Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Судебная и военная реформы 60-70х годов XIX века

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 20.05.13. Год: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?

 

 

 

 

Ульяновск, 2011

Содержание

 

Введение……………………………..…………………………………   3

Глава 1. Россия в середине XIX века…………………………………     5

Глава 2. Судебная реформа 60-70х годов XIX века……………… ….   7

Глава 3. Военная реформа 60-70х годов XIX века…………………..   13

 

Заключение………………………………………………………….....   24

Библиографический список……………………………………………  25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Вторая половина XIX века наглядно подтвердила особенности исторического развития Российской цивилизации. Именно в этот период Россия совершила крутой поворот от традиционного аграрного к индустриальному обществу. Этот поворот вылился в невиданную ранее модернизацию всех сторон российского общества. Такой поворот носил закономерный характер. Ее  причины кроются в особенностях типа российской цивилизации. Крымская война со всей остротой поставила вопрос о том, быть или не быть России великой мировой державой. Без новой исторической модернизации Россия не смогла бы сохранить свое мировое значение. Именно эти объективные обстоятельства вызвали необходимость поворота к индустриальной модернизации. К этому подталкивал и рост освободительного движения в России, которое усилилось к началу 60-х годов.

Решающее значение во второй половине XIX века имели великие реформы 60-х годов, инициатором и организатором которых стал император Александр II .

Интерес к истории реформ, называемых в дореволюционной историографии «великими», а в советской – «буржуазными», никогда не исчезал, но на определенных витках пройденного с тех пор страной пути он приобретал особенную остроту и общественно-политическую актуальность. И совсем не случайно наше время пробудило живое и пристальное внимание к эпохе реформ прошлого века. Историки, философы, экономисты, публицисты, писатели, современные государственные деятели пишут или высказываются об этих реформах – не только в нашей стране, но и за ее пределами. В мае 1989 г. в США в Филадельфии в Пенсильванском университете состоялась советско-американская конференция историков «Великие реформы в России 1861 – 1874 гг.», а спустя год, в мае 1990, в Вашингтоне в Институте Кеннана – «Реформы в России и СССР 1861 – 1990», объединившая специалистов разных стран – историков, политологов, журналистов. В результате реформ произошла трансформация русского общества, в котором наметились необратимые  перемены, было создано новое, более сложно организованное общество, заложен фундамент русской политической культуры новейшего времени. Основной задачей этой  контрольной  работы  является  изучение  судебной реформы 1864 года, которая считается  самой  буржуазной  и  последовательной реформой Х1Х века  в  России, и военной реформы, которая растянулась  на  полтора  десятка  лет  (1862—1874).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  Россия в середине XIX века

Во  второй  половине  XIX  столетия  Россия  была  самой  большой  по  своей территории державой, с населением в 126 млн.  человек.  Вся  полнота  власти принадлежала    самодержцу,    возглавлявшему    сильное    централизованное государство. Главной  опорой  царя  выступали  дворяне-помещики,  занимавшие ведущие  посты  в  государственном  управлении.   В   распоряжении   монарха находилось армия, которая даже в мирное  время  насчитывала  свыше  миллиона человек, а также жандармско-полицейский аппарат. Одной из особенностей страны является ее расположение на  стыке  двух  типов цивилизации – восточной и западной. С полуазиатской опорой монархов  в  виде общины внизу.

В 30 – 50-е гг. XIX  века  конфликт  между  развитием  производительных  сил страны и  сковавшей  их  системой  крепостного  хозяйства  вымелся  в  форму кризиса. Техническая,  промышленная  и  административная  отсталость  России послужила поражением в Крымской войне (1853 –  1856).  Экономика  и  финансы страны были расстроены, отставание от ведущих капиталистических  государств Европы стало таким, что России  грозила опасность  оказаться  навсегда  вне путей  мировой  цивилизации.  Взволнованное  общественное  мнение  требовало перемен.

После смерти Николая I русский престол наследовал его сын Александр, которому и пришлось проводить реформы.  Надо сказать, что Александр II наилучшим образом соответствовал той миссии, которая оказалась на него возложена. Воспитание, которым занимался поэт Жуковский, характер, образование - всё это позволило ему осознать всю важность и необходимость реформ и с необходимой твёрдостью провести их.

По своей натуре Александр II не был реформатором. Николай привлек Александра – к участию в государственных делах: ввел его в состав Государственного совета и Сената, назначал председателем двух секретных комитетов по крестьянскому делу 1846 и 1848 гг. в 1848 г. Александр II одобрял жесткие меры Николая I.

Однако, вступив на престол, Александр нашел в себе мужество признать крах политической системы своего отца и необходимость серьезных перемен. Уже в первый год его царствования был сделан ряд послаблений.

    По окончании Крымской войны обнаружились многие  внутренние  недостатки Российского  государства.  Нужны  были  перемены,  и  страна  с  нетерпением ожидала  их.  Тогда  император  произнес  слова,  ставшие  на  долгое  время  лозунгом  России:  "Да  утверждается  и   совершенствуется   ея   внутреннее благоустройство;  правда  и  милость   да   царствует  в    судах   ея;   да развивается повсюду и с  новой  силой  стремление  к  просвещению  и  всякой полезной деятельности..."

Был  предусмотрен   ряд   мер   по перестройке местного управления, судебной системы, образования  и,  позднее, армии. Это были действительно крупные изменения, сравнимые разве что  только с реформами Петра I.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Судебная реформа 60-70х годов XIX века

Перемены в экономике и социально-политической сфере требовали большей самостоятельности, а значит и правовой защищенности подданных – следовательно назрел вопрос о реформе судебной системы, подразумевавшей независимость судей, введения бессословного суда присяжных и пр.

Кризисное состояние государственного механизма России в этот период стало очевидным. Это явилось необходимой предпосылкой осознания неизбежности реформы. «К концу Крымской кампании, - вспоминал Оболенский, - чувствовалась неизбежность существенных реформ».

Активно затрагивался один из злободневнейших вопросов – реформа
правосудия. Здесь очевидны две тенденции. Первая – показать никчемность
отечественной юстиции и образцовое состояние правосудия стран Запада.
Вторая – обосновать необходимые законодательные изменения правосудия.
Появились предложения об уничтожении канцелярской тайны, о введении
гласности и публичности судопроизводства. Гласность в суде определялась
требованиями гласности общественной жизни.

Эта глубоко продуманная реформа имела сильное и непосредственное влияние на весь строй государственной и общественной жизни. Она внесла в нее совершенно новые, давно ожидавшиеся принципы - полное отделение судебной власти от административной и обвинительной, публичность и гласность суда, независимость судей, адвокатура и состязательный порядок судопроизводства. Страна была разделена на 108 судебных округов.

Сущность судебной реформы сводится к следующему:

-   суд делается устным и гласным;

-   власть судебная отделяется от обвинительной и принадлежит судам без всякого участия административной власти;

-   основной формой судопроизводства является процесс состязательный;

-   дело по существу может разбираться не более как в двух инстанциях. Вводились два вида судов: мировые и общие. Мировые суды в лице мирового судьи разбирали уголовные и гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 рублей. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями, утверждались Сенатом и могли быть уволены только по собственному желанию или по суду. Общий же суд состоял из трех инстанций: окружной суд, судебная палата, Сенат. Окружные суды рассматривали серьезные гражданские иски и уголовные (с участием присяжных заседателей) дела. Судебные палаты рассматривали апелляции и являлись судом первой инстанции для политических и государственных дел. Сенат был высшей судебной инстанцией и мог отменять решения судов, поданные на кассацию.

-  по делам о преступлениях, влекущих за собой наказания, соединенные с лишениями всех или некоторых прав и преимуществ состояния, определение виновности предоставляется присяжным заседателям, избираемым из местных обывателей всех сословий;

-   устраняется канцелярская тайна;

-   и для ходатайства по делам, и для защиты подсудимых имеются при судах присяжные поверенные, которые находятся под наблюдением особых советов, составляемых из той же корпорации.

Изданный  17  апреля  1863  г.  закон отменял публичное  наказание  по  приговорам  гражданских  и  военных  судов плетьми, шпицрутенами, «кошками» (плети с несколько просмоленными  концами), клеймение. Однако телесные наказания все же окончательно не отменялись:  они сохранялись для податных сословий (до ста ударов  розгами  взамен  ареста  в смирительном или рабочем  доме)  и  для  крестьян  по  приговорам  волостных судов. От телесных наказаний полностью освобождались женщины.  Принимались  розги  к  штрафным  солдатам  и  матросам,  ссыльным  и заключенным в арестантские отделения.

Вводились  новые  судебные  учреждения  –  коронный  и  мировой  суды.

Коронный суд имел две инстанции:  первой  являлся  окружной  суд  (обычно  в пределах губернии, которая составляла судебный  округ),  второй  –  судебная палата, объединявшая несколько судебных округов и состоявшая  из  уголовного и гражданского департаментов.

Принимавшие участия  в  судебном  разбирательстве  выборные  присяжные заседатели устанавливали лишь виновность  или  невиновность  подсудимого,  а меру наказания определяли в соответствии со статьями закона  судья  и  члены суда. Решения, принятые окружным судом  с  участием  присяжных  заседателей, считались  окончательными,  но  без  их  участия  могли  быть  обжалованы  в судебной палате.  Решения  окружных  судов  и  судебных  палат,  принятые  с участием присяжных заседателей, могли быть обжалованы  в  Сенате,  только  в случае нарушения законного порядка судопроизводства или  обнаружения  каких-либо новых обстоятельств по  делу.  Сенат  имел  право  кассации  (отмены  и пересмотра)  судебных  решений.  Для  этого  в   его   составе   учреждались кассационно-уголовный и кассационно-гражданский  департаменты.  Для  разбора гражданских исков на сумму до 500 руб. и мелких правонарушений учреждался  в уездах  и  городах  мировой  суд  в  составе  одного  судьи,  без  присяжных заседателей и адвокатов,  с  упрошенным  делопроизводством.  Он  обеспечивал «скорое» решение дел с учетом «местных сословий». Мировые  судьи  избирались на уездных земских собраниях, а в Москве, Петербурге и Одессе  –  городскими думами срокам на 3 года. В губерниях, где  не  было  земств,  мировые  судьи назначались местной администрацией. Мировым  судьей  мог  быть  избран  (или назначен)  только  «местный  житель»  в  возрасте  не  моложе  25  лет,  «не опороченный  по  суду  или  общественному  приговору»,  имевший  высшее  или среднее образование «или прослуживший, преимущественно  по  судебной  части, не менее трех лет». Мировой  судья  был  первой  инстанцией,  представлявшей собой мировой участок.  Второй  инстанцией  являлся  уездный  съезд  мировых судей. Эта инстанция составляла  мировой  уездный  округ.  Решения  мирового судьи можно было обжаловать в уездном съезде мировых судей.

Представителей и членов судебных  палат  и  окружных  судов  утверждал император, а мировых судей – Сенат. После этого они по закону  не  подлежали ни увольнению в  административном  порядке,  ни  временному  отстранению  от должности. Их можно было отстранить  от  должности  лишь  тогда,  когда  они привлекались к суду по обвинению в уголовном преступлении. В  таких  случаях суд принимал решение о смешении их с должности.

Судебными уставами 1864 г.  впервые  в  России  вводился  нотариат.  В столицах, губернских и уездных городах учреждались нотариальные  конторы  со штатом нотариусов.

Действие  судебных  уставов  1864г.  распространялось  только  на   44 губернии (немногим более  половины  губерний)  России и вводились в них в течение тридцати с лишним лет.  Судебные  уставы  не распространялись на Прибалтику, Польшу, Белоруссию,  Сибирь,  Среднюю  Азию, северные и северо-восточные окраины Европейской России.

  Судебные уставы  1864  г.  вводили  институт  присяжных  поверенных  – адвокатуру, а также  институт  судебных  следователей  –  особых  чиновников судебного ведомства,  которым  передавалось  изымаемое  из  ведения  полиции производство предварительного следствия по  уголовным  делам.  Представители окружных судов  и  судебных  палат  должны  были  иметь  высшее  юридическое образование. Членами этих судов назначались лица, прослужившие «по  судебной части» не менее трех лет, а судебными следователями – занимавшиеся  судебной практикой  не  менее  четырех  лет.  Присяжные  поверенные  помимо   высшего юридического образования  должны  были  иметь  и  пятилетний  стаж  судебной практики. Присяжными заседателями не  могли  быть  духовные  лица,  военные, учителя народных школ, а также «опороченные по суду».

  Надзор за законностью действий судебных учреждений осуществляли  обер-прокуроры  Сената,  прокуроры  судебных  палат   и   окружных   судов.   Они подчинялись непосредственно министру юстиции как генерал-прокурору.

Судебная реформа 1864 г. вводила состязательность судебного процесса, где главными фигурами выступали прокурор и адвокат, был введён суд присяжных, определявших виновность или невиновность ответчика, судья из главной фигуры становился посредником, следившим за правильностью хода процесса, соответствию его юридическим нормам.  Враги преобразований тогда же окрестили этот суд «судом улицы». Суд присяжных выносил вердикт о виновности или невиновности. Состав его был выборным из различных слоев населения с небольшим имущественным цензом либо без ценза, как, например, для крестьян, но только для определенной категории - должностных лиц, избранных крестьянским самоуправлением. По 20 губерниям (без столицы) в 1883 г. в числе присяжных было: дворян и чиновников --14,9%, купцов --9,4, мещан --18,3, крестьян - 57%. «Судебные уставы» были самой последовательной и радикальной из реформ 60-х годов XIX в. в России. Они не только создали новый, буржуазный суд, но установлением норм правового порядка в сфере юридической в определенной степени ограничивали самодержавную монархию.

Итак, организация судебного дела в России после реформы стала одной из самых прогрессивных в мире, особенно это стало очевидным после того, как присяжные вынесли ряд оправдательных приговоров на политических процессах по делу о революционных организациях и, в особенности, террористах (дело Веры Засулич о покушении на петербургского градоначальника Трепова). Правда, вскоре из ведения суда присяжных были изъяты политические дела. Из всех реформ того времени она была самой последовательной и одной из самых значительных.

Были и недостатки судебной реформы. Они заключались в том, что продолжали сохраняться мелкие сословные суды - для крестьян. Для политических процессов было создано Особое присутствие Сената, проводили закрытые заседания, что нарушало приступ гласности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава3. Военная реформа 60-70х годов XIX века

     Огромная армия, построенная на муштре и долгосрочной (25 лет) службе части населения, не реформировалась в течение 30 лет. На вооружении стояло устаревшее оружие, применялись устаревшие стратегические и тактические схемы ведения боя. Военная бюрократия бесцельно тратила огромные бюджетные деньги, отпускавшиеся на оборону. Это и подталкивало к началу военных реформ в России.

Реформы начались с назначением в  1861  г.  на  пост  военного министра Д. А. Милютина (старшего брата Н.А. Милютина), профессора  Академии Генерального штаба, обладавшего выдающимися военными и личными  дарованиями, придерживающегося либеральных воззрений. С именем Д.  А.  Милютина,  который  прибывал военного   министра   20   лет,   связанно   коренное переустройство русской армии. 15 января 1862 г.  он  предоставил  Александру II  программу  военных  преобразований.   Она   предусматривала   сокращение вооруженных сил  в  мирное  время  и  развертывание  их  за  счет  обученных резервов в период войны,  реорганизацию  подготовки  офицерского  состава  и создание  новой  структуры  управления  армией.  В  первую  очередь  Милютин добился сокращения срока солдатской службы до 15 лет, при этом  после  7  –8 лет службы солдату предоставлялся  временный  отпуск.  Затем  в  армии  были отменены телесные наказания – шпицрутены, «кошки», кнут и  плети.  Вслед  за этим  была  реорганизована  система  военного  управления.  По  изданному  6 августа 1864 г. «Положению» вся  территория  России  была  разделена  на  15 военных округов, каждый со своим  управлением,  непосредственно  подчиненным Военному  министерству.  В  подчинение  Военному  министерству  передавались артиллерия, гвардия, инженерные войска, военно-учебные заведения  (до  этого они имели свои отдельные управления), а на время ведения военных действий  – действующая армия.       В 1867 г. был  принят  новый  военно-судебный  устав,  построенный  на началах  судебной  реформы  1864  г.  Вводились  три  судебные  инстанции  – полковой, военно-окружной и главный военные суды. На время войны  учреждался Главный военный полевой суд. Решения  военных  судов  подлежали  утверждению соответственно полкового и окружного начальников, а в последней инстанции  – военного министра.

В середине 60-х годов была проведена реформа военно-учебных заведений. В 1863 г. кадетские корпуса были преобразованы в военные  гимназии,  близкие по программе общеобразовательных дисциплин (помимо  специальных  военных)  к реальным училищам. Расширялась  система  высшего  военного образования   в   военных   академиях   –   Академия   Генерального   штаба, Артиллерийской,  Инженерной,  Военно-медицинской  и  во  вновь   учрежденной Военно-юридической. В 1863 г. в составе Военного министерства создано Главное управление военно-учебных заведений, возглавил которое Н. В. Исаков, ставший непосредственным руководителем реформы военного образования.

В 1872 г. при академии открывались первые в России женские курсы ученых акушерок, где слушательницы получали высшее медицинское образование. В 1877 г. на базе Академического курса морских наук была создана Морская академия. Всего к 1880 г. в числе  военно-учебных заведений значилось: 6 военных академий, 6 военных училищ, 18 военных гимназий, 16 юнкерских училищ, 8 прогимназий, Пажеский и Финляндский корпуса со специальными классами, приготовительный пансион Николаевского кавалерийского училища и Морской корпус.

Реформа военно-учебных заведений позволила значительно уменьшить некомплект офицеров и поднять уровень их подготовки.

С  60-х  годов  началось  перевооружение  русской  армии.  С  1866  г. гладкоствольное  оружие  стало  заменяться  нарезным.  На  вооружение   была принята  скорострельная  винтовка  системы  Бердана.   Артиллерийский   парк заменяли новыми системами стальных нарезных орудий,  началось  строительство военного парового флота. Введение всесословной воинской повинности позволило увеличить численность армии, создать обученный резерв  до 550 тыс. человек, необходимый для развертывания армии  в военное время, а также способствовало превращению вооруженных сил России в современную массовую армию. В государственное ополчение должны были зачисляться лица, не проходившее вовсе военной службы, а также и выслужившие положенное число лет (действительной службы и запаса). Предельный  возраст пребывания в ополчении устанавливался в 40 лет. Позже он был увеличен до 40 лет. Вместе с тем закон не был до конца последователен. Значительная часть «инородческого» населения устранялась от воинской повинности (уроженцы Средней Азии, Казахстана, некоторые народности Крайнего Севера).

Военные заводы подверглись коренной технологической реконструкции. Потребовалось создание новых промышленных предприятий и производств. Было проложено несколько стратегических железных дорог к западным границам и на юг. В 1870 г. созданы специальные железнодорожные войска. Для перевооружение артиллерии чрезвычайно важное значение имело создание Обуховского и Пермского сталепушечных заводов, а также достижение русских ученых и инженеров П. М. Обухова, Н.В. Калакуцкого, А.С. Лаврова, Н. В. Маиевского,  и др. Так, благодаря открытию П.М. Обухова в России впервые в мире стали создаваться стволы орудий из литой стали. В результате в 60-х годах Россия наряду с Германией превратилась в монополиста по производству стальных орудий. Тем не менее в условиях общей экономической отсталости полностью преодолеть зависимость русской армии от зарубежных поставок не удалось.

В полевой артиллерии в 1866 г. установлены, как  образцы орудий стальные пушки 9-ти и 4-х фунтовые, а в 1970 г. введены скорострельные орудия. В осадной артиллерии вместо гладкоствольных орудий учреждены нарезные, а вместо медных – стальные.  Большая работы по перевооружению артиллерии проведена под непосредственным руководством генерала А.А. Баранцова. Началась перестройка крепостей по плану, составленному генералом Э.И. Тотлебеном. Однако она не была закончена из-за  недостатка средств. Переход к новому вооружению поощрял развитие военной теории. В это время  появились работы крупных военных теоретиков Д.А.Милютина, Г. А.Леера, М. И. Драгомирова и других. Труды их по вопросам стратегии, тактики и военной истории оказали  большое влияние, как на ход самих военных реформ, так и на развитие военного искусства во 2-й половине  19в.

Перевооружение армии внесло существенные коррективы и в боевую подготовку. Ставилась задача учить войска лишь тому, что необходимо на войне. Был издан ряд новых уставов, наставлений и учебных пособий.  Например, в Воинском уставе о строевой и пехотной службе 1862 г. много внимания уделялось одиночному обучению. В 1863 г. был введен Дисциплинарный устав и издан специальный приказ по обучению рекрутов, в котором предписывалось обучать их обучению с ружьем, заряжению и стрельбе, правилам рассыпного и шереножного строя при непременном условии сознательного усвоения.

С 1876 г. была введена  военно-конская  повинность: на  время  войны  годные  для  военных  целей  конское  поголовье  подлежало мобилизации с денежной компенсацией его владельцам. В  связи  с  этим  стали регулярно проводиться военно-конские переписи.

В области внешней политики одной из главных задач правительства Александра II была борьба за отмену унизительных статей Парижского мирного договора, и основной из них - запрещения России иметь крепости и боеспособный военно-морской флот на Чёрном море. Это удалось сделать после поражения Франции в войне против Пруссии в 1870 году. Несмотря на протесты Англии, Россия объявила, что не считает себя более связанной условиями этого мирного договора.

           Военное управление подверглось также преобразованиям. Уже в начале  царствования  уничтожены  были  военные  поселения.  Были отменены унизительные телесные наказания.  Подверглась коренным  изменениям  система  военного  управления,  чтобы усилить  управление  по  местам  расположения   войск.   Результатом   этого пересмотра явилось утвержденное 6  августа  1864  г.  «Положение  о  военно- окружных   управлениях».   На   основании   этого    «Положения»    устроено первоначально девять военных округов,  а  затем  (6  августа  1865  г.)  еще четыре.  В  каждом  округе  поставлен,  назначаемый   по   непосредственному высочайшему усмотрению, главный  начальник,  носящий  название  командующего войсками военного округа. Эта должность может быть возложена и  на  местного генерал-губернатора.  В   некоторых   округах   назначается   еще   помощник командующего войсками.

Забота о  защитниках  Родины  проявлялась  во  всем,  даже  в  мелочах. Допустим, более ста лет (до 80-х годов XIX века) сапоги шились без  различия правой и левой ноги. Считалось,  что  при  боевой  тревоге  солдату  некогда думать, какой сапог надевать, на какую ногу.

Особое отношение было к пленным. Военнослужащие, взятые  в  плен  и  не бывшие на службе у противника, по возвращении домой получали от  государства жалование  за  все  время  нахождения  в  плену.  Пленный   считался   лицом пострадавшим. А тех, кто отличился в боях, ждали  воинские  награды.  Ордена России ценились особенно высоко.  Они  давали  такие  привилегии,  что  даже меняли положение человека в обществе.

Эти преобразования  существенно  улучшили  боевую  подготовку  русской армии. Всеобщая  воинская  повинность  уже  давно  была  введена  во  многих странах Европы. В России же  долгое  время  сохранялась  система  рекрутских наборов,  введенная  еще  Петром  I, которая была одной из самых передовых в Европе того времени, где господствовала вербовка и найм. Но для второй половины XIX века, когда наступила эпоха массовых армий, она не обеспечивала армию подготовленным резервом. Собственно, проблема резервов встала уже во время Отечественной войны 1812 года, но после её окончания правительства Александра I и Николая I пошли по пути увеличения численности постоянной армии и создания военных поселений. Однако оказалось, что обладая самой большой по численности армией мирного времени, Россия в случае войны не может обеспечить её пополнение обученными людьми; пришлось прибегать к созыву ополчения. Главным положением военной реформы, проведённой военным министром Дмитрием Милютиным, было введение всеобщей воинской повинности.

Милютин сумел доказать Александру II всю несправедливость сословной воинской повинности и необходимость отмены ее. Ведь воинскую повинность раньше несло только подданное сословие, т.е. крестьяне и мещане. Однако, чтобы убедить царя  ввести всеобщую воинскую повинность, потребовалось не мало времени.

  1 января 1874 г. Александр II утвердил «Устав воинской  повинности»  и специальный Манифест о нем.  По закону 1874 г. от воинской повинности освобождались  духовные  лица всех   вероисповеданий,   представители   некоторых   религиозных   сект   и организаций (в  силу  их  религиозных  убеждений),  народы  Средней  Азии  и Казахстана, некоторые народности Кавказа и Крайнего Севера. По  отношению  к русскому  населению  воинская  повинность  фактически  распространялась   на податные сословия,  так  как  привилегированные  сословия  благодаря  своему образованию   или   прохождению   обучения   в   военно-учебных   заведениях практически  освобождались  от   солдатской   службы.   Сословные   различия сохранялись и в самой армии. Командный состав  русской  пореформенной  армии был преимущественно из дворян, хотя  формально  лица  из  податных  сословий имели право поступать в  военно-учебные  заведения  и  в  перспективе  стать офицерами. Рядовой солдат мог дослужиться только до унтер-офицерского чина.

Сначала по инициативе Милютина в 1862 г. была создана особая комиссия по пересмотру рекрутского устава под председательством Государственного совета Н. И. Бахтина. В состав этой комиссии вошел ряд представителей Военного министерства во главе с генералом Ф. Л. Гейденом.

Работа комиссии продвигалась крайне медленно.  Идея равенства всех сословий для несения этой тягчайшей воинской повинности нашла себе непримиримых противников среди тех слоев общества, на которые она до сих пор не распространялась. Крепостники всеми силами сопротивлялись  всесословной воинской повинности, которая заставила бы «благородное» дворянство отбывать ее наравне «с мужичьем».

Наиболее сильным нападкам подвергалось намерение ликвидировать устаревшую рекрутскую систему комплектования армии.

Реакционные деятели и публицисты, ссылаясь на манифест о вольности дворянства, отстаивали свою сословную неприкосновенность. Шувалов, например, предлагал держать образованную молодежь в армии «отдельно от войска».

Даже купцы негодовали на то, что нельзя будет откупиться деньгами от рекрутчины. В результате этого реформа, задуманная в 1862 г. Милютиным, которого поддерживал великий князь  Константин Николаевич, была проведена только в 1874 г. Сильным толчком к этому послужила франко-прусская  война 1870 г. Пруссия, имя большую воинскую повинность, лучше устроенную армию, более развитых солдат, разгромила Францию.  7 ноября 1870 г. военный министр представил записку «О главных основаниях личной воинской повинности», одобренную императором. Через 10 дней для разработки  предложенных мер «высочайшим повелением» были созданы две комиссии: одна – по уставу о воинской повинности, другая по вопросу о запасных, местных, резервных войсках и государственном ополчении. Председателем обеих комиссий был назначен начальник Главного штаба генерал Гейден. Общее руководство их работой возглавил Д.А. Милютин. Комиссия о воинской повинности  была  подобрана из представителей различных министерств и ведомств. На ее заседания приглашались представители не только высшей бюрократии, но и разных сословий и отдельных групп населения.

Для более квалифицированной подготовки различных глав устава комиссия была разделена на 4 отдела. Первый отдел разрабатывал вопрос о сроках службы и льготах по отбыванию воинской повинности, второй – о возврате призываемых на службу, третий – о денежных расходах по призыву, четвертый – о вольноопределяющихся и о военной замене.

Другая, так называемая  Организационная комиссия, приступила к работе в начале января 1871 г. Она состояла в основном из военных и подразделялась на 9 отделов:1) об организации пехотных частей, служащих кадрами для формирования  в военное время резервных и запасных войск; 2) об артиллерийских и инженерных частях; 3)  о кадрах гвардейских частей; 4) о кадрах кавалерии; 5) о порядке счисления и призыва чинов запаса; 6) об интендантских и артиллерийских запасах и обозах; 7)о казачьих войсках; 8)об иррегулярных  милициях; 9) о государственном ополчении. В  1872 г. Организационная комиссия была значительно усилена за счет введения в ее состав  нескольких командующих военными округами.

Представляют определенный интерес  обсуждавшиеся на заседании этой комиссии проблемы, связанные с возможностью применения в России территориальной системы. Как правило, справедливо отмечает в своем исследовании М. Н. Осипова, эти вопросы вновь приобретают актуальность в


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.