Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Финансовые ресурсы государства: состав, структура, перспективы развития

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.05.13. Год: 2012. Страниц: 26. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?

Министерство образования и науки Российской Федерации

Уральский государственный экономический университет

Кафедра ценных бумаг, корпоративных финансов и инвестиций

 

 

 

 

Курсовая работа.

По дисциплине « Финансы»

На тему: « Финансовые ресурсы государства: состав, структура, перспективы развития.»

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студентка гр. ФК-09

 

                                                                            Руководитель:   Истомина Н.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

Каменск-Уральский

2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение.

3

1.Теоретические основы финансовых ресурсов государства.

5

1.1Сущность государственных финансов.

1.2 Понятие и виды финансовых ресурсов.

5

10

2. Структура и состав финансов ресурсов РФ.

14

      2.1 Финансовые ресурсы федерального бюджета.

14

2.2 Финансовые ресурсы внебюджетных фондов.

20

3.Состояние, проблемы и перспективы формирования и использование финансовых ресурсов государства.

23

Заключение.

30

Список используемой литературы.

31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

  В рыночной экономике финансы занимают ведущее положение в экономических отношениях, так как они связаны с формированием и использованием денежных фондов государства и предназначены для выполнения им своих хозяйственных и управленческих функций. Поэтому в условиях проводимых в стране экономических преобразований особую важность приобретают вопросы организации финансов.

Управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности. Главная цель управления финансами – достижение финансовой устойчивости экономики и финансовой независимости государства. В свою очередь конкретные цели – сбалансированность бюджета, оптимизация государственного долга, устойчивость национальной валюты, гармонизация экономических интересов государства и его граждан.

Таким образом, неоспорима актуальность исследования, посвященного проблемам управления финансами.

Финансовые ресурсы являются важным показателем финансовой мощи государства. Формируясь в процессе производства, распределения и перераспределения общественного продукта и национального дохода, они представляют собой денежное выражение той части материальных ресурсов, которую общество направляет на конечное использование. Чем больше финансовых ресурсов создается в процессе общественного производства, тем оно эффективнее. Вместе с тем от эффективного использования финансовых ресурсов в национальном хозяйстве зависит решение проблемы повышения эффективности всего воспроизводства и ускорение темпов экономического роста.

Поэтому  одним из значимых факторов успешного развития российской экономики должно стать эффективное и грамотное управление финансами, находящимися в распоряжении государства.  Однако, ис­сле­до­ва­ние эко­но­ми­че­ской сущ­но­сти фи­нан­сов, вы­яв­ле­ние спе­ци­фи­че­ских черт этой ка­те­го­рии невозможно без особо углубленного изучения такой категории как финансовые ресурсы.

Следовательно, изучение темы выбранной для исследования всегда актуально, потому что эффективное и грамотное управление финансовыми ресурсами страны является одним из значимых факторов успешного развития российской экономики.

Целью данной работы является изучение и определение сущности такой финансовой категории как финансовые ресурсы, выявление проблем и нахождение путей их решения.

Задачи работы:

1) изучение общего понятия государственных финансов;

2) рассмотрение сущности  финансовых ресурсов;

3) определение состава, источников формирования и направления использования финансовых ресурсов

4) рассмотрение роли финансовых ресурсов государства в экономическом развитии страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоретические основы финансовых ресурсов государства.

1.1Сущность государственных финансов.

 

Сущность финансов проявляется в их функциях.

—                 распределительную;

—                 контрольную;

—                 стимулирующую;

—                 фискальную.

Распределительная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том, что через распределение и перераспреде­ление внутреннего валового продукта (ВВП) и части национального дохода обеспечиваются общегосударственные потребности, формули­руются источники финансирования общественного сектора экономи­ки, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фон­дов в рамках единой бюджетной системы Российской Федерации. Го­сударственные и муниципальные финансы функционируют на основе перераспределения финансовых ресурсов через систему централизо­ванных фондов. С помощью этой функции они обслуживают воспро­изводственные процессы как в рамках относительно обособленных структурных образований, так и в общегосударственном масштабе.

Контрольная функция государственных и муниципальных фи­нансов заключается в реализации контроля рублем за реальным де­нежным оборотом, участником которого является государство, фор­мированием централизованных фондов денежных средств. Кон­троль рублем может осуществляться следующим образом:

Контрольная функция государственных и муниципальных фи­нансов реализуется по следующим основным направлениям:

а)              контроль за правильным и своевременным переначислением средств в централизованные фонды;

б)              контроль за соблюдением заданных параметров централизо­ванных фондов денежных средств с учетом потребностей производ­ственного и социального развития;

в)              контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

Целевое и эффективное использование финансовых ресурсов контролируется на основе составляемых плановых и отчетных смет образования и расходования денежных средств.

Стимулирующая функция государственных и муниципальных финансов заключается в обеспечении развития различных сфер об­щественной жизни через систему льгот и экономических программ.

Фискальная функция финансов связана с тем, чтобы поддержи­вать нерентабельные, но необходимые отрасли хозяйства. Она осу­ществляется с помощью множества методов и приемов. К ним от­носятся инвестирование, налогообложение, лимитирование и др.

Государственные финансы являются важной сферой финансовой системы страны, призванной обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения экономических, социальных и политических функций.

По экономической сущности государственные финансы – это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и управления. Субъектами денежных отношений в данной сфере являются государство, предприятия, объединения, организации, учреждения, граждане.

Экономическое содержание государственных финансов неоднородно. В их составе выделяются отдельные обособленные звенья, каждое из которых выполняет специфические функции.

В состав государственных финансов включаются:

- бюджеты разных уровней государственного управления;

- внебюджетные фонды;

- государственный кредит.

Бюджет государства – ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория. Бюджет объединяет основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы) в их действии: через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.

Бюджет государства представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона.

По материальному содержанию бюджет государства – представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, а по социально-экономической сущности – основное орудие перераспределения национального дохода.

Основными функциями бюджета государства как основного финансового плана государства, утверждаемого законодательным органом власти, с экономико-законодательной точки зрения являются:

- перераспределение национального дохода и ВВП;

- государственное регулирование и стимулирование экономики;

- финансовое обеспечение социальной политики;

- контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Что касается внебюджетных фондов государства, то они представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или региональных (местных) органов власти и имеющих целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы.

Внебюджетные фонды – один из методов перераспределения национального дохода государством в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует часть доходов населения для финансирования своих мероприятий.

В современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов. Увеличение количества и объемов таких фондов объясняется рядом причин: у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики; будучи автономными от бюджета, эти фонды предназначались для решения новых важных задач, которые требуют особого внимания со стороны государства. Именно появление внебюджетных фондов со строго целевым использованием средств обеспечивает более эффективный государственный контроль. Внебюджетные фонды могут при определенных условиях, т.е. при наличии активного сальдо, использоваться для покрытия бюджетного дефицита через механизм кредита.

Для обеспечения бесперебойного финансирования многообразных потребностей государство формирует дополнительные финансовые ресурсы путем мобилизации временно свободных денежных средств населения и хозяйственных структур, главным способом получения которых является государственный кредит. Мобилизуемые при этом средства поступают в распоряжение органов государственной власти и, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы, направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают в основном средства бюджета.

Государственный кредит – совокупность экономических отношений между государством в лице органов власти и управления с одной стороны и юридическими и физическими лицами с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. Объемы операций в качестве кредитора, т.е. когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.

Кредитные отношения, при которых государство выступает в качестве заемщика и кредитора, сразу влияют на величину централизованных денежных фондов. Гарантирование погашения обязательств необязательно приводит к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитывается по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влекут за собой рост расходов из централизованных денежных фондов.

Объективная необходимость использования государственного кредита на удовлетворение потребностей общества обусловлена постоянным противоречием между величиной этих потребностей и возможностями государства по их удовлетворению за счет доходов бюджета. Регулирование экономики, социальная политика государства, выполнение им своих функций по обороне страны и управлению, а также международная деятельность требуют постоянного увеличения бюджетных расходов. Между тем доходы государственного бюджета всегда ограничены уровнем налогообложения, установленным действующим законодательством. Поэтому при наличии свободных денежных ресурсов у населения, организаций и предприятий органы власти прибегают к помощи государственного кредита.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Понятие и виды финансовых ресурсов.

 

              В условиях перехода к рыночной экономике всем институтам финансовой системы придается большое значение, т. к., они вносят определенный вклад в развитие экономики государства. Усовершенствование финансовых отношений - главное условие функционирования рыночной экономики.

              Финансы – инструмент рыночной экономики. Они являются неотъемлемой частью экономики, помогающей осуществить методы государственного регулирования путем формирования различных фондов денежных средств. Значение финансов в том, что с помощью различных фондов денежных средств формирование доходов на этапах распределения поддерживает определенные пропорции между производством и его потреблением.

           Значение финансовых ресурсов неоценимо. Так государству ресурсы нужны для финансирования различных государственных расходов, таких как социальные расходы, поддержка экономики и многое другое. Чем эффективнее работают субъекты хозяйствования, тем больше ресурсов получает государство. И при эффективном использовании этих ресурсов в стране улучшается инфраструктура, качество жизни и т.д. Предприятия также должны иметь финансовые ресурсы прежде всего для инвестиционной деятельности.

         Финансовые ресурсы являются материальным содержанием финансов. Это содержание проявляется в совокупности денежных средств государства, субъектов хозяйствования и населения, предназначенных для выполнения ими соответствующих финансовых обязательств и финансирования определенных затрат.    В таблице 1 предоставлен перечень финансовых ресурсов.

 

 

 

 

 

 

вид финансовых ресурсов

уровень

подуровень

форма финансовых ресурсов

собственные финансовые ресурсы

макро-

государство

доход от сдачи в аренду государственного и муниципального имущества; от продажи этого имущества; доходы от деятельности государственных, муниципальных унитарных предприятий

микро-

хозяйствующий субъект

уставный капитал, прибыль, амортизация

домашнее хозяйство

заработная плата, доходы от продажи личного имущества

финансовые ресурсы, мобилизованные на рынке

макро-

государство

эмиссия ценных бумаг и бумажных денег, государственный кредит

микро-

хозяйствующий субъект

продажа, покупка ценных бумаг, государственный кредит

домашнее хозяйство

полученные в порядке перераспределения финансовые ресурсы

макро-

государство

налоги, сборы, платежи

микро-

хозяйствующий субъект

проценты и дивиденды по ценным бумага, выпускаемым другими владельцами; страховые возмещения и т.д.

домашнее хозяйство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.Состав финансовых ресурсов

 

          Состав и количественные границы финансовых ресурсов определяют прежде всего источники их образования. Основным таким источником является ВВП, в составе которого, как известно, выделяются следующие элементы:

       ВВП = С + V+ т, где С - стоимость потребленных материальных ресурсов и амортизации основных средств; V- стоимость необходимого продукта; т - стоимость прибавочного продукта, являющаяся основным источником формирования централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов.

           В современных условиях в составе элементов классической экономической формулы стоимости ВВП присутствуют специфические части стоимости прибавочного продукта: надбавка к цене в виде косвенных налогов и обязательных отчислений в целевые бюджетные фонды - надбавка к себестоимости в виде чернобыльского, экологического и земельного налогов.

Следует отметить, что обязательные отчисления в целевые бюджетные фонды предусматриваются ежегодно в законе о бюджете и в течение года могут уточняться уполномоченными на это правительственными органами и Президентом как по составу, так и по ставкам.

           Кроме сиоимости ВВП, важным источником финансовых ресурсов могут быть доходы от внешнеэкономической деятельности, продажи госимущества, а также за счет части национального богатства, вовлекаемого в оборот.

Финансовые ресурсы государства в форме налогов и обязательных отчислений сосредоточены в государственном бюджете, целевых бюджетных и внебюджетных фондах. Они предназначены для финансирования расходов по выполнению функций государства, его финансовых обязательств, специализированных целевых программ и социальной защиты населения.

Финансовые ресурсы субъектов хозяйствования сосредоточены в основном в децентрализованных фондах накопления и потребления и используются на текущие затраты и затраты по обновлению и расширению.

              Финансы как научное понятие обычно ассоциируются с теми процессами, которые на поверхности общественной жизни проявляются  в разнообразных формах и обязательно сопровождаются движением (наличным или безналичным) денежных средств. Идёт ли речь о распределении прибыли и формировании фондов внутрихозяйственного назначения на предприятиях, или о перечислении налоговых платежей в доходы государственного бюджета, или о внесении средств во внебюджетные или благотворительные фонды - во всех этих и подобных им финансовых операций происходит движение денежных средств.

              Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов.

              Субъектом государственных финансовых ресурсов является само государство.

              Объектом государственных финансовых ресурсов являются финансовые отношения в результате действий, которых образуются целевые денежные фонды: доходы бюджетов всех уровней и доходы внебюджетных фондов.

              Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений.

              Они выступают объектом реального денеж­ного оборота, являются источ­никами финансирования расширенного воспроизводства.

              Главным материальным источником денежных фондов выступает национальный доход страны - вновь созданная стоимость. Он распределяется на стоимость необходимого и прибавочного продукта. Необходимый продукт и часть прибавочного - это фонд воспроизводства рабочей силы. Остальное - это фонд накопления. У хозяйствующих субъектов основными денежными фондами являются фонд накопления, фонд потребления и фонд финансовых резервов.

              Таким образом, финансовые ресурсы государства – это совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов, которыми располагает государство, находящихся в его распоряжении. Финансовые ресурсы являются результатом взаимодействия поступления и расходов, распределения денежных средств, их накопления и использования.

              Государству необходимы финансовые ресурсы для реализации функций возложенных на него. Без наличия достаточных финансовых ресурсов государство не может эффективно влиять на развитие производства, социальной сферы, участвовать в международных отношениях, организовать свою внешнюю защиту и обеспечить внутренний правопорядок.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Структура и состав финансов ресурсов РФ.

2.1 Финансовые ресурсы федерального бюджета

 

              Фи­нан­со­вые от­но­ше­ния, скла­ды­ваю­щие­ся у го­су­дар­ст­ва с пред­при­ятия­ми, ор­га­ни­за­ция­ми, уч­ре­ж­де­ния­ми и на­се­ле­ни­ем, на­зы­ва­ют­ся бюд­жет­ны­ми. Бюд­жет­ные от­но­ше­ния ха­рак­те­ри­зу­ют­ся боль­шим мно­го­об­ра­зи­ем, по­сколь­ку опо­сре­ду­ют раз­ные на­прав­ле­ния рас­пре­де­ли­тель­но­го про­цес­са (ме­ж­ду сек­то­ра­ми эко­но­ми­ки, сфе­ра­ми об­ще­ст­вен­ной дея­тель­но­сти, от­рас­ля­ми на­род­но­го хо­зяй­ст­ва, тер­ри­то­рия­ми стра­ны) и ох­ва­ты­ва­ют все уров­ни хо­зяй­ст­во­ва­ния (фе­де­раль­ный, рес­пуб­ли­кан­ский, ме­ст­ный).

              Со­во­куп­ность бюд­жет­ных от­но­ше­ний по фор­ми­ро­ва­нию и ис­поль­зо­ва­нию бюд­жет­но­го фон­да стра­ны со­став­ля­ет по­ня­тие го­су­дар­ст­вен­но­го бюд­же­та. По эко­но­ми­че­ской сущ­но­сти го­су­дар­ст­вен­ный бюд­жет - это де­неж­ные от­но­ше­ния, воз­ни­каю­щие у го­су­дар­ст­ва с юри­ди­че­ски­ми и фи­зи­че­ски­ми ли­ца­ми по по­во­ду пе­ре­рас­пре­де­ле­ния на­цио­наль­но­го до­хо­да (час­тич­но и на­цио­наль­но­го бо­гат­ст­ва) в свя­зи с об­ра­зо­ва­ни­ем и ис­поль­зо­ва­ни­ем бюд­жет­но­го фон­да, пред­на­зна­чен­но­го на фи­нан­си­ро­ва­ние на­род­но­го хо­зяй­ст­ва, со­ци­аль­но-куль­тур­ных ме­ро­прия­тий, нужд обо­ро­ны и го­су­дар­ст­вен­но­го управ­ле­ния. Бла­го­да­ря бюд­же­ту го­су­дар­ст­во име­ет воз­мож­ность со­сре­до­то­чи­вать фи­нан­со­вые ре­сур­сы на ре­шаю­щих уча­ст­ках эко­но­ми­че­ско­го и со­ци­аль­но­го раз­ви­тия.

              Го­су­дар­ст­вен­ный бюд­жет все­гда яв­лял­ся важ­ным ин­ст­ру­мен­том воз­дей­ст­вия на раз­ви­тие эко­но­ми­ки и со­ци­аль­ной сфе­ры. При пе­ре­хо­де к ры­ноч­ной эко­но­ми­ке го­су­дар­ст­вен­ный бюд­жет не мо­жет и не дол­жен ут­ра­тить сво­ей ро­ли; про­изой­дет лишь из­ме­не­ние ме­то­дов бюд­жет­но­го воз­дей­ст­вия на об­ще­ст­вен­ное про­из­вод­ст­во.

              Функ­цио­ни­ро­ва­ние го­су­дар­ст­вен­но­го бюд­же­та про­ис­хо­дит по­сред­ст­вом осо­бых эко­но­ми­че­ских форм - до­хо­дов и рас­хо­дов, вы­ра­жаю­щих по­сле­до­ва­тель­ные эта­пы пе­ре­рас­пре­де­ле­ния стои­мо­сти об­ще­ст­вен­но­го про­дук­та,, кон­цен­три­руе­мой в ру­ках го­су­дар­ст­ва. До­хо­ды и рас­хо­ды бюд­же­та - это объ­ек­тив­но обу­слов­лен­ные ка­те­го­рии, ка­ж­дая из ко­то­рых име­ет спе­ци­фич­ное об­ще­ст­вен­ное зна­че­ние; до­хо­ды слу­жат фи­нан­со­вой ба­зой дея­тель­но­сти го­су­дар­ст­ва, рас­хо­ды - удов­ле­тво­ре­нию об­ще­го­су­дар­ст­вен­ных по­треб­но­стей. Далее мы рассмотрим федеральный бюджет начиная с 2009 года исходя из таблицы.

 

 

2009 г.

 

2010 г.

 

2011г.

 

2012 г.

 

Закон № 204-ФЗ (с изм.)

 

Оценка

 

Проект

 

Изменение

(+),(-)

 

Проект

 

Изменение

(+),(-)

 

Проект

 

Изменение

(+),(-)

 

Источники финансирования дефицита федерального бюджета

 

385,40

 

396,10

 

691,0

 

294,9

 

1171,1

 

480,1

 

798,5

 

-372,6

 

% ВВП

 

1,00

 

1,02

 

1,6

 

0,58

 

2,4

 

0,8

 

1,5

 

-0,9

 

увеличение (привлечение)

 

1034,80

 

1045,50

 

1514,0

 

468,5

 

1806,4

 

292,4

 

1692,5

 

-113,9

 

уменьшение (погашение)

 

-649,40

 

-649,40

 

-823,0

 

111,2

 

-634,7

 

-156,8

 

-894,0

 

268,4

 

Источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета

 

562,00

 

572,70

 

261,4

 

-311,3

 

657,3

 

395,9

 

223,6

 

-433,7

 

увеличение (привлечение)

 

979,40

 

990,10

 

875,6

 

-114,5

 

1057,3

 

181,7

 

936,6

 

-120,7

 

уменьшение (погашение)

 

-417,40

 

-417,40

 

-614,2

 

150,4

 

-400,0

 

-192,8

 

-713,0

 

323

 

Источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета

 

-176,60

 

-176,60

 

429,6

 

606,2

 

514,4

 

84,8

 

574,9

 

60,5

 

увеличение (привлечение)

 

55,40

 

55,40

 

638,4

 

583,0

 

749,1

 

110,7

 

755,9

 

6,8

 

уменьшение (погашение)

 

-232,00

 

-232,00

 

-208,8

 

-39,2

 

-234,7

 

36,0

 

-181,0

 

-54,6

 

 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.