Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Уголовная ответственность за разглашение информации ограниченного доступа

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 20.05.13. Год: 2012. Страниц: 46. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?

Уголовная ответственность за разглашение информации ограниченного доступа

 

 

 

 

кафедра теории и истории права


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ ОГРАНИЧЕННОГО ДОСТУПА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ…………………………….…………

 

§ 1. Понятие и соотношение категорий «тайна» и «информация ограниченного доступа» …………………………………………………….

 

§ 2. Виды информации ограниченного доступа в уголовном праве …….

 

ГЛАВА 2. ЮРИДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ НОРМ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИХ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАЗГЛАШЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИНФОРМАЦИИ ОГРАНИЧЕННОГО ДОСТУПА ….…………………….

 

§ 1. Уголовная ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни, тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений и разглашение тайны усыновления (удочерения)…………………………………………………………………..

 

§ 2. Уголовная ответственность за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну …………………………………………………………………………

 

§ 3. Уголовная ответственность за разглашение государственной тайны и данных предварительного расследования ………………………………….

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………

 

 

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что Информация играет важную роль в жизнедеятельности человека, общества, кроме того, информация необходима для осуществления публичного управления. Информация, а также содержащиеся в ней сведения носят неоднородный характер, в этой связи существует объективная необходимость создавать особый правовой режим использования, хранения и передачи информации. Для охраны информации используются различные технические, организационные, а также правовые меры. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»[1] определяет, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

Необходимость правового регулирования отношений по поводу формирования и использования информации ограниченного доступа привела к появлению большого числа правовых актов в этой области, регулирующих, как правило, те или иные частные вопросы, связанные с различными видами тайн в самых разных сферах общественных отношений. В Российской Федерации в данный момент действует более 100 законов и свыше 500 иных нормативных актов, так или иначе затрагивающих проблему тайн. В законодательстве России в настоящее время для обозначения различных видов тайн используется несколько десятков терминов, а именно: государственная, коммерческая, служебная, личная, банковская, профессиональная тайна, тайна страхования, тайна совершения нотариальных действий, тайна усыновления, тайна предварительного расследования, и ряд других. Такая сложность системы правового регулирования информации ограниченного доступа объясняется рядом причин, одной из которых является отсутствие четкой классификации такой информации, неупорядоченность оснований для классификации.

Состояние регулирования отношений по поводу информации ограниченного доступа характеризуется тем, что с 1993 г. действует Закон Российской Федерации «О государственной тайне»; 29 июля 2004 г. был принят Федеральный закон «О коммерческой тайне», 27 июля 2006 г. был принят Федеральный закон «О персональных данных».

Создание правовой унифицированной базы защиты различных видов тайн находится на этапе становления. Несмотря на то, что количество федеральных законодательных актов, регулирующих те или иные аспекты различных видов тайн, превышает 600, нельзя сказать, что правовое обеспечение защиты тайны удовлетворяет потребностям современного общества.

В настоящее время в российском законодательстве отсутствует точное и четкое определение понятий «тайна», «секрет», «информация ограниченного доступа». Это приводит, прежде всего, к путанице в самом законодательстве, к размытости правотворческих ориентиров в информационной сфере, к разной трактовке пределов охраняемой законом тайны. Одно из негативных последствий такого состояния проблемы – крупные дефекты правореализационного процесса.

Анализ практики применения современного российского законодательства в сфере защиты информации ограниченного доступа показывает, что правовая неурегулированность отправных моментов отношений по охране тайны приводит к отсутствию или смешению правовых представлений граждан, должностных лиц и общественных объединений о тайне. Слабая регламентация охраны тайн частной жизни является одной из причин политических войн с использованием компромата.

В этой связи представляется достаточно актуальной необходимость в исследовании правового регулирования отношений по поводу формирования и использования информации ограниченного доступа, с целью выработать универсальные принципы регулирования этих отношений и определить необходимые для этого правовые средства с учетом специфики информации как объекта уголовно-правового регулирования.

Объектом исследования выступает совокупность общественных отношений связанных с установлением и реализацией уголовной ответственности за разглашение информации ограниченного доступа.

Предметом исследования являются  содержание уголовного законодательства Российской Федерации, регулирующего правоотношения, в связи с получением, использованием и защитой в уголовном праве сведений, составляющих охраняемую законом тайну.

Целью данной работы является рассмотрение нормативного закрепления и реализации уголовной ответственности за разглашение информации ограниченного доступа.

Основными задачами работы являются:

1) Дать понятие информации ограниченного доступа;

2) Раскрыть соотношение правовых категорий «тайна» и «информация ограниченного доступа»;

3) Дать юридический анализ уголовной ответственности за нарушение неприкосновенности частной жизни, тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений и разглашение тайны усыновления (удочерения);

4) Рассмотреть специфику уголовной ответственности за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну;

5) Раскрыть особенности правового регулирования уголовной ответственности за разглашение государственной тайны и данных предварительного расследования;

5) Сформулировать на основе обобщенного и проанализированного материала, предложения, направленные на совершенствование норм, предусматривающих уголовную ответственность за разглашение информации ограниченного доступа.

Теоретическая основа. При написании настоящей работы широко использовались научные труды отечественных и зарубежных авторов в области конституционного и уголовного права, среди которых можно выделить: Ахмедова С. Ш., Беловой Т.В., Занина К. А., Мальцева В.А., Морозова В.И., Романченко Р. В., Рахметова С. М., Шевердяева С. Н. и др.

В работе подвергнуты анализу нормы 10 федеральных законов, 2 законов Российской Федерации, 1 Указов Президента Российской Федерации, 3 постановления Правительства России.

Эмпирическую основу исследования составила судебная практика, разъяснения постановлений Пленума Верховного Суда РФ, нормативный материал по вопросам уголовной ответственности за разглашение информации ограниченного доступа. Данные конкретно-социологических исследований и отдельные факты, касающиеся разглашения информации ограниченного доступа, нашедшие отражение в средствах массовой коммуникации (газетах, в Интернете, на радио и в телевидении).

Методологическую основу работы составил диалектический метод познания. Методику исследования составили общенаучные и частнонаучные методы: контент-анализа документов, наблюдения, опроса.

Основные выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при подготовке методических рекомендаций по применению уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за разглашение информации ограниченного доступа.

Дипломная работа подготовлена в соответствии с приказом начальника Омской академии МВД России от «__» _______ 2011 г. № ___.

 

 

 


ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ ОГРАНИЧЕННОГО ДОСТУПА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ

 

§ 1. Понятие и соотношение категорий «тайна» и «информация ограниченного доступа»

 

Правовой институт тайны охватывает широкий круг разнородных общественных отношений, возникающих в различных сферах деятельности личности, общества и государства. Анализ понятия тайны при самом широком подходе позволяет определить данный термин, как нечто скрытое от понимания и восприятия людей. В.И. Даль толковал понятие тайна как «кто чего не знает, то для него тайна; все сокрытое, неизвестное, неведомое», в словаре С.И. Ожегова тайна – это «нечто неразгаданное, еще не познанное, либо нечто скрываемое от других, известное не всем, секрет»[2].

Таким образом, в понятии «тайна» можно выделить два значения. Первое заключается в том, что тайна – это область объективной реальности, которая недоступна пониманию человека и его восприятию вследствие объективно существующего уровня научно-технического знания. Другое значение понятия тайны связано с теми сведениями, которые уже известны отдельному человеку или группе лиц, но по различным причинам скрываются ими от других людей, групп лиц или государства.

Следует отметить, что тайна до правового регулирования отдельных ее элементов является социальным явлением, к признакам которого можно отнести следующие:

Во-первых, тайна – это конфиденциальная информация или секретные сведения о явлениях, процессах, событиях, происходящих в жизни людей, деятельности групп или государства. Во-вторых, разглашение данных сведений может принести ущерб, вследствие чего информация защищается от доступа к ней третьих лиц. В-третьих, негативная оценка обществом действий по разглашению тайны, и моральная ответственность имеет место практически во всех случаях разглашения тайны, поскольку связано с нарушением этических норм, в силу которых разглашение чужих тайн является безнравственным поступком[3].

В специальной литературе высказывается мнение о том, что «круг сведений, имеющих ограниченный доступ и именуемых конфиденциальными, настолько широк, что дать им единое и поддающееся буквальному толкованию определение не представляется возможным»[4]. Даже в самых недавних трудах, посвященных различным аспектам правовых тайн, отмечается, что «проблема тайны как цельного правового явления практически не изучена»[5]. До сегодняшнего дня предпринято лишь несколько попыток дать методологически значимое определение интересующего нас правового явления.

Так, С.Н. Шевердяев, уделивший внимание разработке дефиниции «тайна», полагает, что «в юридическом понимании тайна представляет собой имеющую действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности посторонним лицам информации, к которой нет свободного доступа на законном основании, и собственник которой принимает меры к обеспечению ее конфиденциальности»[6]. Эта формулировка заставляет задуматься о том, всегда ли информация является собственностью, и можно ли субъекта тайны в любом случае считать собственником информации. Если речь идет, например, о поверенных тайнах, то один из субъектов, а именно поверенный, – не собственник конфиденциальной информации. Имеющееся у него право распоряжения ею, как правило, строго ограничено целями его деятельности, а также интересами и открыто заявленной волей доверителя, который, в свою очередь, может быть, а может и не быть собственником конфиденциальной информации.

С точки зрения этимологии, слово «конфиденциальный» происходит от латинского co№fidetia – доверие и в современном русском языке означает «доверительный, не подлежащий огласке, секретный». Слово «секрет», которое также необходимо рассмотреть, заимствовано из французского secret – «тайна»[7]. Интересно, что в знаменитом словаре В. Даля также названы аналогичные значения: «конфиденциальная информация» – «откровенная, по особой доверенности, неоглашаемая, задушевная»[8]. Таким образом, можно сделать вывод о равнозначности понятий конфиденциальная информация, тайна и секрет.

Однако, как отмечает Лукичев К.Е. понятие тайны в правовой науке не совсем совпадает с понятием конфиденциальной информации, так как тайна означает ещё и правовой режим информации[9]. В соответствии со ст. 2 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» конфиденциальность информации – обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя[10].

Ранее ФЗ «об информации, информатизации и защите информации» указывалось, что конфиденциальная информация – документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации. В целом данное определение следует признать правильным, за исключением, может быть, того момента, что не всегда информация с ограниченным доступом является документированной, например сведения, составляющие личную и семейную тайну, не обязательно зафиксированы на материальном носителе.

В.В. Артемов  отмечает, что понятия «секретный», «конфиденциальный», «тайна» – равнозначны, в результате получается парадокс – секретная информация (государственная тайна) исключена из сферы секретной[11]. Правда, данное разделение информации оговорено фразой «по условиям ее правового режима», который действительно различается у сведений, составляющих государственную тайну, и у других сведений. Но все равно в данном случае эта норма закона противоречит определению конфиденциальной информации.

А.П. Кузнецов указывает, что исключение государственной тайны из состава конфиденциальной информации не согласуется и с международными актами[12]. В ст. 9 рассматриваемого федерального закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. Таким образом, к конфиденциальной информации должна быть отнесена вся информация с ограниченным доступом, составляющая любой вид тайны.

Если же обратить внимание на то, что информация имеет ценность в силу ее неизвестности посторонним лицам, возникают следующие вопросы. Исчерпывает ли фактор неизвестности информации всю совокупность факторов, определяющих ее ценность? Имеет ли ценность уже разглашенная информация? С одной стороны, разглашенная информация, как правило, теряет свое значение для лица, заинтересованного в ее сокрытии. С другой стороны, для тех, кто стремится использовать такую информацию, она представляет действительную или потенциальную ценность, более того, она может иметь и объективную социальную ценность вне зависимости от того, заинтересован ли кто-либо в ее непосредственном использовании. Видимо, речь нужно вести не просто о том, что информация ценна в силу ее неизвестности, а о том, что в связи с неизвестностью другим субъектам она имеет особое значение для ее обладателя. То есть, рассуждая о ценности закрытой информации, мы не можем упускать из вида субъекта тайны. Вне субъекта тайны не существует.

Тайна предполагает не просто информацию, а ее определенное состояние, правовой режим. Мы скрываем информацию потому, что она неблагоприятным для нас образом может повлиять на мотивацию поступков, на поведение и мнение других субъектов. Защищая те или иные сведения, мы, прежде всего, защищаем самих себя, свои собственные интересы. Вне этих интересов тайны не существует. Вместе с тем факт принятия или непринятия собственником мер по обеспечению конфиденциальности информации, составляющей содержание тайны, не представляется главным, хотя для многих правовых тайн он действительно весьма важен. Так, некоторые виды законодательно охраняемых тайн, например, тайна почтовых и телеграфных сообщений, не предполагают обязательных усилий по их охране со стороны собственника информации. А во многих случаях, связанных с сохранением личной или семейной тайны, она просто не сообщается посторонним лицам, но это не означает, что покушение на такую информацию с их стороны нельзя рассматривать как противоправное действие вне зависимости от того, принимались ли владельцем тайны те или иные меры по ее охране.

Интересный подход к определению понятия тайны предложен Букалеровой Л.А.: «Тайна заключается в том, что тайна представляет собой институт законодательства, то есть совокупность норм права, регулирующих отношения по поводу возникновения (создания), использования и защиты сведений, имеющих ценность для ее правообладателей, а также по поводу ответственности лиц, виновных в разглашении конфиденциальной информации»[13]. Представляется, что на сегодняшний день это определения являются наиболее точным из существующих в юридической литературе.

Термин «информация с ограниченным доступом» отражает юридические свойства предмета тайны. В пользу этого свидетельствуют многообразие существующих тайн, часть из которых не имеет характера абсолютных, наличие правовых возможностей доступа государственных органов к тайнам физических и юридических лиц, то обстоятельство, что конфиденциальная информация иногда может быть достоянием значительного числа субъектов. Фактор правомерного «ограничения доступа» уже сам по себе предполагает наличие особого правового режима такой информации, качественно отличающего ее от информации общедоступной. Это замечание имеет очевидное методологическое значение при исследовании тайны как правового явления, в том числе при изучении отдельных разновидностей тайн.

Существующие в праве разновидности ограничения доступа к информации многообразны и не всегда могут быть представлены в качестве тайн. Данное понятие шире, чем понятие «тайна». Правовую природу тайны целесообразно изучать с учетом общей специфики информации, составляющей тайну, принимая во внимание особенности ее правового состояния, ее правового режима. Если информация сохраняется в тайне, значит, последняя представляет собой не собственно информацию, а состояние запрета доступа к ней.

Итак, тайна как правовое явление представляет собой правомерное запрещение доступа к информации, несанкционированное получение, а также разглашение или иное использование которой может повлечь возникновение ущерба.

Предметом (содержанием) тайны является информация, доступ к которой запрещается или исключается тем или иным субъектом. При этом в предмет тайны может входить не только ее непосредственное содержание, но и сведения о наличии или отсутствии у субъекта такой тайны.

Субъектами права на тайну выступают физические или юридические лица, государство, а также иные субъекты. Они могут не только обладать собственными тайнами, но и получать доступ к тайнам других субъектов, в силу договора или закона приобретать определенные правомочия или обязанности по использованию чужой конфиденциальной информации. В этом отношении следует различать основные и производные субъекты тайны. При наличии только основного субъекта правоотношение по ее поводу может возникнуть лишь в том случае, если конфиденциальная информация станет доступной другим субъектам либо возникнет вероятность нарушения или изменения режима тайны, появления производных субъектов.

Объектом правоотношения по поводу тайны служат интересы, которым может быть нанесен ущерб в результате несанкционированного разглашения или использования конфиденциальной информации. Это могут быть интересы, как основного субъекта тайны, так и производных субъектов например, в случае неправомерного завладения нотариальной тайной наносится ущерб, в том числе, деловой репутации нотариуса, а также интересы третьих лиц и публичные интересы.

Таким образом, тайна как правовое явление представляет собой правомерное запрещение доступа к информации, несанкционированное получение, а также разглашение или иное использование которой может повлечь возникновение ущерба. Тайна – сложное и многогранно правовое явление. К сожалению, на сегодняшний день в законодательстве РФ не сформулировано точного и полного определения. Необходимость закрепления рассматриваемого явления не вызывает сомнений, т.к. его отсутствие вызывает значительные сложности в толковании объекта и предмета как в гражданском, так и уголовно – правовом регулировании.

Термин «информация ограниченного доступа» – понятие более широкое, чем тайна, отражает юридические свойства предмета тайны и предполагает наличие особого правового режима такой информации, качественно отличающего ее от информации общедоступной.

 

 

§ 2. Виды информации ограниченного доступа в уголовном праве

 

Уголовный закон, употребляя в статьях особенной части термин «тайна» не раскрывает его содержания. Тайна есть, прежде всего, сведения, информация. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» под информацией понимается – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления[14]. Сведения могут быть известны или доверены узкому кругу лиц. При этом основанием известности сведений тому или иному лицу может быть профессиональная или служебная деятельность последних, семейно – брачные отношения и пр. Общим для всех видов конфиденциальных сведений является тот факт, что свободный доступ к ним ограничен в силу предписаний федерального законодательства. Несанкционированное нарушение неприкосновенности охраняемой законом тайны влечет юридическую, в том числе и уголовную ответственность. На лицах, которым доверена такая информация, лежит правовая обязанность не нарушать ее конфиденциальность. Исходя из сказанного, тайну в уголовном праве можно определить как сведения (информацию), доступ к которым ограничен в соответствии с положением федерального законодательства и за несанкционированное нарушение конфиденциальности которых установлена уголовная ответственность[15].

В уголовно – правовой литературе обычно утверждается, что сведения (информация), составляющие ту или иную тайну, являются предметами соответствующих преступлений[16]. При этом традиционно считается, что предмет преступления – это, в первую очередь, вещь материального мира, имеющая определенные физические характеристики. Очевидно, что такими характеристиками может обладать какой-либо носитель информации. Но в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» под информацией понимаются и нематериализованные сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, отраженные в образах, в том числе и вербальных. Действительно, вполне возможно нарушение охраняемой уголовным законом тайны, которая не отражена в материальном носителе. Более того, в ряде составов Уголовного Кодекса Российской Федерации подразумевается уголовное преследование как раз за нарушение тайны определенной информации, не отраженной в материальном носителе.

Однако более всего важен факт, как действующее законодательство определяет юридическое существо тайны. Так, в преамбуле Закона РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 года (в ред. федерального закона от 18.07.2009 г.) указывается, что настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

Следовательно, юридически значимая тайна лежит в основе возникающих определенных отношений. Представляется, что взятые под специальную охрану тайные сведения являются первопричиной возникающих на их основании отношений между субъектами, в нашем случае – уголовного правоотношения, возникающего по поводу несанкционированного нарушения неприкосновенности той или иной тайны. Именно поэтому сведения (информация), составляющие ту или иную тайну, должны расцениваться в уголовном праве как объект, т.е. как интерес (благо) уголовно – правовой охраны, реализующийся и существующей в форме общественного отношения, по его защите.

Именно характер общественных отношений, возникающих по поводу интересов охраны той или иной тайны, должен лежать в основе видовой классификации тайны в уголовном праве. Анализ непосредственных объектов составов преступлений, предусмотренных статьями УК РФ, позволяет выделить виды уголовно – правовой охраны. Так И.Л. Петрухин проводит классификацию тайн по ряду оснований, и выделяет публичные, военные, религиозные тайны[17].

Формирование тайны как социального института и предопределило необходимость ее законодательного регулирования. В настоящее время нет четкой и единой классификации видов тайн, хотя действующими нормативными актами установлено свыше 30 ее разновидностей. Определенные попытки такой классификации предприняты учеными. Артемов В.В. предлагает следующие основания разделения информации по видам тайны:

1. Собственники информации (по отдельным видам они могут частично совпадать).

2. Области, сферы деятельности, в которых может быть информация, составляющая данный вид тайны.

3. На кого возложена защита данного вида тайны[18].

По содержанию защищаемая информация может быть разделена на политическую, экономическую, военную, научную, технологическую, личную, коммерческую.

Одним из основных видов тайны является личная тайна, связанная с обеспечением конституционных и иных прав личности. Право человека на тайну личной жизни как абсолютное правовое благо определено в Конституции РФ (ст. ст. 23, 24) и Международном стандарте ООН в области защиты прав и свобод человека (ст. 17 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года) и отражено в составах УК РФ, сформулированных в ст. 137 «Нарушение неприкосновенности частной жизни» и ст. 138 «Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений». Таким образом, можно говорить о двух разновидностях личной тайны как объекта уголовно – правовой охраны: частной жизни и личной переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Тайна усыновления связана с интересами охраны семейной жизни и, в уголовно – правовом смысле, выражается в установлении уголовной ответственности за разглашение тайны усыновления (удочерения). Согласно ст. 155 УК РФ тайна усыновления может быть двух разновидностей. Во-первых, ею обладают лица, которые обязаны хранить факт усыновления как служебную или профессиональную тайну (судьи, работники местных администраций, органов опеки и попечительства и прочие лица, указанные в части 1 статьи 139 СК РФ), во-вторых, все другие лица, если установлены их корыстные или иные низменные побуждения при разглашении этой тайны без согласия обоих усыновителей.

Коммерческая (в том числе банковская) тайна связана с интересами обеспечения законной предпринимательской деятельности (ч. 1 ст. 2 ГК РФ). В целом коммерческая тайна определена в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О коммерческой тайне» от 29 июля 2007 года как научно – техническая, коммерческая, организационная или иная используемая в предпринимательской деятельности информация, которая имеет действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам и к которой нет свободного доступа на законном основании[19]. Содержание банковской тайны определено в ст. 857 ГК РФ. В то же время нормативные акты регламентируют перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую (банковскую) тайну (информация об учредительных документах, регистрационном удостоверении, лицензии, патенте, о платежеспособности, об уплате налогов и обязательных платежей).

Уголовная ответственность за нарушение коммерческой и банковской тайны, предусмотренная ст. 183 УК РФ наступает при: собирании сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, в целях разглашения либо незаконного использования этих сведений; незаконном разглашении или использовании сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, без согласия их владельцев[20].

Следующим видом тайны является государственная тайна. Этот вид тайны неоднократно указывается в статьях УК и имеет непосредственное уголовно – правовое значение, связанное с обеспечение внешней безопасности государства и государственной безопасности в целом. В соответствии со ст. 2 Закона «О государственной тайне» государственную тайну Российской Федерации составляют защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно – розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб Российской Федерации[21]. В ст. ст. 275 и 276 УК прямо указывается, что на основе сохранения неприкосновенности государственной тайны обеспечивается не просто «государственная безопасность» в широком понимании, а внешняя безопасность государства. В ст. 283 УК РФ речь идет уже не только о внешней, а о безопасности России в формально неопределенном смысле слова.

Таким образом, государственная тайна в уголовно – правовом отношении находится в основе комплекса двух интересов уголовно-правовой охраны: внешней безопасности государства и безопасности государства как таковой.

Должностная служебная тайна связана с интересами государственной службы и службы в органах местного самоуправления и носит опосредованный характер, так как прямое указание в статьях гл. 30 УК РФ на пределы охраны должностной тайны отсутствует. Тем не менее, федеральное законодательство связывает доступ к профессиональным сведениям закрытого характера именно с должностным статусом лица, которому эти сведения стали известны по службе. Поэтому при нарушении неприкосновенности этой секретной информации страдают интересы службы. Так, в частности, федеральное законодательство прямо указывает на противоправность нарушения конфиденциальности таких сведений, совершенного: судьями – в отношении тайны совещания при постановлении приговора по уголовному делу, должностными лицами Банка России – в отношении сведений, составляющих банковскую тайну, должностными лицами налоговой инспекции – в отношении сведений о вкладах граждан и организаций. Представляется, что при умышленном характере разглашения должностной служебной тайны содеянное должно квалифицироваться по ст. 286 УК РФ как совершение виновным деяния, явно выходящего за рамки его должностной компетенции.

Свидетельская тайна как объект уголовно – правовой охраны воплощается в институте свидетельского иммунитета от уголовной ответственности за совершение ряда преступлений против правосудия и основывается на семейно – брачных отношениях либо профессиональных должностных обязанностях. Свидетельский иммунитет как особый порядок наступления уголовной ответственности для определенного круга лиц при совершении ими некоторых преступлений против правосудия, основан на обладании правом на свидетельскую тайну и получил закрепление в примечаниях к ст. ст. 308, 316 УК РФ. Свидетельская тайна здесь является специальной разновидностью тайны семейной, но в силу того, что с ней связаны интересы правосудия как основного непосредственного объекта, она приобретает самостоятельное уголовно – правовое значение.

В круг лиц, обладающих свидетельской тайной на основе семейно – брачных отношений, помимо супруга включены близкие родственники, т.е. родители, усыновители, дети, усыновленные, родные братья и сестра, дед, бабка, внуки. Однако представляется целесообразным определить круг близких родственников, пользующихся свидетельским иммунитетом на основе данного вида тайны именно в УК, при этом в круг лиц, пользующихся свидетельским иммунитетом на основании семейных и родственных связей, должны включаться в соответствии со ст. 67 СК РФ родители, дед, бабка супруга.

Вторая разновидность свидетельской тайны связана с интересами охраны сведений, составляющих служебную и должностную тайну в силу исполнения лицом профессиональных обязанностей. Защитнику принадлежит право отказа от дачи показаний об обстоятельствах, ставших известными в процессе оказания юридической помощи, священнослужитель обладает правом отказа от дачи показаний по обстоятельствам, ставшим известными ему из исповеди. Также в федеральном законодательстве существуют прямые указания на возможность отказа от дачи свидетельских показаний лицами, обладающими: государственной, нотариальной, врачебной и иными видами тайны. При этом мы вновь имеем дело со специфическим уголовно – правовым значением должностной либо служебной тайны, ибо она становится объектом уголовно – правовой охраны в связи с обеспечением отправления правосудия и осуществления предварительного расследования. Следовательно, последняя приобретает характер свидетельской тайны, основанной на исполнении профессиональных или должностных (служебных) обязанностей лица.

Тайна безопасности участников правосудия. Социальная обусловленность уголовно – правовой охраны данной информации не вызывает сомнений. Содержание тайны безопасности участников правосудия составляет информация о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников правосудия, названных в ст. 311 УК. Система мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества указанных лиц определена в Федеральном законе «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20.04.1995 №45 – ФЗ (в ред. от 17.07.2009[22]). Тайна безопасности субъектов порядка управления является основанием обеспечения безопасности субъектов порядка управления – должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов. Содержание сведений, составляющих данную тайну, полностью совпадает с содержанием закрытой информации, составляющей тайну безопасности участников правосудия.

Также хотелось бы обратить внимание на существующую проблему конфиденциальности сведений (информации). Проблема конфиденциальности относится к кругу вопросов, которые, балансируя на грани права и этики, не могут быть адекватно урегулированы в законодательстве в силу того, что суть предмета не сводится к основным правовым институтам, и поэтому выработать отношение к ней законодателю удалось не сразу. На сегодняшний день существует единственная общая норма Конституции о защите права на личную тайну и ряда сопутствующих прав. Гражданский кодекс Российской Федерации более детально урегулировал возможности такой защиты. С точки зрения правовой теории при рассмотрении дел и споров, вытекающих из непосредственного применения такой защиты, право решать эти вопросы остается за судьями, которые лишены возможности руководствоваться практикой, так как обобщения материалов по конфиденциальности информации не выпускалось. Информация становится конфиденциальной по природе своего происхождения, а не в силу содержания. В современных правовых системах охраняются многочисленные тайны индивида, охватывающие самые разноплановые аспекты его бытия. Под правом на тайну понимается неотчуждаемое абсолютное право индивида на сокрытие от третьих лиц сведений, имеющих отношение к самопроявлению лица в социуме, если эти сведения отнесены к тайнам законом или если носитель права предпринимает определенные меры к тому, чтобы некоторая информация не была разглашена. Конфиденциальность информации особую значимость приобретает в личной тайне и тайне семейной. Семейная тайна представляет собой семейные отношения, такие как состояние в открытом, реальном или гражданском браке, тайна усыновления, а именно: тайна факта усыновления, тайна подлинных имен, место рождения ребенка, если таковые были изменены в соответствии с нормами Семейного Кодекса Российской Федерации, а также сведения о его кровных родителях. Конституция РФ объединяет защиту личной и семейной тайны. Субъектами личной и семейной тайны гражданина являются все третьи лица и организации, в силу должности и обстоятельств посвященные в эту тайну. Законодатель устанавливает уголовную ответственность за нарушение семейной тайны, которая отражена в статье 155 УК РФ.

В литературе предлагается деление тайн по объекту защиты на три основные группы.

1. Абсолютная тайна – ее защита направлена против любого вмешательства, отличительным ее признаком является то, что она не может быть разглашена ни при каких обстоятельствах (в т.ч. и в суде) без разрешения лица – первоисточника (часть адвокатской, депутатской тайн, тайна исповеди, тайна голосования).

2. Относительно-абсолютная тайна – для ее оглашения (даже в суде) необходимо преодолеть определенные рубежи защиты (подписка о неразглашении, назначение закрытого судебного заседания). К этой категории относится, например, тайна вкладов.

3. Относительная тайна – целью ее защиты может быть охрана от конкурентов, посторонних людей, от широкого распространения и т.д., но давать показания относительно сведений ее составляющих, является обязанностью допрашиваемых лиц (сведения о заработной плате, охватываемые личной тайной, врачебная тайна)[23].

Следующим видом тайны в уголовном праве является врачебная тайна – это сведения о факте обращения пациента за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при обследовании и лечении пациента, включая информацию о семейной, интимной жизни пациента, а также его родственников. Правовая регламентация врачебной тайны в России содержится в ряде нормативных документов. Прежде всего, в ст. 23 Конституции РФ, в которой записано, что каждый имеет право на неприкосновенность личной жизни, личную и семейную тайну. Нарушение этого права допускается лишь на основании судебного решения. В ст. 24 Основного закона РФ отмечается, что сбор, хранение и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается. В развитие этих статей Конституции был издан Указ Президента РФ от 6 марта 1997 №188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера». Важно заметить, что сведения, связанные с профессиональной деятельностью, начинаются с указания на врачебную тайну, правовой режим которой представляется аналогичным режиму налоговой тайны. И та, и другая информация относится к категории служебной.

Наконец, в Федеральном законе «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» в ст. 30 «Права пациента» указано, что при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении в соответствии со ст. 61 «Врачебная тайна», в которой подробно рассматриваются вопросы, связанные с сохранением врачебной тайны, приводятся условия допустимости ее разглашения. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей.

В ст. 150 Гражданского кодекса РФ указано, что личная тайна относится к нематериальным (неимущественным) благам человека, неотчуждаемым (неразрывно связаны с личностью их носителя, что означает невозможность их отчуждения) и непередаваемым иным способом. Гражданин, право которого на сохранение врачебной тайны нарушено и вследствие этого причинен моральный вред, имеет право потребовать компенсацию морального вреда в соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ. Необходимо помнить, что под моральным вредом понимаются физические и нравственные страдания гражданина вследствие нарушения нематериальных благ или личных неимущественных прав. Моральный вред подлежит возмещению в полном объеме, но при определении размеров компенсации должны учитываться требования разумности и справедливости. В ст. 13.14. Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях предусмотрена ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей (врачебная тайна). Субъектами ответственности за разглашение информации ограниченного доступа являются граждане и должностные лица. Субъективная сторона правонарушения предполагает умышленное разглашение конфиденциальной информации.

Семейный кодекс РФ в п. 2 ст. 15 устанавливает, что результаты обследования лица, вступающего в брак, составляют медицинскую тайну и могут быть сообщены лицу, с которым оно намерено заключить брак, только с согласия лица, прошедшего обследование. Эти результаты включают в себя сведения о состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и любые иные сведения, полученные при обследовании. Необходимость получения согласия лица, прошедшего медицинское обследование (или его законного представителя), на передачу другим лицам сведений о его результатах является общим правилом, которое применяется во всех жизненных ситуациях, включая и связанную с заключением брака. Гражданину перед проведением медицинского обследования предварительно должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений.

Основанием уголовной ответственности является виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания. В главе 19 УК РФ – «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина» – имеется статья 137 – «Нарушение неприкосновенности частной жизни», в соответствии с которой квалифицируется ответственность за нарушение врачебной тайны. Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении или в средствах массовой информации, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности и причинили вред правам и законным интересам граждан. Стоит отметить, что вышеизложенные классификации не являются исчерпывающими и их разработка еще предстоит науке и законодательству. Отсутствие четкой классификации конфиденциальной информации, неоформленность их правовых режимов в законодательстве приводит к значительному числу противоречий и пробелов, но несмотря на это важно также заметить, что законодательством четко выражена и установлена ответственность за несанкционированное разглашение сведений, относящихся к тайне и конфиденциальной информации.

 


ГЛАВА 2. ЮРИДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ НОРМ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИХ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАЗГЛАШЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИНФОРМАЦИИ ОГРАНИЧЕННОГО ДОСТУПА

 

§ 1. Уголовная ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни, тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений и разглашение тайны усыновления (удочерения)

 

Нормы статей 137 и 138 УК России предусматривают уголовную ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни, а также тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений. Основным объектом преступного посягательства выступают общественные отношения, складывающиеся по поводу реализации конституционного принципа неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, предусмотренного  ч. 1 ст. 23, ч. 1 ст. 24 Конституции РФ.

Объективная сторона составов преступления выражается в незаконном собирании или распространении сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространении этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или СМИ. При этом, под сведениями о частной жизни лица, составляющими его личную или семейную тайну, понимается любая информация о фактах из жизни лица или его семьи, личных и семейных связях, воззрениях, привычках, традициях, пристрастиях, увлечениях и др[24].

Под собиранием сведений понимается совершение любых действий, в результате которых виновный приобретает указанную информацию и становится ее фактическим обладателем. Под распространением сведений понимается их сообщение виновным третьим лицам любым способом и в любой форме как на возмездной, так и безвозмездной основе.

Собирание и распространение сведений будет незаконным в том случае, если указанные действия совершаются виновным без согласия лица и в нарушение действующего законодательства[25].

Под распространением сведений в публичном выступлении понимается их оглашение в ходе выступления в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи (на митинге, демонстрации, пикетировании, шествии, собрании, конференции, семинаре и т.д.). При распространении сведений в публично демонстрирующемся произведении указанные сведения должны быть составной неотъемлемой частью произведения науки, литературы или искусства как объекта авторского права или смежных прав (об объектах авторского права и смежных прав.

Под публичной демонстрацией произведения понимается публичный показ, публичное исполнение или сообщение произведения для всеобщего сведения, т.е. любой показ, исполнение или сообщение произведения, фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания непосредственно или с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи.

Под распространением сведений в СМИ понимается их распространение в периодических печатных изданиях, радио-, теле-, видеопрограммах, кинохроникальных программах, иных формах периодического распространения массовой информации. Под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.

Под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год[26].

Статья 138 Уголовного кодекса РФ предусматривает ответственность за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений. Основной объект преступного посягательства – это общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений. Объективная сторона ст. 138 УК РФ, выражается в нарушении тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан. Это любые незаконные действия, в результате которых информация, содержащаяся в письмах, телефонных переговорах, почтовых, телеграфных или иных сообщениях, становится известной виновному. Действия, влекущие нарушение тайны, являются незаконными, если они совершаются помимо воли лица и в нарушение действующего российского законодательства.

Использование специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, предполагает нарушение тайны при помощи специального оборудования, позволяющего получать информацию незаметно для лица. Примерная классификация и перечень технических средств, предназначенных для негласного получения информации, указывается в постановлении Правительства РФ от 10.03.2000 № 214 «Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, и списка видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию»[27].

Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ч. 3 статьи 138 УК РФ, выражается в незаконном производстве, сбыте или приобретении специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации. Под производством технических средств понимается их разовое или серийной изготовление. Под сбытом технических средств понимается их фактическое отчуждение как на возмездной, так и безвозмездной основе. Под приобретением технических средств понимается совершение любых действий, в результате которых виновный становится владельцем (фактическим обладателем) технических средств (покупка, мена, получение в дар и т.д.).

Под незаконным производством, сбытом или приобретением технических средств понимается совершение указанных действий без получения лицензии, выданной ФСБ России. ч. 9 ст. 6 Закона об оперативно-розыскной деятельности; ст. 1 Указа Президента РФ от 09.01.1996 № 21 «О мерах по упорядочению разработки, производства, реализации, приобретения в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы, а также использования специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации»[28].

В случае приобретения технических средств обязательным для квалификации деяния как преступления является установление цели - сбыта указанных средств. Под сбытом понимается совершенное любым способом отчуждение технических средств как на возмездной, так и безвозмездной основе (продажа, мена и т.д.).

Одним из видов охраняемой персональной информации является тайна усыновления (удочерения), разглашение которой признается преступлением, предусмотренным в ст. 155 УК РФ[29]. Общественная опасность этого деяния характеризуется тем, что нередко оно совершается в совокупности с иными, более тяжкими преступлениями: должностными злоупотреблениями, похищением, торговлей, незаконным усыновлением детей и другими. Можно предположить, что недостаточная защищенность государством тайны усыновления является одним из факторов, снижающих общее количество усыновлений в России. По сравнению с 1991 г. к 2001 г. усыновлений уменьшилось вдвое, в 1991 г. было усыновлено 15 964 детей, в 2001 г. - 7000[30].

Несмотря на наличие ряда норм различных отраслей действующего законодательства, направленных на охрану тайны усыновления, ряд моментов этой процедуры еще не урегулирован, о чем свидетельствует и высокая латентность преступлений, предусмотренных ст. 155 УК РФ. Так в России в 2000 г. по указанной статье было осуждено 36 человек, в 2001 - 16, в 2002 - 15, в 2003 - 10. Представляется недостаточным внимание законодателя и правоприменителя к охране информационного оборота в делах по усыновлению.

Представляется, что формулирование уголовно-правовой нормы, предусматривающей незаконные действия по усыновлению (удочерению) детей, передаче их под опеку (попечительство), на воспитание в приемные семьи (ст. 154 УК) было вызвано тем, что в России большое распространение получили злоупотребления, подлоги, иные незаконные действия с несовершеннолетними. Так в письме Министерства образования РФ от 2 апреля 1997 г. «О порядке предоставления информации о детях, подлежащих усыновлению» как нарушение действующего законодательства рассматривались факты незаконного размещения в компьютерной сети Интернет рядом организаций США, специализирующихся на усыновлении детей, сведений о российских детях, оставшихся без попечения родителей. При этом было установлено, что указанная информация была неправомерно скопирована из региональных и федерального банков данных России[31].

Проанализируем нормативные акты, предусматривающие нормы об охране информации об усыновленных детях, детях, оставшихся без попечения родителей. Основным международно-правовым актом в данной области является «Конвенция о защите детей и сотрудничестве в области межго­сударственного усыновления», принятая в Гааге 29 мая 1993 г.[32], которая предусматривает, что компетентные власти договаривающихся государств обеспечивают сохранность имеющейся у них ин формации относительно происхождения ребенка, в особенности сведений о личных данных его или его родителей, медицинских данных (ст. 30.1), а также обеспечивают доступ ребенка или его представителя к такой информации под надлежащим надзором и в той степени, в какой это допускается законодательством этого государства (ст. 30.2).

В России законодатель последовательно признает тайну усыновления охраняемой информацией и регулирует ее оборот нормами различных отраслей права. Например, ст. 257 Трудового кодекса РФ предусматривает, что работникам, усыновившим ребенка, предоставляются отпуска в размере 70 календарных дней, а при усыновлении двух и более детей – 110 календарных дней[33]. При этом лица, осве­домленные об усыновлении ребенка (детей), при оформлении отпусков обязаны сохранять тайну усыновления[34]. Круг таких лиц достаточно широк: это врачи, медицинские сестры, начальники отделов кадров, руководители предприятий, учреждений, организаций. В ст. 139 Семейного кодекса сказано, что тайна усыновления ребенка охраняется законом. Судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, или должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять его тайну.

Сама процедура усыновления, с одной стороны, достаточно сложна и требует оформления большого количества документов, что обусловлено важностью принятия правильного решения при определении дальнейшей судьбы ребенка, оставшегося без попечения родителей. С другой стороны, сбор, оценка, передача, заверение, хранение большого количества документов усложняет их охрану от недобросовестных должностных лиц, лиц, имеющих доступ к их проектам и к готовым документам. Сотрудники домов ребенка, школ, детских садов, загсов, паспортно-визовой службы, органов народного образования различного уровня, судьи, прокуроры при выполнении своих должностных обязанностей становятся носителями информации о потенциальном или свершившемся факте усыновления.

При совершении процедуры усыновления собирается персональная информация, содержащаяся в большом количестве документов, которые составляются, хранятся должностными лицами, служащими, иными субъектами. Так, сначала информация о ребенке, оставшемся без попечения родителей, собирается в детских домах, домах ребенка, школах, детских садах, родильных домах. Учет детей, подлежащих усыновлению, ведется в районных, городских отделах народного образования согласно «Инструктивно-методическим рекомендациям по вопросам усыновления (удочерения) несовершеннолетних» от 31 января 1991 г. В указанных организациях информация обрабатывается для передачи в Министерство образования Российской Федерации, формирующее федеральный банк данных. Согласно постановлению Правительства РФ от 3 августа 1996 г. «Об организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей» в функции министерства входит ведение учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей; подборка кандидатуры для лиц, обратившихся в данное министерство и изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью; выдача направлений в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для посещения ребенка по его фактическому месту жительства (нахождения) и решения вопроса о передаче ребенка на воспитание в семью; предоставление соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по их запросу) сведений, имеющихся в федеральном банке данных.

Представляется, что утечка информации может происходить на любом этапе, так как интеллектуальная и правовая оценка, принятие решения о включении тех или иных сведений в федеральный банк данных производится недостаточно точно определенным в законе крутом должностных лиц (сотрудников органов опеки и попечительства, органов народного образования на местах).

Техническая сторона сбора и машиночитаемого формирования необходимых сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потенциальных усыновителях собирается, обрабатывается, вносится в банк данных служащими, не являющимися должностными лицами. Таким образом, обладателями информации может стать неопределенный и недостаточно контролируемый круг лиц, имеющих доступ к сведениям о потенциальных усыновляемых или усыновленных. Это затрудняет или делает практически невозможным выявление источника общественно опасной утечки охраняемой информации.

Представляется необходимым уменьшить количество лиц, имеющих доступ к подобной информации. В частности, возможно выделение конкретного сотрудника, специализирующегося на делах об усыновлениях. При этом ему можно предусмотреть дополнительную оплату труда за «секретность».

Основной стадией процедуры усыновления признается рассмотрение судом дела об усыновлении (удочерении) ребенка в порядке особого производства, регламентированного в гл. 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации[35]. Так, согласно ст. 273 ГПК РФ, заявление об усыновлении суд рассматривает в закрытом судебном заседании.

В период прохождения основной и последующей стадий процедуры усыновления, на наш взгляд, также ослабевает контроль за сохранностью информации. Так, согласно ч. 3 ст. 274 ГПК РФ, копия решения суда об усыновлении ребенка направляется судом в течение 3 дней со дня вступления решения суда в законную силу в орган записи актов гражданского состояния по месту принятия решения суда для государственной регистрации усыновления ребенка. На основании справок о записях в актах гражданского состояния соответствующие отделы паспортно-визовой службы органов внутренних дел вносят изменения или вновь создают официальные личные документы усыновителей и в определенных случаях усыновленных. На этом этапе сотрудники органов ЗАГСа и внутренних дел становятся обладателями информации об усыновленных и усыновителях. Необходимые заявления, согласно порядку ведения документооборота, поступают начальникам данных служб, а потом другие их сотрудники собирают необходимые документы, проверяют их правильность и готовят новые официальные документы. В органах ЗАГСа и ОВД документооборот об усыновленных и усыновляемых не выделен в отдельное производство, что усложняет установление источника незаконного получения информации заинтересованными лицами на этих стадиях процедуры усыновления.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.