Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Региональное развитие экономики

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 20.05.13. Год: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФИЛИАЛ  ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  УЧРЕЖДЕНИЯ

Высшего профессионального  образования

«Кубанский  Государственный Университет»

КубГУ в г.Геленджике 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА  №____________вариант________

по __________________________________________________

наименование  дисциплин по учебному плану

Студент__________курса, шифр_________________________

Специальность________________________________________ 

Фамилия_____________________________________________

Имя___________________ Отчество _____________________

Дата поступления  работы_______________________________

                         Оценка________________

                         Рецензент____________________________________________

(ф.и.о.)

«___»________________20____г.   Подпись________________

_____________________________________________________ 
  _____________________________________________________
 
 
 
 
 

 

 
 
 

Содержание Ошибка! Закладка не определена.

1.Региональное  развитие экономики  и факторы влияния 3

2. Собственность, составляющая финансово-экономическую                         основу местного самоуправления 10

3. Понятие, виды и структура инвестиций в регионе 14

Список  используемой литературы 17 

1.Региональное развитие экономики и факторы влияния

Экономическая устойчивость стала объективной  необходимостью, непосредственно определяющей будущие перспективы регионов. Для  решения проблемы диспропорционального развития регионов необходим масштабный приток инвестиций. Есть два принципиально  разные пути увеличения объемов инвестиций. Первый - мобилизация ресурсов в  руках государства и увеличение государственных капитальных вложений. Возможности государственных инвестиций крайне ограничены и к тому же их эффективность низка, так что они в полной мере не решат проблему. Второй путь, - привлечение в крупных масштабах частных инвестиций - более естественен для рыночной экономики. Поэтому остаются частные инвестиции, отечественные и иностранные. Но для них и нужен благоприятный инвестиционный климат, который позволил бы конкурировать на международных рынках капиталов и, что особенно важно, прекратить отток капиталов из страны. Следовательно, возникает вопрос о наиболее эффективном вложении имеющихся средств.

В экономическом  отношении регион представляет собой  первичный вид территориальной  организации хозяйственной деятельности людей, обеспечивающей воспроизводственную  целостность и взаимосвязь с  внешней экономической средой (экономическими системами аналогичными или более  высокого ранга - другими регионами, страной и так далее).

Обобщенную  структуру региона можно представить  в виде элементов, выступающих в  качестве его подсистем:

1) население, 

2) природно-ресурсный  потенциал, 

3) экономическая  подсистема,

4) социокультурная подсистема.

Каждая  из них имеет сложную структуру  и находится в органической взаимосвязи  и во взаимодействии с остальными. В результате регион обладает свойствами самоорганизации и развивается  в соответствии с определенными  закономерностями. Поэтому анализ экономического аспекта развития региона невозможно проводить без учета влияния  и взаимосвязей всех его подсистем. Процессы взаимодействия структурных  элементов региона и его самоорганизация  протекают согласно нормам и правилам и осуществляются с помощью организационных  механизмов и структур. Эти нормы  и правила, организационные механизмы  и структуры являются общественными  институтами и в совокупности образуют региональную институциональную  среду, которую следует рассматривать  в качестве важнейшего условия превращения  разнородных элементов региональной структуры в целостную воспроизводящую  систему. Это обуславливает наличие  в такой среде регионообразующих факторов.

Региональная  институциональная среда представляет собой совокупность политических, социальных и экономических институтов. Нормы  и правила регулируют формирование общих условностей и ограничений  взаимодействия подсистем региона, а организационные механизмы  и структуры включают в себя учреждения и организации, непосредственно  или косвенно обеспечивающие взаимодействие всех подсистем региона.

Каждая  из этих двух частей институциональной  среды распадается на формальную и неформальную составляющие. Формальные институты возникают в результате сознательных действий социальных групп  и признаются государством в качестве нормативно-правовых актов и государственных  учреждений. Неформальные институты  являются продуктом спонтанных действий экономических субъектов и признаются людьми в качестве общепринятых правил, форм и норм организации поведения.

Региональные  институты формируются на основе общей институциональной среды  страны. Под влиянием элементов региональной структуры, внутреннюю организацию  и взаимодействие которых данные институты обслуживают, институциональная  среда приобретает специфику, выделяющую регион в составе страны, которая  определяется природно- географическим, социальными, техногенными условиями региона, то есть климатическими, технологическими, этническими, психологическими и прочими отличиями, на процесс образования и динамику развития регионов в рамках страны оказывает воздействие особая группа факторов, которые можно определить как институциональные регионообразующие факторы. Это воздействие непосредственно формирует целостность региона, отражается на позиции региона в рамках страны и направлениях его развития. Результатами его могут явиться как укрепление позиций региона, так и его деградация (в том числе и распад).

В числе  институциональных регионообразующих факторов можно отнести:

  • институты, определяющие особенности взаимодействия населения региона (его численности, естественного прироста и миграции), расселения (дисперсного и группового) и социокультурной подсистемы (этнического состава и особенностей религиозной жизни региона, народных и языковых традиций и так далее). Их можно объединить в подгруппу социально-демографических факторов, определяющих первичные формы общности и систему родства. Сильное влияние этой группы факторов наблюдается в регионах со структурой населения, характеризующейся национальными и историческими традициями, отличающимися от традиций других регионов.
  • институты, определяющие взаимодействие природно-ресурсного потенциала и экономической подсистемы. Они представляют собой подгруппу экономико-географических факторов. В каждом регионе имеется свой набор географических характеристик, которые могут оказывать влияние на укрепление или разрыв общности: размеры, состояние, границ и военно-стратегическое значение территории, особенности системы коммуникаций и среды обитания, сельскохозяйственные и рыбные угодья, наличие полезных ископаемых, потенциальные возможности расселения, значение для формирования мирового климата. Этот набор факторов определяют принцип размещения производства, соотношение основных хозяйственных узлов и периферии региона, наличие приоритетных отраслей, формирующих специализацию региона. Значение указанных факторов особенно велико во вновь образующихся регионах, где до момента начала освоения населения его численность была малочисленной, а хозяйственная деятельность - неразвитой.

Подгруппа социально-демографических институциональных  факторов влияет на характер взаимодействия населения и социокультурной подсистемы. Население определяет численность и структуру сообщества людей, проживающих на территории региона, а социокультурная подсистема представляет собой совокупность накопленных общественных знаний, традиций и других элементов духовной сферы. В ходе взаимодействия последней с населением выполняется важнейшая воспроизводственная функция.

Социально-демографические  институты обслуживают процесс  создания нормальных условий жизнедеятельности  населения, профилактики заболеваний  и охраны здоровья, социальной защиты, формирование мировоззрения человека, определение нравственных и идеологических установок, обогащение культурными  ценностями, обеспечения развития науки и образования. Эффективность взаимодействия их с населением отражают показатели ожидаемой продолжительности жизни при рождении, уровни образования и здоровья и многое другое.

В совокупности население обладает определенными  ценностями, которые, в свою очередь, обуславливают потребности и  способы их удовлетворения. Это служит основой для формирования институтов и стереотипов, определяющих состав материальных и духовных потребностей и тип хозяйственного поведения  населения.

Подгруппа социально-экономических институциональных  факторов обеспечивает взаимодействие населения и экономической подсистемы региона. В качестве последней обычно рассматривается хозяйственная  деятельность людей на части территории страны, тесно связанные с природно- экологическими условиями, которая предоставляет средства для удовлетворения потребностей населения. Она является совокупностью различных отраслей хозяйства региона, охватывающих производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг. В рамках региона поддерживается целостность процесса воспроизводства совокупного общественного продукта, обеспечивающего население необходимым набором благ и услуг.

Следует заметить, что, с одной стороны, население  оказывает существенное воздействие  на формирование и развитие экономической  системы. От структуры населения, например, зависят объемы непроизводственного  потребления, накопления мощностей  и виды производств, объемы затрачиваемых  природных и энергетических ресурсов. С другой стороны, экономическая  подсистема использует население в  качестве трудового ресурса, обеспечивая  его оплачиваемой работой - занятостью.

Эффективность взаимодействия населения и экономической  подсистемы региона отражают показатели дохода и производства валового регионального  продукта на душу населения, а также  уровня потребления.

Подгруппа экономико-географических институциональных  факторов обеспечивает взаимодействие экономической подсистемы и природно-ресурсного комплекса, который является материальной основой развития экономики региона. Участвуя в производственных и других региональных процессах, формируя экологическую  среду жизнедеятельности населения, природно-ресурсный комплекс играет существенную роль в функционировании экономики региона.

Основными направлениями воздействия природно-ресурсного потенциала на экономику региона  являются:

  • влияние на формирование отраслевой структуры, которое проявляется через развитие базовых отраслей (сельское и лесное хозяйство, добывающие отрасли, металлургию и другие). Характер территориального размещения природных ресурсов, цикличность разработки месторождений полезных ископаемых во многом определяют жизнедеятельность в регионе, характер территориального размещения производства;
  • опосредованное влияние через обрабатывающие отрасли сырьевой ориентации связанные с природным сырьем.
  • влияние, реализующееся через характер и эффективность функционирования ресурсодобывающих предприятий и отраслей. Высокая фондо-, энерго-, капитало- емкость предприятий указанных выше отраслей имеет большое значение для формирование воспроизводственного процесса в регионе. Для эксплуатации природных ресурсов требуются значительные капитальные вложения, а разведка, поиск и освоение местности стимулирует развитие региона. Отрицательным явлением является однобокость развития и общая диспропорция развития. Огромные ресурсные запасы вырабатываются зачастую безвозмездно, в ущерб развитию регионов.

Экономическая подсистема функционально формируется  с целью удовлетворения потребностей населения региона и базируется на его возможностях, природно-ресурсном  потенциале и внешних взаимодействиях  с экономиками других регионов. Показателями, отражающими эффективность взаимодействия экономической и природно-ресурсной  подсистем, является обеспеченность основными  видами природных ресурсов и производительность факторов производства.

Таким образом, экономика региона через  институциональные регионообразующие факторы непосредственно взаимодействуют с природно-ресурсной базой и трудовым потенциалом, подвержена влиянию населения региона через социокультурную подсистему. В свою очередь, экономическая подсистема оказывает воздействие на население и социокультурную подсистему, обеспечивая определенный качественный уровень жизни и количественное удовлетворение потребностей, что ведет к появлению новых потребностей, а следовательно и необходимости их удовлетворения.

     Как социально-экономическая система  регион может быть представлен совокупностью  пяти основных подсистем, к которым относятся:

     • системообразующая база;

     • системообслуживающий комплекс;

     • экология;

     • население;

     • инфраструктура рынка.

     Главным фактором, обеспечивающим взаимосвязь  и взаимодействие указанных подсистем, интегрирующим их в единую социально-экономическую систему, является деятельность людей. Человек — органическая часть каждой из подсистем. Он представляет собой часть природы, основной компонент производительных сил национального хозяйства и, наконец, часть населения, так как через связи и отношения с другими людьми образует собственно социально-территориальную общность.

2. Собственность, составляющая финансово-экономическую                         основу местного самоуправления

Муниципальный сектор складывается из предприятий  и учреждений различных форм собственности  и различной отраслевой принадлежности [7, с. 48].

Для городских  муниципалитетов характерна индустриальная структура хозяйства. В поселках городского типа и малых городах  сложилась моноотраслевая структура хозяйства; как правило, в них находится одно градообразующее предприятие. В крупных муниципалитетах сформированы многоотраслевые хозяйственные комплексы, часто с набором взаимосвязанных предприятий [7, с. 48].

Муниципальная собственность отличается, как от государственной, так и от частной. Она служит общему благу, а не интересам конкретного лица (группы лиц), не может быть ориентирована только на получение прибыли, хотя рациональное ее использование является обязательным [7, с. 153].

Муниципальная собственность наряду с имуществом, находящимся в государственной  собственности и переданным в  управление органам местного самоуправления, составляет экономическую основу местного самоуправления. Вместе с тем в  соответствии со статьёй 61 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», отсутствие муниципальной собственности на территории муниципального образования не является основанием для упразднения или преобразования муниципального образования либо отказа в образовании нового муниципального образования.

Пункт 1 статьи 29 Закон Российской Федерации  «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что в  состав муниципальной собственности  входят:

-средства  местного бюджета,

-муниципальные  внебюджетные фонды,

-имущество  органов местного самоуправления,

-муниципальные  земли и другие природные ресурсы,

-муниципальные  предприятия и организации,

-муниципальные  банки и другие финансово-кредитные  организации,

-муниципальные  жилищный фонд и нежилые помещения,

-муниципальные  учреждения образования, здравоохранения,  культуры и спорта,

-другое  движимое и недвижимое имущество.

Статья 9 Конституция России выделяет в  числе возможных объектов муниципальной  собственности землю и природные  ресурсы. Правовой режим муниципальных  земель определяется Земельным Кодексом Российской Федерации. Правовой режим  других природных ресурсов определяется Федеральными законами «О недрах», «Об  охране окружающей природной среды», Лесным и Водным кодексами. В соответствии с этими законами органы местного самоуправления имеют право пользования природными ресурсами, а также право на часть платежей за природопользование.

Содержание  права муниципальной собственности  составляют принадлежащие собственнику правомочия по владению, пользованию  и распоряжению имуществом, которые  собственник осуществляет по своему усмотрению и в своем интересе.

Полномочие  владения - это юридически обеспеченная возможность хозяйственного господства собственника над вещью.

Полномочие  пользования - это юридически обеспеченная возможность извлечения из вещи полезных свойств в процессе ее потребления. Полномочие пользования обычно опирается на полномочие владения.

Полномочие  распоряжения - это юридически обеспеченная возможность определить судьбу вещи путем совершения юридических актов  по отношению этой вещи.

Право муниципальной собственности, как  и право собственности вообще, является элементом абсолютного  правоотношения.

Все лица по отношению к муниципальной  собственности выступают в качестве обязанных лиц. Их обязанность состоит  в том, что они не должны посягать на целостность муниципальной собственности. В свою очередь, собственник может  совершать в отношении своего имущества любые действия, которые  не противоречат закону и не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц.

Муниципальной собственности отчасти присущ властный характер, который выражается в способах ее осуществления. В то же время властное начало муниципальной собственности никак не должно сказываться на реализации права муниципальной собственности в гражданских правоотношениях.

В законах  многих субъектов РФ состав муниципальной  собственности дополняется такими, например, объектами, как унитарные  предприятия, в том числе транспорта, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, ремонтно-строительные, жилищно-эксплуатационные, по оказанию ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, по утилизации и переработке  мусора; ценные бумаги (Московская область); пакеты акций в хозяйственных  обществах (Иркутская, Пермская области); объекты инженерной инфраструктуры (Республика Дагестан, Псковская, Костромская области); имущество, приобретенное в результате предпринимательской деятельности предприятиями и организациями, входящими в состав муниципальной собственности (Белгородская, Вологодская, Псковская области). Более детально состав муниципальной собственности определен в уставах муниципальных образований.

Органы  местного самоуправления могут передавать объекты муниципальной собственности  во временное или постоянное пользование  физическим и юридическим лицам  на возмездной или безвозмездной  основе, сдавать их в аренду, отчуждать. Если на территории муниципальных образований  имеются незадействованные в  местном хозяйственном обороте  объекты, то они (образования) могут  сдавать их в аренду или продавать  в целях пополнения доходной части  бюджета.

Органы  местного самоуправления вправе также  создавать муниципальные учреждения и закреплять за ними имущество, находящееся  в муниципальной собственности. 

3. Понятие, виды и структура инвестиций в регионе

Конкурентоспособность региона находится в прямой зависимости  от возможности привлечения отечественных  и иностранных инвесторов для  осуществления программ размещения и территориальной организации  производительных сил, от степени благоприятности  инвестиционного климата.

Известно, что инвестиции понимаются как долгосрочное вложение капитала в предприятия  разных отраслей, предпринимательские  проекты, социально-экономические программы, инновационные проекты, дающие экономическую  отдачу, как правило, через значительный срок после вложения.

Существуют  различные виды инвестиций: государственные, образуемые из средств государственных  финансовых источников; иностранные, вкладываемые зарубежными предпринимателями, банками, компаниями; частные, образуемые из средств  частных корпоративных предприятия  и организаций, граждан, включая  как собственные, так и привлеченные средства.

Производственные  инвестиции направляются на новое строительство, реконструкцию, расширение и техническое  перевооружение действующих предприятий, интеллектуальные инвестиции на создание интеллектуального, духовного продукта. Прямые инвестиции - это средства, вкладываемые непосредственно в производство и сбыт определенного вида продукции либо обеспечивающие обладание контрольным пакетом акций.

Инвестиции  финансовые (портфельные) - это инвестиции в акции, облигации и другие ценные бумаги, формируемые в виде портфеля ценных бумаг; нефинансовые инвестиции имеют, как правило, форму вложения прав, лицензий, ноу-хау, имущества в проект, предприятие, дело.

Основным  источником региональных инвестиций являются государственные инвестиции (федерального и регионального уровня), частные  внутренние инвестиции, частные иностранные  инвестиции, иностранные государственные  и межгосударственные инвестиции.

К государственным  инвестициям в регионе относятся:

- средства  государственного бюджета развития (федерального и регионального);

- инвестиции  государственных предприятий и  организаций, министерств и ведомств, внебюджетных фондов, осуществляемые  вне плановой инвестиционной  программы;

- налоговые  льготы и инвестиционные кредиты,  предоставляемые предприятиям и  иным экономическим субъектам,  а также кредиты государственных  финансовых структур.

Региональный  бюджет развития является ключевым институтом государственного участия в сфере  региональных воспроизводственных  отношений.

В бюджете  развития региона источники инвестиций подразделяются на безвозмездные и возвратные.

Безвозмездные инвестиции, в основном государственные  ресурсы, направляются в социальную сферу.

Возвратные  ресурсы включают в себя займы  государства (иностранные кредиты  и эмиссия ценных бумаг), государственные  инвестиционные кредиты и кредиты, предоставляемые под государственные  гарантии. Из-за крайне сложного финансового  положения региона заемные государственные  ресурсы больше не являются перспективным  источником.

Ввиду ограниченности средств регионального  бюджета развития необходимо введение принципа обязательной возвратности и  платности в качестве основы формирования бюджета развития региона.

Объектами инвестиций населения являются материальные и финансовые активы. К первым относятся движимое и недвижимое имущество, здания и сооружения, драгоценные металлы, товары длительного пользования, использующиеся как средства производства, например, автомобили, компьютеры и оргтехника.

Финансовые  активы включают все виды платежных  и финансовых обязательств, в том  числе наличные деньги, вклады в  текущих счетах, прочие по срочности  виды вкладов в банках, различные  краткосрочные долговые обязательства, облигации, а также титулы собственности  на капитал, например акции, и другие финансовые документы, подтверждающие заключение сделки по поводу движения финансовых ресурсов.

Фактическая разница между совокупными денежными  доходами населения и конечным потреблением домашних хозяйств весьма существенна.

Она складывается из официально неучтенных инвестиций населения, денежной наличности и потребительских  расходов за пределами региона, в  том числе туристических путевок, транспортных услуг, покупки товаров  и валюты. Следовательно, значительная часть доходов населения вымывается из региональных финансовых потоков. Это говорит о наличии значительных резервов, лежащих в области развития системы финансовых посредников как инструмента эффективной трансформации сбережений населения в инвестиции в реальный сектор экономики. 

Список  используемой литературы

 

1. Барыгин И. Н., Основы регионоведения: Учебное пособие/ И. Н. Барыгин.- М.: Гарадарики, 2007.- 399с.

2. Мищуров С. С., Щуков В. Н., Основы регионалистики: Учебное пособие.- Иваново: ИГТА, 2003.- 275с.

3. Основы региональной  экономики/ Под ред. А. Г. Гранберг.- М.: ЮНИТИ, 2002.- 344с.

4. Региональное  развитие: опыт России и Европейского  Союза [Текст]/ Рук. авт. колл. и отв. Ред. А. Г. Гранберг.- М.: ЗАО «Издательство Экономика», 2004.- 435с.

5. Челноков И.  В., Герасимов Б. И., Бычковский В. В., Региональная экономика: организационно - экономический механизм управления развитием региона/ Под ред. д.э.н., проф. Б. И. Герасимова.- Тамбов: Издательство Тамбовского университета, 2002.- 112с.

6. Щуков В. Н., Экономический потенциал регионов России и эффективность его использования: Учебное пособие.- Иваново: ИГТА, 2006.- 258с.

7. Экономика  муниципального сектора: Учебное  пособие/ под ред. А. В. Пикулькина.- М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2007.- 464с.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.