Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Исследование системы планирования на предприятии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.05.13. Год: 2012. Страниц: 29. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Исследование  системы планирования на предприятии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        План работы.

Введение…………………………………………………………………

Глава 1.Теоретические аспекты систем планирования………………

§1.Понятие, цели и задачи планирования……………………………..

§2 Планирование как функция управления

§3.Классификация планирования……………………………………..

§4.Принципы и методы планирования……………………………….

§5 Стратегическое планирование

Глава 2. Системы планирования на примере компании «Coca-cola»……………………………………………………………………..

§1.Сведения о компании………………………………………………

§2 SWOT анализ ………………………………………………………

§3 Система планирования в компании …………………………

Заключение…………………………………………………………...

Список  литературы……………………………………………………. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Развитие  рыночных отношений в России предъявляет все новые требования к качественному уровню управления на предприятии. Поэтому особую актуальность при этом приобретает задача разработки новой концепции управления, адекватным образом отражающей перемены в экономике. Такой новой концепцией для российской экономики является формирование системы планирования в организации. 

      Процесс управления связан с планированием, организацией выполнения планов и контролем  конечных результатов. Чем лучше  отработаны и взаимосвязаны эти  важнейшие функции, тем эффективнее  управление. Планирование позволяет  определять характер, формы и последовательность будущих действий. 

      Планирование  в организации - это одна из функций  управления, которая представляет собой  процесс выбора целей организации  и путей их достижения. Планирование присуще всем предприятиям независимо от их форм собственности. Механизм планирования включает: принципы, определение приоритетных целей, обеспечение взаимосвязи  между показателями, учет факторов и конъюнктуры развития рынка, контроль за реализацией планов. Процесс планирования базируется на знании и использовании  объективных экономических законов, законов товарного производства (закон стоимости), законов рыночной экономики. 

      Основное  содержание планирования как функции управления организацией состоит в обоснованном определении основных направлений деятельности и ее дальнейшего развития с учетом материальных источников и спроса рынка. 

      Планирование  деятельности организации предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждого отдела и всей организации в целом. 

      Актуальность  данной работы определяется тем, что современным предприятиям, развивающимся в нестабильных условиях внешней среды, необходимы предварительный анализ деятельности самой организации и возможность предвидеть изменения внешней среды, поскольку это является непременным условием для дальнейшей выработки последовательности действий по постановке целей и их реализации. 
 

            Глава 1.Теоретические аспекты систем планирования

                       §1.Понятие, цели и задачи планирования

Планирование - это определение системы целей функционирования и развития организации, а также путей и средств их достижения. Любая организация не может обходиться без планирования, так как необходимо принимать управленческие решения относительно:

  • распределения ресурсов;
  • координации деятельности между отдельными подразделениями;
  • координации с внешней средой (рынком);
  • создания эффективной внутренней структуры;
  • контроля за деятельностью;
  • развития организации в будущем. Планирование обеспечивает своевременность решений, позволяет избегать поспешности в решениях, устанавливает четкую цель и ясный способ ее реализации, а также даст возможность контролировать ситуацию.

В общем, в процессе планирования можно выделить:

  • процесс целеполагания (определение системы целей);
  • процесс сочетания (координации) целей и средств их достижения;
  • процесс развития или единство существующей системы работы организации с ее будущим развитием.

Целеполагание - это процесс разработки системы целей, начиная от общих целей организации и заканчивая целями отдельных ее подразделений. В результате получается дерево целей, которое лежит в основе всего процесса планирования.

     Само  по себе наличие цели еще не означает, что она будет достигнута, необходимо наличие соответствующих материальных, финансовых и людских ресурсов. При  этом часто от количества этих ресурсов зависит уровень достижения цели. Так, например, для создания предприятия  в определенной отрасли необходимы первоначальные вложения не менее №  млн рублей. Этот финансовый ресурс обязательно должен быть в наличии, и тогда будет обеспечено сочетание  цели и средства ее достижения. Как  результат координации появляются планы, в которых сочетаются мероприятия  по достижению целей, сроки, средства и  исполнители. 
 
 

Цели  должны быть:

1. Цели  должны быть конкретными и  измеримыми.

2. Ориентированы  во времени (долгосрочные, среднесрочные,  краткосрочными).

3. Достижимыми. 

4. Взаимно  поддерживающими (непротиворечивыми).

     Для реализации процесса планирования также  необходимо иметь налаженную организационную  систему. Работа организации направлена на достижение планового показателя, и от того, как построена и скоординирована  эта работа, зависит результат. Даже самые идеальные планы не будут  реализованы без соответствующей  организации. Должна существовать исполнительская  структура. Кроме того, у организации  должна существовать возможность будущего развития, так как без этого  организация будет разрушаться (если мы не развиваемся, значит, мы умираем). Будущее организации зависит  от условий среды, в которой она  работает, от навыков и знаний персонала, от того места, которое организация  занимает в отрасли (регионе, стране).

Весь  процесс планирования в организации  разделяется на два уровня: стратегический и оперативный.

   Стратегическое планирование - это определение целей и процедур организации в долгосрочной перспективе, оперативное планирование - это система управления организацией на текущий период времени. Эти два вида планирования соединяют организацию в целом с каждым конкретным подразделением и являются залогом успешной координации действий. Если брать организацию в целом, то планирование осуществляется в следующем порядке:

  1. Разрабатывается миссия организации.
  2. Исходя из миссии, разрабатываются стратегические ориентиры или направления деятельности (эти ориентиры часто называют качественными целями).
  3. Производится оценка и анализ внешней и внутренней среды организации.
  4. Определяются стратегические альтернативы.
  5. Выбор конкретной стратегии или пути достижения цели. Ответ на вопрос "что делать?".
 
 

После установления цели и выбора альтернативных путей ее достижения (стратегии) основными  компонентами формального планирования являются:

  • тактика, или как добиться того или иного результата (ответ на вопрос "как делать?"). Тактические планы разрабатываются на основе выбранной стратегии, они рассчитаны на более короткий период времени (текущий момент), разрабатываются менеджерами среднего звена, результат такого планирования появляется быстро, и его легко соотнести с конкретными действиями работников;
  • политика, или обще руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей;
  • процедуры, или описание действий, которые следует предпринимать в конкретной ситуации;
  • правила, или что должно быть сделано в каждой конкретной ситуации.

     Цель планирования состоит в том, чтобы быть действенным инструментом достижения целей предприятия, т.е. своевременно выявлять средства, альтернативы, а также шансы и риски достижения целей и выбирать соответствующие мероприятия.

Из этой главной цели вытекает ряд частных  целей планирования:

  • направленность целей: путем планирования цели более низкого порядка и действия лиц, так и отделов согласуются с целями более высокого порядка.
  • раннее предупреждение: планирование позволяет путем прогнозирования проблем своевременно принимать решения или превентивные меры.
  • координация частных планов: при помощи планирования согласуют решения отдельных проблем и избегают этим их непредвиденного воздействия друг на друга, препятствующего их реализации.
  • подготовка принятия решений: в процессе планирования анализируются, выявленные проблемы и исследуются те альтернативы, которые могут привести к решению проблем (достижению целей). Таким образом, целенаправленно и систематично подготавливается решение по наиболее подходящей альтернативе. Для всех последующих решений фиксируются одновременно определенные рамки принятия решений.
  • определение основных методов контроля: путем планирования становится возможным сравнивать желаемые параметры плана как с прогнозом, так и с фактически достигнутыми величинами (полученными величинами) и одновременно следить за предпосылками последующего планирования. Таким образом, планирование становится основой результативного контроля.
  • информация сотрудников: при помощи планирования можно соответствующим образом извещать сотрудников о целях, альтернативах, применении средств, ограничениях и сроках.
  • мотивация сотрудников: сотрудничество в процессе разработки плана, а также при согласовании плановых заданий позволяет стимулировать работу сотрудников по выполнению плана, т.е. стимулировать достижение производственных и личных целей.

Планирование  необходимо для достижения фирмой следующих  целей:

  • повышение контролируемой доли рынка
  • предвидение требований потребителя
  • выпуск продукции более высокого качества
  • обеспечение согласованных сроков поставок
  • установление уровня цен с учетом условий конкуренции
  • поддержание репутации фирмы у потребителей.

     Задачи планирования определяются каждой фирмой самостоятельно в зависимости от деятельности, которой она занимается. В целом же задачи стратегического планирования любой фирмы сводятся к следующему:

1. Планирование  роста прибыли. 

2. Планирование  издержек предприятия, и, как  следствие, их уменьшение.

3. Увеличение  доли рынка, увеличение доли  продаж.

4. Улучшение  социальной политики фирмы. 

     Таким образом основной задачей планирования является получение максимальной прибыли  как результата деятельности и осуществления  его важнейших функций: планирование маркетинга, производительности, инноваций  и другого.  
 
 
 
 
 
 
 

§2 Планирование как функция управления

     Назначение планирования как функции управления состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятий. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования всех видов ресурсов каждым подразделением и всей организацией.1 

     Планирование - это определение системы целей  функционирования и развития организации, а также путей и средств  их достижения. Любая организация  не может обходиться без планирования, так как необходимо принимать  управленческие решения относительно: 

     
  1. распределения ресурсов;
  2. координации деятельности между отдельными подразделениями;
  3. координации с внешней средой (рынком);
  4. создания эффективной внутренней структуры;
  5. контроля за деятельностью;
  6. развития организации в будущем.
 

     Планирование  обеспечивает своевременность решений, позволяет избегать поспешности  в решениях, устанавливает четкую цель и ясный способ ее реализации, а также даст возможность контролировать ситуацию. 2 

     Различают три основные формы организации  планирования: 

     
  • «сверху вниз»;
  • «снизу вверх»;
  • «цели вниз - планы вверх»
 

     Планирование  «сверху вниз» основывается на том, что руководство создает планы, которые надлежит выполнять их подчиненным. Такая форма планирования может  дать положительный результат только при наличии жесткой, авторитарной системы принуждения. 

     Планирование  «снизу вверх» основано на том, что  планы создаются подчиненными и  утверждаются руководством. Это более  прогрессивная форма планирования, но в условиях углубляющейся специализации  и разделения труда сложно создать  единую систему взаимосвязанных  целей. 

     Планирование  «цели вниз - планы вверх» соединяет  достоинства и устраняет недостатки двух предыдущих вариантов. Руководящие  органы разрабатывают и формулируют  цели для своих подчиненных и  стимулируют разработку планов в  подразделениях. Такая форма дает возможность создать единую систему  взаимосвязанных планов, так как  общие целевые установки являются обязательными для всей организации. 

     Планирование  базируется на данных прошлых периодов деятельности, но целью планирования является деятельность предприятия  в перспективе и контроль за этим процессом. Поэтому надежность планирования зависит от точности и правильности информации, которую получают менеджеры. Качество планирования в большей  степени зависит от интеллектуального  уровня компетенции менеджеров и  точности прогнозов относительно дальнейшего  развития ситуации.3 
 

§3.Классификация планирования

     Различают следующие виды планирования: 

      1) последовательное планирование (новый план составляется по истечении срока действия предыдущего);

      2) скользящее планирование (по истечении части срока действия предыдущего плана производится его ревизия на оставшийся период и составляется новый на период после окончания всего срока предыдущего и т.д.); 

     1) жесткое планирование (конкретно указываются все цели и мероприятия);

      2) гибкое планирование (учитывается возможность возникновения неоднозначных условий и пересмотра плана с их учетом).4 

     В зависимости от содержания хозяйственной  деятельности выделяют следующие виды планирования: 

       1. планирование производства;

       2. план сбыта;

       3. план материально-технического снабжения;

       4. финансовое планирование. 
 

С точки  зрения организационной структуры  предприятия:

       1. общее планирование деятельности фирмы;

       2. планирование деятельности отдельных подразделений;

       3. планирование деятельности дочерних предприятий и филиалов. 

В зависимости  от направленности и характера решаемых задач:

       1. стратегическое или перспективное планирование;

       2. среднесрочное планирование;

       3. тактическое (текущее или бюджетное). 
 

     Планом называется официальный документ, в котором отражаются: прогнозы развития организации в будущем; промежуточные, конечные цели и задачи, стоящие перед ней и ее подразделениями, механизмы координации текущей деятельности и распределения ресурсов, стратегия на случай возникновения непредвиденных ситуаций. 

       Существует три основных типа планов: 

       Во-первых, планы-цели (одноразовые планы), представляющие набор качественных и количественных характеристик желаемого состояния объекта управления и его отдельных элементов в будущем. Эти характеристики согласовываются и ранжируются по тому или иному принципу. Одноразовые планы разрабатываются для достижения целей, которые вряд ли возникнут когда-либо ещё в будущем. 

     Во-вторых, планы для повторяющихся действий (постоянные планы), предписывающие их сроки, а также порядок осуществления в стандартных ситуациях, например, железнодорожное расписание. Обычно в них предусматриваются «окна», позволяющие обеспечить свободу манёвра в случае возникновения непредвиденных обстоятельств и необходимости осуществления коррекции. Следовательно, постоянные планы используются для координации повторяющих действий.  

     В-третьих, планы для неповторяющихся действий или сценарии (ситуационные планы), составляемые для решения специфических проблем, возникающих в процессе развития и функционирования организации, определяют порядок действий сотрудников в случаях чрезвычайных ситуаций или экономического кризиса. Такие планы могут иметь вид программ, бюджетов поступления и распределения ресурсов. Разновидностью таких планов являются оперативные, сопоставляемые на срок от одной смены до одного месяца.5 

     В настоящее время не существует какой-то строгой, официально утвержденной методологии  по составлению плана экономического развития предприятия. Поэтому на многих предприятиях к этому процессу подходят по разному, особенно, если это касается количества разделов плана и выбора методов расчета показателей. 

     Большинство предприятий в план экономического и социального развития включают следующие разделы: 

     
  • план производства и реализации продукции;
  • план материально-технического обеспечения;
  • финансовый план;
  • план по труду и заработной плате;
  • план по издержкам производства;
  • план по новой технике;
  • план инвестиций;
  • план мероприятий по охране природы;
  • план социального развития.
 

     Рассмотрим  более подробно главный раздел планирования на предприятии — План производства и реализации продукции, — или  еще этот план называют производственной программой. 

     Под производственной программой предприятия  понимается разработанное плановое задание по объему, номенклатуре, ассортименту и качеству выпускаемой продукции, разработанное на основе договоров  и утвержденное на предприятии соответствующим  органом. При разработке производственной программы необходимо соблюдать  следующие принципы: 

     
  1.  научное обоснование использования производственных мощностей, материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
  2. систематическое обновление номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции и повышение ее качества;
  3. наиболее полное и рациональное использование всех имеющихся ресурсов на предприятии;
  4. непрерывное наращивание выпуска и реализации продукции, если на нее имеется спрос;
  5. при наличии связей по линии кооперирования, согласованность производственных программ всех предприятий участвующих в этом соглашении.
 

     Основой для разработки производственной программы  являются результаты маркетинговых  исследований, портфель заказов, наличие  производственных мощностей и ресурсов на предприятии. 

     Производственная  программа характеризуется количественными, качественными, натуральными и стоимостными показателя. 

     Количественные  показатели определяют объем реализации, объем производства товарной и валовой  продукции. 

     Качественные  показатели определяют сортность, марку, содержание полезного компонента, важнейшие  технические параметры выпускаемой  продукции. 

     Натуральные и стоимостные показатели определяют плановый выпуск продукции. В производственной программе этот показатель указывается  как в стоимостном, так и в  натуральном выражении. Натуральные  показатели отражают специфику выпускаемой  продукции и могут выражаться в погонных метрах, м2 , м3 , в штуках, тоннах и других единицах, а также  в условиях. Объем реализованной  и товарной продукции выражается в действующих оптовых ценах  предприятия, в сопоставимых ценах, в оптовых ценах отчетного  периода. 

     На  многих предприятиях параллельно разрабатываются  как план социально-экономического развития, так и бизнес-планы. 

     Бизнес-план разрабатывается для экономического обоснования, выпуска новой продукции, внедрения новой техники и  других нововведений. Бизнес-план может  разрабатываться под отдельную  сделку. И если бизнес-планы одобрены и приняты к реализации, то в  этом случае это должно быть отражено в плане экономического и социального  развития предприятия. Бизнес-план —  это документ, описывающий все  аспекты будущего или производственного  мероприятия, анализирующий проблемы, с которыми может столкнуться  предприятие и способы их решения. Бизнес-план позволяет всесторонне  обосновать проект или мероприятие, разработать стратегию и тактику  поведения для достижения цели, определить финансовые результаты от реализации проекта или мероприятия. 

     В зависимости от продолжительности  планового периода планы делятся  на:

    • долгосрочные (стратегические);
    • среднесрочные (текущие);
    • краткосрочные (оперативные)
 

       Долгосрочный план (10-15 лет). В нем формулируются задачи, связанные с временем и ресурсами, а также общая стратегия поставленных целей. Долгосрочные планы включают укрупненных показатели деятельности предприятия, которые разрабатываются на основе ранее проведенных исследований и составление прогнозов развития предприятия. Этот вид планов еще можно назвать перспективным планированием. 
Среднесрочный план – это собственно детализированный стратегический план, в котором сочетаются все направления деятельности предприятия на текущий финансовый год.

      

     Краткосрочный план посвящен решению конкретных вопросов деятельности предприятия в краткосрочном  периоде. Имеет узкую направленность, высокую степень детализации  и характеризуется большим разнообразием  приемов и методов. 

       Если долгосрочные и среднесрочные планы во многом носят рекомендательный характер, то оперативный план является руководством к действиям, раскрывая долго-и среднесрочные планы по каждой позиции. 

     Среди большого количества видов планирования необходимо выделить инвестиционный –  план капитальных вложений, направляемых на создание новых или модернизацию производственных мощностей. Бизнес-план – программа деятельности предприятия, план конкретных целей деятельности предприятия, включающий оценку ожидаемых  расходов и доходов. 
 
 

§4.Принципы и методы планирования

Под принципами планирования понимаются основные теоретические положения, которыми следует руководствоваться в процессе планирования на предприятии.

К основным принципам планирования относятся:

  • Непрерывность планирования. Этот принцип означает, что на предприятии должны разрабатываться долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные (годовые) планы. Среднесрочные и долгосрочные планы должны систематически пересматриваться и корректироваться с учетом изменившихся обстоятельств, а годовые планы должны вытекать из среднесрочных планов. Этим достигается непрерывность планирования на предприятии;
  • Научность. Этот принцип означает, что планирование должно осуществляться на научной основе, т.е. на достоверной информации и научно проверенных методах. Кроме того, этот принцип означает, что в планах должны использоваться самые последние достижения в науке и технике, а также передовые методы работы отдельных предприятий, появившиеся в мировом сообществе государств;
  • Нацеленность планов на рациональное использование всех ресурсов предприятия, на повышение эффективности производства и на достижение максимальной прибыли;
  • Принцип ведущих звеньев и приоритетность их реализации. Это означает, что на предприятии всегда необходимо выбирать ведущие звенья, от реализации которых зависит успех дела, и стремиться их реализовать в первую очередь. Выбор ведущих звеньев должен основываться на глубоком анализе состояния дел на предприятии, и это под силу только настоящим менеджерам;
  • Принцип взаимной увязки и координации. Планирование должно охватывать все производственные подразделения предприятия с целью обеспечения сбалансированности в работе между ними.

     Существуют и дополнительные принципы планирования. К их числу можно отнести следующие:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.