есть профессии и социальные роли — это основная задача родителей. При этом родители не должны быть чересчур настойчивы и навязывать свое мнение насчет будущего выбора своих детей. Динамичность настоящего диктует такие условия, что родители не всегда могут объективно смотреть на ситуацию и давать правильные советы, однако накопленный ими опыт все же позволяет вмешиваться в развитие своих сыновей и дочерей. Однако окончательный выбор должен быть сделан молодым человеком самостоятельно. На данном этапе происходит дистанцирование молодежи от родителей, которые в свою очередь вынуждены с пониманием относиться к возрастающей эмоциональной самостоятельности детей. Тем не менее это не предполагает прерывания общения, т.к. большинство все же нуждается в общении со своими родителями и родственниками. Диалог старших и младших поколений должен продолжаться основываясь на взаимоуважении, а также равенства и растущего доверия.

Взрослость детей не всегда сопровождается уходом из родительского дома. Часто, напротив, семья увеличивается за счет новых членов, пришедших в нее через брачные связи. Создание благожелательной обстановки для всей расширенной семьи либо хороших отношений между собственной семьей и семьей взрослого ребенка, уважение самостоятельности и индивидуальности обеих семей — вот, пожалуй, те проблемы, над решением которых бьются сами люди и многочисленные специалисты (тещи и зятья, невестки и свекрови давно стали излюбленными героями анекдотов, что показывает почти хрестоматийный характер этой проблемы). Взрослые дети, давно ставшие родителями сами, глубоко в душе несут надежду на то, что в любых жизненных ситуациях они всегда получат утешение и помощь под родительским кровом. Однако лишь родители, не превратившиеся в рабов и слуг своих детей, а состоявшиеся, реализовавшие себя как личности, живущие собственной полнокровной жизнью, смогут долгие годы быть нравственной опорой своих детей, незаменимыми и душевно близкими людьми.

 

1.2. Конфликты во взаимоотношениях родителей и детей

 

Конфликты между родителями и детьми являются одними из самых частых в семейной жизни. Даже в благополучных семьях более чем в трети случаев наблюдаются конфликтные взаимоотношения с одним или даже с обоими родителями. Тем не менее данная проблема не часто является самостоятельным предметом в отечественных психологических исследованиях. Она, чаще всего, изучается в более обширных исследованиях: возрастных кризисов, семейных отношений, влияния раскручивания супружеских конфликтов на развитие детей. Семья, безусловно, не является единственной средой, где совершается формирование личности. Тем не менее, в отечественной психологии и педагогике сформировалась точка зрения, что даже самые грубые оплошности учителей обычно не так значительно сказываются на развитии личности ребенка, как сказывается неправильное поведение родителей, конфликты, непонимание ими детей.               В настоящее время безопасность ставиться под вопрос, т.к. нигде и никому нет никаких гарантий в ее наличии, что провоцирует конфликты между родителями и детьми из-за позднего возвращения домой. Родителей охватывает тревога, когда намеченное время для возвращения подошло, а ребенка еще нет. Большинство детей, которые находятся в это время в компании, даже и вспоминать о доме не хотят ,хотя знают наверняка, что с родителями будет конфликт. Такое поведение со стороны детей носит эгоистичный характер. Ведь они ставят свое приятное, по их мнению, времяпрепровождение в кругу своих друзей - сверстников выше и важнее, чем отношения, волнения и даже страдания самых близких им людей. Требования дисциплины всегда оправданы желанием родителей обезопасить и оградить своего ребенка, научить его выполнять эти требования - важная задача.

В конфликтах между родителями и детьми немалое значение имеет точка зрения взрослых. Ведь ребенок - подросток не всегда может действовать как взрослый человек. Личность подростка находится в стадии становления, поэтому их реакция на внешнее влияние более непосредственна, чем у взрослых. Подростки подвержены взрывам эмоций и порой не в состоянии себя контролировать, они не перегружены социальными табу и поэтому ведут себя более раскованно и порой даже дерзко по отношению к старшему поколению.

Иногда сами родители незрелы, т.е. не далеко ушли от подростков, это может провоцировать особо острые конфликты. Эту позицию подкрепляет концепция американского психолога Дж. Стивенса [24. с. 53]. Он выделяет семь стадий зрелости личности: грудной ребенок, младенец; делающий первые шаги малыш; подросток; юноша; взрослый человек; почетный старец; учитель. Стивенс считает, что каждый взрослый человек доходит до какой-то из перечисленных стадий и остается на ней навсегда в плане развития личности. На это не влияет ни уровень образования, ни занимаемая человеком социальная роль, ни его финансовая состоятельность.

Он подмечает еще одну интересную деталь в поведении людей. При определенных обстоятельствах человек может легко соскальзывать на какой-то момент на низшие ступени, которые он уже прошел. Такими обстоятельствами могут выступать конфликты между людьми.

Существует множество факторов и причин, которые вызывают конфликтные ситуации. Среди наиболее часто выступающих можно назвать следующие: тип внутрисемейных отношений, деструктивность семейного воспитания, возрастные кризисы детей, личностный фактор (далее рассмотрим их подробно), а также неэффективность родительского отношения к ребенку и т.д.

Выделяют четыре причины неэффективности родительского отношения к ребенку [12. с. 188]:

1) психологическая и педагогическая несовместимость родителя, т. е. неведение родителями психологических особенностей определенного возраста;

2) ригидные и некритично усвоенные стереотипы воспитания детей;

3) особенности родителей и личные проблемы, которые они вносят в общение с ребенком, как правило, родителям совсем не очевидна связь между своими проблемами и трудностями в воспитании ребенка и разрешением возникших между ними конфликтов;

4) особенности общения с другими членами семьи, которые в свою очередь влияют на отношения с ребенком. Наиболее характерный случай, когда конфликтное общение родителей оказывает влияние на их отношение к ребенку.

Существуют также такие деструктивные стили родительского воспитания, как [19. с. 208]:

- авторитарный стиль, характеризующийся стереотипностью оценок и поведения, ригидностью установок, игнорированием индивидуальных особенностей детей, преобладанием дисциплинарных воздействий, бесцеремонностью, холодностью и диктатом. Общение обуславливается краткими деловыми распоряжениями, звучит жестко и неприветливо, берет основу на запретах;

- либеральный стиль, который проявляется в отстраненности и отчуждении членов семьи друг от друга. К чувствам и делам членов семьи проявляется безразличие. Такое отношение может спровоцировать развитие агрессивности и даже преступных наклонностей, что, в свою очередь, обязательно приведет к семейным конфликтам.

Особую группу конфликтов составляют конфликты родителей со взрослыми детьми (имеются в виду с детьми, определившимися в жизни, имеющими профессию, а также семью, живущими с родителями вместе или раздельно).

Выделяют следующие сложности во взаимодействии родителей со взрослыми детьми [14. с. 134]:

• отсутствие контакта с детьми — непонимание того, как они живут, чем интересуются, невозможность поговорить с ними по душам, ощущение своей родительской ненужности, чуждости ребенку;

• неуважительное, резкое отношение к родителям, постоянные ссоры и конфликты по пустякам;

• тревога за детей, вызванная тем, что они живут не так, как должны были бы, с точки зрения родителей. Часто при этом родители воспринимают своих детей как несчастных, неудачливых, запутавшихся, одиноких (сын бросил институт, дочь сделала два аборта);

• проблемы, связанные с нестандартным, отклоняющимся поведением детей (алкоголь, наркотики, азартные игры и т.п.); • конфликты по поводу «неправильного» воспитания внуков.

• сложности, возникающие из-за готовности родителей давать советы и вмешиваться в личную жизнь своих детей, в том числе и семейную.               Основными путями профилактики конфликтного взаимодействия родителей с детьми являются: психологическое просвещение родителей; семейное индивидуальное и групповое консультирование; семейная групповая и индивидуальная психотерапия [13. с. 218].


 


 

ГЛАВА 2. ФАКТОРЫ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ

 

2.1. Психологи­ческие факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей

 

Итак, рассмотрим подробнее причины  конфликтов, а точнее психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей:

1. Тип внутрисемейных отношений. Обозначают гармоничный и дисгармоничный типы семейных отношений. Для гармоничного типа отношений свойственно равноправие всех участников семейного единения, сотрудничество и взаимопомощь, гибкость отметок, а также поведения в зависимости от ситуации или состояния членов семьи, поощрение развития индивидуальности, формирование семейного «Мы». В таком типе семьи взрослые общаются с ребенком как с товарищем, корректно направляя его поведение, хвалят и поощряют его, высказывают вместе с тем и советы, допускаются дискуссии по вопросам своих велений и не обозначают свое руководящее положение. Для такого типа семьи характерно демократическое воспитание детей. Все это дает психотерапевтический эффект осмысления, одобрения и принятия личности.

В дисгармоничной семье отмечается конфликтное взаимодействие супругов, напряженность, отчуждение, невозможность найти терпимые способы общения друг с другом, затяжное нарушение психологического климата. Чувства и эмоции супруга в расчет не принимаются, в отношениях сохраняется дистанция. Подобное влечет невротические реакции членов семьи, возникновение чувства устойчивого беспокойства у детей.

2. Деструктивность семейного воспитания. Различают следующие черты деструктивных типов воспитания:

• расхождения членов семьи по вопросам воспитания;

• непоследовательность, противоречивость, неадекватность;

• чрезмерная опека и запреты во многих областях жизни детей;

• увеличенные требования к детям, нередкое применение угроз и даже осуждений.

3. Возрастной кризис является переходным периодом между этапами детского развития. Дети часто становятся непослушными, капризничают, раздражаются. Они нередко вступают в конфликты с окружающими, в особенности с родителями.

Выделяют следующие возрастные кризисы детей:

• кризис первого года (переход от младенчества к раннему детству);

• кризис “трех лет” (переход от раннего детства к дошкольному возрасту);

• кризис 6—7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту);

• кризис полового созревания (переход от младшего школьного к подростковому возрасту — 12—14 лет);

• подростковый кризис 15—17 лет [9. с. 198].

4. Личностный фактор. Родители и дети могут обладать чертами, которые будут неблагоприятно сказываться на их взаимоотношениях. Они могут быть холодны, консервативны и чрезмерно рациональны, безразличны друг к другу или же слишком требовательны, ригидны, недостаточно нежны, тревожны и депрессивны. Ко всему прочему картину могут усугублять вредные привычки.

Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушение правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность. Неблагоприятное влияние других значимых людей (кроме родителей). Здесь речь идет о негативном вмешательстве в процесс воспитания ребенка прародителей (дедушек и бабушек), а также взаимодействие с референтной группой сверстников и более старших детей. Обычно ребенок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает следующими реакциями: оппозицией (демонстративными действиями негативного характера); отказом (неподчинением требованиям родителей); изоляцией (стремлением избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытием информации и действий).

Таким образом, рассматриваемые конфликты могут быть показаны как результат ошибок как родителей так и детей.

Выделяют следующие типы отношений родителей и детей [16. с. 143]:

• родители вникают в интересы детей, а дети делятся с ними своими мыслями;

• скорее родители вникают в заботы детей, чем дети делятся с ними (возникает обоюдное недовольство);

• скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем те вникают в заботы, интересы и занятия детей;

• поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы родители;

• поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы дети;

• родители не вникают в интересы детей, а дети не испытывают желания делиться с ними (противоречия не замечались родителями и переросли в конфликты, взаимное отчуждение).

Наиболее часто конфликты у родителей возникают с детьми подросткового возраста. Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями: конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка); конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания);  конфликт  неуважения   прав  на  самостоятельность (тотальность указаний и контроля); конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой).

Обычно ребенок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает такими реакциями (стратегиями), как:

• реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера);

• реакция отказа (неподчинение требованиям родителей);

• реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий).

Исходя из этого основными направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми могут быть следующие [5. с. 152]:

1. Повышение педагогической культуры родителей, позволяющей учитывать возрастные психологические особенности детей, их эмоциональные состояния.

2. Организация семьи на коллективных началах. Общие перспективы, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместные увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий.

3. Подкрепление словесных требований обстоятельствами воспитательного процесса.

4. Интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям. По мнению психологов (Д. Лешли, А. Рояк, Т. Юферова, С. Якобсон), конструктивному поведению родителей в конфликтах с маленькими детьми может способствовать следующее [9. с. 83]:

?                       стараться понять требования маленького ребенка;

?                       противоречия воспринимать как факторы нормального развития;

?                       проявлять постоянство по отношению к ребенку;

?                       чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив;

?                       одобрять разные варианты конструктивного поведения;

?                       ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их справедливость и необходимость;

?                       дать ребенку возможность прочувствовать неизбежность негативных последствий его проступков

?                       логически разъяснять возможности негативных последствий;

?                       учитывать легкость переключения внимания у маленьких детей.

 

2.2. Причины конфликтов родителей и подростков

 

Поведение подростков в конфликте обусловлено:

?      кризисом переходного возраста;

?      стремлением к самостоятельности и самоопределению;

?      требованием большей независимости во всем;

?      привычкой к конфликту, воспитанной поведением взрослых в семье;

?      бравированием подростка своими правами перед сверстниками и пользующимися авторитетом для него людьми.

Поведение родителей в конфликте обусловлено:

?      нежеланием признавать, что ребенок стал взрослым;

?      боязнью выпустить ребенка из гнезда, неверием в его силы;

?      проецированием поведения ребенка на себя в его возрасте;

?      борьбой за собственную власть и авторитетность;

?      отсутствием понимания между взрослыми в воспитании ребенка;

?      неподтверждением родительских ожиданий.

Причины конфликтов между родителями и детьми - подростками:

"Непонимание, разные взгляды на жизнь". Данная причина следующее происхождение: 1) социокультурное, т.е. в качестве отражения конфликта поколений, "отцов и детей"; 2) социально-психологическое, т.е. в качестве отражения половозрастных особенностей людей); 3) социально-ролевое, т.е. в качестве отражения представлений родителей о собственных правах и обязанностях и правах и обязанностях своих детей.

В подростковые годы совершается открытие личного внутреннего мира, т.е. своего "Я". Подростка принимаются волновать вопросы нравственных норм, смысла жизни, ценностей. Переживания эти частенько глубоко спрятаны и могут быть непонятны взрослым. Дети этих проблем еще не знают, взрослые так или иначе решили их и больше уже не замечают. И таким образом подросток становится одиноким в своих исканиях.

Взрослые часто случается, не готовы к интимно-личностному, равному общению с подростками. Дети для них остаются детьми, и переместить их на позицию взрослых родители не спешат.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.