Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственный долг и его роль в экономике

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.05.13. Год: 2012. Страниц: 32. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание 

Введение………………………………………………….………………….…….3

  1. Сущность и функции государственного кредита…………………….…..5
  2. Классификация государственных займов…………………………….....12
  3. Государственный долг. Состав государственного долга……..……..…19
  4. Управление государственным долгом, его основные проблемы в РФ..25

Заключение……………………………………………………………….…..…..43

Список  литературы……………………….…………………………….………..45

 

      Введение. 

     Современная кредитная система – это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала. На рынке, наряду с такими формами кредита, как коммерческий и банковский, принимает участие и государственный кредит. Друг от друга эти формы отличаются составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой функционирования.

     Государственный кредит является одним из основных (наряду с налогами) инструментов для решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и расходов. Отдельные вопросы, касающиеся, например, конкретного порядка заключения договоров государственного займа регулируются также гражданско-правовыми нормами (ст. 817 ГК РФ). Однако это не влияет на обоснованность вывода о том, что сам государственный кредит является самостоятельным финансово-правовым институтом.

     В условиях развитых товарно-денежных отношений  государство может привлекать к  покрытию своих расходов не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Уникальным способом их получения выступает государственный кредит, выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства.

     От  состояния в этой отрасли кредитно-финансовой системы страны зависят важнейшие  показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение  страны на мировой арене.

     Большое внимание в последние годы уделяется  дефициту бюджета и растущему государственному долгу. Бюджетный дефицит – это та сумма, на которую в данный год расходы правительства превосходят его доходы; национальный или государственный долг – это общая сумма накопленных положительных сальдо бюджета за вычетом дефицитов, имевших место в стране. В общеупотребительном смысле термин «государственный долг» означает совокупность обязательств государства перед иностранными и внутренними кредиторами.

     Целью данной курсовой работы является рассмотрение государственного кредита как экономической  категории.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Определить понятие и сущность государственного кредита, определить его функции;
  • Рассмотреть классификацию государственных займов;
  • Рассмотреть понятие государственного долга и его состав;
  • Рассмотреть управление государственным долгом, задачи, решаемые в процессе управления, органы власти и управления, принимающие участие в этом процессе.

     Объектом исследования является государственный кредит.

     Предмет исследования – формирование, развитие, функционирование и особенности организации государственного кредита.

 

  1. Сущность и функции государственного кредита.
 

     Сложная система финансов включает в себя наряду с другими элементами и  кредит, который в воспроизводственном  процессе обеспечивает субъектов экономических  отношений (государства, юридических  и физических лиц) заемными средствами на условиях срочности, платности, обеспеченности, возвратности и целевого использования.

     Причиной  мобилизации заемных средств  выступает наличие дефицита государственного бюджета.

     При осуществлении государственных  кредитных операций внутри страны государство  обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. В сфере международных  экономических отношений государство  выступает как в роли заемщика, так и кредитора. Кроме того, государство выступает как гарант возврата займов экономическими субъектами, в деятельности которых государство заинтересовано.

     Кредитные ресурсы формируются главным  образом путем консолидации временно свободных фондов денежных средств  амортизационных отчислений, сбережений граждан, накоплений предприятий и  организаций, некоторых бюджетных  и внебюджетных средств, страховых  начислений и др. Временно свободные  денежные средства привлекают для своих  целей не только хозяйствующие субъекты, но и государство. Таким образом, кредитные отношения принимают  две формы:

  • государственный кредит;
  • банковский кредит.

     Существуют  принципиальные отличия между двумя  этими формами кредитования (Приложение, табл.1).

     Особенности государственного кредита состоят в возвратности, срочности и платности предоставляемых взаймы средств. Однако эти отношения нельзя смешивать с банковским кредитом.

     Отличительной чертой банковского кредитования хозяйствующих субъектов является производительное использование ссудного фонда (или на цели развития социальной инфраструктуры производственных коллективов). Использование кредитных ресурсов как капитала создает увеличение производимой стоимости прибавочного продукта.

     При государственном кредите взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов государственной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета. Государственный кредит выражает часть финансовых отношений общества.

     Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства. В сферу государственно-кредитных отношений попадает часть доходов и денежных фондов, сформированных на стадии первичного распределения - это временно свободные средства населения, предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления. Однако при определенных условиях население и трудовые коллективы могут сознательно идти на ограничение потребления. В этих случаях источником государственного кредита выступают средства, предназначенные для текущего потребления или финансирования необходимых производственных или социальных расходов предприятий.

     Дополнительные  финансовые ресурсы государства  формируются за счет:

     - мобилизации временно свободных  денежных средств населения, предприятий  и организаций;

     - финансовых связей, обусловленных  возвратностью и платностью средств,  дополнительно мобилизованных государством.

     При этом вторая сторона государственно-кредитных  отношений имеет перераспределительный характер, так как:

     - круг налогоплательщиков не совпадает  с кругом держателей государственных  ценных бумаг;

     - размер вносимых в бюджет налогов  каждым владельцем ЦБ не совпадает  с величиной получаемых им  доходов от государственно-кредитных  операций.

     Объективная необходимость использования государственного кредита на удовлетворение потребностей общества обусловлена постоянным противоречием между величиной этих потребностей и возможностями государства по их удовлетворению за счет бюджетных доходов. Регулирование экономики, социальная политика государства, выполнение им своих функций по обороне страны и управлению ею требует постоянного увеличения бюджетных расходов. Немалых средств стоит и международная деятельность государства. Между тем доходы государственного бюджета всегда ограничены определенным пределом - уровнем налогообложения, предусмотренным действующим законодательством. Поэтому при наличии свободных денежных ресурсов у населения, предприятий и организаций органы власти прибегают к помощи государственного кредита.

     Возможность существования государственного кредита  вытекает из особенностей формирования и времени использования доходов, получаемых физическими и юридическими лицами. У населения постоянно  образуются временно свободные денежные средства, прежде всего в связи  с неравномерным получением доходов  по найму, выплатой гонораров, премий, отпускных, получением наследства и  т.п.

     Аналогичные тенденции имеют место и в  движении денежных средств предприятий и организаций.

     В соответствии с Конституцией России (ст. 71) денежно-кредитная политика находится  в ведении федерального центра. Федеральная  денежно-кредитная политика является системообразующей по отношению  к регионам. Вместе с тем региональная денежно-кредитная политика имеет  существенные особенности. Как часть экономической политики Правительства России и ЦБ РФ она представляет собой совокупность мер по созданию условий для стабильного функционирования региональной экономики путем обеспечения ее кредитными ресурсами.

     Субъектами  денежно-кредитной политики на региональном уровне являются региональные банки  и органы государственной власти. В то же время при отсутствии полномочий в денежно-кредитной сфере региональный уровень власти реализует эту  политику косвенно с использованием в основном кредитно-финансовых инструментов наряду с общефедеральными инструментами  денежно-кредитной политики.

     Региональные  органы власти (Санкт-Петербург, Республика Коми и другие субъекты РФ) используют следующие инструменты кредитной  и финансовой политики:

     - бюджет развития;

     - бюджетный кредит; 

     - налоговый кредит; 

     - инвестиционный налоговый кредит: дифференцированные ставки и  налоговые льготы банкам региональные  ценные бумаги; 

     - государственные гарантии банковским  кредитам; 

     - различные формы взаимодействия  органов власти и банков; 

     - ипотечное кредитование. 

     Государственный кредит бывает нескольких видов, что  обусловлено рядом факторов:

     - кем являются кредитополучатель и кредитор;

     - причинами, по которым государство мобилизует средства;

     - местом получения кредита;

     - формой оформления кредита;

     - методами привлечения денежных ресурсов и способами их возврата;

     - сроками погашения государством своих обязательств;

     - степенью риска кредитора и кредитополучателя.

     В зависимости от характеристики кредитополучателя  государственный кредит бывает централизованным и децентрализованным. В первом случае в качестве кредитополучателя выступают Совет Министров и его центральный финансовый орган (Министерство финансов), во втором — местные органы власти.

     По  месту получения государственный кредит существует в форме: внутреннего и внешнего (рис. 1). 

     

     Рис. 1. Система источников государственных  финансов. 

     Основная  доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам - все это способствует интенсивному развитию международного государственного кредита.

     Внутренний  государственный кредит может выступать  в следующих формах:

      - государственные займы;

      - обращение части вкладов населения  в государственные займы;

      - заимствование средств общегосударственного  ссудного фонда;

      - казначейские ссуды;

      - гарантированные займы.

     Международный государственный  кредит для страны-получателя средств  является источником расширения ее возможностей по ускорению социально-экономического развития, упрочнению ее финансового  положения. В сфере международных  экономических отношений государственный  кредит - это рычаг укрепления международного сотрудничества.

     Международный государственный кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика или кредитора. Эти отношения принимают форму государственных внешних займов.

     В систему государственных кредитных  отношений включается также условный государственный кредит. Органы власти предоставляют государственные и муниципальные гарантии и поручительства нижестоящим уровням бюджетной системы и юридическим лицам под долгосрочные целевые кредиты, внешние займы и др. Необоснованная выдача гарантий и поручительств может вести к увеличению государственного долга, т.к. это пролонгированные финансовые обязательства.

     Назначение государственного кредита проявляется в первую очередь в том, что он является средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

     Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции:

     - распределительную;

     - регулирующую;

     - контрольную.

     Распределительная функция позволяет перераспределить денежные ресурсы в соответствии с потребностями экономики в целом и необходимостью поддержки какого-либо направления социально-экономической деятельности. С помощью этой функции идет процесс формирования централизованных денежных фондов государства либо их использование на принципах срочности, возвратности и возмездности. В связи с более быстрым увеличением расходов по сравнению с налоговыми поступлениями государственные займы в последнее время стали инструментом финансирования расходов бюджета. И в результате налоговое бремя с помощью распределительной функции государственного кредита более равномерно распределяется на налогоплательщиков по времени. Налоги не увеличиваются, когда расходы государства финансируются за счет государственного займа, но при погашении кредита они идут и для его уплаты и для погашения процентов по задолженности.

     Тяжесть налогового бремени, связанная с  государственным кредитом, зависит  от его срока и процентов по его уплате.

     Регулирующая функция государственного кредита выражается в том, что государство, вступая в кредитные отношения, воздействует на денежное обращение, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость, на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективность применения бюджетных ссуд.

     Используя государственный кредит в качестве инструмента регулирования экономики, государство получает возможность  проводить ту или иную финансовую политику.

     С помощью контрольной функции государственного кредита контролируется в основном целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов. 

     
  1. Классификация государственных  займов
 

     Правительство России еще в начале XVII в. прибегало  к услугам государственного кредита  для покрытия своих расходов, тогда  и появились первые государственные  займы. Правительство мобилизовало деньги как на добровольной, так  и на принудительной основе под обеспечение  государственным имуществом. В XVIII в. сложились следующие виды государственного кредита, типы банков и небанковских организаций: 

      - государственные (внутренние и внешние) займы, казначейские обязательства; 

      -      позаимствование средств у казенных банков; 

       - государственный заемный банк (1786), государственный коммерческий банк (1817), сохранные казны при петербургском и московском воспитательном домах (1772), приказы общественного признания (1775).

     Главные операции вышеназванных учреждений: прием вкладов, выдача ссуд под залог помещичьих имений.

     Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

     - внутренние источники в следующих формах: кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в валюте РФ; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности; сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам; изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;

     - внешние источники в следующих  формах: государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные РФ.

     Основными видами ценных бумаг по государственному кредиту являются государственные займы

     В целом государственные займы  могут быть классифицированы по следующим  признакам:

  • По срокам действия долговые обязательства могут носить краткосрочный характер (до одного года), среднесрочный характер (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочный характер (свыше пята лет до тридцати лет). Все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет. В Бюджетном кодексе предусматривается недопустимость изменения выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения.
  • По субъектам эмиссии займы делятся на выпускаемые Правительством РФ, правительствами субъектов РФ и органами местного самоуправления.
  • По признаку субъектов - держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на: реализуемые только среди населения; реализуемые только среди юридических лиц; реализуемые среди юридических лиц и населения. 
  • В зависимости от места размещения – на внутренние (в национальной валюте) и внешние, реализуемые на иностранных денежных рынках (в валюте страны-кредитора, государства-заёмщика или какой-либо третьей страны). Облигации внутренних займов могут покупать в выпустившей их стране иностранные граждане (общества), и наоборот, облигации внешних займов часто скупаются за границей выпустившим их государством или его гражданами и возвращаются в страну-должник (репатриация займов). Размер внешнего долга определяется стоимостью облигаций всех займов данной страны, размещенных среди иностранных держателей. Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях, где оговариваются уровень процента, валюта предоставления и погашения займа и другие условия. Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковскими консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионные.
  • В зависимости от формы и порядка оформления кредитных отношений различаются государственные облигационные и безоблигационные обязательства (займы), которые оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачи особых обязательств. Выпуск разного рода казначейских обязательств, векселей, кредитование центральным банком государственного бюджета — это примеры безоблигационных займов.

     Ценные  бумаги государства делятся на две  группы: бумаги, которые могут обращаться на вторичном рынке (казначейские векселя (обязательства), облигации), и бумаги, не поступающие на вторичный рынок (сберегательные облигации; облигации (или другой вид ценной бумаги), оформляющие  внешний долг; облигации местных  органов власти).

     Приведем  общую характеристику основных видов  государственных ценных бумаг, обращавшихся на отечественном фондовом рынке  в последние годы и обращающихся ныне.

     Государственные краткосрочные бескупонные  облигации (ГКО). Главная цель эмиссии этих ценных бумаг — финансирование дефицита государственного бюджета по минимально возможной цене. Эмитентом ГКО выступает Минфин РФ. По срокам обращения облигации являются краткосрочными. Их владельцами могут быть российские и иностранные организации и физические лица. Владелец ГКО имеет право на получение номинальной стоимости при их погашении.

     Денежные  расчеты по сделкам с ГКО осуществляются через ЦБ РФ и его территориальные  учреждения, а также иные кредитные  организации в наличной и безналичной  форме.

     Казначейские  обязательства (КО). Эти бумаги появились в связи с ростом задолженности государства предприятиям различных отраслей хозяйства и форм собственности. Ситуация усугублялась тем, что существовал мультипликативный эффект: каждый рубль государственного долга стимулировал 2–3 руб. долгов самих предприятий. Чтобы решить эту проблему не прибегая к инфляционным методам, Правительство РФ переоформило 10% задолженности в КО.

     КО  выпускались сроком на один год в  безбумажной форме — в виде записей на счетах депо в уполномоченных депозитариях.

     Время с момента выпуска до начала погашения  варьировалось от 50 до 360 дней в зависимости  от серии. По всем сериям КО существовал  равный доход — 40% годовых. Владельцы  КО вправе были производить с ними следующие операции:

  • погашать кредиторскую задолженность;
  • оплачивать без ограничений товары и услуги;
  • продавать их юридическим и физическим лицам-резидентам;
  • совершать залоговые операции;
  • обменивать на казначейские налоговые освобождения;
  • погашать с получением процентов.
     Чтобы выполнять эти операции, КО должны пройти определенное для каждой серии  количество индоссаментов (3—5) (передаточная надпись, совершаемая на ценных бумагах с целью передачи прав требования по этим документам или обеспечения каких-либо иных требований).

     Облигации внутреннего валютного  займа (ОВВЗ). После банкротства Внешэкономбанка СССР (ВЭБ) на его счетах «заморозились» средства юридических и физических лиц. Задолженность банка перед юридическими лицами покрывается облигациями внутреннего валютного займа со сроком погашения от 1 года до 15 лет.

     Выпущен заем был в мае 1993 г. общим объемом 7,9 млрд. долл. Номинал облигаций: 1000, 10 000 и 100 000 долл. Облигации были выпущены пятью сериями. Форма облигаций  — документарные бумаги на предъявителя. Эмитент облигаций — Минфин РФ.

     Облигации содержат купоны для ежегодных выплат процентов. Купонная ставка - 3% годовых - выплачивается 14 мая каждого года. При обмене вкладов ВЭБ на облигации  преимущество было отдано коммерческим банкам, совместным предприятиям и  благотворительным фондам: им были выданы облигации ближних серий. Торговля облигациями ВЭБ производится как в РФ, так и за рубежом.

     Облигации федерального займа  с переменным купонным процентом (ОФЗ-ПК) являются именными среднесрочными бумагами и предоставляют их собственникам право на получение номинальной стоимости облигации при ее погашении и на получение купонного дохода в виде процента к номинальной стоимости облигации.

     Эмитентом выступает Минфин РФ, устанавливающий  для каждого отдельного выпуска  облигаций его объем, порядок  расчета купонного дохода, определяемого  на основе доходности по ГКО, дату размещения, дату погашения, сроки выплаты купонного  дохода, а также ограничения для  потенциальных собственников.

     Величина  купонного дохода рассчитывается отдельно для каждого периода его выплаты. Все операции с ОФЗ, включая расчеты и учет прав на облигации, осуществляются через учреждения ЦБ РФ. Размещение ОФЗ-ПК, как и ГКО, производится на аукционе через уполномоченных дилеров, а вторичные торги идут на ММВБ.

     Государственный сберегательный заем (ГСЗ) был выпущен в обращение в августе 1995 г. Объем займа — 10 трлн. руб., которые государство намеревалось получить до 1998 г., выпустив его облигации десятью сериями по 1 трлн. руб. каждая (владельцы облигаций Российского внутреннего выигрышного займа 1992 г. имели право обменять их на облигации нового займа). ГСЗ выпускались в документарной форме, в виде облигаций на предъявителя, с процентным доходом, который для первого их выпуска составлял 102,7% годовых. Облигации займа были свободны в обращении, их владельцами могли быть как юридические, так и физические лица (резиденты и нерезиденты). Номиналы облигаций — 100 и 500 тыс. руб.

     «Расчетная» цена облигаций ГСЗ зависела от дня  покупки и определялась как сумма  номинальной цены и накопленного на день совершения операции купонного  дохода. Под действием различных  факторов рыночная цена отличалась от расчетной.

     Обязанность реализации ценных бумаг возложена  на банковскую систему. Причем Центральный  банк РФ производит первичную реализацию государственных ценных бумаг, а  коммерческие банки — вторичную  реализацию. Таким образом, происходит становление и развитие рынка  ценных бумаг, играющего большую  роль в аккумуляции государством безинфляционных денежных средств.

     Центральный банк и его учреждения на местах осуществляют операции по размещению долговых обязательств РФ, их погашению  и выплате доходов в виде процентов  по ним или в иной форме, т. е. Центральный  банк РФ занимается обслуживанием государственного внутреннего долга России.

     Приобретая  ценную бумагу, выпущенную правительством, обращают внимание на ее доходность, которая  обусловлена видом ценной бумаги, ее номинальной величиной, сроком обращения, условиями выпуска, степенью риска, темпами инфляции. Государственный кредит является источником увеличения денежных доходов у держателей ценных бумаг и вкладчиков Сбербанка, который выполняет функцию продажи и выкупа у населения облигаций государственных займов. Это достигается посредством выплаты процентов и выигрышей по государственным займам и вкладам в сберегательных учреждениях. Это в полной мере относится и к трудовым коллективам. Вкладывая средства в ценные бумаги государства, трудовые коллективы не только организуют накопление средств для проведения крупных вложений в производство и социальную сферу, но и могут рассчитывать на значительную прибавку к вложенным в займы средствам ежегодно или во время погашения облигаций займов.

  • По форме выплаты доходов займы могут делиться на:
  • 1) процентно-выигрышные, где владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг без ежегодных выплат; 
  • 2) выигрышные, где владелец получает доход в форме выигрыша в момент погашения облигаций; доход выплачивается только по тем облигациям, которые попали в тиражи выигрышей;
  • 3) беспроигрышные (целевые) займы предусматривают выплату доходов держателям облигаций или гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который в момент выпуска займа не удовлетворяется.
  • Займы также могут делиться по методам размещения на добровольные, размещаемые по подписке, и принудительные. В настоящее время в РФ используются только добровольные займы. Принудительные займы применяются только в тоталитарных государствах. Займы по подписке близки к займам принудительным, поэтому также не применяются.

     Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку. 

     Государственные займы оказывают заметное негативное воздействие на экономику.

     Во-первых, правительство часто прибегает  к принудительному их размещению, что нарушает рыночную мотивацию  деятельности частных финансовых институтов.

     Во-вторых, практика выпуска государственных  ценных бумаг, мобилизуя свободные средства финансового рынка, увеличивает среднюю рыночную ставку процента. Это ведет к удорожанию кредита, снижению инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта и частично - к снижению потребительских расходов. В итоге возникает эффект вытеснения производственных инвестиций финансовыми, который значительно ослабляет стимулирующий эффект фискальной политики.

     В-третьих, долговые обязательства государства, накапливаясь, формируют внутренний и внешний государственный долг. Его приходится выплачивать с  процентами. Поэтому говорят, что  сегодняшние государственные долги  — это завтрашние налоги. Как  правило, из текущих бюджетных доходов  не удается выплачивать полностью  проценты и в срок погашать сами займы. Постоянно нуждаясь в средствах, правительства прибегают к новым  займам; покрывая старые долги, они  делают еще большие новые (практика рефинансирования государственного долга).

     Долговое  финансирование бюджетного дефицита нередко  рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации дефицита. Однако долговой способ не устраняет  угрозы роста инфляции. Он только создает  временную отсрочку для этого  роста, что характерно для многих переходных экономик, в том числе  и для российской, тем более  если учитывать имеющуюся у Центрального банка РФ возможность скупки государственных  облигаций на вторичном рынке ценных бумаг. 

     
  1. Государственный долг. Состав государственного долга РФ.
 

     В соответствии со ст. 97 Бюджетного кодекса  РФ государственный долг - это долговые обязательства Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, возникающие в результате заемной деятельности.

     Государственный долг Российской Федерации полностью  и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

     В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31.07.98 N 145-ФЗ (ред. от 27.06.2011) ст. 98:

     1. Долговые обязательства Российской  Федерации могут существовать  в форме: 

     - кредитных соглашений и договоров,  заключенных от имени Российской  Федерации с кредитными организациями,  иностранными государствами и  международными финансовыми организациями,  в пользу указанных кредиторов;

     - государственных ценных бумаг,  выпускаемых от имени Российской  Федерации;

     - договоров о предоставлении государственных  гарантий Российской Федерации,  договоров поручительства Российской  Федерации по обеспечению исполнения  обязательств третьими лицами;

     - переоформления долговых обязательств  третьих лиц в государственный  долг Российской Федерации на  основе принятых федеральных  законов;

     - соглашений и договоров, в том  числе международных, заключенных  от имени Российской Федерации,  о пролонгации и реструктуризации  долговых обязательств Российской  Федерации прошлых лет.

     2. Долговые обязательства Российской  Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет)  и долгосрочными (от пяти до 30 лет).

     Долговые  обязательства Российской Федерации  погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа  и не могут превышать 30 лет.

     Изменение условий выпущенного в обращение  государственного займа, в том числе  сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

     Госдолг существует в двух видах: капитальный и текущий. Под капитальным долгом понимается вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства (включая начисленные проценты), а под текущим госдолгом — расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок выплаты по которым наступил.

     Многочисленность  долговых обязательств РФ обусловливает  необходимость их классификации. Государственный долг можно классифицировать по нескольким признакам:

  • месту размещения долга;
  • уровням государственной власти;
  • сроку привлечения средств;
  • характеру выплачиваемого дохода;
  • объему расходов на выплату государственного долга;
  • методу определения дохода и др.

     По  форме долговые обязательства делятся  на:

  • кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ как заемщика с банками, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  • государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
  • договоры и соглашения о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
  • договоры о предоставлении Российской Федерацией гарантий;
  • соглашения и договоры, в том числе международные, заключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

     По  срокам долговые обязательства РФ могут  быть:

  • краткосрочными (до одного года);
  • среднесрочными (свыше одного года до пяти лет);
  • долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет).

     Изменение условий выпущенного в обращение  государственного займа, в том числе  сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

     Наиболее  распространенной является классификация  в зависимости от места размещения долга, в этом случае государственный  долг делится на внешний и внутренний.

     Внутренний государственный долг составляет сумма задолженности государства по непогашенным долговым обязательствам (облигациям) и невыплаченным по ним процентам.

     В состав государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:

     1) номинальная сумма долга по  государственным ценным бумагам  Российской Федерации, обязательства  по которым выражены в валюте  Российской Федерации;

     2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской  Федерацией и обязательства по  которым выражены в валюте  Российской Федерации;

     3) объем основного долга по бюджетным  кредитам, полученным Российской  Федерацией;

     4) объем обязательств по государственным  гарантиям, выраженным в валюте  Российской Федерации;

     5) объем иных (за исключением указанных)  долговых обязательств Российской  Федерации, оплата которых в  валюте Российской Федерации  предусмотрена федеральными законами  до введения в действие настоящего Кодекса.

     В состав государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

     1) номинальная сумма долга по  государственным ценным бумагам  Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;

     2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской  Федерацией, и обязательства по  которым выражены в иностранной  валюте, в том числе по целевым  иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные  гарантии Российской Федерации;

     3) объем обязательств по государственным  гарантиям Российской Федерации,  выраженным в иностранной валюте.

     Активность  государства в качестве заемщика служит индикатором состояния его  финансов. Чем больше объем позаимствованный, тем хуже обстоит дело с государственным бюджетом. Чем выше доля государственного долга в ВВП, тем глубже кризис финансов государства. Огромный государственный долг России как внутренний, так и внешний свидетельствует о кризисе финансов страны.

     Внутренний  государственный долг играет важную роль в макроэкономическом регулировании, в частности, в регулировании  процентных ставок и денежного обращения. В балансах центральных банков всех стран основной актив составляют государственные ценные бумаги — один из видов государственного долга.

     Центральные банки приобретают государственные  ценные бумаги на вторичном рынке  и, учитывая их в своих активах, отражают в пассивах денежную эмиссию, а точнее — рост денежной базы. Так происходит монетизация государственного внутреннего  долга. Это означает, что именно государственный  долг становится обеспечением эмитируемых  денег.

     Проценты  по государственным займам выступают  макроэкономическим регулятором экономики. Если государство привлекает в качестве займов слишком большой объем  кредитных ресурсов, предлагая высокий  процент, то происходит общее повышение  процентных ставок. Это негативно  отражается на предпринимательской деятельности.

     Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации (размещение, выплата доходов и погашение долговых обязательств) производится безвозмездно Банком России и его учреждениями за счет средств федерального бюджета. Правительство Российской Федерации может определить для обслуживания долга иной федеральный орган исполнительной власти.

     В таблицах 3 - 8 Приложения представлены объемы внутреннего и внешнего долга  России за последние несколько лет (2009-2011гг.).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.