Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Повод к возбуждению уголовного дела как необходимое условие начала уголовного судопроизводства

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.05.13. Год: 2012. Страниц: 35. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

______________________________________________________________

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВЛАДИМИРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ

СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ»

 

 

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По курсу «Уголовно- процессуальное право»

 

Тема:  «Повод к возбуждению уголовного дела как необходимое условие начала уголовного судопроизводства»

 

 

 

 

 

 

                                             Выполнил:

                                                              курсант 3 А курса

                                                                               32 учебной группы

                                                                              Гулина К.Ю.

 

 

 

Допустить к защите:

«__» __________________2011 г.

 

Оценка: __________

 

 

 

Владимир 2011

Оглавление

Введение………………………………………………………………………… 3

I    Общая характеристика стадии возбуждения уголовного дела……………5

II Система поводов возбуждения уголовного дела……………………………9

§ 2.1 Заявление о преступлении…………………………………………………9

§ 2.2 Заявление о явке с повинной…………………………………………….13

§ 2.3 Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученном из иных источников………………………………………………......................17

III Процессуальный порядок рассмотрения и разрешения заявлений

и сообщений о преступлениях. ………………………………………………..21

§ 3.1 Порядок рассмотрения сообщений о преступлениях……………………21

§ 3.2 Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщений

о преступлении………………………………………………………………….24

Заключение………………………………………………………………………32

Библиографический список……………………………………………………..35

Приложение………………………………………………………………………37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Возбуждение уголовного дела - этап, без которого невозможно провести ни одно расследование. Именно возбуждение уголовного дела является базой всего уголовного судопроизводства. И  для того чтобы обоснованно принять решение о начале производства по уголовному делу, необходимо наличие законного повода и достаточного основания.

По своей сути повод - это предусмотренная законом процессуальная предпосылка, обусловливающая начало уголовно-процессуальной деятельности.

Поэтому главной целью данной курсовой работы является определение наличия достаточных данных, указывающих на признаки преступления необходимых для того что бы  возбудить уголовное дело.

Актуальность темы заключается в том, что  своевременное и законное разрешение вопроса о возбуждении уголовного дела надежно обеспечивает защиту интересов российского государства, прав и законных интересов граждан и юридических лиц от преступных посягательств, также обеспечивается необходимое реагирование органов власти на каждый преступный факт. В деятельности прокурорских, судебных работников разрешение вопроса о возбуждении уголовного дела занимает важное место. От того, насколько правильно и умело разрешаются задачи, стоящие на данном этапе, в значительной мере зависит успех в раскрытии, предотвращении и пресечении преступлений, в выполнении задач уголовного судопроизводства. Законный повод, обеспечивает законность и обоснованность возбуждения уголовного дела и только лишь его наличие обуславливает производство по уголовному делу. Но хотелось бы отметить, что несовершенство уголовно-процессуального законодательства позволяет правоприменителю трактовать закон субъективно, что порождает казусы на практике. Поэтому в поводах к возбуждению уголовного дела, существует много вопросов.

Задачами данной курсовой работы являются:

1. Дать общую характеристику стадии возбуждения уголовного дела;

2. Определить поводы к возбуждению уголовного дела, а именно, заявление о преступлении, заявление о явке с повинной и сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученном из иных источников;

3. Изучить процессуальный порядок рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях;

4. Рассмотреть решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщений о преступлении.

Объектом исследования является общественные отношения, возникающие в связи с появлением признаков которые в своей совокупности представляют повод.

Предметом исследования является наличие признаков характеризующие повод для возбуждения уголовного дела, а также уголовно-правовые нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие с появлением повода, практика применения этих норм, доктринальные положения науки уголовного права, касающиеся данной темы.

Структура и объем работы соответствует целям и задачам, поставленным перед исследованием. Курсовая работа включает в себя введение, три главы, заключение, и библиографический список использованных нормативных актов и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I    Общая характеристика стадии возбуждения уголовного дела

 

Возбуждение уголовного дела представляет собой первую стадию уголовного судопроизводства, на которой уполномоченные государством органы и должностные лица проверяют наличие основания и повода для возбуждения уголовного дела, при этом обеспечивают права и законные интересы личности, общества и государств и, принимают одно из решений, предусмотренных уголовно-процессуальным законом[1].

Характеристика стадии возбуждения уголовного дела:

1. Возбуждение уголовного дела – начальная стадия уголовного судопроизводства. На данном этапе досудебного производства уполномоченные органы проверяют наличие поводов и основания для возбуждения уголовного дела и в зависимости от результатов проверки принимают соответствующее решение.

2. Правом возбуждения уголовного дела при наличии поводов и оснований обладают:

? орган дознания с согласия прокурора;

? дознаватель с согласия прокурора;

? следователь;

? руководитель следственного органа.

          Кроме этого таким правом обладают и некоторые должностные лица.

Такими должностными лицами являются:

? капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании;

? руководители геолого-разведывательных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания;

? главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ.

Положение данных должностных лиц является особенным.

С одной стороны, они не являются органами дознания, но с другой стороны, имеют право, при наличии поводов и оснований, возбуждать уголовные дела, совершаемые на морских и речных судах, находящихся в дальнем плавании, по месту нахождения партий и зимовок, а также в пределах территорий консульских и дипломатических представительств и учреждений. При этом должностные лица в случае вынесения постановления о возбуждении уголовного дела обязаны получить согласие прокурора[2].

3. На стадии возбуждения уголовного дела решаются следующие задачи:

? установление наличия или отсутствия повода и основания для уголовного судопроизводства по индивидуальному факту;

? в максимально возможный короткий срок реагирование на факт совершения преступления с целью его дальнейшего раскрытия, всестороннего и объективного расследования;

? не допускать возбуждения уголовных дел по фактам, не содержащим признаков преступления;

? принятие законного и обоснованного решения по сообщению о преступлении;

? определение органа или должностного лица, полномочных осуществлять предварительное расследование по уголовному делу;

? определение первичной уголовно-правовой квалификации преступления и предмета доказывания по делу;

? принятие мер по прекращению преступной деятельности;

– обеспечение прав и законных интересов заявителей о преступлении, лиц, пострадавших от преступления, а также тех, кто определен, как причастный к совершению преступления.

4. Стадия возбуждения уголовного дела включает следующие этапы:

? принятие (получение) заявления о преступлении или обнаружение государственным органом или должностным лицом данных о преступлении и их надлежащее процессуальное оформление;

? анализ полученной информации и при необходимости ее проверка допустимыми законом средствами;

? принятие законного и обоснованного решения по заявлению или иному сообщению о преступлении и его процессуальное оформление;

? определение органа или должностного лица, полномочного вести дальнейшее судопроизводство;

? извещение заинтересованных лиц о принятом решении по заявлению (сообщению) о преступлении.

5. Только с момента, когда уголовное дело возбуждено, возможно, производство каких-либо процессуальных (следственных) действий. В качестве исключения, до возбуждения уголовного дела, возможно производство таких следственных действий, как осмотр места происшествия, освидетельствование и осмотр трупа. Производство этих процессуальных (следственных) действий возможно только при условии закрепления следов преступления и установления лица его совершившего.

6. Процессуальным документом, свидетельствующим о возбуждение уголовного дела, является постановление о возбуждении уголовного дела, которое выносится органом дознания, дознавателем, следователем, капитанами морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геолого-разведывательных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств и консульских учреждений РФ. Данное постановление в обязательном порядке должно быть согласовано с прокурором.

Таким образом, сущность стадии возбуждения уголовного дела заключается в установлении наличия или отсутствия материально-правовых и процессуальных предпосылок для начала расследования дела. Применение мер процессуального принуждения и производство следственных действий могут проводиться только тогда, когда имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления. В этом смысле стадия возбуждения уголовного дела выступает одной из гарантий соблюдения прав и законных интересов лиц (физических и юридических). Своевременное возбуждение уголовного дела, тем более "по горячим следам", способствует успешному расследованию преступления. И напротив, запоздалое реагирование на сигнал о совершенном или готовящемся преступлении может привести к утрате доказательств и дать возможность преступнику скрыться и т.п., что серьезно затруднит расследование либо вовсе обречет его на неудачу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II Система поводов возбуждения уголовного дела

Для обеспечения законности и обоснованности возбуждения уголовного дела в законе установлены определенные условия. Процессуальными условиями для возбуждения уголовного дела являются наличие повода и основания, предусмотренных в ч. 1 и ч. 2 ст. 140 УПК, и отсутствие обстоятельств, исключающих возбуждение уголовного дела (ст. 24 УПК).

Поводы к возбуждению уголовного дела - это источники информации о совершенном или готовящемся преступлении, которым закон придает значение юридических фактов, обязывающих дознавателя, органа дознания, следователя и руководителя следственного органа в пределах, установленных УПК, рассмотреть их и решить вопрос о возбуждении уголовного дела при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления[3].

Различают следующие поводы для возбуждения уголовного дела:

? заявление о преступлении;

? явка с повинной;

? сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

 

§ 2.1 Заявление о преступлении

Заявление о преступлении предусмотрено п. 1 ч. 1 ст. 140 и ст. 141 УПК. Как повод к возбуждению уголовного дела оно представляет устное или письменное официальное сообщение заявителя о факте преступления.

Характеристика заявления о преступлении как повода для возбуждения уголовного дела:

1. Заявление о преступлении может выноситься в письменной или устной форме.

В случае вынесения заявления о преступлении в письменной форме, оно должно быть подписано заявителем. В том случае, если заявление не будет подписано, то оно может считаться анонимным[4], и, следовательно, не будет служить поводом для возбуждения уголовного дела.

Устное заявление фиксируется в специально предназначенном для этого протоколе принятия устного заявления[5] (приложение 2 к ст. 476 УПК) или в протоколе следственного действия (судебного заседания). Обязанность при­нять и зафиксировать устное заявление о преступлении вне зависимости от подследственности или подсудности возложена на органы и должностных лиц, которые уполномочены возбуждать уголовные дела, а также на суд во время судебного заседания. В протоколе указываются данные о заявителе и о доку­ментах, удостоверяющих его личность. В данном протоколе должны содержаться сведения о заявителе, о его документах, которые удостоверяют его личность. Нередко устное сообщение о преступлении делается в ходе соответствующего процессуального действия. В таких случаях оно также должно быть занесено в протокол соответствующего процессуального действия, т. е. в протокол следственного действия или в протокол судебного разбирательства. Протокол принятия уст­ного заявления удостоверяется подписями заявителя и лица, принявшего заяв­ление. При отказе заявителя от подписи протокола поводом к возбуждению дела может быть рапорт об обнаружении признаков преступления (ст. 143). При невозможности подписания заявителем протокола приглашаются поня­тые, которые удостоверяют данный факт.

Сообщение без удостоверения подписью и указания данных о личности за­явителя не является поводом к возбуждению дела — заявлением, но может быть оформлено рапортом по ст. 143 УПК. Данная норма распространяется на сооб­щения, сделанные по телефону, телеграфу, радио, в Интернете и др. Указанные правила распространяются и на те случаи, когда устное заявление было сделано сотруднику компетентного органа, однако заявитель отказался его подписать (ч. 5 ст. 141).

2. Заявителями могут быть: физические лица, юридические лица, должностные лица, предприятия, учреждения и организации, общественные объединения. Они выступают как потерпевшие, которым причинен преступлением физический, имущественный, моральный вред, так и иное лицо, которым известен факт совершения преступления.

Важно подчеркнуть, что при этом заявитель, во-первых, сам не считает себя при­частным к совершению этого преступления, а во-вторых, не является сотрудни­ком правоохранительных органов, который действовал бы в порядке исполнения служебных полномочий. Иначе в первом случае сообщение будет не заявлением, а явкой с повинной (ст. 142), а во втором — полученным из так называемых иных источников (п. 3 ч. 1 ст. 140) и оформляться рапортом (ст. 143).

3. В случае если заявитель по каким-либо причинам не может лично присутствовать при составлении протокола, в котором должен быть отражен факт сообщения преступления (отправлен в больнице в результате дорожно-транспортного происшествия и т. д.), то поводом для возбуждения уголовного дела будет являться уже сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. Данный повод будет оформлен в виде рапорта соответствующего должностного лица правоохранительных органов.

4. По делам публичного обвинения на органы расследования возлагается обязан­ность установления события преступления и изобличения виновных. Поэтому достаточно, чтобы в заявлении, помимо данных о личности заявителя, содержалась информация о признаках преступления в каком-либо событии или просьба о привлечении какого-либо лица к уголовной ответственности. Прием для начала стадии возбуждения уголовного дела достаточно наличия хотя бы одного из этих признаков. Например, заявитель требует привлечь лицо к уголовной ответствен­ности за совершение определенного деяния, однако из текста заявления в этом деянии еще не усматривается признаков какого-либо конкретного преступления. Тем не менее, это заявление следует рассматривать как повод к возбуждению дела, ибо оно порождает обязанность компетентного органа принять его, в случае необ­ходимости проверить содержащиеся в нем данные и вынести соответствующее решение (о возбуждении уголовного дела либо об отказе в этом). Если письмен­ное заявление не содержит достаточных сведений о признаках преступления, то от заявителя дополнительно могут быть получены объяснения или оформлено устное заявление в порядке ч. 3 ст. 141 УПК.

5. Граждане имеют право обратиться с заявлением о преступлении, но не обязаны это делать. По делам частного и частно-публичного обвинения заявление являет­ся исключительным поводом, и к нему предъявляются особые требования.

Представляется, что заявление может являться поводом к возбуждению дела только при том условии, что в нем содержатся сведения об источнике информа­ции, которым могут быть сам заявитель или другие названные им лица. По обще­му смыслу ч. 1 ст. 140, наличие указания на источник сведений — обязательный признак любого повода для возбуждения уголовного дела. При этом под источни­ком понимается лицо, которое либо само воспринимало событие преступления, либо узнало о нем от иного лица. По аналогии с показаниями заявления, основан­ные на догадке, предположении, слухе или ином неизвестном источнике осведом­ленности, не могут рассматриваться как допустимые доказательства (п. 1 ч. 2 ст. 75). Следовательно, они не имеют юридической силы, а потому не могут слу­жить и поводом для возбуждения уголовного дела. Например, заявитель сообща­ет, что некое должностное лицо получает взятки, но в заявлении не указано, отку­да ему об этом известно (не назван источник сведений). Такое заявление, подобно анонимному, не должно влечь за собой возникновения уголовно-процессуальных отношений, хотя может служить основанием для проведения оперативно-розыск­ных мероприятий.

6. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ. Причем данный факт должен быть отражен в протоколе о принятии заявления о преступлении.

 

§ 2.2 Заявление о явке с повинной

Заявление о явке с повинной – является добровольное письменное или устное сообщение лица о совершенном им преступлении[6].

Явка с повинной в узком смысле слова — как повод для возбуждения дела — имеет значение только тогда, когда она является первичной информацией о пре­ступлении. Если уже зарегистрирован другой повод для возбуждения дела (заяв­ление о преступлении или рапорт) или, тем более, возбуждено уголовное дело, то явка с повинной собственно поводом не является.

В широком смысле слова явка с повинной — это не только повод для возбужде­ния дела. Кроме того, она может рассматриваться как обстоятельство:

а) смягчающее наказание и раскрывает как активное способствование раскрытию и расследованию преступления, изобличению и уголовному преследованию других соучастников, розыску имущества, добытого в результате преступления (п. «и» ч. 1 ст. 61 УК РФ)[7]. По правилам ст.62 УК РФ, при наличии смягчающего обстоятельства и отсутствии отягчающих обстоятельств срок или размер наказания не могут превышать двух третей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК РФ[8];

б) освобождающее от уголовной ответ­ственности в специально предусмотренных уголовным законом случаях (напри­мер, явка с повинной взяткодателя — примечание к ст. 291 УК РФ);

в) учитываемое в пользу избрания более легкой меры пресечения (ст. 99 УПК);

г) свидетельствую­щее о деятельном раскаянии как основании освобождения от уголовной ответственности (ст. 75 УК РФ; ст. 28 УПК);

д) свидетельствующее о признании своей вины, т. е. обвинительное доказательство.

В связи с большим (в том числе уголовно-правовым) значением явки с повинной она должна приниматься и после начала производства по уголовному делу. В отличие от заявления явка с повин­ной в широком смысле слова сохраняет свое значение и при отсутствии удостоверительной подписи явившегося с повинной. Значение смягчающего обстоятельства за явкой с повинной должно сохраниться и в том случае, если протокол или сообще­ние не обладают необходимыми реквизитами. Например, гражданин по телефону сообщает о совершенном им преступлении. При этом называет полные данные о себе и о преступлении (например: «Я, такой-то, проживающий там-то, незаконно храню такое-то огнестрельное оружие и намерен его сдать властям»). Это сообще­ние не является поводом к возбуждению дела в смысле ст. 140 УПК, однако долж­но рассматриваться как явка с повинной в смысле ст. 61, 75 УК. При этом непо­средственным поводом к возбуждению дела будет рапорт, составленный в порядке ст. 143 УПК.

Характеристика заявления о явке с повинной как повода для возбуждения уголовного дела:

1. Форма заявления явки с повинной может быть как письменной, так и устной.

Явка с повинной в устном виде оформляется протоколом по правилам ч. 3 ст. 141 УПК. Причем в данном протоколе должны содержаться сведения о заявителе, о его документах, которые удостоверяют его личность, и этот протокол должен быть подписан заявителем и лицом, принявшим заявление о явке с повинной. Нередко заявление о явке с повинной делается в ходе соответствующего процессуального действия. В таких случаях оно также должно быть занесено в протокол соответствующего следственного действия или в протокол судебного разбирательства[9].

2. Особое внимание уделяется установ­лению личности лица, явившегося с повинной. Заявление о совершенном преступлении, которое оформляется в виде протокола явки с повинной, должно исходить от лица, которое совершил данное преступление. Лицо, явившееся с повинной, имеет такие же процессуальные права, как и заяви­тель.

3. Как говорилось выше, заявление о явке с повинной будет являться одним из оснований смягчающую уголовную ответственность лица.

4. Особенностью и обязательным условием данного повода возбуждения уголовного дела является добровольность сообщения о преступлении и признания лицом своего участия в преступлении или преступлениях. Добровольность означает, что лицо имело реальную возможность не являться с повинной, но, тем не менее, предпочло сообщить о содеянном. Явкой с повинной можно считать лишь такое заявление гражданина, которое касается преступления, ранее неизвестного правоохранительным органам. Это правило не касается известного, пусть нераскрытого преступления, поскольку в данном случае будет нельзя говорить о явке с повинной как о поводе к возбуждению уголовного дела. В случае признания лица в совершении преступления, о котором известно правоохранительным органам, это заявление должно оформляться не как явка с повинной, а как чистосердечное признание, например. Чистосердечное признание отличается от явки с повинной лишь в том, что речь идет об уже известном правоохранительным органам преступлении. Необходимость данного документа считаем, в основном, в том, что возможность ситуация, когда лицо раскаялось и готово сообщить о совершенном деянии, но просто не успевает этого сделать в виду предшествующего  ему другого повода к возбуждению уголовного дела, очень велика. Именно в этот момент, например, по нашему мнению, явка с повинной должна перетечь в чистосердечное признание. При этом данный документ уже не будет поводом к возбуждению уголовного дела, но позволит лицу сознаться, сообщить о важных подробностях деяния, тем самым выразить свое позитивное постпреступное поведение и оказать помощь следственным органам в нахождении истины по делу.

Аналогичная ситуация состоит и при принятии явки с повинной в местах лишения свободы. Ее принятие регулируется Приказом Минюста РФ от 11.07.2006 № 250 «Об утверждении инструкции о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях сообщения о преступлениях и происшествиях».

5. Лицо, обратившееся с заявлением о явке с повинной, не будет нести уголовную ответственность за заведомо ложный донос. Это порождает проблему в институте явки с повинной.  При принятии явки с повинной лицо не предупреждается об ответственности за заведомо ложный донос (ст. 306 УК РФ) и за заведомо ложные показания (ст. 307 УК РФ). Данное условие нигде не прослеживается законодательно. Поэтому заявитель освобожден от любой ответственности за свое заявление, отличии, например, от заявления о преступлении, т.к. ст. 141 УПК РФ предусматривает предупреждение об уголовной ответственности и за заведомо ложный донос, и за заведомо ложные показания. А ведь при заявлении явки с повинной может присутствовать, как и самооговор, так и оговор другого лица, если гражданин сообщает о совершении им преступления в соучастии с кем-либо.

Существует спорное мнение о том, что явка с повинной является доказательством. Но это не так. Доказательством явка с повинной не может быть, т.к. согласно ч.2 ст. 74 УПК РФ в качестве доказательств допускаются: показания подозреваемого, обвиняемого; показания потерпевшего, свидетеля;  заключение и показания эксперта; заключение и показания специалиста; вещественные доказательства; протоколы следственных и судебных действий; иные документы. Можно отметить, что явка с повинной не относится и к иным документам, предусмотренным ч.2 ст.74 УПК РФ, хотя опять таки четкого перечня иных документов в УПК не содержится. Кроме того ч.1 ст.142 УПК РФ четко относит явку с повинной именно к поводам для возбуждения уголовного дела.

 

 

§ 2.3 Сообщение о совершенном или готовящемся     преступлении, полученном из иных источников

Третьим поводом, служащим для возбуждения уголовного дела будет являться сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученном из иных источников. Как правило, данное сообщение оформляется в виде рапорта соответствующего должностного лица правоохранительного органа на имя того должностного лица, который имеет право в соответствии с уголовного – процессуальным кодексам возбудить уголовное дело.

Рапорт как повод к возбуждению дела возникает тогда, когда нет ни заявления, ни явки с повинной, а признаки преступления все же попали в поле зрения правоох­ранительных органов, которые обязаны выявлять преступления и изобличать ви­новных. Поэтому рапорт является универсальным поводом для возбуждения дела, оформляющим сообщения из так называемых иных источников (п. 3 ч. 1 ст. 140)

Характеристика сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, как повода для возбуждения уголовного дела:

1. Во всех случаях сообщение о совершенном и готовящемся преступлении должно быть реализовано в виде рапорта об обнаружении признаков преступления.

2. Рапорт об обнаружении признаков преступления составляют сотрудники пра­воохранительных органов, в том числе сотрудники оперативно-розыскных под­разделений, иных органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры. При этом составление рапорта при обнаружении признаков преступления явля­ется обязанностью не только лиц, уполномоченных возбуждать уголовные дела, но и иных сотрудников правоохранительных органов (иногда вне зависимости от выполнения в данный момент служебных обязанностей). Например, сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан в случае обращения к нему гражданина с заявлением о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии либо в случае выявления преступления, административного правонарушения, происшествия принять меры по спасению гражданина, предотвращению и (или) пресечению преступления, административного правонарушения, задержанию лиц, подозреваемых в их совершении, по охране места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия и сообщить об этом в ближайший территориальный орган или подразделение полиции[10]. Однако ад­ресация его иному должностному лицу органов уголовного преследования не исключает процессуального значения рапорта. В отличие от заявления в содержа­нии рапорта нет требования о привлечении к уголовной ответственности, в нем лишь содержится информация о признаках преступления. Если же сотрудник правоохранительного органа лично заинтересован в деле (например, сам является пострадавшим), то его требование о привлечении кого-то к уголовной ответствен­ности должно быть оформлено в виде заявления в порядке ст. 141 УПК.

3. Чтобы рапорт мог служить доказательством по делу (иным документом — ст. 84), он должен отвечать следующим условиям: быть удостоверенным подпи­сью сотрудника правоохранительного органа, содержать необходимые сведения о нем, признаках обнаруженного преступления и, что самое существенное, — об ис­точнике полученных сведений. Рапорт без указания конкретного источника ин­формации о преступлении не является допустимым доказательством (ч. 1 ст. 75). Вместе с тем, если точные сведения об источнике составляют государственную тайну, то в рапорте они приводиться не могут. Например, если о преступлении стало известно от лиц, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциаль­ной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведыва­тельную и оперативно-розыскную деятельность, то при отсутствии их письмен­ного согласия в рапорте сведения о таких лицах не указываются (п. 4 ст. 5 Закона РФ «О государственной тайне» от 21.07.93 г.; ч. 1 ст. 12 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.95 г.). Когда источник оператив­но-розыскной информации в силу этой причины не назван, рапорт может рассмат­риваться как повод к возбуждению уголовного дела (п. 3 ч. 1 ст. 140), но не может быть доказательством.

Содержание рапорта различается в зависимости от источника («иного источ­ника») информации о преступлении. Таким источником может быть:

а) первона­чальное сообщение о преступлении, не обладающее признаками самостоятельно­го повода;

б) непосредственное обнаружение признаков преступления (например, самим лицом, составившим рапорт, либо органом дознания).

Обычно «иным источником» информации о признаках преступления является первоначальное сообщение о преступлении, не обладающее признаками самостоя­тельного повода, которое как бы дублируется, пересказывается в рапорте. Для того чтобы этот рапорт был поводом к возбуждению дела, необходимо, чтобы первона­чальное сообщение, полученное составившим рапорт лицом, не имело признаков за­явления о преступлении или явки с повинной. Такой рапорт об обнаружении призна­ков преступления может быть основан на первоначальных сообщениях, полученных:

- от лиц, оказывающих содействие оперативно-розыскным органам на конфи­денциальной основе;

- от иных подразделений самих правоохранительных органов (паспортных служб — об утрате паспортов при обстоятельствах, вызывающих подозрение об их хищении; работников дорожно-патрульной службы — о дорожно-транспортных происшествиях и др.)

- правоохранительными органами по телефону, телетайпу, телефаксу, теле­графу, интернету от граждан, внешних организаций, должностных лиц и не являющихся заявлениями ввиду отсутствия необходимого для уголовного процесса удостоверения;

- правоохранительными органами от внешних источников, не обладающих при­знаками заявлений в силу отсутствия информации о явных признаках пре­ступления (например, сообщения администрации предприятий о несчастных случаях с людьми и др.);

- из материалов, специально не направлявшихся в правоохранительные орга­ны, но пришедших другим путем. Это может быть массовая информация: ста­тьи, заметки, письма граждан, опубликованные в печати; информация, рас­пространенная по телевидению, радио, в Интернете и др.

«Иным источником» может быть и непосредственное обнаружение признаков преступления. Признаки преступления могут быть обнаружены в ходе выполне­ния служебных обязанностей сотрудниками органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и иных правоохранительных органов. Например, рапорт сотрудника патрульно-постовой службы о факте нарушения общественного по­рядка, рапорт следователя об отказе свидетеля от дачи показаний. При этом непо­средственное обнаружение признаков преступления может быть связано с факти­ческим задержанием предполагаемого преступника. При обнаружении признаков преступления рапорт должен быть составлен и направлен в соответствующий орган расследования немедленно. С момента подачи рапорта начинает исчисляться срок предварительной проверки сообщения о преступлениях (ч. 1 ст. 144). Лицо, соста­вившее рапорт о непосредственном обнаружении признаков преступления, не может исполнять в данном деле обязанности дознавателя, следователя, руководитель следственного органа и подлежит отводу, если есть необходимость допроса этого лица в качестве потерпевшего или свидетеля (ст. 61) или это лицо само проводило оперативно-ро­зыскные мероприятия (ч. 2 ст. 41).

Подводя итог, можно сказать что, для возбуждения уголовного дела необходим законный повод, т.е. те правила, указанные в ст. 140 УПК РФ которые обеспечивают законность и обоснованность возбуждения уголовного дела и только лишь их наличие обуславливает производство по уголовному делу. Хотелось бы отметить, что несовершенство уголовно-процессуального законодательства позволяет правоприменителю трактовать закон субъективно, что порождает казусы на практике. Поэтому в поводах к возбуждению уголовного дела, существует много вопросов.

 

 

III Процессуальный порядок рассмотрения и разрешения

заявлений и сообщений о преступлениях.

§ 3.1 Порядок рассмотрения сообщений о преступлениях

По принятому сообщению о преступлении, которое отражается в виде соответствующего заявления о преступлении, заявления о явке с повинной, рапорте об обнаружении признаков преступления, существует определенный процессуальный порядок.

Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов и привлекать к участию в этих проверках, ревизиях, исследованиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Исходя из принципа публичности, данные участники уголовного судопроизводства обязаны принять все меры по установлению события преступления, изобличения лица или лиц, виновных в совершении преступления. Поэтому принятие сообщения о преступлении для дознавателя, органа дознания, следователя, руководителем следственного органа является обязательной. В случае если ими не будет принято сообщение о совершенном преступлении, они могут быть подвергнуты соответствующему виду юридической ответственности. Любой отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору, либо в суд. О принятии сообщения о преступлении заявителю должен быть выдан соответствующий документ  с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия[11]. Кроме этого, такое сообщение должно в обязательном порядке быть зарегистрировано в соответствующих ведомственных документах[12]. Если данное сообщение о преступлении неподследственно данным органам, то оно должно быть принято и самостоятельно направлено по подведомственности.

В результате проверки не допускается производство каких-либо процессуальных (следственных) действий. Но как исключение можно производить осмотр места происшествия, освидетельствование и осмотр трупа. Производство данных процессуальных (следственных) действий возможно только для закрепления следов преступления. Как правило, в результате проверки отбираются всевозможные объяснения от очевидцев преступления, могут назначаться ревизии, истребоваться всевозможные справки и т. д.

          По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания, имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации[13].

Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный ч.1 ст.144. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьей в соответствии со статьей 318 УПК РФ. В случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 147 УПК РФ, проверка сообщения о преступлении осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

 

§ 3.2 Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщений о преступлении

          По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений:

1) О возбуждении уголовного дела.

При установлении повода и достаточных оснований орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь возбуждают уголовное дело. О возбужденном уголовном деле орган дознания уведомляет прокурора немедленно, следователь в течение 24 часов. Возбуждение уголовного дела реализуется в виде соответствующего процессуального акта – постановления о возбуждении уголовного дела. В нём указываются: дата, время и место его вынесения, кем оно вынесено, повод и основание для возбуждения уголовного дела, а также пункт, часть, статья Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которых возбуждается уголовное дело.

К постановлению о возбуждении уголовного дела должны быть приложены соответствующие материалы проверки сообщения преступления, а также протоколы осмотра места происшествия, освидетельствования и осмотра трупа, если были произведены соответствующие следственные действия[14].

Копия постановления руководителя следственного органа, следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору, который должен либо дать согласие на возбуждение уголовного дела, либо вынести постановление об отказе в даче согласия на возбуждения уголовного дела, либо возвратить материалы для дополнительной проверки, проводимой в срок не более 5 суток. О решении прокурора, лицо, внесшее постановление о возбуждении уголовного дела, уведомляет в тот же день заявителя. Окончательно уголовное дело считается возбужденным с момента дачи согласия на его возбуждение прокурором. О дачи согласия на возбуждение уголовного дела должно быть уведомлено лицо, в отношении которого оно возбуждено.

При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геолого-разведочных партий или зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании. В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела передается прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности. В случае, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело. О принятом решении руководитель следственного органа, следователь, дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

Если уголовное дело направляется прокурору для определения подследственности, то об этом в постановлении о возбуждении уголовного дела делается соответствующая отметка.

Уголовное дело должно возбуждаться по признакам совершенного преступления. Дело в том, что в постановлении о возбуждении уголовного дела должно быть указано, по признакам какого конкретного преступления оно возбуждено. В случае если известно лицо, совершившее данное преступление, то уголовное дело, также считается возбужденным по признакам конкретного преступления, но еще с дополнительным указанием, что оно возбужденно в отношении конкретного лица. В том случае, если по данному факту совершения преступления установлено другое лицо, то не требуется повторного возбуждения уголовного дела.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.