Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Методика регулирования нагрузки и ее индивидуализация на уроке физической культуры в школе

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.05.13. Год: 2012. Страниц: 93. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Учреждение  образования

«Белорусский  государственный педагогический университет

имени Максима Танка»

 

 

ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

 

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине

«Теория и методика физической культуры»

 

 

«Методика регулирования нагрузки  и ее индивидуализация на уроке физической культуры в школе»

 

 

 

 

 

Студентки IV курса 405 группы

факультета  физического воспитания

заочной формы получения образования

Покутник  Елены Александровны

 

Научный руководитель:

старший преподаватель

Шкулева Н.В.

 

 

 

 

 

 

Минск

2011

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………………3

Общая характеристика работы………………………………………………....5

Глава 1. Физическая нагрузка как специфический  компонент физического воспитания.

            1.1.Величина нагрузки…………………………………………………..6

            1.2. Доза и норма нагрузки……………………………………………...9

            1.3. Оценка двигательной нагрузки

                1.3.1. Оценка двигательной нагрузки  по плотности воздействия...12

                1.3.2.    Оценка двигательной  нагрузки по реакции сердечно-сосудистой  системы…………………………………………………………….13

            1.4. Нормирование двигательной нагрузки  для решения специальных задач.

                1.4.1. Нормирование двигательной нагрузки, преимущественно направленных на  воспитание выносливости………………………………….14

               1.4.2. Нормирование двигательной нагрузки, преимущественно направленных на воспитание скоростно- силовых способностей…………...17

                1.4.3. Нормирование двигательной нагрузки, преимущественно направленных на воспитание гибкости и подвижности в суставах…………18

Глава 2. Регулирование физической нагрузки у             учащихся на уроке физической культуры.

          2.1. Основы дозирования физической нагрузки у школьников……...20

          2.2. Программирование двигательной нагрузки………………………23

          2.3. Методические приемы регулирования нагрузки на уроке физической культуры…………………………………………………………………………25

Заключение……………………………………………………………………....27

Список использованных  источников………………………………………… 30

Приложение А…………………………………………………………………...32

Приложение Б…………………………………………………………………...33

Приложение В……………………………………………………………….......35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Государством  затрачиваются значительные средства на создание благоприятных условий  для физического воспитания подрастающего  поколения здоровым, однако, существенного  улучшения здоровья и физического  состояния молодежи не отмечается. Наоборот, с каждым годом растет количество молодых людей с отклонениями в здоровье.  В настоящее время 49% детей, поступивших в первые классы, имеют отклонения в состоянии здоровья. К моменту их перехода в пятый класс число страдающих хронической патологией увеличивается до 86%.

Многие  десятилетия основной целью физического  воспитания было выполнение заданного  в программно-нормативной форме  уровня физической подготовленности, который должен быть достигнут на том или ином возрастном  этапе.

Основная  цель, которую преследовала система  физического воспитания и которая  практически не менялась - воспитать молодежь, всесторонне физически подготовленной к труду и защите Родины.

И сегодня  для определенной части организационных  и научных работников физической культуры, а также  многих практиков, основу физического воспитания по-прежнему составляет подготовка к выполнению контрольных нормативов.

На данном этапе развития общества появилась  очень немаловажная и, как оказывается, тяжело решаемая проблема.

Лет двадцать назад проблемы низкого уровня психофизического состояния здоровья и недостаточного уровня физической активности как бы не существовало. На данный момент эти  проблемы наиболее чем актуальны. В  настоящее время 60% населения земного  шара проявляют недостаточную физическую активность. Исследования, проведенные  в 15 странах Евросоюза, показали, что  в среднем 41% населения характеризовался недостаточной для сохранения и  укрепления здоровья двигательной активностью, хотя доля такого населения варьировалась  в широких пределах- от 14%(в Финляндии) до 70%(в Португалии). В странах  Западной Европы более 30% взрослого  населения недостаточно физически  активно, уровень двигательной активности продолжает снижаться.

Физически пассивные люди подвергаются значительно  большему риску развития целого ряда неинфекционных болезней по сравнению  с лицами, ведущими умеренный или  чрезвычайно активный образ жизни.  В процентном распределении числа  смертей в мире, обусловленных  влиянием всех факторов риска, на долю гипокинезии приходится 3,9%(или 9,8% от всех известных факторов риска). Это  выше, чем смертность от профессиональной деятельности(2,2%), употребления алкоголя(1,5%), загрязнения атмосферного воздуха(1,1%)и  несколько ниже, чем смертность от табакокурения(6,0%), гипертензии(5,8%), неудовлетворительного состояния водоснабжения, несоблюдения личной и бытовой гигиены(5,3%). Доля от общего числа смертей и утраченный лет здоровой жизни, которые ВОЗ связывает с недостатком физической активности, в среднем составляет 7,8% и 3,3% соответственно. Успешная борьба с гипокинезией позволит сократить частоту ишемической болезни сердца на 15-39%, инсульта- на 33%, гипертензии- на 12%, диабета-на12-35% и рака- на 12-33%.

             У детей эти проблемы связаны  прежде всего с увеличением  объема информации, перестройкой  учебных программ, роста умственно-эмоциональных  нагрузок, нервно-психическими стрессами,  связанными с учебной деятельностью. 

Известно, что двигательная активность занимает первое место среди режимных факторов, влияющих на развитие и состояние  здоровья растущего организма. Поступление  в школу сопровождается снижением  двигательной активности примерно на 40-50%, а по мере перехода из класса в  класс дефицит движений увеличивается. Введение в школах 3 уроков физкультуры  в неделю не обеспечивает полного  удовлетворения биологической потребности  детей в движении. В  те дни, когда  проводится урок физической культуры- основная форма обязательных занятий  по физическому воспитанию, учащиеся удовлетворяют до 40% естественной потребности в движениях, а когда этого урока нет, дефицит двигательной активности у большинства школьников составляет 80%.

Исходя  из выше изложенного обязательным условием  урока физической культуры в школе  является его оздоровительная  направленность и эффективность, которая в значительной мере зависит от соответствия величины применяемых нагрузок возрастным и  индивидуальным особенностям функционального  состояния занимающихся. Для того, чтобы получить должный оздоровительный  эффект от занятий физическими упражнениями, необходимо  применять регламентированные по структуре и дозе физические нагрузки. Другими словами, учитель физической культуры должен точно знать, что, как  и сколько делать.

Управляя  параметрами физической нагрузки, можно  регулировать уровень физического  совершенства таким образом, чтобы  поддержать его в коридоре продуктивной активации и на этой основе способствовать повышению эффективности обучения.

Вместе  с тем в нашей стране и за рубежом рассматриваемый вопрос до настоящего времени  остается практически  неизученным. Проблема  дозирования  нагрузки в физическом воспитании школьников недостаточно освещена. Отдельные вопросы  этой проблемы лишь фрагментарно приводятся в относительно небольшом количестве диссертационных работ и журнальных статей.

В данной работе сделана попытка системно изложить теоретические и практические аспекты дозирования физической нагрузки  у школьников, занимающихся физической культурой.

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Цель:  изучение методики регулирования  двигательных нагрузок на уроках физической культуры для детей школьного возраста.

Задачи:

- изучить  литературу по теме « Дозирование  физической нагрузки школьников».

-проанализировать  данную тему

-выделить  основные особенности дозирования  физической нагрузки школьников.

Объект  исследования: учебно-воспитательный процесс занятий физической культурой  в школе.

Предмет исследований: нагрузка и ее индивидуализация на уроке физической культуры в школе.

Методология и методы исследования: теоретический  анализ литературных источников и обобщение  данных.

Структура и объем курсовой работы:

Курсовая  работа состоит из введения, общей  характеристики работы, 2-х глав, заключения, списка литературных источников и приложений. Общий объем составляет страниц. Список литературных источников размещен на двух страницах и включает 18 наименований. Приложения расположены на 4 страницах (три приложения).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

ФИЗИЧЕСКАЯ  НАГРУЗКА КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ  ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

1.1 Величина нагрузки

В числе  понятий, существенных для характеристики средств и методов физического  воспитания, одним из основных является «нагрузка». Это понятие отчасти совпадает с таки понятиями, как «упражнение», «работа» и т.п., но не тождественно им. Оно характеризует преимущественно величину запросов, предъявляемых организму упражнением,- то, насколько они велики и в какой мере они посильны для выполняющего упражнение (соответственно различают предельную, большую, среднюю, малую и другие степени нагрузки).

Понятие «нагрузка» отражает тот факт, что  выполнение любого физического упражнения связано с переводом функционального  состояния организма на более  высокий, чем в покое, уровень  активности и в этом смысле является надбавкой, нагружающей функциональные системы и вызывающие, если она  достаточна велика, утомление. Нагрузка  в данном отношении - это дополнительная по сравнению с покоем степень функциональной  активности организма, привносимая выполнением упражнения. Эффект физических упражнений закономерно связан с параметрами предъявляемых нагрузок. Отсюда  необходимость тщательного анализа и оценки, нормирования и регулирования нагрузок.

Показателями  нагрузки при выполнении физических упражнений являются, с одной стороны, величины, характеризующие совершаемую  работу в ее  внешне выраженных размерах (продолжительность упражнения, количество работы  в физико-механическом смысле, преодолеваемое расстояние, скорость движения и т. д.); с другой стороны - функциональных и связанных с ними сдвигов в организме, вызываемых упражнением ( степень увеличения частоты сердечных сокращений, легочной вентиляции, потребления кислорода, ударного и минутного объемов крови и т. д.). Первые, условно говоря, относятся к «внешней» стороне нагрузки, вторые - к ее «внутренней» стороне (точнее к реакции на нагрузку).

 Эти  показатели важны для оценки  и направленного регулирования  нагрузок в процессе физического  воспитания. «Внешние» служат ориентиром, намечая  доступные  необходимые  величины нагрузок, с ними сопоставляют  ответные реакции организма и  соответственно нормируют предъявляемые  нагрузки. «Внутренние» показатели нагрузки говорят о степени мобилизации функциональных и приспособительных возможностях организма во время упражнений и в результате их выполнения, позволяют  углубленно оценить соответствия (или несоответствия) нагрузки его возможностям и с учетом этого определить ее целесообразную меру. В этих показателях отражается не только сама нагрузка, но и ответная реакция организма на нее. Между «внешней» и   «внутренней» сторонами нагрузки при относительно одинаковом исходном состоянии организма существует определенная соразмерность: одни и те же по внешним параметрам нагрузки связаны практически с одними и теми же величинами функциональных сдвигов; чем больше нагрузки по своим внешним параметрам, тем значительнее функциональные сдвиги в организме; чем меньше первые, тем меньше и вторые. Однако при неодинаковом исходном состоянии организма, различном уровне предварительной подготовленности и различной реактивности организма такой соразмерности не наблюдается. Так, по мере увеличения работоспособности в результате систематических упражнений нагрузка одна и та же с «внешней» стороны становится постепенно все меньшей с «внутренней» стороны (в этом случае говорится об адаптации к нагрузке).

Величина  нагрузки характеризуется параметрами  ее интенсивности и объема.

Интенсивность нагрузки - это напряженность ее воздействия на организм и степень концентрации во времени. С внешней стороны она определяем мощностью и сложностью выполняемых упражнений (например, скоростью бега, координационной сложностью гимнастических упражнений). С внутренней стороны - выраженностью ответных реакций организма в процессе выполнения физических упражнений (например, ЧСС в минуту, энергозатратами в минуту, напряжение нервной системы при выполнении упражнений и т.п.).

Нагрузки  различной интенсивности имеют  как количественные (больше интенсивность - сильнее воздействие), так и качественные характеристики (действие на разные физиологические  и структурные системы организма.

Понятие «объем нагрузки»  относится к  ее протяженности во времени и  суммарному количеству работы, выполняемой  в процессе упражнения или ряда упражнений.

Параметры объема и интенсивности нагрузки в отдельном упражнении. Если  рассматривать каждое физическое упражнение как некоторый воздействующий фактор, то понятие объема связанной с  ним нагрузки будет относиться прежде всего к длительности воздействия, а интенсивности- к силе воздействия. При этом  их показателями, которые  чаще всего учитываются в практике, являются следующие.

 

 

 

 

 

 

 

Показатели  объема:

 

Показатели  интенсивности: с «внешней» стороны

время, занятое выполнением упражнения

 метраж  или километраж  преодоленной  дистанции (в циклических или  комбинированных упражнениях )

общий вес  отягощений (например, в упражнениях  со штангой)

общее число  движений (циклов, действий, повторений)

 

 

 

скорость  движения

скорость  преодоления дистанции

 

 

 

 

разовый вес  отягощения ( в расчете на отдельное  движение)

 

темп движений

 

 

с «внутренней  стороны»

общая пульсовая  стоимость упражнения (суммарная  прибавка ЧСС за время упражнения относительно исходного уровня)

энергетическая  стоимость упражнения (суммарный  расход энергии за время упражнения, определяемый расчетным  путем по добавочному потреблению кислорода  относительно исходного уровня)

пульсовая интенсивность упражнения (отношение пульсовой стоимости  упражнения к его продолжительности)

энергетическая  интенсивность упражнения (отношение  энергетической стоимости упражнения к его продолжительности)

 

 

 

 

Названные показатели несут лишь частичную  информацию о нагрузке. В дополнение к ним пользуются многим другим. Выбор наиболее информативных показателей  объема и интенсивности нагрузки - не простая и пока еще не полностью решенная проблема.

Соотношение объема и интенсивности нагрузки при выполнении физических упражнений характеризуется обратнопропорциональной  зависимостью: чем больше объемам  нагрузки, задаваемой в упражнении, тем меньше ее интенсивность, и наоборот, чем больше интенсивность нагрузки, тем меньше ее объем. Закономерное «свертывание» параметров объемам нагрузки по мере того, как ее интенсивность приближается к предельным величинам (или наоборот), объясняется существенными физиологическими и биохимическими особенностями работы различной продолжительности и мощности, что послужило основанием для классификации упражнений по «зонам относительной  мощности» (В.С. Фарфель и др.). Некоторые их характеристики  приведены в приложении  А.

Параметры суммарной нагрузки в совокупности упражнений. Для оценки с «внешней»  стороны суммарного объема и интенсивности  нагрузки при повторении одного и  того же упражнения или при выполнении ряда однотипных упражнений, необходимо суммировать частные слагаемые  нагрузки. Значительно сложнее оценивать  суммарную нагрузку при выполнении нескольких или разнохарактерных упражнений. Суммарный объем нагрузки в данном случае чаще всего оценивают  с  «внешней» стороны по сумме времени, затраченного на выполнение всех упражнений в течении оного занятия или  ряда занятий. Ясно, что получаемые в итоге величины общего объема нагрузки дают лишь весьма приблизительное представление  о ней ( например, час бега и час, затраченный на гимнастические упражнения, - явно неравнозначные  слагаемые, поэтому  суммируя их, нельзя получить корректной оценки общего объема нагрузки в данных упражнениях). То же самое относится  к такому широко используемому показателю суммарной интенсивности различных  упражнений,  как  моторная плотность  занятий.

 Тем  не менее эти и подобные  м показатели суммарной нагрузки  пока не теряют своего практического  значения.

Сложность точной количественной оценки всех параметров нагрузки и фактически целостный  характер реагирования на нее  выполняющего упражнения побуждают прибегать  к обобщенным критериям, объединяющим рад объективных и субъективных признаков тяжести ее воздействия. Примером может служить  широко известная  примерная классификация нагрузок по степени вызываемого ими общего утомления и чувства усталости   (приложение Б).

Существенно, что при таком подходе учитывается, пусть хотя бы приблизительно, и  психологический компонент нагрузки. Такого рода критерии могут быть полезны  для нормирования нагрузок лишь в  сочетании с объективными данными, которые возможно точно отражали бы параметры объема и интенсивности  нагрузки с ее «внешней» и «  внутренней» стороны.

 

 

1.2 Доза и норма нагрузки

 

 

Доза  нагрузки - это определенная ее величина, измеряемая параметрами объема и  интенсивности.

Норма нагрузки - это конкретная ее доза (ни больше, ни меньше), необходимая для решения  определенной задачи. Другими словами, под нормой нагрузки понимается такая  ее доза, которая в физическом воспитании необходима для укрепления здоровья и обучения двигательным умениям  и навыкам путем достижения и  поддержания нормативного уровня физической подготовленности и должной двигательной активности. Например, если указывается, что школьник VII класса бегает три  раза в неделю с интенсивностью, соответствующей ЧСС-130 уд/мин и  объемом по 10 мин (всего в неделю 30 мин), то этим указывается доза нагрузки, которую он фактически выполняет. Однако это не означает, что такая доза ему достаточна для достижения нормативного уровня выносливости. Если же говорится, что этот школьник выполняет норму  нагрузки на выносливость (например, бег  с интенсивностью 150-155 уд/мин три  раза в неделю по 20 мин - всего 60 мин  в неделю), то это значит, что данная доза обеспечивает (практически гарантирует) достижение норматива выносливости.

Доза  нагрузки  может быть выше или  ниже нормы или соответствовать  ей.

Теоретико-методическую основу оптимального дозирования нагрузок составляют закономерности адаптации организма к воздействию физических упражнений, развития тренированности. Исходя из этого, сформулированы и научно обоснованы следующие методические положения: адекватность нагрузок (соответствие индивидуальным функциональным возможностям организма), постепенность повышения нагрузок (обеспечивающая развитие функциональных возможностей), систематичность нагрузок (их последовательность и регулярность).

Физические  нагрузки в каждом конкретном случае должны быть оптимальными по своим  параметрам (объему, интенсивности, интервалам отдыха), что обеспечивает тренирующий  эффект. Недостаточные нагрузки неэффективны, так как ведут к потере учебного времени, а чрезмерные — наносят  вред организму.

Если  нагрузка остается прежней и не меняется, то ее воздействие становится привычным  и перестает быть развивающим  стимулом, поэтому постепенное увеличение физической нагрузки — необходимое  требование.

Дозирование нагрузок - это определение ее доз. Нормирование нагрузок - понятие, близкое  к дозированию, и означает определение  ее нормальных доз (норм нагрузки).

Например, если школьнику VII класса дается задание  на дом - пробегать три раза в неделю по 20 мин на пульсе 150-155 уд/мин, то это означает, что ему дозируется нагрузки. Если же дополнительно указывается, что эта нагрузка позволит ему, например, через 8-10 недель достигнуть, а затем поддерживать нормативный уровень выносливости, то такое дозирование будет уже нормированием нагрузки.

Под нормой физической подготовленности (нормативности) в физкультуре (в программах физического  воспитания школьников) понимают результат в физическом упражнении, соответствующий оценочным требованиям физической подготовленности.

Выделяют  сопоставительные, индивидуальные и  должные нормы. Сопоставительные нормы  определяются путем сравнения показателей  физической подготовленности со средними стандартами какой-либо одной однородной группы (например, у школьников одного возраста и пола) Индивидуальные нормы основаны на сравнении показателей подготовленности у одного человека в динамике (например, показатели состояния спортивной формы). При определении должных норм исходят из требований к физической подготовленности, которая необходима для решения конкретных задач.

Критерий  рациональности нагрузок в физической культуре, т е. рациональной их структуры  и величины, - достижение и поддержание  нормативного уровня физической подготовленности (двигательных качеств).

Критериями  норматива двигательных качеств школьников должна быть не сопоставительная норма, основанная на средних стандартах, а должная, основанная на ее соответствии высокому уровню здоровья, профессиональной и бытовой трудоспособности. Следовательно, для обоснования норматива двигательного качества необходимы объективные данные, по которым можно было бы установить, что школьники, выполнившие нормативы физической подготовленности, обладают более высоким уровнем здоровья, т. е более высокой устойчивостью к болезнетворным факторам и утомлению, чем те, кто не выполнил нормативы. Таких исследований существенно относительно мало.

Учебные нормативы устанавливаются зачастую эмпирически на основании рекомендаций ("мнений") специалистов или по средним стандартам тестов для определенной возрастно-половой группы. Такой норматив не является объективно обоснованным, так как средняя величина - это не всегда именно та, которая соответствует хорошему уровню здоровья и трудоспособности.

Выбор комплекса  нормативов физической подготовленности также в значительной мере носит  эмпирический характер и зачастую научно не обоснован.

 

 

 

 

 

 

1.3 Оценка двигательной нагрузки

 

 

1.3.1. Оценка двигательной нагрузки  по плотности воздействия

 

Плотность воздействия - это временное соотношение фаз нагрузки и отдыха в учебно-тренировочном занятии. Она зависит от задач учебно-тренировочного занятия и обусловлена интенсивностью и длительностью воздействия. Показатели плотности воздействия в основном используются для характеристики качества урока по физическому воспитанию.

Различают общую и моторную плотность урока. Под общей плотностью урока в современной теории и методике физического воспитания понимают отношение времени, используемого педагогически оправданно, ко всей продолжительности урока. Стремясь к оптимальной плотности, следует сводить до минимума неоправданные простои.

Общая плотность  занятия определяется в процентах  путем соотношения суммы времени, затраченного рационально на все виды деятельности, ко всему времени урока.

Общая плотность  не дает оценку двигательной деятельности. Поэтому отношение времени занятия, затраченного непосредственно на выполнение физического упражнения, ко всей продолжительности  занятия принято оценивать его  моторной плотностью.

Моторная  плотность - один из показателей продуктивности занятий. Однако не стоит забывать, что главным остается качество решения учебных, воспитательных и оздоровительных задач.

Интервалы работы и отдыха на одном занятии  у разных занимающихся будут различными в зависимости от тренированности, тяжести заболевания и других факторов. Это обязывает дифференцировать выбор средств, объем и интенсивность  нагрузки, программировать для каждого  ученика моторную плотность индивидуально.

Педагог должен стремиться к 100% общей плотности  урока. Моторная плотность оценивается: 80-75%- очень высокая, 74-70% высокая, 69-65%- средняя, 64-60%-низкая, 59-60%- очень низкая.

Вместе  с тем необходимо помнить, что  моторная плотность не должна быть самоцелью педагога и не всегда является определяющим фактором эффективности  занятий, так как эффективность  зависит от адекватности нагрузок к уровню функциональной работоспособности учеников.

 

 

 

 

1.3.2 Оценка двигательной нагрузки по реакции сердечно - сосудистой системы.

 

 

Основным  способом управления двигательными  нагрузками в физической культуре являются физиологические изменения в  организме по реакции сердечно - сосудистой системы.

Мощность  работы сердца определяется двумя показателями: ударным объемом, т. е. количеством  крови, выталкиваемым в аорту  за один удар. И минутным объемом, который  равен произведению ударного объема на частоту сердечных сокращений.

Теоретической основой применения ЧСС для дозирования  нагрузки является существование линейной зависимости между изменением мощности физической работы и пульса. Линейный характер связи ЧСС и мощности нагрузки сохраняется до тех пор, пока интенсивность не приближается к критической мощности, после чего она становится нелинейной. У детей и подростков 6-16 лет линейная зависимость наблюдается вплоть до пульса 180-185 уд/мин. Высокая чувствительность сердечного ритма к малейшим изменениям интенсивности мышечной деятельности делает ЧСС важным параметром оценки влияния физической нагрузки на организм.

При использовании  ЧСС в качестве критерия интенсивности  физической нагрузки рекомендуется  определять три критических значения данного показателя: пиковую (характеризующую  предельнодопустимую интенсивность физических нагрузок, оказывающих оздоровительный эффект); пороговую (отражающую минимальную интенсивность нагрузки, после которой наблюдается заметный оздоровительный эффект) и среднюю ЧСС (характеризующую оптимальную интенсивность урока). Нормативные величины пороговой, пиковой и средней ЧСС у школьников 6-16 лет в зависимости от возраста и физической работоспособности приведены в приложении В.

Показателем ЧСС является пульс. Контролируя  пульс до урока, во время нагрузки (или сразу после ее окончания) и в конце урока проверяется эффективность учебно-тренировочного процесса.   

При оценке двигательной нагрузки по ЧСС используются в основном три подхода: по зонам  интенсивности; по разности между исходной ЧСС и конечной после нагрузки; по процентному увеличению ЧСС после нагрузки к исходному.    

Реакция ЧСС по зонам интенсивности является наиболее жестким компонентом нагрузки, поэтому упражнения учебно-тренировочного процесса должны проводиться только в 1-4 зонах интенсивности (восстановительная  ЧСС 110-130 уд/мин, поддерживающая ЧСС 130-150 уд/мин, развивающая ЧСС 10-170 уд/мин, экономизирующая ЧСС 170-180 уд/мин) и  их различных сочетаниях. Для решения  специальных задач физического  воспитания и спортивной тренировке используют все шесть зон интенсивности (плюс: субмаксимальная ЧСС 180-190 уд/мин, максимальная ЧСС 190 уд/мин и более). 

Об индивидуальной реакции организма занимающихся на нагрузку можно судить по ЧСС  непосредственно в конце занятий. При незначительной нагрузке ЧСС  увеличивается до 12% по сравнению  с исходным уровнем после заключительной части занятий, при средней -до 30% , при большой свыше 30%.

Подход  оценки влияния нагрузки по разности между ЧСС исходной и конечной (после нагрузки) используются в основном для нагрузки, которая длится более пяти минут (бег, подвижные и спортивные игры и т.д.). Разность оценивается следующим образом: 25-30 уд/мин - отлично, 31-40    уд/мин- хорошо, 41-55   уд/мин -удовлетворительно, 56-75 уд/мин –плохо, свыше 76 уд/мин- очень плохо.

Подход  к процентному увеличению ЧСС  после нагрузки к исходному уровню используется в физическом воспитании при идивидуализации учебно-воспитательного процесса и оценивается в прирост на 30-40 % как низкая нагрузка, 41-50 % - ниже средней,51-60 %   -  средняя, 61-75 % -  выше средней, 76-95 % - высокая нагрузка.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

 

 

1.4 Нормирование двигательных нагрузок  для решения специальных задач  физического воспитания

 

 

1.4.1 Нормирование двигательных нагрузок, преимущественно направленных на воспитание выносливости

 

 

Уровень выносливости оценивается  ЧСС в  процессе работы и в восстановительном  периоде, частотой дыхательных движений, максимальным потреблением кислорода, пространственными, пространственно-временными, динамическими характеристиками движений в процессе выполнения упражнений.

Нормирование  двигательных нагрузок, преимущественно  направленных на воспитание выносливости, должны основываться на физиологических  закономерностях,  в соответствии с которыми строится учено-тренировочный процесс. Как известно, мощность работы сердца определяется двумя показателями: ударным объемом, т. е. количеством крови, выталкиваемым в аорту за один удар. И минутным объемом, который равен произведению ударного объема на частоту сердечных сокращений.

Во время  бега ударный объем сердца увеличивается  до ЧСС 130 ударов  в минуту. Таким  образом, минутный объем до ЧСС 130 растет как за счет увеличения ударного объема, так и за счет повышения ЧСС. При  увеличении скорости бега растет ЧСС, однако ударный объем остается на достигнутом уровне, при ЧСС 130. Минутный объем сердца продолжает увеличиваться  за счет ЧСС. К уровню ЧСС 170-190 ударов в минуту объем сердца достигает  своих максимальных величин. Эта  частота называется критической. Так  же называется и скорость бега, вызвавшая  эти физиологические изменения. В этот момент организм потребляет максимальное количество кислорода. Увеличение ЧСС выше критического ведет к  снижению как ударного, так и минутного  объемов сердца. Критическая ЧСС и максимальное потребление кислорода (МПК) при этом зависят от возраста и уровня подготовленности.

Бег и  быстрая ходьба в диапазоне ЧСС 130-170 уд/мин тесно связан со скоростью  передвижения. Наблюдается линейная зависимость в этом диапазоне  между ЧСС, МПК, скоростью бега, мощностью  работы и производительностью сердца. Увеличивая скорость бега или мощность работы, мы добиваемся увеличения всех физиологических показателей работы.

Двигательная  нагрузка, направленная на развитие и  поддержание общей выносливости (аэробная функция), должна иметь интенсивность по ЧСС в диапазоне 100-170 уд/мин. Нагрузка при ЧСС ниже 100 уд/мин на развитие выносливости практически не влияет и используется с восстановительной целью.

При воспитании общей (аэробной) выносливости используют методы строго регламентированных упражнений со стандартной непрерывной и интервальной нагрузкой.

 Метод  строго регламентированного упражнения  со стандартной непрерывной   нагрузкой обеспечивает устойчиво  повышение общей (анаэробной) выносливости  и способствует созданию основы  для других видов выносливости. Упражнения длятся от 10 до 30 минут,  а ЧСС при данной интенсивности  работы находится в пределах 130-170 уд/мин.

Метод строго регламентированного упражнения с  интервальной  нагрузкой. Тренировка по этому методу направлена на повышение  функциональных возможностей  сердечно - сосудистой системы, так как физиологической основой метода является увеличение ударного объема сердца во время пауз отдыха относительно напряженной работы. При выполнении упражнений этим методом продолжительность работы планируется в пределах 1-3 мин. Интенсивность работы должна способствовать росту ЧСС до 170-180 уд/мин к концу упражнения. Длительность отдыха снижает ЧС до 120-130 уд/мин, в зависимости от продолжительности работы и уровня подготовленности. И составляет 45-90с.

Двигательная  нагрузка при интенсивности работы по ЧСС в пределах 130-170 уд/мин характеризуется  различной реакцией организма по трем зонам.

1 зона. Бег со скоростью, вызывающей  ЧСС до 130 уд/мин. По данным научных  исследований, бег в этом режиме  связан с развитием работоспособности  самого сердца в не очень  большой степени. Этот режим  повышает капиляризацию мышц  ног и способствует лучшему  кровоснабжению органов.

2 зона. Бег со скоростью, вызывающей увеличение ЧСС от 130 до150 уд/мин. Этот режим специалисты называют «основной, или компенсаторной, зоной». Он развивает и хорошо поддерживает работу сердца и ведет к дальнейшей капиляризации мускулатуры. Потребление кислорода  в этом режиме бега на уровне 50-60% от максимума. Бег в этой зоне является основным для занимающихся физическим воспитанием при оздоровительно-развивающемся подходе, так как увеличивает ударный объем сердца, а следовательно, укрепляет сердечную мышцу.

3 зона. Бег  со скоростью, вызывающей ЧС  от 150 до 170 уд/мин.  Такой бег наиболее  эффективно развивает субмаксимальную  работоспособность сердечно-сосудистой  системы. Потребление кислорода в этой зоне от 60 до80% от максимума. Этот режим бега чаще всего используют для повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем в физическом воспитании.

Двигательные  нагрузки свыше 170 уд/мин направлены главным образом на скоростно-силовые  способности (анаэробная функция).

Рациональное  использование анаэробных нагрузок способствуют увеличению в мышцах содержания креатинфосфата и гликогена, росту  активности ферментов анаэробного  обмена, активизации интенсивности  гликолиза. Эта методика направлена на повышение уровня мощности двух основных путей энегрообеспечения в анаэробных условиях- алактатного (ЧСС- 190-200 уд/мин) и лактатного (ЧСС-170- 190 уд/мин). С этой целью нагрузка дозируется следующим образом: алактатная- продолжительность упражнения 5-10 с, интенсивность упражнения 90-10%, время отдыха 2-3 мин, между сериями 4-6 мин, количество повторений 3-4 раза, в одной серии(5-6 серий); лактатная, соответственно-30 с- 2 ми, 85-95%, (отдых между сериями неограничен), 4-12 раз в одной серии(4-10 серий).

 

 

1.4.3 Нормирование двигательных  нагрузок, преимущественно направленных  на воспитание скоростно-силовых  способностей

 

 

Скоростно-силовые способности характеризуются кратковременностью и максимальной мощностью усилий в одной фазе.

В практике эту способность еще называют «взрывной силой». Способность  к  «взрывному усилию» зависит от общей  способности нервно- мышечного аппарата к проявлению значительных напряжений в короткий промежуток времени; от абсолютной силы мышц, проявляемой при предельном их напряжении без ограничения времени; от специфической особенности мышц к быстрому нарастанию усилия в начале движения. Наиболее распространенной формой скоростно - силовых способностей являются упражнения прыжкового и броскового характера.

Различные упражнения и виды спорта предъявляют  различные требования к отдельным  проявлениям компонентов скоростно-силовых  способностей. В одних упражнениях  результат в большей мере зависит  от силовых компонентов движения, в других от скоростных. Так при  броске копья метатель реализует 15-29% силовых и 80-85% скоростных  компонентов  от абсолютных величин. Эти данные свидетельствуют  о пропорциональной зависимости  между скоростью движения и нагрузкой- с увеличением веса преодолеваемого  отягощения скорость сокращения мышц снижается. При воспитании скоростно- силовых способностей условно выделяют три зоны преимущественной направленности тренировочного эффекта. Для 1 зоны характерна высокая скорость движения (90-100%) с малым внешним сопротивлением (20-45%) от максимально проявляемых. Работа в этой зоне способствует росту скоростных компонентов. Скорость движения (60-85%) и величина отягощения (50-80%), характерные для второй зоны, будут способствовать комплексному совершенствованию скоростно-силовых способностей. В 3 зоне значительное отягощение (85-100%), сопровождаемое низкой скоростью перемещения звеньев тела (10-30%), ведут к увеличению силового компонента.

Комплексное применение средств скоростной и  силовой подготовки в одном занятии  и системе смежных занятий  по физическом воспитанию повышает эффективность  скоростно-силовой подготовленности. Последовательное выполнение  упражнений в комплексе с отягощениями 30 и 90% от максимальных является наиболее действенным для развития «взрывных усилий» и сопровождается адаптацией организма к нагрузке скоростно- силовой направленности.

Для воспитания быстроты отдельных движений применяются  упражнения взрывного характера, без  отягощения, либо с таким отягощением, которое не снижает скорости движений; кроме того, эффективны упражнения, которые выполняются с неполным размахом на максимальной скорости и с последующей резкой остановкой движений. А также старты и ускорения.

Для воспитания частоты движений применяются: циклические  упражнения  в условиях, способствующих повышению темпа движений; бег  под уклон, с тяговым устройством; быстрые движения ногами и руками, выполняемые в высоком темпе за счет сохранения амплитуды, а затем постепенного ее увеличения.

При воспитании спринтерской скорости наиболее эффективны беговые и прыжковые упражнения, а также ускорения, выполняемые с максимальной скоростью на соответствующих дистанциях:

    1. отрезки до 15 метров (развитие быстроты выполнения и техники первых 6-7 шагов стартового разгона);
    2. отрезки 20-50 метров (на этих дистанциях развивается максимальная беговая скорость);
    3. отрезки 80-90 метров (на этих отрезках развивается способность поддерживать максимальную скорость);
    4. отрезки 100-150 метров (на этих дистанциях комплексно развивается скоростная и силовая выносливость).

Совершенствование скоростных способностей, наиболее оптимально, если отягощение, используемое в упражнениях, не превышает одной трети от максимальной силы занимающегося.

 

 

1.4.4  Нормирование двигательных  нагрузок, преимущественно направленных  на воспитание гибкости и подвижности  суставов

 

 

При развитии и совершенствовании гибкости следует  выполнять следующие методические указания:

    • упражняться ежедневно (можно 2-3 раза в день); для поддержания достигнутого уровня развития гибкости достаточно упражняться 2-3 раза в неделю;
    • упражнения выполняются после предварительной разминки;
    • количество повторений каждого упражнения 25-30 раз, продолжительность удержания статических положений 20-40с;
    • при выполнении упражнений их амплитуду увеличивать постепенно;
    • упражнения выполнять до появления болевых ощущений в растягиваемых мышцах, связках;
    • использовать ориентиры, определяющие желательный размах движений;
    • упражнения на подвижность выполнять сериями в определенной последовательности: для верхних конечностей, для туловища, для нижних конечностей;
    • основным методом в развитии подвижности является повторный;
    • использовать в качестве важнейших факторов совершенствования гибкости психологическую настройку, активное самовнушение и творческую активность.

Увеличение  показателей гибкости происходит в  результате увеличения нагрузки, постепенного увеличения длительности растянутого  состояния мышечно - связочного аппарата, которая зависит от возраста и объема повторений на каждый сустав. Ориентировочные объемы повторений упражнений для различных суставов приведены в приложении Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ У             УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

 

2.1 Основы дозирования физической нагрузки у школьников

 

Нагрузка в физической культуре понимается как воздействие физических упражнений на организм занимающихся. Для того чтобы охарактеризовать ее, необходимо ответить на следующие вопросы:

Для чего выполняется нагрузка?

Можно выделить три основные цели, для достижения которых выполняется физическая нагрузка. Это - достижение спортивного  результата, укрепление здоровья, подготовка к какой-либо деятельности.

В соответствии с этими целями можно выделить спортивную, оздоровительную и прикладную нагрузки. Они существенно отличаются по структуре и величине (причем отмечается тенденция к дальнейшему  расхождению между нагрузками большого, особенно профессионального спорта и оздоровительной физкультуры).

Каждая  из перечисленных нагрузок в свою очередь подразделяется на тренировочные, соревновательные и контрольные.

Тренировочные нагрузки применяются для достижения и поддержания тренированности (спортивной формы). Это необходимо в спорте для  достижения заданного результата, а  в физическом воспитании - нормативного уровня физической подготовленности и  должной двигательной активности.

Соревновательные  нагрузки используются в различных  физкультурных праздниках, эстафетах  и т.п. Благоприятный эмоциональный  настрой соревнований способствует формированию интереса и мотивации  в выполнении физических нагрузок, воспитанию установки и потребности  в систематических занятиях физической культурой.

Контрольные нагрузки проводятся в форме тестов (контрольных испытаний) для оценки уровня двигательных действий. В физическом воспитании контрольные нагрузки выполняются  преимущественно для оценки динамики физической подготовленности школьников, сопоставления фактических и  нормативных показателей.

Каков тренировочный  эффект нагрузки?

В зависимости  от параметров (величины, направленности структуры упражнений) физическая нагрузка оказывает различное воздействие  на организм. Так, результатом ее действия (тренировочным эффектом) может быть:

повышение уровня двигательных качеств и физической работоспособности - это развивающая  нагрузка;


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.