Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Теория монополии и проблемы рыночной власти

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.05.13. Год: 2012. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?

Тольяттинский    Государственный   Университет

 

Институт Финансов, Экономики и Управления

 

Кафедра: Экономика  и финансы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по предмету: Микроэкономика

«Теория монополии и проблемы рыночной власти»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                             Выполнила: студентка 

                                                                                                             1 курса группы ЭКБ-

 

 

 

                                                                                                            Научный руководитель:

                                                                                                            к.э.н,доцент
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тольятти,2012

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3

1.Понятие и виды монополий. Сущность монополизма……………………….5

1.1Причины существования монополий и толкование «монополии»……………………............................................................................51.2 Виды и формы монополий……………………………………………….…...7

1.3Воздействие естественных монополий на экономику реформируемой России……………………………………………………………………………...9

2. Антимонопольная политика и проблемы рыночной власти……………….12

2.1 Рыночная структура. Проблемы рыночной власти……………………….12

 

2.2 Выявленные современные методы антимонопольного регулирования…16

 

2.3Направления совершенствования антимонопольного регулирования…...19

 

2.4. Система государственного регулирования естественных монополий в России……………………………………………………………………………23

 

2.5 Государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой экономикой………………………………………………...29

 

Заключение………………………………………………………………………33

 

Список использованных источников…………………………………………..35

 

 

Введение

Проблема монополизма в экономике вызывает интерес экономистов на протяжении почти всего двадцатого столетия. Эта тема была и останется актуальной до тех пор, пока существуют мировые экономические гиганты, прочно занимающие монополистическое место в производстве. К монополиям можно относиться по-разному, общество борется с ними более ста лет, однако нельзя видеть в монополиях все мировое зло или считать только их основой экономического благосостояния. В данной работе будет рассматриваться актуальная во все времена тема касающаяся монополий, как особых форм рынка. Объектом изучения являются модели рынка, а предметом – сама монополия. Целью  курсовой работы является рассмотрение и изучение теории монополии, структуры рынка. Задачами являются:  выявление актуальных проблем рыночной власти, а также поиск путей совершенствования антимонопольного регулирования, раскрытие смысла теории монополии, анализ существующих данных, статистик деятельности монополии России и развитых стран.

Рассмотрим точки зрения, существовавшие на этот счёт и имеющие определенную роль в экономике:

Немецкий социал-демократ Рудольф Гильфердинг (1877-4941) в своем труде "Финансовый капитал" (1910) особое внимание уделял монополиям в банковском деле. Он считал, что банковские монополии подчиняют себе промышленность. Р. Гильфердинг рассматривает понятие "финансовый капитал" – капитал, находящийся в распоряжении банков, но прилагаемый к промышленному производству. Утверждение господства финансового капитала открывает дорогу к замене свободной конкуренции планомерной организацией экономики. Австрийский марксист Карл Каутский (1854-1938) в отличие от Р. Гильфердинга акцентировал внимание на промышленных монополиях. В 1914 г. им была выдвинута теория ультраимпериализма. Капитализм, по его мнению, в будущем может вступить в стадию ультраимпериализма. Монополии, сложившиеся в отдельных странах и отраслях, сольются в единый всемирный картель. Это приведет к устранению конкуренции, замене анархии производства планомерным регулированием хозяйства в мировом масштабе. Аналогичную позицию абсолютного противопоставления монополии и свободной конкуренции занимал Владимир Ильич Ленин (1870-1924), хотя он критикует теоретические построения Р. Гильфердинга и К. Каутского. Его взгляды наиболее полно изложены в работе "Империализм как высшая стадия капитализма" (написана в 1915-191б гг., опубликована в 1917 г.). Установление господства монополий, как считал В.И. Ленин, означает смену капитализма свободной конкуренции империализмом, т.е. монополистическим капитализмом. Свободная конкуренция неизбежно ведет к концентрации производства и капитала; эта концентрация вызывает к жизни монополии; монополии ограничивают свободу конкуренции. Йозеф Шумпетер (1883-1950). В отличие от традиционного, воспринятого и марксистами, противопоставления монополий и конкуренции, Й. Шумпетер видит возможность их позитивного взаимодействия. Не всякая конкуренция эффективна для экономического роста. Эффективной Й. Шумпетер считает только конкуренцию, основанную на снижении издержек производства и повышении качества продукции за счет технических, организационных и управленческих новаций. Эдвард Чемберлин (1899-1967). Чемберлин исходит из того, что чистая конкуренция между товаропроизводителями возможна лишь в том случае, если все они создают абсолютно идентичный продукт и продают его в совершенно идентичных условиях ничем не отличающимся друг от друга покупателям.
Таким образом, опираясь на взгляды перечисленных выше известных людей, перейдём к рассмотрению непосредственно теории монополии и рыночной власти.

 

1.     Понятие и виды монополий. Сущность монополизма

1.1       Причины существования монополий и толкование «монополии»

 

Монополией называется абсолютное доминирование на рынке, когда один производитель товаров или услуг обеспечивает подавляющую часть спроса.

Возникновение монополий по экономическим причинам обусловлено различиями в эффективности функционирования различных производителей товаров и услуг. Если какая-то компания в состоянии поддерживать уровень удельных издержек ниже, чем у всех остальных потенциальных производителей и при этом обеспечить потребности рынка, она, в конечном итоге, становится единственным производителем и, таким образом, монополистом. Одна единственная фирма обладает контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Пример: алмазная монополия «Де Бирс» опирается на контроль над сырьем; фирма «Ксерокс» контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией, потому что она обладала знаниями в области технологий, в ряде случаев защищенных патентами.

         Возникновение монополий может быть также связано с политическими причинами, в частности, с наделением компаний теми или иными привилегиями. В этом случае доминирование на рынке обусловливается не столько характеристиками эффективности, сколько данными привилегиями и вытекающими из них ограничениями для остальных участников рынка. Монополии существуют, так как они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некого блага. В некоторых случаях государство оставляет за собой право на монополию; в ряде стран только государственные монополии могут продавать табак.

       Выделяется также понятие «естественных монополий», то есть монополий, существование которых связано с некими «естественными» природными и технологическими факторами. Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией. И причина здесь – экономия от масштаба – чем больше произведено продукции, тем меньше ее стоимость.

Толкование «монополии» различными источниками

1)Монополия — это. рыночная структура, которая предполагает, что одна фирма является единственным производителем продукта, не имеющего аналогов. При этом покупатели не имеют возможности выбора, так как отсутствует дифференциация продукции, и вынуждены приобретать товары у монополиста. В связи с тем, что проникновение в отрасль других фирм затруднено, фирма представляет собой целую отрасль[3,стр123]

2)исключительное право производства, торговли и т.д., принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству; вообще исключительное право на что-либо. Монополией называют также крупную фирму, имеющую решающую роль в какой-либо сфере деятельности или нескольких таких сферах. Монополистическая структура рынка возникает, когда от дельный предприниматель занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного продукта и услуг. Тип экономических отношений, при котором предприниматели могут навязывать собственные интересы своим конкурентами обществу, игнорируя их действительный потребности, называют монополизмом.[4,стр.361]

3)Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны. [6,стр.112]

Монополия – обширное понятие, оно включает в себя так же её виды и формы, которые рассмотрим в следующем параграфе.

 

1.2 Виды и формы монополий

По владельцу этого права различают монополии государственные и капиталистические. Государственными монополиями называются монополии, принадлежащие государству. Возникают в результате строительства государственных предприятий (военной промышленности, новых или капиталоемких отраслей) или национализации отдельных предприятий, отраслей промышленности и транспорта.

Монополии капиталистические - хозяйственные объединения, осуществляющие контроль над рынками посредством концентрации материальных и финансовых ресурсов, научно-технического потенциала с целью извлечения монопольной прибыли. Устанавливают монопольные цены, воздействуя на формирование пропорций воспроизводства. Капиталистические монополии возникли на основе концентрации производства и капитала:

Картель - союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте - доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др.

Синдикат - объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору.

Трест - монополия, в которой создается совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию.

Концерн - союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого головная фирма организует финансовый (денежный) контроль за всеми участниками.

Искусственные монополии - объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:

?                    создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм;

?                    ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;

?                    создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии;

?                    применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства);

Чистая (абсолютная) монополия. В отрасли один продавец, он имеет полный контроль как над количеством товара, предназначенного для продажи, так и над его ценой.

Монопсония (чистая и абсолютная) - единственный покупатель и множество продавцов на рынке.

Двусторонняя монополия - ситуация, когда на рынке действуют один продавец (как при монополии) и один покупатель (как при монопсонии).

Естественная монополия имеет в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые ресурсы (например, редкие полезные ископаемые, особые земельные участки под виноградники). К естественным монополиям относятся целые отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное значение для всего общества (железнодорожный и трубопроводный транспорт, военно-промышленный комплекс и т.п.).

1.3Воздействие естественных монополий на экономику реформируемой России

 

Россия не избежала негативного воздействия отраслей - естественных монополий в условиях рынка. В российской промышленности существуют четыре тысячи предприятий – монополистов и их продукция составляет 7% от общего числа.[ http://ita-1-08.narod.ru/econom/q20.htm]

С общим сокращением производства в России спрос на продукцию и услуги отраслей - естественных монополий, за исключением отраслей связи, постоянно снижался. Эти отрасли являются чрезвычайно капиталоемкими, значительная часть их издержек носит постоянный характер. В результате росла доля постоянных издержек в цене единицы продукции. Кроме того, до последнего времени субъекты естественных монополий финансировали инвестиции в значительной мере за счет внутренних источников (инвестиционные и стабилизационные фонды, формируемые за счет себестоимости и прибыль), что определило чрезмерную нагрузку на тарифы.

Практически во всех отраслях сохранялось перекрестное субсидирование одних групп потребителей за счет других. Низкие тарифы для населения и бюджетных организаций субсидировались за счет промышленных и коммерческих потребителей. Например, на железнодорожном транспорте убытки по пассажирским перевозкам покрываются за счет грузовых тарифов.

В 1993 - 1996 гг. отраслевые цены российских естественных монополий росли более быстрыми темпами, чем в других отраслях экономики. Они приблизились к уровню мировых, а в некоторых случаях (например, международные телефонные тарифы) превзошли их. Потребители стали оказывать давление на правительство вплоть до выдвижения требования замораживания цен.

Быстрый и значительный рост цен в электроэнергетике, газовой промышленности, отраслях связи и на железнодорожном транспорте обусловил необходимость постановки вопроса об обоснованности издержек (расходы на заработную плату, социальные выплаты, инвестиционную деятельность) и о соответствии качества предлагаемых продукции и услуг уровню цен. Во всех отраслях, содержащих естественно-монопольные сегменты, заработная плата превышала среднюю по экономике и их работники пользовались большими социальными льготами по сравнению с другими отраслями.

Учитывая основообразующую сущность этих отраслей, очевидно, что рост цен на производимую ими продукцию явился мощнейшим фактором макроэкономической инфляции, которая справедливо охарактеризована экономистами как инфляция издержек.

Однако нельзя однозначно утверждать, что отрасли - естественные монополии за годы перехода к рынку обеспечили себе процветание за счет всей остальной экономики. Следствие ценовой дискриминации - катастрофические неплатежи - больнее всего ударило именно по собственному источнику.

По данным отраслевых структур, входящих в систему Минтопэнерго, задолженность дебиторов по расчетам и платежам предприятиям электроэнергетики составила к 1 августа 1994 г 12,9 трлн. руб. и продолжала увеличиваться дальше в среднем на 36 млрд. руб. в день, половина отпущенной энергии не оплачивалась в срок. Минэкономики представило правительству РФ проект решения, предусматривающего реализацию заключенного ранее соглашения между базовыми отраслями промышленности, энергетикой и транспортом о совместных действиях по стабилизации цен и тарифов и улучшению расчетов между предприятиями. Проект не был принят.

       К ноябрю 1995 г. неплатежи потребителей достигли 27 трлн. рублей, и уже 86 % отпущенной электроэнергии не оплачивалось своевременно [«Финансовые известия» от 02.11.1995 г.]. Понятно, что важнейшая роль в этом механизме накачки дебиторской задолженности принадлежала тарифной политике отрасли. Кроме того, высокая цена на электроэнергию влияет на стоимость промышленной продукции, отчего страдают и сами энергетики. К концу 1995 г. оплата за поставленную электроэнергию уже на 70% осуществлялась в форме бартерных сделок. Теперь товар дебиторов, полученный в качестве оплаты за электроэнергию, сам подлежит реализации через сеть торговых посредников.

К 1 августа 1996 г. просроченная дебиторская задолженность потребителей электроэнергии составила 63,2 трлн. рублей, газа - 8,7 трлн. рублей, железных дорог и нефтепроводного транспорта - 65,3 трлн. руб. [Госкомстат РФ], что в сумме превышает 56% всех неплатежей в экономике России.

Вследствие более жесткого регулирующего воздействия правительства на цены естественных монополий в первом полугодии 1996 г. их рост был значительно ограничен. Результаты не заставили себя ждать: с начала лета было достигнуто резкое сокращение инфляции.

Однако жесткое сдерживание роста тарифов, по мнению отраслевых специалистов, привело к резкому ухудшению финансового состояния отраслей - естественных монополий. При этом в условиях закрытости финансовой информации и без проведения независимого аудита соответствующих предприятий трудно поддержать или опровергнуть такие выводы. Так или иначе, в ряде случаев уже сами естественные монополии нуждаются в защите от необоснованного давления со стороны определенных политических сил, которое приводит к подрыву финансовой устойчивости этих жизненно необходимых для государства отраслей.

 

 

2. Антимонопольная политика и проблемы рыночной власти

2.1 Рыночная структура. Проблемы рыночной власти

Под рыночной структурой принято понимать совокупность множества специфических признаков и черт, отражающих осо­бенности организации и функционирования того или иного от­раслевого рынка. Понятие рыночной структуры отражает все ас­пекты рыночной среды, в рамках которой действует фирма, — это количество фирм в отрасли, число покупателей на рынке, особенности отраслевого продукта, соотношение ценовой и не­ценовой конкуренции, рыночная власть отдельного покупателя или продавца и т. п. Теоретически рыночных структур может быть большое количество. Тем не менее многие экономисты счи­тают возможным упростить анализ, прибегнув к типологии ры­ночных структур исходя из нескольких базовых параметров — признаков отраслевого рынка[17,стр.148]

1. Число фирм в отрасли. От численности продавцов, действующих на данном отраслевом рынке, будет зависеть наличие или отсутствие у отдельной фирмы возможности оказывать воздействие на рыночное равновесие. При прочих равных условиях, при большом количестве фирм на данном рынке любые попытки отдельной фирмы повлиять на рыночное предложение за счет сокращения или увеличения индивидуального предложения не приведут к каким-либо существенным изменениям в рыночном равновесии.

2. Контроль над рыночной ценой. Степень контроля отдельной фирмы над ценой — наиболее яркий показатель уровня развития отношений конкуренции на отраслевом рынке. Чем больше контроль отдельного производителя над ценой, тем менее конкурентным является рынок.

3. Характер реализуемой на рынке продукции — стандартизированный или дифференцируемый товар производит отрасль. Дифференцируемость продукции означает, что на данном рынке разные фирмы предлагают товары, предназначенные для удовлетворения одной и той же потребности, но отличающиеся разными параметрами. Чем более стандартизированной (однородной) является отраслевая продукция, тем более конкурентным является рынок.

4. Условия вступления в отрасль, что связано с наличием или отсутствием барьеров для вступления в отрасль. Наличие таких барьеров будет препятствовать вхождению новых фирм на данный отраслевой рынок и, следовательно, развитию отраслевой конкуренции.

5. Наличие неценовой конкуренции. Неценовая конкуренция имеет место в том случае, если отраслевой продукт носит дифференцируемый характер. Неценовая конкуренция - конкурен­ция в отношении Качества продукции, услуг, местоположения и доступности, а также рекламы.

В зависимости от содержания каждого признака и их сочета­ния формируются разные типы отраслевых рынков[10, стр.202](см.прилож.1)

• совершенная конкуренция — модель рынка, для которой характерна ценовая конкуренция между не способными повлиять на рыночное равновесие и рыночную цену произ­водителям стандартизирован ной продукции. Рыночная структура, для которой не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции, является рынком несовершенной конкуренции. Рынки несовершенной конку­ренции, в свою очередь, представлены рынками чистой монополии, монополистической конкуренции, олигополи­стическими рынками;

• чистая монополия — тип рыночной структуры, характери­зующийся отсутствием конкуренции, что предполагает господство на закрытом входными барьерами рынке одной фирмы, выпускающей уникальный продукт и контроли­рующей цену;

• монополистическая конкуренция — тип рыночной структу­ры, в рамках которой продавцы дифференцируемой про­дукции конкурируют между собой за объемы продаж, а в качестве главного резерва достижения конкурентного пре­имущества на рынке выступает неценовая конкуренция;

• олигополия — тип рыночной структуры, в рамках которой несколько взаимозависимых и зачастую взаимодействую­щих фирм конкурируют между собой за долю рынка (объе­мы продаж).

Каждая из этих рыночных структур отличается разной сте­пенью рыночной власти отдельного производителя, которая на­ходится в обратной зависимости от степени развития отноше­ний конкуренции на рынке. Рыночная власть — способность производителя или потребителя оказывать влияние на ситуа­цию на рынке, в первую очередь на рыночную цену. Если ры­ночная власть будет проявляться со стороны спроса, то речь следует вести о рыночной власти покупателя. Рыночная власть производителя заключается в наличие или отсутствие у него возможности влиять на отраслевую (рыночную) цену произво­димой продукции за счет изменения объемов выпуска. Рыноч­ная власть отдельного продавца будет обусловлена особенно­стями организации рыночной структуры и зависима от следую­щих факторов:

• Доли данной фирмы в общеотраслевом предложении. Чем больше доля данной фирмы в рыночном предложении, тем больше у нее возможности, меняя собственное предложе­ние, повлиять на общеотраслевое (рыночное) предложение, а значит, и на рыночную цену;

• Степени ценовой эластичности спроса на продукцию фир­мы. Чем менее эластичным является спрос, тем меньше фирма опасается отрицательной реакции со стороны по­требителей своей продукции, тем больше у нее возможно­сти для ценового маневра, тем выше ее рыночная власть;

• Наличия у данного товара заменителей, так как чем больше у товара заменителей, тем выше степень эластичности спроса по цене. А высокая эластичность будет ограничивать рыноч­ную власть данной фирмы;

• Особенностей взаимодействия фирм, функционирующих в отрасли, которые могут послужить причиной возникнове­ния рыночной власти у функционирующих в отрасли про­изводителей. Такая ситуация возможна, если фирмы могут вступить в сговор и достичь соглашения о разделе рынка и о рыночной цене.

 


2.2 Выявленные современные методы антимонопольного регулирования

К концу XIX в. экономисты и правительства ведущих держав мира наконец тоже осознали весь масштаб опасности монополий и набрались решимости начать борьбу с ними. Последней каплей, переполнившей чашу терпения, стали действия крупнейшей монополии США —фирмы ?Стандарт Ойл? (см. ?Экономика в лицах?). В большинстве развитых стран мира борьбу с проявлениями монополизма на рынке ведет государство. При этом главными задачами антимонопольного регулирования являются ограничение власти фирм-монополистов, диктующих покупателям свои уровни цен, и защита конкуренции от подавления монополистами.

Уже самый первый антимонопольный закон (закон Шермана),отражая интересы покупателей, объявлял недействительными договоры, ограничивающие свободу торговли и ведущие к формированию монополии. Суды США стали считать монополистом любую фирму, на долю которой приходилось 50% и более продаж определенного товара (в Великобритании эта норма принята даже на более низком уровне —33%). За попытки монополизировать рынок руководителей фирм стали наказывать лишением свободы на срок до 1 года, а сами фирмы —денежными штрафами, превышающими в 3 раза ущерб, нанесенный покупателям (а иногда применялись оба вида наказания). Сегодня подобные законы существуют почти во всех странах мира. При этом наказанию подлежит не сама монополия как таковая, а стремление к монополизации рынка, т. е. проведению определенной экономической политики на основе монопольной власти над рынком. Основаниями для судебного преследования монополиста обычно являются искусственное завышение цен и снижение выпуска продукции. Это стандартные ходы любой компании, сумевшей разрушить на рынке своих товаров механизм совершенной конкуренции. Например, в 1961 г. правительство США доказало наличие тайного сговора о ценах (картеля) между крупнейшими электротехническими компаниями страны, в том числе ?Дженерал Электрик? и ?Вестингауз?. Семеро руководителей фирм отправились в тюрьму, а на фирмы были наложены огромные штрафы: 2 млн долл. им пришлось уплатить в казну США, а 100 млн долл. —своим покупателям, пострадавшим от монопольного завышения цен. Во многих странах, в том числе и в США, закон возлагает ответственность за монопольное поведение не только на фирмы, но и персонально на их руководителей. По американским законам на них могут быть наложены штрафы размером до 10 тыс. долл. При этом каждый день продолжение прежней монопольной практики после решения суда рассматривается как самостоятельное экономическое преступление и наказывается отдельно.

К числу других наиболее широко применяемых методов борьбы с монополизацией рынков относятся[14, стр.68]

1) предельное упрощение процедуры создания новых фирм;

2) снятие всех барьеров во внешней торговле и открытие внутренних рынков для зарубежных фирм, разрушающих контроль над рынком отечественных монополистов;

3) принудительное разделение крупнейших фирм-монополистов на несколько более мелких и независимых друг от друга (как это было проделано некогда со ?Стандарт Ойл?);

4) введение государственного контроля за процедурами слияния и поглощения фирм, а в некоторых случаях установление порядка, при котором поглощение и слияние возможны лишь с разрешения государства;

5) введение в особо сложных случаях (чаще всего это относится к естественным монополиям) прямого государственного контроля за ценами и заработной платой. Последнее связано с тем, что в определенных ситуациях профсоюзы, если они достаточно массовы, трактуются законом как монопольные продавцы на рынке труда;

6) наказание фирм за проведение политики ценовой дискриминации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3Направления совершенствования антимонопольного регулирования

 

Во-первых, необходимо продолжить начатый процесс повышения экономической обоснованности принимаемых антимонопольным органом решений. Для этого необходимо:

Изменить порядок установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта. Доминирующее положение должно признаваться по результатам анализа совокупности факторов, а не только размера доли рынка. К таким факторам относятся, в том числе: наличие препятствий для входа на рынок новых участников, эластичность спроса на товар, соотношение доли компании и ее конкурентов, соотношение доли компании и долей ее потребителей, экономия на масштабах производства, вертикальная интеграция, финансовые ресурсы компании и ее конкурентов;

Повысить доказательственный статус экономического анализа и оценки конкурентной среды, более жестко формализовать и регламентировать процедуру его проведения. Это необходимо сделать путем закрепления в федеральном законе основных поведенческих и структурных критериев для анализа и оценки конкурентной среды, а также предусмотреть обязательное включение результатов анализа в решение по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.