Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Религиозность народа коми

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 20.05.13. Год: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

Содержание

 

Введение

3

  1. Ранние религиозные верования древних людей

4

  1. Язычество древних коми
  2. Христианизация древних коми-зырян
  3. Смешение религий

10

12

14

   
   

Заключение

18

Литература

19


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Упоминания о коми появляются в летописях не позднее ХI в. Сведения о Перми, о "данях печерских", походах новгородцев "за Волок" в Печору и Югру за данью достаточно часто встречаются в последующих летописных текстах. В то же время, как косвенный источник, эти данные можно использовать для разрешения вопроса о начале этнокультурных контактов коми и русского народов. Первым достоверным и ценным источником по ранней истории и народной культуре и религии коми является житие пермского епископа Стефана, написанное иноком Троицко-Сергиева монастыря Епифанием Премудрым. Краткие сведения о языческих верованиях древних коми даются в русских летописях в сообщениях о смерти Стефана Пермского

Накопленный к настоящему времени опыт исследования традиционного  мировоззрения народов коми и  известный круг источников по религии позволяют поставить вопрос о воссоздании единой картины мифопоэтического восприятия окружающего мира древних коми, несмотря на всю сложность данной задачи.

Исследованием культуры, мифологии  и религии коми занимались различные  ученые, такие как В.Н. Латкин, А.В. Красов, Г.С. Лыткин, К.А. Попов, К.Ф. Жаков и др.

Цель реферата - является рассмотрение становления религии коми народа, ее исторический путь.

Задачи реферата – рассмотреть  формы ранних религиозных верований, описать крещение древних коми Ст. Пермским.

 

 

 

 

 

  1. Ранние религиозные верования древних людей

 

Религиозные верования - ранние формы религии, родоплеменные культы, характерные для первобытной эпохи представления, отражающие веру человека в существование сверхъестественных сил и существ, управляющих процессами и явлениями материального мира. Основные формы традиционных верований: анимизм, фетишизм, тотемизм, культ предков.

Суть фетишизма сводится к приписыванию отдельным предметам магической силы, способной влиять на ход событий и получение желаемого результата. Возникло представление о фетише как вредоносном (таковым считался труп, чем и были вызваны заботы о захоронении, табуирование трупа, обряд очищения после обряда похорон и т. п.), так и полезном.

Фетишизм проявился в  создании идолов - предметов из дерева, глины и иных материалов и различного рода амулетов, талисманов. В идолах и амулетах видели опредмеченных носителей частицы того сверхъестественного могущества, которое приписывалось миру духов, предков и тотемов. С фетишами такого рода нередко имели дело колдуны-шаманы, когда они воздействовали на подобие объекта согласно приемам контактной и имитативной магии.

Тотемизм - вера в сверхъестественное родство с человеческими группами (родами, племенами) и определёнными видами животных, реже - растений или даже предметов, ранняя форма религиозных представлений. Непочтение к тотему - мифическому "предку", с которым каждый член рода считает себя связанным, является преступлением, влекущим наказание. Тотемом является и само животное или растение, и его знак. У коми считалось, что щучьи зубы являются предохранительным средством от духов и колдунов во время родов.

По этнографическим материалам, у коми длительное время сохранялся культ животных, связанный с пережитками  тотемизма. Особым почитанием пользовался медведь, являвшийся в древности их тотемом (мифическим предком). Медведь, по представлениям коми, обладает всеми качествами человека, ему приписываются человеческие чувства, способности и привычки. Охота на медведя была связана с различными торжественными приготовлениями. Существовал обычай, согласно которому, убив медведя, надо просить у него прощения. Перед охотой на медведя охотники варили сладкую кашу из ржаной муки ("юм") и ставили её перед избушкой, иначе охота будет неудачной. Шкуру убитого зверя обычно снимали ночью, пряча добычу от посторонних. Пережитки культа животных проявлялись в особом отношении к домашним животным. Когда забивали домашнее животное, говорили, что оно уснуло ("унмовсис"). Если убивали лошадь, соблюдали особую обрядность. Её поили досыта, потом хозяин кланялся ей до земли три раза, затем завязывал ей глаза платком и оглушал.

Существование в древности  тотемистических верований у  коми проявлялось в сохранении у  каждого рода прозвищ по названию рыб и животных. Сорокин П.А. приводит следующие описания родов: "Сюзь" (Филин), "Юсь" (Лебедь), "Тури" (Журавль), "Сир" (Щука), "Кырныш" (Ворон) и т.д. Особым почитанием пользовалась также щука, множество поверий связано с лягушкой.

Предки коми поклонялись  и деревьям, одухотворяя их, наделяя  душой. В одном из вариантов "Жития" описана сцена, когда Стефан Пермский срубил священную ("прокудливую") берёзу, из которой полилась кровь и слышались стоны. Пережитки поклонения деревьям зафиксированы и в этнографической литературе. В частности, по сообщению Сорокина П.А., в некоторых населённых пунктах и в лесах стояли деревья (берёзы, ели), которые долго не осмеливались рубить. Духов, населяющих окружающий мир, коми подразделяли на добрых и злых. Вера в таких духов, как "ворса" (леший), "васа" (водяной), "пывсяна" (банный), "олысь" (домовой), "шева" (порча) и др., до с.п. сохраняется в сознании населения.

Из сравнений человека с представителями живой природы  возникла большая группа прозвищ. Аналогии проводятся с каким-либо животным, чаще диким (Кочев, Коинов, Кынев), реже домашним (Канев, Куканев, Секыров), а также с птицей (Сизев, Зезегов, Урсюзев), с насекомыми (Гутов, Мошев, Черанев), рыбой (Гичев) и растениями (Кушманов, Кочанов). Однако по этой группе фамилий можно высказать предположение о том, что некоторые из них могли произойти и от родовых тотемов. Известно, что древние коми имели много разных божеств: племенных, родовых, семейных и личных покровителей (как говорил жрец Пам, у коми были "мнози боги"). Так что у Коиновых тотемным предком может быть волк. Существуют фамилии, произведённые от явлений природы (Туробов, Бусов), числителъных (Куимов), различных предметов домашнего обихода (Панев, Туисов, Тоинов).

Поскольку в таких фамилиях чётко прослеживается этническое содержание, они очень помогают при изучении процесса расселения коми. Обнаруживая  их в сибирских селениях, мы с  уверенностью можем утверждать, что  предки носителей данной фамилии  были по происхождению коми. Далеко не всегда в документах указывается  место выхода человека. И только характерная фамилия может подсказать исследователю, откуда тот родом. Напр., в Томской области встречаются  фамилии Порськоков и Гутов, в Алтайском крае Кузеванов и Турубанов. И хотя сейчас все их обладатели уже русские, "зырянское" происхождение фамилий сомнения не вызывает.

Анимизм - это вера в существование  духов, одухотворение сил природы, животных, растений и неодушевленных предметов, приписывание им разума, дееспособности и сверхъестественного могущества. Зачатки анимистических представлений возникли в глубокой древности, возможно, еще до появления тотемистических воззрений, до формирования родовых коллективов, т. е. в эпоху первобытных орд. Однако как система достаточно осознанных и устойчивых взглядов религиозного характера анимизм формировался позже, практически параллельно с тотемизмом.

Согласно анимистическим представлениям коми параллельно реальному земному миру существовал ирреальный иной мир, заселённый сонмом всевозможных духов, которые во многом определяли жизнь и благополучие людей. Поскольку у коми традиционно в экономической жизни высокую роль сохраняли охота и рыболовство, вполне естественно, что духи-хозяева воды, а особенно леса в традиционном мировоззрении доминировали в иерархии низших мифологических божеств. Считалось, что ещё в мифическое время Ен разделил богатства лесов между людьми и лесными духами, а богатства рек и озёр между водяными духами и людьми. Причём, получать свою долю этих богатств люди могли только по согласованию с духами-хозяевами леса и воды. Среди духов-хозяев леса подразумевалась своеобразная иерархия: был старший леший, помимо духов-хозяев определённого лесного участка и обитающей на нём живности существовали духи-хозяева отдельных видов животных (хозяин белок, хозяин зайцев и т.д.).

Общераспространённым наименованием  лесного духа-хозяина у коми было "вoрса". Кроме того, существовал ещё целый ряд описательных наименований отмечающих, как среду его обитания, так и то, что в лесу он является старшим, или же указывающих на какие-либо отличительные черты внешнего вида лесного духа. Представления об облике лешего и его ипостасях были весьма разнообразны: он мог быть невидимым, появляться в виде смерча, в облике обычного человека или человека с какими-либо особенностями (гигантский рост, отсутствие бровей и ресниц, отсутствие тени и т.д.). Живым воплощением лесного духа или его ипостасью признавался медведь. Жил вoрса в треугольном доме, находящемся в глухой лесной чаще.

В несказочной прозе лесной дух-хозяин предстаёт как своеобразный гарант соблюдения охотниками в лесу норм промысловой морали, наказывая виновных в их нарушении лишением удачи в промысле. Напротив, за оказанную ему помощь в схватке с водяным духом-хозяином, предоставление ему ночлега, еды и питья и т.д. лесной дух мог наградить богатой добычей. Чтобы обеспечить удачу в промысле лесному духу-хозяину полагалось периодически, обычно перед началом охоты, делать приношения, ему же полагалось оставить первую добытую боровую дичь. Из негативных, неспровоцированных проступков лешего в отношении людей ему приписывались "кража дороги", похищение людей для работы в его хозяйстве, пропажа скота, находящегося на вольном выпасе в лесу.

Если у коми охотников отношение к лесному духу-хозяину было практически одинаковым, то в непромысловой сельской среде восприятие его у этих двух народов было неадекватным. У коми, особенно среди женщин, образ лешего зачастую трактовался как идентичный понятию нечистая сила вообще. В сельской непромысловой среде отношение к лешему было сугубо уважительным, наделявшим его функциями намного более широкими, чем просто власть над лесом. К нему обращались во всех затруднительных случаях, у лешего просили дать здоровья людям и скоту, благополучия дому; к лесному духу взывали о помощи в случае эпидемий и эпизоотий; перед дальней дорогой его молили о благополучном возвращении и т.д.

Наряду с духами-хозяевами  леса у коми существовали представления о других видах лесной нежити, которые относились к людям исключительно зловредно. В какие-либо договорные отношения с человеком они не вступали, никаких приношений или жертв им не полагалось. У них не было единого наименования, а называли таких духов обычно одним из терминов для обозначения нечистой силы.

Водяные духи, по представлениям коми тоже подразделялись на хозяев водной стихии и прочую обитающую в воде нежить. Наиболее распространённым наименованием водяного духа-хозяина у коми было "васа". Перед людьми он мог предстать в различном облике: человека (мужчины или старика с большой бородой), человека с рыбьим хвостом или, гораздо чаще, в виде огромной щуки. Считалось, что водяные духи-хозяева живут в обычных избах, имеют скот: лошадей и коров, который иногда пасут и на поверхности земли. По представлениям рыбаков, водяной дух, как и леший, особенно нетерпим был к нарушениям промысловой морали. За брошенный в воду или на берегу мусор, ругань и ссоры между членами рыболовной артели и т.д. он лишал провинившихся добычи. Перед началом лова рыбы водяным духам-хозяевам полагалось принести жертву: хлеб с маслом, блины, яйца, лоскутки материи и т.д., им же предназначалась первая добыча. К вредоносной деятельности водяных духов относили гибель в воде людей и скота. Особенно зловредным считался водяной дух, обитающий в мельничном пруду, которому ещё при строительстве мельницы мельник обещал принести человеческие жертвы, из-за чего потом в пруду тонули люди.

На крестьянской усадьбе, в непосредственной близости от человека, было постоянное место обитания духов-хозяев жилых и хозяйственных построек. Дух-хозяин овина (рыныш айка) оберегал его и просушиваемый хлеб от пожара. Перед тем, как затопить овин, об этом предупреждали его духа-хозяина. Считалось, что он не любит излишнего жара, поэтому хлеб просушивали только раз в сутки. Уходя из овина, овинника просили беречь хлеб. В качестве угощения овинному духу полагалось оставлять немного еды, например, печёную картошку. Наиболее грозным из всех обитающих на крестьянской усадьбе представителей мира духов считался дух-хозяин бани. Обычно его представляли в мужском обличье, но у некоторых групп коми существовали представления и о хозяйке бани. Отношения с банником (пывсян айка) были строго регламентированы, впрочем, сами правила общения с банным духом были достаточно простыми. Перед входом в баню полагалось спросить у её духа-хозяина разрешения помыться-попариться, забывший это сделать из бани изгонялся. После третьего (в некоторых местах после второго) пара мыться в бане было нельзя: провинившегося банный дух мог замучить до смерти. Не полагалось оставлять в бане без присмотра маленьких детей, поскольку банный дух мог их подменить.

  1. Язычество древних коми

 

Древнейший источник - «Житие Стефана Пермского» (XV в.) - повествует о многобожии у коми (боги воды, воздуха, охоты, многочисленные божества леса), о поклонении животным, деревьям.

Среди достаточно большого количества версий о сотворении мира, известных народам коми, доминировали дуалистические мифы о созидательной  деятельности двух богов-демиургов - Ена и Омoля. Мир до его сотворения (первобытный хаос) наиболее часто представлен как безбрежная водная стихия, по поверхности которой плавают боги-творцы в орнитоморфном облике, Ен - лебедя или утки и Омoль - гагары. Землю (песчинки или ил) со дна водной пучины достает гагара. В других вариациях со дна "моря-океана" достаются яйца, уроненные в воду матерью-уткой. Достают их высиженные ею под крыльями два брата-утёнка либо опять же гагара. Преобладает орнитоморфный облик демиургов и в тех мифах, где первичный хаос обозначен иначе. Так, согласно одному из них, первоначально в мире были только "мрак и туман", однажды там встретились два голубя, назвались товарищами и достали со дна мрака землю.

По другой версии, мир  некогда представлял собой огромное болото, из которого однажды вылезли  две лягушки (Ен и Омoль), но землю добыли не они, а голубь Ена, которому мешал ворон - птица Омoля. В к.-п. мифологии в ряде текстов хаос характеризуется как облако, или же просто указывается, что в мире не было ничего; демиург предстаёт в единственной ипостаси, а мир создаётся спонтанно, а не благодаря целеустремлённой деятельности творца. В одном из к.-п. космогонических мифов демиург отсутствует вообще - ветер принёс откуда-то пыль и мусор, бросил в воду, и из них образовалась земля.

Практически во всех космогонических  версиях земля обладала способностью к самопроизвольному росту, вначале  она разрасталась до размеров небольшого острова, а лишь затем, постепенно, приобретала  свои истинные размеры. Демиурги в этом процессе не участвовали. Также без их участия земля сама по себе покрывалась лесом и травой. Земной рельеф тоже создавался не по воле демиургов. Ен создал камни, но они обрели способность к росту и тянулись к небу до тех пор, пока Ен не остановил их рост - так появились горы; реки возникли на месте троп, по которым ходил мамонт. Или же на плоскую ещё землю пришёл огромный медведь и всю её расцарапал, после чего и появились болота и горы.

После появления земли  космогоническая деятельность демиургов  заключалась в сотворении небесных светил: Ен создал солнце, а Омoль - луну. По одной версии, светила были сотворены практически одновременно в самом начале акта творения, по другой, Омoль создал луну, когда на земле уже жили люди, у них стал вымерзать хлеб, и тогда Ен сотворил солнце. По третьей версии, вначале было создано солнце, а луна образовалась из его половинки, оторванной Омoлем. Вначале светила находились рядом, в центре неба; затем они были без участия демиургов разведены в разные стороны, после чего установился их суточный ход по небосклону.

Годовой ход солнца, был  установлен благодаря солнцеборческой деятельности земного богатыря-первочеловека Перы. Завершилось сотворение мира сооружением Еном неба, на которое он после победы над Омoлем в борьбе за космический верх удалился жить, больше не вмешиваясь в земные дела. Омoль (Куль) удалился жить под землю, по одной версии добровольно, по другой, - помещён туда Еном, заманившим его обманом в глиняный горшок. После чего создание трёхмерной по вертикали: мир верхний, мир средний и мир нижний структуры космоса было завершено.

Кроме наименований двух братьев (товарищей) - демиургов Ена и Омoля сохранилось лишь одно ещё наименование божества высшего ранга - Войпель. О поклонении к.-п. Войпель-болвану говорится в послании митрополита Симона в Пермь Великую в 1501 г. Многие исследователи традиционной культуры коми пытались реконструировать, как правило, чисто умозрительно, образ этого божества, приписывая ему различные функции: бог скотоводства, Луны, северного ветра и т.д. В коми фольклоре в легендах о Кудым-Оше, племенном вожде древних коми о Войпеле (Ойпеле) говорится как о добром божестве, покровительствующем людям, защищающем их от всевозможных бед и несчастий, помогающим обороняться от врагов. Согласно легендам, его изображение занимало центральное место на святилище древних коми.

 

 

 

  1. Христианизация древних коми-зырян

 

Важным этапом, закрепляющим Пермь вычегодскую в составе  Московского княжества, стала христианизация древних коми-зырян, проведённая  в 1380-е ростовским монахом из Устюга Стефаном (Пермским). Миссионерская  деятельность Стефана началась "на Пыросе и на Виледе" в 1379, где он крестил "нечестивые племени пермян". Местом своей резиденции Стефан избрал устье Выми, где находилась кумирница древних коми-зырян, а возле неё священная берёза, которой они поклонялись. Стефан сжег кумирницу, срубил священную берёзу и в 1380 воздвиг на их месте православный храм - деревянную церковь Благовещения. Отсюда началась проповедь христианства, которая постепенно распространилась не только на ближайшие вымские, но и вычегодские, и сысольские земли.

Согласно одному из вариантов "Жития", Стефан соорудил также  православный храм в Ульяново. Сохранилось  предание, в котором сообщается, что Стефан поставил деревянный крест  в д.Вендинга на Вашке. В 1382 он отправился в Москву к великому князю Дмитрию Ивановичу и митрополиту Пимену с просьбой поставить в Перми епископа. В 1383 в Усть-Выми была создана Пермская епархия, епископом которой поставлен Стефан. Вычегодско-Вымская летопись сообщает, что в 1384 по возвращении из Москвы Стефан по благословению митрополита и жалованию великого князя Дмитрия Ивановича начал строить церкви и монастыри. В Усть-Выми был воздвигнут большой соборный храм Благовещения пресвятой Богородицы, монастырский храм архистратига Михаила, а также монастырские церкви на Вотче и в Яренском городке, в которых Стефан поставил игуменов, священников и дьяконов.

Стефан Пермский выступал в Перми не только как духовный сановник, но и представитель московской администрации, наделённый большими полномочиями. Он получил от Дмитрия Донского право  беспошлинной торговли в русских  землях, сбор пошлин с приезжавших  в Пермь купцов, был наделён  и судебными функциями. Стефан принимал энергичные меры для защиты местного населения от набегов вогулов (манси), новгородских дружинников, вятчан, доставки хлеба из Устюга и Вологды в связи с голодом, постигшим коми-зырян в неурожайные годы. После очередного набега новгородцев в 1386 Стефан едет в Новгород с дипломатической миссией - просить прекращения набегов новгородцев на пермские земли и добивается успеха. Как сообщает Вычегодско-Вымская летопись, "Стефан поклонился владыке и бояром новгородским, дабы дружинником нодгородским не разорити впредь Пермскую землю и епархия Вычегодския земли беречи. Отпущен владыко Стефан от Ноугорода с милостью и дарами".

Важным итогом миссионерской  деятельности Стефана было создание коми азбуки, что положило начало древнекоми письменности. Азбука состояла из 24 букв по образцу греческих и русских букв с учётом графики начертания знаков, употреблявшихся в древнекоми "пасах" (знаках). Стефан учил грамоте коми-зырян, готовил кадры местного духовенства, переводил богослужебные книги на коми язык.

Проведённая христианизация частично объясняется уникальной личностью  Стефана, который, вероятно, в своей  деятельности в осн.использовал мирные методы. И все-таки успех его миссионерской деятельности был обусловлен пр.всего объективными обстоятельствами. Среди них главными являются экономические и политические интересы Московского княжества, заинтересованного в присоединении к своим владениям земель по Печоре и Вычегде. Христианизацией местного населения Московское княжество пр.всего стремилось подорвать позиции Великого Новгорода, своего основного соперника в борьбе за пермские и печерские дани. Согласно Вычегодско-Вымской летописи, в 1385 новгородский владыка, разгневанный тем, что московский владыка Пимен создал епархию в Перми, направил войско на Вымь. Епифаний Премудрый в "Житии Стефана Пермского" также сообщает о нападениях на Вымь новгородских ушкуйников.

 

 

 

  1. Смешение религий

 

Встреча пермского язычества  и православной христианской культуры, происшедшая в конце XIV века положила только начало христианизации коми. Включение  Перми в христианский мир обозначило лишь первый этап длительного взаимодействия двух разных религиозных систем. С  этого времени в мировоззрении  коми начались те же идеологические процессы, которые ранее переживало восточное  славянство и, шире, вся христианская Европа, где язычество оказалось "снято" в гегелевском смысле слова, а не отвергнуто окончательно и бесповоротно. В результате ассимиляции  языческих верований сложилась  народная версия христианской религии, отличная от официальной, догматической. Христианская по духу: с верой в Рождество Христа, его распятие и воскрешение из мертвых, "народная религия" в то же время сохранила многие аспекты дохристианской мифологии, которые, утратив специфику чисто языческих представлений, стали органичной частью именно христианской религиозной структуры.

Несмотря на сравнительно раннюю христианизацию и неоднократно предпринимавшиеся усилия по переводу религиозной литературы на коми язык, культура коми вплоть до ХХ века оставалась преимущественно бесписьменной. Поэтому трансляция основных христианских идей долгое время осуществлялась изустно, наряду с реминесценциями язычества и фольклором. Это способствовало различного рода контаминациям языческих и христианских сюжетов и образов в вербальных текстах, обслуживающих народную идеологическую систему.

В целом, народная религия  сохранила дохристианскую бинарность космогонической мифологии, однако, соотнесла образы божественных демиургов с образами христианского Бога и дьявола. Сохранив, таким образом, онтологическое равноправие основных персонажей божественной истории, космогония, тем не менее, объясняет сотворение именно христианского мира, поэтому включение в нее ряда библейских и апокрифических сюжетов, таких, как создание Богом Адама и Евы, плавание Ноя, или таких персонажей, как Михаил Архангел, Илья Пророк и др., выглядит вполне естественно. К космогонической серии примыкают легенды о страданиях Иисуса Христа на земле. Легенды повествуют о бегстве Христа от мучителей, его распятии на кресте, последующем обожествлении, а затем о вознаграждении и наказании людей, животных и растений за проявленные по отношению к Христу добро и зло. В легенде о нисхождении в ад, имеющем истоки в апокрифическом "Евангелии от Никодима", Христос показан демиургом, создающим звезды и разделяющим сутки на день и ночь.

Ассимиляция православным календарем дохристианского календаря привела  к замене культов некоторых языческих  богов земледелия и охоты культами православных святых. Такое смешение произошло ещё на восточнославянской почве, поэтому в мировоззрение  коми через принятое ими православие  проникли многие народно-христианские представления русских. По сути, восприятие Богородицы и Параскевы, как христианских заместителей женского божества плодородия, Ильи Пророка как бога грома, Георгия как покровителя лошадей, а Фрола и Лавра как покровителей скота и т.п. пришло через православие и через культурные контакты с севернорусским населением. Однако, на коми почве, вследствие ассимиляции народным православием и элементов местного язычества, в культах святых зазвучали новые акценты.

В первую очередь это касается системы храмовых и престольных  праздников, с их приуроченностью  к определенным датам земледельческого календаря. Каждое село имело храм и  престолы, посвященные определенным святым. Эти святые считались покровителями, патронами селения. Поскольку храм имел 2-3 престола, то каждое селение  имело в качестве покровителей 2-3 православных святых. Им были посвящены  так называемые престольные праздники, являвшиеся, по сути, основным событием культа святого. Как правило, каждый праздник был приурочен к весенне-летним и осенне-зимним датам земледельческого календаря. Установление праздника  нередко объясняется легендой о  том, что святой явился фактическим  спасителем селения от какого-либо бедствия: эпидемии, эпизоотии, набегов  хищников на скот и т.п. В праздник в честь святого к престолу приносились обетные дары или производилось обетное жертвоприношение. Несоблюдение праздника вызывало гнев святого. На работавшего в праздник святой насылал болезнь, его работа уничтожалась ветром, громом и молниями, ливнем, часто погибал и сам нарушитель.

Наиболее высоким сакральным статусом обладали двунадесятые праздники, а также праздники, посвященные  святым, известным как христианские заместители языческих божеств. Такие праздники, несмотря на привязанность  их к определенному храму, считались  общими и широко отмечались во всех селениях. К некоторым из этих праздников приурочивались кровавые жертвоприношения, которые объяснялись легендой. К  примеру, жертвоприношение коровы-нетели в праздник Рождества Богородицы в с.Богородск сопровождалось легендой о былом заклании прибегавшего в село в праздничный день оленя. Среди всех святых особый авторитет имел св. Николай Чудотворец. Он почитался как заступник за людей передзлыми духами. В легендах в образе седого старика он спускается с небес на землю и устанавливает нормы отношений между людьми и медведями, оказывает помощь попавшим в беду охотникам, наказывает за грех гордыни пустынника, отказавшего в ночлеге охотнику. Святые Изосима и Савватий спасают человека от мертвого колдуна, Власий оберегает коров от водяного, Параскева Пятница излечивает от болезней женщин и детей.

В большой степени христианизированной  оказалась система персонажей низшей мифологии. Духи воды, леса, домашних построек и проч. приобрели статус "нечистой силы", отсюда возможности замены автохтонных названий духов русскими "дьявол", "лешак", "бес". В народных представлениях образ водяного часто отождествляется с образом дьявола, причем мифологические тексты передают в портретных характеристиках водяного облик сатаны. В некоторых мифологических сюжетах леший выполняет функции христианского черта. Многие демонологические персонажи "вредят" людям тем, что пытаются заставить их нарушить нормы христианской этики.

Таким образом, факты говорят  о длительном процессе "охристианивания" всей языческой идеологической системы, включая мифологию, фольклор и обрядовую жизнь. Несмотря на это, изучение функционирования христианских образов в мировоззрении коми является ценным источником для реконструкции языческой мифологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, история религиозности народа коми имеет долгую историю. Предания фиксируют зарождение религиозных верований и начало становления национального христианского самосознания, разделяя массу народа на крестившихся коми и некрещёную чудь. Акты агрессивного вмешательства в религиозную жизнь язычников, в виде разрушения святилищ, а, возможно, и репрессий языческих религиозных лидеров, были обычной практикой процесса христианизации.

Первые сведения об основных догматах христианского вероучения коми получили от своего первосвятителя Стефана Пермского. Им же были переведены на коми язык основные книги для богослужения, в том числе и Божественная Литургия, а значит, создан терминологический аппарат для адекватной передачи основных понятий и догматов православия. Ситуация перехода к новой вере требовала простых и ёмких образов для доступного объяснения новокрещённым коми содержания христианской веры.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.