Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Глобализация экономики и ее влияние на внешнюю политику Республики Таджикистан

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 20.05.13. Год: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?

Глобализация экономики и ее влияние на внешнюю политику Республики Таджикистан

30.11.2011
Автор: Хасан Зухраи, политолог (Иран)
 

Распад СССР и последующее достижение национальной независимости странами Центральной Азии способствовали переходу от плановой экономики к рыночной, от господства тоталитарных режимов к новой демократической системе. Но с другой стороны, этот переход сопровождался крахом экономической жизни и дестабилизацией обстановки, а также осложнением традиционных проблем, характерных для жизни центральноазиатских обществ.

Экономика Таджикистана пришла в упадок в результате продолжавшейся гражданской войны в стране. Её восстановление началось лишь после окончания войны и подписания мирных соглашений. Несмотря на это, Республика Таджикистан по объему валового национального продукта (ВНП) все еще находится на самом последнем месте среди стран –членов Содружества.

Глобализация открывает широкие возможности для доступа на мировые рынки и передовые технологии, позволяющие национальным экономикам вливаться в мировую экономику. Такой доступ позволит Таджикистану поднять на новый уровень качество выпускаемой продукции. Но для этого необходимо снятие торговых барьеров, унификация ценообразования, уменьшение вмешательства государства в дела бизнеса. Конечно, необходимо помнить, что жесткие условия конкуренции, расширение объемов импорта и увеличение иностранных капиталовложений могут оказать сильное давление на внутренних производителей, но, с другой стороны, условия международной среды будут оказывать влияние на качество выпускаемой продукции, заставлять внутренних товаропроизводителей реагировать на изменения, происходящие на мировых рынках. В этих условиях преграды на пути экономического развития страны создает нехватка капиталовложений, поскольку её экономика находится на начальной стадии модернизации. Учитывая слабость экономического потенциала развивающихся стран, к числу которых принадлежит и Таджикистан, можно утверждать, что он может преодолеть трудности на пути развития лишь участием в различных региональных экономических проектах и кооперации на региональном уровне. В противном случае экономическое ослабление государства может иметь самые негативные и тяжелые последствия. С другой стороны, снижение общих доходов государства может привести к еще большему осложнению ситуации. Кроме того необходимо помнить, что следствием многостороннего экономического и регионального сотрудничества является ослабление экономических возможностей управления государством и повышение роли таких международных институтов и организаций как Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк и Всемирная торговая организация.

Таджикистан нуждается в развитии свободной торговли, и по этой причине стремится соответствовать требованиям и нормам Всемирной торговой организации. Пока Таджикистан будет продолжать политику протекционизма, направленную на защиту внутренних товаропроизводителей он не может рассчитывать на членство в ВТО. Решение о принятии Таджикистана в ВТО будет только тогда, когда страна завершит двусторонние переговоры со странами, с которыми он имеет договоры о торговом сотрудничестве, регулирующие все вероятные проблемы во взаимоотношениях. В противном случае существует большая опасность того, что экспорт в страны-члены ВТО не сможет компенсировать потерю нынешних рынков, а внутренние товаропроизводители будут уязвимы перед возрастающим импортом товаров из других стран.

Многие считают вступление отдельных стран в ВТО неизбежным явлением. Но, с другой стороны, бывшие советские республики должны быть уверены, что это должно способствовать развитию экономики, социальной сферы и повышения благосостояния, и, естественно, развитию торговых связей. Именно по этой причине, вступив в региональные организации, прежде всего страны-члены СНГ, должны между собой координировать действия и создать условия для постепенного вступления в ВТО. Только при условии либерализации торговли Республика Таджикистан может рассчитывать на увеличение объемов иностранных капиталовложений в собственную экономику.

В условиях глобализации с учетом потенциала Республики Таджикистан в таких сферах как полезные ископаемые, сельское хозяйство и гидроэнергетика необходимо разработать проекты для привлечения иностранных инвестиций. Увеличение объемов иностранных инвестиций может способствовать ускорению темпов экономического развития страны.

В целом страны Центральной Азии в силу обладания огромными природными запасами, географического расположения на стыке Запада и Востока, широкой и протяженной границы с Россией и Китаем после обретения независимости стали объектом внимания ведущих стран мира. В нынешних условиях глобализации возрастает роль центральноазиатских государств в мировой политике и экономике. Подтверждением возрастания роли этих государств может служить начало осуществления грандиозных по размаху проектов, осуществляемых совместными усилиями государств региона с участием государственных и частных иностранных капиталовложений. К примеру, проект ТРАСИКО, направленный на восстановление коммуникационных магистралей так называемого «нового шелкового пути. Это проект - программа, специально направленная на развитие Центральной Азии, «проект века» по транспортировке нефти и газопродуктов из Центральной Азии через Афганистан в Пакистан и Индию (проекты ЮНОКАЛ и т.д.), проекты строительства гидроэлектростанций и линий электропередач «Центральная Азия–Южная Азия» и др. Не будет преувеличением сказать, что огромный энергетический потенциал и наличие богатых минеральных ресурсов и запасов превратили Центральную Азию в арену соперничества.

Территория современного Таджикистана обладает огромными запасами минеральных ресурсов: более 400 видов минералов, которые не разведаны до сегодняшнего дня. Таджикистан принадлежит к числу стран, имеющих большие запасы благородных металлов, в том числе золота. Огромные запасы золота в бассейне реки Зарафшан давно привлекают внимание ведущих производителей этого драгметалла, которые пошли на создание на территории Таджикистана ряда совместных предприятий по разработке золоторудных приисков.

Республика Таджикистан обладает огромными запасами пресной воды и гидроэнергетических ресурсов. 60% запасов воды в государствах Центральной Азии приходится на долю Таджикистан, из которых страна потребляет на различные цели только 5-7%, остальная часть идет на орошение и потребление в другие страны региона. Таджикистану удалось заключить соглашение со Всемирным банком о финансировании проведения международной экспертизы целесообразности строительства и безопасной эксплуатации Рогунской ГЭС на Вахше, одном из крупнейших гидроузлов в мире. В развитии гидроэнергетических структур в Таджикистане активно участвует Азиатский банк развития (АБР). Со слов Макато Аджира – руководителя представительства банка в Таджикистане, эта организация выделила республике в 2010 году кредит в размере 74 млн. долларов, представленный в рамках программы долгосрочного сотрудничества банка с Таджикистаном.

Кредит направлен на решение двух задач: 40 млн. выделено для развития энергетической отрасли страны, а остальные 34 млн. на развитие частного сектора в экономике страны. Азиатский банк развития до сегодняшнего дня финансировал строительство 30 важных для экономики страны объектов, на осуществление и строительство которых было выделено 445 млн. долларов. В течение двух последующих лет (2011-2012) банк намерен выделить Таджикистану кредит еще на 176 млн. долларов, направленных на развитие новых технологически развитых отраслей промышленности. Еще в 2009 году АБР выделил Таджикистану кредит в размере 60 млн. долларов, из которых 40 млн. было направлено на преодоление последствий экономического кризиса, а 20 млн. долларов на строительство и реконструкцию автомобильной магистрали, соединяющий Республику Таджикистан с Киргизией. Следует отметить, что с 1997 года Таджикистан является членом Азиатского банка развития (АБР).

Республика Таджикистан одной из первых среди стран Центральной Азии отказалась от проведения политики вмешательства государства в политику ценообразования, рыночных отношений и внешней торговли. Несмотря на предпринятые шаги в стране все еще нет атмосферы здоровой конкуренции, в основном по причине наличия определенных ограничений в сфере ценообразования и рыночных отношений. От предпринимателей для организации дела все еще требуют огромное число свидетельств, разрешений, официальных и неофициальных сборов, а также появляются проблемы, связанные с отношением местных властей к предпринимателям, торговцам и т.д.

Как известно все страны Центральной Азии, в том числе Республика Таджикистан провозгласили курс на строительство рыночной экономики, основанной на принципе свободной конкуренции. На пути создания свободной рыночной экономики одним из важнейших шагов считается проведение приватизации государственной собственности, передача, вернее реализация на биржах собственности, принадлежавшей ранее государству, в руки частных предпринимателей. Для создания рыночной экономики Республика Таджикистан проводила политику сокращения государственной доли в различных сферах экономики, поощряла различные формы собственности, создавала равные условия для развития государственного и частного сектора экономики. Начиная с 1991 года в Таджикистане поэтапно осуществлялась политика приватизации государственной собственности в рамках целенаправленной государственной программы, которая охватила все сферы экономической жизни страны. К примеру, если в 1991 частный сектор составлял 25,4% в экономике, то к 2001 году его доля увеличилась до 48,9%. Приватизация в основном охватила небольшие предприятия и организации, 94% которых ныне принадлежат частному сектору. Приватизация крупных предприятий осуществляется с большой осторожностью. Главная трудность на пути приватизации крупных предприятий связана с процессом подготовки предприятий к приватизации, а также неспособностью предприятий конкурировать и подтверждать свою конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках.

В условиях ускоренного развития глобализационных процессов, Республика Таджикистан имеет все возможности для успешной интеграции в мировые процессы. Неграмотность в Республике Таджикистан была ликвидирована еще до обретения страной национальной независимости. Наряду с этим страна имеет большие возможности в области здравоохранения, гражданских прав, образования и других социальных сферах, в которых существуют необходимые для интеграции в мировое сообщество возможности. Экономический и социальный спад, начавшийся в начале 90-х годов, а такие гражданская война сильно замедлили темпы развития Таджикистана, в том числе в сфере интеграции с мировым сообществом.

Глобализационные процессы могут оказать не только позитивное влияние не различные страны мира, но существует и большая вероятность негативного влияния. В этом отношении Республика Таджикистан не является исключением. К примеру, если банковская система страны не будет приведена в соответствие с международными нормами, производимые товары не будут конкурентоспособными, а национальные производители не будут защищены. Поспешная интеграция Таджикистана будет иметь отрицательные последствия. Интеграция в мировую экономику должна осуществятся постепенно и поэтапно. Одним из первых этапов интеграции может стать региональное сотрудничество. Вторым шагом должно стать проведение двусторонних переговоров с государствами, имеющими с Таджикистаном торговые соглашения. Увеличение бюджетных поступлений путем реформирования финансовой системы считается другой проблемой, которая также препятствует международной интеграции. Борьба против коррупции является одним из эффективнейших методов предупреждения хищения бюджетных средств, что требует приведения системы денежного обращения в соответствие с требованиями международных финансовых институтов.

На пути создания рыночной экономики и развития внешней торговли Таджикистан сталкивается с определенными трудностями. Это в первую очередь отдаленность от магистральных линий, соединяющих различные регионы, географическая изоляция, слабая база коммуникационных и транспортных структур, уязвимость национальной безопасности из «горячих» точек напряженности, и, конечно же, слабая покупательная способность страны на мировой арене.

Имея огромные природные ресурсы, Таджикистан при условии достижения ускоренных темпов экономического развития может решить свои проблемы: ликвидировать безработицу и преодолеть нищету. Только путем создания современных отраслей промышленности можно добиться увлечения валового национального продукта (ВНП), а работа по созданию новых отраслей промышленности нуждается в разработке и осуществлении конкурентных планов и программ развития.

Одним из проявлений глобализации экономики является влияние мирового финансового кризиса на хозяйственные системы отдельных стран, в том числе и экономику Таджикистана. Мировой кризис оказал самое негативное влияние на экономику многих стран мира. Некоторые государства были более, а другие менее уязвимы перед кризисом. Не исключением стали и государства Центральной Азии, которые, в силу уровня развития экономических и торговых связей с различными государствами мира, ощутили влияние кризиса в таких сферах как экономика, социальная жизнь, вопросы безопасности и т.д. К числу ощутимых негативных явлений для стран Центральной Азии можно отнести потери Казахстана от падения мировых цен на нефть, увеличение числа безработных в Таджикистане, которые в результате низкого уровня производства в других странах, остались без работы и были вынуждены возвратиться домой, обострив тем самым социальную напряженность в обществе.

Уровень инфляции в Таджикистане в 2010 году по сравнению с 2007 годом вырос на 20%. Повышение цен на многие товары произошло в результате повышения стоимости электроэнергии и продуктов питания. Цены в республике выросли из-за повышения цен в других странах, и вследствии нехватки электроэнергии в самом Таджикистане. К примеру, в 2010 году цены на продукты питания возросли по сравнению с предыдущим годом на 33,1%.

Как было выше отмечено, одним из проявлений глобализационных процессов является ускорение темпов развития миграционных процессов, в том числе миграции рабочей силы. В этом отношении экономика Таджикистана более уязвима, поскольку ежегодно, по разным данным от 700 тыс. до 1,2 млн. граждан Таджикистана выезжают на постоянную или временную (сезонную) работу в Российскую Федерацию и другие страны СНГ. В условиях усиления мирового экономического кризиса, когда наблюдался серьезный спад производства в России и Казахстане, повлекший за собой сокращение потребностей в рабочие силе, произошло и увеличение числа безработных в Таджикистане, крупнейшем поставщике неквалифицированной рабочей силы на рынки труда этих стран. В результате сотни тысяч трудовых мигрантов и их семьи серьезно ощутили на себе последствия влияния мирового экономического кризиса, важнейшим результатом которого было резкое снижение уровня жизни и благосостояния миллионов граждан в Таджикистане.

Председатель Национального банка Республики Таджикистан Шариф Рахим-заде на пресс-конференции по поводу итогов 2009 года отметил: «В 2009 году по сравнению с прошлым годом наблюдалось снижение объемов валютных поступлений в Таджикистан на 31,3%, что составило 1 833,9 млн. долларов. Это на 500 млн. долларов меньше по сравнению с предыдущим годом, что равно 39% объемов промышленного производства страны».

По мнению главы Нацбанка страны Ш. Рахим-заде, большая часть валютных поступлений в Таджикистан были перечислены рабочими – мигрантами из России. 90% трудовых мигрантов из Таджикистана заняты в российской экономике, большая часть которых испытывают серьезные трудности с получением заработной платы или оплаты их труда в производственных и коммерческих структурах России. По мнению таджикской стороны, ежегодно более 700 тысяч граждан Таджикистана выезжают на работу в Россию, но по мнению независимых экспертов реальная цифра трудовой миграции из Таджикистана превышает 1 млн. человек ежегодно.

После окончания гражданской войны (1992-1997) Таджикистан вступил в период постконфликтного восстановления экономики и общественной жизни. Внутренняя политика страны была направлена на преодоление последствий войны, развитие экономики, ликвидацию нищеты и повышение благосостояния населения страны.

В стране продолжается политика приватизации государственной и общественной собственности, которая охватывает такие структуры экономики как сельское хозяйство, средние и небольшие предприятия и т.д. Важной составной частью политики возрождения национальной экономики и стратегии национального развития является увеличение объемов инвестиций в различные сферы производства, в том числе малого и среднего бизнеса, проведение реформирования всех отраслей экономики страны и т.д.

На перспективу главной задачей реформирования основ экономической жизни страны считается задача снижения темпов инфляции и обеспечение устойчивого индекса экономической развития страны. После завершения гражданского противостояния началось потесненное экономическое возрождение страны. К примеру, в 2000-2004 годах средний прирост промышленного производства составил 9,3%. При этом необходимо учитывать тот факт, что основу экономики страны составляет сельское хозяйство, а не промышленное производство или сфера обслуживания. Большая часть промышленного производства приходится на производство цветных металлов (алюминия и др. редкоземельных металлов), хлопка. Кроме того, нужно учитывать то обстоятельство, что экономика страны опирается на валютные поступления, отправляемые таджикскими трудовыми мигрантами, занятыми работой в других странах. По этой причине можно утверждать, что экономика Таджикистана сильно зависима от реализации на внешнем рынке первичного алюминия и хлопка-волокна, валютных поступлений трудовых мигрантов из-за рубежа, т.е. экономика страны уязвима для внешних факторов. По оценкам МВФ, темпы экономического роста страны ниже, чем темпы прироста промышленного производства, и на перспективу составят 5% ежегодно.

Одним из главных подходов внешней политики Республики Таджикистан в целях обеспечения экономического развития страны является реализация задач, исходящих из «Целей обеспечения международного участия для развития». Эти задачи также являются основополагающими в Программе развития тысячелетия, направленной на достижение и реализацию следующих конкретных целей и задач: создание эффективной финансовой и торговой систем, способных обеспечивать снижение уровня бедности на национальном и международном уровне; удовлетворение потребностей развивающихся и слаборазвитых государств, поддержка импорта из этих стран, разработка программ реструктуризации внешнего долга, упрощение таможенных правил, увеличение финансовой помощи, направленной на достижение устойчивого развития и снижение уровня бедности; защита и удовлетворение потребностей малых государств; разработка единого подхода к проблеме задолженности развивающихся стран, использования национального и международного потенциала для уменьшения объемов задолженности этих стран; создание новых рабочих мест для молодежи; обеспечение доступности важных для жизни медикаментов, доступность их цен, привлечение помощи международных и фармацевтических компаний в этих целях; обеспечение возможностей современных информационных технологий, привлечение частных компаний в этих целях.

Реализация этих мер требует привлечения международных спонсоров для обеспечения устойчивого развития, увеличения объемов помощи развитых в экономическом отношении государств мира слаборазвитым государствам. Как было выше отмечено, Республика Таджикистан скоординировала программу обеспечения национального развития с задачами, определенными в Программе тысячелетия развития ООН, и, по мнению экспертов ООН, страна добилась заметных успехов на пути реализации этой программы.

Таким образом, можно утверждать, что внешняя политика Республики Таджикистан направлена на создание необходимых условий дня обеспечения устойчивого экономического развития страны, преодоления негативных последствий глобализационных процессов и интеграции страны в международное сообщество.

Так, за 1994 год в общем объеме поступлений в консолидированный бюджет доля налога на прибыль составила 34,3%, НДС и СН - 30,2%, подоходного налога с граждан - 12,3%. Примерно такая же картина сложилась и в прошлом году.

По расчетам Министерства финансов Российской Федерации, в 1996 году в консолидированном бюджете доля прямых налогов на товары и услуги - 42%, имущественных налогов - 8%. Наиболее обременительны для предприятий налог на прибыль, НДС, а также платежи в обязательные внебюджетные фонды (прежде всего, в пенсионный и дорожный).

Остальные налоги и сборы (включая региональные и местные), несмотря на свою относительную многочисленность, сравнительно невелики и, чаще, создают для плательщиков проблемы не столько в связи с их размером, сколько сложны в своем расчете, уплате и необходимости постоянного отслеживания принимаемых по ним региональным и местными властями изменений.

Структура налоговых доходов консолидированного бюджета по видам налогов, 2003 г. (в % от налоговых поступлений)

Источник: данные Минфина РФ

В 2003 году неналоговые доходы составили чуть меньше 8% от всех доходов консолидированного бюджета РФ.

В Бюджетном кодексе РФ приведен единый для бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ перечень неналоговых доходов. Источники неналоговых доходов устанавливаются представительными органами власти Российской Федерации, субъектов РФ и местного самоуправления.

Структура неналоговых поступлений в федеральный бюджет и консолидированный бюджет субъектов РФ, 2003 г. (в % к общему объему неналоговых поступлений)

Источник: данные Минфина РФ, расчеты ЦФП

На рисунке по горизонтальной оси приведены следующие виды неналоговых доходов: 1-доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или от деятельности государственных или муниципальных организаций; 2 - доходы от продажи нематериальных активов; 3 - административные платежи и сборы; 4 - штрафные санкции, возмещение ущерба; 5 - доходы от внешнеэкономической деятельности; 6 - прочие неналоговые доходы.

В 2003 году средства финансовой помощи составили 19,5% от доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ, что равняется 376,9 млрд. руб. Финансовая помощь поступает в бюджеты субъектов РФ в виде дотаций, субвенций, средств по взаимным расчетам, субсидий и прочих безвозмездных поступлений.

В 2003 году объем средств, поступивших в целевые фонды, для консолидированного бюджета субъектов РФ составил 104,8 млрд. руб. До 2001 года в бюджеты субъектов РФ входили также территориальные экологические фонды и фонды по воспроизводству минерально-сырьевой базы.

Для сравнения:

Налоговые доходы федерального бюджета в первом полугодии 2007 года составили 2,007 триллиона рублей (14,4% ВВП), что на 72,448 миллиарда рублей (или на 3,7%) больше плановых показателей, говорится в опубликованных на сайте правительства РФ материалах к заседанию кабинета министров. Вместе с тем отмечается, что налоговые доходы без учета погашения задолженности по налоговым платежам крупнейшего налогоплательщика (перечисления признанного банкротом ОАО "НК "ЮКОС" составили 92,308 миллиарда рублей) в первые шесть месяцев 2007 года оказались меньше запланированных на 1% и составили 1,915 триллиона рублей (13,8% к ВВП).

Большая часть налоговых поступлений федерального бюджета в первом полугодии 2007 года была обеспечена поступлениями налога на добавленную стоимость (НДС - 48,7% от общего объема налоговых доходов). Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами обеспечили 25,1% общих налоговых доходов, налог на прибыль организаций - 13,1%.

Неналоговые доходы федерального бюджета (без учета безвозмездных поступлений) в первом полугодии составили 1,184 триллиона рублей (8,5% к ВВП), что на 200,193 миллиарда рублей (или на 14,5%) меньше плановых показателей.

При этом более 84% неналоговых доходов было обеспечено поступлениями доходов от уплаты таможенных пошлин. Так, поступления от взимания вывозных таможенных пошлин в первом полугодии составили 791,176 миллиарда рублей, что на 24,5% меньше, чем предусмотрено плановыми показателями.

Что же касается прочих неналоговых доходов, то они в расчетах планировались в сумме 157,598 миллиарда рублей. Однако фактическое поступление указанных доходов составило 180,072 миллиарда рублей, что на 22,474 миллиарда рублей (или на 14,3%) больше, чем предусмотрено плановыми показателями.

Нормативная база налогообложения состоит из основ законодательства, законов и положений, касающихся отдельных налогов и неналоговых доходов, и соответствующих инструкций по сбору и контролю за налогами. Под влиянием изменений в стране и размерах национального дохода в налоговое законодательство приходится постоянно вносить корректировки. А главное, серьезные трудности вызывают проявляющиеся в сборе налогов сепаратистские тенденции отдельных субъектов Российской Федерации. Последнее в ряде случаев самостоятельно стали действовать, как будто являются абсолютно самостоятельными государствами.

Любой бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. Доходы бюджета - это часть государственных или муниципальных доходов, выражающаяся в платежах юридических и физических лиц, поступающих в бюджет, и иных доходах.

Источники доходов можно классифицировать по различным основаниям.

По социально-экономическому признаку все доходы можно разделить на доходы от хозяйственной деятельности физических и юридических лиц, от внешнеэкономической деятельности, банковской и страховой деятельности, приватизации и т.д.

По юридическим формам доходы различных элементов бюджетной системы можно разделить на налоговые и неналоговые. Особое значение на сегодняшний день имеют налоговые поступления, так как в этой форме бюджет получает около 75% всех доходов.

Кроме того, источники доходов бюджета можно разделить на внутренние и внешние. К внешним источникам относятся средства, предоставляемые иностранными государствами и международными организациями. Необходимо отметить, что данные средства чаще всего предоставляются на возвратной основе, т.е. по своей сути являются процентными ссудами.

Наибольшее практическое значение имеет классификация по порядку и условиям зачисления доходов. По этому основанию доходы бюджета можно разделить на закрепленные и регулирующие, дотации, субвенции и ссуды.

Закрепленные доходы - это такие доходы, которые в полном объеме или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе в установленном порядке зачисляются в соответствующие бюджеты. Законодательство устанавливает, что закрепленные доходы должны составлять не менее 70% доходной части минимальных бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Кроме того, такой способ распределения доходов между бюджетами различных уровней, как их закрепление (закрепленные доходы), используется при формировании доходной части бюджетов всех уровней. Все это повышает значение закрепленных доходов и делает их долговременной основой любого бюджета, что должно повышать самостоятельность элементов бюджетной системы.

Закрепление доходов за бюджетами различных уровней осуществляется бюджетным и налоговым законодательством.

Вышестоящие бюджеты обладают правом передавать свои закрепленные доходы в бюджеты нижестоящего территориального уровня в целях обеспечения гарантированного уровня их доходной части.

Регулирующие доходы - это доходы, которые в целях сбалансированности доходов и расходов в виде процентных отчислений от налогов или других платежей поступают в нижестоящие бюджеты на основе решений вышестоящих органов государственной или местной власти, принимаемых при утверждении ими своих бюджетов. Другими словами, регулирующие доходы - это те, которые распределяются ежегодно в отличие от закрепленных, фиксируемых на более длительный срок.

Зачем нужны регулирующие доходы? Дело в том, что социально-экономическое развитие разных сфер народного хозяйства происходит достаточно неравномерно, так, что суммы, получаемые из одного и того же источника дохода, могут год от года существенно отличаться. Поэтому закрепление абсолютно всех источников доходов за определенными бюджетами вызвало бы диспропорции, несбалансированность бюджетов различных уровней. Регулирующие источники доходов позволяют избежать негативных последствий.

Представительные органы власти территорий вышестоящего уровня утверждают перечень регулирующих источников доходов. Само же распределение доходов от этих источников происходит в форме утверждения нормативов отчисления от этих доходов.

Кроме того, бюджетное регулирование возможно в форме закрепления за бюджетами нижестоящего уровня регулирующих источников доходов на долговременной основе (не менее чем на пять лет).

Если распределение регулирующих источников доходов не привело к сбалансированности бюджета, то применяются такие формы бюджетного регулирования, как дотации и субвенции, а также бюджетные ссуды.

Дотация - это денежная сумма, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня, если закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего уровня. Выделение дотаций осуществляется на безвозмездной и безвозвратной основе, а их использование не имеет целевого назначения.

Субвенция - это денежная сумма, выделяемая на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели для выравнивания социально-экономического развития соответствующего субъекта РФ или муниципального образования.

Бюджетные ссуды - это денежная сумма, предоставляемая в тех же случаях, что и дотации и субвенции, однако на возвратной, а иногда и на возмездной основе. Ссуда может предоставляться из бюджета любого уровня бюджету любого уровня, причем не на стадии формирования бюджета, а на стадий его исполнения.

При составлении бюджета любого уровня важное внимание уделяется требованию сбалансированности бюджета. Как отмечается в законе, сбалансированность бюджетов всех уровней является необходимым условием бюджетно-финансовой политики.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.